Следующий этап формирования педагогической системы И. начался с создания в 1867 г. по его инициативе братства свт. Гурия. Уже через неск. лет в Казанской губ. действовали более 80 братских школ, учителями в к-рых были в основном воспитанники Казанской центральной крещено-татарской школы. С 1871 г. в Вятской, Симбирской, Уфимской губерниях началось массовое открытие школ Православного миссионерского общества , аналогичных братским. И. принял активное участие в создании мн. епархиальных комитетов об-ва. В 80-х гг. братство свт. Гурия по инициативе И. открыло собственные педагогические учебные заведения: Чувашскую, Вотскую (удмуртскую) и Черемисскую (марийскую) центральные школы. Однако возможности общественных миссионерских орг-ций были ограниченны. Система И. стала основой принятых 26 марта 1870 г. «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев». С нач. 70-х гг. она получила широкое развитие в земских школах, а после 1884 г.- и в церковноприходских. И. убеждал в ее необходимости руководителей народных училищ, епархиальных и уездных училищных советов, земских управ тех уездов, где жили «инородцы», а иногда добивался отстранения от должностей шовинистически настроенных руководителей органов просвещения и земств. Крупными центрами распространения системы И. стали Симбирская чувашская учительская школа под рук. его ученика И. Я. Яковлева , открытая в 1871 г., и Казанская инородческая учительская семинария. И. превратил учительскую семинарию в центр подготовки кадров национальной интеллигенции и духовенства народов Поволжья и Урала, обучение носило строго правосл. характер, большинство выпускников через 10-15 лет становились священниками. И. считал необходимым соблюдение канонического права в отношении 30-летнего возраста рукополагаемых во иереи (Неокес. 11; VI Всел. 14), критиковал существующую систему духовного образования, выступал против приема «инородцев» в духовные семинарии и академии и добился решения Синода о допустимости рукоположения «инородцев» при начальном уровне знания богословских дисциплин.

http://pravenc.ru/text/Ильминский.html

Г. К. б. существенно повлияло на ход просветительской деятельности среди народов Поволжья и Сибири, распространяло начальное образование, заложило в Поволжье основы системы народного образования. Его деятельность способствовала формированию в этих регионах национальной интеллигенции, появлению правосл. инородческого духовенства, распространению Православия. Покровительство братству оказывали императоры Александр II , Александр III и Николай II , обер-прокуроры Святейшего Синода Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев , Извольский и др. После Октябрьской революции 1917 г. Г. К. б. прекратило существование. Братские школы постановлением СНК от 11 дек. 1917 г. были переданы из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению. В 1933 г. органами ОГПУ было сфабриковано дело о «контрреволюционной, религиозно-монархической организации братства св. Гурия в Татарской АССР» с «контрреволюционными ячейками в Кукморском, Сабинском, Рыбно-Слободском, Акташском и Октябрьском районах». По утверждению следствия, организация состояла под идеологическим и политическим рук. еп. Андрея (Ухтомского), ее целью было «свержение советской власти и установление на ее развалинах новой «Святой Руси»». Были арестованы бывш. члены Г. К. б. (Р. П. Даулей , А. В. Васильев , Н. В. Никольский, бывш. игумения Покровской жен. общины Надежда (Боровицкая) и др.), а также лица, сохранявшие связи с еп. Андреем (Ухтомским). По итогам следствия были вынесены приговоры, преимущественно в отношении тех, кто не прекратили общение с еп. Андреем. Многие из бывш. сотрудников Г. К. б., к-рым было предъявлено обвинение по ст. 58 п. 11 УК РСФСР, из-за отсутствия доказательств были освобождены под подписку о невыезде. В 1993 г. правосл. братство свт. Гурия было воссоздано в Казанской епархии, его члены занимаются просветительской деятельностью среди молодежи, военных, заключенных и др. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 121645. Л. 43; Архив УФСБ Респ. Татарстан. Д. 2-2527. 6 т. Ист.: Устав Братства свт. Гурия при Каз. кафедр. соборе//Изв. по Каз. епархии. 1867. 6. С. 161-168; То же. Каз., 1885, 1889; Отчет о деятельности Совета Братства свт. Гурия. Каз., 1868-1915; Сб. док-тов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869; Общее собр. Братства свт. Гурия. Каз., 1877-1916; Эсливанов В. Н. Отчет Казанского епарх. инородческого миссионера за 1914 г. Каз., 1915.

http://pravenc.ru/text/168396.html

В школе учились дети различных национальностей: в 1910 г. среди 90 мальчиков было 25 русских (по-видимому, из Вятской губ.), 2 чуваша, крещеный татарин и 62 марийца. Отец Анастасий в первую очередь приглашал на учебу марийских детей: игумен «целыми днями обходил черемисские деревни, увещевая их жителей не чуждаться русской школы и церкви» (Уфимские ЕВ. 1902. 9. С. 584). Преподавались Закон Божий, церковный устав, русский язык, история, география, арифметика и др. предметы. «В школе чистота и порядок,- свидетельствовал еп. Нафанаил (Троицкий) , посетивший К. м. в 1909 г.- Везде все выкрашено. Пред иконами, убранными цветами, горят лампады, а на стенах - географические карты» (Второе миссионерское путешествие. 1909. С. 57). Дети постепенно знакомились с христианскими обрядами и основами православной веры. Богослужения совершались при пении всех учащихся, в числе к-рых весьма значительную часть составляли язычники. Песнопения исполнялись как на церковнославянском, так и на марийском языке. В среднем в год в школе принимали Православие от 2 до 7 чел.; к 1910 г. в школе крестились 58 марийцев-язычников и 15 татар-мусульман. Ежегодно неск. человек, окончивших школу при К.-Б. м., сдавали экзамены в Казанской учительской семинарии и получали учительские свидетельства. К 1910 г. было подготовлено более 25 учителей для школ грамоты и более 15 псаломщиков для инородческих приходов. Для обеспечения достойного уровня подготовки учащихся игум. Анастасий пригласил квалифицированных педагогов, в т. ч. выпускников Казанской учительской семинарии В. Алексеева, Н. Петрова, Н. Кельбедина, выпускника центральной марийской школы Братства свт. Гурия Н. Яковлева. Школа К.-Б. м. считалась лучшей среди миссионерских школ Прикамья, Поволжья (Нижегородской, Казанской, Вятской губ.) и Урала (Пермской губ.). Игум. Анастасий организовал прекрасный хор из учащихся, который участвовал в богослужениях, совершавшихся как на церковнославянском, так и на черемисском языке. С 1901 г. в мон-ре устраивались внебогослужебные беседы и народные чтения, состоявшие из докладов на актуальные церковные темы, в перерывах ученики школы исполняли церковные песнопения на черемисском (марийском) языке. За заслуги по духовному ведомству 14 апр. 1904 г. игум. Анастасий был награжден наперсным крестом, от «Св. Синода выдаваемым».

http://pravenc.ru/text/1470151.html

12 июля 1908 г. И. выступил на открытии IV миссионерского съезда в Киеве. В своей речи он подчеркнул, что в основе суждений делегатов, «несомненно, будет лежать воля государя, выраженная в указе 17 апр. 1905 г.». Но свобода вероисповедания дана вовсе не «на ослабление и разорение Православия». По сути, как отмечает С. Л. Фирсов, И. заявлял о стремлении гос-ва и впредь поддерживать Церковь силой внешнего авторитета власти ( Фирсов. 1996. С. 310). Опасаясь разрушения гос. устройства «справа», И. очевидно недооценивал радикализм левых. Желание сохранить гос. (синодальный) контроль над деятельностью «правой оппозиции» архиереев сочеталось у И. с либерально-реформаторскими взглядами относительно системы духовного образования и приходской жизни. И. подал в отставку в знак протеста против решения Синода об отмене автономии духовных академий, полагая, что решение этого вопроса следовало отложить до утверждения нового устава академий. Возможно, на принятие решения об отставке повлияло избрание Советом СПбДА на должность ректора сомнительной для императора кандидатуры - прот. Тимофея Налимова. 5 февр. 1909 г. уволен от должности обер-прокурора и назначен членом Гос. Совета. 6 февр. того же года И. была объявлена Высочайшая благодарность. Отставку И. с поста обер-прокурора Л. Львов ( Львов. 1909) связывал с его деятельностью по защите автономии духовных школ, к-рая не поощрялась консервативной частью епископата. В то же время председатель Совета министров Столыпин при отсутствии особых претензий критиковал И. за неспособность «плыть против синодских течений»: напр., И. не комментировал реакцию Синода на празднование 80-летия Л. Н. Толстого . В период обер-прокурорства удостоен ряда наград и почетных званий. С 1907 г. почетный гражданин г. Новосиль Тульской губ. (за помощь бедным во время эпидемии холеры и участие в создании ремесленной школы). В том же году избран почетным членом ряда братств: Виленского Свято-Духовского, Ковенского Свято-Никольского, Курского Знаменско-Богородицкого миссионерско-просветительного, Холмского Богородицкого, Покровского с. Кричильск Ровенского у. Волынской губ., св. арх. Михаила при Михайловской ц. с. Б. Вербча (Вел. Вербче) Ровенского у. Волынской губ., а также Ставропольского епархиального церковно-археологического об-ва. 13 янв. 1908 г. избран почетным членом Прибалтийского правосл. братства; 15 янв.- Московского Археологического ин-та и Правосл. церковного братства свт. Гурия при Казанском кафедральном соборе; 2 февр.- Острожского Кирилло-Мефодиевского братства; в том же году - Православного карельского братства во имя вмч. Георгия. 11 июня 1907 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом И. был пожалован золотой крест с частицей Животворящего Древа (разрешено носить исключительно при церковных церемониях) и звание кавалера Св. Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/293870.html

Будучи председателем совета братства свт. Гурия, А. активизировал деятельность братства, добившись открытия Трехсвятительского крещено-татарского муж. скита (с 1911 мон-рь), Покровской крещено-татарской жен. общины (1908), множества новых инородческих приходов, настаивал на совершении богослужения на инородческих языках. Мать А. кнг. А. Ф. Ухтомская пожертвовала на устройство Покровской общины 108 дес. земли и значительные средства. А. являлся основателем и председателем учрежденного 4 февр. 1909 г. кружка сестер - сотрудниц братства свт. Гурия. При кружке под редакцией А. издавался просветительский ж. «Сотрудник братства святителя Гурия» (1909-1911), целью к-рого было «ознакомить русское общество и деятелей инородческого просвещения с положением инородческого дела не только в Казанской епархии, но и в епархиях смежных с нею» (Там же. 1911. 36-37. С. 1034-1035). С 1909 г. по благословению архиеп. Казанского Никанора (Каменского) А. заведовал назначениями псаломщиков в инородческие приходы Казанской епархии. На миссионерском съезде в Киеве в 1908 г. А. был председателем 8-го противомусульманского отдела. В 1910 г. А. являлся помощником председателя на миссионерском съезде в Казани (см. Съезды миссионерские) . 25 июля 1911 г. назначен на викарную Сухумскую кафедру. Перевод был для А. неожиданным и чрезвычайно огорчил его. В день отъезда архипастыря провожало такое количество верующих, что только при помощи полиции ему удалось добраться до кареты, а затем сесть на пароход. 29 авг. 1911 г. А. отбыл из Казани в Сухуми, где продолжил миссионерскую работу, учредив 1-й печатный церковный орган в епархии - «Сотрудник Закавказской миссии» (1912-1916). За короткое время управления Сухумским вик-ством А. способствовал открытию новых храмов и школ, посетил все подведомственные ему приходы, много служил, снискав уважение как рус., так и абхазско-груз. паствы. 22 дек. 1913 г. А. был переведен на Уфимскую кафедру. Активно занимался благотворительной деятельностью: способствовал открытию и содержанию приютов, оказывал помощь сиротам, бедным, инвалидам, вел духовно-просветительскую работу: организовывал школы и уч-ща, создавал народные б-ки, учредил неск.

http://pravenc.ru/text/Андрея ...

23 июля 1899 г. назначен наблюдателем Миссионерских курсов при КазДА и наместником казанского в честь Преображения Господня мон-ря с возведением в сан архимандрита. С 23 авг. 1900 г. член совета свт. Гурия Казанского братства и член Казанского епархиального училищного совета. В 1905 г., когда, по словам А., «явно обнаружилась сплоченная поддержка магометан всем отпавшим от Православия инородцам», основал при братстве свт. Гурия Об-во христ. взаимопомощи для охранения православных от «иноверной кабалы». Полагал, что подобные инициативы должны исходить от приходского духовенства. В мае 1907 г. обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский вызвал А. в С.-Петербург с поручением изложить проект улучшения миссионерского дела в Казанской епархии, где наблюдалось массовое отпадение крещеных татар в магометанство и усиление исламского прозелитизма. Результатом обсуждения проекта стало учреждение 3-го, миссионерского, Мамадышского вик-ства . 3 сент. 1907 г. А. был утвержден епископом Мамадышским, викарием Казанской епархии, с назначением председателем педагогического совета Миссионерских курсов Казани и настоятелем казанского Преображенского миссионерского мон-ря, в к-ром 3 окт. 1907 г. состоялось наречение А. во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. Речь А. при наречении явилась программой его архипастырской деятельности дореволюционного периода: «Будущий Собор Всероссийский и немедленное… воцерковление русского народа, т. е. развитие в нем сознательной церковности всеми средствами,- вот к чему я и призываюсь послужить, так я понимаю свое дальнейшее служение Церкви Божией» (Известия по Казанской епархии. 1907. 42. С. 1308). 4 окт. в кафедральном Благовещенском соборе состоялась хиротония А. во епископа Мамадышского, к-рую возглавил архиеп. Казанский Димитрий (Самбикин) . В обязанности А. входило заведование делами о присоединении иноверных к правосл. Церкви, о Крещении евреев и язычников, о назначении епитимий светским лицам по судебным приговорам, о назначении катехизаторов по церквам Казанской епархии, руководство миссионерской деятельностью мон-рей среди инородческого населения.

http://pravenc.ru/text/Андрея ...

С 1893 г. К. был активным сотрудником Гурия Казанского свт. братства , с 5 марта 1912 г.- член его Переводческой комиссии, офиц. редактор якут. перевода НЗ (1899), был редактором и корректором мн. переводов Свящ. Писания на др. тюрк. языки (татарский, башкирский, киргизский). Для лучшего понимания Свящ. Писания самостоятельно изучил греч. язык; по инициативе К. в домовой Михаило-Архангельской ц. КазДА регулярно служили на греч. языке. В работах советского времени для возвращения в научный оборот и сохранения наследия К. его представили человеком, далеким от политики, симпатизирующим т. н. освободительным идеям. Но К. придерживался крайне правых политических взглядов. С 1892 г. формой объединения казанских общественных деятелей стало Казанское об-во трезвости, К. со времени его основания и до 1917 г. был членом правления. Об-во трезвости издавало ж. «Деятель», в к-ром К. публиковал статьи и состоял членом редакции. После создания в 1905 г. политических организаций крайне правого направления принимал активное участие в их мероприятиях, 4 февр. 1909 г. был избран товарищем председателя совета Казанского отд-ния Русского собрания (объединяло сторонников т. н. Дубровинского направления). К. похоронен на кладбище казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . В 30-х гг. XX в. кладбище было уничтожено, могила заасфальтирована. В нач. 70-х гг. XX в. на Арском кладбище г. Казани рядом с ц. во имя Ярославских чудотворцев был установлен кенотаф в виде черного мраморного креста специально для того, чтобы делегации из Хакасии, часто посещавшие Казань, могли возлагать там венки. Офиц. версия о переносе на Арское кладбище останков К. не подтверждается - документов о розыске и переносе в архивах нет. В 2007 г. памятники К. установлены в Абакане и с. Аскиз. С 1994 г. имя К. носит Хакасский гос. ун-т. В 1994 г. на бывш. доме Гурячкова, где К. проживал с 1905 г., была установлена мемориальная доска, но в 2006 г., после пожара, дом снесли. В 2005 г. Школьный пер., где стоял дом, был переименован в Катановский.

http://pravenc.ru/text/1681359.html

Во время службы в миссиях Г. активно занимался переводами. Он исправил существовавшие переводы на кит. язык огласительных книг, сделал новые переводы Псалтири, НЗ, литургии свт. Иоанна Златоуста , последования ко Св. Причащению, последования всенощного бдения, требника, катехизиса, Свящ. истории с прибавлением краткой церковной истории, кратких житий святых и др. В этой многолетней работе ему помогали китайцы. Г. стремился использовать классический кит. язык, о переводе НЗ член миссии иером. Алексий (Виноградов) писал: «По признанию европейских синологов, труд этот относится к разряду классических, ибо исполнен в высшем стиле китайских ученых» ( Алексий (Виноградов), иером. Кит. б-ка и ученые труды членов имп. Рос. духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине (в Китае). СПб., 1889. С. 25), но высокий стиль перевода был доступен только образованным китайцам. Святейший Синод дал благословение на издание, но рекомендовал внести поправки архим. Аввакума (Честного) , ориентированные на большую доступность текста для простых людей. Г. критически относился к этим поправкам, считая неправильным вносить в текст разговорные элементы. Издание было осуществлено в 1864 г. в Пекине, в 1884 г. там же вышло 2-е издание, значительно переработанное архим. Флавианом (Городецким; впосл. митрополит Киевский). В 1865 г. был опубликован составленный Г. на кит. языке «Указатель чтений из Евангелия и Апостола». На основании анализа кит. источников Г. создал исследование «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев», к-рое стало вкладом в европ. синологию. Составил поучения к новообращенным, к-рые назвал «Беседами сельского священника с прихожанами». Ему также принадлежат очерки с описанием жизни миссии (1863) «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае». Г. уделял большое внимание пополнению б-ки миссии. В сент. 1865 г. Г. был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В нач. 1866 г. переведен на должность настоятеля посольской церкви в Риме. Его келейником стал иеродиак. Флавиан (Городецкий). 5 июля 1866 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялась хиротония Г. во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Из-за тяжелой болезни Казанского архиеп. Афанасия (Соколова) Г. фактически управлял епархией. Занимался реставрацией и украшением соборного храма в казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Основал и возглавил Гурия Казанского свт. братство в 1867 г., оставался его членом до кончины. Занимался миссионерством среди татар вместе с Н. И. Ильминским .

http://pravenc.ru/text/168374.html

Ключевым лицом в этом деле стал уникальный человек — профессор Казанской духовной академии Н.И. Ильминский, который занимался разработкой методов просвещения мусульман и «инородцев-язычников». Его подход основывался на мысли о непосредственном влиянии русской духовной культуры, глубоко коренящейся в православии, и христианской проповеди как на большие, так и на малые народности. Основой миссии стала проповедь по книгам, напечатанным русскими буквами на родном языке того или иного народа. В 1868 г. Казанским миссионерским братством в честь св. Гурия Казанского была создана комиссия для инородческих переводов. После 1870 г., когда в Совете министров России обсудили перспективы школьного образования у малых народов России, система Ильминского получила правительственную поддержку и была рекомендована для распространения в миссионерских школах. Обучение в таких новооткрывшихся школах должно было вестись на русском языке по богослужебным книгам, фактически по программе церковно-приходских училищ. В 1876 г. комиссия для инородческих переводов была преобразована в переводческую комиссию Православного миссионерского общества (ПМО) под председательством Н.И. Ильминского. Комиссия занялась переводами и изданием священных и богослужебных книг на языках народов Поволжья — татарском, чувашском, черемисском, вотяцком, мордовском, киргизском, калмыцком, а также на языках сибирских народов — алтайском, бурятском, тунгусском, якутском, гольдском, остяцко-самоедском. Многие книги выдержали по нескольку переизданий, большей частью это были Евангелие, буквари, молитвословы, рассказы из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Миссия Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке в середине XIX в. проходила под эгидой свт. Иннокентия Московского. Рассмотрим краткую историю миссии среди нанайцев (или гольдов, как их тогда называли), живших в окрестностях реки Амур. Центром Амурской духовной миссии был г. Благовещенск. Первоначально в состав миссии входили четыре отдела, или стана: Верхнеамурский, или маньчжурский; Среднеамурский, или гольдский; Нижнеамурский, или гиляцкий; Южно-Уссурийский, или корейский.

http://bogoslov.ru/article/6171060

Православные объединения и организации: Братство свт. Гурия Казанского; общественный благотворительный фонд «Ковчег» - мон. Мария (Борисова). 420503, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Б. Красная, 3а. Тел.: (8432) 92-29-44; http://covcheg.mi.ru/about/index_ru.html; e-mail: mmaria@mi.ru. Церковные СМИ: газеты «Казанские епархиальные ведомости», «Православие и мир», молодежная миссионерско-катехизаторская «Собрание», http://www.sobranie.kazan.ru ; «Семинарский вестник», «Раифский вестник» с детским приложением «Светлячок»; «Живоносный источник», пос. Алексеевское; «Покровский листок», г. Елабуга; «Православное слово», г. Болгары; «Одигитрия», г. Набережные Челны; «Верую», г. Альметьевск; «Святой ключ», пос. Святой Ключ; телепередачи: православная информационная на канале «Татарстан», «Православное слово, г. Лениногорск; православная телепрограмма на «Зай ТВ», г. Заинск. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский (Меткин Александр Михайлович) Родился 27 августа 1944 г. в дер. Столбово Кимрского р-на Калининской обл. После окончания школы служил иподиаконом в Успенском храме с. Щёлково. В 1963 г. окончил строительное училище, работал на машиностроительном заводе в г. Кимры. С 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии. 6 мая 1968 г. рукоположен во диакона, 7 февраля 1972 г. - во иерея. 5 сентября 1976 г. пострижен в монашество и возведен в сан игумена. В том же году назначен настоятелем Никольского кафедрального собора Казани и секретарем Казанского епархиального управления. В 1985 г. возведен в сан архимандрита. В 1975 г. заочно окончил МДС, в 1983 г. — МДА. 11 декабря 1988 г. в Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во епископа Казанского и Марийского. С 11 июля 1993 г., после выделения из Казанской епархии Йошкар-Олинской и Марийской епархии, носит титул «Казанский и Татарстанский». 25 февраля 1996 г. возведен в сан архиепископа. С 1998 г. - ректор Казанской духовной семинарии.

http://sedmitza.ru/text/401544.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010