«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Собрание творений преподобного Нила Сорского, великого старца, главы движения нестяжателей, одного из самых выдающихся русских духовных писателей. В собрание вошли: ПРЕДИСЛОВИЕ и ПОСЛЕСЛОВИЕ К “СОБОРНИКУ” ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО. «Соборник» — сборник житий, переписанный лично Нилом Сорским. В предисловии и послесловии к нему преподобный кратко говорит о пользе для спасения подобного чтения и внимательном отношени к тексту, необходимости критического разбора («разных же списков писал и обнаружил разногласия у них в чтениях. И насколько мог, то, что согласно разуму истинно, то и написал»). УСТАВ И ПРЕДАНИЕ НИЛА СОРСКОГО. Главное сочинение преподобного, о котором Федотов писал, что оно «представляет не устав в собственном смысле, а систематический, почти исчерпывающий, несмотря на свою сжатость, трактат по православной аскетике». ПОСЛАНИЕ ВАССИАНУ ПАТРИКЕЕВУ, о котором Г. М, Прохоров писал: «В миру — князь Василий Иванович Патрикеев, в 1499 г. он был насильно пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре, встретился там с Нилом Сорским и сделался его учеником. Впоследствии как писатель-публицист он развивал нестяжательские взгляды Нила на право монахов владеть селами и выступал против применения к еретикам смертной казни. В 1431 г. он был осужден и заточен в Иосифо-Волоколамском монастыре, где и умер. «Вопрошая» Нила Сорского «о помыслех», он, видимо, еще недавно простился со светской жизнью. Будучи пострижен насильно, он, однако же, явно старался победить в себе прежние мирские влечения, но это давалось ему с трудом. Послание — наставление ему от опытного монаха». ПОСЛАНИЕ ГУРИЮ ТУШИНУ, о котором Г. М. Прохоров писал: «Гурий Тушин (1452 или 1455—1526) — монах и игумен (1484) Кирилло-Белозерского монастыря, один из близких Нилу Сорскому людей младшего поколения, книжный писец, организатор монастырского книгописания, составитель сборников и редактор. Вскоре после смерти Нила Сорского он с помощниками переписал с автографа Нила Сорского составленный тем трехтомный «Сборник», собрание расположенных в хронологическом порядке (с сентября по август) житий святых. Адресованное Гурию послание Нила является ответом на устную, а затем и письменную просьбу написать, «како не заблудити от истиннаго пути».»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

По всей вероятности, это – известный дьяк великих князей московских Василия II Васильевича и Ивана III Васильевича Андрей Федорович Майко, в кирилло–белозерском иночестве Арсений; в 1450–1490–х гг. он писал грамоты великого князя и княгини и был их посыльным в Спасо–Каменный, Кириллов и другие «заволжские» монастыри 8 , в 1494–1501 гг. наряду с Федором Васильевичем Курицыным (уступая ему по значению) принимал послов и вел с ними переговоры, а в 1495 г. ездил с Борисом Кутузовым послом в Литву 9 . Можно думать, что и отец Нила и Андрея, Федор Майко, как-то служил московским князьям. Так что Нил, судя по всему, был связан родством с высшими слоями московской служилой знати, т. е. был дитя «нарочитое чади» (как летописец в статье 988 г. называет родителей, у которых князь Владимир, крестив Русь, брал детей «на ученье книжное») 10 . А из «Повести о преподобнем отце нашем Ниле и о того честней обители…», написанной в XVII в., мы узнаем, что ее автор слышал, «яко родившуся и воспитану ему (преп. Нилу. – Г. П.) бывшу в царьствующем граде Москве и того ж царьствующаго града Москвы судиям книгъчию чином ему бывшу; иноческий же образ в велицей лавре Кирилла Белоезерскаго чудотворца восприемшу…» 11 . Название должности «судиям книгъчия» заимствовано из Библии (см.: Втор.1:15 ; Нав.8:33 ), но какую-то связанную с книгами и судом реальность оно, по–видимому, отражает (сейчас мы назвали бы его, вероятно, юристконсультом). Согласно же записи в одном из списков Устава преп. Нила, он «родом бе от… Москвы, скорописец, рекше подъячей…» (т. е., по–современному, секретарь). Во всяком случае ясно, что Нил с детства был грамотным человеком, до пострижения в монахи жил в Москве и работал в ее судейской системе. Так что его самоуничижительные слова «невежа и поселянин есмь» (в послании Гурию Тушину) нельзя понимать буквально. Перед ним, как и перед его братом, наверняка открывалась возможность возвышения по службе земным владыкам, но он оставил этот путь, предпочтя служить Владыке Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

Путь борьбы за исправление пороков общества, даже монашеского, был чужд преподобному Нилу. К земному светлому будущему он ни в коей мере не устремлялся ни сердцем, ни духом. Своему ученику Гурию Тушину он советовал просто удаляться от тех, кто мыслит по-мирскому и озабочен «бессловесными» попечениями – приумножением богатств и стяжанием владений. Старец утверждал, что не подобает на таковых людей ни словом нападать, ни поносить их, ни укорять, но следует предоставлять возможность их исправления Богу: «Тот достаточно силен, чтобы это сделать». Избежать «бессловесных попечений» помогает, считал преподобный Нил, грамотность. Поэтому он требовал от своих последователей быть грамотными, а неграмотных в скит не принимал. Эта традиция сохранялась в его скиту на протяжении веков. Одна из главных тем в сочинениях преподобного Нила – необходимость жить согласно Божественным Писаниям и преданиям святых отцов. Он считал, что все вопросы следует решать, ища и находя ответы на них в Божественных Писаниях, постоянно поучаясь и перечитывая их. «В том, – писал он, – состоят жизнь и дыхание мои». При том к Писаниям он считал необходимым относиться разборчиво, ибо добавлял: «Писаний много, но не все они божественные». Для постоянной братии, людей его нрава, преподобный Нил составил «Предание», повествующее о том, как подобает жить в скиту. Он убеждал своих учеников соблюдать Божьи заповеди, следовать святоотеческим преданиям, без надобности за пределы обители не выходить, быть умеренными в пище и нестяжательными, питаясь от выручки за рукоделие и ни в кельях, ни в церкви не допуская драгоценной утвари и украшений. Самое большое сочинение, написанное преподобным Нилом Сорским , это так называемый «Устав», в рукописях носящий название «Из писаний святых отцов о мысленном труде, зачем он нужен и как подобает стараться его делать». Здесь речь идет главным образом о внутренней жизни подвижника, о борьбе со страстями, о том, что преподобный называет «мысленным деланием», «деланием сердечным», «наблюдением за мыслями», «охранением ума», «охранением сердца», «умственной молитвой». Святой Нил говорит о том, как проникает страсть в сердце человека и о видах страстей. Он ссылается при этом на целый ряд византийских аскетов-писателей. Особенно же часто вспоминает и цитирует преподобный Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова , Григория Синаита и Иоанна Лествичника .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Две рукописи с автографами М. принадлежали государеву дьяку дипломату Б. В. Кутузову - Апостол посл. четв. XV в. (ГИМ. Епарх. 47; в конце рукописи на л. 385-386 рукой М. вписано апокрифическое «Послание ап. Павла к лаодикийцам») и список 16 Слов Григория Богослова (ГИМ. Чуд. 208, 1491 г.; писец дьяк Гридя Калгавый (Кулгавый)); рукой М. выполнена запись на нижних полях л. 1-5 о пожертвовании этой рукописи - священноинок Логгин в 1509 г. дал книгу в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь . М. также принимал участие в оформлении богато иллюстрированной и орнаментированной рукописи Слов Григория Богослова РГБ. Троиц. 137 (известна как рукопись кн. Д. М. Пожарского, по имени знаменитого вкладчика XVII в.). Рукой М. выполнены ответственные места рукописи: начало текста первого Слова (под заставкой), тщательно выписанные киноварные пометы о количестве листов в каждом из 16 Слов, заголовки этих Слов, правка текста на нек-рых листах. По предположению Е. В. Зацепиной, рукопись «была изготовлена для очень богатого и знающего заказчика, возможно, для великокняжеской или митрополичьей библиотеки» ( Зацепина. К вопросу о происхождении. С. 118). При написании Евангелия напрестольного 20-х гг. XVI в. (ГИМ. Муз. 3443) М. выполнил нумерацию тетрадей, в тексты евангельских канонов (таблиц, указывающих параллельные чтения 4 Евангелий) его рукой вписаны пояснительные мелкие киноварные строки (на л. 9-24). Сборник-конволют РНБ. Соф. 1498 отражает работу медоварцевских мастеров московского монастыря Николы Старого и писцов, сотрудничавших с кирилло-белозерским скрипторием Гурия (Тушина) . В московской части конволюта содержатся, в частности, сделанные прп. Максимом Греком переводы Житий, в основном из текстов прп. Симеона Метафраста . Количество текстов, написанных самим М., сравнительно невелико, это почерк писца-редактора, оформляющего текст (нек-рые киноварные заголовки, начальные строки «черного» текста). Большинство текстов переписано его учениками, подражавшими почерку мастера. Переписанные тетради М. отправил Гурию (Тушину) в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , а тот по получении объединил их в сборнике (Соф. 1498) с Житиями Авраамия Смоленского, Зосимы Соловецкого и др., переписанными им самим и писцами его мастерской.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

Это написано преп. Нилом Сорским к читателю вообще: убо мы по мр худости нашего разума написахом на въспоминанше себ и подобным мн, иже в чину учимых суть, аще и произволяют» 686 . В посланиях же своих он обращается к конкретным лицам, отвечая на их письма. Насильно постриженный в монахи князь, терпя от «находящих помыслъ предних мирскаго Вассиан Патрикеев «множицею понудил» Нила написать ему «слово къ добродтели». И тот написал ему об обманчивости мирских благ, «о помыслхь нечистыхъ, иже от врага душь нашихь приносимых», о необходимости творить «чтолибо и иметь къ наставнику и прочим отцемь о Господ въ всяко дло благо», быть усердным «къ божественых иметь терпение в скорбях и за оскорбивших молиться. «И Богъ всякоа радости и утшит сердце твое и съхранит тя в страс Своемь молитвами Пречистыа Богородица и всех святыхъ» 687 Вассиан Патрикеев впоследствии, уже после смерти своего учителя, будет смелым защитником монашеского нестяжания, борцом против владения монастырями вотчин, а также борцом против смертной казни еретиков, которой добивался Иосиф Волоцкий 688 . Он был неправедно судим «иосифлянами» и умер в заточении в Иосифовом Волоколамском монастыре. Другое дошедшее до нас большое послание Нила Сорского написано им Гурию Тушину, монаху и некоторое время игумену Кирилло-Белозерского монастыря. Перед этим они «усты къ устом» беседовали, затем Гурий присылал Нилу о том же», прося его «написано послати (...) слово полезно – еже къ и къ ползЪ души». Уступая этим просьбам, Нил стал письменно отвечать на его вопросы. Первый из них был «о помыслЪх блудныхъ: како съпротивлятися имь», второй «о хулном помысл», третий – «како отступити от мира». Отвечая на этот третий вопрос, Нил касается злободневного тогда вопроса о монастырских стяжаниях: «Не въсхощи же и обычныхъ друговъ беседы, иже мирская мудрьствующихь и упраздняющихся въ безсловесная – яже въ прибыткы монастырьскаго богатьства и – яже мнятся творити въ образ благости и от божественых и от своих добродтель мнять проходити. И ты, человЪче таковым не приобщайся». Любопытно, что он удерживает Гурия (это, видимо, отражает его собственный характер) от полемики с монахами-стяжателями: «Не подобает же и на таковыхь речми наскакати, ни поношати, ни укоряти, но – Богови оставляти силен бо есть Богъ исправити ихъ» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Прибытие преподобных Савватия и Германа на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосима и Савватия. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 13) Прибытие преподобных Савватия и Германа на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосима и Савватия. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 13) Прп. Зосима Соловецкий. Икона. Кон. XVI в. (ГММК) Для истории Житий З. и С. важным является вопрос о взаимоотношении 3 старших редакций текстов: первоначальной, редакции Великих Миней-Четьих (ВМЧ) и волоколамской. Как установила С. В. Минеева, древнейшая редакция Житий З. и С. сохранилась в 5 списках: РНБ. Соф. 1498. Л. 51-120 об., 232-273, 1524-1525 гг. (сборник принадлежал Гурию (Тушину) ); РНБ. ОЛДПБ. Q-50, 20-е гг. XVI в.; Арх. СПбИИ РАН. Колл. 115. 155Q, 20-е гг. XVI в.; РГБ. ОИДР. Ф. 205. 192, 20-е гг. XVI в.; БАН. 17.13.22, 80-е гг. XVI в. Эта редакция включает Жития З. и С., рассказы о чудесах, записанные Досифеем в 1503-1510 гг. и Вассианом в 1522-1525 гг. Однако, по-видимому, правильнее было бы ограничить объем текста первоначальной редакции 1-й ч. Софийского списка (РНБ. Соф. 1498. Л. 51-120 об.), к-рая заканчивается рассказом о 10 чудесах, написанным Досифеем. Вторая часть Софийского списка (Л. 232-273) представляет собой самостоятельный текст, состоящий из 16 рассказов о чудесах, записанных игум. Вассианом и отредактированных Гурием (Тушиным). Относительная самостоятельность этого текста подчеркивается его заглавием («О чюдесех преподобнаго и богоноснаго отца нашего Зосимы») и собственной нумерацией чудес. Отметим, что 2-я ч. Софийского списка написана др. почерком (рука Гурия (Тушина)) на бумаге с др. водяными знаками, нежели на бумаге 1-й ч., и отделена от 1-й ч. блоком греч. повестей в переводе прп. Максима Грека . Поэтому представляется весьма вероятным, что наиболее ранняя редакция Житий З. и С., сохранившаяся в 1-й ч. списка РНБ. Соф. 1498, включала собственно Жития преподобных, послесловие Спиридона, «Слово о сътворении Жития начальников соловеческых» и 10 чудес, записанных игум. Досифеем. Др. списки данной редакции, дополненные 16 чудесами, по-видимому, следует считать редакцией игум. Вассиана.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Последний, четвертый вопрос Гурия Тушина – «како не заблудити отъ истиннаго пути»; на него Нил отвечает рекомендацией: «Свяжи себе законы божественыхь и послдуй тЬмь, – же божественымь. (И далее любопытное свидетельство о существовании в его время писаний неистинных. – Г. П.) бо многа, но не вся божествено суть. Ты же истинная извстн испытавь от сих и беседъ разумных и духовныхь ужей, – понеже не вси, но разумевають сихь, – и безъ свидетельства таковыхь не твори что, якоже и азъ. (...) Аз убо не творю что безъ свидетельства божественыхь но по святых последуя, творю елико по Егда бо сътворити что, испытую прежде божественая И аще не обрящу съгласующа моему разуму въ дела, отлагаю то, дóндеже обрящу. Егда же обрящу, творю благодръзностно яко известно. От себе же не смею творити, понеже невежа и поселянинъ есмь. Сице и ты, аще хощеши, сътворяй по святых 690 Послание Герману Подольному написано тоже после встречи с ним и какой-то дискуссии, после которой у Германа осталось впечатление, что Нил на него обиделся: «...мнишь скорбь мнъ на тебя тради рчей, что бесдовали есми с тобою, коли еси былъ зд». И у Нила осталось чувство, что Герман стал тогда «скорбен»: «=Нын же и азъ оскорбихся о томь, что ты скорбенъ». А говорил ему тогда Нил то же, о чем писал Гурию Тушину, – «что не просто или якоже прилучися подобаеть намь творити каа, но по божественыхь и по святых отецъ». Это постоянная тема в поучениях Нила и главное правило его собственной жизни. «И азъ, не ласка тя, ни съкрываа жостоту тснаго и прискорбнаго пути, предложих ти. Инм же противу мр комуждо бесдую». Это – важное замечание: чем более ёмка «мера» ученика, тем, очевидно, строже требования к нему Нила. ерману как близкому человеку он напоминает, рассказывая о себе: «Егда въ монастыри купно жили есмы (в Кирилло-Белозерском. – Г. П.)> сам вси, яко мирскых удаляюся и творю, елико по сил, по божественых аще и не възмогаю тако ради лености моеа и небрежеша. Таже, по странничьства моего (по возвращении с христианского, подвластного туркам Востока. – Г. П.) пришед въ монастырь, вън близь монастыря сътворих себъ и тако же живях, елико по сил моей. Нын же въдале от монастыря преселихся, понеже, обртох мсто (на лесной речке Соре. – Г.П.) угодно моему разуму, запеже мирской чяди маловходно, якоже и самъ виделъ еси. И наипаче испытую божественаа прежде – заповди Господня и ихь и апостольская таже и святыхъ отецъ, – и тмь вънимаю. И яже съгласна моему разуму къ и къ ползъ души преписую себъ и тми поучаюся, и въ томь живот и мое имю. (...) И аще кто духовною прилпляется мн, тако же съвтую длати, наипаче же тебъ, занеже изначала духовною усвоаемь еси мн» и т. д. 691

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Преподобный Нил написал несколько посланий своим ученикам. В послании к брату, вопросившему его о помыслах, князю Вассиану Патрикееву, он утешает и наставляет его, недавно и поневоле простившегося с миром, постриженного в монахи. В послании другому монаху, Гурию Тушину, «О пользе», преподобный Нил отвечает на вопросы о борьбе с «блудным» и «хульным» помыслами. и о том, как отступить от мира и не сойти с истинного пути. В послании к брату, вопросившему, что полезно душе, Герману Подольному, святой Нил говорит о своем важнейшем правиле, глубже вникать в Божественные Писания. Небольшое четвертое послание к «брату с восточной стороны на пользу душе» написано преподобным в ожидании встречи, когда «пространней будет беседа обо всем и про все»; но и тут в нескольких строках святой не упускает случая отметить главные, по его мнению, дела подвижника: поучаться, читая Божественные Писания, учиться рукоделию и возлюбить безмолвие. В 80–90-х годах XV века преподобный Нил составил, отредактировал и собственноручно переписал трехтомный «Соборник» – собрание переведенных с греческого языка житий святых. Жития расположены по дням празднования, начиная с сентября и кончая августом. Преподобный постарался создать наиболее исправный текст житий, сверяя различные их списки, в спорных случаях предлагая на полях варианты чтении и приглашая к продолжению этой работы над текстом своих читателей. Об этом он пишет в предисловии к «Соборнику»: «Божиею благодатию и с помощью Пречистой Богородицы переписал я жития святых преподобных отцов. Писал же с разных списков, стараясь найти правильный. И обнаружил много неисправностей в этих списках. И сколько возможно было моему худому разуму, я исправлял, а что невозможно было исправить, то оставлял для имеющих разум больший моего, чтобы те исправили неисправленное и дополнили недостаточное». Он просит критически относиться ко всем его сочинениям: «И не только то, что я здесь написал, но и другое, что писал и говорил, – если найдете там что-нибудь неугодное Богу и неполезное для души из-за моего неразумия и невежества, молю поступать не так, как я пишу, а лучшим образом, благоугодным Богу и полезным для души».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2588 ibid., стр. 252, столб. 2 – стр. 253, столб. 1. «Митрополит молвил: «прежние еретики не каялися и святители их проклинали, и цари их осуждали и заточали и казнем предавали; и Ортемей молвил: «по меня посылали еретиков судити и мне так еретиков не судити, что казни предати, да ныне еретиков нет и в спор никто не говорит» ibid., стр. 253, стол. I, sub. fin. – столб. 2. 2589 См. выше, стр. 99 примеч. 2-ое. Артемий, по его собственному сознанию, высказанному в Литве, не всегда держался строго православного учения. «Послания старца Артемия…» Р. И. Б. т. IV, столб. 1420. Сравн. 1372, 1394, 1399. 2590 А. Э., т. I, 239 Соборная грамота в Соловецкий монастырь, стр. 254, столб. 1 sun. fin. – столб. 2 2591 C. Г. Вилинский, Послания старца Артемия (XVI в.). Записки Императорского Новороссийского Университета, том 106-ой, II, стр. 177141. 2592 «Послания старца Артемия, XVI века». Р. И. Б. т. IV, столб. 1212 fin. – 1213. Печатный текст посланий приводится с теми поправками, какие внесены в него, по сравнению с рукописным оригиналом, исследованием С. Г. Вилинского, Послания старца Артемия (XVI в.), Записки Императорского Новороссийск Университета, том 106-ой, II, стр. 74–82. 2594 В послании «в просившому слова Божия» Артемий наставление об изучении Св. Писания излагает буквально повторяя обычное выражение преп. Нила Сорского : «связи (и) себе законы божественных писаний и последуй тем, писанием же истинным и божественным. Писания бо многа суть, но не вся божественна. Ты же истинная известне испытав от чтений сих и бесед духовных и разумных мужей. Понеже не вси, но разумнии разумевают», ibid., столб. 1406. Сравн. с подобным же изречением в послании преп. Нила к Гурию Тушину, откуда, без сомнения, оно заимствовано. См. выше, стр. 55. А. С. Архангельский , цитов. сочин., стр. 75 fin. 2616 «Невозможо человеку, праве живущу и благочестне мудрствующу, оставлену быти впасти в некое прегрешение сромное, или в прелесть бесовскую» ibid., столб. 1290. 2618 «Никтоже достигнути может духовного разума, точию, по реченому: аще не обратитеся и будете яко дети, не внийдете в царство небесное» ibid., столб. 1341.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

420 Полемические сочинения Вассиана Патрикеева, Правосл. Собес., 1863, 2, 189–191. 194–5 (изд. А. С. Павловым). – Апокрифическая Беседа Сергия и Германа Валаамских чудотворцев (изд. гг. Дружинина и Дьяконова, Летоп. Зап. Археогр. Комисс., X), 12. 13. 15. 21. 423 См., напр., его послания старцу Герману или Гурию Тушину: Архангельский, н. соч., 73 слл., 63 слл. 425 Это отношение везде видно у Нила; но особенно ясное и сознательное противопоставление Нового Завета Ветхому, какъ им упраздненному, мы находим в известном послании заволжских старцев (Др. Росс. Вивл., XVI, 425). 427 Таковы уставы Иосифа и Нила с «надсловием» Иннокентия к последнему, послания, которыми обменивались по вопросам о монастырских имениях и о еретиках представители обоих направлений, и некоторые другие сочинения и послания Иосифа, Даниила, Нила, Вассиана Патрикеева, старца Артемия. 429 Это Порфирий II, правивший обителью с 1539 по 1541 год (Е. Е. Голубинский, Пр. Сергий Радон. и .... Лавра, 137). 430 „По совету троецкаго игумена порфирия избраша илариона данилова же постриженика иже бяше единожителен порфирию бысть в пустыни на белеезере и тогда же живяше иларион в порфириеве пустыни» (Р-сь Ундольского 301, л. 69 об.). 431 При этом нельзя не добавить, что при всем пристрастии биографа к Даниилу, при всей скудости подробностей, в данном эпизоде можно заметить большую долю кротости у Илариона, суровости – у Даниила; это согласуется с общей характеристикой обоих направлений. 432 429 Наряду с патериками подобные легендарные сказания доходили до русского читателя, интересовавшегося ими, и во многих других сочинениях: апокрифах библейских, эсхатологических, в некоторых переводных житиях, некоторых святоотеческих сочинениях (волоколамские авторы особенно цитируют Никона Черногорца), не говоря о Прологе, в котором отдел повестей составлялся именно из патериков; но патерики давали этих сказаний особенно много. 433 Напр. в главах 11-й, 16-й (по 3-му изданию Казанской Духовной Академии, 1896 г., стр. 432, 537).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010