Вопрос о возможности предоставлении автокефалии Грузинской Церкви детально обсуждался на Предсоборном Присутствии в 1906 г. в рамках работы II отдела в «Комиссии по устроению церковных дел на Кавказе» . В процессе обсуждения ученые – сторонники предоставления автокефалии и ее противники – достаточно полно рассмотрели многочисленные проблемы истории и канонического права, связанные с вопросом предоставления автокефалии . Участники дискуссии (профессора И. С. Пальмов, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский и др.), не отрицая наличия автокефалии у Древней Грузинской Церкви, выразили мнение, что это не дает возможности в нынешних исторических условиях (1906) вынести суждение о предоставлении автокефального статуса Грузинской Православной Церкви . Предполагалось вынести решение по этому вопросу на предстоящем Поместном Соборе Русской Православной Церкви . Позиция же представителей Грузинской Церкви была иной. Так, духовенство отказалось признать вновь назначенного в 1908 г Экзарха Никона (Софийского), жизнь которого закончилась трагически. 12 марта 1917 г. на съезде духовенства и мирян было объявлено об автокефалии Грузинской Православной Церкви . Было сформировано Временное Управление Грузинской Церковью, которое возглавил прежний Гурийско-Мингрельский епископ Леонид (Окропиридзе) с титулом «митрополит Тифлисский». Следует отметить, что еще до начала работы Поместного Собора 9 июля 1917 г. Временное Управление Грузинской Церкви, созданное после 12 марта 1917 г., направило делегацию в Петроград под руководством Антония (Гиоргадзе), епископа Горийского, в которую вошли архимандрит Амвросий (Хелая) и прот. Каллистрат Цинцадзе . Делегация обсуждала вопросы по управлению Грузинской Церковью с профессором А. Карташевым, Председателем Временного правительства кн. Е. Н. Львовым, Обер-прокурором Свят. Синода А. Н. Львовым. Делегация была принята Свят. Синодом 1 августа 1917 г. Преосв. Антоний в своем приветственном слове, коснувшись обстоятельств восстановления автокефалии Грузинской Церкви, заключил его следующими словами: «В этом живом чувстве любви о Христе, вспоминая давнее на протяжении столетий и согласное хранение святых догматов веры православной обеими Церквями, крестоносная Церковь Иверская выражает твердую уверенность в том, что отселе две родные по вере и по стремлениям духа Церкви заживут в добром согласии, хотя и не единым языком славят всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос посреде нас» .

http://bogoslov.ru/article/6193220

Экзарх в Чехословакии Архиепископ Пражский и Чешский Елевферий и Представители Православной Церкви в Чехословакии – протоиереи Ч. Крачмар и Г. Новак, игумен Мефодий и Управляющий делами Экзархата Б. Л. Черкес. Экзарх в Западной Европе Митрополит Серафим, игумен Дионисий Шамбои протоиерей А. Сергеенко. Экзарх в Средней Европе Архиепископ Венский Сергий, Архимандрит Арсений, секретарь Экзархата А. П. Струве. Экзарх в США Архиепископ Алеутский и Северо-Американский Макарий и протоиереи И. Дзвончик и А. Присадский. Управляющий русскими приходами в Болгарии Архиепископ Серафим с Архимандритом Пантелеймоном. Благочинный русских приходов в Югославии протоиерей И. Сокальс протоиереем В. Неклюдовым. От Русской Духовной Миссии в Китае Архимандрит Гавриил. Начальник Русской Духовной Миссии в Голландии Архимандрит Дионисий и секретарь миссии г. ван Эпенхайзен. По приглашению Святейшего Патриарха Алексия, на торжества также прибыл в качестве почетного гостя Святейший Католикос-Патриарх всех армян Георг VI в сопровождении Епископа Нахичеванского Карапета и других лиц. Торжественное собрание 8 июля 1948 г. В храме воскресения в сокольниках, посвященное открытию юбилейных торжеств по случаю 500-летия автокефалии русской православной церкви При колокольном звоне Главы и Представители Автокефальных Православных Церквей входят во храм, встречаемые Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, и занимают места за столом Президиума. Последним прибывает Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Все встают. Патриарх благословляет присутствующих. За столом Президиума заняли места: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; Святейший Католикос-Патриарх Грузинский Каллистрат; Святейший Патриарх Сербский Гавриил; Святейший Патриарх Румынский Юстиниан; Блаженнейший Экзарх Болгарский, Митрополит Софийский Стефан; Экзарх Константинопольского (Вселенского) Патриарха по Европе Высокопреосвященный Германос, Митрополит Фиатирский; Высокопреосвященный Александр, Митрополит Эмесский; Высокопреосвященный Тимофей, Архиепископ Белостокский и Вельский; Преосвященный Паисии, Епископ Корчинский; Святейший Патриарх-Католикос всех армян Георг VI; Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. За столом Президиума также Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дек. 1915 г. назначен окружным наблюдателем церковных школ Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . Одновременно являлся членом миссионерского совета Грузинского Экзархата (1915-1917), членом комиссии по устройству курсов пчеловодства для духовенства и учителей церковноприходских школ Экзархата (1916). В 1917 г. стал редактором ж. «Вестник Кавказского Экзархата». Член рус. Закавказского церковного Собора 25-29 мая 1917 г. После неканоничного провозглашения автокефалии Грузинской Церкви И. был членом согласительной комиссии по переговорам с Грузинской Православной Церковью. Состоял членом исполнительного комитета рус. духовенства и мирян Кавказского Экзархата (1917-1919). В нояб. 1917 г. стал ректором Тифлисской ДС и членом Кавказской синодальной конторы. В 1919-1920 гг. постоянный представитель от Кавказской синодальной конторы в Закавказском русском национальном совете. В 1920-1921 гг. временно председательствующий в Кавказской синодальной конторе. В 1921 г. в связи с ликвидацией всех учреждений и учебных заведений Русской Церкви в пределах Грузинской республики вернулся во Владикавказ. В 1922 г. уклонился в обновленчество , был настоятелем владикавказского Спасо-Преображенского собора. В 1922-1924 гг. член обновленческого Владикавказского ЕУ, в 1922 г.- его председатель. В 1922-1926 гг. депутат епархиальных съездов духовенства и мирян обновленческой Владикавказской епархии. В 1928-1934 гг. член Благовестнического отдела при Владикавказском ЕУ. В 1932 г. состоял членом юбилейной комиссии по ознаменованию 10-летия обновленческого движения. 25 марта 1934 г. возведен в обновленческом расколе в сан протопресвитера, награжден митрой. В нояб. 1935 г., после закрытия Спасо-Преображенского собора, служил в ц. Михаила Архангела в Грозном. С 29 марта 1941 г. состоял за штатом, проживал у дочери в том же городе. 10 нояб. 1942 г. вернулся к служению в грозненской ц. Михаила Архангела. Принес покаяние и был принят в РПЦ. 7 сент. 1945 г. наречен и 9 сент. хиротонисан во епископа Воронежского и Острогожского.

http://pravenc.ru/text/578531.html

В первые же годы своего епископского служения Преосвященный Димитрий проявил замечательную ревность о Церкви. Деятельность его была обширна и многообразна. Он занимался делами духовного образования, был Председателем Грузинского Епархиального училищного Совета. Он являлся главой Комитета по изданию грузинского церковного обихода, возглавлял Археологический музей Грузинского Экзархата и организовал пополнение его собрания. Одновременно был настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря, завоевав такую любовь иноков, что при вести о его отъезде «вся братия рыдала в голос». В 1903 г. Преосвященный Димитрий был назначен епископом Гурийско-Мингрельским Грузинского Экзархата. Одновременно он — настоятель древнего Мартвильского Успенского мужского монастыря, основанного в X в. На туркестанской кафедре В 1906 г. епископ Димитрий получает назначение в Ташкентскую и Туркестанскую епархию. В то время она считалась самой дальней и самой бедной в Русской Церкви: приходы были разбросаны на огромной территории, охватывавшей нынешние Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Казахстан. Священников не хватало — духовенство крайне неохотно ехало в этот далекий незнакомый край с тяжелым климатом, где обитали не знающие Христа народы. С первых шагов на Туркестанской кафедре владыка Димитрий завоевал симпатии во всех слоях общества. Многообразные познания, неподдельный интерес ко всякому человеку помогали ему находить общий язык с самыми разными людьми. В его обращении с дворянами, чиновниками, офицерами проявлялось его благородное происхождение и воспитание; они знали о его княжеском достоинстве и видели в архиерее «человека своего круга», благодаря чему ему удалось растопить ту стену отчуждения, которая подчас разделяла имперскую и духовную власть в Туркестане. Управляющие краем чиновники часто грубо вмешивались в церковные дела, такие как открытие приходов и назначение на них пастырей. Это болезненно отражалось на церковной жизни. Духовенство, почувствовав поддержку и заботу нового архиерея, воспрянуло. Становление церковной жизни, строительство храмов и укрепление приходов в Средней Азии совершалось во многом благодаря православной ревности и пожертвованиям переселившихся сюда русских промышленников, купцов, крестьян. Епископ Димитрий радушно приглашал их к себе, угощал и часами беседовал с благотворителями, которым было очень приятно такое внимание архипастыря. Он посещал сельские приходы, умея найти простые и проникновенные слова о православной вере, вызывавшие отклик в сердцах крестьян, среди которых в то время сеяли смуту разного рода сектанты и революционеры-­безбожники. Ведь в Туркестан, как и в Сибирь, ссылали революционеров, сюда бежали из Центральной России различного рода сектанты. Владыка Димитрий непримиримо относился к посягательствам на веру и нравственность народа и много усилий приложил для ограждения своей паствы от «волков в овечьей

http://pravoslavie.ru/48151.html

В период существования Грузинского экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 году епископ Бакинский Григорий (Яцковский) 275 , хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным; удалился из Грузии и епископ Дамиан (Говоров), назначенный 3 июля 1917 года епископом Петровским, викарием Саратовской епархии 276 . Несколько лучшим было положение епископа Сергия (Петрова), чья кафедра находилась в абхазской части экзархата, но и здесь сепаратистские тенденции и влияние Грузии были сильны. Несмотря на это, епископ Сергий занимал кафедру до 1920 года, хотя последние годы были временем скорее номинального, чем фактического управления епархией. Церковные события в Грузии происходили на фоне государственных потрясений в России. Решение участников Мцхетского собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви» 277 . По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Труды миссионерские В июле 1897 года о. Иоанн Восторгов был переведен в Тифлис и назначен законоучителем сначала 1-й Тифлисской женской гимназии, а через год - 1-й Тифлисской мужской гимназии. Он зарекомендовал себя с наилучшей стороны и уже 22 декабря 1900 года стал епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты всего Грузинского экзархата. Воздавая должное его неустанным миссионерско-катехизаторским трудам, тогдашний архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии Флавиан (Городецкий) 6 января 1901 года возвел о. Иоанна в сан протоиерея. 13 февраля 1901 года к его обязанностям добавилось редактирование журнала " Духовный вестник Грузинского экзархата " . Самым же известным эпизодом его миссионерских трудов на Кавказе стала командировка в персидский город Урмию с целью ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. Эта командировка проходила с 21 августа по 9 октября 1901 года. Она ознаменовалась тем, что о. Иоанну, промыслительно выучившему язык персидских сиро-халдеев несториан, удалось достичь воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан: Илии, Иоанна и Мариана. Уже во время своего служения в Грузии о. Иоанн Восторгов заявил о себе как об активном общественном деятеле. Он прилагал немало усилий к торжеству русского дела на Кавказе. 25 мая 1900 года при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. Общество стремилось пробудить русское национальное самосознание, приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу. Многие свои проповеди о. Иоанн посвящал памяти видных деятелей русской культуры А.С. Пушкина , Н.В. Гоголя, А.В. Суворова, В.А. Жуковского, К.Д. Ушинского и других. Но главным предметом его повседневных забот была организация учебного дела. С 1901 по 1905 год включительно протоиерей Восторгов занимал хлопотную должность Окружного наблюдателя церковных школ в епархиях Грузинского экзархата.

http://ruskline.ru/analitika/2002/11/17/...

6.2. Иерусалим в первые века христианства и в эпоху Вселенских Соборов 6.3. Судьбы Иерусалимского патриархата в арабский, латинский и османский периоды 6.4. Патриархат в XIX – XX вв. Учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847) 6.5. Синайская Автономная Церковь Раздел II. Православие на территории Закавказья Глава 7. Грузинская Православная Церковь 7.1. Возникновение грузинской Церкви. Христианство в Грузии I -V вв. Проблема автокефалии 7.2. Грузинская церковь под арабским и турецким владычеством (VIII – XVIII вв.). Разделение на Католикосаты 7.3. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви. Восстановление автокефалии в 1917 г. 7.4. Современное состояние Грузинской Православной Церкви Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском 8.2. Церковь в Османской империи и 8.3. Митрополия – Патриархат в Австро-Венгрии 8.4.Черногорская Митрополия 8.5. Сербская Православная Церковь в ХХ в. 8.6. Современное состояние Сербской Православной Церкви 8.7. Македонская Православная Церковь Глава 9. Румынская Православная Церковь 9.1. Распространение христианства на территории современной Румынии. Церковное устройство до турецкого завоевания 9.2. Румынская Церковь в условиях османско-фанариотского владычества 9.3. Образование румынского государства. 9.4. Сибиуская и Буковинская митрополии 9.5. Румынский Патриархат в XX в. и его современное состояние Глава 10. Болгарская Православная Церковь 10.1. Христианство в Болгарии до завоевания ее Византией 10.2. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат 10.3. Болгарская Православная Церковь в эпоху турецкого господства 10.4. Болгарская Православная Церковь в XX в. и ее современное положение Раздел IV. Православие на Кипре Глава 11. Кипрская Православная Церковь 11.1. Возникновение Кипрской Церкви и её развитие до латинского завоевания 11.2. Латинское господство на Кипре (1191 – 1489) 11.3. Кипрская Церковь в условиях турецкого господства (1571 – 1878) 11.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время Тифлисский союз русских клириков и мирян, посчитав восстановление автокефалии Грузинской Церкви свершившимся фактом, обратился 27 марта 1917 года в Святейший Синод с просьбой об учреждении в Закавказье Русского экзархата, куда бы вошли русские и абхазские приходы и монастыри, не желавшие выходить из юрисдикции Русской Православной Церкви 278 . Уже 14 июля 1917 года были изданы временные правила об управлении приходами на Кавказе, сохранившими верность Русской Церкви. В Тифлис был назначен епископ Феофилакт, однако жесткая позиция грузинской иерархии не позволила епископу Феофилакту долго оставаться в Грузии, и вскоре он был вынужден покинуть Тифлис. 8 сентября 1917 года грузинское духовенство избрало католикосом всея Грузии епископа Кириона (Садзаглишвили), почтенного церковного историка, бывшего епископа Полоцкого и Витебского. Таким образом, состоялся окончательный канонический разрыв отношений Грузинской Церкви с кириархальной Русской, и даже послание патриарха Тихона 29 декабря 1917 года с призывом к грузинским иерархам передать вопрос об автокефалии на суд Всероссийского Поместного Собора не способно было изменить ситуации. Церковной автокефалии способствовали и политические события, происходившие в Грузии. Однако вопрос о создании Русского экзархата представлялся по-прежнему актуальным, не терялись надежды и на восстановление канонического единства. Эти вопросы могли быть разрешены Всероссийским Собором. Участник Поместного Собора протоиерей Георгий Голубцов 21 марта 1918 года в своем дневнике писал, что митрополит Платон (Рождественский) сообщил ему о своем переводе на Одесскую кафедру и о решении Святейшего Патриарха Тихона назначить экзархом Грузии архиепископа Кишиневского Анастасия или архиепископа Тамбовского Кирилла: «Конечно, – писал отец Георгий, – наиболее подходящим был бы архиепископ Кирилл, так как, в бытность свою законоучителем Елисаветпольской гимназии, он отлично изучил все условия жизни в Закавказье. Да и человек-то он прямой и решительный! А такой только и нужен сейчас у нас в Закавказье!» 279

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После 1885 г., пройдя через череду структурных изменений, Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви состоял из 4 епархий и 2 викариатств: 1 . Карталинская (30.08.1814 присоединена митрополия Тифлисская, в 1829 г. – Акисская, в 1837 г. – возобновленная Сигнахская епархия). При епархии учреждено 2 викариатства: Горийское и Алавердское. 2 . Имеретинская. 3 . Гурийская. 4 . Сухумская. Местопребывание Экзарха – в г. Тифлис (Тбилиси), столице Грузии. Первым Экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и (с 1814 г. ) Имеретинский Варлаам, кн. Эристави; последующие Экзархи – из русских архипастырей. «...С увольнением последнего Католикоса Антония от управления Грузинскою и Имеретинскою Церковью в 1809 году перестало быть звание Католикоса, вместо коего ... наименование Экзарха Грузии и Имеретии получил Преосвященный Варлаам, митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. C. 19). 1257 Кроме кафедрального наименования, правящий архипастырь (обычно в сане архиепископа) титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. (Краткое изложение последовательного формирования Экзархата см., напр.: ЦВ. 1901. 2.) В марте 1917 года в связи с провозглашением самочинной «автокефалии» (12.03.1917) и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви Экзархат Грузии был ликвидирован. С 13.08.1917 последний Экзарх Грузии Платон (Рождественский), управляющий русскими приходами в Грузии, именуется митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. 13.09.1917 было вынесено определение Св. Синода о прибавлении к титулу митрополита Тифлисского слов «и Бакинский» и слиянии оставшейся территории бывшего Бакинского викариатства с новоучрежденной Елисаветпольской (Кировабадской) епархией. Кавказский Экзархат существовал по 1920 г. Именовалась: Мцхтская и Карталинская, Грузинский Экзархат;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191-229 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 229-280 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 280-320 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) 321-351 351-352 352-387 387-388 ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин (1783 - 1872), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель 388-389 389-391 ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова 391-392 ГРЭМ Уильям (Билли) Франклин (род. 1918), амер. проповедник неоевангеликализма и общественный деятель 392-393 393-394 ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник 394-396 ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу 396-399 ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ 399-400 ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви 400-401 401-402 402-403 403-405 ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) 405-411 ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) 411-412 ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010