Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Грехопадение Адама и Евы имело тяжелые последствия для них самих и для их потомства. Одним из следствий первого греха явилось то, что в самом человеке появилась склонность ко греху: «...Велико развращение человеков на земле... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Даже после потопа, когда в живых оставлена была только семья праведника Ноя, сила влечения ко греху не ослабла. В Третьей книге Ездры, где осмысляются последствия грехопадения Адама и Евы, указывается на «корень зла» или «семя зла», к-рые передаются их потомкам и служат основанием личных грехов: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3. 21-22; ср.: 4. 30; 7. 48). Нередко ветхозаветные писатели, оценивая силу этого «корня зла», приходят к выводу, что грех вовсе не может быть искоренен («...нет человека, который не грешил бы» - 3 Цар 8. 46; ср.: 2 Пар 6. 36; Пс 50. 7). Сознание беспомощности перед грехом не означало, однако, того, что человек не должен бороться с грехом, или того, что человек не может быть праведным. Примером противостояния соблазну в ВЗ является праведный Лот, к-рый, живя в развращенной среде Содома, не потерял памяти о Боге и не утратил благочестия, за что был спасен Богом (Быт 19. 1-23). И. может исходить непосредственно от Бога В таких случаях на первый план выходит первоначальное значение евр.

http://pravenc.ru/text/Искушение.html

Сердечная чистота отсекает всякое зло, вводит в сердце радость, благонадеяние, сокрушение, плач, слезы, познание самих себя и грехов, памятование о смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и сердечное божественное рачение. Если о Господе не по видимости хочешь быть монахом благим, кротким, соединенным всегда с Богом, то старайся проходить добродетель внимания, которая состоит в охранении ума и в установлении сердечного безмолвия. Наука наук и искусство искусств состоит в умении управляться со зловредными помыслами. призывания Иисуса Христа невозможно прогнать прилога лукавого. Тот истинный монах, кто держит трезвение. Плоть — коварный друг — будучи довольствуема, поднимает сильную брань, поэтому враждуй против тела и воюй против чрева. Когда тело в чем-либо прегрешит, бичами бить его надобно до ран . Внимая сим словам святого Исихия из уст своего великого старца, брат Никита хорошо понял, что для делателя Иисусовой молитвы необходимо иметь: 1) уединение с постоянным безмолвием и охранением ума от всяких посторонних мыслей; 2) отсечение своей воли, с безусловным послушанием настоятелю; 3) истинное смирение, с безгневием, чуждым всякой раздражительности; 4) воздержание в пище и питии и 5) изнурение тела. Все эти добродетели по силе своей он старался стяжать под руководством а потом под руководством иеромонаха Гурия и схиархимандрита Илиодора, в честь которого был наречен в схиме Илиодором. лет брат Никита проходил трудные послушания в полном повиновении старцу и старшим и, по достаточном утверждении в благодушном перенесении скорбей, в труде, посте и молитве, признан был достойным принять иноческие обеты. Перед постригом в мантию посоветовал Никите избрать себе старца — смиренного иеромонаха отца Гурия, ризничего, который и принял от Святого Евангелия брата Никиту, получившего при постриге в монаха имя Иероним К кроткому старцу поступил при постриге и конечно немало поучился у него словом и примером, но и не оставлял его своими советами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дополнительная литература Каримуллин А. Г. этнос и этноним. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1988. Августин (Никитин), архим. мусульманства в Поволжье//История и человек в богословии и церковной науке. — Казань, 1996. — С. 137—157. Базанов А. Г. по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. — Л.: Ин-т народов Севера им. П. Г. Смидовича, 1936. Благовещенский А. Казанской Духовной Семинарии с восемью низшими училищами за XVIII-XIX ст. — Казань: Редакция «Православного собеседника», 1881. Журавский А. В. и ислам: Социокультурные проблемы диалога. — М.: Наука, 1990. 16. Журавский А. В. Духовная Академия на переломе эпох (1884—1921 гг.): Автореф. канд. дис. — Казань, 1999. Знаменский П. В. Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1891. — Вып. 1. — 380 с. Знаменский П. В. Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1892. — Вып. 2. — 592 с. Знаменский П. В. Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1892. — Вып. 3. — 466 с. Знаменский П. В. память о Н. И. Ильминском: К 20-летию Братства свт. Гурия. — Казань: Братство свт. Гурия, 1892. Знаменский. П.В. татары. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. Ильминский Н. И. о народной школе//Очерк просветительской деятельности Ильминского — СПб., 1904. — Прил.; Отд. отт.: Казань, 1911. — Вып Ильминский Н. И. об удостоении инородцев священнослужительских доджей. — Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1885. Ильминский Н. И. церковнославянской грамоте в церковноприходских школах и начальных училищах. Кн 1: Для учителей. — СПб.: Училищный совет при Святейшем Синоде, 1891. Ильминский Н. И. места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. — Казань: Издание попечителей покойного, 1892.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Дионисий, Андрей Рублев, Гурий Никитин… – это вехи, которые указывают путь. Иначе можно незаметно соскочить из иконописи во что-то другое В иконописи, в отличие от светской живописи, не стоит вопрос о «самовыражении». Иконописец красками свидетельствует об Истине. Причем тут личное «само-»? Разумеется, мы отличаем творения Феофана Грека от творений Рублева, потому что в них проявились личность и индивидуальность этих великих мастеров. Но это от Бога, в этом нет так называемой «отсебятины», которой часто грешит светское искусство. Из наших иконописцев я особо выделил бы Гурия Никитина. Вот о нем я часто вспоминал, когда работал над росписью. Его росписи – это стопроцентная русская иконопись, неповторимая, свободная от подражания как греческой иконе, так и западноевропейской религиозной живописи. Гурий Никитин – это наш национальный гений, еще не до конца оцененный. При этом из сказанного вовсе не следует, что надо подражать этому великому мастеру. Учиться – не значит подражать. Тем более что роспись создавалась в Петербурге в храме Ксении Петербургской. И атмосфера этого особенного города, и удивительный образ святой Ксении не могли не повлиять на эту роспись, особенно в той ее части, которая посвящена житию блаженной. – В какой мере вами были востребованы в храмовой работе житийные картины о святой блаженной Ксении Петербургской, широко известные по вашему пятилетнему циклу картин и альбому «Блаженная Ксения Петербургская»? Пришлось ли что-то использовать в сюжетном или пластическом смысле? – Да, конечно. Работа над циклом картин, посвященных житию святой Ксении, не могла не повлиять на создание росписи. Более того, многие сюжеты вошли в роспись, получив, разумеется, иконописную форму. Весь нижний регистр росписи исполнен на тему акафиста святой Ксении Петербургской и сопровожден текстами из него. Этот нижний регистр, опоясывающий периметр храма, я называю «поясом Ксении Петербургской». В него вошли как уже знакомые зрителю по моему альбому сюжеты, так и новые, созданные именно для этого храма и существующие, если можно так выразиться, в единственном числе.

http://pravoslavie.ru/124542.html

Отвечая клеветникам, обвинявшим его в использовании чужого перевода, выполненного некоей анонимной англичанкой, он писал: ...никого кроме Господа Бога я не призывал в помощь мне. Помогал мне только магистр словесности китаец Лун, как писец. Я обыкновенно с Новым Заветом в руках ходил по комнате и диктовал, а Лун сидел за столом и записывал мой перевод . [Из письма Преосвященного Гурия к И.И.Палимпсестову о переводе Нового Завета на китайский язык. — Русский архив , СПб, 1893. с. 394.] По прошествии четырех лет черновик был готов. Далее при участии китайцев — учителя Ивана из миссийской школы для мальчиков, учительницы школы для девочек Марии, её сына Никиты и албазинца (потомка казаков, попавших в плен к китайцам) Моисея — в течение двух лет устраивались устные чтения. Слушатели пересказывали понятый ими текст, а архимандрит Гурий исправлял его, если перевод был понят неверно. Впоследствии упомянутые Никита и Моисей выступили в роли корректоров. О процессе напечатания своего перевода о. Гурий сообщал в 1864 г. редактору Иркутских епархиальных ведомостей: Надо приготовить список для писца; напишут — я должен проверить. С этого списка другой художник напишет полууставом, как должно быть напечатано в книге. Новая поверка: нет ли пропусков, все ли крючки и точки на месте, верно ли сделаны переносы. Резчик берет этот лист, накладывает на доску и по писанному вырезывает. Но и в этой работе не без ошибок. Лист накладывается на доску так, что все буквы приходятся наоборот. Поэтому резчик с самостоятельным взглядом на вещи, которому никакой оригинал не указ, иногда такую поставит букву, которой ни по каким законам быть не следует. Новые хлопоты. И так ежедневно . [О занятиях Пекинской Православной Миссии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

244 Жё-хэ, в европейских географиях, Je-hol или Dje-hol: здесь богдыхан Сянь-фын искал убежища после поражения при Пали-цхо. Дворец Жё-хэ находится в 180 километрах к северо-востоку от Пекина, в долине реки Ляо-хе. 245 Уполномоченный по устройству дел с европейцами в Тиань-дзине. Он и Сюэ-хуань (уполномоченный для сношения с европейцами в Шанхае) получают 30 тысяч рублей серебром ежегодного жалованья (примечание архимандрита Гурия). 247 Представителем нашим после флигель-адъютанта Игнатьева был назначен министр-резидент полковник Л.Ф.Баллюзек (Его жена А.А.Баллюзек, вместе с Н.Н.Муравьевым-Амурским и Н. Игнатьевым, была попечительницей училища для девочек при Русской Духовной миссии в Пекине. – Прим, иерея Романа Цуркана.) 250 Два старших сына ее были крещены, и оба в молодости померли. Старуха вообразила, что Будда мстит за измену вере. 251 Никита очень хорошо говорит по-русски. Он воспитанник нашего училища и подает большие надежды. 253 Училище для мальчиков – в Китае не редкость. Но училище для девочек решительно нововведение. Нельзя сказать, чтоб китайцы не учили своих дочерей: учат кое-чему и девочек, но только люди богатые и, во всяком случае, у себя на дому, как бы по секрету. Училище же, содержимое от казны и открытое для всех девочек, преимущественно бедных, желающих научиться христианству, а отчасти и рукоделию, необходимому в семейном быту, – действительно вещь в Китае новая и не может не поражать китайца! 254 К сожалению, несколько икон очень пострадали в дороге, иные же по большому формату для употребления в домах неудобны. Но большая часть весьма годны в дело, могут быть раздаваемы (и раздаются) нуждающимся. Надолго ли достанет этого запаса, неизвестно, но было бы очень не излишне, если бы нашлась возможность подкрепить эти средства. 256 Лев Федорович Баллюзек (род. 22/10 декабря 1822, Карлсруэ – ум. 7/19 апреля 1879) – военный и государственный деятель России XIX века. Артиллерист-ракетчик, участник обороны Севастополя. Дипломат, первый постоянный представитель (министр-резидент) России в Китае. Первый глава Тургайской области. С февраля 1861 по август 1863 – министр-резидент при пекинском дворе, первый постоянный дипломатический представитель России в Китае. До этого роль постоянного представительства выполняла Русская духовная миссия в Пекине. Генерал-лейтенант. Именем Баллюзека названы полуостров и мыс в заливе Владимира (прим, издателей).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Древние монастыри Грузии. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Мониторинг СМИ Древние монастыри Грузии 19.09.2013 15:34 Версия для печати Гурия – западная часть Грузии издревле славится своими уникальными монастырями. К сожалению, не все из них дошли до нас в своем первозданном виде. Причиной тому служили как внутренние конфликты, так и многочисленные набеги азиатов, которым не могло противостоять государство. И только благодаря присоединению к Российской Империи, Грузия смогла возобновить монашескую жизнь и монастырское строительство. Под покровительством православного императора было восстановлено множество, казалось бы, потерянных навсегда обителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В проявлении своей вражды к православным священникам и миссионерам раскольники не ограничиваются дерзостью, насмешками и издевательствами, они не задумываются прибегать к угрозам и даже насилиям. Одному они прямо говорят, что ему другому угрожают третьего – в И это говорится не для запугивания только. Небезынтересные в этом отношении факты сообщены миссионерами и священниками Томской епархии на первом епархиальном миссионерском съезде. Например, желтоногинские раскольники нанимали, беглого бродягу, чтобы расправиться с проживавшим у них миссионером Кудрявцевым. Один из кулчинских раскольников нанимал другого за 100 руб. убить миссионера Бакарева. Обо всём этом в своё время возникали следственные дела. На миссионера Гурия Макарова делали ночное нападение три раскольника, от которых он избавился только благодаря скоро подоспевшей помощи. Делали раскольники ночное нападение и на священника Сибирячихинской единоверческой церкви о. Никиту Сорокина, причём он был сильно ранен. В-е раскольники не на шутку совещались своего приходского священника. Одни предлагали покончить пулей, так как не грешно и из ружья застрелить, другие, отвергнув это, потому что из ружья де предлагали пустить в дело простой стяг, удар по виску, и всё Вот неприкрашенные факты действительной жизни, с достаточной ясностью обрисовывающие положение раскольников в их отношениях к православной Церкви, её последователям и представителям. Вспомним для полноты картины павловских толстовцев, своим святотатственным злодеянием так недавно ещё возмутивших всю православную Россию, – штундистов Киевской губернии, силой врывавшихся в православные храмы и там препятствовавших совершению богослужения, скопцов с их насильственными изуверствами, и в настоящее время нередко отмечаемыми на страницах судебной хроники. Таковы в действительной жизни эти мнимо-гонимые и преследуемые за свои религиозные убеждения, о чём так много говорят наши интеллигенты. Приведённые факты убедительнее всяких свидетельствуют о том, кто гонимые и кто гонители, кто подвергается большим преследованиям за веру – раскольники, или живущие вместе с ними православные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вскоре затем обстоятельства сложились так, что и братья долшны были войти в роль сотников, десятников, пушкарей и стрельцов. В 1646 году царь Алексей Михайлович, по поводу разрыва мирных отношений с Швецией, грамотою от 7 марта повелевал игумену Илье с братиею жить в Соловецком монастыре «не оплошно, с великим бережением и про приход немецких людей выведывать всякими обычаями, чтобы немецкие люди к Соловецкому монастырю и к Сумскому острогу безвестно не пришли и зла ни какого не учинили, и чтобы в корабельный ход (летом) в Соловецком монастыре и в Сумском остроге ратные и всякие люди были все на готове, и осаду бы устроили и со всем укрепились.... и хлебными и всякими запасами в Соловецком монастыре и в Сумском остроге запаслися перед предстоящими годами с большой прибавкою, дабы в монастыре и в Сумском остроге для всякаго времени хлебных и всяких запасов было слишком» 50 . Монахи позаботились исполнить повеление царя в точности. Крепостная стена еще раньше была окопана большим рвом и окружена тыном 51 . Пушек и всевозможных боевых принадлежностей было более чем достаточно 52 . Хлеба и без того было в запасе было на несколько лет, да и приобрести его не составляло большой трудности, имея запасный капитал и свои лодьи, постоянно бывающие в Холмогорах. Оставалось только, за малочисленностью стрельцов, которые притом часто бывают нужны в поморье, призвать к оружию братию. Вследствие этого в 1654 году вся братия была призвана к оружию и стала учиться военному искусству. Вот маленький отрывок из военного росписания братии, сделаннаго в 1654 году: «по благословению отца нашего архимандрита Ильи и по приговору келаря старца Никиты, казначея старца Гурия и соборных старцев...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/solovets...

Роспись интерьеров храма выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей - Гурия Никитина и Силы Савина. Поражает в этих фресках радостное, светлое настроение, необузданная динамика, ощущение полноты жизни, необычайная чистота и яркость колорита. Без всякого сомнения, фрески Ильинской церкви - лучший стенописный ансамбль 17 века и одно из высших достижений древнерусского искусства. Галереи храма были расписаны несколько позднее, в 1716 году, но в той же оптимистичной и динамической манере. Особенности монументальной живописи церкви Ильи Пророка в Ярославле. Отличительной особенностью монументальной живописи церкви Ильи Пророка, как отмечает большинство исследователей, является синтез двух традиций: 1. исконно русской, веками формировавшейся под влиянием Византийской культуры. В этом смысле система росписей храма (особенно центрального куба) достаточна традиционна: в центральной главе – композиция «Отечество», в простенках барабана – архангелы, ниже – праотцы, на сводах – двунадесятые праздники и т.д.; 2. «нововременной», заявившей о себе с приходом XVII века. Надо сказать, что благодаря этой новой традиции сформировалась так называемая «ярославская школа» монументальной живописи, ставшая подлинным выражением художественных вкусов заказчиков – ярославских купцов и посадских людей… С одной стороны, главные заказчики строительства храма Ильи Пророка, а также выполнения в нем фресковой росписи - именитые ярославские купцы братья Скрипины, являлись представителями нового сословия, аккумулировавшего передовой прогрессивный опыт. С другой стороны, Ярославль – важный социально-экономический центр – привлекал множество известных мастеров из разных земель (Москвы, Костромы, Новгорода), которые были знакомы с традициями западно-европейского искусства. С третьей – общий процесс обмирщения культуры, захлестнувший Россию, докатился и до Ярославля, и как нельзя более полно выразился именно в живописи. Все эти предпосылки создали благодатную почву для формирования новых традиций, которые и нашли отражение в монументальной живописи храма Ильи Пророка.

http://sobory.ru/article/?object=00213

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010