Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНЫ (правила), основополагающие церковные законы, относящиеся к церковному устройству и дисциплине. Значение Термин многозначный, употребляется также в библеистике (см. ст. Канон библейский ) и литургике (см. ст. Канон мессы ). В церковно-правовой практике термин «канон» в широком смысле обозначает отдельный нормативно-правовой акт либо часть крупного систематизированного правового сборника. Эти К. могут иметь различный статус (так, не имеют общеобязательного значения К., помещенные в Номоканон при Большом Требнике , К. поместных Соборов, не включенные в состав общецерковного законодательства, напр. К. Эльвирского Собора или Арелатских Соборов , а также К., составляющие свод основных законов католич. Церкви,- включенные в средневек. «Corpus juris canonici» или Codex juris canonici ). В узком смысле слова К., часто с уточняющей характеристикой «священные каноны», называются те основополагающие нормативно-правовые акты (законы), к-рые действуют во всей Вселенской Православной Церкви и в своей совокупности составляют фундамент законодательства Поместных Церквей. Это Апостольские правила , правила соборные и святоотеческие. Во 2-м прав. Трулльского Собора , содержащем наиболее полный (по сравнению с др. нормативными документами древней Церкви) перечень авторитетных церковных К., сформулировано положение об обязательности их исполнения и об их неотменяемости: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил (καννες)... Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, трех сот осмьнадесяти богоносных отец, собравшихся в Никеи: такожде от отец, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре… (далее в приблизительной хронологической последовательности приведен перечень Вселенских и Поместных Соборов, издававших К.- В. Ц.)… такожде правила Дионисиа, архиепископа великаго града Александрии… (следует перечень отцов Церкви - авторов правил.- В. Ц.)… Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти…» Известный серб. богослов архим. Иустин (Попович) давал такое определение К. в перспективе богословского сознания Церкви: «Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире благодаря Богочеловеческому телу Церкви Христовой» ( Jycmuh архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 257). Состав канонического корпуса

http://pravenc.ru/text/1470259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРАХОВИЦА (Ремета), мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Славонской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится близ г. Ораховица (Хорватия). Изначальное название мон-ря, Ремета, вероятно, восходит к древнему поселению католич. отшельников (лат. eremitae). Впервые Ремета упоминается в тур. описи Пожегского санджака 1579 г., тогда в ней находилась кафедра Пожегской митрополии Печской Патриархии. В обители действовал скрипторий, в к-ром были созданы Апостол (1583), Типик (1590), здесь иером. Матфей переписал Триодь (1584), Цветную Триодь (1585), Сборник евангельских поучений (1593), а в рукописи «Паренесиса» Ефрема Сирина (1594) оставил запись об окончании росписи храма (исходя из этого сообщения, исследователи считают, что каменный храм заменил деревянный ок. 1592). Впосл. в О. старец Спиридон переписал Псалтирь с последованием (1630), а мон. Димитрий в 1635 г. переписал и проиллюстрировал Служебник (1635), Василий (в монашестве Стефан) переписал Четвероевангелие (1672). Из О. происходит Псалтирь с последованием (ок. 1649), в записи к-рой упоминается игум. Савва. Известны также имена книжников XVII в.- Дионисия и Феофана. С кон. XVI в. в О. действовала ювелирная мастерская: Радош выполнил серебряный оклад для иконы свт. Николая (1600), Аврамий Хлапович - дарохранительницу, пятихлебницу, трикирий, подсвечник и кадильницу (1617), Стефан Иванович Сараевац - позолоченный серебряный оклад распятия и панагиар (1632). В 1650 г. храм был реконструирован в моравском архитектурном стиле. Во время австрийско-тур. войны (1683-1699) при уходе из Славонии (в период между 1687 и 1691) турки сожгли О., убили или увели в плен монахов. Через неск. лет в нее вернулись монахи Исаия и Орест, позже к ним присоединились 6 иеромонахов из сожженных мон-рей Липле и Ступле. В 1690 г. настоятель О. игум. Иов (Раич), брат униат. Сремского еп. Лонгина (Раича), принял унию. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) в 1693 г. посетил О. и поставил ее игуменом Серафиона. Тогда же обитель была отремонтирована, и в 1697 г. в храме установлен иконостас с образами работы Савы Крабулевича. В 1715/16 г. к храму пристроена внешняя припрата с часовней св. Стефана, а в 1757-1758 гг. заменена крыша. В 1758 г. О. посетил митр. Карловацкий Павел (Ненадович) для урегулирования нестроений в епархии, возникших после смерти еп. Пакрацкого Софрония (Йовановича; 1757), когда настоятель О. архим. Прокопий (Попович) на основании фальшивых рекомендаций в Цетине был хиротонисан во епископа. Митр. Павел заключил лжеепископа в О. в затвор, где тот прожил до смерти в 1767 г. В 1764 г. по заказу архим. Прокопия (Поповича) в Вене была выполнена гравюра с видом обители, где изображалась братия, встречающая у врат архиерея.

http://pravenc.ru/text/2581473.html

Мужской монастырь Комоговина Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " " lon " :16.37583300000000008367351256310939788818359375, " icon " : " " " imageoverlays " Монастырь Комоговина — мужской монастырь Преображения Господня Сербской православной церкви в районе Бания на территории современной Хорватии. Находился близ одноимённого села между городами Костайница и Петринья. Содержание История [ править править код ] Монастырь получил свое название в честь села, на месте которого он был построен, и которое упоминается еще со времен средневековья. Ранее духовным центром для сербского народа был монастырь Моштаница, который был сожжен турками во времена турецкого владычества на Балканах в XVII веке. Так возникла необходимость основать новый духовный центр. В 1693 году двое уцелевших монахов из разрушенного монастыря Моштаница Йован (Свилокос) и Сильвестр (Проданович), заручившись благословением и поддержкой митрополита Афанасия (Любоевича), основали новый монастырь в Комоговине, настоятелем которого стал викарий митрополита Афанасия Дионисий (Попович). В тот же год монастырь получил земли от коменданта Костайницы Франье Эрдеди. Но поскольку пахотных земель было сравнительно мало, монахи продолжали посещать пустующие храмы, исполняя приходские обязанности и собирая милостыню. В 1715 году игумен монастыря Комоговина Феодор (Тинторович) вместе с иеромонахом Рафаилом побывали в России. В дар монастырю были переданы церковная утварь, книги, а также денежные пожертвования. В 1-й половине XVII века в Комоговине находилась кафедра Костайницко-Зринопольских епископов, которую затем перенесли в Костайницу.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Ламбрович (в миру Лазарь Ламброс); ок. 1780, Эдирне - 1822, Кишинёв), митр. Белградский в 1801-1813 гг. По происхождению грек. В 90-х гг. XVIII в. пришел в Белград. Благодаря митр. Белградскому Мефодию обучился грамоте. Принял монашество, был рукоположен во иерея и назначен протосинкеллом. После убийства турками владыки Мефодия (26 янв./1 февр. 1801) в апр. 1801 г. Л. стал митрополитом Белградским (предположения о возможном его заговоре против митр. Мефодия свидетельствами не подтверждаются). В силу сложного политического положения в Белградском пашалыке в 1801-1804 гг. Л. фактически не мог управлять митрополией. После начала в 1804 г. 1-го Сербского восстания во главе с Карагеоргием (см. ст. Карагеоргиевичи ) Л. участвовал с османской стороны в переговорах с восставшими, тайно поддерживая с ними контакты. Когда это стало известно тур. властям, бежал в Австрийскую империю, но вскоре вернулся и примкнул к восставшим, от имени к-рых отправлял послания в Стамбул и С.-Петербург. В 1806 г. Л. также участвовал в переговорах, связанных с военными действиями, во время русско-тур. войны подчеркивал лояльность к К-польской Патриархии. Это вызвало подозрения серб. властей, и Л. пришлось в авг. 1809 г. вновь покинуть Сербию. В 1810 г. Карагеоргий разрешил ему вернуться, но из-за опасений за жизнь он приехал в 1811 г. Во время его отсутствия участники восстания пытались поставить своего кандидата митрополитом всей Сербии, но безуспешно. После подавления восстания (1813) Л. вместе с его лидерами уехал в Австрийскую империю (мнение, что именно Л. уговорил Карагеоргия уйти без борьбы, не имеет оснований). Белградскую кафедру возглавил митр. Дионисий (Попович) . Стамбул требовал выдачи Л. в числе лидеров восстания, поэтому австр. власти его арестовали, чтобы уберечь от похищения турками. В сент. 1814 г. Л. уехал в Кишинёв, где жил на пособие от российского правительства. Переписывался с серб. кн. Милошем Обреновичем, оказывал ему дипломатическую помощь. Лит.: М. Лeohmuje митр. београдски//ГлСПЦ. 1901. Бр. 1. С. 26-39; Бр. 2. С. 129-146; Бр. 3. С. 256-276; Бр. 5. С. 534-542; Бр. 6. С. 640-649; Бр. 7. С. 708-726; Српски jepapcu. С. 285; Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 98-398; он же. Шест портрета православних митрополита, 1766-1891. Београд, 2009. С. 47-64. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2463519.html

4. протоиерей Алексей Байков (†10.05.2017) 5. протоиерей Михаил Правдолюбов (†19.05.2017) 6. иеродиакон Иоанн (Макаров; †22.05.2017) 7. протоиерей Николай Морозов (†04.07.2017) 8. диакон Александр Рытов (†09.07.2017) 9. протоиерей Геннадий Нефедов (†28.07.2017) 10. протоиерей Иоанн Тараканов (†12.08.2017) 11. протодиакон Николай Попович (†12.08.2017) 12. протоиерей Сергей Косов (†07.09.2017) 13. протоиерей Евгений Прохоров (†28.09.2017) 14. иеромонах Маркелл (Фанышев; †25.11.2017) 15. архимандрит Дионисий (Шишигин; †01.12.2017) Почившие насельники монастырей: 16. монах Виссарион (Титов; †02.01.2017) 17. архимандрит Кирилл (Павлов; †20.02.2017) 18. архимандрит Наум (Байбородин; †13.10.2017) 19. монах Пантелеимон (Дементиенко; †04.11.2017) Почившие насельницы монастырей: 20. схимонахиня Ксения (Фролова; †31.12.2016) 21. схимонахиня Калерия (Игнатова; †19.12.2016) 22. монахиня Никона (Егорова; †17.12.2016) 23. схимонахиня Екатерина (Ивлева; †09.07.2017) 24. схимонахиня Григория (Биллим; †19.09.2017) 25. монахиня Таисия (Васильева; †04.08.2017 ) 26. монахиня Маргарита (Ковешникова; †29.09.2017) 27. инокиня Фекла (Тимохина; †01.11.2017) Пропоем почившим " Вечную память " . Обзор деятельности Патриарха в 2017 году В 2017 году общее количество Патриарших богослужений составит 200 служб, включая богослужения, запланированные после епархиального собрания. Радостный юбилей начала работы Поместного Собора 1917-1918 годов и Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона и печальная столетняя годовщина начала гонений на Церковь стали поводом для множества памятных богослужений, конференций и круглых столов, во время которых мы не только обращали свой взор в прошлое, но пытались осмыслить, как в сознании современного общества преломляются последствия упомянутых событий. Отдельно упомяну Литургию Преждеосвященных Даров, которую я совершил 15 марта, в день 100-летия обретения иконы Божией Матери " Державная " , а также освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском ставропигиальном мужском Сретенском монастыре и Божественную литургию в этом соборе в праздник Вознесения.

http://religare.ru/2_114622.html

была проведена ревизия серб. школ с целью изъятия книг на кириллице. Митр. Дионисий II выступал против перехода епархии из юрисдикции К-польского Патриарха в юрисдикцию Карловацкой митрополии , находившейся под контролем Австро-Венгрии, и изъятия рус. богослужебных книг, что привело к его отставке. Администратором митрополии в 1891-1892 гг. был архим. мон-ря Тавна Александр (Симич). При митр. Николае (Мандиче ; 1892-1896) в епархии строились церкви, в школах было введено преподавание Закона Божия. Митр. Григорий (Живкович ; 1897-1909) боролся за церковно-образовательную автономию Боснии и Герцеговины, к-рая была предоставлена в 1905 г., уделял много внимания просвещению в епархии. В правление митр. Илариона (Радонича ; 1910-1922) в условиях военного времени на территории епархии было запрещено использование кириллицы, мн. священники попали в тюрьмы или были убиты. В 1920 г. Зворникско-Тузланская кафедра вошла в состав восстановленной Сербской Патриархии в ранге епархии, до назначения в 1929 г. еп. Нектария (Круля) адм. управление епархией осуществляли еп. Шабацкий Михаил (Урошевич), митр. Баня-Лукский Василий (Попович) и еп. Захумско-Герцеговинский Иоанн (Илич) . В 1921-1941 гг. в З.-Т. е. было построено 29 церквей, 17 обновлено, восстановлены мон-ри Озрен, Тавна и Папрача. В начале второй мировой войны епархия оказалась на территории фашистского Независимого гос-ва Хорватия, в к-ром правосл. сербы подвергались гонениям. В 1941-1945 гг. было убито 46 священников, 54 храма разрушено (в т. ч. 17 полностью), повреждено 25 приходских домов и 20 церковных объектов, уничтожено 62 церковных архива, 49 приходских и монастырских б-к. После войны, вернувшись из изгнания, еп. Нектарий начал восстанавливать епархию, но ему мешали новые коммунистические власти - в послевоенные годы в З.-Т. е. было убито 10 священнослужителей. В 1951 г. владыка был перемещен на Сараевскую кафедру, но продолжал адм. управление З.-Т. е. В 1955 г. епархию возглавил еп. Лонгин (Томич) , при к-ром все церкви и мон-ри были восстановлены, построено 30 храмов. В кон. 1976 г. епархия делилась на 6 наместничеств, действовали 4 мон-ря и 131 церковь, служили 75 священников и 22 монаха. После краткого адм. управления епархией еп. Шабацко-Валевского Иоанна (Велимировича) 16 июля 1978 г. главой З.-Т. е. стал еп. Василий (Качавенда), который продолжил восстановление храмов и мон-рей, но во время гражданской войны 1991-1995 гг. был вынужден перенести кафедру из Тузлы в Биелину. Из епархий СПЦ в Боснии и Герцеговине в ходе гражданской войны больше всех пострадала З.-Т. е. Было разрушено 38 и повреждено 60 церквей, полностью уничтожен мон-рь Сасе, разрушены (31) и повреждены (19) приходские дома и др. церковные здания. По окончании войны восстановлены церковные здания, а также основано несколько новых монастырей. Особое внимание уделяется воспитанию молодежи, 16 марта 2006 г. в Зворнике был основан Святосавский молодежный союз.

http://pravenc.ru/text/199675.html

В святом чувстве и сознании Вселенской Церкви с самого начала жила Богооткровенная истина Священного Писания о Святой Деве Марии как Приснодеве и Богородице. Проникнутые животворящим вселенским чувством и сознанием Церкви богомудрые Отцы и Учители не могли не ощущать, не осознавать и не проповедовать Святую Деву как Приснодеву и Богородицу. Громогласно признавая как основную истину новозаветной веры – ту, что Иисус Христос есть Бог и Господь, они не могли не исповедовать Святую Деву Приснодевой и Богородицей. Христолюбивый апостольский ученик, святой Игнатий Богоносец , пишет: «Бог наш Иисус Христос по Божию Промыслу был зачат от Марии из семени Давидова и от Духа Святого... Но от князя мира сего было сокрыто девство Марии, и рождение, и смерть Господа – три славных тайны, совершенных в Божием молчании». «В первом томе своего толкования на Послание к Римлянам Ориген называет Пресвятую Деву Богородицей (Θεοτος) и пространно об этом говорит». Святой Дионисий Александрийский в своем послании, написанном совместно с собором других александрийских пастырей Павлу Самосатскому, называет Святую Деву Марию Богородицей (Dei genitrix Maria), потому что от Нее воплотился Христос, Истинный Бог. Святой Афанасий Великий , с апостольской ревностью и бесстрашием оборонявший и защитивший Богооткровенное учение о Божестве Господа Иисуса Христа, часто называет и исповедует Приснодевой и Богородицей Святую Деву Марию, родившую Господа и Бога Иисуса Христа. Великий таинник Святой Троицы, не меньший таинник Пресвятой Богородицы, святой Григорий Богослов , пишет Кледонию: «Если кто не признаёт Святую Марию Богородицей, то он отлучен от Божества». «Пресвятая Дева Мария может быть не кем иным, как Богоматерью (ta;εομτωρ), ибо Она родила Бога». «Отрицающий, что Мария родила Бога, не узрит славы Его Божества». Сверхъестественное, Божественное величие Святой Девы как Богоматери проявляется особенно в том, что Она и до рождения Спасителя, и при рождении, и по рождении была и осталась Девой. «Дева зачала, Дева родила и по рождении осталась Девой».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В Почаевской лавре было отключено отопление и подача воды, закрыты мастерские и свечной цех, отобраны хозяйственные помещения. Одновременно монахов лишали прописки, так что к 1962 году из проживавших в лавре 180 человек прописку имели лишь 23. По ночам к обители приезжали крытые грузовики. Монахов насильно сажали в них, вывозили за много километров и отпускали, пригрозив расправой и тюрьмой. Доходило до того, что милиция использовала пожарные шланги, заливая кельи и закрывшихся там иноков. В письме Н.С. Хрущеву и генеральному прокурору СССР Р.А. Руденко от братии лавры есть следующие строки: «За истекшие годы гонений в лавре не было ни одного агитатора, который сумел бы научно и обоснованно доказать, что Бога нет. “Доказывают” угрозами, насилием, высылкой, расправой и тюрьмами». За «нарушение паспортного режима» были привлечены к уголовной ответственности многие почаевские монахи: проживавший в лавре более полувека игумен Вячеслав (Пассаман), иеромонахи Амвросий (Довгань), Валериан (Попович), Дионисий (Комонюк), иеродиаконы Апеллий (Станкевич), Антоний (Коростелов), Андрей (Щур) и другие. Среди прочих и иеромонах Сергий (Соломка) был приговорен к двум годам лишения свободы. Из заключения иноки возвращались в лавру: не желали расставаться с родной обителью. Отец Сергий вспоминал, как прятались они на лаврских чердаках, спали в ящиках зимой, тайно посещали богослужения. Почаевские иноки ездили в Москву в Совет по делам религий и через знакомых хлопотали там о возращении прописки для изгнанной братии, писали обращения к мировой общественности, которые передавали в Москве корреспондентам зарубежных радиостанций. Риск был неописуемый: за такую «деятельность» иноков могли упрятать в застенки на многие годы. Однако «сберегла Богородица», говорил отец Сергий. В ноябре 1963 года председатель КГБ В. Семичастный вынужден был доложить в ЦК КПСС о том, что жалобами почаевской братии занимаются такие международные организации, как Всемирный Совет Церквей и ООН. Иноки обращались, между прочим, и к английской королеве, на радиостанции Би-Би-Си и «Голос Америки». Знаменитое письмо почаевских монахов всколыхнуло Запад. В марте 1964 года на митинге в Париже французский писатель, Нобелевский лауреат Франсуа Мориак заявил: «Когда в Москве распинают Христа, мы слышим Его стон в Париже». Был направлен протест Хрущеву, создан Международный комитет информации об антирелигиозных гонениях в СССР. Репутации Советского Союза был нанесен значительный ущерб. Гонения были прекращены, а главный их идеолог Н.С. Хрущев, обещавший к 1980 году «показать последнего попа», 14 октября 1964 года, в праздник Покрова Божией Матери, был бесславно смещен с поста генсека. И в который раз подтвердились слова Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

http://pravoslavie.ru/54007.html

2-3); кроме того ряд статей обоих названных авторов в различных изданиях, H. F. Mьller , Dionysios, Proclos, Plotinos, Baeumker " s Beimrдge, XX. 3-4, Mьnsmer, 1918. Ο латинских переводах ряд статей G. Тнйгу и его новую книгу: Etudes dionysiennes, I. Hilduin, Paris 1932. Срв. Durantel , St. Thomas et le Pseudo-Denys, P. 1929. По-русски: A. И. Бриллиантов, Иоанн Скот Эригена, Спб., 1898, с. 142-178; В. Н. Лосский, Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита, Seminarium Kondakovianum, III, Прага 1929; La notion des " Analogies " chez le Denys Pseudo-Arйopagime, Archives d " histoire doctrinale du Moyen Age, V, 1930. V. Писатели VI и VII вв. - 1. Леонтий Византийский. Неудовлетворительные старые издания (отчасти переводы) y Migne 86. l, 2; F. Loofs , Leontius von Bysanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche, TU III. 1-2, Lpz. 1887; W. Rьgamer , Leontius von Bysanz, Wьrzburg 1894; V. Ermoni , De Leontio Byzantino, P. 1895; J. P. Junglas , Leontius von Byzanz, Studien zu seinen Schriften, Quellen und Anscha: ungen, Padeborn 1908 (Kirsch-Ehrhard Forsch. VII. 3; R. Devreesse , Le florilu ge de Lй once de Bysance, Bev. sc. rel. X. 1930; Свящ. B. Соколов. Леонтий Византийский, Его жизнь и литературные труды, С. Пос. 1916. - 2. Полемисты VI и VII в.в. СМ. y Migne , t. t. 86, 86-bis, 89. Срв . Lebon и Junglas ; S. Vailb й , Sophrone le sophiste et Sophrone le parti arche. Revue de l " Orient снгй t., VII, VIII, 1902-1903; K. Попович , Патр . Иерусалимский Софроний , как богослов , проповедник и песнописец , Киев 1890; J. B. Kumpfm ь ller ; De Anastasio Sinaita diss. Wь rzburg, 1865; P . Spacil , La teologia di S. Anastasio Sinaita, Bessarione, XXVI (1922), XXVII (1923). - 3. Сборники . Прокопий Газский y Migne , 87, 1-3, J. A. Cramer . Catenae patrum, in Novum Testamentum, 1-8, Oxford, 1844; H. Lietzmann . Catenen, 1897; Th. Schermann , Die Geschichte der dogmatischen Florilegien vom V-VIII Jh., TU 28, Lpz. 1904; R. Devreesse , Снао nes ехй gй tiques, Diet, de Bible, Suppl.

http://sedmitza.ru/lib/text/538199/

7 янв. 1708 г. епископом Будимским был избран Викентий (Попович-Хацилавич , с 1713 г. митр. Карловацкий). При нем соборной церкви в Буде Патриарх Арсений III даровал стравропигию, что ограничило права Будимской общины и позже привело к столкновению между верующими и архиереем. В 1716-1728 гг. Б. е. управлял еп. Михаил (Милошевич), сохранилось неск. его посланий. При еп. Василии (Димитриевиче , 1728-1748) произошло объединение (1732) Б. е. с Мохачской епархией, и архиерей стал носить титул «епископ Будимский, Пештанский, Сентендрейский, Стонобеоградский, Сечуйский, Сигетский и Мохачопольский». Особое попечение еп. Василий имел о развитии церковного искусства, он построил и освятил 3 храма и кафедральный Преображенский собор со звонницей (1741-1746) в Сентендре, церковь в Грабоваце и мн. др. церковные здания, успешно боролся с насаждением унии и католицизма. 24 июля 1749 г. во епископа Будимского был посвящен Дионисий (Новакович) из Книнской Краины, но вскоре австро-венг. власти без уведомления митрополита и синода назначили его на новоучрежденную для правосл. румын Эрдельскую кафедру, оставив за ним пост администратора Б. е. Несмотря на территориальную удаленность кафедр друг от друга, еп. Дионисий ревностно управлял паствой в обеих епархиях до своей кончины в 1767 г. О положении Б. е. при его правлении свидетельствует «Екстракт описания Богоспасаемой епархии Будимской» 1751 г. (Екстракт Onucahuja Бorocnacajeмuja Enapxuju Бyдuмckuja; хранится в МСПЦ), в к-ром представлен список из 94 сел с правосл. населением с указанием количества домов (3087), храмов (46, в т. ч. 3 неосвященных), правосл. священников (47), мон-рей с числом насельников ( в Грабоваце - 13, в Ковине с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы - 4); кроме того, перечислены костелы и католич., лютеран. и кальвинист. молельные дома. В центре епархии, в Сентендре, находилось 716 домов с правосл. населением, 6 церквей и 17 священников. В этот период границы Б. е. на севере и востоке доходили до Дуная, на юге до Дравы, самым зап. был г. Сигетвар. Сев. приходы были объединены в церковно-адм. единицу «протопопия Будимская», юж. приходы обозначены как «страна Сечуйская». В акте 1765 г. Б. е. делится на Верхнюю и Нижнюю. Наиболее часто престолы церквей посвящались свт. Николаю, архистратигам, вмч. Георгию, освящались в честь Пресв. Богородицы. Еп. Дионисию в управлении Б. е. помогал игум. Грабоваца Софроний (Кирилович), к-рый в 1769 г. был избран епископом Эрдельским, с 1774 г. управлял Б. е., а в 1781 г. перешел на Темишварскую кафедру, скончался в 1786 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010