Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Попов Илья Константинович; 13.07.1875, с. Дуброво Угличского у. Ярославской губ.- 14.02.1938, Пенза), еп. Пензенский. Из семьи священника. В 1897 г. окончил Ярославскую ДС. В 1903 г. поступил послушником в скит Параклита (Св. Духа Утешителя) при Троице-Сергиевой лавре. В 1904 г. принял монашеский постриг с именем Ираклий. 12 февр. 1905 г. рукоположен во диакона, 5 сент. 1910 г.- во иерея. Заведовал в ТСЛ церковноприходскими школами и типографией. С 1919 г. насельник томского во имя прп. Алексия, человека Божия, муж. мон-ря . В 1922 г. возведен в сан архимандрита, стал настоятелем Алексиевского мон-ря. Был ближайшим помощником управляющего Томской епархией Барнаульского еп. Виктора (Богоявленского) , которому его рекомендовал Патриарх свт. Тихон . В июле того же года, во время кампании по изъятию церковных ценностей , арестован вместе с еп. Виктором и большой группой духовенства. Обвинялся в сокрытии икон и серебряных риз. Содержался в Томске в доме лишения свободы, затем в изоляторе специального назначения. 20 июля 1922 г. вместе с еп. Виктором и еще 6 обвиняемыми приговорен Томским губ. революционным трибуналом к расстрелу. 6 окт. смертный приговор был отменен по кассации. 4 нояб. 1922 г. на выездной сессии судебной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала РСФСР вместе с др. обвиняемыми был вновь приговорен к расстрелу без права обжалования, однако в тот же день секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе телеграммой запретил приводить приговор в исполнение и дал указание о направлении дела на доследование в Москву. 2 марта 1923 г. Президиум ВЦИК заменил высшую меру наказания 10 годами лишения свободы, вскоре срок заключения был снижен до 3 лет строгой изоляции. После досрочного освобождения служил с июля 1924 г. настоятелем храма в г. Канске Енисейской губ., был благочинным церквей Канского окр. (по др. данным, освободившись из тюрьмы, некоторое время проживал в Иркутске, после чего переехал в Канск). 27 сент. 1925 г. хиротонисан в Москве во епископа Киренского. Стал викарием Иркутской епархии. В окт. того же года пребывавшим в Москве Иркутским архиеп. Гурием (Степановым ; с нояб. 1925 в заключении) назначен временно управляющим Иркутской епархией. В Иркутске представители власти требовали от него отказаться от прав на управление епархией, однако И. продолжал архиерейское служение. Организовал оказание помощи репрессированным священнослужителям. В храмах устраивались тарелочные и кружечные сборы в пользу находившегося в Иркутске ссыльного духовенства. Когда через Иркутск проводили этап, в к-ром следовал в Якутскую ссылку архиеп. Гурий, в городских храмах звонили во все колокола.

http://pravenc.ru/text/673853.html

(К вопросу о методах миссионерского воздействия на ламаитов). Речь, предназначенная для произнесения на торжественном годичном собрании Императорской Казанской Духовной Академии 8-го ноября 1914 года Инспектором Академии и экстраординарным профессором Архимандритом Гурием Калмыки, живущие в настоящее время скученными массами в губерниях Астраханской, Ставропольской и в Области Войска Донского, прикочевали к нам на Русь между 1628–1630 г. в количестве 50 тысяч семей под предводительством тайши Хо-Орлюка 1 . Это был народ, принадлежащий к западной, так называемой, ойратской ветви монгольских племен, народ, в свое время безусловно участвовавший в исторических судьбах жизни монархий Чингиз-хана, а в 15-м веке, в состав прочих ойратских племен, под главенством чоросского вождя Эсэня 2 , стоявший во главе политической жизни всех монголов и победоносно ходивший войной на Китай. В 17-м веке ойраты представляли могучий политический союз своих главных племен: чороссцев, делившихся на зюнгарцев и дорботов, торгоутов и хошеутов с хойтами. В начале этого века торгоутовская ветвь ойратства с небольшими примесями других племен, под предводительством тайши Хо-Орлюка, вышла из родных джунгарских кочевьев к истокам Ишима и Тобола, отсюда между 1628–30 г.г. она прикочевала к Каспийскому морю и заняла степные пространства между Уралом и Волгой, а затем и далее по направлению к Дону. Столкнувшись с православным русским народом, эти племена, получившие при своей перекочевке наименование калмыков, естественно, должны были подвергнуться воздействию христианства и с самого же начала пребывания в пределах России встать в то или иное отношение к нему. Так как калмыки, переселившись в Россию, всячески стремились сохранить свою политическую самобытность и независимость от русских, вследствие чего вели с ними постоянные войны, – так как, далее, они по своим религиозным упованиям являлись народом только что с ревностью и энтузиазмом воспринявшим ламаизм, который по переходе в Россию был у них утверждаем влиятельными лицами ламайского мира и закрепляем переводами на калмыцкий язык религиозных книг ламаизма, – то понятно, что калмыки в начальный пери од своего пребывания в пределах России не могли чувствовать особого расположения к принятию христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Будущий архиепископ Ермоген (в миру Алексей Степанович Голубев) родился 3 марта 1896 г. в Киеве в семье заслуженного профессора Киевской духовной академии и Киевского университета св. Владимира доктора церковной истории Степана Тимофеевича Голубева и Елены Филипповны (в девичестве – Терновской), дочери профессора Киевской духовной академии. Окончил с золотой медалью Вторую киевскую гимназию. Закончил Киевскую духовную семинарию и (в 1919 г.) Московскую духовную академию со званием кандидата богословия. Принял монашеский постриг, рукоположен во иеродиакона в 1919 г. в Московском Даниловом монастыре. Осенью 1919 г. по благословению Святейшего Патриарха Тихона поехал в Киев на служение епархиальным миссионером. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон рукоположил его во иеромонаха. В 1920–1921 гг. назначен членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры. С 1923 г. архимандрит. В 1923 г. арестован за противодействие обновленцам. Отправлен в Краснококшайский лагерь (Марийская республика). Архимандрит Ермоген жил в ссылке вместе со священником Анатолием Жураковским , почти каждый день они вместе совершали богослужение. В 1924 г. освобожден. В 1926 г. избран наместником Киево-Печерской лавры. В обстановке гонений на Церковь о.Ермоген сумел на пять лет продлить жизнь монастырской общины уже вне стен Киево-Печерской лавры. Кроме того, о.Ермоген был назначен управляющим всеми уцелевшими патриаршими приходами. В 1931 г. арестован, без суда и следствия был приговорен к расстрелу, который заменили 10 годами ИТЛ. По пересмотру дел срок ссылки о. Ермогену сократили до 8 лет. С 1945 г. настоятель Покровского кафедрального собора в Астрахани. В 1948 г. стал служить в Самарканде. В 1953 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Владыка Ермоген ревностно продолжил начатое митрополитом Гурием дело возрождения православия. По инициативе епископа Ермогена в Ташкенте после землетрясения был построен обширный храм, освященный 11 декабря 1957 г. Это было крупнейшее строительство в Русской Православной Церкви за 50 лет богоборческой власти. С 1955 г. временно управляющий Алма-Атинской епархией. В 1956 г. был отправлен на покой, в 1958 г. восстановлен. Возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Мефодий (Иванов). Фотография. 1937 г. (Иванов Николай Михайлович; 23.02.1899, Симбирск - 9.09.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Из семьи священника. Окончил церковноприходскую школу. После учебы в Алатырском ДУ поступил в Симбирскую ДС, где проучился 4 года. Окончить семинарию помешали события Октябрьской революции 1917 г. Завершил образование в Ардатовской школе 2-й ступени. С 1920 г. стал работать преподавателем в г. Саранске Пензенской губ., а с 1921 г.- в Пензе, в художественном уч-ще. В том же году он переехал в Москву и стал преподавать в одной из высших школ. В 1923 г. поступил послушником в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь (ныне женский), где в том же году принял постриг с именем Мефодий и был рукоположен во диакона. Здесь М. познакомился с Алатырским еп. Гурием (Степановым ; впосл. архиепископ) и поддерживал с ним близкие отношения в течение всей жизни. В 1925 г. М. был рукоположен во иерея. После закрытия мон-ря М. перешел служить в храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. 28 дек. 1930 г. был арестован и обвинен в контрреволюционной деятельности. На допросе на вопрос об отношении к советской власти М. ответил: «Я недоволен советской властью по причине закрытия ею учебных духовных заведений, запрещения духовной литературы, закрытия церквей и вообще сурового отношения к духовенству и верующим». 3 янв. 1931 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило М. к 3 годам ссылки, к-рую он отбывал в Пинежском р-не Северного края (ныне в Архангельской обл.). Вернувшись из ссылки в 1933 г., он поселился в г. Кашире Московской обл., жить в Москве ему было запрещено. Из Каширы М. переехал в с. Суково (ныне Ступинского р-на), где стал служить в местном храме. Здесь вокруг него собралась небольшая монашеская община. В 1936 г. М. был возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/2563106.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 27 (9 сентября) Преподобномученик Мефодий ( Иванов ) Преподобномученик Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов) родился в 1899 году в городе Симбирске в семье священника. Окончил церковноприходскую школу. По окончании Духовного училища в городе Алатыре он поступил в Симбирскую Духовную семинарию, окончить которую не успел из-за государственного переворота, происшедшего в России; завершал образование уже в советской школе. С 1920 года Николай Михайлович стал работать преподавателем в городе Саранске, а с 1921 года – в городе Пензе, в художественно-техническом училище. В том же году он переехал в Москву и стал здесь преподавать в одной из высших школ. Однако преподавание в советской школе по программе, основанной на безбожной идеологии, было несовместимо с религиозными убеждениями глубоко верующего человека, и в 1923 году он ушел из школы и поступил послушником в Покровский монастырь в Москве, где в том же году был пострижен в мантию с именем Мефодий и рукоположен в сан иеродиакона. Здесь он познакомился с епископом Алатырским, викарием Симбирской епархии Гурием (Степановым), который когда-то был настоятелем этого монастыря, а ныне жил в нем, так как ему был запрещен выезд из Москвы; с ним отец Мефодий поддерживал близкие отношения в течение всей жизни. В 1925 году иеродиакон Мефодий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1929 году монастырь был закрыт, и иеромонах Мефодий перешел служить в храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. В 1929 году власти арестовали его, обвинив в контрреволюционной деятельности. На вопрос следователя о его отношении к советской власти отец Мефодий ответил: «Я недоволен советской властью по причине закрытия ею учебных духовных заведений, запрещения духовной литературы, закрытия церквей и вообще сурового отношения к духовенству и верующим». Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Мефодия к трем годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в Пинежский район Архангельской области.

http://fond.ru/kalendar/734/mefodiy/

епископ Вениамин (Милов) (1889–1955) Дневник и письма Литургика Нравственное богословие Пастырское богословие Проповеди Переводы Собрание сочинений епископ Вениамин (Милов) Епископ Саратовский и Балашовский. Духовный наставник, проповедник, магистр богословия, профессор Московской духовной академии. Подвергался гонениям со стороны богоборческой власти. Биография В миру Милов Виктор Дмитриевич, родился 8 июля 1889 1) года в семье священника. С 1900 по 1905 года учился в Яранском духовном училище в Вятской губернии, затем с 1905 по 1916 год – в Вятской духовной семинарии. В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском епископе Никандре (Феноменове). Юношей часто посещал монастыри – Яранский во имя святой Анны Пророчицы, Белогорский во имя святителя Николая. В Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 году поступил в Казанскую духовную академию, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова). После прекращения занятий в Казанской академии в августе-сентябре 1918 году в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства. В начале 1920 года по благословению затворника Саратовского Преображенского монастыря иеромонаха Николая приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь. 7 апреля 1920 года был пострижен в монашество Алатырским епископом Гурием (Степановым) с наречением имени в честь священномученика Вениамина Персидского. 12 апреля был рукоположен во иеродиакона, а 8 октября того же года – во иеромонаха епископом Подольским Петром (Полянским). В 1920–1922 годах учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре. 30 марта 1922 года был удостоен степени кандидата богословия за сочинение « Жизнь и учение прп. Григория Синаита ». 7 апреля 1923 года был возведен в сан архимандрита епископом Гурием (Степановым), настоятелем Московского Покровского монастыря. Назначен наместником Московского Покровского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Порфирий, епископ Лидский и Сморгонский (Преднюк Олег Степанович) Дата рождения: 25 марта 1970 г. Дата хиротонии: 5 апреля 2015 г. Дата пострига: 21 апреля 2005 г. Страна: Белоруссия Биография: Родился 25 марта 1970 г. в г. Кобрине Брестской области Белоруссии. Крещен в младенчестве. В 1987 г. после окончания средней школы поступил в Брестский политехнический институт на электронно-механический факультет. По окончании первого курса был призван в ряды Вооруженных сил. С 1990 г. продолжил обучение в институте, который закончил в 1994 г. с квалификацией «инженер-механик». С 1994 г. регулярно посещал храм в с. Буховичи Кобринского района, исполняя обязанности пономаря и чтеца. В 1998-2002 гг. обучался в Минской духовной семинарии . В 2002 г. принят в число братии Успенского Жировичского монастыря. 27 марта 2004 г. епископом Новогрудским и Лидским Гурием , наместником Жировичского монастыря, пострижен в рясофор с именем Онисим в честь преподобного Онисима, затворника Печерского. 21 апреля 2005 г. епископом Новогрудским Гурием пострижен в мантию с именем Порфирий в честь священномученика Порфирия (Рубановича), пресвитера. 4 мая 2005 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом , Патриаршим экзархом всея Беларуси, рукоположен во иеродиакона. 3 декабря 2006 г. епископом Новогрудским Гурием рукоположен во иеромонаха. В 2007-2010 гг. обучался в Минской духовной академии. 2 сентября 2010 года защитил кандидатскую диссертацию по пастырскому богословию на тему «Таинство покаяния в жизни Церкви», за которую была присвоена ученая степень кандидата богословия. В Жировичском монастыре с 2002 по 2009 гг. исполнял послушание садовника. С 2009 по 2012 гг. исполнял обязанности помощника, а затем эконома Жировичского монастыря. В 2012 г. освобожден от должности эконома и назначен благочинным Жировичского монастыря. С 2013 г. — преподаватель Минских духовных школ. В 2014 г. назначен помощником духовника Минских духовных академии и семинарии. В 2014 г. назначен заместителем наместника Жировичского монастыря и председателем Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199055...

Герман (Коккель Григорий), еп. Благовещенский Сын крестьянина Симбирской губ., по национальности чуваш. Окончил второклассную церковную школу. В 1898 г. при епископе Никандре (Молчанове) поступил в число послушников Симбирского архиерейского дома. Прожив четыре года в архиерейском доме, Коккель в экзаменационной комиссии выдержал экзамен на псаломщика, а через два года на диакона. Рукоположен во диакона епископом Гурием. В 1904 г. поступил на миссионерские курсы при Спасском монастыре г. Казани. В 1907 г. архиепископом Маковым рукоположен во священника. Пробыв священником около восьми лет, овдовел. В 1920-х годах окончил Петроградский Богословский институт. В 1924 г. 31 дек., по принятии монашества, хиротонисан во епископа Ибрессинского, Ульяновской епархии. С 1925 по 1927 г. временно управлял и Алтырским викариатством. Пребывая на кафедре в Алатыре, он немало перенес испытаний со стороны григорианцев. Был такой случай. В один из воскресных дней он пришел в женский монастырь совершать церковную службу. Но едва он миновал ворота монастырской ограды, как на него со всех сторон посыпались камни и послышалась ругань. Его побивали камнями монашки монастыря. Весь окровавленный и избитый он с грустью покинул монастырь. Оказалось, что монастырем овладели григорианцы во главе с Виссарионом, которые и научили монашек избить тихоновского архиерея. С 1927 г. – епископ Бугульминский, вик. Самарской епархии. И временно управл. Бугурусланским викариатством. С 1927 г. – епископ Бугурусланский. С 1928 г. – епископ Кузнецкий, вик. Томской епархии. В 1929 г. – епископ Томский и Алтайский. С ноября 1930 по 14 июля 1931 года – епископ Омский и Павлодарский. 1931–1932 г. – епископ Никольско-Уссурийский и управлял Приморской и Владивостокской епархиями. 1932 г. по 19 сент.1932 г. – епископ Барнаульский и управл. Бийско-Алтайской епархией. С 19 сент. 1932 г. – епископ Благовещенский. С 1935 года уволен на покой, проживал в селе Ибреси Чувашской епархии. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: ФАМ I, 76, стр.6. ФАМ IX. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Постановление о Сретенском монастыре как миссионерском непосредственно связано с его настоятелем архимандритом Гурием. Еще в январе 1919 года Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет на соединенном заседании слушали доклад Председателя Миссионерского Совета при Священном Синоде митрополита Владимирского Сергия (16/29 января 206) об увеличении числа членов Миссионерского Совета приглашением в его состав представителей от разных областей миссионерского делания. К участию в заседаниях Совета на 1919 год на правах полноправного члена был приглашен в то время проректор Казанской духовной академии архимандрит Гурий в качестве представителя от внешней миссии. Святейший Патриарх также сообщал на заседании, что архимандрит Гурий назначается также покровителем Православного Всероссийского Миссионерского общества . В июне 1919 года архимандрит Гурий трудился над учреждением «Общества распространения христианства среди язычников» . 8 февраля 1920 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Гурий (Степанов) был хиротонисан во епископа Алатырского и назначен викарием Симбирской епархии . Владыка оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырем, а позже московским Покровским монастырем. Священнослужители г. Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета. Остались записи, сделанные епископом Гурием (Степановым) о том, что он в марте 1920 года служил в храме Христа Спасителя и подписывался как настоятель Сретенского монастыря . Сохранилось уведомление епископа Гурия о том, что он 31(21 — неразб.) мая 1920 года совершал всенощное бдение и литургию в храме Лазаревского кладбища . Настоятель Покровского монастыря Повторно владыка Гурий (Степанов) был арестован 27 июня 1920 года, уже как настоятель Московского Покровского монастыря. Его поместили в Таганскую тюрьму. В опросном листе Политического Красного Креста от 25 февраля 1921 года он писал: «На допросе следователь после длинного разговора на общерелигиозные темы сообщил, что я арестован в связи с собранием толпы у ворот Данилова Московского монастыря при бывшем в том монастыре обыске.

http://pravoslavie.ru/61450.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010