Гурия Никитина



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Иконография праздника Сретения Господня в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... музея ( конец XV - начало XVI в. ) Мария держит Младенца на руках, а Симеон изображен встречающим их у входа в храм. Поскольку старец стоит на высоких ступенях, он с благоговением наклоняется к Младенцу как можно ниже. (ил. 5) В XVII веке древнерусская иконография Сретения станет более детализированной и дополнится новыми сценами. Так, на иконе «Сретение» из Ярославского художественного музея в верхней части изображена Новозаветная Троица, а в нижней части - взывающие ко Христу из адской пасти ветхозаветные праведники. На иконе 1680-ых годов из праздничного ряда, приписываемого кисти Гурия Никитина (находится в том же музее) , основная композиция «Сретения» дополнена в верхней части изображением благовестия ангела Симеону, переводящему книгу пророка Исайи, и изображением явления ангела с орудиями страстей Богоматери, держащей на руках Христа. [8] Светлана Липатова, Православие. Ru Сретение. Икона конца 16 века. Нижний Новгород. Иконография памятника имеет оригинальную деталь: младенец, сидящий на руках Симеона Богоприимца, благословляет двуперстно обеими руками, обратив взор к Богородице. Тем самым он соединяет своим благословением Ветхий и Новый заветы. Эта ... текст полностью ...
Переславль-Залесский: святыни одноэтажной России ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... жизнь безвестную и простую. Без славы, без сласти, без медных труб». Власть ведь это не только власть в государстве. Это может быть финансовая власть на рынке, мягкие кресла в министерствах и ведомствах, ученые степени, главные роли, досрочные звания… Похоть первенства тотальна в нашем похотливом мире, где Авель просто молится, а Каин зеленеет, на него глядя, и из зависти замышляет недоброе. Свет лица Андрея Смоленского нам сегодня по этой причине очень целителен. Преподобный Даниил Переславский. Роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. 1668 г. Артель Гурия Никитина А еще? А еще там есть Даниил Переславский. Этот жил прямо во времена Ивана Грозного, который ходил на богомолье к Никите столпнику и при котором был прославлен Андрей Смоленский. Сей святой озаботился участью покойников, не получивших христианского погребения. Странники, безродные, жертвы злой руки человеческой, скончавшиеся от мора, утопшие… таковые хоронились отдельно или не хоронились вовсе. Даниил болезновал о них, хоронил их, поминал на Литургиях и вообще много молился об усопших. И случилось, что не могло со временем не случиться. Даниил оказал милость телу неизвестного ... текст полностью ...
Древние книги Ипатьевского монастыря / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... обители сложился к началу XVII в. Поражают крепостные стены протяженностью 500 м, высота их достигала 5 м, а толщина 3 м. Посещение Ипатьевского монастыря царской семьей Особого разговора заслуживает Троицкий собор – главный храм монастыря. Он вызывал восхищение современников своим небывалым по красоте иконостасом, драгоценным окладом икон и стенными росписями. Известны имена авторов этих росписей. Среди них – прославленный художник Гурий Никитин Кинешемцев. Он совместно со своим помощником Силой Савиным возглавлял целую артель талантливых иконописцев. Раскрывая особенности письма Гурия Никитина, искусствовед В. Г. Брюсова замечает: «Ясность композиционных решений, гибкость и певучесть рисунка, богатство цветовых сочетаний создают тонкое живописное очарование фресок. Перед вами, несомненно, одно из замечательных и художественно совершенных произведений монументальной живописи XVII века. Стенопись отмечена духом благородства и понимания высокого назначения искусства». Еще одна достопримечательность Троицкого собора – двери, пожертвованные Дмитрием Ивановичем Годуновым (дядя царя Бориса) . Железные двустворчатые врата, изготовленные в Москве, обиты медными листами с ... текст полностью ...
В Суздале после 46 лет реставрации восстановлены ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале В Спасо-Преображенском соборе Суздаля завершилась реставрация фресок Гурия Никитина. На восстановление 600 кв. м живописи XVII века потребовалось 46 лет, сообщила ИТАР-ТАСС генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. " В таком комплексе и объеме это, без сомнения, самая ценная живопись Суздаля. Каждого, входящего в собор, словно обволакивает немая Библия. Удивительно, до какой степени мастер владел искусством понимания цвета, натуральных красок XVII века. Это книга, которую можно читать бесконечно " , - сказала она. Гурия Никитина ( 1620-1691 годы ) называют последним из великих русских изографов, ставя его имя в один ряд с иконописцами Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Под руководством Никитина был расписан Троицкий собор в Костроме, церковь Ильи Пророка в Ярославле. Спасо-Преображенский собор в Суздале - одна из последних работ мастера. Его он расписал в 1689 году, за два года до своей смерти. На протяжении XVIII - начала XX веков поверх фресковой живописи Никитина неоднократно появлялась новая, в советское время за состоянием росписи никто не следил. ... текст полностью ...
Сретение Господне: иконы и фрески / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Кипр XVII в. Мозаика церкви Богоматери Кириотиссы (мечеть Календархане) в Стамбуле, Археологический музей Стамбула Икона первой половины XVI в., из праздничного ряда церкви архангелов на Городце в Пскове, Псковский музей-заповедник Дуччо ди Буонинсенья, сиенская школа, Сретение Господне, XIII век Икона середины XVIII в., Угличский историко-архит музей-заповедник Византийский стиль, конец XIX- начало XX века. Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк Около 1497 г., из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, Кирилло-Белозерский музей-заповедник Мастерская круга Гурия Никитина 1680-е годы, Кострома, Ярославский художественный музей Икона начала XV в., из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля Икона из иконостаса Троицкого собораТроице-Сергиевой Лавры, около 1425 г. Приписывается Андрею Рублеву 1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей Двусторонняя икона-таблетка конца XV-начала XVI века, Новгородский музей-заповедник Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница) Икона праздничного ряда Софийского ... текст полностью ...
К небу / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Иконописец должен был быть человеком духовной жизни, молитвенником. Ему разрешалось иметь семью, но он должен был воспитывать детей в строгости, строить на христианской основе и свою личную жизнь, и жизнь своей семьи. Гурий Никитин, автор большинства наших фресок, был аскетом и подвижником Гурий Никитин, автор большинства наших фресок, был аскетом и подвижником. Чтобы не отвлекаться на мирские проблемы, он жил в безбрачии. Сохранилась писцовая книга XVII века, в которой перечисляются дворы костромичей с подробным указанием, у кого что было, кто чем владел. Назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», – то есть он был очень бедным человеком. Хотя мог бы, как его отец или брат, заняться торговлей, поскольку был из купеческого рода. Но он предпочитал оставаться бедным человеком, почти нищим, и всю жизнь посвятил служению Богу: писал иконы, расписывал храмы. Главные храмы России расписывал, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого – Успенскую и Воскресенскую церковь. Он работал во многих городах: в Суздале, Ярославле, Переславле-Залесском, Тутаеве. – Кто еще потрудился ... текст полностью ...
Церковное искусство как ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Воскресенского монастыря, собор которого повторяет в плане храм Гроба Господня, но в русской стилистике, хотя и более сдержанной, чем в московских церквах. Здесь и вообще в эту эпоху активно стали применяться изразцы. Кризис в зодчестве был преодолён, чему свидетельством храмы завершающей части столетия. Особое место в это время занимает Верхневолжский регион с городами Костромой, Ярославлем, Угличем, Ростовом Великим, где строятся пятиглавые храмы и создаются градостроительные ансамбли, в первую очередь – комплекс ростовского архиерейского двора (так называемый “кремль”) . Именно в храмах Ярославской школы есть наиболее интересные примеры стенописи XVII – мастера Гурия Никитина и других. Эти примеры в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, в храмах Ярославля, таких, как Ильи Пророка, Богоявления, Иоанна Предтечи в Толчково, в церквах ростовского ”кремля”. В иконописи этой эпохи продолжаются новые тенденции, намеченные в предыдущем столетии. Так называемые иконы “догматического содержания”, точнее, представляют из себя усложнённые композиции аллегорического или исторического характера. Последний в образах Вселенских соборах, а первый и в ... текст полностью ...
Иконы Воздвижения Креста ГосподняИскать в Источникеpravmir.ru
... Константинополь Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Раноапостольные Константин и Елена Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век. Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в. Октоих. 18 в. Миниатюра Воздвижение Креста. Икона двусторонняя. Конец XV века. Новгород Воздвижение Креста. Ярославль. Круг Гурия Никитина. Около 1681 года (?) . Воздвижение Креста, со святыми на полях. Вторая половина XVII века. Москва. В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него – диаконы. С обеих сторон – предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу – два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская апостол Петр и мученик Георгий. Воздвижение Креста. Первая четверть XVIII века. Иконостас Преображенской церкви о. Кижи Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма. Перепечатка материалов ... текст полностью ...
Иконография Сретения Господня | Иконы | ПравмирИскать в Источникеpravmir.ru
... Грузии, Тбилиси Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Джентиле да Фабриано. ... текст полностью ...
Скончался искусствовед и реставратор Владимир ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... управления Министерства культуры РФ, принимал активное участие в работе Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия министерства культуры, был членом аттестационной комиссии реставраторов Минкульта, старшим научным сотрудником сектора древнерусского искусства Государственного Института искусствознания. 2 апреля 2015 года на III церемонии вручения Ежегодной премии The Art Newspaper Russia приз в номинации «Реставрация года» был вручен Межобластному научно-реставрационному художественному управлению Министерства культуры РФ за реставрацию фресок Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Владимир Сарабьянов являлся доцентом кафедры ИТХИ ФЦХ в Православном Свято-Тихоновском университете. Был постоянным членом Государственной Аттестационной Комиссии по защите дипломных работ на кафедре ИТХИ. Осуществлял научное руководство дипломниками, аспирантами и соискателями кафедры, читал отдельные лекции и спецкурсы. Стаж его преподавательской работы составляет 15 лет. Сферой научных интересов Владимира Сарабьянова было византийское и древнерусское искусство, а также реставрация произведений церковной ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018

Постоянная ссылка на эту страницу: Гурия Никитина
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"