Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2004 8 мин., 28.03.2004 Пролог: (На заставке – коллаж Дмитрия Петрова, фото Евгения Глобенко. Григор Нарекаци (951-1003 гг.). « Час настает, и громкий судный глас / Уже гремит в ущелиях отмщенья …». Стихотворение. Перевод Наума Гребнева//Фома. - – 2004. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Вопрос (На заставке – фото диакона Игоря Палкина) Может ли телевидение быть добрым, и что для этого нужно сделать? //Фома. - – 2004. – С.4-9. – (рубрика « Вопрос На вопрос отвечают: Юрий Вяземский , автор и ведущий телевикторины «Умницы и Умники» (1 канал), заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, профессор. – С.5; Евгений Стеблов , актер, режиссер, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ. – С.5; Игорь Кириллов , диктор телевидения, телеведущий, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор. – С.5-6; Игорь Герцев , начальник отдела торгового дома «НовоТекс», сценарист, Санкт-Петербург. – С.6; Алексей Волобаев , президент группы компаний «Батинтертрейд». – С.6-7; Станислав Говорухин , режиссер, сценарист, актер, депутат Государственной Думы первого - третьего созывов. – С.7; Протоиерей Артемий Владимиров , настоятель храма Всех Святых в Красном селе, Москва. – С.7-8; Священник Алексий Уминский , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва. – С.8; Андрей Золотов , советник председателя правления «РИА «Новости». – С.9-10; Андрей Исаев , депутат Государственной думы Федерального собрания РФ. – С.9; Ярослав Скворцов , заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России. – С.9. Заблуждения и парадоксы: « Мученики» науки: Галилей и инквизиция . Авторы - Сергей Верейкин , Владимир Легойда. Иллюстрации с сайта www.galileo-galilei/org: телескоп Галилео Галилея, папа Урбан VIII, Галилео Галилей, снимок спутников Юпитера, сделанный космическим аппаратом. NASA(//Фома. - – 2004. – С.10-13. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). – Литература:3 названия.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Душа ищет любви О христианской прозе Сергея Щербакова Марина Маслова   01:31 05.04.2021 980 Время на чтение 51 минут К 70-летию писателя Мы не в митингах, мы в крестных ходах, мы не в криках, мы в молитве. А сильнее силы, чем молитва православная, нет. Владимир Крупин «Крестный ход» Лишь пожелай, и песней, всем любезной, Мгновенно станет крик души моей. Григор Нарекаци «Слава Богу, жизнь моя потрясающе художественна – потому ничего придумывать, фантазировать нет нужды», – написал о своём творческом методе известный русский прозаик Сергей Щербаков, книги которого, большей частью написанные в ярославской деревеньке Старово-Смолино, покоряют читателя просто неслыханной искренностью интонации, неприхотливой и естественной, как сама деревенская жизнь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/03/...

Статистика Нарекаци Григор Григор Нарекаци («Нарекский») (около 951 — 1003) — армянский поэт, философ, монах, мистик и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Биография Родился в семье князя Хосрова Андзеваци, богослова, мыслителя, автора многих религиозных произведений. После смерти жены Хосров отдал сыновей Саака, Ованнеса и малолетнего Григора на воспитание в Нарекский монастырь. Позднее Хосров был рукоположен в сан епископа. Настоятелем монастыря был Анания Нарекаци, брат деда Григора с материнской стороны. Почти всю жизнь Григор провёл в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды Отцов Церкви. Григор много молился по ночам, поэтому его называли «неусыпным». Он получил сан архимандрита («вардапет», в переводе с древнеармянского — «учитель»). Преподавал в школе при монастыре. Автор одного из лучших толкований Песни Песней (977 год) и многочисленных поэтических произведений (в числе которых «Панегирик св. апостолам»). Поэзия Нарекаци глубоко «библеична», пронизана образами, темами и реалиями священной истории. При этом её отличает личный характер. В «Книге скорбных песнопений» (1002 год), как и в «Великом каноне» Андрея Критского, события и лица обоих Заветов служат отправной точкой для раздумий о жизни, о несовершенстве и греховности человека. Это доверительная беседа, которую ведёт с Богом душа, исполненная покаяния и жажды чистоты. Помимо библейских сюжетов и основ, истоки творчества Григора охватывают философию неоплатонизма, а также труды Григория Нисского, Оригена, Ипполита, Епифания Кипрского, Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста. «Книга скорбных песнопений» Лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений», переведённая на многие языки мира, сыграла значительную роль в развитии армянского литературного языка. Впервые напечатана в 1673 году в Марселе, до этого распространялась в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется XII веком.

http://lib.cerkov.ru/authors/720

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григор Нарекаци (около 951 — 1003) — Григор Нарекаци (т. е. Григор из Нарека), великий армянский поэт и мыслитель. Григор Нарекаци, возможно, главный представитель древнеармянского Ренессанса. «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци — шедевр мировой литературы, в Армении цениться разве что не так сильно как Библия. Отцом Григора Нарекаци был ученый богослов Хосров Андзеваци, занимавшийся интерпретацией литургической символики; впоследствии, овдовев или разлучившись со своей женой, Хосров стал епископом, однако на старости лет был обвинен в ереси и отлучен от церкви. К тому же кругу принадлежал и связанный с Хосровом узами кумовства учитель Григора и настоятель Нарекского монастыря Анания Нарекаци, автор аскетических поучений, самые темы которых — слезный дар, отрешение мыслей от всего земного — характерны для армянского духовного возрождения той эпохи. Аверинцев пишет про внешнюю канву жизни Григора Нарекаци и его литературные труды: «по-видимому, жизнь вардапета [ученный монах, проповедник у армян] Григора прошла довольно тихо среди обычных монашеских занятий и литературных трудов. В 977 году он написал толкование на библейскую Песнь песней, как это делали Ориген и Григорий Нисский до него и Бернард Клервоский со своими последователями после него; тема очень характерна для средневековых мистиков, переносивших акцент с религии страха на религию любви. По преданию, этот труд был выполнен в ответ на просьбу Гургена, государя Васпуракана. Нарекаци принадлежат также похвальные слова Кресту, Деве Марии, святым, а также гимнографические сочинения в различных жанрах. Все это — почтенные образцы средневековой армянской литературы. Но «Книгу скорбных песнопений», законченную около 1002 года, поэт написал для всех людей и на все времена. Именно она веками жила в памяти народа и будет жить во всемирной памяти культуры». Интересно, что Григор Нарекаци, хотя и принадлежал к монофизитской церкви, по-видимому симпотизировал диофизитам (православным). По крайней мере Григор Нарекаци придерживался примирительной позиции в догматических спорах тех лет (которые в случае Армении, надо сказать носили не столько догматический характер, сколько этнический). Автор жития Григора Нарекаци пишет по этому поводу: «Между епископами и вардапетами шла распря по различным вопросам в делах халкидонитов (то есть диофизитов). А блаженный Григор, верно поняв, что это есть бесполезная и пагубная церковная смута, в которой при разномыслии повреждалась здравость учения, увещевал всех быть кроткими душою и миролюбцами, пребывать в любви и единодушии».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

Внезапная смерть О чем мы должны помнить, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека 29 апреля, 2015 О чем мы должны помнить, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека О том, как правильно относиться к внезапной, трагической смерти другого человека – протоиерей Александр Ильяшенко. О мертвых или хорошо, или ничего (Латинская мудрость) Протоиерей Александр Ильяшенко Мы молимся, чтобы Господь избавил нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и внезапной смерти , которая может наступить, например, от того, что наемный убийца стреляет в спину, или пилот, которому пассажиры вверяют свою жизнь, направляет самолет в землю, или от того, что солдаты расстреливают мирных жителей из современного оружия. Важно для нас самих понять, как правильно относиться к трагическим случаям, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека? Критерием и одновременно образцом для подражания могут быть люди высокой духовной жизни. Живший в XIII веке армянский поэт Григор Нарекаци, автор «Книги скорбных песнопений», на долю которого выпало много страданий, писал: Один мудрец назвал в года былые Смерть без причины явной злом большим. Хоть он – язычник, я согласен с ним: Мгновенной смертью правят силы злые. Как скот бессмысленный и бессловесный, Мы исчезаем вдруг во мраке бездны, Не осознав сей жизни пустоту. Мы умираем и не ужасаемся, Мы исчезаем и не удивляемся, Мы даже в час последний не смиряемся. Отлучены бываем – не терзаемся, Порокам предаемся и не каемся, Соблазнов низких не остерегаемся, Всему предпочитаем суету.  Удивительно, как современно звучат эти слова, а также как точно он подметил, что действительно «мгновенной смертью правят силы злые»: и духовные силы, и силы земные. Но что еще исключительно важно, Григор Нарекаци употребляет местоимение не он, они или ты , а мы , причисляя себя к тем, кто исчезает «вдруг во мраке бездны». Он никого не осуждает, а смиренно кается: Я хуже всех, моя греховна суть. В грязи желаний я погряз по горло.

http://pravmir.ru/vnezapnaya-smert/

В «Книге скорбных песнопений» (1002), как в «Великом каноне» Андрея Критского, события и лица обоих Заветов служат отправной точкой для раздумий о жизни, о несовершенстве и греховности человека. Это доверительная беседа, которую ведет с Богом душа, исполненная покаяния и жажды чистоты. Григор Нарекаци «Книга скорбных песнопений». Перевод Наума Гребнева. По изданию: «Книга скорби», Ереван, «Советакан Грох», 1977. (С) М.Н. Гребнев, Н.М. Гребнева, 1977, 1988. Глава 3 Слово к Богу, идущее из глубин сердца I О Повелитель сущего всего, Бесценными дарами нас дарящий, Господь, творящий все из ничего, Неведомый, всезнающий, страшащий, И милосердный, и неумолимый, Неизреченный, и непостижимый, Невидимый, извечный, необъятный, И ужасающий, и благодатный, Непроницаем Ты, неосязаем, И безначален Ты, и нескончаем, Ты — то единственное, что безмерно, Что в мире подлинно и достоверно, Ты — то, что нам дает благословенье. Ты — полдень без заката, свет без тени, Единственный для нас родник покоя, Что просветляет бытие мирское. И безграничный Ты, и вездесущий, Ты и сладчайший мед, и хлеб насущный, Неистощимый клад, пречистый дождь, Вовек неиссякающая мощь. Ты и хранитель наш, и наставитель. Недуги наши знающий целитель, Опора всех, всевидящее зренье, Десница благодатного даренья, Ты явственно живущий, Ты бесплотный, Наш пастырь неустанный, царь беззлобный, Всевидящий, и днем и ночью бдящий, Судья, по справедливости судящий, Взгляд негнетущий, голос утешенья, Ты — весть, несущая успокоенье. Твой строгий перст, всевидящее око Остерегают смертных от порока. Судья того, что право, что неправо, Не вызывающая зависть слава. Ты — светоч наш, величие без края, Незримая дорога, но прямая. Твой след невидим, видима лишь милость, Что с неба к нам на землю ниспустилась. Слова, что я изрек Тебе во славу, Бледнее слов, которые бы мог Услышать Ты, о Господи, по праву, Когда б я не был речью столь убог. Господь всеведущий, благословенный, восхваленный, Восславленный всем сущим во вселенной, Все то, что совершить нам суждено,

http://pravmir.ru/kniga-skorbnyx-pesnope...

«Звонарь – не профессия, а состояние души» Беседа с Богданом Березкиным, преподавателем колокольного звона Елена Наследышева Еще в 1998-м году в Минске началось возрождение традиций православного колокольного звона, когда на базе прихода Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» открылись Курсы звонарей. В январе 2000 года, по благословению Митрополита Филарета (Вахромеева), на основе этих курсов создана Школа звонарей. С мая 2015 года она продолжает свою деятельность как одно из отделений Минского духовного училища. С марта 2003 года директором Минской школы звонарей назначен профессиональный музыкант, магистр искусств, выпускник Белорусской государственной академии музыки Богдан Берёзкин. За последние 20 лет его преподавательской работы уже 440 выпускников освоили азы искусства звонаря. А в течение каждого года на отделении проходят обучение в среднем 40 человек. Беседуем с Богданом Владимировичем о колоколах, смысле колокольного звона, звонарях и о том, как ими становятся. Богдан Березкин – Довелось читать немало материалов, где колокольному звону приписывают массу сверхъестественных, магических свойств. Разве у колокольного звона не чисто прикладное назначение – возвещать людям, что начинается или уже идет богослужение? – Вы говорите про «оккультные» материалы ( смеется ). Да, говоря мирским языком, колокольный звон окружен ореолом таинственности, волшебства, магии. Колокола обладают «магическими» свойствами, но более корректно будет сказать – мистическими. Суть заключается в смысловой нагрузке колокольного звона. Если вспомнить христианских философов, таких как Григор Нарекаци и Фома Аквинский, то уже в те далекие времена (тысячу лет назад) колокола наделяли особой символикой и говорили, что звучание колокола – это глас Божий, а колокол, образно говоря, – звучащая икона, говорящий Господь. Когда люди начинают учиться на нашем отделении, уже на первых занятиях по «теории колокольного звона» мы говорим им об этом. Мистика колокольного звона еще в том, что колокол никто не видит, но его звучание в шуме города уловит любое ухо. И даже если ухо не зафиксирует, что-то внутри от этого звука всколыхнется.

http://pravoslavie.ru/135784.html

Репортажи «Монах в карантине», его паства и уроки пандемии «Habemus librum!» – воскликнул иеромонах Иоанн (Гуайта), получив свою новую книгу 13.05.2021 10:45 Презентация книги «Монах в карантине» в Культурном центре «Покровские ворота», 11 мая 2021. Фото: Юлия Зайцева Москва, 13 мая, Благовест-инфо. Свою новую книгу с интригующим названием «Монах в карантине» представил в Москве иеромонах Иоанн (Гуайта). Презентация состоялась дважды: 5 мая в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, где о. Иоанн служит много лет, и 11 мая в Культурном центре «Покровские ворота». Книга вышла в издательстве «Практика», которое известно в христианском мире своими изданиями трудов митрополита Сурожского Антония, прот. Александра Шмемана, прот. Георгия Митрофанова. Историк Джованни Гуайта знаком читателям как автор четырех книг, посвященных Армении , но «Монах в карантине» – первая книга, вышедшая после принятия о.Иоанном духовного сана. «Habemus librum!» – написал он в Facebook по случаю этого радостного события.   «Калейдоскоп», «мозаика», «эклектика» – такими словами читатели, да и сам автор описывают жанр новой книги. В предисловии писатель Александр Архангельский отмечает: увидев оглавление, «…читатель в первую минуту застывает от пестроты и эклектичности открывающейся ему картинки. Тут и Павел Флоренский с Александром Менем, и Моника Белуччи с Карлой Бруни, и Бокаччо с Петраркой, и Григор Нарекаци с Тарковским, и как поссорились православные с католиками из-за " бобровины " , и рассказы о детстве-папе-маме-братьях-сестрах, и служение в детском хосписе, и любимые черепашки, и забавные выдержки из фейсбучных постов». Все эти разнообразные тексты нанизаны на сюжетную нить 40-дневного карантина, в котором о. Иоанн оказался, подхватив коронавирус сразу после Пасхальной литургии 2020 года.  Во время болезни автор вел дневник, размышляя о «своем странном жизненном пути», о служении и многогранном творчестве – историческом, литературо- и киноведческом, культурологическом. Он воспринял испытание болезнью и заточением как «паломничество вглубь себя», как «важнейшее путешествие в жизни». Как отмечается в издательской аннотации, «благодаря своеобразию жизненного пути итальянского православного иеромонаха и его эрудиции нам представляется необычный взгляд на Православие и Россию одновременно со стороны и изнутри».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОР НАРЕКАЦИ Разворот «Книги скорбных песнопений» с изображением Григора Нарекаци в коленопреклоненном молении Христу. 1173 г. (Матен. 1568. Л. 178б — 179а) Разворот «Книги скорбных песнопений» с изображением Григора Нарекаци в коленопреклоненном молении Христу. 1173 г. (Матен. 1568. Л. 178б — 179а) Григор Нарекаци[арм. ] (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами). Его жизнь и творчество связаны с Нарекским мон-рем, где существовала одна из крупнейших литературно-богословских школ того времени во главе с богословом, поэтом, историком и толкователем Свящ. Писания Ананием Нарекаци . Мировоззрение Г. Н. во многом сложилось под влиянием творчества Анании Нарекаци. Оно отразилось в произведениях Г. Н., основывающихся на творениях представителей святоотеческого восточнохрист. богословия (святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин и др.). В сочинениях отцов Церкви Г. Н. в первую очередь интересовало описание процесса внутреннего озарения посредством молитвы. В поэтических книгах Г. Н. прослеживается связь с сочинениями теоретиков христ. неоплатонизма, представленного в арм. традиции философом Давидом Анахтом и др. писателями грекофильской школы (V-VIII вв.). Богословы нарекской школы для доказательства своих постулатов ссылались на мыслителей античной и эллинистической эпох: Пифагора, Платона, Аристотеля, Демокрита, Галена, Евклида, Филона Александрийского и др. Особым авторитетом пользовались сочинения корпуса «Ареопагитик» (V в.), переведенные в нач. VIII в. на древнеармянский Степаносом Сюнеци. Богословско-эстетические воззрения, отраженные в этих произведениях, получили художественное выражение в сочинениях Г. Н. наряду с космологическими, этическими и эстетическими идеями неоплатонической философии.

http://pravenc.ru/text/168101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XIII Том XIII ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ [в иночестве (схиме?) Геннадий] († 1613), «диак» (причетник?) в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) 99-100 ГРИГОР НАРЕКАЦИ (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами) 100-102 102-104 ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК [Хиландарский Паремийник], среднеболг. пергаменная рукопись кон. XII - нач. XIII в., древнейший южнослав. список Паремийника 104-106 106-108 108-109 ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) 109-110 110-111 111-112 112-113 ГРИГОРЬЕВ Петр Григорьевич (1835 - 1900), регент, автор духовно-муз. сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-изд. церковнопевч. репертуара

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010