А.А. Половцов Даниил Романович, Галицкий Даниил Романович, Галицкий, старший сын удельного князя Волынского и Галицкого Романа Мстиславовича, правнука Мономаха, родился в 1201 г. В 1205 г. Роман поссорился с польским князем Лешком, с которым до того времени жил дружно, и предпринял поход в Польшу, но в сражении при Завихвосте на Висле был убит. После него остались вдова и малолетние сыновья Даниил и Василько. На первых порах как население родового удела (Волыни), так и галичане признали князем Даниила, причем до его совершеннолетия управлять должны были во Владимире-Волынске дядька малолетнего князя Мирослав, а в Галиче народное вече или, вернее, несколько бояр и богачей, влиявших на вече по своему произволу. Между тем Рюрик Ростиславович Киевский, которого Роман в 1203 г. лишил удела и постриг в монахи, снял монашеское одеяние, снова овладел Киевским престолом и, соединившись с князьями Черниговскими, а также с половцами, предпринял покорение всего наследия Романа. Вдовствующая княгиня Галицкая, не полагаясь на верность галичан, обратилась под защиту Андрея, короля Венгерского, с которым Роман Мстиславович однажды побратался. Король действительно заступился за Романовичей и, повидавшись с княгиней в Саноке, послал сильное венгерское войско против Рюрика. Половцы тотчас же покинули союзных князей, а Рюрик и черниговские князья принуждены были отступить. Но как только венгерские войска ушли из Галича, война возобновилась. На этот раз к Рюрику пристали, кроме прежних союзников, князь смоленский и берендеи. В самом Галиче вспыхнуло восстание бояр, враждебных дому Романа. Вдобавок с поляками все еще не был заключен мир, и следовало ожидать, что князь Лешко примкнет к союзникам. В таком стесненном положении княгиня снова обратилась к покровительству короля Андрея, но тот не мог ей своевременно помочь, потому что сам был стеснен внутренними раздорами в Венгрии, и вдова с детьми принуждена была бежать во Владимир-Волынский. Вскоре и это убежище оказалось ненадежным: во главе восставших галичан был боярин Володислав, изгнанный когда-то Романом и спознавшийся в земле северской с Игоревичами; он подал мысль позвать этих князей, а когда они отделились от отца и прибыли в Галич, старший, Владимир Игоревич, был посажен на Галицком столе, второму, Роману Игоревичу, дали Звенигород, а третьему, Святославу Игоревичу, решено было отдать Владимир-Волынский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

отв. ред. Д. С. Лихачев Даниил Заточник Даниил Заточник (XII или XIII в.) – предполагаемый автор двух произведений, очень близких друг другу по тексту – «Моления» Д. З. и «Слова» Д. З. Датировкам этих произведений и их взаимоотношению между собой посвящено довольно много исследований, но ни одно не может быть принято как бесспорное. Вряд ли перед нами два произведения одного автора. Очевидно, одно из них – переделка другого или оба восходят к какому-то третьему тексту. «Моление» и «Слово» относятся, вероятно, к XII и XIII вв. Какое произведение «старше» и ближе, следовательно, к авторскому тексту, неясно. Неясно и то – кто такой Д. З.: действительно существовавшая личность или некий собирательный образ, объединивший многих авторов и редакторов, работавших над текстом этих произведений. Выражение «заточник» – очевидно, прозвище, указывающее на занимаемое Д. З. положение, «заточник» – может означать заключенного, сосланного человека или человека «заложившегося», согласившегося на подневольную работу, «заточившегося», т. е. согласившегося на кабальную работу. Летописец XIV в. считал Д. З. действительно заточенным на озере Лаче лицом. Под 1387 г. в Симеоновской летописи рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды «с мешком зелия», и сосланном на озеро Лаче, «идеже бе Данило Заточник», а несколько ниже (под 1379 г.) приводится и цитата, встречающаяся в списках «Моления» Д. З.: «добро есть надеятися на бога, нежели надеятися на князя», что указывает на то, что под Д. З. летописец разумел именно автора «Моления». В. Г. Белинский, не вдаваясь в вопрос о том, кто был Д. З. по профессии, считал его своего рода древнерусским интеллигентом; П. Миндалев, И. Будовниц, Б. Романов – княжеским дружинником, дворянином в его положении XII–XIII вв., отличавшемся от последующего – XVI–XVII в., когда дворянство выделилось в отдельное сословие. А. Щапов и II. Гудзий предполагали, что Д. З. холоп. М. Тихомиров, вслед за Д. Айналовым, подчеркивал отличное знание Д. З. ремесел и выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

17.07.2020 #лонгриды #политика Подпишитесь на наш Телеграм      × «Триумф» православия в современной России — то же, что и «поражение» его в Турции. А не любить геев в России=отстаивать права геев в Европе. Что объединяет Грету Тунберг, схиигумена Сергия (Романова) и расизм в Америке? Айя-София//ГХ РФ ВС Эрдоган в Айя-Софии Президент меняет конституцию на «выборах» под себя, укрепляет личную диктатуру, конфликтует с внешним миром, участвует в войнах, приправляя все это националистической и религиозной идеологией, — вот формула правления Эрдогана. И Путина, и всех бесчисленных диктаторов (полу)периферийно-капиталистических стран. Что может лучше это иллюстрировать, чем полная аналогия Главного Храма Вооруженных Сил Российской Федерации, синтезирующего в себе милитаристскую, державническую, националистическую идеологию Путина под соусом религии — и возвращение Айя-Софии статуса мечети, акта, синтезирующего в себе милитаристскую, державническую, националистическую идеологию Эрдогана тоже под соусом религии? Много ли разницы, если в одном случае речь про Османскую, а в другом — про Российскую империю (в конце концов, как учит пророк Даниил, все империи — части одного « огромного истукана, в чрезвычайном блеске стоящего и страшного видом », — и этот истукан будет разрушен Богом). Восстановление храма Христа Спасителя — акт той же природы: ибо ельцинизм есть ранний путинизм, путинизм есть развитый ельцинизм, ибо расстрел Верховного Совета уже был смертью демократии, лишь нашедшей себе окончательную форму в «выборах» при Путине, и ельцинская конституция уже изначально была диктаторской конституцией, конституцией всевластия президента. Так же и с фальсификациями выборов 1996 года, образцом всех следующих, так же с медийно-пропагандистской машиной, сформированной в 90-е и лишь обретшей «совершенство» сейчас. Так же с олигархатом, зародившимся при Ельцине и принявшим окончательную форму при Путине (где крупный капитал слился с крупной бюрократией до неразличимости). И т. д. и т. д.

http://blog.predanie.ru/article/ajya-sof...

А.А. Половцов Захарьин, Петр Михайлович Захарьин , Петр Михайлович, писатель, однодворец, родился в селе Никольском Козловского уезда, Тамбовской губернии. Отец его, по показанию самого З. («Арфаксад, халдейская повесть» 1793 г. М., т. I, стр. XVII), происходил из татар, был взят в плен русскими и, приняв православие, остался жить в России. Занявшись торговлею, он довольно скоро приобрел значительное состояние, доходившее до 100000 рублей, которое по смерти перешло к его сыну. В помянутом сочинении З. говорит, что «российской грамоте он обучался у сельского дьячка», между тем как из письма поэта Державина к Гудовичу видно, что З. «в детстве своем воспитывался в доме статского советника Луки Никифоровича Волкова в Саратове вместе с сыном его, Петром Лукичом, что ныне генерал-майором, учился немецкому языку, арифметике и правописанию и, имея натуральную способность к словесным наукам, упражнялся в оных с самой своей молодости». Во всяком случае, З. образовал себя скорее чтением книг, к которым с детства питал страсть, чем учением; об этом он, впрочем, сам говорил своим знакомым, что все сведения, какие он имел, почерпнул из книг. В молодости З. служил на военной службе и даже участвовал в Турецком походе, «но – читаем дальше в том же письме Державина к Гудовичу – «получив развращение в своем поведении и сильное пристрастие к пьянству, не сделал в оной своего счастья». Неизвестно, был ли он исключен из службы или же по истечении срока, установленного для однодворцев, возвратился на родину, но бесспорно то, что он, предавшись необузданному пьянству, вскоре промотал весь капитал своего покойного отца. Впрочем, по словам самого З., имение отца его было расхищено, а самому наследнику достался только дубовый ящик, «заключавший в недрах своих разные ни к чему ненадобные и без разбору набросанные бумаги». Как бы то ни было, З. вынужден был «препровождать жизнь свою на прежнем своем жилище в крайней бедности, обучая, между прочим... детей у бедных дворян российской грамоте и немецкому языку».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Г. Новоград-Волынск лежит при впадении рч. Смолки в р. Случь. Древнее название этого города – Возвягль, Взвягль, Звяголь и Звеголь (в древних актах). Простой парод и до сих пор называет его Звягель 146 . Под именем Звягеля он упоминается в летописях под 1257 годом и издревле принадлежал к Владимирскому княжеству. В этом именно году Галицко-Волынский князь (король) Даниил Романович, очищая свою землю от татар и выгоняя их из пределов её, сжёг город Взвягль, а жителей его разделил между братом своим Василько Романовичем и своими сыновьями за то, что они сначала было поддались Даниилу и приняли тивуна (судью) от его сына Шварна, но потом – не дали ему тивунить и заперли свои ворота пред Галицким королём. Любопытно, что в эту смутную эпоху нашлись русские города, предпочитавшие непосредственную зависимость от татар господству русского князя. Вероятно татары, кочевавшие неподалёку от тех мест, обложив некоторые Волынские города известною данью и пощадив их от новых разорений за их покорность, на первое время не вмешивались в их внутренние дела, т. е. предоставляли им самоуправление; а жители их или боялись навлечь на себя новые татарские погромы, подчинившись возмутившемуся против татар Государю (Даниилу), или же легкомысленно считали возможным процветание под непосредственною татарскою зависимостью, при отсутствии княжеских тиунов и других нелюбимых чиновников древней Руси 147 . В начале 16 столетия г. Звягель имел особых Звягельских князей. Потом город этот, сохраняя название Звягеля, был поместьем графини Зубовой, урождённой Любомирской. В 1795 году, после присоединения Волыни к России, город этот с достаточным пространством выгодной земли был приобретён в казну за 333,570 рублей и переименован в Новоград-Волынск, причём предполагалось сделать его губернским городом и поместить в нём губернские присутственные места. Но это предположение осталось не исполненным по причине больших денежных сумм, нужных для построения всех присутственных мест, между тем как в Житомире для этой цели находилось старое по-монастырское иезуитское здание, где и поместились эти места. В 1804 году губернским городом был объявлен Житомир, а Новоград-Волынск остался уездным 148 . У города – всей земли 6,633 десятины 942 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

«Здесь нам уютней во всех отношениях» Сменить столицу на провинцию: опыт Трофименко Семья Трофименко Когда Руслан и Ольга решили переехать из столицы в провинцию, друзья и родственники посчитали это решение блажью. Спустя 8 лет супруги Трофименко рассказывают, кто оказался прав. Действующие лица: Руслан, 42 года, дизайнер-иллюстратор Ольга, 46 лет, врач Дети: Вероника, 18 лет Еремей, 16 лет Даниил, 14 лет Руслан : – Мы переехали жить в деревню 8 лет назад. Перед этим два года искали подходящее место, объездили всю Московскую область, но ничего нам не нравилось – всё казалось нежилым. Мы уже были готовы смириться, но напоследок решили поехать отдохнуть куда-нибудь в провинцию – пожить там немного, чтобы понять, а наше ли это? Супруга говорит мне: «Такое ощущение, что здесь моя родина Дело было перед Новым годом, и единственный свободный дом в аренду, который мы смогли найти, находился в Ярославской области. Под самые праздники мы приехали в заваленный снегом Тутаев. Утром вышли за калитку и увидели на противоположном берегу Волги на каждом холме по храму, услышали колокольный звон – мы были просто очарованы. Супруга говорит мне: «Такое ощущение, что здесь моя родина». Мы провели свой небольшой отпуск, гуляя по этому городку, любуясь детьми, которые катались на лыжах прямо по улице, такой чистый кругом был снег. Захотелось поделиться настроением, и мы позвонили кумовьям, рассказали, где мы. А кум говорит: «У меня там знакомый священник служит, передайте ему поклон». Так мы познакомились с отцом Федором Сапуновым, пообщались с ним и окончательно приняли решение приобрести здесь домик. Надо сказать, что Тутаев, который раньше назывался Романов-Борисоглебск, разделен Волгой на две части. Правая часть, борисоглебская, – это собственно город. Левая, романовская, сторона фактически является деревней. Здесь деревянные дома с наличниками, в них печки топят, во дворах колодцы, колонки, коровы ходят по улицам, гуси и петухи кричат. Тутаев Уже летом мы переехали в Тутаев. Родственники и друзья думали, что осенью мы вернемся.

http://pravoslavie.ru/119573.html

Четверть века, с 1204 до 1229 г., продолжалась борьба из-за Галича между Романовичами, Александром Бельзским, Венгрией и Польшей, Мстиславом Удалым и некоторыми галицкими боярами. И Даниил, и Василько то получали, с помощью двоюродного дяди Лешка, какую-нибудь часть отцовских владений, то снова теряли. В 1211 г. Лешко помог Даниилу и Васильку взять у Александра Тихомль и Перемиль, а затем Владимир; в 1213 г. они вернули себе и все города земли Холмской. Отношения у Александра с его двоюродными братьями были самые непостоянные: то он держал их сторону, то вступал в союз с поляками или венграми против них. В Галицко-Волынской летописи неоднократно упоминается, что Александр «питал к ним сильную вражду», что он «не переставал желать зла Романовичам» и т. п. В 1221 г. Даниил и В., раздосадованные его вероломством, опустошили окрестности Бельза и Червена и увели много пленных. В 1225 г. В. участвовал в войне против Александра Бельзского, поссорившего Даниила с его тестем, Мстиславом Удалым. В 1226 г. помогал Мстиславу Удалому в его войне с королем венгерским Андреем, а в 1227 г. ходил с Даниилом к Луцку. Луцк сдался добровольно, и Даниил дал его Васильку вместе с Пересопницей, а Брест дал еще раньше. В том же году братья ходили против ятвягов. В 1228 г. Киевский князь Владимир и Черниговский князь Михаил с многочисленным войском и с половцами, под предводительством Котяна, явились осаждать Каменец. Даниил, притворившись, что хочет заключить с ними мир, вместо того отправился с Васильком за помощью в Польшу. По возвращении оттуда с большим количеством поляков, они пошли к Киеву; князья Киевский и Черниговский выслали к ним навстречу послов, прося заключить мир, и поляки ушли в свою землю. В 1229 г. брат и преемник короля Лешка, Конрад Мазовецкий, просил Даниила и Василька придти к нему на помощь против его соперника Владислава Старого. Даниил и В., повидавшись с Конрадом, с общего совета отправились к Калишу. Первый приступ был неудачен вследствие того, что Даниил и В. стали в неудобном месте: кругом была вода, поросшая частыми вербами и лозняком, и осаждающие не видели друг друга. На другой день, когда Даниил и В. готовились к приступу, жители Калиша струсили, вступили в переговоры с Конрадом и заключили с ним мир. Таким образом Даниил и В. оказали Конраду важную услугу и вернулись в свою землю с большой славой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов, Даниил Романович Романов , Даниил Романович, боярин и дворецкий, старший сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны; ум. 27-го октября 1564 г. и погребен в Новоспасском монастыре. Будучи сыном Романа, внуком Юрия и правнуком Захария, Даниил назывался по деду Юрьевым или же, по прадеду, Захарьиным, а иногда Даниилом Романовичем Юрьевича Захарьина. Он был женат дважды, но фамилии обеих его жен неизвестны; 1-я жена его – Анна – на свадьбе князя Юрия Васильевича (брата царя Иоанна Грозного) 3-го ноября 1547 г. находилась у постели; она умерла 8-го июля 1552 г. и погребена в Новоспасском монастыре; 2-я жена – тоже Анна – умерла 24-го мая 1571 г., при нашествии на Москву и сожжении ее Крымским ханом Девлет-Гиреем; погребена тоже в Новоспасском монастыре. 3-го февраля 1547 г. царь Иван Васильевич женился на сестре Даниила Романовича – Анастасии Романовне; на этой свадьбе Даниил Романович, бывший в чине окольничего, «ходил перед царем». 3-го ноября 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича, «вино нес в склянице в церковь дворецкой Данила Романович». В качестве дворецкого он оповещал о решениях царя, что видно из следующих надписей на несудимых грамотах: 1) 1547 г., октября 15-го – попам и церковным причтам в царских селах; на обороте грамоты вверху: «Божьею милостию Царь и Государь Великий Князь Иван Васильевич всея Русии»; по средине: «А приказал дворецкой Данило Романович»; 2) 1548 г., ноября 30-го – Переяславскому Данилову монастырю о беспошлинном по городам пропуске 50 монастырских торговых подвод и о ежегодной даче этому монастырю руги; надпись: «Приговорил боярин и дворецкой Данило Романович». В поручной записи бояр и дворян по князе Иване Ивановиче Пронском о невыезде его из Московского государства, с обязательством уплатить в случае его побега 10000 руб., на втором месте подписался Данило Романович; выше его стоит подпись князя Феодора Ивановича Шуйского. Начиная с 1548 г., Данило Романович участвовал в походах царя Ивана Васильевича против Казанского царя Сафа-Гирея. Первый и второй походы были неудачны. Выступив из Москвы 11-го декабря 1548 г., войска, по случаю бездорожицы, пришли в Роботки лишь 2-го февраля 1549 г., простояли там три дня и вынуждены были, вследствие оттепелей и дождей, возвратиться в Москву, куда прибыли 7-го марта. В 1550 г, царь с войском подступил к Казани 14-го февраля, но, не дождавшись благоприятной погоды для осады города, ушел через одиннадцать дней обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († после 1653, Астрахань), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества . По-видимому, Д. вышел из среды провинциального духовенства. Примерно с сер. 40-х гг. XVII в. служил в Москве, стал членом ревнителей благочестия кружка , возглавляемого настоятелем кремлевского Благовещенского собора и духовником царя Алексея Михайловича протопопом Стефаном Вонифатьевым . Члены кружка добивались устранения нарушений в богослужении (в первую очередь «многогласия», т. е. одновременного совершения неск. чинопоследований), введения проповеди после богослужения, повышения нравственного уровня духовенства. Д. сблизился с участниками кружка - настоятелем Казанского собора на Красной пл. Иоанном Нероновым , позднее с протопопом Аввакумом . Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове) Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове) По-видимому, в нач. 1649 г. Д. был назначен настоятелем Успенского собора в Костроме (собор, возведенный в сер. XVI в. в камне взамен деревянного, находился в Костромском кремле, в соборе пребывала особо чтимая первыми царями из династии Романовых главная святыня Костромы - Феодоровская икона Божией Матери ) и тогда же Д. был возведен в сан протопопа. Предположительно назначение в Кострому, почитаемую как «колыбель царской династии», состоялось благодаря поддержке кружка Вонифатьева. В Костроме Д. активно взялся за претворение в жизнь идеалов ревнителей благочестия. В проповедях в Успенском соборе он обличал пьянство и безнравственность среди мирян и духовенства, активно выступал против любимых народом скоморохов; по распоряжению настоятеля время от времени под замок в палату под собором сажали - «в смиренье» - нарушителей общественного порядка (в основном пьяных). Как и чуть позже протопоп Аввакум в г.

http://pravenc.ru/text/171228.html

Чтобы понять смысл жизни благоверного князя Даниила, лучше всего обратиться к замечательным словам преподобного Ефрема Сирина: «Кто служит ближнему со смирением, тот прославится». Думаю, эти слова могли бы стать лейтмотивом всей жизни святого князя. Это был смиренный человек. Как младший сын великого князя Александра Невского, он получил в удел самое небольшое и незавидное в то время княжество — Московское. Наверное, по логике, которой руководствовались прочие князья, он должен был стремиться усилить свое княжество, сделать его богаче, могущественнее, то есть отнять что-то у других. Собственно говоря, так и строились тогда отношения между князьями и княжествами: тот, кто хотел стать значительнее, иметь больше власти и богатства, нападал на другого, отнимал его имущество, творил беззакония, порой принося в жертву жизнь даже близких родственников. Нередко, особенно во времена, когда жил благоверный и преподобный князь Даниил, подобные беззакония совершались с помощью татар. Тогда они контролировали все, что происходит на Руси, и прилагали немало усилий, чтобы разжигать между князьями междоусобную брань. Но лишь раз князь Даниил первым пошел в бой — против рязанского князя Константина Романовича, который в 1300 году замыслил очень опасный план в отношении Москвы. Войдя в сговор с татарами, он предложил вместе нанести удар по Москве, разрушить Московское княжество и присоединить его к Рязани. Узнав об этом, смиренный, благочестивый князь Даниил понял, что нависает страшная опасность — не над ним лично, а над городом Москвой, над всем народом. Тогда он нанес упреждающий удар и наголову разбил татарское войско — это была первая победа русских над татарами, за 80 лет до Куликова сражения. Князь Константин Романович был пленен, но остался жив, а Москва этим удивительным действием князя Даниила была спасена. Неизвестно, как пошла бы история и стояли бы мы с вами сегодня на этом месте, если бы князь Даниил не провидел тогда всю опасность страшного замысла князя Константина в союзе с татарской ордой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4614343...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010