Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИДИМ СЛЕПЕЦ [греч. δυμος Τυφλς; Дидим Александрийский] (313, Александрия - ок. 398, там же), христ. писатель, богослов, экзегет. Жизнь Принятая датировка жизни Д. С. опирается на данные Палладия , еп. Еленопольского ( Palladius. Hist. Laus. 4). Сведения блж. Иеронима Стридонского о датах жизни Д. С.- род. в 309 г., ум. в 393 г. ( Hieron. De vir. illustr. 109) - признаются недостаточно точными ( Bardy. 1910. P. 3). Д. С. происходил из простой семьи, всю жизнь прожил в Александрии «возле въезда в город»; воспитывался, вероятно, в монашеской общине, отличавшейся высоким культурным уровнем ( Doutreleau. 1962. P. 14. Not. 4). Он ослеп, когда ему было 4 года ( Palladius. Hist. Laus. 4. 1), так что не мог учиться, как его сверстники: азбуку усвоил по дощечкам, на которых были сделаны глубокие прорези букв, все остальные знания - на слух, в результате постоянных и усердных занятий ( Sozom. Hist. eccl. III 15). У лучших учителей Александрии Д. С. изучал философские науки: диалектику, арифметику, музыку, риторику и, обладая незаурядным красноречием, мог свободно соревноваться с теми, кто постигли науки обычным способом ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 25). Блж. Феодорит , еп. Кирский, уточнял, что, освоив формальную логику Аристотеля и учение Платона , Д. С. воспринимал науки не как постигающие истину, а как «орудие истины» (πλα τς ληθεας - Theodoret. Hist. eccl. IV 29). «Исследователь, не оставляющий ничего без внимания», он в юности «получил обширные знания, так что в старости мог ими наслаждаться» ( Isid. Pel. Ер. 331//PG. 78. Col. 373). Д. С. стал заметной фигурой не только для христ. богословов, но и для ученых мужей «внешнего мира». Так, ритор Ливаний писал о нем к некоему Севастиану: «Ты не можешь быть незнаком с Дидимом, в противном случае ты незнаком с великим городом (Александрией.- П. М.), где он распространял свое учение днем и ночью» ( Lib. Ер. 318). Приобретенные знания получили у Д.

http://pravenc.ru/text/172002.html

Дидим Слепец. Творения Дидим Слепец (313-398) – выдающийся христианский писатель, большой знаток Писания, оригинальный ум. Последний глава Александрийского училища. Последователь Оригена, но не эпигон. Ослепнув четырёх лет от роду, образования не получил, но природные способности позволили ему стать одним из виднейших богословов Церкви. Крайне почитаемый при жизни (был собеседником Антония Великого, например), в 6 в.  подвергся обвинению в «оригенизме». Дидим, прежде всего, богослов Св. Троицы, свою огромную эрудицию он использует не для построения системы, а для исповедования веры. Творения Книга о Святом Духе Предисловие блаженного Иеронима к Павлиниану Когда я жил в Вавилоне (т. е. в Риме), был поселенцем порфироносной блудницы и проживал на правах квиритов, то хотел кое–что сказать о Святом Духе и начатое небольшое сочинение посвятить епископу этого города. Но вот закипел тот котел, который после жезла Иеремия видит от лица севера (Иер. 1:11–13): завопило сборище фарисеев, ни один книжник не поддержал меня, а вся шайка составила против меня заговор, как будто ей объявлена была ученая война. Я тотчас, как из отнятого имения, возвратился в Иерусалим и после хижины Ромула и баснословных Луцеркалий увидел гостиницу Марии и пещеру Спасителя. Итак, любезный брат мой Павлиниан, так как вышеупомянутый епископ Дамас, который первый побудил меня к этому труду, уже почил о Господе, то теперь как по твоей просьбе, так и по просьбе уважаемых мною рабынь Христовых Павлы и Евстохии ту песнь, которую я не мог петь на земле чуждой, я, по вашему вызову, напеваю в Иудее, признавая место, родившее Спасителя мира, более торжественным, чем место, родившее братоубийцу. И, если нужно в заглавии поставить имя автора, я предпочел быть переводчиком чужого произведения, чем (как делают некоторые), будучи безобразною вороною, наряжаться в чужие перья. Читал я когда–то чьи–то книжки о Духе Святом и, как выражается комик (Тернций), из греческого добра видел латинскую дрянь. Ничего там нет доказательного, ничего твердого и продуманного, что даже невольно влекло бы читателя к согласию, но все вяло, слабо, приглажено, прикрашено и подмазано оттуда и отсюда подысканными красками. А мой Дидим, имеющий око невесты Песни Песней и те глаза, которыми Господь заповедал смотреть на белеющие нивы, видит гораздо выше и показал нам собою древний пример, так что может быть назван пророком видящим. Кто прочитает его, тот, без сомнения, увидит воровство латинян и бросит ручейки, когда начнет черпать из источников. Невежда он словом, но не разумом, самою речью показывая в себе мужа апостольского — как светом мыслей, так и простотою слова. Перевод книги Дидима

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

архимандрит Иоасаф (Морза) Скачать epub pdf Жизнь Дидима Литературные произведения Дидима Слепца   В церковной истории IV век – это время великих мужей, великих соборов, великих богословских споров, это эпоха расцвета Церкви. Именно тогда святоотеческая письменность прославилась отцами и писателями, равных которым не было до тех пор. Достаточно упомянуть в области богословия имена таких великих писателей, как святитель Афанасий Александрийский , трех великих Каппадокийцев – святителей Василия Великого , Григория Нисского и Григория Богослова , славного учителя и проповедника Иоанна Златоуста ; церковных учителей и богословов святого Кирилла Иерусалимского , Дидима Слепца Александрийского, Серапиона Тмуитского и Амфилохия Иконийского . Не менее прославились экзегет и переводчик Библии блаженный Иероним Стридонский ; проповедник преподобный Ефрем Сирин , историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский ; ересеолог святитель Епифаний Кипрский ; на Западе появляются богословы Иларий, епископ Пиктавийский и святитель Амвросий Медиоланский . Это же столетие дает зарождение монашеско-аскетической литературе, где прежде других должны быть упомянуты преподобный Антоний Великий , преподобный Макарий Великий , Евагрий Понтийский и другие. Цель предлагаемого обзора – показать образ и деятельность Дидима Слепца , одного из виднейших богословов Церкви IV века, родившегося и подвизавшегося в Александрии. Почему именно его? Ведь о нем говорено и написано достаточно много, к тому же он не имеет для нас такого авторитета, как, например, святой Афанасий Великий . Во-первых, тщательное исследование учения Дидима, используемых им догматических и философских определений и понятий, а также его вклада в богословие является необходимым подспорьем к пониманию той особой роли, которую сыграл Дидим в окончательном утверждении вероучения Православной Церкви. Явившись связующим звеном между богословской мыслью Александрии и Каппадокии, он во многом предопределил замечательные по точности определения отцов-каппадокийцев. Во-вторых, недавно (в 1941 году) в Египте были открыты ценнейшие рукописи с творениями Дидима и Оригена . И хотя в этих рукописях мы не находим никаких дополнительных сообщений ни о самом Дидиме, ни о его деятельности как церковного писателя, но в них содержится богатый материал, позволяющий точнее определить богословскую систему этого знаменитого в свое время подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Четвертая глава из книги: Vladimir Lossky. Vision de Dieu. Neuchatel (Suise), 1962. Перевод с французского. Предисловие к этой книге проф.-прот. Иоанна Мейендорфа напечатано в «Б. тр.», 8, с. 231–232; глава I: Предание отцов и схоластика и глава II: Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков, – напечатаны в «Б. тр.», 18, с. 118–135; глава III: Александрия – напечатана в «Б. тр.», 24, с. 214–241; глава VIII: «Видение Бога» в византийском богословии и глава IX (последняя в книге): Паламитский синтез, – напечатаны в «Б. тр.», 8, с. 187–203. В IV веке, в эпоху борьбы с арианами, реакция против оригенизма в области догматической вступает в новую фазу. Эту антиоригеновскую реакцию, проступающую сквозь все перипетии борьбы против арианства, не так-то легко определить, тем более, что среди защитников единосущности были такие, например, богословы, как св. Александр Александрийский или Дидим Слепец , в той или иной степени придерживавшиеся образа мыслей Оригена . Было бы неправильным видеть в оригеновском субординационизме самый источник арианской ереси; однако не подлежит никакому сомнению, что радикальный ответ на вопрос, поставленный учением Ария, должен был раз и навсегда субординационизм пресечь. Если Логос – единосущен Отцу, нельзя больше говорить об Отце, как о простой субстанции, как о Боге «преимущественном». Теперь, когда говорят о сущности или природе Бога, это уже не «бездна» ( βαθος) Отца, которую мы постигали бы через Сына и которую, будучи в Сыне соединенными, вместе с Ним бы созерцали. Теперь, когда говорят о Боге, уму представляется единая сущность в трех Ипостасях – нераздельная Троица. Даже в богомыслии Дидима Слепца (313–393), считавшего себя последователем Оригена , непознаваемость Бога относится уже не к Личности Отца, а к Божественной сущности как таковой, к усии Пресвятой Троицы. Чтобы определить эту непознаваемость усии, Дидим пользуется терминами более категоричными и четкими, чем Климент и Ориген . «Невидимая, неумопостижная даже для очей серафимов, она не может содержаться ни в какой мысли, ни в каком месте, неразделяемая в силах, неосязаемая, не имеющая ни величины, ни глубины [против Климента и Оригена , для которых Логос – «величие», а Отец – «бездна " ], ни ширины, ни формы... многопревосходящая в своем сиянии всякий свет небесный, и, можем мы сказать, бесконечно превышающая всё наивысочайшее, и также превосходящая всякий ум, в силу Своей духовной природы» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации День Обрезания Господня и память свт. Василия Великого (комментарий в русле истории) Свт. Василий Великий. Современная икона Сочинения свт. Василия Великого (Раздел статьи VII тома «Православной энциклопедии») Догматические Из всего корпуса сочинений Василия Великого можно выделить 2 трактата, преимущественно посвященные изложению его догматических взглядов,– «Против Евномия» и «О Святом Духе». Трактат «Против Евномия» был написан ок. 364 г. в Евсиное (местечко на черноморском побережье Еленопонта – Fedwick. 1981. P. 10) в большой спешке, как подготовительный материал для Собора в Лампсаке (Геллеспонт, осень 364) и, возможно, дописывался после (между 360 и 366). Поводом к его написанию послужило сочинение Евномия, известное как «Апология» (SC. 1983. 305. P. 234–299; Vaggione. 1987. P. 34–75), написанное ок. 359–360 гг. (Vaggione. 1987. P. 5–9). Вероятно, «Апология» является письменным вариантом защитительной речи, которую Евномий успешно держал на К-польском Соборе в янв. 360 г., защищая своего учителя Аэция от обвинений в исповедании крайне арианского учения – аномейства (Sesboьй. 1982. Р. 23). Подлинность первых 2 книг «Против Евномия» никогда не ставилась под сомнение. Пометки на некоторых визант. рукописях вызывают вопросы об авторстве 3-й кн. (Hayes. 1972. P. 27). Однако связь с первыми двумя не оставляет почвы для сомнений, но близость к содержанию и аргументации трактата «О Святом Духе» дает основания предполагать более позднее время написания этой книги (Sesboьй. 1982. Р. 59–61). Автором приписываемых свт. Василию 4 и 5-й книг «Против Евномия» (Photius. Bibl. 230; нем. пер.: Risch. 1992) в наст. время считается Дидим Слепец. На их лексические отличия от первых 3 книг трактата указал еще в нач. XVIII в. издатель всего сочинения Ю.

http://sedmitza.ru/text/412946.html

Впервые публикуется перевод на русский язык с греческого трактат, надписанный именем свт. Афанасия Великого «Против всех ересей» (spuria), содержащий в себе полемику против ариан, духоборцев, Павла Самосатского, манихеев, Маркиона, Валентина, Василида, Иеракса, новациан, монатнистов и аполлинаристов. Трактат в обзорном виде показывает картину древнехристианской полемики с ересями III – нач. V веков и дает церковному читателю библейские аргументы для действенной полемики против вышеупомянутых еретиков. В данной публикации предлагается перевод трактата «Против всех ересей», приписываемого свт. Афанасию Великому , но считающегося в науке неподлинного авторства (spuria). Трактат представляет собою опровержение основополагающих концепций наиболее известных еретических учений II–V вв. П. Гемейнхард упоминает о двух кодексах, в которых трактат сохранился на греческом языке: Vind. 629, Vind. 648 1 . В предисловии к изданию данного трактата в «Патрологии» Миня упоминаются и некоторые другие кодексы (PG. T. 28. Col. 501–502 ): кодексы из Сегверианского собрания, Базельский, Комммелианские, Гоблерианский и другие. В одном из них, правда, встречается греческая схолия на полях, в которой переписчик (возможно, Доксопатр), высказывает сомнение в принадлежности этого трактата свт. Афанасию, указывая, что стиль этого сочинения «чужой и простой». Помимо греческого языка, существует также армянская версия. Геерард пишет, что трактат этот не принадлежит Афанасию, хотя и написан в зависимости от него 2 . В качестве возможных авторов предполагается Дидим Слепец . Одним из факторов зависимости от свт. Афанасия считается упоминание ереси духоборцев как «тропиков», что встречается только у свт. Афанасия в Посланиях к Серапиону. Начинается трактат с некоего подобия введения (параграфы 1–2) в проблематику полемики с ересями в сотериологоческом контексте, в котором обосновываются вера во Иисуса Христа как Бога и Творца мира. С этой целью в данной части текста обосновывается боговдохновенность и единство Ветхого и Нового Заветов, начиная от предсказаний ветхозаветными пророками о Рождении Мессии от Девы и Его страданий, осуществившихся много лет спустя в Лице Иисуса Христа в Новом Завете и засвидетельствованных апостолами, до упоминания о первом спасенном – благоразумном разбойнике, подтверждающем действенность спасительного пути в рай, который был открыт и которым является Сам Иисус Христос ( Ин.14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Жизненный путь и личность Евагрия Понтийского (опыт церковно-исторического портрета) Та эпоха, которую обычно называют «золотым веком святоотеческой письменности», явила миру целый сонм выдающихся богословов, замечательных церковных деятелей, благодатнейших подвижников и ярких и самобытнейших церковных писателей. Среди них ярчайшими звездами светятся имена свт. Афанасия Александрийского , великих каппадокийских святителей, преп. Антония Великого , свт. Амвросия Медиоланского и многих других. Но есть две личности, которыми христиане-современники не уставали восхищаться, но имена которых последующее церковное веросознание сочло одиозными и пререкаемыми. Один из них – Дидим Слепец (313–398), потерявший зрение еще в раннем детстве, но, по благодати Божией, действующей вкупе с его подвижническим трудами и усердными молитвами, ставший выдающимся церковным дидаскалом, замечательным эрудитом, сведущим экзегетом и талантливым полемистом против ересей, а также одним из известных египетских старцев, у которого окормлялись и мудрого духовного назидания которого стремились получить сотни христиан со всех сторон греко-римского мира. Другим был Евагрий Понтийский (345–399)... Не пытаясь решить эту удивительную загадку, которая много лет назад поразила нас своей парадоксальностью и не перестает мучить и поныне 886 , а ставя перед собой лишь скромную задачу приблизиться к таковой разгадке и приблизить к ней православное соборное сознание, мы решили описать жизнь Евагрия 887 и набросать некоторые сущностные черты его личности, которые отразились в доступных нам источниках. Основным источником для восстановления главных моментов биографии Евагрия служит 38-я глава «Лавсаика» Палладия Еленопольского 888 , которая дополняется «боковой традицией» (la tradition laterale – выражение Г. Бунге) сочинения Палладия, представленной в первую очередь коптским «Житием Евагрия» (вошедшим в коптский синаксарий), а также церковным историком Сократом и сирийскими фрагментами 889 . В зачине своего произведения Палладий называет Евагрия «прославленным диаконом» ( τν οδιμον δικονον) и «мужем апостоль­ской жизни» ( νδρα βεβιωκτα κατ τος ποστλους), описание жития которого должно послужить духовной пользе читателей. В коптской версии Палладий замечает, что именно Евагрий научил его жизни во Христе и духовному пониманию Священного Писания. По свидетельству Палладия, все время, пока он подвизался в пустыне Келлий, он часто был вместе с Евагрием, став очевидцем его добродетелей и чудес, совершенных им. В коптской редакции указывается еще, что Евагрий прожил шестьдесят лет, хотя в греческом тексте называется цифра 54 года 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУХОБОРЧЕСТВО [греч. πνευματομαχα], еретическое учение, отвергавшее божественность Св. Духа. Наибольшее распространение с кон. 50-х по 80-е гг. IV в. получило на востоке Римской империи, в Египте, К-поле и Геллеспонте, а также в М. Азии. Источники Исторические свидетельства о Д. весьма скудны и отрывочны, несмотря на широкий резонанс, вызванный этим учением, ставшим предметом рассмотрения Вселенским II Собором (381). С еретиками полемизировали крупнейшие богословы эпохи - святители Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, а также Дидим Слепец и значительно позднее Феодор Мопсуестийский. Письма свт. Афанасия I Великого к Серапиону Тмуитскому ( Athanas. Alex. Ep. ad Serap. I-IV; датируются 359) служат первым историческим свидетельством о Д. В них говорится о появлении в Тмуитской епархии, расположенной в дельте Нила, некой группы христиан, учивших, что Св. Дух есть творение. Свт. Афанасий называет новоявленных еретиков тропиками (τροπικο, производное от слова τρπος - фигура речи), поскольку в целях обоснования своего учения они прибегали к приемам превратного толкования текста Свящ. Писания ( Athanas. Alex. Ep. ad Serap. I 10//PG. 26. Col. 556). Более известное название «духоборцы» (πνευματομχοι) у свт. Афанасия встречается только в форме причастия (πνευματομαχοντες). Он признает, что еретики достаточно образованны, чтобы приводить в качестве доказательства цитаты из Свящ. Писания, кроме того, они владеют искусством ведения спора (Ibid. IV//Ibid. Col. 637). Однако духоборцы в то время немногочисленны (ξελθντων μν τινων - Ibid. I 1//Ibid. Col. 529) и не имеют большого успеха и даже у ариан вызывают неприятие. Свт. Афанасий уверен в их скором исчезновении, поскольку они «не имеют в себе Духа» (Ibid. I 33//Ibid. Col. 605). Тем не менее потребовалось догматическое разбирательство, состоявшееся на поместном церковном Соборе в Александрии в 362 г. В «Томосе к антиохийцам» (Tomus ad Antiochenos), составленном свт. Афанасием, представляющем собой изложение учения этого Собора, содержится анафема на еретиков, «дерзающих богохульствовать на Духа Святого», именующих Его тварью (κτσμα - Athanas. Alex. Ad Antioch. 3//PG. 26. Col. 800). Под именем свт. Афанасия дошло также неск. диалогов, имеющих важные свидетельства о богословском содержании Д.: «Dialogi duo contra Macedonianos» (Два диалога против македониан)//PG. 28. Col. 1291-1337; 3 диалога «Dialogi de sancta trinitate» (Диалоги о Святой Троице)//Ibid. Col. 1116-1173, 1201-1249, 1265-1285), 3-й предоставляет особенно подробные сведения о Д.

http://pravenc.ru/text/духоборчества.htm...

протоиерей Георгий Флоровский Содержание 1. Основные черты Богословской жизни IV-ro века 2. Афанасий Александрийский I. Житие II. Творения III. Догмат искупления IV. Истина троического единосущия 3. Кирилл Иерусалимский I. Житие II. Творения III. Оглашение IV. Правило веры V. Богословие VI. Искупление VII. Церковь VIII. Таинства 4. Василий Великий I. Жизнь и труды II. Мир и человек III. Троическое богословие 5. Григорий Богослов I. Житие и творения II. Пути богопознания III. Троическое богословие IV. Тайна спасения 6. Григорий Нисский I. Жизнь II. Труды III. Путь и предел богопознания IV. Богословское таинство V. Покров вселенной VI. Судьба человека 7. Меньшие богословы IV-ro века I. Св. Евстафий Антиохийский II. Дидим слепец III. Св. Амфилохий Иконийский IV. Св. Епифаний Кипрский 8. Иоанн Златоуст I. Жизнь и творения II. Златоуст как учитель III. Златоуст, как экзегет Учители Крайнего Востока I. Иаков Афраат II. Препод. Ефрем Сирин Библиография Информация о первоисточнике 1. Основные черты Богословской жизни IV-ro века С началом IV века в жизни церкви открывается новая эпоха. Империя в лице равноапостольного Кесаря получает крещение. Церковь выходит из своего вынужденного затвора и приемлет под свои священные своды взыскующий античный мир. Но мир приносить сюда с собою свои тревоги, и сомнения, и соблазны, - приносить и великую тоску, и великую гордыню. Эту тоску Церковь должна была насытить и эту гордыню смирить. В смуте и в борениях перерождается и воцерковляется древний мир. Духовное возбуждение охватывает все общество, - церковное и прицерковное, от верхов и до низов. И к религиозному исканию приражаются чужеродные страсти, - и расчеты правителей и политиков, и личные вожделения, и племенные раздоры... Время великого и победного торжества было для церкви и временем великих искушений и скорбей. И нередко исповедникам православия приходилось в эту эпоху совершать свой путь в узах и оковах, среди гонений и подозрений, и кончать его с мученическим венцом. Достаточно вспомнить житие великого Афанасия или Златоуста...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1435...

Сочинения свт. Василия Великого   Свт. Василий Великий. Ростов, 2-ая четв. XVI в. Фрагмент статьи из т. 7 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г. Догматические Из всего корпуса сочинений В. В. можно выделить 2 трактата, преимущественно посвященные изложению его догматических взглядов,- «Против Евномия» (Ανατρεπτικς το πολοϒητικο το δυσσεβος Ενομου, Adversus Eunomium) и «О Святом Духе» (Περ το ϒου πνεματος, De Spiritu Sancto). Трактат «Против Евномия» был написан ок. 364 г. в Евсиное (местечке на Черноморском побережье Еленопонта - Fedwick . 1981. P. 10) в большой спешке как подготовительный материал для Собора в Лампсаке (Геллеспонт, осень 364) и, возможно, дописывался после (между 360 и 366 - Sesboüé . 1982. Р. 43-45). Поводом к его написанию послужило сочинение Евномия, известное как «Апология» (Ενομου πολοϒητικς//SC. 1983. 305. P. 234-299; Vaggione . P. 34-75), написанное ок. 359-360 гг. (Ibid. P. 5-9). Вероятно, «Апология» является письменным вариантом защитительной речи, к-рую Евномий успешно держал на К-польском Соборе в янв. 360 г., защищая своего учителя Аэтия от обвинений в исповедании крайне арианского учения аномеев ( Sesboüé //SC. N 299. Р. 23). Подлинность первых 2 книг «Против Евномия» никогда не ставилась под сомнение. Пометки на нек-рых визант. рукописях вызывают вопросы об авторстве 3-й кн. ( Hayes . P. 27). Однако связь с первыми двумя не оставляет почвы для сомнений, но близость к содержанию и аргументации трактата «О Святом Духе» дает основания предполагать более позднее время написания этой книги ( Sesboüé //SC. N 299. Р. 59-61). Автором приписываемых В. В. 4-й и 5-й книг «Против Евномия» ( Phot . Bibl. 230) в наст. время считается Дидим Слепец . На их лексические отличия от первых 3 книг трактата указал еще в нач. XVIII в. издатель всего сочинения Гарнье (PG. 29. P. CCXXXIII). В кон. XIX в. И. Дрезеке приписывал эти книги Аполлинарию Лаодикийскому ( Dräseke . 1892. S. 122-138), о к-ром известно, что он также писал против Евномия ( Philostorgius .

http://sedmitza.ru/text/929106.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010