Применим ли бульдозерный аргумент в споре о госпитале и храме? Ситуацию с уничтожением старинного госпиталя в Москве комментирует активист «Архнадзора» 9 сентября, 2015 Ситуацию с уничтожением старинного госпиталя в Москве комментирует активист «Архнадзора» Фразеология записей в блогах о том, что «снесен храм», должна выбираться точнее и аккуратнее, считает Константин Чаморовский, активист «Архнадзора». Неаккуратные выражения фактически дают оппонентам повод обвинить градозащитников во лжи. Но, с другой стороны, — почему мы должны разбрасываться зданиями, в которых бывали великая княгиня или император Николай II? И почему в споре о статусе объекта культурного наследия был приведен «бульдозерный аргумент»? Девелоперская компания «Мортон» 5 сентября снесла экскаваторами мемориальный объект Первой мировой войны – Военный госпиталь центрального распределительно-эвакуационного пункта раненых Российского общества Красного Креста в Анненгофской роще. Из документов, собранных градозащитниками, известно, что этот распределительный пункт посещали император Николай II, императрица Александра с великими княжнами, а в Никольском храме при госпитале молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна, прославленная в лике святых. «Архнадзор» призвал власти отозвать у застройщика градостроительный план земельного участка 14-а по Красноказарменной улице, увеличить штрафы за снос и ввести законодательный запрет на снос исторических зданий Москвы, построенных до 1917 года. В пресс-службе группы компаний «Мортон», которая собирается построить на этом месте многофункциональный центр, «Правмиру» сообщили , что по их информации в данном здании никогда не было церкви. 7 сентября ГК «Мортон» опубликовала официальную позицию «по сносу аварийного здания в Лефортово», где отвергает обвинения в уничтожении храма и памятников культурного наследия, обвиняя в свою очередь градозащитников в политической мотивации их деятельности. Ситуацию с уничтожением историко-культурного и религиозного объекта мы попросили прокомментировать активиста «Архнадзора» Константина Чаморовского.

http://pravmir.ru/primenim-li-buldozerny...

Он говорит о том, что античные захоронения – это депрессивнейшие места, которые ему приходилось посещать. Античное языческое кладбище будит отчаяние. Это место, где почти физически ощущаешь присутствие призраков, это место в каком-то смысле агрессивное. Мы знаем, что христиане привнесли в отношение к умершим и к местам захоронения совершенно другую эмоцию – эмоцию светлой радости, с одной стороны, с другой стороны, интуицию Святой земли. Ведь могилы мучеников, христианское кладбище, где стоят кресты, часовни – это Святая земля.  Американский кинематограф обыгрывает это даже в фильмах ужасов, потому что на Святую землю, на землю кладбища христианского не может ступить нога какого-нибудь колдуна, волшебника, даже вампира. Конечно, американский кинематограф в последнее время пережил определенную эволюцию в отношении этих христианских символов, но тем не менее Генри Мортон подчеркивает, что его не покидало ощущение во время осмотра катакомб, этих христианских захоронений, как будто он находится в трюме корабля. Представляете? Идет человек по пещерам, а у него чувство, что он находится в трюме корабля, где дремлют матросы. Вы себе представляете эти гамаки или мешки, в которых в старых кораблях отдыхали матросы. Ты идешь в самом недре этого корабля, и мирно спят матросы. Такое чувство, как оно может родиться при посещении кладбища? Ведь речь идет именно о кладбище.  Генри Мортон отмечает, что это исключительный дар христианства – отношение к смерти как к успению, отношение к смерти как к другу, который тебя должен навестить, который пришел к тебе в гости, друг, который благословлен твоим Богом, Творцом. Смерть – не тупик, не итог жизни, а некоторый эпизод жизни, причем не самый последний. Христиане именно так и должны говорить о смерти, потому что мы чаем воскресения мертвых. Помните, в Символе веры, который мы поем каждое утро на литургии, есть эта фраза: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь»?  То есть смерть – это один из эпизодов, такой же эпизод, как например, поступление в институт. Вы готовитесь, вы нервничаете, вы думаете: «Может быть, отнести взятку этому учителю по алгебре, может быть, он поможет. Всем плохо». Точно так же мы переживаем смерть. Но после этого экзамена будет что-то еще, жизнь продолжится. Христиане впервые стали использовать в античных языках – в древнегреческом и латинском – относительно смерти глаголы, которые раньше использовали относительно сна – «коймао», есть такой глагол, который звучит очень похоже на наш «кемарить». 

http://pravmir.ru/dar-uspeniya-mozhno-li...

В 1958 году мне случилось проводить наркоз в районной больнице в Кондопоге. Там были студенты четвертого курса и врачи, которые пришли посмотреть на практику. Один парень, учившийся, как и я, в Первом Ленинградском медицинском институте, но на четыре года позже, увидел, как сестра делала анестезию. Это его настолько поразило, что он твердо сказал: «Буду анестенизатором». Ну трудное слово, что вы хотите. Он вернулся на практику в Первый Ленинградский мед, стал читать литературу, готовиться — и в конце концов стал анестезиологом, потом преподавал в своем же родном вузе, потом сложным путем попал в Бостон и стал заведующим кафедрой анестезиологии в той самой клинике, где в 1846-м Уильям Мортон дал больному первый эфирный наркоз. — Почему анестезия была, а анестезиологии как раздела клинической медицины не было?  — Она встречала сопротивление. Врачи-анестезиологи появились в Европе в 1847 году: профессор Симпсон проводил первое обезболивание родов. Против него выступила церковь и сказала, что ребенок должен рождаться в муках. И Симпсон вынужден был отказаться от обезболивания. Более полувека тому назад один европейский анестезиолог-реаниматолог задал вопрос Римскому Папе: «Если жизнь дана свыше, то позволительно ли нам вмешиваться и воскрешать человека?» Папа ответил: «Жизнь от Бога и смерть от Бога. Но и наука от Бога. Если с помощью науки кто-то вмешался в Божий Промысл, это благое дело».  Врачи-прогульщики — Вам интересен гуманитарный и исторический аспект медицины. Почему? Почему врач должен быть гуманитарием? — Это уже становится обычной практикой. Мой друг работает врачом-урологом в США и одновременно в Джорджтаунском университете начал читать на добровольных началах лекции по гуманитарной культуре и литературе. К нему пришел проректор: «Что за подпольные лекции?» Он отвечает: «Они не подпольные, а вполне открытые. Ходят студенты Джорджтаунского университета, ходят и другие тоже. Только я денег за них не получаю». Проректор говорит: «Вы не получаете и университет не получает, потому что слушатели задарма учатся. Идет в кассу». 

http://pravmir.ru/ya-umer-a-vy-menya-ozh...

По словам Мартина Дадли, его знакомство с православием началось много лет назад в Бирмингеме. " Я тогда еще не был священником, но интересовался различными христианскими традициями и решил посетить греческий православный храм. Меня тогда ждало разочарование. Богослужение совершалось только на греческом языке, священник вообще не говорил по-английски, а прихожане всем видом показывали, что не рады, что в их общину зашел англичанин. Я понял, что они в первую очередь - киприоты, во вторую очередь - греки, в третью - православные и лишь в четвертую - христиане " . Позже Мартин решил посетить сербский приход, там его встретили намного теплее, и неприятный осадок от опыта общения с греками стал пропадать. Тем не менее, православие казалось ему далеким экзотическим греко-славянским вариантом христианства. Важным этапом стало для Мартина знакомство с трудами митрополита Антония Сурожского, а также осознание, что этот замечательный человек живет не где-то далеко, а здесь, в Англии. " Он живет, как англичанин, но при этом остается русским православным митрополитом " , - думал он. Но сама идея стать православным возникла у отца Мартина во время его посещения Санкт-Петербурга в 2003 году. В то время в Санкт-Петербургской духовной академии преподавали английский язык англиканский священник Клайв Мортон и его супруга Патриша. Они организовывали визиты групп из Лондонской епархии в Санкт-Петербург, поскольку тоже хорошо относились и к России, и к Православной Церкви и хотели, чтобы как можно больше англичан, особенно англиканских клириков, познакомились с православием вживую. Группы приезжали ежегодно и останавливались в общежитии духовной академии. В 2003 году отец Мартин приехал вместе с такой группой. " Санкт-Петербург мне очень понравился, он не был таким уж восточно-экзотическим, как Москва, но при этом этот город явно принадлежал к православной культуре, несмотря на обилие храмов разных конфессий и западноевропейское влияние, - вспоминает он. - Я тогда подумал, что православие, оказывается, может быть совсем не чуждо западной европейской культуре.

http://mitropolia.spb.ru/docs/anglikansk...

Всё это произойдет в пятницу четырнадцатого нисана, а уже в субботу, пятнадцатого нисана, пока Тело закланного за грехи человечества Агнца Господня будет почивать в Гробу, душа Его спустится в преисподнюю. Спаситель сорвет все замки и запоры, сметет врата преисподней, разрушит ее ограду со всеми сторожевыми башнями и возьмет за протянутые к Нему прозрачные руки Адама Первозданного и Еву. Агнец буквально выдернет их из Шеола и поведет в тот Райский сад, который они, казалось, навсегда потеряли. А вместе с ними Христос введет в Эдем ликующий сонм их потомков: Авеля, Сифа, Еноса, Ноя, Сима, Иафета, Мелхиседека, Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Руфь, Давида, Соломона, Исайю, Иеремию, Иезекииля, Даниила, Ездру, Неемию, Осию, Иаиля, Амоса, Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захарию, Малахию, мучеников Маккавейких, Вифлеемских младенцев, Своих сродников Захарию и Елисавету, Своего Предтечу Иоанна, Своих дедушку с бабушкой Иоакима и Анну, Своего названного отца Иосифа. И с ними многих-многих других… Но все это будет потом. А пока Он въезжает в Святой град для того, чтобы пострадать, для того, чтобы быть униженным и распятым, — потому что для этого Он и пришел на землю. — Отец Мой Небесный, да будет воля Твоя… — негромко проговорил Спаситель, отрываясь от мыслей о предстоящих страданиях и, снова светлея лицом, погладил склоненную шею ослика. Молоденький, никогда не носивший ярма, осленок, остановившийся было возле Гефсиманского сада, приподнял голову, повел веселыми умными глазами по сторонам и, проревев «Иа!», «Иа!» «Иа!», моментально слившееся с летящими со всех сторон криками «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!», неторопливо продолжил свой путь к каменному мосту, проложенному над Кедронским потоком. Иннокентий Херсонский , святитель. Последние дни земной жизни Иисуса Христа. Pitre Brant . Jesus and the Jewish Roots of the Eucharist Мортон Генри . Святая Земля. Иннокентий Херсонский , святитель. Последние дни... Рейтинг: 9.9 Голосов: 273 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/152988.html

     Ричард Дэйвис — фотограф, основатель фонда Wooden Architecture at Risk. Книга Ричарда Дейвиса «Wooden Churches of the Russian North (Деревянные церкви — путешествуя по Русскому Северу)» рассказывает о храмах Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и республики Карелия. В 2002 г. Ричард Дэвис, главный фотограф таких архитекторов как Норман Фостер, Давид Чипперфильд и Джон Поусон, вдохновлённый рисунками художника начала 20 в. Ивана Билибина, впервые отправился на Русский Север. Там он нашел то, что долго искал — свою тему; в последующие 9 лет он возвращался в Россию множество раз, разыскивая деревянные церкви и делая новые снимки. Изображённые в его книге здания — остатки тысяч подобных, строившихся по всей стране со времён князя Владимира, который после своего обращения в христианство в 988г, «повелел, чтобы деревянные церкви ставились на местах, где до этого были языческие идолы». Большинство из сохранившихся построек находятся в малонаселённой северо-западной части России, особенно в Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и в республике Карелия. Это протяжённый район, и авторам пришлось преодолеть тысячи километров — на машине, джипе, аэроплане, лодке, поезде, снегоходе, на санях и пешком для того, чтобы их разыскать. Эти хрупкие, зачастую осквернённые постройки хранят божественное присутствие даже несмотря на отсутствие в них золочёных икон. Но очень многие из них находятся на краю гибели. Вместе с фотографиями Ричарда Дэвиса в книге публикуется рассказ Матильды Мортон об их совместных с Ричардом путешествиях; а также высказывания писателей и художников, путешественников и историков, агитаторов и политиков. Среди них: Корней Чуковский, отрывки из «Пути Паломника», Лев Толстой, Александр Родченко, Михаил Булгаков, Андрей Синявский, Василий Гроссман, Александр Солженицын, Евгений Носов, Алексей Леонов и Виктор Ерофеев. «Деревянная архитектура, которая является наиболее своеобразной и уникальной составляющей культурного наследия России, находится на грани полного исчезновения» — Михаил Мильчик, Санкт-Петербург, октябрь 2011г.

http://pravoslavie.ru/94582.html

Завершает жертвоприношение другой, взрослый «Христос». Последним, чисто христианским реконструктивом служит сверхъестественное появление дерева от горы, а от дерева — агнца (овна). Эта деталь по аналогии с воссозданием поведения Сарры восходит к творениям преподобного Ефрема Сирина. Благодаря возложенным на Исаака дровам и вопросу Исаака к Аврааму: «…вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?», Ефрем Сирин делает вывод, что ни овна, ни дерева на горе не было. Эта идея имеет важное типологическое значение и становится характерной для сирийской традиции: «Гора дала от себя дерево, дерево овна, чтобы овен, повисший на древе и после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвожден был к древу и вкусил смерть за весь мир» . Известна она и первой мемре, и сугите. В мемре развивается мариологическая линия: земля породила девственное древо, а древо — непорочного агнца. Подобно сугита говорит и о ненасажденном древе, родившем агнца без семени. Причем образ непорочно рожденного агнца проходит через всю сугиту, конечно, являясь символом Христа. После подробного анализа выбранных текстов докладчица делает следующие выводы:   Напомним историю «Тайного Евангелия от Марка». Доктор теологии Гарвардской школы богословия и преподаватель Колумбийского университета Мортон Смит (1915–1991) утверждал, что в 1958 году в монастыре Мар Саба (в православной традиции известен как Лавра Саввы Освященного) он обнаружил фрагмент из ранее неизвестных посланий Климента Александрийского (150–215) к Феодору. В этом фрагменте содержится упоминание некой эзотерической, «более духовной» редакции Евангелия от Марка, которую тот «составил для использования совершенствующимися» в Александрии. Из найденного фрагмента письма следует, что копию «тайного Евангелия» обманом получил Карпократ от безымянного пресвитера «александрийской экклесии», «истолковал по злословному и плотскому своему представлению, а также и осквернил, с незапятнанными и святыми словами смешав бесстыдную ложь».

http://bogoslov.ru/event/6177385

232 Описание 24 старцев совпадает с обетованиями, данными «побеждающему» в посланиях семи церквам: белые одежды обещаны верным и побеждающим ( Откр 3: 4 ), а венцы – тем, кто будет верным до смерти ( Откр 2: 10 ). См. обзор толкований: Beale G. К. The Book of Revelation. P. 323–326; Aune D. E. Revelation 1–5. P. 288–292. Г. Бил объединяет две точки зрения, считая, что старцы – это «ангельские представители ветхозаветного человечества». 233 См.: Victorinus Petavionensis. In Apocalypsin 4. 3; Andreas Caesarensis. Comm, in Apoc. 4. 10 и другие древние комментаторы (см.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков: Новый Завет. Т. 12: Книга Откровения Иоанна Богослова/Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Федчука. Тверь, 2009. С. 68–69). 236 См.: Aune D. E. Revelation 1–5. P. 289; Toth F. Der himmlische Kult. Wirklichkeitskonstruktion und Sinnbildung in der Johannesoffenbarung. Leipzig, 2006. S. 212–216; Giesen H. Die Offenbarung… S. 151–152; МеньА., npom. Читая Апокалипсис. M., 2000. С. 53. 237 Слово «достоин» использовалось также в римской практике, при приветствии входящего в город императора (см.: Aune D. Е. Revelation 1–5. Р. 309). 238 В греческом тексте критических изданий здесь стоит именование «Господь и Бог» (Nestle-Aland. 27 Aufl. Deutsche Bibelgesellschaft, 1994. S. 640). Некоторые комментаторы видят в этом намек на титул императора Домициана «Dominus et Deus noster», приведенный у римского историка Светония (см.: Suetonius. De vita Caesarum: Domitianus 13. 2). 239 См.: Tacitus. Annales 15. 29, а также: Aune D. Е. Revelation 1–5. R 308. Р. Мортон предполагает, что образ 24 старцев связан с астрологическими представлениями и, скорее всего, имеет языческое происхождение (см.: Morton R. One upon the Throne and the Lamb: A Traditional Historical – Theological Analysis of Revelation 4–5. N. Y.; Washington; Baltimore, 2007. P. 109–110). 242 Некоторые западные ученые даже высказывали мнение, что 4-я глава представляет собой иудейский источник, инкорпорированный в текст Апокалипсиса (см.: Rowland С. The Visions of God in Apocalyptic Literature 11 Journal for the Study of Judaism. Vol. 10. 1979. S. 139. Цит. nö Osborne G. R. Revelation. P. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

По древнему обычаю, в Александрии имеется училище, где преподается Священное Писание … и мы слышали, что им ведают люди, сильные в слове и ревностные в изучении божественного … Пантен многое улучшил в Александрийском училище; он руководил им до смерти, поясняя и письменно, и в живой беседе сокровища божественных догматов (Церковная история, V. 10). Дополнительные сведения приводятся у бл. Иеронима Стридонского , для которого Евсевий в этом случае был не единственным источником. Пантен, философ школы стоиков, в Александрии, где, согласно некой древней традиции, со времен евангелиста Марка священнослужители всегда были врачами, обладал великим умом и эрудицией как в Священном Писании , так и в мирской литературе … Многие из его комментариев на Священное Писание сохранились до наших дней, но он служил Церкви более устным словом, чем пером. Пантен жил во времена правления императора Севера и Антонина, прозванного Каракаллой (О знаменитых мужах, 36). В 1973 г. Мортон Смит опубликовал документ, скопированный им в палестинском монастыре преп. Саввы Освященного, рукопись предположительно XVIII столетия, в которой содержится письмо Климента к некоему Феодору о «тайном Евангелии Марка». Согласно этому источнику, традиция «тайноводства» (μυσταγωγα) была в Александрии уже при апостоле Марке. Итак, в истории Дидаскалиона мы можем выделить следующие периоды. Первый период (60–179) был временем становления Александрийской школы. В этот период епископ возглавлял ее как преемник Апостола. Причиной перехода к следующему состоянию был, очевидно, рост Церкви с расширением круга обязанностей предстоятеля и появлением среди пресвитеров людей, «искусных в слове и учении». Второй период (179–231) ознаменовался расцветом под руководством Пантена, Климента и Оригена . Говоря об этом этапе, студент должен иметь представление о самом понятии «Дидаскалион», знать его отличие от обычной катехетической школы. Пантен и Климент осуществили создание института, подобного которому не было в Античности: продолжая традиции философских школ, они существенно дополнили их программу, включив в нее философскую компаративистику и увенчав иерархию наук не философией, но богословием. Ориген довел эту систему до совершенства в организационном и методологическом планах.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов, А. Леднев. Звукооператор: А. Бригадов 5 ноября 2014 г. 18:15 5 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской областной епархии ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Мытищинского округа, настоятель храма прп. Сергия; духовенство Московской областной епархии. На богослужении присутствовали министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ генерал армии Н.А. Панков, заместитель министра обороны РФ генерал армии Д.В. Булгаков, глава Мытищинского муниципального района В.С. Азаров, вице-президент ГК «Мортон», осуществлявшей финансирование работ по строительству храма, О.Н. Колченко.   Пел хор духовенства Московской областной епархии (регент — священник Сергий Голев). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Константина Банникова, клирика храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Также были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих, покоящихся на этом кладбище. Проповедь перед причастием произнес священник Олег Мумриков, клирик Московской областной епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3832027.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010