Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковная политика Валента (364-378 гг.) на востоке А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Β отличие от римской половины империи, где при наступлении свободы все просто и автоматически возвращалось к неподвижному староникейству, Восток продолжал быть в распаде и движении. Валенту, при всем его богословском равнодушии, нельзя было с этим не считаться. Надо было найти способ «держать порядок.» Жена Валента Домника была настроена ариански. Она влекла Валента налево. Валент, боясь крайности, почти механически решил идти «посерединке,» предпочитал руководство «казенных» омиев. Β 367 г., перед походом против напиравших на империю с севера готов, Валент даже не без суеверия решил креститься. И, конечно, рукой официального возглавителя столичной Константинопольской церкви самого Евдоксия. Да и сами первенствующие в столице омии не склонны были возбуждать против себя другие партийные течения. Валент ценил это показное миролюбие. И в начале копировал его, подражая западному брату Валентиниану. Однако проведение в жизнь господства омиев не рождало мира. Монопольная передача омиям епископских кафедр рождала сопротивление в низах народных. Вспыхивали драки, полицейские аресты. Валент первые годы упорно демонстрировал свою толерантность. Но возраставший поворот Востока к никейству давал себя знать. И в конце концов вывел Валента из официального терпения. И соблазнил его вступить в открытую борьбу с воскресающим на Востоке никейством. Вот примеры его первоначальной терпимости. Находясь в прифронтовой полосе во время борьбы с готами, в городе Томи (ныне болгаро-румынский черноморский порт Мангалия), Валент пришел в церковь. Епископ оказался энтузиастом никейства и в своей проповеди обличал ошибочное покровительство императора омийству. Валент просто повернулся и ушел в другую церковь. Но все-таки «дерзкий» епископ затем был наказан ссылкой.

http://sedmitza.ru/lib/text/435062/

Переход омиусиан к Никейской вере А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Мужественный, резкий, революционный переход к никейскому омоусиос способна была пережить и открыто заявить только исключительная личность Мелетия Антиохийского. Другие шли туда же, но более умеренными шагами. И остальные омиусиане с воцарением Валентиниана тоже «двинулись.» Когда Валентиниан после избрания его армией проезжал на Запад, в Рим, то омиусиане атаковали его в Константинополе и просили созвать собор по вопросам вероучения. Валентиниан по-солдатски ответил: «Я — мирянин и считаю неприличным вмешиваться в дела такого рода. Пусть иерархи съезжаются, если хотят.» Омиусианская группа немедленно этим воспользовалась и в 364 г. в спешном порядке собралась там, где уже скопилась значительная группа снятых со своих кафедр и сосланных омиусианских епископов. Это был маленький город, скорее даже деревня, — Лампсаки. Это теперешнее селение Лапсаки на другом берегу Дарданелльского пролива против Галлиполи. Раздавленные в 360 г. Константинопольским собором, эти омиусиане теперь объявляли, что они отвергают решения этого собора и требуют, чтобы захваченные омиями их кафедры были им возвращены. Они апеллируют к суду всей церкви. По вопросу догматическому собор отвергает «ариминскую веру» (т.е. омийство никского символа). Co своей же стороны заявляют, что держатся символа Лукиана с толкованием « омиос ката панта ,» т.е. и « кат усиан .»[! !]Поднялся вопрос и ο приложении этого понимания к природе Третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого. Но поднялись возражения, и от решения вопроса на сей раз отказались. Послали послов к императору Валенту. Их постигло полное разочарование. He знали и не утадали эти лампсаковские провинциалы, что для столицы в данный момент все эти затеи догматических пересмотров несвоевременны. И арианствующая жена Валента Домника, сошедшаяся в Константинополе с арианским злоумышленником Евдоксием, не могла не подсказать Валенту, как тут следует поступить. Надо сразу грозящий вспыхнуть пожар потушить строгими полицейскими мерами. Предписать повиноваться установленному (с 360 г.) обязательному омийству. И снова сослать всех низложенных при Констанции и возвратившихся при юлиановской свободе епископов. Из Антиохии снова удалили Мелетия. Павлина не тронули, может быть, из некоторого пренебрежения к малочисленности его секты.

http://sedmitza.ru/lib/text/435065/

Скачать epub pdf Память преподобной Домники Память 8 января Святая Домника с четырьмя другими девицами прибыла в Царьград из Карфагена в царствование императора Феодосия Великого, будучи еще язычницей 324 . Она пламенела сильным желанием принять христианство и жить по правилам чистой небесной веры. Архиепископ Царьграда Святой Нектарий 325 получил о ней особое откровение. Поэтому, приняв ее, он не только сподобил ее святого крещения, но и поставил в диаконисы 326 . Император Лев подарил ей землю за чертою города. На этой земле святая Домника основала монастырь в честь святого Захарии, собрала вокруг себя девственниц и стала жить с ними, подвизаясь в посте. Она сотворила немало чудес: например она спасла мореплавателей, погибавших от бури на море, тем, что с благословением пустила в море масло, отчего морское волнение прекратилось. Она имела также дар пророчества, ибо предузнала и предсказала кончину царя. Видела она однажды, как сошел с неба ангел, святил естество воды, а также получала и другие откровения Божественных тайн. Святая мирно почила в глубокой старости, дожив до царствования Льва и Зенона 327 , причем предсказала время своего отшествия к Господу. 324 Феодосий Великий – римский император с 379 по 395 г. В его царствование христианская вера была окончательно утверждена в Римской империи. 325 Св. патриарх Нектарий управлял Константинопольскою церковью с 381–397 г. Память его совершается в субботу сырную. 326 Диакониса – с греческого языка: служительница. Так назывался особый род лиц в Церкви, учреждение которых восходит к временам апостольским ( Рим.16:1 ; ср. 1Тим.5:3–10 ). На должность диаконис большею частью избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. Обязанностъю их было наставлять обращающихся жен и девиц, как они должны держать себя во время крещения, прислуживать епископу при их крещении и вместо него совершать помазание других частей тела, кроме чела, наблюдать за порядком и благочинием среди женщин во время Богослужения, посещать больных и заключенных в темницах, служить исповедникам и мученикам, содержимым под стражей, помогать неимущим и т. под. Относительно диаконис есть несколько канонических правил, а именно: IV-ro Вселенского собора правило 15-е, IV-ro – правило 14-е и св. Василия Великого правило 44-е. 327 Здесь разумеется император Лев II, царствовавший меньше одного года (в 474 г.); император Зенон царствовал с 474 по 491 г. Св. Домника скончалась в первые годы царствования Зенона, около 474 г. Так как в Константинополь она пришла, во всяком случае, раньше 385 года, и так как ей в это время было, несомненно, не меньше 20 лет (ибо патриарх Нектарий нашел возможным вскоре поставить ее в диаконисы), то св. Домника скончалась, имея более 100 лет от роду. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кончину преподобного Георгия описал его ученик Антоний. Лежа на смертном одре, преподобный Георгий послал одного из братии к нему, чтобы проститься. Антоний в то время был занят послушанием по приему странников и очень скорбел, что не успеет проститься со своим аввой. Но преподобный Георгий, узнав об этом духом, объявил через посланных, чтобы Антоний исполнял послушание, обещая подождать. Действительно, когда Антоний около полуночи поспешил к умирающему старцу, тот еще был жив. Преподобный Георгий с любовью благословил ученика, простился с ним, после чего, обернувшись к востоку, произнес трижды: «Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди», – и мирно скончался. Преподобная Домника Была уроженкой Карфагена, откуда прибыла в Константинополь в царствование императора Феодосия Великого (379 – 395). Юная Домника была язычницей, но сохранила девство и пламенела желанием удостоиться Святого Крещения и жить, соблюдая заповеди Христовы. Святитель Нектарий, Патриарх Константинопольский (381 – 397; память в субботу сырную) совершил над ней таинство Крещения и поставил ее диаконисой. Через некоторое время святая Домника основала в предместье Константинополя монастырь во имя святого Захарии. Собрав вокруг себя девственниц, она провела всю свою дальнейшую жизнь в строгих подвигах поста и молитвы. За свои многолетние подвиги преподобная Домника получила от Господа дар пророчества, дар исцелений и чудотворений. Так, своей молитвой она спасла однажды мореплавателей во время бури, возлив в волны морские благословенное масло, после чего буря утихла. Преподобная Домника предузнала и предсказала кончину императора Льва I (457 – 474). Однажды она видела, как Ангел Господень освятил естество воды, получала и другие откровения Божественных тайн. Жители Константинополя глубоко чтили преподобную, и пример ее святой жизни побуждал многих из них к исправлению. Преподобная Домника, дожив до глубокой старости, мирно отошла ко Господу около 474 года. Святаго священномученика Исидора и иже с ним седмидесяти и двух мученик, во Юрьеве, граде Ливонстем, за Православие пострадавших

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святая Феодула скончалась в 410 году. Память ее вместе с Евпраксией и Олимпиадой празднуется 25 июля/7 августа. Преподобная Феодула в Четьих-Минеях в одном месте называется «игуменией, яже бе диаконисса». Она была диакониссой (διακονος), но до своего ли монашества или одновременно с иночеством, неизвестно. Святые преподобные Мавра и Домника – диакониссы Святые Мавра и Домника, современницы святой Олимпиады, были диакониссами Константинопольской церкви. Они происходили из знатного языческого дома и были родом из Карфагена. При патриархе Нектарии (следовательно, раньше 397 года, года смерти Нектария) они пришли в Константинополь с пятью своими служанками-язычницами. Их привлекло в столицу Востока пламенное желание принять Крещение. Нектарий имел о них особенное извещение; поэтому, когда они обратились к нему с просьбой принять их в лоно христианской Церкви, он не только совершил над ними Крещение, но Домнику и Мавру посвятил в диакониссы. Долго ли они трудились в этом сане, неизвестно; история говорит о них как об основательницах двух иноческих обителей. Император Феодосий подарил им землю за чертой города. Домника построила монастырь во имя пророка Захарии, а Мавра – во имя святой Мавры. К той и другой собралось множество дев, преимущественно из африканского Карфагена. Как известно, император Феодосий обращал власть свою на ослабление язычества в дальних областях своей империи, и обители Домники и Мавры сделались училищами для новых христианок. Блаженная Домника долгими и твердыми подвигами взошла на высокую степень духовного совершенства. По милосердию Божию она исцеляла больных, прорекала будущее, призывая к заботам о вечности некоторых из беззаботных жителей веселой столицы. Жизнь святой Домники 159 была очень продолжительна; она дожила до времен императора Льва II (ум. в 474 году). Святая Мавра 160 умерла раньше нее. С благодарной мольбой преставилась она ко Господу. Обитель Мавры прославилась тем, что претерпела гонение при Копрониме. Святые жены-диакониссы в V веке

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

( < < back) Мономах был одним из замечательнейших русских князей в домонгольский период. Когда умер отец его, Всеволод, он, несмотря на любовь к нему киевлян, не занял великокняжеского киевского престола, а призвал двоюродного брата своего Святополка Изяславича, которому и уступил великое княжение, как старшему в роду. В это время он княжил в Чернигове, и, сверх того, владел Смоленским княжеством. По смерти Святополка, он занял киевский великокняжеский престол, где княжил до своей смерти (1113–1125 гг.). ( < < back) настоящее время местечко Киевской губернии. ( < < back) правый приток Днепра, протекающий чрез Васильковский уезд, Киевской губернии. В прежнее время приток этот был довольно значительной рекой. ( < < back) там это место читается так: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» . ( < < back) Память преподобной Домники Великий — римский император с 379 по 395 г. В его царствование христианская вера была окончательно утверждена в Римской империи. ( < < back) патриарх Нектарий управлял Константинопольскою церковью с 381–397 г. Память его совершается в субботу сырную. ( < < back) с греческого языка: служительница. Так назывался особый род лиц в Церкви, учреждение которых восходит к временам апостольским (Рим.16:1; ср. 1 Тим.5:3–10). На должность диаконис большею частью избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. Обязанностъю их было наставлять обращающихся жен и девиц, как они должны держать себя во время крещения, прислуживать епископу при их крещения и вместо него совершать помазание других частей тела, кроме чела, наблюдать за порядком и благочинием среди женщин во время Богослужения, посещать больных и заключенных в темницах, служить исповедникам и мученикам, содержимым под стражей, помогать неимущим и т. под. Относительно диаконис есть несколько канонических правил, а именно IV-ro Вселенского собора правило 15-е, IV-ro — правило 14-е и св. Василия Великого правило 44-е. ( < < back) разумеется император Лeb II, царствовавший меньше одного года (в 474 г.); император Зенон царствовал с 474 по 491 г. Св. Домника скончалась в первые годы царствования Зенона, около 474 г. Так как в Константинополь она пришла, во всяком случае, раньше 385 года, и так как ей в это время было, несомненно, не меньше 20 лет (ибо патриарх Нектарий нашел возможным вскоре поставить ее диаконисы), то св. Домника скончалась, имея более 100 лет от роду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В описанных рукописях богослужебных книг встречаются некоторые более или менее посторонние и важные статьи. Так в требнике N 371 на вставленной после тетради л. 144–153 приписан и введён в счёт статей чин поставления на великое княжество внука вел. князя Иоанна Васильевича III, Димитрия, вместе с записью о совершении этого священнодействия 1498 года Февраля 4. 8 В Сербском требнике N 374, во второй половине, с л. 267 пишутся некоторые Правила апостольские, вселенских соборов – те и другие с толкованием Зонары, канонические послания св. Василия вел.., Тарасия и Геннадия, патриархов Константинопольских , правила Сисинния, Никифора и Иоанна Постника Константинопольских же владык, послание Домника, архиепископа Венецианского, к Петру, патриарху Антиохийскому, об опресноках, с ответом последнего, в половине XI века, как только возник об этом спор, несколько других статей полемического и иного содержания. Апостольские и церковные правила – в переводе отличном от списков кормчей. В списке устава N 402 с л. 169 вторая часть содержит известный по Слав. рукописям Алфавит или Азбуковник с статьёй перед ним черноризца Храбра о Славянских письменах, в списке псалтири с возследованием N 408 л. 504 об. – извещение о написании пасхалии на 8-ю тысячу лет при митр. Зосиме, в служебнике N 369 л. 100 вставлены две собственноручно писанные проповеди Епифания Славинецкого и потом – другого почерка – выписки из катехизиса Симона Будного. В приписках писцов или владетелей ркп., более или менее обширных, не редко содержатся замечательные известия о ближайших событиях. См. в уставе N 380 приписку века об Илии и Гаврииле, братьях – архиепископах Новгородских (слич. замечания на неё в Прибавлениях к Творениям св. Отцов 1862 ч. 21, в статье: О сане епископском в отношении к монашеству стр. 368–370). В N 387 приписка о Тверском соборе 1390 г., в N 388 – о взятии Коломны в 1608 г. паном Лисовским, в N 403 на обор. 17 л. о праздновании памяти преп. Иосифа Волоколамского. В двух рукописях, N 407 и 413. встречаются подписи криптографические и так называемые тарабарские, – обе XV века (см. Описание стр. 423. 456).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Октоих, Московской печати, 1664 года, в коже. Анфологион, страдания Святыя Екатерины, Феодора Стратилата, и Житие Алексия Божия Человека, в коже, 1660 года, Московской печати. Тестамент во Христе благоговейного Монарха Греческого Василия, к сыну своему воцарившемуся Льву Философу, писанный им 886 года. Рукописные: Четь-Минея на Июнь месяц, в десть. Вклад 7121 (1613) года Пафнутиева Монастыря Игумена Ионы. Четь-Минея на Июль месяц в десть. В 7121 (1613) году дана от Василия Елевферьева Попова. Сборник, в коем заключаются: Житие Климента, Епископа Римского и других Святых мужей, слова и поучения на разные случаи Святых Отцев Церкви, переписка Домника, Архиепископа Венетийского, с Патриархом Антиохийским Петром, об опресноках, переписка же Германа Патриарха Константина-Града с Папой Римским Григорием о вере, и о прочем, в десть, в коже, без летописи; в нем же Василия Царя Греческого 66 глав нравоучений, к сыну своему Царю Льву Философу. Сборник, в коем заключаются: Жития, некоторых Святых и Слова Старческие. Дан вкладом в Боровский Монастырь от Митрополита Новгородского Макария; в десть, в коже, без летописи. Сборник, – в коем заключаются: Старческие поучения на разные случаи монашеской более жизни, подтверждаемые выписками из слов Святых отец; Устав Церковный и правила монашеской жизни, в осьмушку, в коже, без летописи. Сборник, в коем, заключаются: 39 глав душеполезных молитв Учителя Августина; Сказания Исторические о Чудотворной Иконе Смоленской Божией Матери и о списанной с оной, находящейся в Москве в Девичьем Монастыре – Иеродиакона Илариона Истомина 7195 (1687) года; Патриарха Московского Иоакима поучения к воинам, при отправлении на войну против Татар и Турок, и по одержании победы к возвращающимся военачальникам: Василью Васильевичу Голицыну и Ивану Степановичу Мазепе и другие. Его же Духовное завещание, Грамота об утверждении в Межигорском Киевском Монастыре Ставропигии Патриаршей, Синодальный список об употреблении по Церквам Устава Церковного и книг, с Его благословения, печатанных в Москве и Грамота Иеремии Патриарха Константинопольского об утверждении Никифора Протосигелла Великия Церкви в блюстители Патриаршего Константинопольского престола 7101 (1593) года – в коже, в 4-ку, без летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тестамент во Христе благоговейного монарха греческого Василия к сыну своему воцарившемуся Льву Философу, писанный им 886 года. Рукописные Четь-Минея на июнь месяц, в десть. Вклад 7121 (1613) года Пафнутиева монастыря игумена Ионы. Четь-Минея на июль месяц в десть. В 7121 (1615) году дана от Василия Елевферьева Попова. Сборник, в коем заключаются: Житие Климента епископа Римского и других святых мужей, слова и поучения на разные случаи святых отцев церкви, переписка домника архиепископа Венетийского с патриархом Аниохийским Петром об опресноках, переписка же Германа патриарха Константина-Града с Папой Римским Григорием о вере и о прочем, в десть, в коже, без летописи, в нём же Василия царя греческого 66 глав правоучений к сыну своему царю Льву-философу. Сборник, в коем заключаются жития некоторых святых и слова старческие, дан вкладом в Боровской монастырь от митрополита новгородского Макария, в десть, в коже, без летописи. Сборник, в коем заключаются старческие поучения на разные случаи монашеской более жизни, в осьмушку, в коже, без летописи. Сборник, в коем заключаются 39 глав душеполезных молитв учителя Августина, сказания исторические о чудотворной иконе Божией Матери о и списанной с оной находящейся в Москве в Девичьем монастыре иеродиакона Иллариона Истомина 7195 (1687) года, патриарха московского Иоакима поучения к воинам при отправлении на войну против татар и турок и по одержании победы к возвращающимся военачальникам: Василию Васильевичу Голицыну и Ивану Степановичу Мазепе и другие, его же духовное завещание, грамота об утверждении в Межигорском Киевском монастыре ставропигии патриаршей, синодальный список об употреблении по церквам устава церковного и книг с его благословения печатанных в Москве, и грамота Иеремии патриарха Константинопольского об утверждении Никифора Протосигелла великой церкви в блюстители патриаршего Константинопольского престола 7101 (1593) года – в коже, в 4-ку, без летописи. Сборник или жития российских святителей и других, год означен 7133 (1625) в 4-ву, в коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

213 В 505 г. Дара – город на севере Месопотамии, находившийся на тогдашней границе с Персией. См.: «О постройках» Прокопия Кесарийского, кн. 2, гл. 1. 218 24 июня. Согласно «Консульским фастам» мощи апостола Тимофея были доставлены в Константинополь 1 июня 356 года. 219 3 марта. Согласно «Консульским фастам» мощи апостолов Луки и Андеря были доставлены в Константинополь 3 марта 357 г. 220 Храм святых Апостолов был построен в Константинополе ещё при Константинтине Великом, при Констанции II он был перестроен. 239 Константинопольским патриархом Анатолием (449–458 гг.); это был первый случай, когда императора на царство короновал константинопольский патриарх. 241 Сирмий (совр. г. Сремска-Митровица) – крупнейший город в провинции Паннония; там некоторое время (в конце III-haчaлe IV вв.) находилась императорская резиденция. 242 Анастасия Узорешительница (или Анастасия Младшая) – христианская великомученица, погибшая во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (в 304 г.). 243 Колоннада (или портик) Домника часто упоминается в византийской литературе, однако её точное местоположение в Константинополе доподлинно неизвестно. 244 Седьмой Вселенский собор (784 г.), проходивший в Никее, был созван против иконоборчества. Отрывок из «Церковной истории» Феодора Анагноста был зачитан с целью опорочить иерополитанского епископа Ксенайи, который выступал против почитания икон. 246 В оригинале сказано двусмысленно; другое понимание: «во время его [т. е. Ксенайи] епископской власти». 249 Свида – средневековая византийская энциклопедия (X в.), содержащая разъяснения ок. 30 тыс. имён, названий и понятий. 256 Это сочинение было написано в восьми книгах; извлечения из него сохранились в Библиотеке патриарха Фотия (IX в.). 257 Гиппарх (II в. н. э.) – древнегреческий астроном и математик. Под «шаром» Гиппарха, вероятно, имеется в виду составленный им звёздный каталог. 259 Порфирий (III в.) – древнегреческий философ-неоплатоник, выступавший с критикой христианского учения. 260 Возможно, прав как раз Феодор Анагност, а не Феофан Исповедник : фессалоникийский епископ был церковной главой всей преторианской префектуры Иллирик (значительная часть Римской империи), что могло давать ему право называться патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010