Собор Успения Пресвятой Богородицы (Хабаровск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Успения Пресвятой Богородицы - восстановленный заново собор на месте старого (1886 года), снесенного в 1930-е. Один из крупнейших храмов Хабаровска. Содержание История [ править править код ] Средства на строительство собрал купец первой гильдии А. Ф. Плюснин. Закладка произошла в 1876 году, но, вследствие нехватки средств строительство храма началось только в 1884 году. Руководил строительством полковник В. Г. Мооро, а проект храма разработал инженер С. О. Бером. 16 декабря 1886 года собор был освящён епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским Гурием (Буртасовским), тогда же прошла первая рождественская служба. Градо-Хабаровский Успенский собор на почтовой открытке, 1917 год. В 1891 году в честь приезда цесаревича Николая был построен придел, названный в честь Николая Чудотворца. В 1892 году собор был освидетельствован специальной комиссией. В Успенском соборе был похоронен барон Андрей Николаевич Корф (1831—1893), первый Приамурский генерал-губернатор. В 1894 году была поставлена временная деревянная колокольня и в соборе установили 185 пудовый колокол. В то же время собор обзавёлся первыми канделябрами. В 1895 году при соборе была построена церковно-приходская школа для мальчиков. В 1904-1905 году построили два боковых придела, также была построена постоянная каменная колокольня, вместо прежней временной и расширен основной придел. В феврале 1930 года собор был закрыт, а в августе взорван. В 1937 году собор был окончательно снесён на кирпичи и для освобождения площади. Могила Корфа была уничтожена. На месте собора были построены ворота парка ОДОСА. Площадь перед парком получила название «Комсомольская площадь», от неё начиналась улица Карла Маркса. На Комсомольской площади в 1956 году поставлен памятник «Героям Гражданской войны на Дальнем Востоке» (скульптор Файдыш-Крандиевский). В 1994 году начались работы по восстановлению собора, для его постройки был выбран проект ГУП «Хабаровскгражданпроект».

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Успения_...

Пугачёв. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Проект постройки каменной соборной церкви в городе Николаевске Самарской губернии (ныне город Пугачев Саратовской области) был рассмотрен и одобрен техническим строительным комитетом 12 июня 1875 года. Собор возводился долго, более двадцати лет. В 1895 году работы по постройке храма были приостановлены в связи со смертью главного ктитора, С. О. Локтева. Они возобновились только через четыре года — в феврале 1899 года трудами местного священника Василия Парадоксова, председателя церковного попечительства. Главный престол собора был освящен 12 сентября 1899 года епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским; †1907), на следующий день было совершено освящение правого придела в честь Казанской иконы Божией Матери. При храме была также устроена колокольня, на которой было три колокола: большой, весом 624 пуда, был отлит в Саратове, средний, весом 300 пудов, был отлит в Ярославле, и малый, весом 200 пудов. В 1936 году была уничтожена колокольня собора. Предполагалось уничтожение и самого храма, но по неизвестным причинам намерение свое гонители не исполнили. В ноябре-декабре 1935 года было арестовано практически все духовенство города Пугачева во главе с викарным епископом Стефаном (Виноградовым). В 1937 году храм был окончательно закрыт, и его здание использовалось в качестве зернохранилища. В 1942 году в нем были возобновлены богослужения, но передан верующим храм был только в 1945 году. Приписаны: молельная комната при ЦРБ в с. Тургеневка Пугачевского района, храм-часовня во имя Святого великомученика Димитрия Солунского г. Пугачева. По материалам сайта «Православие и современность» Комментарии и обсуждение Находящийся в храме иконостас установлен в нём в 1972 г. Он профессионально задуман и исполнен с большим мастерством. По своей архитектуре иконостас трёхъярусный, но иконы 2-х его верхних ярусов двухчастны. В едином поле каждой из них снизу помещено изображение того или иного праздника (вытянутое по вертикали), а над ним - по 2 фигуры святых в рост. 18 июля 2022. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21945

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владивостокской епархии Приморской митрополии), в пос. Раздольное Надеждинского р-на Приморского края. Основан решением Синода РПЦ от 28 дек. 1998 г. при храме в честь Казанской иконы Божией Матери (1914-1916). Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Раздолье. 1911–1916 гг. Фотография. 2011 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Раздолье. 1911–1916 гг. Фотография. 2011 г. В 1887 г. в Раздольном была построена 1-я деревянная Казанская ц., освященная еп. Камчатским, Курильским и Благовещенским Гурием (Буртасовским) . В 1890 г. под фундаментом храма был обнаружен родник, церковь перенесена на другое место и в 1893 г. освящена еп. Камчатским, Курильским и Благовещенским Макарием (Дарским). 27(2?) июля 1908 г. на месте обветшавшего был заложен, а 4 июля 1910 г. освящен новый деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот храм сгорел, поэтому в 1914 г. был заложен кирпичный, с колокольней, к-рый в 1916 г. освятил архиеп. Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский) . При храме действовала церковноприходская школа. В 1928 г. Казанская ц. была закрыта и перестроена, нек-рое время в ней находилась школа, затем - тюремный распределитель, склад оружия. Рядом с территорией храма располагалась воинская часть. С 1970 г. в здании Казанской ц. был открыт клуб Дома офицеров. После возобновления К. м. в помещении бывш. штаба воинской части был оборудован келейный корпус с домовой ц. во имя св. имп. Николая II (2001), в Казанском храме осуществлен ремонт, поставлен резной иконостас. На территории обители находится неск. построек, имеется небольшое хозяйство. До 2006 г. к мон-рю был приписан храм прп. Тихона Калужского в с. Алексеевка Надеждинского р-на Приморского края. Главной святыней К. м. является почитаемый Казанский образ Божией Матери, а также ковчежец с частицами мощей 12 преподобных Оптинских старцев - дар Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни . К маю 2012 г. в К. м. проживали настоятельница мон. Филарета (Фурманова) и ок. 10 насельниц. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Мизь Н. Г., Буяков А. М. Вековой юбилей: К 100-летию епархии. Владивосток, 1999. С. 119; Определения Свящ. Синода от 28.12. 1998 г.//ЖМП. 1999. 1. С. 10; МонастРПЦ. 2001. С. 27; МонастЭС. 2001. С. 206; Первый юбилей//Приморский благовест. 2003. 6(96); Приморье православное: К 110-летию образования Владивостокской епархии. Владивосток, 2008. С. 140-141. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319834.html

18 авг. 1909 г. переведен в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресв. Богородицы (основано в 1886 еп. Гурием (Буртасовским) ), епархиальный цензор проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Мин-ва народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910), редактором «Благовещенских ЕВ» (февр. 1911 - янв. 1912), делопроизводителем Благовещенского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915). В февр. 1910 г. организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры и христ. жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был. В 1915 г. опубликовал «Лекции по методике Закона Божия». В 1920 г. выехал с семьей в Харбин и 1 июня был назначен 2-м священником кафедрального собора во имя свт. Николая. В 1923 г. определен настоятелем харбинской ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Иверская». При Иверской ц. были организованы Музыкальные курсы (с окт. 1927, с 1929 открыты церковнопевч. курсы) и Богословские курсы (с февр. 1928). В эмиграции особенно ярко проявилось преподавательское дарование и организаторские способности прот. Н. Вознесенского, к-рый был бессменным зав. Богословскими курсами, где преподавал Свящ. Писание НЗ и правосл. богослужение. Он также преподавал Закон Божий в Коммерческом уч-ще КВЖД (до нач. 1925), редактировал в Харбине нравственно-церковный ж. «Вера и жизнь» (1925-1926), продолжал работу над учебными пособиями по истории христ. церкви, православно-христ. учению и богослужению, в частности опубликовал 2 изданиями учебник «История русской церкви». С 1931 г. некоторое время был председателем епархиального «Попечительства о бедных духовного звания».

http://pravenc.ru/text/178149.html

В полдень 15-го июня 1897 г. из Казанского собора к месту закладки храма на пересечении улиц Мещанской и Торговой (современный адрес – ул. Челюскинцев, 25) двинулась торжественная процессия городского духовенства и огромного количества народа с хоругвями и иконами. И совершилось, наконец, давно ожидаемое жителями Новой Линии событие – закладка храма во имя апостолов Петра и Павла. Началось строительство. Все каменные работы производились подрядчиком сызранским мещанином Петром Андреевичем Урусовым. К осени 1902 года постройка храма была завершена и уже 9-го ноября в нем была отслужена первая всенощная. 29-го декабря того же года на колокольню были водружены четыре колокола весом более 40 пудов (почти 656 кг), стоимостью 583 рубля, пожертвованные сызранским мещанином Александром Ивановичем Поляковым. 12-го января 1903 г. был заказан иконостас мастеру Александру Андреевичу Лаврентьеву, жертвенник и Престол за 1000 рублей. В то же время были заказаны 25 икон крестьянину села Палех Владимирской губернии, известному мастеру Михаилу Васильевичу Белоусову. Он же выполнил заказ общества официантов, служащих при вокзале «Сызрань» - написал икону на Горнее место «Моление о Чаше». Киот для нее делал мастер Лаврентьев за 100 руб. Все священные принадлежности: священные сосуды, одеяния, ризы, подсвечники и многое другое было пожертвовано добрыми христианами. Великое освящение храма состоялось 21-го декабря 1903 г. Освящал храм епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов). Ему сослужили: наместник Сызранского Вознесенского мужского монастыря архимандрит Антоний (Никольский), протоиерей Симбирского кафедрального собора М.Ф. Троицкий, протоиерей Казанского сызранского собора М.Е. Ксанф и три городских священника. Членами Строительного Комитета по окончании архиерейской Литургии была поднесена Владыке икона святых равноапостольных Петра и Павла и выражена глубокая благодарность за теплое участие и поддержку в их трудах... В 1904 г. епископом Гурием (Буртасовским) был назначен причт в новый храм. Настоятелем стал священник Иоанн Петровочи Гиляровский из села Новая Рачейка Сызранского уезда, диаконом – Николай Порфириевич Флоринский, бывший псаломщик Ильинской церкви и псаломщиком - Иоанн Егорович Спасский, псаломщий из села Михайловки Сенгилеевского уезда. В том же году о. Иоанна Гиляровский был переведен в Успенскую церковь г. Сызрани, а на его место назначен священник Димитрий Петрович Цветков из села Ясашная Ташла Симбирского уезда. Спустя пять лет отца Димитрия Цветкова, переведенного в сызранскую Преображенскую церковь в свою очередь сменит священник Борис Васильевич Востоков. Первым церковным старостой был избран член Строительного Комитета сызранский мещанин Филипп Алексеевич Оленин. Причт жил в домах на улицах Мещанской, Торговой и Петропавловской (ныне – район сельского поселения Варламово)...

http://sobory.ru/article/?object=59545

Вместе с теплыми поздравлениями на это Рождество Христово я получила от создателей этого сайта уникальные подробности последних лет жизни двоюродного брата моего деда — протоиерея Александра Константиновича Волковского, которыми хотела бы поделиться с читателями газеты. Александр родился 22 апреля 1868 года в семье диакона Преображенского храма Самары Константина Петровича Волковского. После окончания Самарской духовной семинарии он 24 июля 1889 года был назначен надзирателем духовного училища города Николаевска (ныне г. Пугачев Саратовской области). С 1 сентября 1892 года он стал законоучителем и учителем Феодоровской церковно-приходской школы Самары. 10 июня 1893 года он был рукоположен в сан иерея епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским) и назначен в Иоанно-Предтеченский храм села Куриловка Новоузенского уезда, а вскоре, 3 января 1894 года, переведен в Троицкий храм села Екатериновка, где прослужил до 14 октября того года. Впоследствии отец Александр служил во Введенской церкви при Самарском епархиальном женском училище, был законоучителем параллельных классов и делопроизводителем совета Самарского епархиального училища, духовником Самарской духовной семинарии и законоучителем образцовой школы при семинарии, членом Самарского епархиального училищного совета, Самарского отделения Императорского Палестинского общества, Самарского епархиального Алексеевского братства. 16 сентября 1906 года стал секретарем правления Самарской духовной семинарии, казначеем (в 1907 году) и действительным членом Православного миссионерского общества по Самарскому комитету. В сан протоиерея он был возведен в 1910 году и около 1917 года служил помощником смотрителя духовного училища в г. Мариуполе. После большевистского переворота и закрытия училища, в 1920 году, протоиерей Александр Волковский эвакуировался из Новороссийска на предоставленном англичанами для русских беженцев судне в Египет. После долгого и тяжелого морского перехода на переполненном корабле попал вместе с другими соотечественниками в семейный палаточный лагерь для русских беженцев Телль аль-Кебир, устроенный англичанами в Египте, посреди пустыни. Воспоминания об этом морском переходе и жизни в лагере содержатся в книге русского журналиста и писателя А. А. Яблоновского «Гости английского короля»:

http://ruskline.ru/opp/2020/02/06/a_hris...

Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. После учреждения Самарской епархии и получения городом губ. статуса (1850-1851) необходимо было возвести монументальный кафедральный собор. В 1853 г. было решено начать строительство, однако помешала нехватка средств. Спасение имп. Александра II от покушения на его жизнь 4 апр. 1866 г. подвигло местные власти ходатайствовать о сооружении храма. Первоначально предполагалось построить собор по образцу Александро-Невского собора в Вятке (ныне Киров, архит. А. Л. Витберг), но горожан не устроил размер храма, а новый вариант в С.-Петербурге признали неудовлетворительным с художественной стороны; проект храма Ж. на 2,5 тыс. чел. был утвержден Государем в 1869 г. 25 мая того же года (в годовщину покушения на императора в Париже в 1867) еп. Самарский и Ставропольский Герасим (Добросердов) заложил храм. Имп. Александр II лично участвовал в освящении места под постройку (1866) и закладке камня в стену храма (1871). Строительством руководили Е. Н. Шихобалов (до 1888), затем А. Н. Шихобалов, с 1890 г.- А. А. Щербачёв; Ж. приезжал на стройку в 1885 и 1889 гг. К 1886 г. была возведена колокольня, в 1887 г. водружен крест на главный купол. В 1888 г. Ж. составил 2 варианта плана внутренней отделки, один из к-рых «в чисто византийском стиле» (без лепных украшений, фактически - в рус. стиле XVII в.) был утвержден Самарской думой. Нижний храм был освящен во имя свт. Алексия, митр. Московского, покровителя Самары 7 янв. 1892 г., к годовщине кончины еп. Серафима (Протопопова), погребенного в крипте. 28-30 авг. 1894 г. состоялось освящение еп. Гурием (Буртасовским) 3 верхних престолов в честь Воскресения Христова, во имя св. Александра Невского и святых, память к-рых отмечается 4 апр. Как и в образцовом проекте сельской церкви для Подольской губ. (1869), кафедральный собор в Самаре приобрел черты визант., рус.

http://pravenc.ru/text/182241.html

Село Елховка, расположенное на левобережье р. Кондурча, основанов 1745 г. на землях капитана Петрова 329 Название дано, вероятнее всего, по близлежащему оврагу Елховый, впадающему в р. Кондурчу. «Елха» – диалектный вариант от слова «ольха». Елховый, собственно, означает ольховый. По названию первой церкви село иногда называли Покровской Елховкой. Елховка была достаточно крупным населённым пунктом и являлась волостным,а затем и районным центром. «Экономические примечания» к Генеральному межеванию в Самарскомуезде Симбирской губернии свидетельствуют, что в начале XIX в. село Покровское (Елховка тож) находилось в общем владении капитана Ильи Петровича Ульянина, а также пахотных солдат, однодворцев, экономических и ясашных крестьян казённого ведомства. По 5 ревизии (1795 г.) в Елховке проживали: владельческие крестьяне капитана Ульянина – 48 человек мужского и 51 – жен. пола в 10 дворах; ясашные крестьяне – 243 человека муж. пола и 266 – жен. пола в 69 дворах; экономические крестьяне – 76 человек муж. пола и 47 – жен. пола в 30 дворах; пахотные солдаты – 15 человек муж. пола и 12 – жен. пола в 7 дворах; однодворцы – 54 человека муж. пола и 34 – жен. пола в 20 дворах. В 1807 г. прихожане Елховки построили небольшой каменный храм с колокольней вместимостью около 300 человек. Престол был освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храмозданную грамоту выдал 20 августа 1802 г. епископ Серапион (Александровский). На территории храма находилась деревянная сторожка, вокруг – деревянная ограда. В 1882–1887 гг. церковь была перестроена и в 1893 г. заново освящена епископом Гурием (Буртасовским). По указу Самарской духовной консистории от 1 декабря 1901 г. за 8523, причт Покровской церкви состоял из двух священников, диакона и псаломщика. Содержался причт на добровольные пожертвования, хлебный сбор и казённое жалование. Кроме того, в собственности духовенства числилась земля – 49 десятин. В 1898 г. сельское общество решило выделить дополнительно 15 десятин для содержания второго штата и за свой счёт построило жильё для причта.

http://sobory.ru/article/?object=29742

Активная борьба юноши за православную веру и Церковь привлекли внимание епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского; 1845-1907), деятельного миссионера, много сделавшего для развития единоверия в Самарской епархии, к которой до 1927 года относилось и нынешнее Саратовское Заволжье. Преосвященный Гурий сам охотно служил по старому обряду, строго соблюдая уставы и обычаи единоверия, и привлекал к противодействию расколу приходских священников своей епархии. Осенью 1894 года в уездном городе Николаевске Самарской губернии (ныне г. Пугачев Саратовской области) был заложен, а в мае 1895 года освящен Преосвященным Гурием единоверческий храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расположен на углу улиц Казанской и Московской (ныне К. Маркса и М. Горького). Ктитором строительства был николаевский купец И. С. Протопопов. По всей видимости, в клире Самарской епархии не нашлось в тот момент кандидата на священную степень, которого бы принял приход , и по благословению Преосвященного Николая (Налимова), епископа Саратовского и Царицынского (1852-1914), Иван Заседателев переходит в Самарскую епархию. В 1896 году Иван Иванович Заседателев был рукоположен во иерея к Рождество-Богородицкому единоверческому храму города Николаевска, где и прослужил 37 лет. Возможно, подготовка к священному служению будущего мученика проходила в миссионерской школе, организованной при Спасо-Преображенском единоверческом мужском монастыре близ города Николаевска, созданной настоятелем обители архимандритом Тихоном (Оболенским; 1856-1926), будущим викарным епископом Самарской епархии. По поздним воспоминаниям, к архимандриту Тихону отец Иоанн приходил «за назначением» (видимо, за рекомендацией на рукоположение). При этом ни обычного школьного, ни семинарского образования бывший старообрядец не получил и самого себя называл самоучкой. Рукоположение крестьянского юноши без образования в те годы было редкостью; в данном случае оно говорит о большом стремлении молодого миссионера к знаниям, о его способности самообучением восполнить недостаток классического образования. 14 января 1901 года архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Николаевского, викария Самарской епархии, и под его омофором проходило дальнейшее священное служение отца Иоанна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Фрески внутри храма (на куполе Спас-Вседержитель и апостолы) выполнила группа московских художников, специально приглашённая по этому случаю в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком. Спасо-Преображенский кафедральный собор в состоянии одновременно принять три тысячи прихожан. Спасо-Преображенский кафедральный собор имеет два раздельных придела, основной, с центральным входом и малый (нижний храм), находящийся под основным. Современный адрес : Россия, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 24 Телефон : 21-57-59 Подробнее... Собор Успения Пресвятой Богородицы (Хабаровск) [ править править код ] Средства на строительство собрал купец первой гильдии А. Ф. Плюснин. Закладка произошла в 1876 году, но, вследствие нехватки средств строительство храма началось только в 1884 году. Руководил строительством полковник В. Г. Мооро, а проект храма разработал инженер С. О. Бером. 16 декабря 1886 года собор был освящён епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским Гурием (Буртасовским), тогда же прошла первая рождественская служба. Градо-Хабаровский Успенский собор на почтовой открытке, 1917 год. В 1891 году в честь приезда цесаревича Николая был построен придел, названный в честь Николая Чудотворца. В 1892 году собор был освидетельствован специальной комиссией. В Успенском соборе был похоронен барон Андрей Николаевич Корф (1831—1893), первый Приамурский генерал-губернатор. В 1894 году была поставлена временная деревянная колокольня и в соборе установили 185 пудовый колокол. В то же время собор обзавёлся первыми канделябрами. В 1895 году при соборе была построена церковно-приходская школа для мальчиков. В 1904-1905 году построили два боковых придела, также была построена постоянная каменная колокольня, вместо прежней временной и расширен основной придел. Адрес : Россия, г. Хабаровск, Соборная пл., 1 Телефон: +7 (4212) 31-46-02 , 31-85-24 Подробнее... Храм святителя Иннокентия Иркутского (Хабаровск) [ править править код ] Свою историю старейшая церковь Хабаровска ведет с 1870 года, когда на склоне Военной горы, на берегу реки Чардымовки (сейчас Амурский бульвар) была поставлена деревянная церковь, освященная в честь покровителя Сибири и Дальнего Востока Иннокентия Иркутского. Через четверть века церковь обветшала и уже не вмещала всех прихожан, потому в 1896 году городские власти и епархиальное управление приняли решение о строительстве каменного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Хабаровск

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010