Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО) Фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям 10 ноября, 2011 Фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям Содержание статьи В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня. Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением. Портал «Правмир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук . Храм Гроба Господня Вход в Храм Гроба Господня. Ночь. Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием. Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание. Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца. Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Святого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

И.П. Ювачев XIV. У Гроба Господня Ротонда и кувуклия гроба Господня. – Придел Ангела. – Снимание обуви. – Гроб Господень. – Церковь Воскресения. – Место стояния Божией Матери. – Как слагаются легенды. – Голгофа. – Сокровенность Ковчега Завета. – Служба в русском храме. Из обширного предхрамия, где лежит камень миропомазания, я отправился вслед за своим приятелем-арабом в храм Гроба Господня. Мы вошли в высокое круглое здание, служащее как бы футляром, ротондою для маленькой часовни, или кувуклии, как ее называют греки. В ней имеются два отделения: в первом находится известный камень, отваленный ангелом от гроба; во втором – самая пещера Гроба Господня. В ротонде толпился народ, ожидая очереди войти внутрь кувуклии. Присоединился к нему и я со своим спутником. У входа стоят высокие подсвечники с пятиаршинными свечами. Тут же торчат гигантские палки, которыми тушат и зажигают эти свечи. Мраморные стены кувуклии украшены иконами, свечами и лампадами. Каждое вероисповедание –православные, католики, армяне, копты – имеют свои особенные лампады или свечи. В придел Ангела пробрались мы скоро. Здесь народ еще больше теснился, осаждая низенький вход в пещеру гроба. Посреди придела, как бы на пьедестале, стоит камень от дверей пещеры. Вероятно, часть камня, потому что он не так велик, как об этом известно из Евангелия. В боковых стенах придела прорезаны два круглых отверстия для передачи святого огня в Великую Субботу. Мне приходилось читать, что прежде паломники не осмеливались входить в сапогах в пещеру Гроба Господня, но теперь, сколько я мог заметить, почти все туда лезут, не снимая обуви. Если Господь велел Моисею на Хориве и Иисусу Навину близ Иерихона снять свою обувь, потому что они стояли на святом месте, то, конечно, для нас, христиан, тут и вопроса не может быть, входить ли в пещеру Святого Гроба в сапогах или без сапог. И что удивительно: мы, христиане, чрезвычайно послушны туркам и снимаем свою обувь, входя в их мечети, а место своей величайшей святыни мы топчем своими грязными сапогами!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf У гроба Христова ( Лк. 23:54–56 ) Спаситель в гробе. Все враги и недоброжелатели Его рассеялись; остались только сторонники Его и друзья. Беспокойное волнение, исполненные злобы насмешки и ругательства смолкли у Его гроба. Иосиф Аримафейский и Никодим, люди прежде такие боязливые, теперь решаются открыто исповедовать своего Господа и Учителя. Они сняли с креста Тело Иисуса, обвили его чистым холстом и умастили благовонными мазями – мирою и алоэ. Затем положили его в пещере в саду Иосифа и привалили ко входу в последнюю большой камень, чтобы охранить святое и драгоценное Тело. Теперь их дело сделано, и они уходят. Но благочестивые жены, присутствовавшие при положении в гроб Господа, не ушли еще с этого места скорби и смерти. Вечерний сумрак окутал землю. Тихо и пустынно становится на Голгофе и в саду Иосифа. Но жены все еще сидят у гроба своего любимого Господа и Учителя. Сколько жизни и любви в этой незамысловатой картине! При всей своей простоте она может сказать нам больше, чем целая сотня проповедей. Перенесемся мыслью в Святую Землю! Сядем у гроба Спасителя и пребудем там в благоговейном размышлении. Евангелист говорит: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб и, как полагалось тело Его». Мы не знаем, как много было этих жен. У ев. Матфея и Марка по имени упоминаются только Мария Магдалина и Мария Иосифова. Мария Иосифова – жена Клеопы ( Ин. 19, 25 ), одного из двух учеников, которым явился Воскресший на пути из Иерусалима в Эммаус, – и мать Иосифа и так называемого младшего Иакова, принадлежавшего к числу 12 апостолов. К двум этим женам присоединились, по всей вероятности, еще несколько других жен, пришедших вместе с Иисусом из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи. Соединила их у гроба Спасителя нежная любовь к Нему. В силу этой любви они «служили Ему имением своим» ( Лк. 8, 3 ). Эта любовь сказалась и теперь в том, что они стояли у креста и проливали горячие слезы, взирая на страдания Распятого. Эта любовь привела их вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом к Его гробу. Слушаясь голоса этой любви, остаются они здесь после того, как мужчины давно уже ушли отсюда. Побуждаемые этою любовью, «смотрели они, где Его полагали» ( Мк. 15, 47 ). Исполненные этою любовью – сидели они против гроба ( Мф. 27, 61 ) и не могли отвести от него глаз. Эта же любовь побудила их возвратиться в город, купить ароматы и в первый день недели первыми опять прийти в сад Иосифа ( Мф. 28, 1 ), чтобы посетить гроб Иисуса и омастить тело Его ароматами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

94. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы 473 (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 г.) 1832 год Да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве. Mamф. VI. 18 . У гроба Пресвятыя Девы Марии, Церковь поставляет нас ныне в благочестивое созерцание. Ибо что такое церковный праздник, если не благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти, и собирает силы для работных дней жизни? Что же видим, быв поставлены у гроба Пресвятыя Девы? Зрелище необыкновенное! – Обыкновенно до гроба – свет и ясность, далее гроба – мрак и неизвестность: но здесь совсем напротив. До гроба – какое высокое достоинство и добродетель в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба – какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели! Не много нужно труда для изъяснения, что нравственное достоинство Преблагословенныя Девы Марии должно признавать безпримерно высоким. Сие видно само собою из достоинства служения, в которое она избрана и возведена. Если бы нашлась добродетель выше, нежели Ея: то была бы несообразность в том, что Она преимущественно избрана быть жилищем, престолом, Материю Бога Слова. Но в судьбах и делах Божиих несообразности быть не может 474 . Следственно, как верно то, что Мариам есть «благословенная в женах», то есть, благословенная высочайшим благословением пред всеми прочими женами: так же верно и то, что добродетель Ея есть высочайшая, чистейшая, совершеннейшая, хотя впрочем Она чиста и совершенна помощию того же Христа, Который соделался наградою Ея чистоты и совершенства. Но посмотрите, сколько знают, как видят достоинство Мариами прежде гроба Ея. Кому лучше было знать Ее, как не тому, кто удостоен был доверенности хранить сие сокровище мира, сию запечатленную сокровищницу Неба? Но Иосиф вначале так мало знал, сколь высоко должно чтить Ее, что почитал даже возможным «обличить» Ее, хотя и не хотел того. Иосиф готов был повергнуть безценное сокровище, если бы оно не было надежнее оберегаемо более просвещенными хранителями, Ангелами. «Не хотя ея обличити, восхоте тай пустити ю. Сия же ему помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему» ( Mamф. I. 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Воскресение Иисуса Христа По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил , т. е. воскрес из мертвых . Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами ). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража, и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: «кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик. Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес , как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ Святые Жены-Мироносицы у гроба Господня Настал вечер Великой Субботы. Весь этот день святые апостолы и святые жены провели в покое, по заповеди Закона. В вечер же Субботы, как только открылась возможность всяких дел, Мария Магдалина и Мария Иаков лева пошли взглянуть на Гроб Господа Иисуса. Их повлекло туда неудержимое желание узнать, не произошло ли около Гроба Господня, где были их мысли и сердца, что-нибудь особенное. Увидев там, что все было, как в Пятницу, они воротились в город. Здесь жены встретились с Саломией и купили ароматов и мира, чтобы утром помазать Тело Господа Иисуса. Начинался третий день, когда, по предсказанию Господа, должно было совершиться Его Воскресение. Старейшины иудейские, опасаясь этого страшного для них дня, поспешили принять меры предосторожности, чтобы ученики Господа Иисуса не украли Тела Его ночью и не сказали, что Он воскрес. В то время, когда жены были у Гроба, старейшины ходили к Пилату, просили у него приставить ко Гробу стражу. Когда они привели и поставили стражу на место, то приложили к гробовому камню печать. Между тем святые жены и не подозревали, что Гроб окружен стражей и запечатан. Они договорились утром собраться вместе не в городе, чтобы никого не тревожить, а у самого Гроба, ожидая там друг друга, чтобы вместе приступить к помазанию Тела Господня. Так договорились они и спокойно ждали утра, ничего не зная о страже. Видя их любовь, Господь не попустил им быть устрашенными грозной стражей. Еще до прихода их, в таинственный час глубокой ночи совершилось Воскресение Господне незримо и неведомо ни для кого, совершилось, «камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело...» И уже потом сошел с небес Ангел и, отвалив камень от двери гроба, сел на нем. Сотрясение камня и светлоблестяший вид Ангела привели в трепет и ужас стражу: она бежала в город. Камень отвален был не для Господа, а для стражи и для тех, кто любил Господа, чтобы они могли войти и увериться в том, что нет уже Его во гробе, что Он Воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

IV. Славное состояние Господа нашего Иисуса Христа на земле, от Его Воскресения до Вознесения 1. В первый день недели Чудо воскресения. Мироносицы у гроба Спасителя получают от Ангела весть о воскресении. Петр и Иоанн не находят во гробе тела Спасителя. Явления воскресшего Господа: 1-е – подле гроба, Марии Магдалине; 2-е – прочим Мироносицам, на возвратном пути их от гроба; 3-е – двум ученикам, на дороге в Эммаус; 4-е – Петру; и 5-е – в Иерусалиме, десяти Апостолам и другим, с ними, ученикам (Мф. 28, 1–24) В ночи, при гробе Христа Спасителя сделалось сильное землетрясение. Потому что Ангел Господень, сшедший с неба, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Вид его был, точно молния, и одеяние его так бело, как снег. Воины, которые держали стражу, до того были устрашены этим явлением, что сделались, как мертвые. Мф. 28:1, 5–8 ; Ин. 20:1, 2 ; Мк. 16:2–8 ; Лк. 24:1:11 Только что начала заниматься заря первого дня недели, когда еще было темно, Мария Магдалина, другая Мария, жена Алфея или Клеопы, и Саломия, с приготовленными благовониями пошли ко гробу. К ним присоединилась и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова. Дорогой, они были озабочены: «кто отвалит им камень от двери гроба?» (Камень был очень велик). Но, подходя, они увидали, что камень отвален. Стало появляться солнце. Мария Магдалина, тотчас же, побежала назад; приходит к Симону Петру и к любимому ученику Христову, Иоанну, и говорит им: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Между тем, прочие Мироносицы вошли внутрь пещеры, и действительно не нашли тела Господа Иисуса. Когда же они не знали, что подумать об этом отсутствии тела Господня, вдруг приметили в пещере двух юношей в белых блистающих одеждах. Они ужаснулись, и, в страхе, потупили взоры в землю. Тогда Ангел, который сидел на правой стороне, сказал женам: «не ужасайтесь! я знаю, что вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Нет Его здесь. Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите, вот место, где Господь положен был. И пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых, и встретит всех в Галилее: там Его увидите, так как Он сказал вам; (что теперь и) я вам сказываю. Вы вспомните, Он, еще будучи в Галилее, говорил вам, что Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешных, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». И точно, они вспомнили, что Иисус Христос говорил это им. И, вышедши поспешно из пещеры, они побежали от гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

июля 1-го. Суббота. Служба в храме Воскресения. На Сионе. В обители Св. Саввы. Подобно перво-христианам, сегодняшний день мы начали с вечера, отправившись после 8 часов в храм Гроба Господня, который, вскоре после нашего прихода, турецкая стража заперла на замок. Провести ночь в храме Гроба Господня – значит выслушать богослужение, которое здесь, по примеру перво-христианской церкви, совершается всегда по ночам. И многие из нас уже не одну ночь провели в храме Гроба Господня, присутствуя за богослужением. Сегодня же в храме Гроба Господня мы собрались все вместе, так как Преосвященный намерен был совершить богослужение, за которым, по существующему благочестивому обычаю паломников, мы приготовились причаститься Св. Христовых Тайн. Едва лишь мы вошли в храм, как поджидавшая нас турецкая стража закрыла его двери и храм сразу погрузился в полумрак, сообщивший ему какое то особенно-таинственное величие. Трепетные тени мерцавших лампад побежали во все стороны по обширному храму. Здесь уже было много народу. Слух о том, что в храме Гроба Господня будет совершать богослужение русский Архиерей явление крайне редкое здесь – быстро разнесся по Иерусалиму и его окрестностям, а потому в храме сегодня собрались не только все русские паломники, проживающие в Иерусалиме, но многие и из местных жителей, и из ближайших окрестностей Иерусалима. По заведенному издавна порядку, православное богослужение в храме Гроба Господня начинается обыкновенно всенощным бдением, которое совершается после 9 часов на Голгофе; литургия же начинается ровно в 12 часов ночи на Гробе Господнем. Так было и сегодня. Около 9 часов из приемной настоятеля Свято-гробского Братства, о. Евфимия, мы поднялись на Голгофу. О. Анастасий и о. архидиакон облачились в священные одежды, несколько отличающиеся покроем от наших, и у престола, поставленного над Голгофской скалой, с благословения Владыки, начали богослужение. Народ стоял здесь же рядом с священнодействующими, тесным кольцом окружая их. С правой стороны на архиерейском месте стал один из присутствовавших в храме митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ф.М. Авдуловский Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме В Избранное Оглавление Текст в pdf Вместо предисловия Путешествующие в Иерусалим (паломники) с древних времен и до ныне единогласно утверждают, что в Великую Субботу является святый Огонь на Гробе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тысячи богомольцев, ежегодно стекающихся со всех стран мира, из всех народов и всех исповеданий христианских, и многих, даже не христианских; спешат, с древних времен и до сих пор, в Иерусалиме, для поклонения Гробу Господню, именно ко дню Великой Субботы. В этот день, по свидетельству всех путешественников, ежегодно совершается издревле (искони) и до ныне явление невещественного Огня на Гробе Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Сына Божия в 8 часов, по нашему в 2 ч. по полудни. Еще в Пятницу Турки, во владении которых находится Иерусалим в Храме Гроба Господня, гасят везде огни в храме, (а в древности даже и во всем Иерусалиме, даже и у Турок), и двери Гроба Господня запирают и запечатывают турецкою печатью, а Митрополит в самый день схождения Огня, подвергается публичному обыску всенародно, через турецких начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников, в присутствии многочисленной турецкой стражи, и за тем уже, в сопровождении той же стражи и начальников и в присутствии христиан, всех исповеданий неверных, переоблаченный обысканный публично входит в вертеп Гроба Господня (в кувуклию), с которой Турки снимают в это время печать. Древнейшие сведения о святом Огне, по удостоверению Архимандрита Леонида (печатавшего свои записки в Душеполезном Чтении 1863 г. 3, и 4, под именем Инока Паломника), восходят к глубокой древности. Греческие писатели, упоминавшие о сем явлении, в доказательство глубокой древности – ссылаются на писания Отцев Церкви: Григория Нисскаго и Иоанна Дамаскина , которые, как известно, сами были в Иерусалиме. Первый из них во втором слове о воскресении – пишет: “Сия видев” Петр очима, но и высоким апостольским умом: Исполнен убо был гроб свет,  так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутреняя чувственно и душевно”. – Второй же, в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно облиставшем на святом Гробе. Так на пример: “Скорый Петр предста ко гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся”) 1 .

http://azbyka.ru/svyatyj-ogon-ishodyashh...

И отголоском этой святой радости в наших сердцах служит наше сладостное пасхальное приветствие: «Христос воскресе – воистину воскресе!».. Изложим здесь события радостного утра Воскресения Христова в последовательном порядке, восполняя повествование евангелиста Матфея рассказами других евангелистов и следуя в расположении этих событий указаниям святителя Феофана Затворника . Святой евангелист Матфей сообщает нам, что  ПО ПРОШЕСТВИИ ЖЕ СУББОТЫ , лишь только миновал законный покой этого великого праздника, раньше, чем была приставлена ко гробу стража,  НА РАССВЕТЕ ПЕРВОГО ДНЯ НЕДЕЛИ , – а день начинался у евреев, как известно, с вечера, –  ПРИШЛА МАРИЯ МАГДАЛИНА И ДРУГАЯ МАРИЯ , Иосиева,  ПОСМОТРЕТЬ ГРОБ . Святые жены приходили посмотреть дорогой для них гроб, все ли там так, как они видели вчера, и по возвращении домой, пригласив с собой еще мать сыновей Зеведеевых, Саломию, пошли купить ароматов для помазания тела Господа Иисуса. В тот же вечер святые жены, вероятно, повидались с Иоанной, женой домоправителя Иродова, и с другими женами, которые следовали за Господом из Галилеи, и сговорились, как действовать утром. Решено было сойтись всем вместе не в городе, чтобы не обратить на себя внимания, а ждать друг друга у самого гроба, в саду Иосифа Аримафейского, чтобы приступить к помазанию тела Господня всем вместе. Они останавливались не в одном доме, и потому не могли точно знать, когда кто выйдет. О страже они ничего не знали.  И ВОТ , вероятно в самую полночь, СДЕЛАЛОСЬ ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ , земля страшно содрогнулась, «и не могла, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – не содрогнуться, потому что из недр ее выходил теперь великий Первенец из мертвых», славному Воскресению Которого удостоились послужить Силы Небесные:  ИБО АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ , СОШЕДШИЙ С НЕБЕС,   ПРИСТУПИВ ,  ОТВАЛИЛ КАМЕНЬ ОТ ДВЕРИ ГРОБА И СИДЕЛ НА НЕМ . Пречистого тела Господа нашего во гробе уже не было. Он воскрес еще «запечатану гробу», исшел из гроба еще в то время, когда и камень был на своем месте, и печати были целы, исшел так же чудесно, как потом чудесно предстал апостолам, когда «и дверем затворенным» ( Ин. 20:19 ). «Подобно тому, как Он родился, сохранив невредимыми ключи девства, так и воскрес, сохранив невредимыми печати гроба» (Е.Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010