Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич; 1803, с. Ермолово Серпуховского у. Московской губ.- 18.07.1868, Гуслицкий Спасо-Преображенский мон-рь), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Белокриницкой иерархии ). Из крестьянской старообрядческой семьи. В 1822 г. поселился в Серковском старообрядческом муж. мон-ре в Оргеевском у. Бессарабской губ. (находился близ совр. с. Сыркова (Молдавия), отнят у старообрядцев властями в 1846, в наст. время не существует), в 1825 г. принял иночество, в мон-ре сблизился с иноком Паисием (Агеевым; впосл. игум. Парфений, 1-й настоятель единоверческого Гуслицкого в честь Преображения Господня мон-ря ). Г. неоднократно совершал поездки по России (в т. ч. в С.-Петербург) для сбора пожертвований на Серковский мон-рь. В 1830 г. познакомился с П. В. Великодворским (см. Павел ) в слободе Зимогорский Ям (совр. Зимогорье) Новгородской губ. В нач. 30-х гг. XIX в., в условиях ужесточения политики гос-ва в отношении старообрядцев, последние активизировали усилия по поиску собственного епископа. Главным исполнителем этого намерения стал Великодворский, в 1832 г. избравший себе по жребию в качестве 1-го помощника Г. 1 марта 1836 г. Великодворский был пострижен в иночество с именем Павел в старообрядческом муж. Лаврентьевском мон-ре в Стародубье, Г. стал его евангельским отцом (наставником в иноческой жизни). Вскоре Г. и Павел отправились к «предгорьям Арарата», где, как они тогда считали, могли жить старообрядческие епископы. В кон. 1836 г. старообрядцы были задержаны полицией в г. Кутаис, после 3-месячного пребывания в тифлисской тюрьме иноки были высланы в янв. 1837 г. на прежнее место жительства. В 1839 г. Г. и Павел отправились в Буковину (входившую в тот период в Австрийскую империю) с целью учреждения там старообрядческой епископской кафедры. С помощью жителей старообрядческого с. Белая Криница получили австр.

http://pravenc.ru/text/164861.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Мамонтов Павел Иванович; 7.06.1880, с. Дединово Зарайского у. Рязанской губ. (ныне городского окр. Луховицы Московской обл.) - 2.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. Окончив церковноприходскую школу, П. в 1893 г. переехал в Москву и поступил работать мальчиком в магазин, но в том же году ушел в миссионерский Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , где прожил год, т. к. ему предстоял призыв в армию. Оставив мон-рь, в ожидании призыва в армию поступил работать на Дулёвский фарфоровый завод Покровского у. Владимирской губ. (ныне г. Ликино-Дулёво Московской обл.). В 1901 г. П. был призван на военную службу, но, прослужив месяц как ополченец, вернулся на завод, на котором проработал полгода, и в 1902 г. окончательно ушел в Гуслицкий монастырь. 13 окт. 1908 г. определен в число братии мон-ря. 29 июня 1912 г. пострижен в монашество с именем Петр 18 апр. 1914 г. рукоположен во диакона. В 1919-1921 гг. мобилизован в тыловое ополчение и служил в московском ветеринарном гарнизонном лазарете. В Гуслицком мон-ре пребывал до его закрытия в 1929 г. В 1930 г. направлен служить в Никитскую ц. с. Бывалина Павлово-Посадского р-на Московской обл. В 1933 г. рукоположен во иерея к этой церкви. 18 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «систематической антисоветской агитации, направленной против мероприятий, проводимых партией и правительством», и заключен в тюрьму г. Ногинска. Виновным себя не признал. Вместе с П. был арестован настоятель Никитской ц. игум. сщмч. Иоасаф (Крымзин) . Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 25 нояб. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 95; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19393.

http://pravenc.ru/text/2580242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Иоасаф (Крымзин). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. (Крымзин Иван Павлович; 7.09.1880, с. Румянцево Нижегородского у. и губ.- 2.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), игум. Из крестьянской семьи. Получил начальное образование в сельской школе и в 1904 г. поступил в Екатерины великомученицы мужской монастырь (пустынь) Московской епархии. 6 апр. 1909 г. был определен в число братии. 9 янв. 1912 г. пострижен в мантию с именем Иоасаф. 30 июля 1912 г. рукоположен во диакона и вскоре назначен заведующим монастырским подворьем в Москве. 19 марта 1917 г. рукоположен во иерея. 20 февр. 1918 г. Екатерининская пуст. была передана эвакуированному из Гродненской епархии Красностокскому жен. мон-рю. И. перешел в Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , где в 1919 г. проходил священническое и клиросное послушания, а с 1921 г.- послушание эконома. В 1929 г. Гуслицкий мон-рь был ликвидирован. С 1931 г. И. служил в Никитской ц. с. Бывалина Павлово-Посадского р-на вместе с бывш. насельником Гуслицкого мон-ря прмч. Петром (Мамонтовым) . 24 сент. 1935 г. И. был возведен в сан игумена. 18 нояб. 1937 г. И. был арестован по обвинению в «систематическом ведении контрреволюционной агитации», заключен в тюрьму г. Ногинска. Виновным себя не признал. 25 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19063, 19392, 19524; РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 564; ЦГИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 55; Ф. 2127. Оп. 1. Д. 95; Ф. 2303. Оп. 1. Д. 4. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 182; Бутовский полигон. Вып. 4. С. 113; Жития прмч. Иоасафа и сщмч. Ярослава. М., 2002. С. 3-16; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 158-160. Игум. Дамаскин (Орловский)

http://pravenc.ru/text/Иоасаф ...

П. Липранди, длилось ок. 2 месяцев. Узнав, что протоколы допросов иногда читает император, Г. дал подробные показания в форме прошения императору «дозволить в России белокриницкое священство». Г. был осужден, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, затем в Шлиссельбургскую крепость. В последние годы жизни написал исповедь-автобиографию «Предсмертная грамота Превечному Божеству», ранее составил «Жизнеописание инока Павла» (рукописи обоих сочинений не опубл., хранились у Н. И. Субботина , к-рый использовал их при работе над «Историей так называемого австрийского, или белокриницкого, священства»). А. В. Панкратов Почти 20-летнее заключение подорвало телесные и душевные силы Г. В 1865 г. он узнал от коменданта Шлиссельбургской крепости о присоединении к РПЦ на началах единоверия неск. видных членов Белокриницкой иерархии. 2 дек. Г. обратился с прошением, в к-ром выразил желание перейти в единоверие с сохранением сана архимандрита и с назначением места «на всегдашнее пребывание» в учреждаемом в Москве Никольском единоверческом мон-ре (основан 16 мая 1866). (О тяжелейшем состоянии духа Г. свидетельствуют его слова, сказанные коменданту: «Пусть... освободят меня, и я поверю всему».) 30 мая 1866 г. Синод постановил считать «освобождение Леонова из заключения вредным для Православия, а помещение его на жительство в новоучрежденный московский единоверческий монастырь не безопасным для обители» (РГИА. Ф. 796. Оп. 147. Д. 538. Л. 3-3 об., 10-12 об., 15-17). 9 янв. 1868 г. на имя обер-прокурора Синода был подан рапорт главного священника армии и флота прот. Михаила Богословского о присоединении «крестьянина Герасима Колпакова» к Православию на правах единоверия. 8 марта решением Синода Г. был определен насельником Гуслицкого мон-ря, настоятелем в к-ром был игум. Парфений, знакомый Г. по Серковскому мон-рю. Несмотря на то что 30 марта игум. Парфений писал Дмитровскому еп. Леониду (Краснопевкову) о невозможности иметь за Г. в мон-ре «крепкий надзор», 24 апр. старообрядец был привезен в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/164861.html

Мастерская Г. выполнила ряд ответственных заказов: реставрацию икон ТСЛ, Успенского, Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля, кремлевской Мироваренной палаты; росписи соборов в Варшаве, Петергофе, в Саровской и Югской Дорофеевой пустынях, в Новоспасском, Знаменском, Страстном, Перервинском, Гуслицком, Козельщинском и Никольском единоверческом мон-рях; работы за границей - в Андреевском скиту на Афоне, в храмах Токио, Киото, Мацуямы, в Буэнос-Айресе, Берлине, Вене. К прославлению прп. Серафима Саровского в 1903 г. были выполнены иконописные работы для украшения раки святого и сени над его мощами (сохр. фотография крышки раки - РГИА. Ф. 835. Оп. 2. Ед. 200. Л. 17). Известно неск. крупных работ мастерской Г. для столичных храмов (не сохр.). Ок. 1906 г. были написаны образа для иконостаса ц. Иверской иконы Божией Матери при имп. Жен. педагогическом ин-те в С.-Петербурге. В 1910-1911 гг. исполнен иконостас и запрестольный образ для ц. Благовещения Богородицы при гимназии Рус. собрания. В нач. 10-х гг. XX в. вместе с Н. С. Емельяновым, Г. О. Чириковым Г. писал копии древних икон для собора Феодоровской иконы Божией Матери, возведенного в С.-Петербурге в память 300-летия царствования Дома Романовых. Тогда же по древним образцам в мастерской создан 2-ярусный иконостас с.-петербургского храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах) - памятника погибшим в Цусимском сражении морякам. Икона работы Г. находилась в нижнем пещерном храме во имя прп. Серафима Саровского в государевом Феодоровском соборе в Царском Селе (освящен в 1912). К 1916 г. написаны иконы для домовой ц. Спаса Нерукотворного при Военно-походной канцелярии. В нач. XX в. по заказу Комитета попечительства о рус. иконописи в числе др. мстёрских иконописцев (известны особой склонностью к «подстаринному» письму) Г. выполнял точные копии древних прославленных визант. и рус. икон для издания Лицевого иконописного подлинника ( Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. (Лицевой иконописный подлинник; 1)). К этой группе принадлежит 8 икон разных иконографий из собрания ГРМ, скопированных Г. в 1902-1903 гг. с произведений, хранившихся в Никольском единоверческом мон-ре и в старообрядческой молельне на Преображенском кладбище в Москве, «Спас Нерукотворный» 1902 г.- с почитаемого образа из московского Андроникова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168404.html

9 июня 1857 г. по инициативе С.-Петербургского митр. Григория (Постникова) Л. был назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . По инициативе Л. инспектором семинарии стал вызванный из С.-Петербурга иером. Феогност (Лебедев) . Л. не допустил предполагавшегося перевода семинарии в город, считая, что пребывание учебного заведения в стенах Антониева мон-ря способствует дисциплине и благочестию студентов. В 1859-1860 гг. по инициативе Л. на средства столичных благотворителей в мастерской Ф. А. Верховцева была изготовлена новая рака для мощей прп. Антония Римлянина. 17 мая 1859 г. Л. стал ректором СПбДС, 4 июня прибыл в столицу. Новым инспектором и преподавателем богословия он назначил архим. Иосифа (Баженова), который, впрочем, не оправдал его надежд по причине «либеральных взглядов». Л. являлся также членом конференции СПбДА и внешнего академического правления, редактором ж. «Духовная беседа». 19 нояб. 1859 г. журнал указом Синода приобрел офиц. статус. 5 марта 1860 г. по утвержденному императором решению Синода Л. был определен викарием С.-Петербургской епархии, 13 марта в столичном Исаакиевском соборе митр. Григорием (Постниковым) в сослужении Киевского и Галицкого митр. Исидора (Никольского) , Херсонского и Одесского еп. Димитрия (Муретова) и др. архиереев хиротонисан во епископа Ревельского. При хиротонии присутствовали наследник цесаревич Николай Александрович († 1865) и вел. князья Александр Александрович (буд. имп. Александр III), Владимир и Алексей Александровичи. Но почти до Пасхи 1860 г. Л. еще жил в семинарии, исполнял обязанности ее ректора и читал ученикам лекции по богословию. После кончины митр. Григория, отношение к которому Л. называл «сыновним», с 18 июня по 13 авг. того же года он управлял С.-Петербургской епархией. Способствовал устроению на Невском проспекте столицы часовни (1860) Гуслицкого в честь Преображения Господня мужского монастыря , за что получил благодарность митр. Московского свт. Филарета (Дроздова).

http://pravenc.ru/text/2463521.html

По пути он останавливался ради бесед со старообрядцами в Н. Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове, заезжал в расположенные вокруг этих городов селения. В 1873 г. П. П. отправился с проповедью на Дон, где пробыл 3 месяца, еще одна 3-месячная поездка на Дон состоялась в 1878 г. В 1879 г. Донской архиеп. Платон (Городецкий) выразил П. П. признательность «за ревностные великие миссионерские подвиги». В 1875 г. П. П. провел миссионерские беседы в г. Новоалександровске Ковенской губ. (ныне Зарасай, Литва), в г. Режице Витебской губ. (ныне Резекне, Латвия), в селах, расположенных вблизи Гуслицкого в честь Преображения Господня монастыря в Московской губ. Начиная с Великого поста в 1869 г. каждый воскресный и праздничный день по окончании вечерни П. П. вел собеседования со старообрядцами в московском Никольском монастыре. Его доводы в спорах со старообрядцами можно было проверить по дониконовским рукописям и книгам Хлудовской б-ки, находившейся в Никольском мон-ре. Ранее собеседования со старообрядцами проходили в русле споров об обрядах, когда полемисты с обеих сторон часто показывали себя обрядоверцами. П. П. первым всесторонне осветил расхождения старообрядчества с правосл. Церковью с позиций богословия и церковной истории. Сила доводов П. П. заключалась не в ораторских приемах: миссионер стремился не победить, а убедить. Отношение к старообрядцам в духе кротости и христ. любви он считал главным условием собеседований с ними. Немалое значение имел и личный пример П. П.- строгого аскета, ревнителя христ. благочестия и просвещения. Время, свободное от миссионерских занятий и исполнения обязанностей настоятеля Никольского мон-ря, П. П. посвящал школе для 10-20 детей, устроенной при его келье. В школе учились дети священников, причетников единоверческих церквей, бедных родителей, обратившихся в Православие. Вначале здесь обучались только грамоте, затем П. П. ввел преподавание арифметики и грамматики. Из школы вышло немало миссионеров, священников и псаломщиков единоверческих храмов.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

Тип 3-нефной базилики в сочетании с элементами рус. стиля (луковичными главками над зап. и вост. частями здания, крыльцом в стиле зодчества XVII в., живописной отделкой фигурным кирпичом) был использован Г. при проектировании ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в староладожском Николаевском мон-ре (проект 1859, строительство окончено в 1872, действует). В рус. стиле XVII в. Г. выполнил новый фасад здания подворья Троице-Сергиевой лавры в С.-Петербурге, где находились домовые церкви во имя прп. Сергия Радонежского и Пресв. Троицы (1857-1858, перестроено, не сохр.), фасад воссоздан в 1995, и наружный декор больничного корпуса с шатровой Крестовоздвиженской ц. в староладожском Успенском мон-ре (1860-1862, действует, шатер утрачен). Успенский собор Святогорского Успенского мон-ря (г. Славяногорск Донецкой обл.) (1859-1868, действует) имеет объем, близкий к кубическому, увенчан шатровым пятиглавием. 3-частные фасады завершены килевидными закомарами, основания барабанов декорированы килевидными кокошниками. Тип здания восходит к Благовещенской ц. Конного полка в С.-Петербурге (архит. Тон). В объемно-пространственной композиции кафедрального Успенского собора в Гельсингфорсе (Хельсинки) (проект 1859, 1860-1868) Г. развил тип шатровой постройки, предложенной Тоном. Квадратный в плане 4-столпный храм высотой 51 м венчают центральный монументальный шатер, завершенный луковичной главой, и 12 малых луковичных главок, создающих живописный силуэт храма. Насыщенный кирпичный фасадный декор выполнен в традициях рус. «узорочья» XVII в. и в меньшей степени - романского стиля. После смерти Г. здание, в частности колокольню, достроил архит. И. А. Варнек. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Хельсинки. 1860-1868 гг. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Хельсинки. 1860-1868 гг. По проектам Г. были сооружены: Успенский собор в г. Моздоке (1859-1860, не сохр.); усадебные церкви в имениях Александрова (Тульская губ., в русско-визант. стиле, 1848-1849), Громова (Тихвинский у. Новгородской губ., 1852), гр. Кочубея (1854); колокольня собора в Мценске (1859, не сохр.); ц. Благовещения Пресв. Богородицы при Департаменте общих дел МВД (в неороманском стиле, совместно с В. И. Собольщиковым, 1854-1855, не сохр.); ц. в честь Собора Пресв. Богородицы в доме гр. Н. А. Протасова (в рус. стиле, 1854-1856, не сохр.); часовня-усыпальница кн. Д. М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом мон-ре в г. Суздале (1858 - нач. 60-х гг. XIX в., не сохр.); шатровая часовня во имя Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского мон-ря Московской епархии в С.-Петербурге на Невском проспекте (1860-1861, разрушена в 1929); иконостасы для ц. свт. Николая Чудотворца и св. мц. царицы Александры в Ницце по заказу вдовствующей имп. Александры Феодоровны (в «новгородском стиле», 1858, сохр.) и Троицкого собора в г. Боровичи (1858-1859, не сохр.) и др.

http://pravenc.ru/text/166233.html

Во 2-й пол. XIX в. было сооружено здание совр. трапезной мон-ря, представляющее собой комплекс разновременных построек: к первоначальному 2-этажному объему сооружения, оформленному в стиле рус. узорочья XVII в., с юж. стороны была присоединена 2-этажная пристройка, с сев.- 2-этажный портик с башенкой и главкой над ним, оформивший главный вход в здание. В кон. 70-х гг. XIX в. вокруг Г. м. была построена каменная ограда (ок. 300 сажен) с 4 башнями и 4 воротами. В 1914-1916 гг. на месте разобранных зап. ворот была возведена многоярусная каменная колокольня, в архитектуре которой прослеживались мотивы церкви-колокольни на Рогожском кладбище в Москве (1908-1909, освящена в 1913). Колокольня квадратная в плане с равновеликими пристройками со всех сторон на уровне 2 нижних ярусов. В 1-м ярусе располагались св. врата; во 2-м устроена ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящена 15 авг. 1915); 3-й и 4-й - ярусы звона; 5-й ярус в форме 8-гранника венчал высокий шатер с главкой и крестом (шатер сохр. до 60-70-х гг. ХХ в., в наст. время заменен шлемовидной главой). Трапезный и келейный корпуса с ц. в честь Преображения Господня. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. Трапезный и келейный корпуса с ц. в честь Преображения Господня. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. В храмах Г. м. практиковалось пение столповым знаменным распевом. В Г. м. были собраны богатая миссионерская б-ка старопечатных и рукописных книг (к 2006 часть их в ОР ГИМ) и собрание древних икон, в т. ч. икон строгановской, новгородской, московской, устюжской школ. В 1861/62 г. митр. С.-Петербургский Григорий (Постников) передал монастырю 101 икону, изъятую из закрытой властями Волковской старообрядческой молельни. В «Сказании о начале и настоящем положении... Гуслицкого монастыря» указаны 2 иконы «письма» прп. Андрея Рублёва , якобы хранившиеся в мон-ре (во время пожара 1868 сгорела большая часть древних икон). В Преображенском соборе находилась древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. В ГРМ хранится икона Рождества Христова (1-я пол. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/168424.html

Решением Свящ. Синода РПЦ от 9 июня 1998 г. Г. м. был возобновлен, настоятелем является игум. Георгий (Хлебников). К кон. 2006 г. монастырь занимает часть построек, остальные принадлежат психоневрологическому интернату. Восстановлены Преображенский собор, в к-ром 19 авг. 2003 г. еп. Видновский Тихон (Недосекин) совершил первую литургию, колокольня, на 2-м ярусе к-рой освящен храм во имя свт. Фотия Киевского. В 2003 г. близ Г. м. на роднике в дер. Анциферово построена и освящена часовня во имя Царственных страстотерпцев. В 2010—2013 гг. произведена реконструкция трапезного корпуса, на втором этаже которого устроен храм Святых царственных страстотерпцев. Он освящен 17 августа 2013 г. митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время. Главной святыней мон-ря является древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. С сент. 1999 г. при Г. м. действует воскресная школа. Ист.: Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого мон-ря. М., 1863; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 263; Холмогоровы В. И. и Г. И. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1888. Вып. 6. С. 63-65. Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 112; Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 145-146; Моск. ЕВ. 1876. 35; 1879. 9; 1882. 13, 33; 1884. 2; 1886. 31; 1895. 28; 1896. 21; Братское слово. 1889. 5. С. 394-395; Моск. ЦВед. 1900. 32; 1901. 6; 1902. 12; 1912. 7; 1913. 25-26, 36, 49; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энцикл. СПб., 1996. Т. 3. С. 159-161; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 89-90; Шевелкин И. Спасо-Преображенский Гуслицкий мон-рь и соседствующие с ним раскольники//Богородский край: Альманах. Ногинск, 2000. 1(6). С. 14-22; Георгий (Хлебников), игум. , Михайлов С. С. Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский муж. мон-рь. Куровское, 2006.

http://pravenc.ru/text/168424.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010