Указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода от 30 августа 2019 года ( журнал 105 ) монахиня Елисавета (Никишкина), насельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга, в связи с назначением на должность настоятельницы Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы была возведена в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием служения в сане пресвитера протоиерей Михаил Гундяев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Женевы, был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы». На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. В сугубую ектению были включены прошения о сохранении творения Божия и на начало учебного года. Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о благостоянии мира: «Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его. Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих. Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй нас, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». Затем Святейший Владыка прочитал молитву об учащих и учащихся:

http://patriarchia.ru/md/db/text/5493932...

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков). С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания. В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года. В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3235453...

26 декабря 1974 г. решением Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода архимандрит Кирилл (Гундяев)ныне Святейший Патриарх — был назначен ректором Ленинградских духовных академии и семинарии. Он стал самым молодым ректором в истории академии, заняв эту должность в возрасте 28 лет. В 1976 г. архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа, а в следующем году — удостоен сана архиепископа. Архимандрит Кирилл стал ректором Ленинградских духовных школ в разгар так называемой эпохи «застоя». Она началась после отставки Хрущева в 1964 г. и прихода к власти Л.И. Брежнева. В этот период несколько ослабло давление на Церковь, прекратилось массовое закрытие храмов, но вплоть до конца 1980-х гг. Церковь не могла свободно осуществлять свою миссию и оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось и контролировалось государством, а образовательная, миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность и вовсе была запрещена. Под руководством нового ректора началось возрождение отечественной библеистики, был произведен пересмотр учебных планов с целью повышения уровня подготовки семинаристов и студентов академии, осуществлена корректировка содержательного наполнения учебных курсов. Основой академического образования стала самостоятельная научная работа студентов. Одновременно началась работа по описанию в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина архивов Санкт-Петербургской духовной академии, Н.Н. Глубоковского, И.И. Бриллиантова. В 1979 г. по инициативе архиепископа Кирилла и при поддержке главы Учебного комитета при Священном Синоде митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (будущего Патриарха Московского и всея Руси) в Ленинградской духовной семинарии и академии было открыто регентское отделение, на котором обучались девушки. Учреждение регентского отделения стало важным событием в жизни Ленинградских духовных школ, в послевоенный период, когда после жесточайших гонений 1920-1930-х гг. вновь открылись сотни храмов, культура церковного пения уже была во многом утеряна.

http://patriarchia.ru/db/text/643662.htm...

По его словам возрождаемый собор был построен на месте, священном для «миллионов живших и живущих», причём: «Не только в Татарстане, не только в России, но и во всей Вселенной». Казанский митрополит вспомнил известные строки В.С.Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом. - Чтобы чаще Господь замечал», добавив, что это - ещё и «золото наших сердец, золото нашей любви к Богу, к чистоте, к Матери Божией, золото нашего мирного бытия». После своего выступления митрополит Казанский и Татарстанский Феофан призвал верующих к совместной молитве, совершив чин освящения крестов и окропив всех собравшихся. Вслед за этим состоялись подъём и установка с помощью высотного крана центрального креста на главный купол собора Казанской иконы Божией Матери. Под молитвенные возгласы собравшихся сияющий на солнце крест взмыл в небо и занял подобающее ему место. Часть верующих после этого приложилась к другим освящённым крестам. Их водружение планируется осуществлять в рабочем порядке с учётом погодных условий и мер безопасности. Завершилась церемония без пятнадцати минут второго. Следует напомнить, что начало реализации проекта возрождения одного из самых известных православных храмов России, основанного на месте явления в 1579 г. чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, положило подписание Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым 4 ноября 2015 г. Указа No УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Первый камень (памятную капсулу) в основание воссоздаваемого собора заложил 21 июля 2016 г. - в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), посетивший с этой целью с архипастырским визитом Татарстан. Благодаря, главным образом, усилиям «Фонда Возрождения», возглавляемого первым Президентом (ныне - Государственным Советником) Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым, а также слаженной работе светских властей и священноначалия Татарстанской митрополии, за достаточно короткие сроки удалось в целом отстроить уничтоженный в 1932 г. пятиглавый собор практически в его первоначальном виде.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/18/mi...

Будучи человеком глубоко верующим, Василий Гундяев почти весь свой заработок отсылал на Святую Гору Афон, где его род был записан на вечное поминовение в нескольких монастырях. После прихода к власти большевиков Василий Степанович активно боролся с обновленчеством. В 1921 году он был арестован и более двадцати лет, с небольшими перерывами, провел в тюрьмах и лагерях. В конце 1950-х годов он был рукоположен в сан священника и несколько лет служил в одном из храмов на территории Башкирии. На склоне лет, отпущенный на покой лично Святейшим Патриархом Алексием I, иерей Василий Гундяев вернулся в с. Оброчное, где и скончался 31 октября 1969 года на 90-м году жизни. В отпевании и погребении приняли участие сын почившего протоиерей Михаил Гундяев и два его внука — иерей Николай, преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл, студент ЛДА, ныне Патриарх Московский и всея Руси. Могила дедушки Святейшего Патриарха находится на кладбище с. Оброчное, за ней ухаживают местные жители и священнослужители Ичалковского благочиния. Параскева Ивановна Гундяева происходила из с. Лада (ныне Ичалковский район Мордовии). Выйдя замуж за Василия Степановича Гундяева, она родила и вырастила восемь детей, в том числе Михаила Васильевича Гундяева, отца будущего Святейшего Патриарха Кирилла. После того как Василий Степанович, по возвращении из заключения, где он находился за свои религиозные убеждения, принял сан священника, Параскева Ивановна переехала с мужем к месту его служения. После кончины мужа в 1969 году она переехала на жительство в Саранск, где скончалась в день памяти супруга — 31 октября 1974 года, не дожив десяти дней до своего 90-летия. Отпевание Параскевы Ивановны, проходившее в Иоанно-Богословском соборе г. Саранска, совершили митрофорный протоиерей Николай Гундяев и архимандрит Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Параскева Ивановна Гундяева погребена на ближнем Ключаревском кладбище г. Саранска. Несколько раз в году митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершает на могилах священника Василия Степановича Гундяева в Оброчном и Параскевы Ивановны Гундяевой в Саранске заупокойные богослужения.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5480424...

Экскурсовод Александр Захаров подробно рассказал об истории создания храма и его основных реликвиях. Место, где стоит храм, сначала было приписано к Троице-Сергиевой лавре, затем — Псковскому архиерейскому дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1894-1900 годах выдающимся архитектором Василием Косяковым, построившим также Николаевский Морской собор в Кронштадте, храм иконы Божией Матери «Милующая» («Достойно есть») и другие. Новый просторный храм быстро обрел многочисленных прихожан. Благодаря уникальным инженерным решениям в каждой точке храма было хорошо видно и слышно. За богослужениями пел хор подворья, сохранявший традиции древнего монастырского пения. В советское время обитель пережила тяжелые времена, братию и прихожан подвергали арестам по сфабрикованным делам. Среди арестованных был и певчий Михаил Васильевич Гундяев, отец будущего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1934 году церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта и превращена в склад. В годы Великой Отечественной войны храм чудом уцелел. В 1956 году в здании церкви открылся первый в Ленинграде крытый ледовый каток, где в свое время тренировались будущие олимпийские чемпионы — фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Со временем каток стал приходить в упадок. В 1991 году подворье передали Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина пустынь. Началось восстановление храма, которое длилось более 20 лет. В 1993 году в южном приделе храма возобновились богослужения. 15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Кириллом храм Успения Божией Матери был освящен великим чином. Ныне в храме находятся крест с частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей святых, рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского, иконы с мощами великомученика и целителя Пантелеимона, преподобных старцев Киево-Печерских и Оптинских, образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Афоне.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Закладку храма 25 июля 1906 года освятил благочинный, настоятель Спасо-Сенновской церкви, протоиерей Николай Травинский; строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев, и за 87 дней оно было завершено. 1 марта 1907 года прот. Николай Травинский освятил храм. До 1923 года храм продолжал быть приписным к Благовещенской церкви, а затем получил самостоятельность. Первым настоятелям стал священник Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Серафимовский храм закрывался только в блокадную зиму 1942 года, когда в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников». 28 апреля 1942 года храм был передан церковной общине и возрожден. Когда пришла весть о снятии блокады, ожившие церковные колокола звонили двое суток. Протоиерей Василий Ермаков (1927-2007) В разное время настоятелями Серафимовского храма были: протоиерей Михаил Гундяев (13.10.1974) — отец ныне правящего Святейшего Патриарха Кирилла, протоиерей Владимир Лютик (16.10.1981). С 1981 по 2007 годы настоятелем храма являлся протоиерей Василий Ермаков — один из самых заслуженных священнослужителей епархии, опытнейший духовник, за советом к которому приезжали со всех уголков России. Он родился в 1927 года в Болхове Орловской области в верующей семье. В 1943 года из оккупированного города был угнан немцами как военнопленный в Эстонию. В лагере познакомился с Алексеем Ридигером — будущим Патриархом Алексием II. В 1946 года по его приглашению приехал в Ленинград, в 1949 года закончил первым выпуском только что возрожденную Духовную семинарию, через 4 года — академию, после чего был рукоположен в священный сан. Служил в Николо-Богоявленском соборе, с 1976 — в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), с 1981 — настоятелем в Серафимовском храме. Протоиерей Василий Ермаков скончался 3 февраля 2007 года на 80-м году жизни и был похоронен на Серафимовском кладбище. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время храм преподобного Серафима Саровского является одним из самых любимых и посещаемых верующими храмов. Все, кто побывал в этой церкви хотя бы один раз, отмечают удивительный молитвенный дух. Под этими сводами усердно молились Богу несколько поколений прихожан, которые даже в самые трудные для Православной Церкви времена не предали ее и сохранили Веру Православную. С 2007 года крепкий и дружный приход, насчитывающий несколько сот человек, возглавляет протоиерей Николай Коньков, который служит в нем с 1984 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прп._С...

Правительство Финляндии стремилось к автокефалии, за которой обратилось к Константинопольскому Патриарху. В июле 1923 года Патриарх Мелетий IV принял Финляндскую Церковь в свою юрисдикцию в качестве епископии с правом широкой автономии. В 1924 году архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) был отстранен властями от управления Церковью, а в 1925 году главой Финляндской Церкви стал епископ Сортавальский Герман (Аав) с титулом Архиепископа Карельского и всей Финляндии. В 1935 году Выборгская епархия была восстановлена. Но по результатам Советско-финской войны с 1940 года Выборг вместе с Карельским перешейком отошел к СССР, войдя таким образом в состав Ленинградской епархии. Даже после эвакуации Выборгского епархиального управления епископ Александр (Карпин) носил титул «Выборгский», измененный после 1945 года, по окончании Великой Отечественной войны. В 1944 году Выборг окончательно вошел в состав СССР. Тогда в городе образовалась небольшая группа людей, которые в августе 1946 года подали прошение митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой возобновить службы в сохранившемся, но опустошенном соборе. С марта 1948 года выборгский Спасо-Преображенский собор стал утешением для верующих всего Выборгского района Ленинградской области и даже одним из мостов дружбы, связывающих народы двух соседних стран. 19 июля 1962 года решением Священного Синода был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской епархии. С 1976 года в течение 10 лет свое архипастырское служение как епископ Выборгский, викарий Ленинградской епархии, совершал Преосвященнейший Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. 12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Первым епископом Выборгским и Приозерском стал Преосвященнейший Игнатий (Пунин). Полный титул архиерея «Выборгский и Приозерский» указывает на связь не только с Выборгской и Финляндской епархией, но и со старинной Корельской (Кексгольмской) кафедрой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4988915...

Во второй половине дня заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению посетил ИК-4 г. Салавата. На территории колонии имеются участки почти всех видов режимов содержания — особый, строгий и общий, а также помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора. Руководитель отдела по тюремному служению Салаватской епархии протоиерей Валентин Попов и духовно окормляющий исправительную колонию иеромонах Зосима ознакомили участников с устройством храма, находящегося на территории учреждения УИС. В этой колонии такой же высокий процент работающих на производстве осужденных. При этом администрация колонии всегда идет навстречу желающим принять участие в богослужениях, в том числе в Божественной литургии, совершающейся в тюремном храме. По приглашению тюремного имама мечети Ак-Юл Илшата Загидулина присутствующие осмотрели мечеть при ИК-4. Далее гости посетили Покровский мужской монастырь в с. Дедово. Встретил гостей наместник монастыря игумен Николай (Чернышов), который рассказал историю становления монастыря и житие преподобной Зосимы Эннатской. Обитель была основана помещиками Эннатскими 30 сентября 1893 года как Покровская женская община при церкви села Прасковьино-Васильевка. В 1898 году преобразована в женский монастырь. В Покровском монастыре начала свой иноческий путь преподобная Зосима Эннатская, Уфимская. Святые мощи преподобной старицы пребывают ныне в монастыре и являются главной его святыней. Гости смогли приложиться к мощам преподобной Зосимы и посетить святой источник. С 2000 года после восстановления монашеская обитель была реорганизована в Покровский мужской монастырь. На третий день визита в Башкортостанскую митрополию состоялся выезд в г. Бирск — в Бирскую епархию. На территории Свято-Троицкого кафедрального собора прибывшую группу встретили епископ Бирский Спиридон и секретарь Бирской епархии протоиерей Сергий Рыжаков. Владыка Спиридон провел экскурсию по собору и паломническому центру. Также гости посетили Михаило-Архангельский храм г. Бирска, где в 1953-1954 гг. служил диаконом Василий Степанович Гундяев — дед Святейшего Патриарха Кирилла. Во время визита в Башкортостанскую митрополию в 2016 году храм посетил Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/5956263.ht...

— Что такое пастырское призвание, владыка? — Очень непростой вопрос. Какого-то однозначного ответа дать, наверное, невозможно. Существует немало различных определений, сформулированных авторитетными церковными учителями. Могу сказать одно — пастырское призвание должно не просто осознаваться человеком, оно должно быть «выстрадано». Решение о поступлении в семинарию и, тем более, о принятии священного сана не может быть несвободным, оно не принимается по послушанию от духовника или по настоятельным рекомендациям родственников. Искание пастырства должно проистекать из искания Царства Божия. Желание стать священником, диаконом, монахом обязано быть внутренне сопряжено с готовностью к жертвенному служению ближнему, готовностью сострадать человеку, по апостольскому слову радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12:15). При всем этом каждый ищущий священства должен осознавать собственное недостоинство, видеть свои немощи, полагаться на милость Божию и воспринимать священство как бесценный дар Пастыреначальника Христа и как особый жизненный крест. Важно, чтобы в своей душе человек ощущал твердо звучащий голос Божий, зовущий на подвиг длинною во всю жизнь. — Каковы Ваши воспоминания о годах обучения в Петербургских духовных школах? — Мое поступление в Ленинградскую духовную семинарию пришлось на 1975 год. Это было особое время, когда ректором духовных школ был архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев) (нынеСвятейший Патриарх Московский и всея Руси), имевший среди студентов и профессорско-преподавательской корпорации большой авторитет. Владыка-ректор принимал у нас экзамены, и по их итогам меня сразу определили во второй класс. Сказалась серьезная подготовка у моих наставников — вятских пастырей, снабдивших меня приличным багажом различных знаний. Влияние владыки-ректора на студентов и на меня лично было огромным. Особо запомнились его содержательные проповеди, которые никогда не сводились к простому назиданию и нравоучению, но всегда затрагивали самые животрепещущие и волнующие нас вопросы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5246401...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010