2) В Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе, под председательством Экзарха Грузии, состояли в 1884 году четыре члена: настоятель Иоанно-Крестительской пустыни аримандрит Макарий, настоятель Давида-Гареджийской пустыни архимандрит Григорий, настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кесарий и Главный священник войск Кавказского военного округа протоиерей С. И. Гумилевский. Синодальная Контора имела по три заседания в неделю для решения рассматриваемых в ней дел. 3) Деятельность Конторы, в отчетном году, кроме решения текущих дел, проявилась в напечатании Библии и некоторых богослужебных книг на грузинском языке. Сверх того с моей стороны приняты меры к восстановлению грузинского церковного пения. Библия на грузинском языке напечатана по экземпляру библии, полученному бывшим Экзархом Грузии высокопреосвященным митрополитом Исидором с Афонской горы, пересмотренной и исправленному особым комитетом. К пересмотру Библии, для напечатания ее новым изданием и снабжения ее грузинских церквей, было приступлено с разрешения Святейшего Синода, благословившего это святое дело указом от 13 Ноября 1863 г. 3900. Для пересмотра Библии, бывшим Экзархом Грузии покойным преосвященным архиепископом Евсевием, был учрежден особый комитет из духовных лиц, знающих грузинский, славянский и греческий языки, под председательством преосвященного Александра, викария Грузинского. Дело пересмотра Библии, начавшиеся в 1864 году, окончено в 1877 году, но к печатанию Библии до отчетного года не было приступлено. В отчетном году – Библия вышла из печати, в количестве 2400 экземпляров, напечатание которых стоило Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе 13440 руб., т. е. по 5 рублей 60 коп. за экземпляр в переплете; а продавать Библии положено по 6 рублей за экземпляр. По настоящее время разослано по церквям Экзархата 1019 экземпляров, продано в частные руки 24 экз. – В отчетном же году приступлено к печатанию по 1212 экземпляров: молитвослова, служебника и часослова с пасхалией с 1884 по 1926 год, на грузинском языке церковным шрифтом. Молитвослов и служебник уже напечатаны, а часослов с пасхалией печатается и будет представлен в Контору в Марте 1885 года. Книги эти, в кожаном переплете, на хорошей одобренной Синодальной конторой бумаге, обходится Конторе: молитвослов 2 руб. 18 коп., служебник 2 руб. 32 коп. и часослов 2 руб. 73 коп., а все вместе – 8762 руб. 76 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

185-188 188-189 189-190 ИСИДОР (Никольский Яков Сергеевич; 1799-1892), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский 190-198 200-201 198-200 201-202 ИСИДОР СВЩМ. И 72 (73) МУЧЕНИКА († 3-я четв. XV в.), , Юрьевские, Ливонские (пам. 8 янв., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) 203-206 ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле 207-208 208-224 ИСИДОР САМТАВИКСКИЙ прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов), один из 12 сирийских монахов, основателей грузинского монашества ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) 224-238 238-239 240-254 ИСИХИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ИСИХИЙ мч. Доростольский (пам. зап. 15 июня) - см. в ст. Иулий, мч. Доростольский (пам. зап. 27 мая) ИСИХИЙ († нач. IV в.), александрийский экзегет и справщик текста Септуагинты и НЗ, принятого в IV-V вв. в Египте 255-256 256-257 ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) 257-276 ИСИХИЙ СИНАИТ (VII-IX вв. или 2-я пол. XII в.), прп., игум. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 276-279 ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 279-281 281-312 312-326 ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана 326-328 328-377 377-400 400-404 ИСМАЙЛОВ Филипп Филиппович (1794-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ 404-410

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

1 окт. 1830 г. в Мартвили открылось губернское ДУ, выпускники к-рого впосл. продолжали учебу в Тифлисской ДС. В М. е. также действовали церковноприходские школы. После основания М. е. вопрос о реорганизации Церкви на территории Мегрелии решался по инициативе мегрельского князя. По указу кн. Давида Дадиани (1841) диаконы и иереи освобождались от крепостной зависимости от помещиков. В 1852 г. кн. Давид произвел опись церковного имущества, находившегося на территории княжества, и объявил его собственностью казны Мегрелии. После смерти князя (1854) его супруга кнг. Екатерина Дадиани ввела штатную систему в церквах и мон-рях и издала указ о переводе церковного натурального налога на денежную систему, суммы поступали в церковную казну князя, учрежденную 9 дек. 1853 г., откуда производилась выплата зарплаты священно- и церковнослужителям согласно штату. 16 янв. 1855 г. кнг. Екатерина основала штатную канцелярию М. е. (не входила в структуру Грузино-Имеретинской синодальной конторы ). Годовая зарплата управляющего канцелярией составила 200 р., переводчика - 50 р. В том же году по распоряжению кнг. Екатерины духовенство было отстранено от управления церковным имением, эта функция была передана гражданскому чиновнику - попечителю церковных поместий (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 6. Д. 1774. Л. 5). Мтавар Мегрелии считал своим долгом обеспечить церковный порядок и повиновение в княжестве. С этой целью 2 февр. 1856 г. кнг. Екатерина Дадиани издала «Наставления Екатерины Дадиани для жителей Мегрельского княжества», к-рые регламентировали отношения клира с паствой. В частности, если прихожанин проявлял неуважение к представителю духовенства, его на неделю отправляли в монастырь, где сажали на хлеб и воду, в случае проявления упорства срок наказания удваивался; без причины пропустивший праздничное или воскресное богослужение должен был выплатить в пользу церкви штраф в размере одного абази (ПГП. Т. 7. С. 803-804). Мегрельское духовенство активно участвовало в миссионерской деятельности, к-рая велась на территории Абхазии, Сванети и Сев. Кавказа с целью восстановления там христианства (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 434). В обращении абхазов большую роль сыграл прот. Иосиф Иоселиани, которого главнокомандующий в Грузии Н. Ф. Ртищев в 1813 г. наградил 200 р. серебром. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов ; 1834-1844) отмечал, что обращение в 1832 г. абх. населения (1071 чел.) «не было делом» духовной комиссии: мегрельский владетель обратил его «личным на него влиянием и усилиями священников» (Замечания архиеп. Евгения. 1881. С. 249-250). Миссионерская деятельность мегрельского духовенства продолжалась и в 30-50-х гг. XIX в. при непосредственном участии архиереев М. е. Так, в 1845 г. еп. Антоний (Дадиани) обратил в христианство неск. десятков человек в деревнях Абхазии и при помощи местных жителей отремонтировал церковь в дер. Атангело (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 11108).

http://pravenc.ru/text/2563254.html

26 сент. 1852 г. К. назначен от Синода членом Комитета для рассмотрения действовавшей контрольной системы, 25 нояб. того же года выбран почетным членом конференции МДА. Неоднократно был командирован вел. кнг. Марией Александровной в Ярославль (в 1849, 1851 и 1852), в 1852 г.- в Костромскую, Московскую, Владимирскую епархии с целью устройства и обозрения жен. духовно-учебных заведений. В июле-авг. 1853 г. командирован в Казань для присутствия при открытии училища для девиц духовного звания и обзора духовно-учебных заведений. 15 янв. 1855 г. К. был назначен исправляющим должность обер-прокурора Синода вследствие болезни Протасова, который на следующий день скончался. 22 янв. утвержден исполняющим должность обер-прокурора. Свт. Филарет (Дроздов) , призывавший «благословение и помощь Божию» в служении К., писал: «Меня утешаете вы, вспоминая давнее мое с вами сотрудничество по делам службы, которое и я с удовольствием сохраню» ( Филарет (Дроздов). 1888. С. 18-19). По воспоминаниям одного из синодальных чиновников, К., войдя в должность, принимал его как начальник, «корчил своего предшественника - министра, забыл свое темное происхождение и слишком скоро проникался духом всеобщего в России аристократизма, надеясь, что вскоре после Высочайшего торжества он непременно будет и обер-прокурором» (Из воспоминаний прокурора Грузино-имеретинской синодальной конторы Ф. Ф. Исмайлова //Странник. 1883. 7. С. 455). Напротив, Д. И. Ростиславов характеризовал К. как «человека доброго, деликатного, не заносчивого, не вспыльчивого» ( Ростиславов. 1883. Кн. 7. С. 156). В авг. 1856 г. К. присутствовал в Москве на торжествах коронования имп. Александра II. Период временного управления К. ознаменован синодальным постановлением о переводе Свящ. Писания на русский язык. Были исправлены чин архиерейского исповедования и обещания, чин присоединения иноверцев, установлены правила выдачи сборных книг. При рассмотрении весной 1856 г. вопроса «О мерах по обузданию преступного своеволия раскольников Рогожского кладбища» К. поддержал предложение о запечатании алтарей старообрядческих храмов, которое 12 июня 1856 г. утвердил имп. Александр II ( Юхименко Е. М. Из истории Рогожского кладбища: Возвращаясь к док-там//Церковь. 2005. Вып. 7. С. 5-11).

http://pravenc.ru/text/1680989.html

Архимандрит Амвросий активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью с 1904 года был переведен смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии. Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. Весной 1908 в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен шестью выстрелами в упор сделанными неизвестными в рясах священников. Хотя Амвросий и был сторонником обособления Грузинской Церкви, узнав о гибели архиепископа Никона он был так потрясён, что произнёс: " Потеряны христианские начала, сдерживавшие страсти человеческие; упала в людях вера и сказалась натура зверская – жажда крови своего ближнего. Вот пред нами жертва этого ужасного времени, нами переживаемого. Беспримерна такая жертва в истории христианской Церкви " . Однако, в поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской Церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинен в причастности, лишен права служения, и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь, где находился под строгим надзором более года. В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении и был назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии где оставался до 1917 года. В 1917 году архимандрит Амвросий вернулся в Грузию и продолжил усилия по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви. Через несколько месяцев автокефалия была провозглашена. 15 октября того же года отец Амвросий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Чкондидского, а в 1919 году был переведен на Сухумскую кафедру. 7 сентября 1921 года Грузинским Церковным Собором митрополит Амвросий был избран католикосом-патриархом всей Грузии, с присвоением титула архиепископа Мцхетского и Тифлисского. 14 октября того же года состоялось его настолование в Мцхетском соборе.

http://pravicon.com/info-1730

В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат был упразднен и Церковь Зап. Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, мон-рей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнослав. язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно. В июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы приступили к закрытию мон-рей и храмов и освобождению от службы священников, вспыхнуло Имеретинское восстание 1819-1820 гг., к-рое возглавили Д., митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, кн. Иване Абашидзе. Груз. экзарх Феофилакт (Русанов) обвинил Д. и сщмч. Евфимия в подстрекательстве народа и убедил светские власти в необходимости ареста мятежных архиереев. В Зап. Грузию были введены дополнительные военные силы, правителю Имерети полковнику И. А. Пузыревскому начальник корпусного штаба ген.-лейтенант А. А. Вельяминов рекомендовал, «если нельзя живых схватить, то истребить», и во избежание еще больших волнений вывезти тела убитых из Грузии (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 574, 576). Ночью 4 марта 1820 г. Д., сщмч. Евфимий, архим. Григорий (Цкитишвили) и неск. имеретинских князей были схвачены, Д. оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Вост. Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 582). 8 марта (ГПЦ на основании альтернативных источников считает, что 6 марта) на пути между Сурами и Гори Д. скончался. Тело митрополита похоронили в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в крепости Ананури , расположенной на Военно-Грузинской дороге (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 584). Его могильная плита утеряна, однако Ф. Жордания приводит устные свидетельства о том, что Д. был похоронен на расстоянии 2,5 аршина от иконы Пресв. Богородицы (вероятно, имеется в виду алтарная икона) ( Жордания. Хроники. Т. 3. С. 858). Сохранилась посмертная опись принадлежащих Д. предметов (утеряны), таких как крест св. Анны 1-й степени, 2 Владимирских креста, панагия с изображением Христа и с драгоценными камнями, большой позолоченный серебряный крест с эмалями, серебряная икона с частицами святых и вмч. Георгия, Евангелие в серебряном позолоченном окладе с драгоценными камнями, кадильница, крупный яхонт в серебряной оправе с золотыми элементами, небольшая золотая икона, рус. и тур. деньги и проч. бытовые предметы (КутЦИА. Ф. 21. Ед. хр. 305).

http://pravenc.ru/text/180311.html

В династической борьбе за имеретинский трон Е. активно поддерживал царевича Георгия, внука имеретинского царя Соломона I (1752- 1765, 1768-1784), незаконнорожденного от его сына Александра. Георгий был женат на племяннице Е., чем и объясняют поддержку царевича митрополитом. В 1797 г. заговор был раскрыт, участники арестованы, Е. был изгнан из Имерети и укрылся в Одиши. Однако вскоре Соломон II помиловал опального архиерея, и тот смог на средства мон-ря Гелати воспитывать сыновей царевича Георгия, пользуясь прежним доверием царя. Именно по его совету Соломон II, уже имевший отрицательный опыт общения с представителями российских властей, согласился на встречу с ген.-майором Ф. Ф. Симоновичем. Последний убедил царя встретиться с ген. А. П. Тормасовым в Тбилиси, куда за Соломоном II последовал и Е. как его советник. Тормасов предложил царю переехать из Грузии в С.-Петербург, где для него был приготовлен один из дворцов и выделено неск. тысяч рублей годового дохода. Соломон II отказался. В кон. XVIII - нач. XIX в., в период эпидемии чумы в Зап. Грузии, Е. ухаживал за больными, причащал зараженных людей, отпевал и хоронил умерших. В 1811 г. была упразднена автокефалия Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата, в 1814 г.- Абхазского Католикосата. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ . Экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) разработал план церковной реформы, направленной на изменение адм. структуры ГПЦ в целях сближения груз. церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, мон-рей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнослав. языке и обложение церквей денежной податью. Духовенство Зап. Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819-1820 гг. произошло восстание под рук. сщмч. Досифея (Церетели), Е. и др. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил светские власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой архиереев. Управляющий Грузией ген. И. А. Вельяминов поручил проведение операции правителю Имерети полковнику И. О. Пузыревскому (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 547, 576, 582).

http://pravenc.ru/text/187673.html

Груз. общественный деятель З. Чичинадзе отзывался о нем как о человеке, отличающемся «любовью к своей стране, народу и к своей службе», «трезво оглядывающемся на наше прошлое, нашу нацию, нашу историю и литературу». Чичинадзе также писал, что архим. Назарий сблизился с К. С. Кекелидзе , состоявшим в то время в сане протоиерея, и занялся изданием его труда «Иерусалимский канонарь», вышедшего в Тифлисе в 1912 г. ( Чичинадзе. 1916. С. 307). 12 мая 1912 г. архим. Назарий избран благочинным мон-рей Вост. Грузии. 30 мая того же года избран членом Церковного музея, 28 авг.- членом миссионерского об-ва (очевидно, Общества восстановления православного христианства на Кавказе ). 15 мая 1913 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. 5 июня 1913 г. по заданию Церковного музея назначен смотрителем восстановительных работ мцхетского храма Джвари . 6 мая 1914 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. 9 окт. 1914 г. в связи с военным положением избран членом созданного при Экзархате Комитета по сбору средств в помощь военным. 2 мая 1915 г. избран на должность сотрудника Экзархата, занимавшегося приемом приезжавших в правление Экзархата духовных лиц. 6 мая 1916 г. награжден орденом св. Владимира 4-й степени (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 39). 19 апр. 1916 г. архим. Назарий назначен членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (ДВГЭ. 1916. Вып. 10/11. С. 312). 5 мая 1917 г. по ходатайству братии поставлен настоятелем мон-ря Гелати (НА Грузии. Ф. 1699. Оп. 1. Д. 108. С. 4-5), однако в Зап. Грузию не поехал и остался в Тифлисе, где 4 июля, согласно выбору представителей груз. мон-рей, был утвержден на должность делегата от монашествующих Вост. Грузии во Временном церковном правлении Грузии (Сакартвело. 1917. 149. С. 3). 8-17 сент. 1917 г. как член Временного церковного правления Грузии присутствовал на 1-м Соборе ГПЦ, на котором была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. В февр. 1918 г. приглашен в Тифлисскую ДС читать курс канонического права (Там же. 1918. 40. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Е. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч.: «Христианское нравоучение в православном богослужении». 17 сент. 1893 г. утвержден в должности инспектора Тифлисской ДС. 11 июля 1898 г. был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник (среди отчисленных ректором семинаристов был Иосиф Джугашвили, см. Сталин И. В.). Оказывал особую поддержку воспитанникам-грузинам. Е. стал инициатором ряда нововведений в семинарии: обязательных будничных богослужений в домовом храме, регулярных произнесений семинаристами проповедей по воскресным и праздничным дням, создания отдельного общежития для «слабых здоровьем учеников», преподавания музыки в качестве факультативного предмета. С 1898 г. председатель Грузинского епархиального училищного совета, член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, цензор проповедей и редактор ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата». За время служения в Тифлисе изучил груз. язык, занимался историей груз. Православия. Много ездил по Кавказу, знакомился с христ. святынями. По благословению экзарха Грузии архиеп. сщмч. Владимира (Богоявленского) принял активное участие в обустройстве и духовном окормлении р-на Тифлиса Колючая балка. Ревностное отношение Е. к своим обязанностям было замечено в Святейшем Синоде. При личном содействии К. П. Победоносцева и В. К. Саблера Е. был избран кандидатом на замещение Вольской викарной кафедры Саратовской епархии. 12 янв. 1901 г. наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. 14 янв. в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Е., которую возглавили митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев) . Местопребыванием Е. был саратовский Преображенский мужской монастырь, но епископ сразу занялся устройством в Вольске архиерейского дома, который был достроен уже при еп. Палладии (Добронравове) . В годы служения Е. на викарной кафедре в Вольске было открыто женское епархиальное уч-ще (сент. 1901), начато строительство нового здания для Вольского мужского ДУ. Новый домовый храм был освящен в Вольском реальном училище. Осенью 1901 г. Е. посетил Хвалынский у. и разработал план основания здесь Троицкого мужского монастыря (открыт в нач. 1903).

http://pravenc.ru/text/190195.html

Начиная с XV-XVII столетия и до 1837 г. при бодбийской церкви жили епископы и митрополиты кахетинские, и на содержание ее были отведены обширные земли с церковными крестьянами. Бодбийские преосвященные имели значительное влияние на политические и общественные дела Кахетии. С 1837 г. по смерти последнего митрополита кахетинского Иоанна Бодбийская епархия была присоединена к общему управлению экзарха Грузии, а в бодбийской церкви были оставлены только несколько монахов. Вскоре крестьяне были освобождены, и многие земли отошли к ним и в казну... После этого церковь обеднела и в последнее время была до того запущена, что требовала постоянной казенной поддержки на ремонт зданий и содержание монахов. 7 мая 1889 г., по ходатайству населения Кахети, российский император Александр III Александрович издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественно освящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению Экзарха Грузии Палладия (Раева). По свидетельству еп. Кириона (Садзаглишвили), активная деятельность игумении Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупных монастырей Грузии: на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110.300 рублей, пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря было предоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на 25-верстном расстоянии. Были восстановлены церковь, училищный корпус, настоятельский дом, дом монастырского духовенства, здания для сестер, странноприимница, ограда, разные хозяйственные постройки и подворье в Тифлисе. Первоначально в обители числилось 6 или 7 насельниц из России, но в скором времени число подвизающихся возросло до 200. Бодбийский монастырь владел богатой библиотекой. По сведению Д. Пурцеладзе, из Бодбийского книгохранилища по распоряжению Грузино-Имеретинской Синодальной конторы Тифлисской духовной семинарии было передано (прибл. 1870-е гг.) 40 древних рукописей, а 12 были оставлены в монастырском книгохранилище. П. Иосселиани и Д. Пурцеладзе перечисляют особо примечательные из них: «Чин освящения церкви» (XVI в.), «Месячная минея» (XVI в.), «Требник» (XVII в.), «Шестоднев» Василия Великого (XVII в.), «Типикон» 1756 г., миниатюрное грузинское «Четвероевангелие», вероятно, редакции св. Евфимия Святогорца, в золотом переплете, пожертвованное царевичем Георгием (сыном Ираклия II) в 1776 г. (а само Евангелие какой древности?- вероятно, редакции Георгия Святогорца), «Евангелие» на грузинском языке, напечатанное в Москве и богато украшенное (XVIII в.), краткий «Требник» (XVIII в.), «Толкования» Евангелия от Матфея (2 экз.) и Евангелия от Иоанна, пожертвованные бодбели Онуфрием, «Слова» Богослова и «Мартирика» Католикоса-Патриарха Антония I, подаренные монастырю Иоанном (Макашвили). Помимо церковной литературы, библиотека обладала такими трудами, как «Грузинская грамматика» Католикоса-Патриарха Антония I, «Гузинский лексикон», «Риторика» и др. (все утеряно в советские годы после национализации церковного имущества).

http://azbyka.ru/palomnik/Бодбийский_жен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010