Митрополит Гурий благословляет прихожан при выходе из Троицкого собора Днепропетровска. 1964-1965 гг. ЖМП 4 апрель 2023 /  27 апреля 2023 г. 14:30 Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в  Саратовской епархии , обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году.  PDF-bepcuя .  Детство. Семья Вячеслав Егоров (будущий митрополит Гурий) родился 1 июля 1891 года, рано лишился родителей и воспитывался вместе с тремя старшими братьями и сестрой в Петербурге, в семье своего дяди Якова Степановича Селюхина. Получил достойное образование — окончил с отличием и степенью кандидата коммерции Петровское коммерческое училище в 1911 году. Отказавшись от престижных мест, в том числе и от должности заведующего финансовой частью в вице-консульстве Российской империи в итальянском городе Бари, куда приезжало большое количество русских паломников к мощам святителя Николая, Вячеслав выбрал духовный путь. В 1912 году выдержал вступительные испытания и был принят в  Санкт-Петербургскую духовную академию , одну из ведущих духовных школ России того времени, которую окончил в 1917 году со степенью кандидата богословия. Вячеслав с детских лет мечтал стать монахом и священником, поэтому в стенах академии в 1915 году принял монашеский постриг с именем Гурий, в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского, миссионера, обратившего многих казанских татар в Православие.  

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_g...

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Луховицкий Петр; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне, председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; духовенство г. Москвы и Московской области.

http://pravoslavie.ru/121245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михей (Хархаров), архиеп. Ярославский. Фотография. Нач. 2000-х гг. (Хархаров Александр Александрович; 6.03.1921, Петроград (ныне С.-Петербург) - 22.10.2005, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Из семьи потомственных ремесленников, мастеров серебряного дела. Отец, владевший до Октябрьской революции ювелирной мастерской, скончался вскоре после рождения Александра; вдове пришлось одной воспитывать 5 детей. В 1925-1930 гг. жил в детском доме (детской трудовой колонии) «Красные зори» под Петергофом. В 9 лет вернулся в семью, учился в 1-й образцовой школе Дзержинского р-на Ленинграда. Стал прислуживать в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда, а затем в Троицкой ц. киновии Александро-Невской лавры, где познакомился со служившим там внештатным псаломщиком К. Н. Вендландом (впосл. митр. Иоанн (Вендланд) ) и под его влиянием вступил в Александро-Невское братство. С 1938 г. А. Хархаров, не окончив школы, начал работать счетоводом. В июне 1939 г. он встретился с прибывшим на короткое время в Ленинград из Ср. Азии архим. Гурием (Егоровым ; впосл. митрополит) и выразил желание присоединиться к общине его духовных детей. В том же году переехал в пос. Беш-Бала близ г. Ферганы Узбекской ССР и стал членом общины архим. Гурия. Посещал богослужения в тайном храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. По настоянию архим. Гурия окончил в 1940 г. в Фергане 10-летнюю школу и поступил в Ташкентский медицинский ин-т. Весной 1942 г. был призван на военную службу. Воевал в частях связи, был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После демобилизации поступил в апр. 1946 г. послушником в возрожденную Троице-Сергиеву лавру, где наместником в то время был архим. Гурий (Егоров), стал его келейником. После хиротонии архим. Гурия в авг. 1946 г. во епископа Ташкентского и Среднеазиатского А.

http://pravenc.ru/text/2563838.html

поиск:   разделы   рассылка Трехлетнее приключение в тюрьме Источник:  Пресс-служба Свято-Петровского братства Протоиерей Павел Адельгейм, лично знавший многих исповедников веры и сам пострадавший за веру от советской власти, встретился 9 февраля 2010 года с жителями Санкт-Петербурга в музее А.А. Ахматовой. Многие неизвестные прежде фрагменты биографии, например, рассказ о. Павла о том, как он нашел во внутренней тюрьме КГБ среди конфиската Святые Дары, которыми он мог причащаться в течение всего срока пребывания в лагере, вызвали массу вопросов и живой отклик среди пришедших – на встрече присутствовало более 150-ти человек. Такой же интерес вызвал рассказ об особой связи о. Павла с А.А. Ахматовой – не имея реального повода для обвинения, власти додумались обвинить о. Павла в том, что обнаруженные у него перепечатки " антисоветских " произведений М.Волошина, А.А Ахматовой, А.И. Солженицына и других, он только приписывает известным советским поэтам и писателям, а на самом деле написал их все сам. Сама встреча, организованная Свято-Петровским малым православным братством, называлась " Господа " ташкентцы " . История ссыльного духовенства " . С одной стороны она была приурочена к музейной выставке " Азийский дом " , название которой цитирует строчку из стихотворения Анны Ахматовой, воспринявшей Ташкент времен эвакуации как второй дом для себя. С другой стороны, именно там начал свое священническое служение о. Павел и встретил там многих новомучеников и исповедников российских, память которых православная церковь отмечала 7 февраля. О. Павел рассказал о том, что в советское время в Средней Азии возникла совершенно особая микрокультура. Туда было сослано очень много людей из Ленинграда, Москвы, из других городов России: не только духовенство, но интеллигенция и крестьянство, сохранившие церковные традиции. Там жили митр. Арсений (Стадницкий), один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917 г., и еще один участник Поместного собора 1917-18 гг., четырежды сидевший в советское время митр. Никандр (Феноменов); будущий митр. Гурий (Егоров), один из основателей и руководителей Санкт-Петербургского Александро-Невского братства, и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), дважды возглавлявший ташкентскую кафедру. Среди многочисленных священников и мирян встречались последователи свв. Алексея и Сергия Мечевых, св. Иоанна Кронштадтского, те, кто хорошо знал митр. Вениамина (Казанского) и др.

http://religare.ru/2_72903.html

Полгода назад, 1 октября 2015 г., скончался замечательный учёный и человек, последний член старого Александро-Невского братства, доктор математических наук, профессор математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, богослов и духовный писатель Сергей Андреевич Зегжда. Мы попросили поделиться воспоминаниями о Сергее Андреевиче диакона Владимира Василика, который близко его знал. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря протоиерей Николай Беляев и Сергей Андреевич Зегжда Жизнь Сергея Андреевича Зегжды действительно необычайна. Его отец Андрей Зегжда и мать Варвара Сергеевна, урожденная Заспелова, познакомились благодаря Александро-Невскому братству, к которому оба принадлежали с 1920-х годов. Отец Сергея Андреевича пал жертвой незаконных репрессий в 1937 году. Мать еще в молодости была знакома с митрополитом Петроградским Вениамином и на всю жизнь запомнила, как получила его благословение. Мне довелось слышать рассказы Варвары Сергеевны о владыке Вениамине, и из них возникал удивительный образ Петроградского священномученика — простого, доступного, сердечного, молитвенного и радостного. Тетушка Сергея Андреевича — монахиня Сергия (в миру Анастасия Сергеевна Заспелова) — принадлежала к Петергофскому сестричеству преподобного Серафима Саровского , которое возродилось после того, как изгнали сестер подворья Серафимо-Дивеевской пустыни. В 1933 году отец Варсонофий и сестры были арестованы и сосланы в Казахстан. Сохранились рассказы о том, как во время пересылки по этапу сестры наизусть пели службу Благовещения. Конвойные кричали на них, заставляя замолчать, но сестры отвечали им: «За это мы и идем в ссылку. Не мешайте нам молиться». Сергей Андреевич рос в духовной молитвенной обстановке. Он познал тяготы войны и бедствия эвакуации. В 1945 году, будучи отроком, он запомнил приезд митрополита Гор Ливанских Илии и его рассказ о явлении ему Пресвятой Богородицы. В детстве Сергей Андреевич был слабого здоровья и болел туберкулезом. Его выручил владыка Гурий (Егоров) , который пригласил его в Крым на излечение. Духовное окормление владыки Гурия было очень важным для Сергея Андреевича, и уже в наше время он хлопотал о его канонизации — пока, к сожалению, безрезультатно.

http://pravoslavie.ru/92062.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Возвращение мощей преподобного Сергия Радонежского в 1946 году Статья магистра теологии, специалиста научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Павлова посвящена истории возвращения мощей преподобного Сергия Радонежского, изъятых богоборческой властью в 1919 г. Рака с мощами преподобного была возвращена Церкви в год открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г., когда наместником был назначен архимандрит Гурий (Егоров) — впоследствии выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви послевоенного периода. Статья Пришедшие к власти в 1917 г. большевики взяли курс на уничтожение Церкви. Трагические события не обошли стороной и обитель преподобного Сергия Радонежского. 1 ноября 1918 г. вышло постановление Совета народных комиссаров о национализации Троице-Сергиевой Лавры и создании Комиссии по охране памятников старины и искусства Лавры.  11 апреля 1919 г. по распоряжению органов советской власти было проведено вскрытие раки с мощами преподобного Сергия в присутствии комиссии и наместника лавры архимандрита Кронида (Любимова) вместе с другими священнослужителями. В процессе вскрытия шла киносъёмка . Позже, после вскрытия, над мощами положили крышку из толстого зеркального стекла, скреплённую с ракой сургучными печатями Наркомюста. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры произошло 7 мая 1920 г., но мощи преподобного Сергия благодаря обращению Патриарха Тихона в Совнарком остались в стенах монастыря — их не вывезли в московский музей. Во время Великой Отечественной войны раку с мощами преподобного Сергия эвакуировали в Сибирь, а по окончании войны мощи возвратили в обитель . 

http://bogoslov.ru/article/6174765

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Павлов Дмитрий Владимирович Решением Священного Синода от 21 мая 1959 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров) был назначен на Минскую и Белорусскую кафедру с возведением в сан митрополита. Одной из главных проблем, с которыми он столкнулся, было желание властей закрыть два из трёх монастырей, действовавших в Белорусской ССР, — Гродненский Рождества Богородицы и Полоцкий Свято-Евфросиниевский. В статье магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова рассказывается об участии архиепископа Днепропетровского и Запорожского Гурия (Егорова) в жизни единственного в епархии женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Эта обитель, основанная в 1860-х годах, была закрыта в 1924 году, повторно открыта во время немецкой оккупации в 1942 году и снова закрыта в 1959 году. В статье магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова рассказывается о конфликте архиепископа Саратовского Гурия (Егорова) с духовенством вверенной ему епархии, который стал одной из причин скорого перевода владыки на другую кафедру. Показано, что подобные трения в Саратовской епархии, вызванные деятельностью некоторых священников и политикой Совета по делам Русской Православной Церкви, неоднократно возникали и в последующие годы.

http://bogoslov.ru/person/6171303

Сортировать по Исключить новости О епископе Стефане (Никитине). Часть 4. Величие необыкновенное Бывают, — говорил он, — такие боли, что я тёте Кате скажу: выйди, погуляй; а сам, чтобы немножко полегче стало, просто хожу и кричу. Это, хоть и слабо, но как-то облегчит боль, правда, только на время. 1 октября, 2009 Бывают, — говорил он, — такие боли, что я тёте Кате скажу: выйди, погуляй; а сам, чтобы немножко полегче стало, просто хожу и кричу. Это, хоть и слабо, но как-то облегчит боль, правда, только на время. О епископе Стефане (Никитине). Часть 1. «Вот так бы жить и так бы умереть!» О епископе Стефане (Никитине). Часть 2. Срок – временный, а Бог – постоянный О епископе Стефане (Никитине). Часть 3. «Вот так бы жить и так бы умереть!» Величие необыкновенное Ревностным и принципиальным пастырем, а при этом кротким человеком с мягким, любящим сердцем запомнился владыка Стефан тем, кто знал его. Вспоминает настоятель храма святителя Николая в Клённиках на Маросейке протоиерей Александр Куликов (†2009): — Когда в 1952 году я проходил срочную службу в городе Фергане, мне довелось познакомиться с отцом Борисом (Холчевым). Он был настоятелем храма, и я старался бывать у него во время каждого увольнения то в храме, то дома по его приглашению. Позже владыка Ермоген перевёл отца Бориса из Ферганы в Ташкентский Успенский кафедральный собор. Примерно в то же время и меня перевели на станцию Урсатьевская недалеко от Ташкента. Я стал часто ездить к батюшке отцу Борису. Там он познакомил меня с отцом Сергием Никитиным, будущим владыкой Стефаном. Сергей Алексеевич Никитин был некоторое время старостой в нашем храме святителя Николая в Клённиках и пострадал вместе с отцом Борисом в феврале 1931 года. После первого нашего знакомства я ещё несколько раз встречал отца Сергия в храме. Мы неоднократно с ним беседовали. Потом владыка Гурий (Егоров) пригласил его к себе в Днепропетровск. Я случайно присутствовал, когда отец Сергий пришёл прощаться с отцом Борисом. Отец Борис удивлялся: «Куда же ты едешь?» Отец Сергий отвечал, что в Средней Азии ему трудно.   «И со здоровьем, – пояснил он, – у меня сейчас не очень хорошо. Надеюсь, там будет лучше». Он уехал в Днепропетровск. Потом, кажется, это был 1959 год, он приезжал в Москву и однажды пришёл в семинарию, где я тогда учился. Он навестил меня, и мы так хорошо побеседовали с ним. Чувствовалось его буквально отеческое отношение ко мне, просто как к родному человеку, с которым недавно простились и вот – встретились.

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

Сортировать по Исключить новости Патриарх Сергий как богослов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Предисловие ПЕРВЫЙ НАМЕСТНИК ВОЗРОЖДЕННОЙ ЛАВРЫ Обитель преподобного Сергия, основанная в XIV веке, пережила на протяжении шести столетий различные славные и горестные страницы. В начале XV века Троицкий монастырь был разорен татарами при нашествии эмира Едигея. Трудное время пережила Лавра и в XX веке, будучи закрытой; монахи были изгнаны, колокола сброшены, святые мощи кощунственно поруганы. Святейший Патриарх Алексий I , êîòîðîìó Ãîñïîäü ñудил открывать позднее Лавру, еще будучи епископом Тихвинским, писал в 1920 году в одном письме в связи с закрытием Лавры: “Неужели мы лишимся этой святыни, и никто не сможет ее защитить?” 1 . В последующее время в Лавре был организован музей, а здания были заняты различными организациями или просто жильцами. Но вот прошло 25 лет, позади была тяжелая война, и стали говорить об открытии Лавры. На осенний праздник преподобного Сергия в 1945 году митрополит Николай (Ярушевич; † 1961), ñëóæèâøèé â Èëüèíñêîì õðàìå ðÿäîì ñ Ëàâðîé, ïîñëå Áîãîñëóæåíèÿ “ñîîáùèë îá îòêðûòèè Òðîèöå-Ñåðãèåâîé Ëàâðû è î íàçíà÷åíèè åå íàìåñòíèêîì àðõèìàíäðèòà Ãóðèÿ, êîòîðûé ñîñëóæèë ìèòðîïîëèòó ýòó Ëèòóðãèþ” 2 . Биография будущего отца наместника, прошедшего через горнило испытаний, типична для русского духовенства того времени. Он “родился 1(13) июля 1891 года в городке Опеченский Посад Боровического уезда Новгородской губернии. Родители его — Михаил и Екатерина — петербургские мещане” 3 . Он рано осиротел, в 1911 году окончил Петровское коммерческое училище в Петрограде, получив звание кандидата коммерческих наук и памятный подарок — книгу профессора М. Тареева Иеромонах Гурий (Егоров), один из создателей Александро-Невского братства. 1922 г. “ Основы христианства”. Затем в 1912 году он поступил в Петроградскую Духовную Академию. Перед поступлением в Академию он ездил в Оптину пустынь к старцу Анатолию (Потапову; †1922) 4 .

http://pravmir.ru/patriarh-sergiy-kak-bo...

Сортировать по Исключить новости Проповеди и беседы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 К 40-летию со дня кончины Митрополита Гурия От редакции. Исполнилось 40 лет со дня кончины митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. С его именем связано начало открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году. Затем он продолжил свое служение Церкви в архиерейском звании на разных кафедрах. На праздник апостолов Петра и Павла в 1965 году он совершил Божественную Литургию и почил в этот день. Прошло 40 лет, но живы современники, которые хра­нят память об иерархе. Сохранились составленные им тезисные конспекты проповедей. Ранее на страницах журнала “Альфа и Омега” уже было опубликовано несколько таких проповедей, подготовленных владыкой Гурием в 40 х годах 1 . Ниже предлагается еще несколько проповедей. Проповедь, сказанная архиепископом Гурием на Божественной Литургии 30/ XII 1956 г., в Неделю святых Праотцев в кафедральном соборе г. Днепропетровска Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Слышали мы сейчас, дорогие братие и сестры, Евангельское чтение, первое из предложенных сегодня, о том, как один человек устроил пир и на этот пир пригласил званных, а они все отказались: один приобрел землю и должен посмотреть ее; другой приобрел волов и должен испытать их; третий женился и поэтому отказался. И тогда господин пира послал слуг, чтобы они собрали тех, которые как бы не собирались придти: сидящих на распутьях, нищих, нуждающихся, людей, не подготовленных к пиру. Все собрались и место еще осталось. Архимандрит Гурий (Егоров). Дом Сарафановых. 1946 г. А потом Господь говорит о духовном значении этой притчи. Кто велел сделать пир? Это Бог. Это сказание относится к тем из нас, которые заняты житейскими попечениями, забывают о духовном мире, о духовной пище, к которой зовет Господь. Но еще к иным людям имеет отношение это повествование, к тем, кто не участвовал в духовном пире, когда Господь Спаситель пришел к нам.

http://pravmir.ru/propovedi-i-besedy/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010