Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василий Поляномерульский. Икона. XX в. Румыния (Пояномэрульский) (ок. 1692 - 25.04.1767, скит Пояна-Мэрулуй [Poiana Mrului], Молдавия), прп. (пам. 25 апр., пам. рум. 15 апр.), схим. Основные сведения о В. П. содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского) . Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию В. П. жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева) ( Tachiaos. P. 76-77). Нек-рые исследователи (Г. Кокора, П. Давид и др.) предполагают малороссийское происхождение В. П. и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу ( Raccanello. La preghiera. Sibiu, 1996. P. 37). По-видимому, В. П. покинул родину в 20-х гг. XVIII в., когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и укр. обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII в. мн. рус. и укр. иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем В. П. поселился в пуст. Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Ок. 1730 г. из-за увеличения числа братии В. П. ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского мон-ря, к-рый являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата В. П. начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (строительство завершено в 1733). В. П., возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила св. Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в др. румын. обителях. Впосл. Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством В. П. находились 11 скитов и пустыней.

http://pravenc.ru/text/149765.html

Давид. Воскрешение Лазаря. Давид. Исаия. Давид. Вход Иисуса Христа в Иерусалим. Захария. Давид. Малахия. Давид. Изгнание торговцев из храма. Давид. Исаия. Давид. Мудрые и неразумные девы. Давид. Давид. Давид. Последняя вечеря Иисуса Христа и омовение ног. Давид. Давид. Софония. Давид. Раздаяние Св. Тела. Моисей. Давид. Исаия. Моисей. Раздаяние Св. Крови. Давид. Давид. Соломон. Давид. Давид. Михей. Давид. Исцеление слепого (в двух моментах). Сирах. Давид. Исаия. Давид. Притча о милосердом самарянине (в двух моментах). Михей. Давид. Сирах. Иуда возвращает деньги первосвященникам. Смерть Иуды. Иудеи перед Пилатом. Предположение об апокрифическом начале в данном случае заставляло бы признать, что миниатюрист, изготовляя миниатюры для канонических Евангелий, отнесся пренебрежительно к данной в этих Евангелиях связи событий и предпочел ей связь событий по апокрифу, т. е. ввел в намеченный цикл исцеление слепорожденного, воскрешение Лазаря, притчу о мудрых и неразумных девах только потому, что в апокрифе эти события поставлены в связь с судом Пилата, и опустил воскресение Христово единственно на том основании, что о нем не говорится в апокрифе. Такого приема иллюстрации мог придерживаться только человек, зараженный мыслью о преимуществах апокрифа перед подлинными Евангелиями; но в таком случае для него было бы гораздо целесообразнее приложить свои иллюстрации прямо к тексту апокрифа, а не подлинного Евангелия. Заметить следует при том что г. Усов, прилаживая миниатюры к рассказу апокрифа, допускает натяжки. Замечая, что притча о самарянине и изгнание из храма торговцев не упоминаются в апокрифе, а между тем находятся в миниатюрах кодекса, он полагает, что первая выражает мысль о благотворительности Иисуса Христа согласно рассказу апокрифа об исцелении скорченного и прокаженного, а второе указывает на то место апокрифа, где говорится о разрушении храма. Прием иллюстрации странный! В довершение всего, утверждая связь этих миниатюр с судом Пилата по апокрифу, г. Усов, по причинам не совсем понятным, разорвал эту связь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Шошаним (мн. от шошан – лилия, лотос?) – музыкальный инструмент, по форме напоминающий цветок шошан. Творения мои (эта песнь) о царе-Машиахе (Мецудат Давид). Ты, царь-Машиах, своими прекрасными делами выделяешься из всех сынов человеческих (Мецудат Давид). Твой меч – твое оружие – это слава твоя и твое великолепие (Мецудат Давид). Твое величие власти будет за истину и справедливость, которую ты творишь – не ради славы (Мецудат Давид). Обращение к народам, к каждому в отдельности, чтобы они не обращали внимания на царя Гога, призывающего их воевать против Машиаха (Мецудат Давид). Прекрасные дела твои (Мецудат Давид). Народы с радостью принимают царство Машиаха (Мецудат Давид). Царство Машиаха – от Давида. Так и здесь, сыновья его унаследуют царство Машиаха (Мецудат Давид). Аламот – древний музыкальный инструмент (Мецудат Давид). Имеется в виду заря Избавления (Мецудат Давид). Речь идет о времени Избавления, когда полностью прекратятся войны, не нужны будут лук и копье и военные колесницы, а накопившееся оружие будет уничтожено (Мецудат Давид). Цари народов собрались на войну, но пошли мимо, увидев, что Всесильный известен во дворцах Иерусалима, как заступник (Мецудат Давид). Войска царя Гога, прибывающие из северной страны Таршиш во время последней войны против Машиаха (Мецудат Давид). Дочери Йегуды – города Иудеи (Мецудат Цийон). Вдобавок к тому, что будут вещать уста мои, есть еще тайные мысли мудрости, которые остаются в мыслях сердца (Мецудат Давид). Разве может человек искупить своего брата от неминуемой смерти? Разве может человек дать Богу выкуп за свою собственную душу, чтобы не умереть? (Мецудат Давид). Человек не уверен, останется ли его богатство в сохранности даже до утра. Если же он надеется на свое богатство, то подобен он неразумным животным (Мецудат Давид). Они и их потомки, придерживающиеся этого «пути», надеются на свое богатство (Мецудат Давид). Что не в богатстве надежда, а во Всесильном (Мецудат Давид) Бог, Который над всеми ангелами (Всесильный). Его имя – Господь, Он призвал всех жителей земли от востока до запада (Мецудат Давид, Раши).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Две схожих песни (14-я и 53-я) пророчески сказаны Давидом в связи с разрушением двух Иерусалимских Храмов. Данная песнь говорит о разрушении Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором. Его военачальник Невузарадан не побоялся войти в святилище, говоря: «Нет Всесильного», т. е. нет Верховного Судьи, всё случайно (Мецудат Давид, Раши). Никто из войска Невузарадана не противостоял ему, когда он вступил в святилище, чтобы разрушить его (Раши). Неужели они не понимают, что народ Иудеи, который они теперь покорили, потому и стал «их хлебом», что «к Богу не взывали»? (Мецудат Давид). Когда ассирийский царь Санхерив был в Иерусалиме, он испытывал страх, ибо множество его воинства пало, т. к. поколение народа Израиля было праведным, и Всесильный был тогда среди них (Мецудат Давид). «Вы смеялись над мыслью бедного народа Израиля, у которого одна надежда – Бог». Во времена царя Хизкиягу ассирийский военачальник Равшаке громко глумился над верой Израиля в то, что Всесильный спасет их от могучей руки ассирийского царя (Мецудат Давид). Если родственник его совершил неугодный поступок, он наказывает его по суду, но не несет за него поношение в том, что он скрывал этот поступок (Мецудат Давид). Золотой венец – наиболее любимая Давидом песнь, подобная золотому венцу (Мецудат Давид). Давид разговаривает со своей душой (Мецудат Давид) или с народом Израиля (Раши). Ты благодетельствуешь мне не по заслугам моим, а по милости (Мецудат Давид, Раши). Все мое стремление к Богу – благодаря святым, похороненным в земле и могучим в богобоязненности. Им ты, душа моя, будь покорна (Мецудат Давид). «Словно отец, наставляющий своего сына выбрать лучшую долю в наследстве, Ты, держа меня за руку, положил ее на лучший жребий» (Мецудат Давид). Тот Бог, Которого я избрал в наследие, Он особенный, отличный от всех других (Мецудат Давид). Слава моя – душа моя (Мецудат Давид). После смерти, в могиле (Мецудат Давид). От злодея, который является Твоим мечом (Мецудат Давид). Жизни вечной – в мире грядущем (Мецудат Давид).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Оно будет принято всегда (Мецудат Давид). Древний музыкальный инструмент (Мецудат Давид, Раши). Согласно другому толкованию, речь идет о народе Израиля, который называется в Танахе «ланью любви», которая подобна «утренней заре» (Раши). «Единая» – одно из названий души, которая едина, в отличие от тела, состоящего из множества частей (Мецудат Цийон). Жить будет сердце ваше – радоваться. Когда сердце печалится, оно словно мертво, как написано о Навале: «И умерло сердце его» (Шмуэль 1,25:37) (Мецудат Давид). Все «тучные», все здоровые, насладившись изобилием, будут осознавать, что оно исходит от Него, и будут кланяться Ему (Мецудат Давид). Мудрецы сделали из этого вывод, что умирающие, в момент когда душа покидает тело, видят Шхину (Божественное присутствие) (Раши). Твой жезл – трость, которой Ты меня наказываешь, и Твой посох, которым Ты меня поддерживаешь, напоминают мне о том, что Ты постоянно наблюдаешь за мною, а не оставил меня на произвол случая (Мецудат Давид). «Умастил маслом голову мою» – помазал на царство (Мецудат Давид). Земля возвышается над океаном, потому что вселенная сотворена Творцом, ибо если бы это происходило само по себе, то земля, будучи более тяжелой, оказалась бы под водой (Мецудат Давид). «Хотя все живущее на земле – Его, кто достоин того, чтобы взойти на гору Бога?» (Мецудат Давид). Двери Иерусалимского Храма называются «вечными» потому, что, в отличие от Мишкана, который Моше сделал в пустыне, Иерусалим приобрел святость навеки (Мецудат Давид). На сказанное выше: «Бог – мой свет и спасение мое» (Мецудат Давид). Ради следящих за мною врагов: чтобы они не радовались, увидев, что я споткнулся на своем пути (Мецудат Давид). О том, чтобы я не оказался среди этих злодеев (Мецудат Давид). Всех непорочных сердцем (Мецудат Давид). Ангелы (Мецудат Давид). Ливан и Сирьон – названия двух гор (Мецудат Цийон, Раши) Деревья в лесу падают от голоса Бога. Смысл этих метафор – падение врагов Израиля (Мецудат Давид). Во время всемирного потопа Всевышний явился как единственный властелин, ибо все погибло. Так и в грядущее время Он будет единственным судьей, ибо все будут осознавать, что Он – создатель вселенной (Мецудат Давид)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Ложась спать, я вручаю Тебе свою душу на хранение, будучи уверен, что Ты – истинный, и возвратишь мне ее утром, так что я не умру (Мецудат Давид). Всевышний не вменит ему греха, если он раскайся искренне, не помышляя вернуться в грех (Мецудат Давид, Раши). Размышляя над тяжестью моего греха (Мецудат Давид). Когда раскается всем сердцем (Мецудат Давид). «Многие воды» – это страдания и искупление грехов после раскаяния. Он молится о том, чтобы страдания не настигли его как «разлив многих вод», т. е. все сразу (Мецудат Давид). Когда наступает очередная беда во искупление греха, тогда Ты меня спасаешь, и я каждый раз радуюсь избавлению (Мецудат Давид). Когда коня наряжают, он испытывает неудобство и готов брыкаться, потому и приходится его обуздывать. Когда вас постигнут страдания, искупающие вину, не ропщите, а принимайте их с радостью (Мецудат Давид). Авимелех – правитель филистимлян. В книге Шмуэль I (21:11-15) рассказывается, как Давид, спасаясь от преследования Шауля, бежал в город Гат. Когда филистимляне опознали в нем Давида, сражавшегося против них, они хотели его убить. Давид притворился безумцем, и Ахиш (Авимелех) прогнал его. В честь этого чудесного спасения Давид и составил данную песнь (Раши). Они лжесвидетельствуют, что я должен вернуть то, что я никогда не держал в своих руках и о чем ничего не знаю (Мецудат Давид). Если будут утверждать, что я молился не об их благополучии, а об ухудшении их здоровья, то «...пусть молитва моя обратится на меня» (Мецудат Давид). См. выше комм, к Тегилим, 22:21. Теперь ты видишь, что творящий зло преуспевает. Однако подумай о том, что это ведь ненадолго: еще немного, и ты увидишь, что нет злодея (Мецудат Давид). Тучные агнцы, которых раскармливают, чтобы они набрали жир, с тем, чтобы их скорее зарезать. Так и злодеи: они мгновенно преуспевают в земной жизни, чтобы получить награду за то немногое добро, которое они сделали, однако впоследствии они пропадают в дыму ада (Мецудат Давид). Человека сильного в Законе (Торе), т. е. возвышающегося над своими слабостями. Путь и шаги такого человека утверждаются Богом – Он благоволит к пути его (Мецудат Давид).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Негинот – музыкальный инструмент. Нехилот – от слова нахиль («пчелиный рой»). Музыкальный духовой инструмент, звук которого напоминает жужжание пчел. Согласно другой интерпретации, здесь подразумевается не музыкальный инструмент, а наступление вражеских полчищ, и эту молитву Давид возносит за весь Израиль (Раши). «Тогда, будучи поражены увиденным, они возвратятся и будут просить мира, и я им прощу все, что они сделали со мною, так что они будут пристыжены, но только на короткое время, на мгновение» (Мецудат Давид). Куш, куши – так в Священном Писании называются негры, отличающиеся темным цветом кожи. Здесь иносказательно подразумевается царь Шауль, отличившийся своими благородными делами. Шауль был из колена Биньямина. В этой песне Давид раскаивается в одном из своих поступков по отношению к нему (Мецудат Давид, Раши). Когда Шауль, преследуя Давида, настиг его в горах, Давид, найдя уставших от дороги Шауля и его свиту спящими, отрезал край одежды Шауля. Этим Давид показал Шаулю, что не замышляет против него ничего плохого, – ведь он мог его убить. Здесь Давид спрашивает, для чего он отрезал кусок одежды у Шауля: чтобы опозорить его или чтобы доказать, что он не замышляет его убить, как подозревает Шауль (Мецудат Давид). Если сообщество народов – филистимляне, амонитяне и моави-тяне – обступят Тебя с молитвой помочь им (в войне против народа Твоего, Израиля), то, возвысившись над ними, отойди от них (Мецудат Давид). Судит по справедливости праведника, спасая его от коварства злодеев, и строго взыскивает со злодеев (Мецудат Давид). Все орудия смерти, которые злодей готовит праведнику, Всевышний обратит против него самого (Мецудат Давид). Гитит – струнный инструмент. Свое название получил от города Гат (Мецудат Давид, Раши). Давид призывает Всевышнего не медлить со Своим правосудием, ибо злодеи, не видя немедленного наказания, думают, что нет Божественного суда над ними (Мецудат Давид). Эта песнь составлена в связи с бегством Давида от преследовавшего его Шауля. Беглец подобен скитающейся птице (Мецудат Давид, Раши).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

1. Давид в Секелаге, 1 Царств 27 После многих лет преследований со стороны Саула Давид нашёл убежище у Анхуса, царя Гефа. Тот считал Давида надёжным союзником в борьбе с Саулом и даже выделил ему город Секелаг. 16 месяцев Анхус верил, что набеги Давида на селения южнее Негева были набегами на города колена Иудина. 2. Филистимляне собираются у Афека, 1 Царств 29 Филистимляне собрали свои войска севернее, у Афека на равнине Шарон, чтобы приготовиться к битве с Саулом (ср. карту 5–2). Анхус настаивал на верности Давида, но другие князья не были убеждены в этом. Давид отправился обратно в Секелаг. 3. Набег амаликитян на Секелаг, 1 Царств 30 Вернувшись, Давид и его люди нашли Секелаг сожжённым, а их семьи были уведены амаликитянами в плен. Моральный дух народа пал, назревал мятеж. Но Давид не следовал естественным побуждениям мести и, прежде чем преследовать амаликитян, обратился к Господу. В то время, как Саул спрашивал совета у волшебницы, Давид обратился к Богом назначенному священнику и ефоду (30:7). Саул потерял жизнь и сыновей. Давид обрёл семью. Дойдя до потока Восор, 200 воинов остались там с поклажей, а остальные продолжили преследование. Получив информацию о стане врага, Давид и 400 воинов истребили амаликитян и вернулись со своими семьями и с большой добычей в Секелаг. Те, кто остался с поклажей, получили столько же, сколько и воевавшие. В города Иуды, где росла поддержка Давида, старейшинам были посланы подарки. 4. Новость о смерти Саула, 2 Царств 1 Через три дня по возвращении в Секелаг к Давиду пришёл амаликитянин и сообщил о смерти Саула на горе Гелвуй (ср. карту 5–2). Думая угодить Давиду, он солгал, сказав, что поспособствовал смерти Саула. Давид велел убить амаликитянина. Вместо радости о смерти Саула и его сыновей Давид оплакал их в песне и велел научить ей сынов Иудиных: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные!» 5. Давид – царь в Хевроне, 2 Царств 2–4 Давид был помазан царём над Иудеей в Нагорной местности в Хевроне. Семь с половиной лет он правил Иудой в Хевроне (а затем 33 года всем Израилем и Иудой в Иерусалиме; 2Цар. 2:11; 5:4–5 ). Годы царствования Давида в Хевроне были отмечены гражданской войной с домом Саула. При поддержке Авенира, бывшего начальника армии Саула, царём в Маханаиме (За- иорданье) стал Иевосфей, сын Саула. Поединок между воинами Давида и Авенира у Гаваонского пруда превратился в жесткую битву. Этот пруд, возможно, был найден при раскопках в Гаваоне (эль-Джиб). Авенир понял, что «Давид всё более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал» ( 2Цар. 3:1 ). Поэтому он стал прилагать усилия, чтобы присоединить Северное царство Израиля к Давиду. Но Иоав, начальник армии Давида, в стремлении сохранить своё положение, убил Авенира в Хевроне. Давид сделал всё, что мог, чтобы доказать свою невиновность и непричастность к поступку Иоава.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

D. Саул и его сыновья погибают – 31:113 III. Давид царствует над Израилем – 2Цар.1:124:25 А. Давид начинает свое правление в Иудее – 1:14:12 1 . Давид оплакивает смерть Саула и Ионафана – 1:127 2 . Иуда помазывает Давида на царство – 2:17 3 . Иевосфей царствует как соперник в Израиле – 2:84:12 В. Давид царствует над всем Израилем – 5:124:25 1 . Старейшины помазывают Давида царем – 5:15 2 . Давид занимает Иерусалим и делает его своей столицей – 5:616 3 . Филистимляне пытаются свергнуть Давида с престола – 5:1725 4 . Давид переносит ковчег в Иерусалим – 6:123 5 . Давид пытается построить Храм Господу – 7:129 6 . Давид защищает царство от врагов – 8:118 7 . Давид исполняет обещание, данное Ионафану – 9:113 8 . Давид сражается с аммонитянами и сирийцами – 10:112:31 9 . Правление Давида деградирует – 13:120:26 10 . Давид мстит Гаваонитянам – 21:114 11 . Люди Давида убивают гигантов – 21:1522 12 . Давид сочиняет хвалебную песнь – 22:151 13 . Давид сочиняет последнюю песнь – 23:17 14 . Тридцать семь сильных мужей, окружавших Давида – 23:839 15 . Перепись Давида приносит смерть Израилю – 24:125 Жанр 1 и 2 книги Царств называются историческими, но их нельзя назвать историей в современном понимании этого слова. Обычно мы описываем историю на основе социальных, политических и экономических критериев. Ясно, что ни книги Царств, ни любые другие, так называемые, исторические книги Библии не сосредоточены вокруг этих вопросах. Они представляют собой «богословскую» историю и в основе их лежат Божьи действия и ответные поступки Израиля. И это не умаляет точность повествования. На историческую достоверность Библии смотрят с все возрастающим скептицизмом. Основными сторонниками этих атак стали Нилз Петер Лемш, 433 Томас Л. Томпсон, 434 Филипп Дэйвис 435 и Израэль Финкелыптейн и Нил Ашер Силберман. 436 Они уверяют, что Саул, Давид, Соломон и сама идея единого монархического государства Израиль, в лучшем случае, легенды в историческом здании Израиля, и что те рассказы, которыми мы пользуемся, были сочинены уже после вавилонского пленения. Поскольку они были созданы значительно позднее описываемых событий, мы не можем полагаться на их данные, пытаясь восстановить какую бы то ни было историческую картину событий, происшедших до времен Езекии, а для большинства авторов, даже сам Езекия являлся вымышленным героем. 437

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Спасаясь от Шауля, он попадает к филистимлянам. Теперь ему больше некуда бежать (Мецудат Давид). Когда враги мои обратятся назад в тот день, когда я буду взывать, будет известно, что это от Бога, а не случайно (Мецудат Давид) Имя «Всесильный» указывает на атрибут суда, «Бог» – на милосердие. «Я буду хвалить Его, когда Он будет строг ко мне, буду хвалить, когда Он будет милостив ко мне» (Мецудат Давид, Радак, Раши). «Не погуби!» - так Давид назвал эту песнь, ибо он был близок к смерти, и молитва его является призывом к Богу: «Не погуби меня, о Бог!» (Раши). «Хотя преследует меня царь (Шауль), Всесильный Судья – Всевышний. Он высший Властелин, Которому подчинено все. И Он исполнит все, что было обещано относительно моего царствования» (Мецудат Давид). «Слава моя» - душа моя (Мецудат Цийон, Радак). Когда Давид проник в место, где спал преследовавший его Шауль, и украл у него копье и флягу с водой, он воззвал затем к военачальнику Авнеру ответить, почему тот не берег царя (Шмуэль I, 26:15). Авнер молчал, словно немой (Мецудат Давид, Раши). «Теперь, когда я мог убить Шауля и не убил его, вы могли ему объяснить, что я не покушаюсь на его царство, и ему незачем преследовать меня. Где ваш справедливый суд, сыны человеческие?» (Мецудат Давид). «Вы не только не попытались оправдать меня перед Шаулем, но и в сердце вашем замышляете творить неправду на земле и еще стараетесь оправдать ее» (Мецудат Давид). «Стрелы» – злые слова, а «лук» – уста. Когда они будут злословить, их «стрелы» сломаются (Радак). Праведник, освободившись от преследователя, на пути своем наступит на разлитую на земле кровь злодея (Мецудат Давид). Бог, Всесильный [Бог] воинств (в высших мирах) и Всесильный [Бог] Израиля, который является Его воинством (в нижних мирах) (Ибн Эзра). «Днем они доносят на меня, а вечером возвращаются, чтобы охранять мой дом, ходят и воют, как псы, вокруг города, чтобы не мог я бежать» (Мецудат Давид). У Шауля (Мецудат Давид). Шушан эйдут – музыкальный инструмент в форме цветка шушан (лотоса?). Эйдут – здесь: «венец», «украшение» (Мецудат Давид).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010