Закрыть itemscope itemtype="" > «Ушел подлинный подвижник благочестия» Диакон Владимир Василик об известном ученом и общественном деятеле Сергее Зегжде, скончавшемся 1 октября 03.10.2015 1329 Время на чтение 4 минуты 1 октября на 81-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался последний член довоенного Александро-Невского братства Сергей Андреевич Зегжда, доктор математических наук, профессор математическо-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Редакция «Русской народной линии», деловое сообщество «ДелоРус» и Александро-Невское братство выражают глубокие соболезнования родным и близким покойного. Да упокоит Господь новопреставленного раба Божия Сергия в селениях праведных… О личности С.А.Зегжды рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик : Его жизнь действительно необычайна. Отец его Андрей Зегжда и мать Варвара Сергеевна, урожд. Заспелова принадлежали к Александро-Невскому братству и благодаря ему и познакомились. Отец Сергея Андреевича был расстрелян в 1937 году. Мать, еще будучи девушкой, была знакома с митрополитом Петроградским Вениамином и получила его благословение. Его тетушка – монахиня Сергия (в миру Анастасия Сергеевна Заспелова) принадлежала к Петергофскому сестричеству преподобного Серафима Саровского, которое возродилось после того, как сестры подворья Серафимо-Дивеевской пустыни уехали после революции. В 1920-е годы иеромонах Варсонофий (Веревкин) восстановил сестричество и к нему принадлежала Анастасия Сергеевна Заспелова, будущая монахиня Сергия. Сергей Андреевич рос в духовной молитвенной обстановке. Он познал тяготы войны, бедствия в эвакуации. Будучи отроком в 1945 году, он помнил приезд митрополита Гор Ливанских Илии и рассказ его о явлении ему Пресвятой Богородицы. Сергей Андреевич хранил веру постоянно и в школе, и в университете, в котором он отлично учился и в котором проработал практически всю свою жизнь. Как математик он сделал выдающееся открытие, и многие помнят его как мудрого внимательного наставника, благожелательного сотрудника. Но гораздо важнее его духовная миссия. Он был духовным чадом владыки Гурия (Егорова) и близко общался со всеми братчиками и братчицами Александро-Невского братства. Его духовным отцом являлся архимандрит Кирилл (Павлов). Сергей Андреевич Зегжда в 60-80-е годы был наставником для многих, наставником для университетской и не только университетской молодежи. Он не имел семьи, но воспитывал детей своих близких и друзей в духе Православия, давал им уроки Закона Божия, рассказывал о новомучениках и исповедниках российских, приобщал к Православной вере.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/03/us...

Э.Л. Меженная Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) 1909, 1 (14) января . В Петербурге в семье юриста Николая Антоновича и Нины Петровны Вендланд родился сын Константин. 1917. Семья Вендланд переезжает в Крым. 1919, 11 (24) июня . Смерть отца, Н. А. Вендланда. 1921. Возвращение семьи в Петроград. 1925 . Окончание школы. 1925–1930 . Учеба в Ленинградском горном институте, посещение лекций на Богословско-пастырских курсах. Студентом Горного института начал работать в Геологическом комитете. Получение диплома инженера геолога. 1928, лето . Первая встреча с будущим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым). 1930–1932 . Работа геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. 1933 . После возвращения архимандрита Гурия (Егорова) с Беломорканала Константин Вендланд сообщил ему о своем тайном желании стать священником и монахом. Переезд в Бийск с архимандритом Гурием, работа в краеведческом музее. Приглашение на кафедру петрографии Среднеазиатского индустриального института. 1933–1945 . Преподавание в высших учебных заведениях Ташкента. 1934, 2 сентября . В день пророка Самуила архимандрит Гурий тайно совершил постриг Константина Вендланда в мантию с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . 1935 . Посвящение в иподьякона. 1936, 14 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) во иеродиакона (Старая Русса Новгородской области). 1936, 15 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) в иеромонаха. 1937. Участие в работе XVII Международного геологического конгресса. 1941–1946. Во время Великой Отечественной войны К. Н. Вендланд (иеромонах Иоанн) занимался поисками месторождений редких металлов для военной промышленности. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 1942. Защита в Среднеазиатском государственном университете диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук (тема исследования: «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского региона»). За сравнительно короткий период создал в Ташкенте свою школу геологов-петрографов. Автор значимых научных обобщений о строении и происхождении массивов изверженных пород Западного Тянь-Шаня, которые нашли отражение в коллективных монографиях. Предвидел неизбежность возникновения нового раздела геологических наук – геосомалогии (учения о геологических телах).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Обложка апрельского номера " Журнала Московской Патриархии " 2023) ЖМП 4 апрель 2023 /  10 апреля 2023 г. 15:00 Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Переживая годину испытаний, люди с особым трепетом обращаются с молитвой ко Всевышнему, испрашивая помощи, заступления, укрепления, мужества. И обращаясь к страницам истории разных ее периодов, видишь, что Господь исполнял прошения молящихся. На расстоянии десятилетий это особенно явственно открывается нашему взору. Так было и в жизни подвижника веры и благочестия, выдающегося иерарха и носителя церковных традиций митрополита Гурия (Егорова), чьими трудами совершались первые шаги в возрождении Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и в служении иноков Оптиной пустыни, которые, вступив на путь монашеского делания, в искреннем горении духа всех себя без остатка и каждый по-своему посвятили служению Христу. Современная церковная действительность в ее многогранном и плодотворном развитии является продолжением тех начинаний, которые совершались людьми разных поколений, но единых в одном устремлении: вернуть веру православную на Русскую землю. В этом номере журнала мы рассказываем о Ростовской епархии, о развитии на юге России духовного образования, подготовке специалистов, готовых работать в сфере церковно-государственного взаимодействия, в области социального служения. Все это особенно важно в условиях региона, оказавшегося в непосредственной близости от военных действий, когда наипервейшей задачей является помощь беженцам, забота о раненых защитниках Родины. О том, как наши священнослужители помогают воинам, духовно поддерживают их в госпиталях, — особый подробный и внимательный разговор. Здесь много сложного, не­очевидного, что может стать полезным для тех пастырей, кто еще только вступает на стезю такого служения. Милосердие человеческое как отклик на милость Божию, проявляющееся в том числе в заботе о страждущих, социально неустроенных людях, есть дивное свидетельство того, как радуется и живет душа человеческая, услышавшая Господа и творящая добрые дела во славу Его.

http://e-vestnik.ru/news/jmp_april_2023_...

Ташкирмень. Церковь Гурия Казанского. Церковь Всех Казанских Святых, Гурьевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Гурия Казанского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1895 и 1914. Архитектор: Ф.Н. Малиновский Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Ташкирмень. Координаты: 55.319605, 49.386008 Проезд:Из Казани через Столбище по автодороге на Атабаево. Через 38 км после развилки (на ней направо) на выезде из Столбищ повернуть налево по указателю " Ташкирмень " . Через 5 км (через километр с небольшим после въезда в село) церковь будет слева у дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство каменного храма в с. Ташкирмень было начато в 1895 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского и по инициативе Братства Святителя Гурия и заведующего Центральной крещено-татарской школой о. Тимофея Егорова, чтобы жившие в селе крещеные татары могли участвовать в богослужениях на родном языке. Строительство велось на пожертвования благотворителей (одно из пожертвований сделал праведный Иоанн Кронштадтский), но все же из-за нехватки средств было довольно долгим. Работы в основном завершились в 1912 году, а в 1914 году храм был освящен в честь святителя Гурия Казанского. В советские годы храм был закрыт и вновь возвращен верующим только в 1999 году и освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием в честь Всех святых земли Казанской. В 2005 году в восстановленной церкви возобновились богослужения.  С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. В Лаишевском районе освятили храм Святого Гурия Казанского За всю историю храма это уже третье освящение. (Казань, 26 декабря 2011, Юлия Ревина). В селе Ташкирмень Лаишевского района строительство каменной церкви началось в 1895 году по инициативе Казанского братства Святителя Гурия, которое затянулось на многие годы, и только в 1914 году однопрестольный храм без колокольни был освящен во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского. В советские годы церковь разделила участь многих других храмов и была закрыта. Казанской епархии храм был возвращен лишь в 1999 году. Именно тогда провели его новое освящение в честь Всех Казанских Святых. Однако с того времени не было постоянного священника, а те, что приезжали сюда служить, надолго не задерживались. И в третий раз восстановленный храм был освящен во имя Святителя Гурия.

http://sobory.ru/article/?object=21069

Алексей Андреевич (1856, с. Бушня (Бушнево?) Костромской губ.- 23.02.1921, с. Преслав, ныне Запорожской обл., Украина), миссионер, педагог, переводчик. Сын священника. В 1878 г. окончил Костромскую ДС. В 1878-1879 гг.- вольнослушатель КазДА, в 1879-1883 гг. студент (стипендиат Костромской епархии), учился на богословском отд-нии, окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Изучение Корана по Бейзовию». Во время обучения в академии проявил большие способности к татар. языку, вел на общественных началах занятия в Центральной крещенотатар. школе. По рекомендации Н. И. Ильминского освобожден обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым от обязательной службы в родной епархии, с 1883 г. штатный преподаватель Закона Божия в Казанской центральной крещенотатар. школе. В процессе преподавания сыграл важную роль в формировании христ. и церковной лексики в татар. языке, большинство его учеников стали учителями в кряшенских школах, многие - священниками. В 1883-1895 гг. В. принимал активное участие в переводческой работе Ильминского и В. Т. Тимофеева . В 1884-1888 гг. В.- секретарь Гурия Казанского свт. братства . Участвовал в публикации книги Г. С. Саблукова «Сведения о Коране» (Каз., 1884). В 1894 г. В. издал свой «Русско-татарский словарь» (Каз., 1894), к-рый был фактически первым опытом русско-татарско-кряшенского словаря (татар. тексты передавались алфавитом Ильминского-Тимофеева на рус. основе, применявшейся в церковных переводах). Работу над составлением и публикацией словарей В. продолжил и в дальнейшем. С 1 авг. 1894 г. инспектор казах. школ Букеевской Орды Астраханской губ., где способствовал распространению системы Ильминского. С 20 февр. 1906 г. директор Казанской учительской семинарии, боролся с нападками со стороны консерваторов на систему Ильминского, способствовал распространению его педагогического наследия. Публиковал его труды, написал предисловия и комментарии к ним ( Ильминский Н. И. Письма к крещеным татарам. Каз., 1896; он же. Беседы о народной школе. Каз., 1911; он же. О системе просвещения инородцев и о Казанской центральной крещено-татар. школе: К 50-летию системы и школы. Каз., 1913). В 1906-1913 гг. В. принимал активное участие в переводах на татар. язык Свящ. Писания и духовной лит-ры, издаваемых братством свт. Гурия, был редактором перевода на татарско-кряшенский язык Деяний святых Апостолов (Каз., 1907, пер. Т. Е. Егорова). По состоянию здоровья (болел туберкулезом) и рекомендации врачей сменить климат переведен на Украину, с 27 мая 1914 г. директор Преславской учительской семинарии Екатеринославской губ.

http://pravenc.ru/text/155326.html

Вышла книга о митрополите Гурии (Егорове) февраля 2022 Книга Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова) " вышла в свет в издательстве ПСТГУ (Москва). Монография посвящена митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965) - исповеднику, прошедшему в 1920-30-е годы через ссылки, тюрьмы и лагерь, и выдающемуся архипастырю послевоенного периода (1946-1965), приурочена к 130-летию со дня его рождения. Владыка Гурий приходился братом священномученику Льву (Егорову) , настоятелю Феодоровского собора . Иеромонах (позднее - архимандрит) Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, служил, преподавал, окормлял полулегальные монашеские общины Петрограда-Ленинграда. Божиим Промыслом единственный из отцов братства остался в живых. После освобождения в 1933 года из Беломорско-Балтийского лагеря архимандрит Гурий поселился в Средней Азии (сначала в Ташкенте, потом в поселке Беш-Бале под Ферганой), где он со своими духовными чадами образовал тайную общину, имел возможность их окормлять, молиться и совершать Божественную литургию. В эту духовную семью влились Константин Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн) со своей сестрой Елизаветой (будущей монахиней Евфросинией), Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), Игорь Мальцев (будущий митрофорный протоиерей) и другие. В 1944 году отец Гурий вышел на открытое служение в Ташкентской и Среднеазиатской епархии, а в 1945 году Святейший Патриарх Алексий (Симанский) вызвал его в Москву и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры для возрождения в ней духовной жизни. Лавра была открыта на Пасху 1946 года, а в августе того же года последовала епископская хиротония архимандрита Гурия. За 19 лет архиерейского служения преосвященный Гурий возглавлял семь епархий: Ташкентскую и Среднеазиатскую (1946-1953), Саратовскую (1953-1954), Черниговскую (1954-1955), Днепропетровскую и Запорожскую (1955-1959), в 1959 году был возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем Минской и Белорусской епархии, в 1960-1961 годы - митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода, с 1961-го по 1965-й - митрополит Симферопольский и Крымский. Упокоился 12 июля 1965 года, похоронен на Старом Симферопольском кладбище напротив Всехсвятского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В Свято-Тихоновском университете состоялась презентация монографии о митрополите Гурии (Егорове) 1 ноября 2021 г. 13:42 26 октября 2021 года во Владимирском зале главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве прошел вечер памяти митрополита Гурия (Егорова; 1891-1965), в ходе которого состоялась презентация книги Д.В. Павлова « " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)». Книга, вышедшая в издательстве ПСТГУ в октябре с.г., приурочена к 130-летию со дня рождения митрополита Гурия (Егорова), исповедника и архипастыря послевоенного периода. В презентации приняли участие профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ священник Александр Мазырин и священник Александр Щелкачев, научные сотрудники отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви доктор исторических наук Е.Е. Озмитель, диакон Димитрий Пономаренко. Модератором встречи выступил старший редактор издательства ПСТГУ Егор Агафонов. В объемную книгу (более 1200 страниц и около 300 фотографий) вошло большое количество архивных материалов и документов, воспоминаний и свидетельств, многие документы и воспоминания полностью опубликованы в приложениях (наряду с проповедями и дневником владыки Гурия). Материалы собирались автором на протяжении четырех лет непрерывной работы в московских, петербургских, ташкентских, минских и других архивах, а также в поездках по местам служения митрополита Гурия, по итогам встреч и переписки с его духовными чадами. Научный редактор и руководитель автора священник Александр Мазырин отметил уникальность монографии и ее значение для новейшей истории Церкви. Отец Александр рассказал об этапах работы над книгой, начиная от выбора темы аттестационной работы Д.В. Павлова, в то время студента программы магистратуры ПСТГУ, заканчивая окончательными правками перед выходом в печать. Священник подчеркнул, что личность незаурядного иерарха до этого момента была практически не изучена, тогда как с самого начала деятельность владыки Гурия ознаменована организацией знаменитого Александро-Невского братства в Петрограде и противостоянием обновленческому расколу. Архимандрит Гурий внес вклад в сохранение традиций русского монашества, став в 1946 первым наместником возрождаемой Троице-Сергиевой лавры . В послевоенный период, став епископом, он восстановил из руин крупнейшую по территории на тот период Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию , возглавлял еще три епархии, был митрополитом Минским, затем стал постоянным членом Священного Синода, митрополитом Ленинградским и Ладожским. Окончил свою жизнь владыка Гурий преемником святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Симферопольской кафедре. Митрополит Гурий воспитал целую плеяду учеников, среди которых такие видные иерархи русской Церкви, как митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Переславле проходит выставка акварельных работ митрополита Иоанна (Вендланда) 17 сентября 2017 г. 13:22 8 сентября 2017 года по благословению епископа Переславского и Угличского Феодора в Культурно-выставочном центре Переславского музея-заповедника (ул. Ростовская, д. 10) состоялось открытие выставки работ митрополита Иоанна (Вендланда) «Светлая личность и вечные краски. Рисунок и акварель из частной коллекции». На выставке представлены более 20 акварельных работ митрополита Иоанна. Любовь к живописи привила будущему митрополиту его мама — Нина Петровна Вендланд (урожденная Кашнева), которая сама долгое время занималась живописью под руководством художника И.П. Похитонова. Часть представленных на выставке акварелей написана во время служения владыки за пределами России. Одна из страниц жизни митрополита Иоанна связана с Крымом. На выставке представлены крымские пейзажи приснопамятного владыки, который писал в своих воспоминаниях: «Есть одна земля, которая хотя и не является моим Отечеством, но есть для всех нас святая земля — это Крым. Там находится могила моего папы, в Ялте. Там же, в Симферополе, покоится мой духовный отец митрополит Гурий. Там и любезный нашему сердцу архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, и некоторые другие». Митрополит Иоанн (Константин Николаевич Вендланд) родился в Петербурге 1/14 января 1909 г. в семье юрисконсульта Морского министерства Николая Антоновича и Нины Петровны Вендланд. По окончании школы поступил в Ленинградский горный институт, учебу в котором совмещал с посещением лекций на Богословско-пастырских курсах. Тогда он и встретил своего будущего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова). Вскоре после окончания горного института был приглашен преподавателем петрографии в Ташкентский университет. Уже в Ташкенте в 1934 году архимандрит Гурий тайно совершил постриг Константина Вендланда в мантию с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста. Как позже вспоминал митрополит Иоанн, там он встретил архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого): «Он не служил, но стоял в рясе и не отказывал никому в своем благословении».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Узбекистане проходят торжества по случаю 150-летия образования Ташкентской епархии 11 ноября 2021 г. 17:02 В Духовно-административном центре Ташкентской епархии в столице Узбекистана проходят торжественные мероприятия, посвященные 150-летию образования Ташкентской и Туркестанской епархии. 10 ноября 2021 года в рамках программы празднований открылась международная научно-просветительская конференция, посвященная юбилейной дате. Перед началом конференции в фойе Духовно-административного центра состоялась презентация двух выставок, повествующих об истории епархии, а также о жизни митрополита Гурия (Егорова) и его служении в Ташкентской епархии. Выставка, посвященная владыке Гурию, приурочена к 130-летию со дня его рождения. Главный редактор епархиального журнала «Восток Свыше» Евгений Абдуллаев рассказал об этих выставках, отметив, отметив, что слово евангельской истины на территорию Средней Азии принесли апостолы Фома и Андрей, а первая митрополия была образована на территории современного Хорезма. Далее в конференц-зале состоялось торжественное открытие конференции. В приветственном слове митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий поздравил собравшихся с юбилеем, отметил важные исторические вехи епархии и рассказал о вкладе первого правящего архиерея епископа Софония (Сокольского) в развитие религиозной и общественной жизни епархии. В частности, глава Среднеазиатского митрополичьего округа подчеркнул: «Этим юбилеем мы отмечаем, что на протяжении всей истории присутствия Русской Православной Церкви на Центральноазиатской земле она не внесла какие-либо противоречия в жизнь общества. Она внесла гармонию в жизнь общества. На протяжении всех этих лет не было никаких конфликтов на межрелигиозной или межнациональной почве. Это очень важно отметить. Мы надеемся, что деятельность нашей епархии будет и дальше нести мир и согласие, любовь и уважение среди людей, живущих на нашей земле на протяжении многих лет и веков». Владыка Викентий также подчеркнул, что юбилейные торжества будут проходить не только в текущем году, но и в следующем, поскольку 1872 год связан с приездом на кафедру первого правящего архиерея владыки Софония и с началом активной церковной жизни в новообразованной епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5860873.ht...

«Она возродила икону в нашей Церкви» К 40-летию со дня кончины монахини Иулиании (Соколовой; † 16.02.1981) Жизнь одного человека, такая жизнь, как жизнь матушки Иулиании, – это иллюстрация жизни Церкви нашей! Митрополит Филарет Минский (Вахромеев) Монахиня Иулиания (Соколова) 18 февраля 1981 г. Московские духовные школы и Троице-Сергиева лавра проводили в последний путь Марию Николаевну Соколову, в тайном постриге монахиню Иулианию – вдохновенного иконописца, опытного реставратора, руководителя иконописного кружка. Святой Алексий Московский Монахиня Иулиания родилась в Москве 21 ноября 1899 г. в семье священника Николая Александровича Соколова, выпускника Московской духовной академии. С 14 лет она стала духовной дочерью московского старца, праведного Алексия Мечёва. В начале 1920-х гг. священномученик Сергий Мечёв благословил монахиню Иулианию заниматься иконописью. В период 1920–40 гг. она делала копии и зарисовки с древних фресок и икон в северных монастырях, храмах, музеях и частных собраниях. Эти годы были временем накопления богатых знаний и материала в области иконописания. В 1930-е гг. по благословению святителя Афанасия Ковровского (Сахарова) монахиня Иулиания создаёт «Образ всех святых, в земле Русской просиявших». К этой теме она обращается на протяжении всей своей жизни. В 1946-м г. Мария Николаевна (мон. Иулиания), как опытный иконописец, получила приглашение от наместника лавры архимандрита Гурия (Егорова) участвовать в восстановлении. Более 30 лет она трудилась в обители Преподобного Сергия. Одной из её первых больших творческих работ в лавре стала роспись Серапионовой палатки. Согласно древнему монастырскому преданию, на этом месте находилась деревянная келлия преподобного Сергия, поэтому и тема росписей посвящена чудному его житию. Стены и своды расписаны монахиней Иулианией в 1949-м г. Также для Серапионовой палатки она написала в 1950-м г. икону «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». В эти же годы для Никоновского придела Троицкого собора монахиня Иулиания создает образ преподобного Никона с житием в 20 клеймах, пишет иконы преподобного Сергия и святителя Алексия и иконы для сени над мощами преподобного Никона, в их числе 18 икон с изображением учеников преподобного Сергия, а также написала икону преподобного Сергия с житием у раки с его мощами.

http://pravoslavie.ru/137391.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010