Священник Александр Гумилевский – клирик храма Рождества Христова на Песках Дело организации приходской благотворительности в Петербурге, которое следует признать весьма успешным и заслуживающим самой высокой похвалы и одобрения, всецело принадлежит священнику Александру Гумилевскому (1830-1869) – клирику храма Рождества Христова на Песках, выпускнику Санкт-Петербургской Духовной Академии [см.: 8, с. 40-45]. Как священнослужитель о. Александр отличался особым даром проповедничества. Его проповеди отличались простотой, понятностью даже для необразованного слушателя, в необычайной сердечности и искренности. Больше всего о. Александр любил проповедовать о любви к ближнему, о милосердии и сострадании. Его речи проникали в самое сердце верующих и никого не могли оставить безучастным или равнодушным. Главной заслугой о. Александра и делом всей его подвижнической жизни стало учреждение при Хриторождественском храме на Песках братского приюта для нищих детей и пожилых людей, а также организация различных форм приходской благотворительности. Это было новшеством не только для Петербурга того времени, но и для всей дореволюционной России. Пески как исторический район Петербурга в то время, когда там начинал свое служение о. Александр (середина 1850-х гг.), были довольно бедным и провинциальным уголком. Мытная площадь, находившаяся там, где чуть позднее в 1864-1866 гг. был разбит Овсянниковский сквер (место гражданской казни Н.Г. Чернышевского 19 мая 1864 г.), представляла во время весны и осени место особой непролазной грязи. «На этой площади тогда устраивался эшафот, читали преступникам приговоры, свистали плети палачей… Песковс кие обитатели весьма часто, целыми толпами, сбегались на эти печальные сцены» стб. 49]. Летняя Конная (ныне Греческая) площадь, находившаяся с другой стороны Песков, в 1850-е гг. представляла собой топи и болота. Летом на песковских улицах, за исключением Слоновой улицы (ныне Суворовский проспект), росла трава, а после дождя «бывали такие лужи и озера, что утки купались в них по целым неделям; зимой, перед окнами домов жителей красовались сугробы снега, которые не убирались, а с наступлением весны уничтожались сами собой» стб. 49].

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

В эти годы его статьи публиковались в ежемесячном духовном журнале «Странник», который был основан в 1860 г. протоиереем В.В. Гречулевичем, и выходил до 1917 г. Журнал этот сыграл большую роль в деле религиозного и богословского просвещения в России. Кроме того, отец Александр стал активным сотрудником ежемесячного духовно-литературного журнала «Дух Христианина». Журнал издавался группой молодых священников под руководством священника А.В. Гумилевского в 1861 – 1865 гг. Это издание было рассчитано на духовенство и среднеобразованного светского читателя, и придерживалось апологетической направленности. Диакон А.А. Лебедев заведовал в «Духе Христианина» отделом критики и библиографии. Он опубликовал в этом журнале несколько своих статей и рецензий, старался привлекать в журнал статьи и сотрудников. Много лет своей жизни А.А. Лебедев посвятил педагогике. Ему довелось преподавать в Штурманском училище в Кронштадте, в Роте торгового мореплавания, в Первой классической гимназии С.-Петербурга, в приюте Утина. 03.05.1864 г. А.А. Лебедев был рукоположен во священника и определён к церкви Св. Николая в Кронштадте при Штурманском Училище . Кроме того, в Штурманском училище отец Александр преподавал Закон Божий и русскую словесность (интересуясь русской литературой, он преподавал этот предмет с большой любовью). В должности преподавателя и священнослужителя он дважды «по вольному соглашению» совершил с морскими кадетами плавание на фрегате «Громобой». Во время этих походов он участвовал в закладке, а затем и освящении Гангутского памятника – Креста, в честь первой морской победы Петра I, когда русский регулярный флот в 1714 году у этого мыса разбил шведскую эскадру. Помимо этого, он преподавал в Кронштадте в частном пансионе, в Школе Торгового Мореплавания, проводил беседы с матросами. В здании Штурманского Училища при его содействии была устроена детская библиотека для жителей Кронштадта. Отец Александр проводил в библиотеке беседы с детьми, причём не только духовные, но и по ботанике, физике, ставил физические опыты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Во второй год существования приюта было переменено три мастера, и все трое были пьяницы. В-четвертых, рукодельный приют для девочек. Хотя девочки обучались рукоделию и в приюте-школе, но отец Александр задумал учредить специальный для них рукодельный приют, нечто вроде мастерской, целью которой было бы не обучение вообще, а главным образом мастерство. Этот приют помещался в другом доме. Обучавшиеся в нем девочки целый день сидели за работой, с девяти утра до девяти вечера. Два раза в неделю они посещали школу-приют для ознакомления с «науками». В первый год девочек в приюте было 14, все были приходящие. Обучением их занималась жена чиновника, которая за свои труды получала даровые стол и квартиру и, кроме того, свободна была в продолжение двух дней в неделю, в которые девочки приюта посещали школу. С этой учительницей скоро вышли какие-то неприятности, ей было отказано от места; это было, когда не прошло еще и года с основания приюта. После этого рукодельный приют был соединен с приютом-школой и стал под заведование одной из диаконисс. Эта женщина не была какой-либо специальной мастерицей, но, как и все женщины простого класса, умела шить, и в пределах своего уменья обучала шитью и подведомых ей учениц, и только. Ученицам же теперь, с перемещением, приходилось посещать школу ежедневно. Таким образом, рукодельный приют прекратил, собственно говоря, самостоятельное существование, слившись с приютом-школой, и числился только на бумаге и по инерции. В-пятых, женскую богадельню на пять кроватей. В-шестых, бесплатную квартиру для нищих обоего пола, в которой помещалось от 15 до 20 человек. Квартира эта оказалась в ведении отца Гумилевского с мая 1864 года, но учреждена была значительно ранее, на средства графини Т. Д. Протасовой и княгини М. Д. Долгорукой, по 7-й улице Песков, в доме Безродного, где помещались содержимые помянутыми графиней и княгиней ясли для грудных младенцев. При яслях и существовала квартира для десяти бедных женщин. Когда ясли, по обстоятельствам, учредительницы перенесли в другой город, они передали бесплатную квартиру, бывшую при яслях, в ведение отца Гумилевского, к учреждаемому им братству, с обязательством уплачивать ежегодно на содержание квартиры 400 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884-1917), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым) . Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857-1867), «Духовная беседа» (в 1858-1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860-1917), «Духовный дневник» (Х., 1864-1866). В 60-х гг. XIX в. появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860-1917) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий ), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858-1877) В. И. Аскоченского , «Душеполезное чтение» (М., 1860-1917), «Дух христианина» (СПб., 1861-1865) свящ. А. Гумилевского , «Духовный вестник» (Х., 1862-1867), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863-1917). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих Ж. д. публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60-70-х гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати. «Русский паломник». 1917. 7. Обложка (ГПИБ) «Русский паломник». 1917. 7. Обложка (ГПИБ) 1918-1935 гг. После 1917 г. количество Ж. д. стремительно сокращалось. В 1918 г. продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 г., на протяжении 1918-1920 гг.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884–1917), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым). Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857–1867), «Духовная беседа» (в 1858–1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860–1917), «Духовный дневник» (Х., 1864–1866). В 60-х гг. XIX в. появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860–1917) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858–1877) В. И. Аскоченского, «Душеполезное чтение» (М., 1860–1917), «Дух христианина» (СПб., 1861–1865) свящ. А. Гумилевского, «Духовный вестник» (Х., 1862–1867), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863–1917). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих Ж. д. публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60–70-х гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати. Офиц. церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860–1922 гг. и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из офиц. и неофиц. отделов. С 1875 г. ж. «Церковный вестник» (СПбДА) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода – ж. «Церковные ведомости», состоявший из офиц. части и прибавлений и выходивший до 1918 г. К центральным офиц. церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890–1917; с 1911 «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (К., 1917–1918), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896–1917), ж. Училищного совета при Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История «Прибавлений» теснейшим образом связана с изданием ТСО при Московской духовной академии. «Прибавления» - как очевидно и из самого названия - появляются при патрологической серии «Творений», что оказывается характерной и исключительной особенностью данного журнала по сравнению, по крайней мере, со всеми русскими периодическими изданиями 6 . В конце 30-х гг. XIX в. в переписке свт. Филарета (Дроздова) с ректором Академии архим. Филаретом (Гумилевским) обсуждались одни только ТСО. Свт. Филарет всецело поддержал идею развития при Академии переводческой деятельности, пытаясь при этом склонить ректора к более фундаментальному и систематичному подходу в выборе и начертании плана. «Печатать переводы святых отцов - дело весьма хорошее, полезное и достойное всякого поощрения. Но искрошить каждого святого отца на части, потом смешать всех и таким образом печатать, - не знаю, похвалите ли это и вы, хотя таков почти ваш проект. В издании периодическом срочном это оправдывается журнальною поспешностью и потребностью разнообразия для журнала: но вы предпринимаете издание не срочное...» ( Письма Филарета, митр. Московского, к Филарету Гумилевскому ) 7 . Из вышеприведенных слов видна идея систематического издания, которая в полной мере была реализована при издании ТСО. Однако и «Прибавления» под влиянием ТСО стали выходить в совмещенном формате журнала и одновременно серии, с пространными статьями, архивными материалами, посвященными духовному просвещению, образовательной и миссионерской деятельности Церкви. С 1843 по 1891 г. вышло 48 частей 8 «Прибавлений». Хотя это число точно соответствует числу лет в указанном диапазоне, данное совпадение только кажущееся, поскольку в действительности в издании ТСО с «Прибавлениями» было два перерыва, первый из которых продолжался в течение 7 лет, а второй - в течение 8. Поэтому в среднем в год выходило ок. 1, 5 тома «Прибавлений». В общей сложности за одно и то же время было опубликовано 48 частей «Прибавлений» и 57 томов ТСО (1843-1864, 1871, 1872, 1880-1891 гг.).

http://bogoslov.ru/pribav/about

Не беспристрастна, исторически ограничена и позиция архиепископа Филарета, который в самом раскрытии смысла исторического процесса в жизни Русской Церкви и его отдельных проявлений находился под влиянием официальной точки зрения, смотрящей на историю главным образом со стороны правительственных перемен и действий отдельных выдающихся личностей. Слабо раскрыты отделы о религиозно-нравственном состоянии церковного общества, вследствие чего, например, все расколы и ереси нередко представляются какими-то случайностями, совне превзошедшими явлениями, «возникшими в невежественных массах под влиянием злонамеренных обольстителей». Бытует мнение, что работа архиепископа Филарета скоро потеряла свое значение в связи с появлением трудов митрополита Макария и академика Е. Е. Голубинского . Однако это не совсем так. Конечно, впоследствии появились исследования, выполненные на несравненно более высоком научном уровне, но некоторые изыскания и наблюдения Преосвященного Филарета, выдвинутая им периодизация делают её ценной до сего дня. Любовью к отечественной истории был увлечён и младший товарищ Филарета (Гумилевского) по Московской духовной академии – Александр Васильевич Горский. В «Прибавлениях к творениям святых отцов», начавших выходить при Московской духовной академии с 1843 года, А. В. Горский опубликовал ряд прекрасных монографий и статей по древней русской церковной истории. Будучи профессором кафедры церковной истории в академии, а с 1864 года – ее ректором, протоиерей Александр Горский в течение тридцати лет ( 1875) славно трудился на ниве церковно-исторической науки. На его трудах, на курсе его лекций воспитывалось не одно поколение русских церковных ученых. Советов и указаний этого удивительно эрудированного подвижника науки искали такие видные мыслители, как М. П. Погодин, тот же архиепископ Филарет (Гумилевский) , гр. М. В. Толстой , И. И. Срезневский , М. И. Сухомлинов, О. М. Бодянский, Е.Е. Голубинский и другие. Особое достоинство отца Александра Горского как ученого заключалось в склонности к поиску и анализу источников. Работы Горского являются образцом добросовестности и основательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Следующим по времени было издано «Православное догматическое богословие» архиепископа Филарета (Гумилевского) 6 . Данный труд представляет собой переработанный курс лекций по догматическому богословию, составленный в период ректорства владыки Филарета в Московской духовной академии (МДА) в 1835–1841 годах. Книга была впервые напечатана в 1864 году, быстро получила широкую известность и за восемнадцать лет переиздавалась два раза 7 . В 1878–1891 годах был издан в пяти томах «Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов)» епископа Сильвестра (Малеванского) 8 , основанный на лекциях по  догматическому богословию, читавшихся автором в КДА. Текст данного труда первоначально печатался в журнале «Труды Киевской Духовной Академии» в 1877–1891 годах. Последним по времени вышел в свет четырехтомник ректора Вологодской духовной семинарии протоиерея Николая Малиновского «Православное догматическое богословие» 9 . За первый и второй тома данного труда автор был удостоен ученой степени магистра богословия, однако в получении ученой степени доктора за третий и четвертый тома ему было отказано. Во многих духовных школах России XX века эта догматическая система пользовалась большим спросом. Для V и VI богословских классов духовных семинарий отцом Николаем был составлен также двухтомник «Очерк православного догматического богословия» 10 . Первая часть настоящей статьи посвящена характеристике и сравнительному анализу понимания догмата и задач догматики в пяти названных догматических системах. Во второй части рассматривается и сопоставляется понимание методологии догматического богословия в этих системах. Основные выводы по всей статье, а также краткая характеристика влияния рассматриваемых догматических трудов на другие учебные пособия по догматике, использовавшиеся в системе духовного образования в это же время, приведены в заключении. 1. Понимание догмата и задач догматики Авторы всех пяти основных догматических систем согласны в определении догматического богословия как системы православного вероучения, имеющего своим предметом догматы. При этом понимание ими как самого термина  догмат , так и задач догматики различно и требует обстоятельного рассмотрения.

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

17 июля 1860 г. назначен и 21 авг. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик. Пермской епархии. Являлся вице-президентом екатеринбургского попечительного комитета о тюрьмах, почетным членом Пермского губернского статистического комитета. 19 мая 1862 г. переведен на Оренбургскую и Уральскую кафедру, назначен членом Московской синодальной конторы. Прибыв в Оренбург, вынужден был вмешаться в конфликт, возникший между прежним архиереем и ген.-губернатором А. П. Безаком, добивавшимся ликвидации кафедры. Примирения удалось достичь после того, как В. предложил сократить расходы на содержание кафедры с 10 до 3 тыс. р. серебром в год. В 1864 г. В. издал распоряжение и инструкцию о составлении в приходах церковных летописей, указом Синода от 12 окт. 1866 г. рекомендовалось распространить этот опыт в др. епархиях. В. прославился бескорыстием и строгостью жизни. Особое внимание уделял соблюдению в мон-рях устава, упорядочению назначений на священнослужительские места, занимался миссионерской деятельностью. По его ходатайству в Оренбурге были открыты попечительство о бедных духовного звания (1866) и Богодуховский муж. мон-рь, предназначавшийся для миссионерской работы (1867). В. являлся вице-президентом оренбурского комитета о тюрьмах (с 28 янв. 1866). 9 нояб. 1866 г. переведен на Черниговскую кафедру, с 31 марта 1868 г. архиепископ. Нашел епархиальные дела в чрезвычайном расстройстве из-за длительного отсутствия архиерея в епархии. Много усилий предпринял для восстановления епархиального управления: в 1867 г. возобновил выборы благочинных, прекратившиеся после смерти архиеп. Филарета (Гумилевского) , издал распоряжение о запрете закрепления мест за девушками-сиротами из духовного сословия (до выхода аналогичного указа Синода), прекратил прием не получивших полного семинарского образования выходцев из др. епархий, к-рые прежде получали места, женясь на сиротах; на священнические места назначал только окончивших богословский курс семинарии; издал распоряжение о том, чтобы никто из духовенства не просил о переводе на др.

http://pravenc.ru/text/154185.html

В конце первой половины XIX в. из-под пера архимандрита Антония Амфитеатрова вышло фундаментальное пособие: «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» . Этот труд получил одобрение духовного руководства, и, согласно определению св. Синода, его надлежало использовать в духовных семинариях. Структурная схема расположения материала в общем напоминала схему, предложенную Ф. Прокоповичем, подразумевавшую деление объёма содержания на две главные части: учение о Боге Самом в Себе и учение о Боге в Его проявлениях «вовне». Однако разделы, касающиеся спасения и освящения человека, были представлены в нём в соответствии с принципом антропоцентричности: в отделении «Учение о человеке» было изложено не только учение о создании, природе, предназначении человека, грехопадении прародителей, но и учение о воплощении Сына Божьего, о спасении, о Церкви, о Частном и Страшном Суде, об участи праведников и грешников. Со временем это пособие было вытеснено из образовательного пространства другим фундаментальным произведением: «Православно-догматическое Богословие» , митрополита Макария Булгакова . Оно было создано в период 1849–1853 гг., и первоначально было издано в пяти томах. Впоследствии неоднократно переиздавалось. Это сочинение охватывало полный курс по догматике, изобиловало библейскими и святоотеческими цитатами, справочным материалом. Представленная в нем богословская система делилась на части, те, в свою очередь, – на отделы, отделы – на члены и параграфы, а крупные параграфы, дополнительно, делились на ещё более частные члены деления. Учитывая величину объёма и ёмкости содержания труда, можно сказать, что во многом такое деление было оправдано. Труд М. Булгакова снискал множество восторженных отзывов, хотя, надо отметить, далеко не все критики отзывались о нем с чувством восторга. Очередным успехом российской богословской науки стало «Православное Догматическое богословие» архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) . Впервые оно вышло в печать в 1864 году. Структурно и по методологической основе оно сближалось с «Православно-Догматическим Богословием» Макария Булгакова , и тоже изобиловало ссылками и цитатами. В тех местах, где было задействовано большое количество ссылок и/или цитат, они были представлены сгруппированными по внутреннему содержанию и типам источников, как то: ветхозаветные писания, Евангелия, Апостол, святоотеческая литература. С целью предостережения читателей от ряда заблуждений автор пособия использовал ложные утверждения западных теологов, которые тут же опровергал.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010