Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Николаевский-Невский Иван Васильевич; ок. 1865, Новгородская губ.- 14.12.1930, г. Валдай, ныне Новгородской обл.), еп. Валдайский. Из семьи священника. Семейная фамилия Николаевский установлена из архивных материалов. В научной лит-ре (в т. ч. в статьях «Валдайский монастырь» и «Валдайское викариатство» в ПЭ (Т. 6. С. 519-520)) упоминается с фамилией Невский. 30 июня 1886 г., по окончании Новгородской ДС, поступил на испытание в Юрьев новгородский мужской монастырь . 1 мая 1887 г. принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 авг. 1887 по 27 июля 1891 г. являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сент. 1887 г. рукоположен во диакона. С 18 апр. 1889 г. ризничий монастыря. 23 апр. 1889 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1892 г. назначен казначеем обители, с 17 нояб. того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством. 15 февр. 1894 г. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) определил И. исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февр. 1895). В обязанности И. входили выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемой Новгородским архиерейским домом. 21 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. В сент. того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 нояб. 1902 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) назначил И. председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (ц. Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903-1904 гг. контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся на средства архиерейского дома. Определением Синода от 12-26 апр. 1906 г. назначен по представлению архиеп. Гурия настоятелем Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок. В 1908 г. вместе с Тихвинским еп. сщмч. Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское ДУ. Содействовал проведению в февр. 1912 г. в Валдайском мон-ре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 г. избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического об-ва. Состоял членом местных отд-ний Палестинского и Миссионерского об-в. Был товарищем председателя братства свт. Тихона Задонского в с. Короцке близ Валдая. При школе братства мон-рь содержал приют.

http://pravenc.ru/text/578529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало c 1892 г. до сер. 30-х гг. XX в. Резиденцией епископов первоначально служил Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с 1907 г. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (до его закрытия в 1924); в 1907 г. Кирилловские викарии получили в свое ведение часть Новгородской епархии. 21 нояб. 1892 г. Новгородская кафедра была отделена от С.-Петербургской (епархии были объединены в 1775) и получила самостоятельного архиепископа с титулом «Новгородский и Старорусский». Тем же высочайшим повелением викарному Старорусскому архиерею усваивалось наименование «епископ Кирилловский», по уездному г. Кириллову. 28 нояб. 1892 г. Новгородская консистория уведомила об этом духовенство епархии, приказав духовенству Кирилловского у. возглашать после имени правящего архиерея имя епископа Кирилловского. Старорусский еп. Антоний (Соколов) был переименован в епископа Кирилловского. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) прибыл в Новгород 17 дек. 1892 г. Еп. Антоний оставался его викарием до 3 сент. 1893 г., когда получил назначение в Чернигов, где и скончался. В 1893 г. К. в. замещалось дважды. 30 сент. на кафедру был определен ректор Донской семинарии архим. Назарий (Кириллов) , хиротонисанный 24 окт. в Троицком соборе Александро-Невской лавры; уже 13 нояб. он стал епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 18 дек. 1893 г. Кирилловскую кафедру предоставили еп. Арсению (Иващенко) . Архиеп. Феогност создал своему ученому викарию условия наибольшего благоприятствования. Чтобы еп. Арсений мог продолжать в Новгороде занятия историей Церкви, агиографией, переводами визант. авторов, его не обременяли епархиальными делами. 13 авг. 1900 г. он участвовал в освящении Софийского собора после реставрации. Занимал Кирилловскую кафедру до кончины 18 февр. 1903 г., погребен в паперти Преображенского собора Хутынского мон-ря. Последующие 4 Кирилловских епископа были хиротонисаны в новгородском кафедральном Софийском соборе. Хиротонию еп. Феодосия (Феодосиева) совершили 23 марта 1903 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) , епископы Ямбургский Сергий (Страгородский) и Дмитровский Трифон (Туркестанов) . Еп. Феодосий совершал ежегодные объезды епархии для обозрения храмов и мон-рей, в авг. 1905 г. посетил Кириллов.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

Гурий (Охотин Николай Васильевич), архп. Новгородский и Старорусский Родился 26 окт.1828 года. Сын псаломщика Алатырского уезда, Симбирской губ. Окончил Симбирскую духовную семинарию и в 1853 г. С.-Петербургскую духовную академию. 31 окт.1853 г. назначен преподавателем Нижегородской духовной семинарии по гражданской истории. 16 апр.1855 г. утвержден в степени магистра богословия и II октября переведен в Симбирскую духовную семинарию на должность преподавателя. С 10 окт.1856 года – инспектор Симбирской семинарии, а с 26 марта 1874 года – ректор той же семинарии. Его ректорство было периодом расцвета Симбирской духовной семинарии и в дисциплинарном и в научном отношении. Необыкновенно скромный Николай Васильевич старался воспитывать руководимое им юношество не столько административными репрессиями, сколько воздействием своей высокой в морально­религиозном отношении личности. Это воздействие его на учащихся оказывалось действительнее грозных дисциплинарных мер, провинившиеся семинаристы стеснялись предстать пред очами тишайшего ректора, боясь не репрессий с его стороны, а его укорительных взглядов, сильнее всяких дисциплинарных наказаний, заставлявших их страдать за их проступки. Обладавший большими обширными познаниями во многих научных отраслях (особенно Священного Писания и философии), Николай Васильевич, будучи образцовым, так же и сослуживцев своих преподавателей семинарии заставлял усердно заниматься их научными дисциплинами. Неудивительно, что Симбирская Семинария под управлением Николая Васильевича заслуживала самых лестных отзывов от не раз бывших ревизий. Неудивительно, что та же Семинария под его руководством выпустила немало лиц, впоследствии занявших профессорские кафедры в высших учебных заведениях, главным образом, в духовных академиях. 17 апр.1874 года возведен в сан иерея целибата и в этом же году, будучи ректором, 21 апр.возведен в сан протоиерея. Педагогом был в течение тридцати шести лет. С 1884 года был председателем Епархиального Училищного Совета в Симбирске.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Ферапонтовский (Иванов), сщмч. - житие Сщмч. Иоанн Иванов, иерей Ферапонтовский † 1918, память 2/15 сентября Иван Федорович Иванов родился в городе Кириллове 6 января 1864 года. Его отец происходил из разночинцев, был помощником лекаря. Окончив в 1886 году Череповецкую учительскую семинарию, Иван Федорович был принят заведующим начальным училищем в селе Огибалово Кирилловского уезда. Училище относилось к Министерству народного просвещения. Через год Иван Федорович был переведен в Белозерский уезд. Там он состоял в течение трех лет заведующим училищем в Тимонине. За свои труды учитель И.Ф. Иванов в 1898 году был отмечен наградой Государя Императора – серебряной на Александровской ленте медалью " За усердие " . Священнический путь отца Иоанна начался в 1901 голу. Выдержав экзамен на священника, он был рукоположен во диакона к Стаяовищс-кой церкви Белозерского уезда. Через несколько дней, 4 ноября, диакона Иоанна рукоположили во священника. Первое рукоположение совершал епископ Кирилловский Арсений (Иващенко), ученый монах, магистр богословия, много потрудившийся над изданием греческих рукописей. Вторую хиротонию совершил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий (Охотин). Отец Иоанн оставался в том же селе Становищи, служил в церкви и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. С возобновлением Ферапонтова монастыря отца Иоанна Иванова перевели вторым священником новой обители. Первым священником был отец Василий Подобедов. Формулярный список отца Иоанна за 1904 год указывает, что семья его состояла из жены Екатерины Павловны и трех детей: дочери Екатерины – учащейся Череповецкой гимназии, сына Бориса – учащегося 3-го класса Белозерского духовного училища и младшей 7-летней Евгении. Кроме церковной службы, батюшка, как и в Становищах, вел Закон Божий в деревне Кнышево Ферапонтовской волости, где находилось земское училище, дававшее начальное образование. И здесь за свои труды он отмечался наградами от Новгородской Консистории: в 1904,1907 и 1913 годах.

http://pravicon.com/info-2504

А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью. Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского]. Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний 26 октября 1904 года 23 Друже и святителю! Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили. Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два. Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского]. Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] ( барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления. К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.

http://pravoslavie.ru/5541.html

Добывать их для списывания составляло большую заботу для нас, в особенности для своекоштных учеников, живших в разных частях города, нередко далеко от семинарии. Хотя наш профессор словесности не отличался особенною глубиною мысли и в этом отношении уступал своему коллеге по 1-му отделению, также магистру Д. И. Страхову 44 , но в общем, нужно признать, что он был более на своем месте, чем этот последний, которому следовало бы быть преподавателем логики и психологии, а не словесности. Указанный выше недостаток нашего наставника, вообще нами уважаемого и довольно любимого, несмотря на его насмешливый характер, почувствовался нами в особенности на последнем экзамене по словесности (в 1854 г.), происходившем в присутствии ревизора от Казанской академии, архимандрита Серафима (Протопопова) 45 , как оказалось, профессора академии именно по кафедре словесности. Архимандрит Серафим, очень худощавый, весьма болезненный по виду, производил своим лицом и особенно глазами впечатление очень умного человека. Мне пришлось отвечать о драматической поэзии. Я передал то, что было у нас в записках, но о. ревизор не нашел удовлетворительным наше определение драмы, а дал свое, поразившее меня своей глубиной и резко выделившее ее из ряда других поэтических произведений. Вот подумал я тогда, какая громадная разница между академическим и семинарским преподаванием. Большой симпатией и уважением пользовался у нас преподаватель всеобщей гражданской истории, профессор Николай Васильевич Охотин (Преосв. Гурий, скончавшийся потом в сане Новгородского архиепископа), магистр С.-Петербургской академии 46 , благороднейшая по характеру личность и очень хороший преподаватель 47 . Трудно было преподавать такой предмет, который имел своим учебником жалкую историю Кайданова. Мы старались восполнять недостатки этого несчастного учебника чтением истории Лоренца. В памяти остался у меня урок из истории французской революции. Н. В. Ох-н, сидя на учительском кресле, держал перед собой какую-то книжку и довольно медленно, но складно передавал ее содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

С 6 мая 1904 г. Г. был постоянным членом Синода, уделял много внимания духовному и народному образованию. В отзыве по вопросу о церковной реформе в 1905 г. он указал на необходимость снять новым соборным актом клятвы Собора 1667 г., запретившего старые обряды, укрепить права единоверцев. 31 окт. 1903 г. в С.-Петербурге и 5 дек. (в день ангела Г.) в Новгороде праздновался 50-летний юбилей его служебной деятельности. Уволен на покой по собственному прошению 17 окт. 1910 г. с оставлением в звании члена Синода. 23 окт. 1910 г. ему назначено местопребывание в Екатерининском корпусе Новгородского архиерейского дома. Г. был награжден орденами св. Анны 3-й (1870), 2-й (1882) и 1-й (1891) степени, св. Владимира 4-й (1886), 3-й и 2-й (1895) степени, св. Александра Невского (1900). Состоял почетным членом КазДА с 1896 г., СПбДА с 1898 г. Погребен в Иоанно-Богословском приделе Софийского собора в Новгороде. Соч.: Речь, сказанная преосв. Гурием, еп. Смоленским, при вступлении на паству//Смоленские ЕВ. 1890. 3; Слово высокопреосв. Гурия к выборщикам членов Гос. Думы, сказанное во Входоиерусалимском соборе пред молебствием//Волховский листок. 1906. 735. С. 2; Пастырям Новгородской епархии//Новгородские ЕВ. 1908. 13. С. 369-374; [Извлеч. из духовного завещания]//ПрибЦВед. 1912. 10. С. 444-445; Отзывы. Ч. 1. С. 806. Лит.: Отчет о деятельности Симбирского духовно-просветительного братства Трех святителей за 1-й год его существования//Симбирские ЕВ. 1886. 4. С. 74-80; Сперанский И. Прощание преосв. Гурия с Смоленскою паствою и его отбытие в Москву//Смоленские ЕВ. 1896. 3. С. 97-124; Кедринский М. К полувековому юбилею служебной деятельности высокопреосв. Гурия, архиеп. Новгородского//Новгородские ЕВ. 1903. 20. С. 1185-1190; 31 окт. в Петербурге и Новгороде: Празднование 50-летия служения высокопреосв. Гурия, архиеп. Новгородского//Там же. 22. С. 1304-1329; Празднование дня ангела высокопреосв. Гурия и принесение ему поздравлений по случаю исполнившегося полувекового юбилея его служения//Там же. 24. С. 1436-1454; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 126-127; Кончина и погребение высокопреосв. архиеп. Гурия//Новгородские ЕВ. 1912. 11. С. 345-347; 12. С. 379-384; Член Свят. Синода, архиеп. Гурий: [Некролог]//ПрибЦВед. 1912. 10. С. 443-444; [Некролог]//Изв. по Казанской епархии. 1912. 11. С. 378-379; Страхова Я. Архиеп. Гурий (Охотин): (1900-1910)//София. Новгород, 2003. 1. С. 37-38.

http://pravenc.ru/text/168380.html

На подворье бывали такие знаменитые новгородские и петербургские архиереи как митрополит Арсений (Стадницкий), ныне прославленный в лике новомученников Российских, митрополит Гурий (Охотин), митрополит Антоний (Вадковский). Я об этом знаю не только по газетным хроникам, но и по стихам игуменьи Таисии, которая сочиняла приветствия в честь посещения Леушинского подворья владыками. Я дерзнул в своем приветственном слове прочесть те стихи, которые звучали в нашем храме 100 лет назад, сочиненные леушинской игуменией к приезду митрополита Антония (Вадковского). Владыку Варсонофия это тронуло, я видел его улыбку при чтении стихов, правда, мне пришлось обращаться к главе епархии на «ты», потому что матушка Таисия так обращалась в своем послании к архиерею. В этот день наше подворье посетил известный ученый, зоолог, журналист Николай Николаевич Дроздов, которого вся Россия знает по телепередаче «В мире животных». Дроздовы – выходцы из духовного сословия и Николай Николаевич является двоюродным правнуком святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Он, как председатель патриотического движения «Приоритет» наградил митрополита Варсонофия орденом «Во имя России». В конце службы владыка прочел молитву Апостолу Иоанну Богослову, причем читал по подлинному экземпляру Акафиста святому, принадлежавшему самой игуменьи Таисии Леушинской. Акафист был подарен нам 9 лет назад, на нем есть автограф игуменьи. К приезду владыки мы переиздали этот экземпляр факсимильно и накануне, на всенощном бдении, читали его соборно. Эта служба для нас стала рубежной, исторической не только в плане воспоминаний, но и в отношении будущего. Владыка после богослужения прошел по этажам, посетил мемориальную келию Иоанна Кронштадтского, кабинет игуменьи Таисии, леушинский музей. Он высказал мысль, которая соответствует и нашему сердечному желанию, что на этом месте нужно возродить то, что здесь было прежде - монашескую жизнь. На Леушинском подворье есть готовая структура для возрождения монастыря: нам удалось вернуть весь ансамбль обители в пользование Церкви, при храме существует Иоанно-Таисиинское сестричество и часть сестер готовы к принятию монашеского пострига.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

Самым продолжительным в истории З. м. было настоятельство игум. Лидии (Байковой; 21 мая 1860 - 5 нояб. 1894), духовником обители до своей кончины был ее отец, иером. Феофан. В 1872-1878 гг. в З. м. подвизалась инокиня Аркадия (в миру Мария, впосл. леушинская игум. Таисия (Солопова) ), исполнявшая послушание регента (монастырский хор - один из лучших в Новгородской епархии - поддерживал музыкант-любитель виолончелист С. М. Аренский, отец композитора А. С. Аренского ). В З. м. инокиня Аркадия составила акафист св. Симеону Богоприимцу. Это сочинение вошло в богослужебное употребление в 1878 г., опубликовано в 1886 г. и до 1907 г. выдержало 4 издания (Акафист св. прав. Симеону Богоприимцу. М., 19074). К 1864 г. в З. м. проживали 192 насельницы (в т. ч. более 40 монахинь), в 1865 г. рассматривался вопрос об увеличении числа монашеских вакансий. Сестры З. м. направлялись для возглавления др. жен. обителей Новгородской епархии. Они стали первыми начальницами 2 общин: Короцкой во имя свт. Тихона Задонского (1865; мон. Серафима) и Рдейской в честь Успения Пресв. Богородицы (1887; мон. Евсевия). В кон. XIX - нач. XX в. по инициативе игум. Антонины (Горбуновой) и благословению (28 сент. 1898) Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) вместо первоначально предполагавшегося расширения Покровского храма на месте его приделов и паперти возводился новый собор. Г. Ф. Шустров, близкий родственник игум. Антонины, с.-петербургский купец, домовладелец, пожертвовал 25 тыс. р., др. благотворители - до 9 тыс. р. Общая стоимость строительства составила более 60 тыс. р. Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный мон-рей архим. Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами прот. Н. Богословским (основатель Новгородского музея) и прот. А. Рождественским (автор описания З. м.). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сент. 1901 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской ц., к-рая была переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 7 окт. того же года архим. Вениамином был освящен престол во имя свт. Ионы. Игум. Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Имп. Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902). На территории З. м. также располагались 2-этажный полукаменный дом (1911, не сохр.), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913), хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/199663.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010