Гурий (Степанов), архп. Суздальский, Владимирской епархии Родился в 1880 году. Среднее образование получил в Казанской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1902 году поступил в Казанскую духовную академию. Еще, будучи студентом, в апреле 1905 года пострижен в монашество, а в марте 1906 года возведен в сан иеромонаха. В 1906 году окончил академию. За все четыре года пребывания в академии о. Гурий зарекомендовал себя выдающимися способностями и блестящими успехами по всем предметам академического курса, благодаря чему всегда сохранял за собою место первого студента. Сочинения его носили печать талантливости и учености. К этим качествам еще надо присовокупить его апологетическую ревность и дар проповедничества, растворенный силой убедительности. Склонность и способность его к ученым занятиям проглядывает в его сочинениях – семестровых и курсовых. За время академического курса он изучил языки английский и немецкий, столь необходимые для изучения буддизма. По специальным предметам монгольского отдела приобрел настолько достаточные познания, что по окончании академии без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии. Курсовое сочинение его на тему: «Буддизм и христианство в их учении о спасении», оказалось настолько хорошим, что ему была присуждена полная студенческая премия митрополита Макария и признано заслуживающим степени магистра. Бывший доцент академии архимандрит Иннокентий (Ястребов) сказал об о. Гурии, что «в лице его академия приобрела свежую талантливую силу с светлой горячей головой и чистым сердцем. Появление такого произведения в печати должно приветствовать как одно из лучших учено-апологетических исследований; автору же его мы с своей стороны считаем вполне возможным и справедливым присудить за такой труд степень магистра богословия». Иеромонах Гурий в течение академического курса учения состоял на монгольском отделении миссионерской группы. Принимая во внимание вышеизложенную рекомендацию, Совет Академии единогласно постановил избрать иеромонаха Гурия кандидатом на замещение освободившейся в Академии кафедры калмыцкого языка с соединенными с ним предметами и утвердить его в звании исполняющего должность доцента. После утверждения ему была дана командировка на годичный срок в С.-Петербург для ученых занятий по своей специальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В Казани возродили отделение «Русского собрания» В состав Совета организации вошли русские, татарин и кряшен 20.06.2014 466 Время на чтение 6 минут Число соратников Международной общественной организации «Русское собрание» (создана 6 декабря 2013 года) постоянно растет. В связи с этим встаёт вопрос формирования местных отделений в областных и республиканских центрах. 18 июня 2014 года в Казани состоялось собрание патриотической общественности, на котором был учреждена новая общественная организация Татарстана – Казанское отделение Международной общественной организации «Русское собрание». Это уже третье отделение «Русского собрания» после Перми и Твери, сообщает наш собственный корреспондент из столицы Татарстана. Собравшимся был объявлен состав совета Казанского отделения «Русского собрания», куда вошли пять человек: Владислав Юферов - председатель Казанского епархиального общества «Трезвение», Раис Сулейманов – известный в Татарстане и за его пределами политолог, исламовед, Аркадий Фокин - председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани, иерей Олег Соколов - председатель Братства святителя Гурия и историк-краевед Анатолий Елдашев. В качестве наблюдателей на собрании присутствовали политологи казанских ВУЗов, представители местных ячеек отделений всероссийских политических партий и общественных организаций, журналисты. Специально приехавший из г. Санкт-Петербурга председатель «Русского собрания» Анатолий Степанов, главный редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия», рассказал собравшимся о целях и задачах возглавляемой им международной общественной организации. По словам Степанова, он вместе с единомышленниками в регионах России давно вынашивал идею о создании патриотической общественной организации, не политической партии, а именно общественной организации, не ставящей своей задачей приход к власти, но намеревающейся оказывать поддержку российской власти в деле национального объединения, выработки и формулирования основ государственной идеологии. Однако к активной деятельности по учреждению собственной организации патриотов объединившихся вокруг портала «Русская народная линия» подтолкнула Валдайская речь Владимира Путина (19 сентября 2013 года), в которой Президент России недвусмысленно заявил о необходимости государственной идеологии в стране.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/20/v_...

(Из речи перед защитой диссертации на тему «Буддизм и Христианство в их учении о спасении», Иером. Гурия, доцента по кафедре Истории миссии, этнографии монгольских племен и калмыцкого языка). Общеизвестная читающей публике литература о буддизме на русском и иностранных языках склоняется видеть сущность буддизма в 4-х известных, так называемых, блогородных истинах: истине о страдании всего сущего, истине о происхождении страданий, об уничтожении страданий, о пути, ведущем к уничтожению страданий. Когда я приступил к изучению предмета своего исследования, то анализ указанных истин буддийской вероучительной догмы мне скоро раскрыл, что метафизического, или вернее, основоположительного характера здесь только одна вторая истина, именно, истина о происхождении страданий. Данная истина видит метафизическую причину страдания сущего в неустойчивости всего существующего. Это – истина о происхождении всего из взаимной связи, истина о сущем, как исключительно только цепи причин и следствий. Ясно, что указанная истина, раскрывая философскую сторону буддийского мировоззрения, углубляет вопрос о его подлинной сущности и намечает иные горизонты для более существенной характеристики основоположений буддизма. Если все сущее: материальное бытие, человек, его душа и проч. по своей подлинной сущности только – цепь причин и следствий и более ничто, – то во что же разрешается буддизм, во что разрешается вся восхваляемая его поклонниками нравственная высота, во что разрешается буддийское спасение, призывом к которому начинается и которым кончается всякая буддийская книга, во что разрешается, наконец, и вопрос о последней сущности буддизма, как философии жизни, как цельного мировоззрения. Логика мысли ясно указывала на нигилистический принцип доктрины. Но иное дело логика анализирующей критической мысли, иное дело тексты, догматика религиозного учения. Говорят ли о нигилизме буддийского вероучения буддийские вероучительные книги? Разыскивая во многих исследованиях по буддизму подробного текстуального раскрытия интересующего меня вопроса, я весьма слабо удовлетворялся тем, что находил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГУРИЙ (СТЕПАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Гурий (Степанов). Картина работы С.Ивлева Отец Гурий (Степанов). Фотография Иркутский архиепископ В феврале 1924 г. был назначен на Иркутскую кафедру , возведен в сан архиепископа . Выехать в епархию не успел, т. к. 16 апр. вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму как «соучастник гр. Поздеевского , устраивавшего собрания духовенства в Даниловом монастыре, носившие к[онтр]р[еволюционный] характер», также обвинялся в «антисоветской агитации путем проповедей». 17 ноября 1924 г. решением Судебной Коллегии ОГПУ освобожден под подписку о невыезде. 12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти патриаршему местоблюстителю Крутицкому митр. Петру (Полянскому) . Арест и ссылка в Якутск 19 ноября 1925 г. вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходил по делу «контрреволюционной монархической церковной организации " Даниловский Синод " ». Постановление о предъявлении обвинения: «Декабря 11 дня 1925 года я, Уполномоченный 6-го отделения СООГПУ Казанский А.В., рассмотрев следственное производство по делу на гражданина Степанова Алексея Ивановича (епископа Гурия) нашел, что таковой гражданин принимал непосредственное участие в группировке монархических церковников и мирян, ставивших своей задачей использование Церкви и церковного аппарата в антисоветских целях для сплочения вокруг церкви реакционного элемента, воздействия на массу верующих в том же направлении, ведения монархической агитации. На основании изложенного и принимая во внимание, что таковые действия предусмотрены по статье 62 Уг. К., постановляю:о предъявить Степанову обвинение по этой статье, избрав мерой пресечения по отношению к нему содержание под стражей. Подпись: Казанский. Настоящее постановление мне объявлено 11 декабря 1925 года Подпись: Степанов Алексей Иванович (Архиепископ Гурий)

http://drevo-info.ru/articles/26274.html

Сретенский монастырь в 1920 году Епископ Гурий (Степанов). Художник: Светлана Ивлева В начале 1920 года предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон находился под домашним арестом. 28 декабря 1919 года во всех храмах и монастырях Москвы было прочитано обращение к православному населению: «10/23 сего декабря Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон после допроса во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии подвергнут домашнему аресту и тем лишен возможности совершать богослужение где-либо, кроме своей домовой церкви. Вслед за тем в ночь с 11/24 на 12/25 декабря взяты под арест старейшие иерархи – члены Священного Синода высокопреосвященные митрополиты: Арсений Новгородский и Кирилл (Смирнов) Тифлисский. Еще ранее подвергся аресту и доселе остается в заключении управляющий Московской епархией высокопреосвященный Иоасаф (Каллистов), архиепископ Крутицкий. Священный Синод и Высший Церковный Совет, поставляя своим долгом осведомить о сем всех православных христиан Церкви Московской, призывает их соединить свои молитвы за лишенных свободы иерархов и всеми законно дозволенными мерами содействовать облегчению участи заключенных и скорейшему их освобождению». Арест патриарха закончился накануне праздника Рождества Христова в 1920 году . 8 февраля 1920 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Гурий (Степанов) был хиротонисан во епископа Алатырского и назначен викарием Симбирской епархии . Он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырем, после – московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета. В марте 1920 года епископ Гурий (Степанов) служил в храме Христа Спасителя, уведомлял об этом организационно-учетный отдел Московского Совета и подписывался как настоятель Сретенского монастыря . Сохранилось уведомление епископа Гурия о том, что он 31 (или 21?) мая 1920 года совершал всенощное бдение и литургию в храме Лазаревского кладбища .

http://pravoslavie.ru/sm/51560.htm

Скачать epub pdf Буддизм приобрел широкую известность в западных христианских странах, а затем и в России лишь к концу XIX века. В связи с этим осмысление буддизма стало особенно востребовано. Количество работ, написанных русскими православными авторами на рубеже XIX–XX веков с полемикой в адрес буддизма, исчисляется десятками. Как по количеству, так и по качеству русская дореволюционная литература этого направления уникальна. В настоящей статье произведен обзор работ одного из наиболее видных православных авторов, писавших о буддизме, – архиепископа Гурия (Степанова) . Долгое время мир буддизма и мир Православия не пересекались. Хотя на рубеже II–III веков Климент Александрийский писал о том, что «есть среди индийцев и такие, которые верят наставлениям Будды (Βουττα), которого они за его наивысшую благочестивость почитают как бога» (Strom. I, 15, § 71), но после этого, не считая эпизодических упоминаний у Мария Викторина и блж. Иеронима , о Будде и его учении в православном мире не говорили вплоть до Нового времени.  Официальное присутствие Православия на территории буддистской ойкумены началось с учреждения Православной миссии в Китае в 1712 году, однако прошло более ста лет, прежде чем ее работники обратили внимание на изучение буддизма 1 . В России «исследованиям светских ученых предшествовали буддологические изыскания деятелей Русской Православной Церкви, активно ведущей миссионерскую работу и стремящейся вооружить будущих миссионеров знанием буддийской догматики, культовых практик различных школ и направлений буддизма» 2 , причем «сочинения православных миссионеров отличались высокой тщательностью» 3 . В 1884 г., с целью подготовки миссионеров среди российских буддистов, в Казанской Духовной Академии была создана кафедра истории и обличения ламайства. Ее студенты обучались калмыцкому и бурятскому языкам, а с 1914 г. и тибетскому. Именно это отделение подготовило целый ряд православных специалистов по буддизму и в целом по монголоведению, таких как А.А. Бобровников, свящ. Иоанн Попов , архиеп. Гурий (Степанов) , свщмч. Амфилохий (Скворцов) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Священномученик Александр (Трапицын) В 1920 году архиепископ Тихон (Василевский) отправляется на место своего нового назначения – в Воронежскую епархию. Позже он вернулся на Симбирскую кафедру, только уже в качестве обновленческого митрополита. Между тем архиепископ Вениамин, который все еще числился Симбирским преосвященным, по благословению Патриарха Тихона был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. На Симбирскую викарную Алатырскую кафедру был назначен епископ Гурий (Степанов). Епископ Гурий был выпускником Казанской духовной академии, доктором церковной истории, специалистом по буддизму. Он стал последним ректором Казанской академии. На Алатырской кафедре он пребывал около полугода. После чего начались постоянные переезды, аресты. В 1925 году он проходил по одному делу вместе с митрополитом Петром (Полянским). В 1926–1928 годах был в заключении на Соловках. Расстрелян в Новосибирске в 1937 году. В сентябре, после отъезда епископа Гурия, на Симбирскую кафедру был назначен архиепископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын). Архиепископ Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское духовное училище. Через год, 26 февраля 1889 года, рукоположен в сан священника, служил в Вятской Всехсвятской церкви . В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле у него умерла супруга . С 1897 года служил инспектором Вятской духовной семинарии. В 1900 году принял монашество, а уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской духовной семинарии. 12 декабря 1904 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Его хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

http://pravoslavie.ru/sm/31261.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЧИЛ [груз. ] († 20.03.744 или 761), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня), эрисмтавар Картли и Эгриси Арабского халифата; представитель династии Парнавазиани, потомок Хосроидов, сын эрисмтавара Степаноса, младший брат мч. Мира , прямой потомок св. блгв. царя Мириана . Вопрос хронологии жизни А. до сих пор остается спорным. В совр. церковном календаре, основывающемся на сведениях М. Сабинина , год смерти А.- 744. Г. Мамулия вслед за К. С. Кекелидзе считает А. деятелем 2-й пол. VIII в. и смерть царя датирует 787 г., Д. Мусхелишвили и Г. Абрамишвили относят деятельность А. к сер. VIII в. По последним, наиболее обоснованным исследованиям М. Санадзе, период эрисмтаварства А. определен 738-761 гг. В источниках А. впервые упоминается под 735 г. вместе со своим братом мч. Миром: под натиском войск араб. военачальника Мервана Глухого, вторгшихся на территорию Вост. Грузии с целью усмирения восставших закавк. народов, недовольных увеличением налогов, Мир и А. вместе с восставшими отступили в Зап. Грузию и укрылись, так же как и абазгийский эристав Леон I, в крепости Анакопия. Как повествует груз. историк Джуаншер , перед решающим сражением братья горячо молились перед образом Пресв. Богородицы о заступничестве. В ту же ночь раздался гром, полил сильный дождь и поднялись реки Абаша и Цхенисцкали, у берегов к-рых располагались вражеские лагеря. Наводнение нанесло сильный ущерб арабам, значительно превосходившим по численности груз. войско. На следующий день грузины одержали полную победу над арабами. Мч. Мир был смертельно ранен. Не имея сыновей, он завещал брату половину царства: провинции Эгриси, Сванети, Таквери, Аргвети и Гурия, а др. половину велел разделить между 7 дочерьми, предварительно выдав их замуж за эриставов. Кахетинские земли А. раздал своим дружинникам, сделав их подчиненными себе азнаурами (помещиками),- т. о. была проведена гос. реформа: эриставства и азнаурства, подчинявшиеся А., фактически превратились в наследственные княжеские уделы.

http://pravenc.ru/text/76570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 2.10.1880, Чебоксары - 1938 (1937?), Сиблаг), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед. Из семьи отставного унтер-офицера. Окончил Чебоксарское городское уч-ще (1893), Чебоксарское ДУ (1896), Казанскую ДС (1902). В том же году поступил в КазДА, где прошел подготовку на миссионерском отд-нии по монг. отделу, углубленно изучал буддизм. Во время учебы обнаружил склонность к апологетике и дар проповедничества, начал выступать со статьями в журналах. Духовно окормлялся у прп. Гавриила (Зырянова) . Впосл. в доме Г. прп. Гавриил нашел последний приют. 16 апр. 1905 г. пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия Казанского. 24 июня рукоположен во диакона, 26 марта 1906 г.- во иерея. За диссертацию «Буддизм и христианство в их учении о спасении» Г. была присуждена премия им. митр. Макария. По окончании КазДА в 1906 г. со степенью канд. богословия оставлен в звании исполняющего должность доцента на кафедре калм. языка преподавателем этнографии монг. племен и истории духовных миссий среди этих народов. В том же году послан в годичную командировку в С.-Петербург для стажировки по специальности в АН и С.-Петербургском ун-те. Летом 1908 и 1909 гг. изучал в Астраханской губ. культуру и язык калмыков, работал в архиве Калмыцкого управления и Духовной консистории. По результатам этих поездок была опубликована серия статей, посвященных правосл. миссии среди калмыков. 21 февр. 1909 г. удостоен ученой степени магистра и звания доцента КазДА. Преподавал монг. язык. В 1910 г. принял активное участие в миссионерских съездах в Казани и Иркутске в качестве секретаря и докладчика, за что по представлению председателя Особого миссионерского совещания архиеп. Антония (Храповицкого) Святейшим Синодом был награжден Библией. 15 нояб. 1910 г. утвержден в звании экстраординарного профессора КазДА. Читал лекции по истории и обличению ламаизма. Одновременно исполнял обязанности наблюдателя (с 1911) и преподавателя (с 1912) Миссионерских курсов в Казани. 26 мая 1912 г. назначен на должность инспектора КазДА, 20 июня возведен в сан архимандрита. За фундаментальное исследование «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен» удостоен научной степени д-ра церковной истории. 18 февр. 1916 г. утвержден ординарным профессором кафедры миссионерских предметов КазДА. В 1916-1917 гг. был помощником ректора академии. Г. пользовался большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире Г. устраивал ученые собрания, на к-рых преподаватели и студенты обменивались мнениями.

http://pravenc.ru/text/168382.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010