Санкт-Петербург. Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. Большая церковь Зимнего дворца Собор. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1753. Архитектор: Б.Ф. Растрелли Ссылки:   Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2 Координаты: 59.940697, 30.315496 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Санкт-Петербург, 9 декабря 2014г. Государственный Эрмитаж во вторник открыл после ремонта Большую церковь Зимнего дворца, сообщает " Интерфакс-Религия " . Там будет размещаться постоянная экспозиция русского церковного искусства. Работы по реставрации предметов декоративного и прикладного искусства велись с декабря 2013 года по октябрь 2014-го. Общая площадь отреставрированных помещений составляет 525 кв. метров. В ходе ремонта выполнены работы по реставрации гладкой штукатурной поверхности стен, профилированных и лепных элементов, гладкой и профилированной золоченой поверхности оконных и дверных откосов. Отреставрированы также каменные подоконные доски и золоченые скульптурные композиции из папье-маше. Специалисты воссоздали предметы декоративно-прикладного искусства и отреставрировали иконостас с сохранением отдельных элементов. Перед открытием церкви в Большом тронном (Георгиевском) зале Зимнего дворца прошла торжественная церемония по случаю Дня святого Георгия. В зал внесли исторические знамена полков русской армии, играл праздничный оркестр. Большая церковь Зимнего дворца построена в 1753-1762 годах одновременно с возведением самого дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. В первоначальном виде церковь сохранялась до пожара 1837 года. В 1839 году ее восстановил архитектор Василий Стасов в приближении к первоначальному виду. Долгие годы церковь являлась домашним храмом императорской семьи. С 1917 года этот храм использовался как музейное помещение.

http://sobory.ru/article/?object=13366

В валаамских мастерских. Фото конца XIXb. ЖМП 1 январь 2020 /  24 января 2020 г. 10:00 Современные иконы и ретрофото Валаама, образы земной кончины и обряд венчания глазами историков ЧЕТЫРЕ ВЫСТАВКИ В МОСКОВСКИХ МУЗЕЯХ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ К Святкам ведущие столичные музеи, традиционно устраивающие выставки православного искусства, порадовали экспозициями практически на любой вкус — выстроенными как академически, так и по современной интерактивной методике. «Журнал Московской Патриархии» советует, на что в них стоит обратить особое внимание. PDF-bepcuя Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве Где: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Андроньевская пл., 10). Когда: до 26 января, среда — выходной. Стоимость: 250 руб. Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» начинается от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя. В узком и продолговатом зале временных выставок, да еще специально перегороженном застройкой вдоль длинной стороны, устроители сумели отразить пять различных преломлений темы исхода души от тела в христианском искусстве. Причем сотня представленных икон, гравюр, рукописных книг и изделий декоративно-прикладного искусства столь гармонично распределены по разделам, что в каждом находятся изюминки — либо по-настоящему уникальные памятники, либо экспонаты, представленные публике впервые. Камертон всей выставке задает иконография Крестных страданий Спасителя и Его сошествия во ад как искупления Адамова греха. Здесь внимание в первую очередь привлекают две Плащаницы. Причем если шитая в последней трети XVII столетия в Ярославле икона хрестоматийна как по композиции, так и по стилистике исполнения, то об изготовленном в 1731 году облачении этого не скажешь.

http://e-vestnik.ru/reviews/zimnie_vysta...

Воскресение Христово. 1-я пол. XIX в. Я. Шапошников. Серебро, эмаль на медной основе. 22,0 x 15,4 см. ЖМП 5 май 2021 /  11 июня 2021 г. 17:30 Пасхальный подарок любителям искусства ОБРАЗЫ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ЭМАЛИ, ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЕ СВЯТЫНИ КОЛОМЕНСКОГО И МЕРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ: ТРИ ВЫСТАВКИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ.  PDF-bepcuя. Святые на финифти Выставка «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала ХХ века» открыта до 12 июня, вход свободный. Адрес: Москва, Андронь­евская пл., 10. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева подготовил пасхальный подарок ценителям редких иконографических памятников. На выставке «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала XX века» демонстрируются полсотни финифтяных образов, изготовленных в двух крупнейших русских центрах этого промысла — в Москве и Ростове Великом. Каким же образом такое количество икон устроители ухитрились разместить в небольшом помещении? Речь идет об эмалях — а значит, как правило, о миниатюрах. Впрочем, и из этого правила бывают, оказывается, исключения.  Искусство живописной эмали наши предки позаимствовали на Западе, оттуда же во второй половине XVII столетия приехали и первые мастера. Но уже скоро финифть как декор богослужебных предметов освоили в Оружейной палате Московского Кремля, а примерно век спустя ею занялись и посадские ремесленники крупных городов.  «Первые ростовские эмальеры работали при архиерейском доме, а кафедру в то время занимали, как правило, выходцы из Троице-Сергиевой лавры, где тогда же творил знаменитый украинский мастер Казанович. Была на высоте и ростовская иконописная школа, — объясняет феномен популярности ростовской финифти заведующая музейным сектором декоративно-прикладного искусства куратор выставки Елена Давыдова. — А после открытия мощей святителя Димитрия паломникам нужны были реликвии, которые они могли бы увезти на память из Ростова, — и вот тут-то финифть пригодилась как нельзя кстати!» Живопись по эмали долговечна: краски нисколько не теряют в сочности и богатстве цветовой гаммы в течение нескольких столетий.

http://e-vestnik.ru/analytics/pashalnyy_...

Христос во гробе. 1731г. Мастерская Устиньи Лихаревой (?) Шелк, золотное шитье 13 декабря 2019 г. 13:07 Все там будем ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОНЧИНЫ И ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ НА ВЫСТАВКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМ. АНДРЕЯ РУБЛЕВА Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя. В узком и продолговатом зале временных выставок, да еще специально перегороженном застройкой вдоль длинной стороны, устроители сумели отразить пять различных преломлений темы исхода души от тела в христианском искусстве. Причем сотня представленных икон, гравюр, рукописных книг и изделий декоративно-прикладного искусства столь гармонично распределены по разделам, что в каждом находятся изюминки – либо по-настоящему уникальные памятники, либо экспонаты, представленные публике впервые. Камертон всей выставке задает иконография крестных страданий Спасителя и Его сошествия во ад как искупления Адамова греха. Здесь внимание в первую очередь привлекают две Плащаницы. Причем если шитая в последней трети XVII столетия в Ярославле икона хрестоматична как по композиции, так и по стилистике исполнения, то об изготовленном в 1731 году облачении этого не скажешь. Это довольно архаичное для той эпохи и скупое по набору живописных приемов (хотя и не без очаровательного флера наивного искусства) изображение мирно почивающего Христа во гробе. Его сон надежно хранят парящие в небесах серафим с парой херувимов и приваленный к двери камень с символично начертанным запертым замком. Впервые демонстрируемое широкой публике произведение иконографически соответствует скорее не чину выноса Плащаницы, а утреннему богослужению Великой Субботы, когда Церковь уже предпразднствует Воскресение Христово. «В музей эта святыня поступила уже в советское время из собрания коллекционера Ламцова, который нашел ее, по его собственным словам, в Рязанской области, - рассказывает куратор выставки замдиректора музея по развитию Светлана Липатова. – Датировали мы ее по надписи на одном из двух покровцов, поступивших вместе с ней: «1731. Устинья Лихарева». Долгое время было непонятно, кто это такая – владелица предприятия, заказчица или, быть может, вкладчица в монастырь? В архивах Рязанской губернии мне удалось найти упоминание об Устинье Лихаревой как о помещице, но версия, что она владела пошивочной мастерской по изготовлению облачений, еще ждет подтверждения».

http://e-vestnik.ru/culture/smert_na_iko...

Лауреаты Макарьевской премии 23 августа 2005 г. 19:55 23 августа в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, мэр Москвы Ю.М. Лужков и Президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов в качестве сопредседателей и учредителей возглавили рабочее заседание Комитета по премиям Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В заседании комитета по премиям также приняли участие архиепископ Истринский Арсений, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и другие члены Комитета. Участники заседания определили следующих лауреатов Макариевских премий: По номинации «История Православной Церкви»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов в рублевом эквиваленте — Гнутовой Светлане Витальевне, 1961 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Крест в России». Вторую премию в размере 2,5 тысяч долларов — Алфееву Григорию Валерьевичу, 1966 года рождения, доктору богословия, доктору философских наук, епископу Венскому и Австрийскому Илариону, за труд «Священная Тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров». Третью премию в размере 1 тысячи долларов — Абеленцевой Ольге Алексеевне, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику Санкт-Петербургского Института истории РАН , за труд «Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви». Третью премию в размере 1 тысячи долларов – Шкаровскому Михаилу Витальевичу, 1961 года рождения, ведущему научному сотруднику центрального государственного архива Санкт-Петербурга, за труд «Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР)». Дополнительную молодежную премию в размере 1 тысячи долларов присудить Зелениной Яне Эрнестовне, 1971 года рождения, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Образ нового святого в русском искусстве Синодального периода: Иконография святителя Митрофана Воронежского».

http://patriarchia.ru/db/text/37159.html

Лауреаты Макарьевской премии 30 сентября 2005 г. 15:16 30 сентября в Российской академии наук состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Макарьевских премий текущего года. Ниже приводится список лауреатов 2005 г.: По номинации «История Православной Церкви»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов в рублевом эквиваленте — Гнутовой Светлане Витальевне, 1961 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Крест в России». Вторую премию в размере 2,5 тысяч долларов — Алфееву Григорию Валерьевичу, 1966 года рождения, доктору богословия, доктору философских наук, епископу Венскому и Австрийскому Илариону, за труд «Священная Тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров». Третью премию в размере 1 тысячи долларов — Абеленцевой Ольге Алексеевне, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику Санкт-Петербургского Института истории РАН , за труд «Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви». Третью премию в размере 1 тысячи долларов – Шкаровскому Михаилу Витальевичу, 1961 года рождения, ведущему научному сотруднику центрального государственного архива Санкт-Петербурга, за труд «Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР)». Дополнительную молодежную премию в размере 1 тысячи долларов присудить Зелениной Яне Эрнестовне, 1971 года рождения, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Образ нового святого в русском искусстве Синодального периода: Иконография святителя Митрофана Воронежского». По номинации «История России»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов — Гайде Федору Александровичу, 1976 года рождения, кандидату исторических наук, доценту философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, за труд «Либеральная оппозиция на путях к власти. (1914 — весна 1917 года)».

http://patriarchia.ru/db/text/51138.html

Прошли детские пасхальные праздники мая 2022 Победители фестиваля детских садов Фрунзенского района " Радостная Пасха " были награждены 21 мая. Фестиваль прошел впервые, идея его принадлежит заведующей детсадом 106 Ольге Заболотновой. Организаторы - Центр духовной культуры и образования Фрунзенского округа (ЦДКиО), районный отдел образования и Информационно-методический центр района при поддержке благочинного протоиерея Алексия Исаева . В фестивале участвовали 559 человек из 35 детсадов и пяти отделений дошкольного образования. Творческие работы в электронном виде выкладывались на страничке " ВКонтакте " . Были определены победители в номинациях " Пасхальная радость " (рисунок), " Пасхальный сувенир " (декоративно-прикладное искусство) и " Исполнительское искусство " в направлениях " Творческая игра " (театральная постановка, сценка), " Звучащее слово " (стихи), " Красота движения " (хореография), " Богатство звука " (игра на музыкальных инструментах, вокал). Дети под руководством педагогов создали праздничные, яркие, наполненные смыслом рисунки и поделки. Изображались не только атрибуты пасхального праздника - яйца, куличи, пробудившаяся природа, но и сама весть о Воскресении Христовом - история о Марии Магдалине и императоре Тиберии, семейный пасхальный праздник, посещение храма на Пасху. Художественные техники были разнообразны: от простого рисунка до коллажа и батика. В номинации " Исполнительское искусство " были присланы видеозаписи выступлений, посвященные празднику: дошкольники читали стихи, играли на музыкальных инструментах, разыгрывали сценки, пели. Подведение итогов, открытие выставки лучших работ и награждение победителей прошли в рамках фестиваля " Славянские краски " , который проводит библиотека 7 " Славянка " . При подготовке к фестивалю в ЦДКиО прошел семинар для педагогов " Пасха Христова: что празднуем " , который был призван помочь педагогам выйти за пределы внешней формы праздника и глубже понять, что такое Пасха, какой духовный опыт можно передать детям.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Евангелие в резном переплете (1908) 5 июля 2019 г. 18:59 Врезаться в историю УНИКАЛЬНЫЕ ИКОНЫ И РАРИТЕТЫ ИЗ НАСЛЕДИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИХ РЕЗЧИКОВ ХРУСТАЧЕВЫХ НА ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ ИМ. АНДРЕЯ РУБЛЕВА В помещении для «выставок одного экспоната» на втором этаже главного экспозиционного корпуса в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) устроители умудрились разместить 38 предметов. Удалось это в том числе и потому, что сами экспонаты небольшие, подчас миниатюрные – образки, складни, резные кресты. Ценность их в том, что все они изготовлены представителями династии Хрустачевых – знаменитых дореволюционных мастеров из Сергиева Посада, поднявших в русском Православии искусство резьбы по дереву на высочайший уровень, недостижимый даже в наши дни. Конечно, резные миниатюры в крупных монастырях изготавливали и ранее – с XV века. Но по сути то были эксклюзивные изделия, заключавшиеся, как правило, в драгоценные оправы и находившиеся в домах знати и высшего духовенства. Как народный промысел это ремесло становится известным в XIX столетии. И именно Ивану Хрустачеву, вовремя уловившему общественный интерес к русским корням в искусстве, принадлежит заслуга соединения высочайшего уровня исполнения с более-менее демократичной себестоимостью продукции, благодаря которой его имя приобрело поистине всенародную известность. «Золото» всероссийского масштаба Ваню, потерявшего в девятилетнем возрасте отца, мать отдала в так называемое народное училище при Лавре, где бесплатное образование получали посадские дети из разных сословий. Но уже вскоре мальчик постигал премудрости искусной резьбы у «дяди» - так в те времена называли мастера-наставника. С 1862 года его имя прослеживается в лаврских архивах: монастырь заказывал ему резные изделия, которые продавал с 1,5-2-кратной наценкой паломникам. Самые дешевые образки в розницу уходили за 30-60 копеек (примерно цена одной курицы или мешка картошки), и в экспозиции можно видеть подобную работу на традиционный для Троицких святынь сюжет «Явление Богородицы святому Сергию». «Самоучка, но от природы чрезвычайно любопытный, Иван Хрустачев любил ходить по модным магазинам Кузнецкого моста в Москве, где в витринах тщательно рассматривал резные безделушки, находя в них что-то полезное для собственного творчества», - говорит куратор выставки заведующая сектором декоративно-прикладного искусства ЦМиАР Елена Давыдова.

http://e-vestnik.ru/history/rezchik_hrus...

[Франц. Nicolas de Verdun] (ок. 1130, Верден - ок. 1205, окрестности Турне), лотарингский золотых дел мастер, работал в Рейнско-Маасском регионе в 80-х гг. XII - нач. XIII в., представитель переходного (от романского к готическому) стиля в декоративно-прикладном искусстве (т. н. искусство ок. 1200 г.), в частности его регионального варианта, к-рый получил название «стиль корытообразных складок» (Muldenfaltenstil; своеобразный зап. дериват «стиля мокрых одежд»). Н. В. приписывают авторство 3 работ: Клостернойбургского алтаря в технике выемчатой эмали (1181, Вена, капелла св. Леопольда в мон-ре Клостернойбург), реликвария Трех волхвов (1181-1205, Кёльн, собор) и реликвария Божией Матери (1205, Турне, сокровищница собора). В них техника чеканки по меди, серебру и золоту сочетается с золочением, техникой выемчатой эмали, использованием античных гемм и камей. Стиль Н. В. сформировался как продолжение развивавшегося более 150 лет «искусства долины Мааса», представленного прежде всего работами золотых дел мастеров, в первую очередь декором реликвариев и антепендиев, резьбой по слоновой кости. Памятникам этой группы, начиная с самых ранних (ок. 1000), свойственны классические реминисценции в стиле и сложность богословской программы. Ф. Вердье ( Verdier. 1973) связывает эти черты с каролингской богословской и художественной культурой, в частности с производством чеканных и резных окладов богослужебных книг в эпоху Оттоновского ренессанса, в котором каролингское наследие сочеталось с прямыми влияниями Византии. Эти факторы наряду с возможностями экономики империи, процессом смещения главных торговых путей Сев. Европы к Рейнско-Маасскому региону, появлением городов-коммун и тем фактом, что ювелирное дело данного региона почти не испытало варварских влияний, спровоцировали взлет ювелирного искусства в кон. XI-XII в. в данном регионе. Авторитет мастеров маасской школы подтверждается распространением ок. 1100 г. нового типа декорации алтаря - ретаблей, впервые изготовленных в маасских мастерских, а также приглашением 7 лотарингских мастеров в Сен-Дени в годы перестройки монастырской церкви аббатом Сугерием ( Gaborit-Chopin. 1987. P. 284. Not. 12). После канонизации имп. Карла Великого (в 1165) последовал ряд заказов на реликварии, паникадила и др. элементы убранства капеллы, к-рые выполнили мастера Маасского региона, сохранявшего верность императору.

http://pravenc.ru/text/2566098.html

В. А. Комаровский. Фотография. 1912 г. Владимир Алексеевич (8.10.1883, С.-Петербург - 5.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в. Происходил из носившей графский титул аристократической семьи с давними культурными и художественными традициями. Его двоюродный дед - поэт пушкинской эпохи Д. В. Веневитинов (1805-1827), отец - гр. А. Е. Комаровский (1841-1899), художник-любитель и иконописец, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля (90-е гг. XIX в.), старший брат Василий (1881-1914) - поэт Серебряного века. Начальное образование К. получил в московском Императорском лицее в память цесаревича Николая, затем в ялтинской гимназии. Окончив 3 курса юридического фак-та С.-Петербургского ун-та, перешел в имп. Академию художеств, но вскоре покинул ее и стал работать самостоятельно. С 1900 г. участвовал в выставках в Вене, Лондоне и др. городах за границей, а также в Москве в выставках «Союза русских художников», «Московского товарищества передвижных выставок». С 1905 г. произведения К. декоративно-прикладного характера (рисунки вышивок, резьбы по дереву, изразцов и т. п.) экспонировались на выставках «Нового общества художников» в С.-Петербурге. Здесь же была представлена его 1-я церковная работа - эскиз росписи притвора Троицкого собора Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры (1910; архит. А. В. Щусев ). К этому времени относится эскиз мозаики «Благовещение» (частное собрание, Лондон). В 1909-1910 гг. К. совершенствовался в живописи в мастерской Р. Жульяна и Ф. Коларосси в Париже, а также у проживавшего там В. А. Серова. Путешествовал по Италии, изучая произведения искусства раннего средневековья. Являлся членом редколлегии сборников «Русская икона» (издание прекращено в связи с началом первой мировой войны; в 1914 вышло 3 вып.). Принимал участие в деятельности «Общества изучения древнерусской живописи» (ГТГ ОР. Ф. 31. Д. 642. Л. 1-4). Общался с художниками, реставраторами и коллекционерами - знатоками рус. иконы. Делал зарисовки и копии новооткрытых шедевров древней новгородской иконописи в Русском музее императора Александра III в С.-Петербурге. К 1911-1914 гг. относится создание К. совместно с Д. С. Стеллецким иконостаса в древнерусском стиле для ц. равноапостольных Константина и Елены в имении графов Медем «Александрия» под Хвалынском Саратовской губ. (после революции церковь была разграблена и разрушена). В 1912 г. К. женился на В. Ф. Самариной. Тогда же он совершил поездку в

http://pravenc.ru/text/1841826.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010