Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Василий Григорович-Барский. Странствования по святым местам     Василий Григорович-Барский Странствования по святым местам     Значение книги Василия Григоровича-Барского «Странствования по святым местам Востока» Наконец, мы дождались издания замечательного произведения русской литературы первой половины XVIII века. Путевой дневник монаха-странника Василия Григоровича-Барского «Странствова ния по святым местам Востока» самобытно и литературно ярко продолжил древнерусскую традицию жанра «хождений» в смутное для православной веры и трудное для русской ду  ши «осьмнадцатое» столетие. Книга, «богатая историческими свидетельствами о святынях Востока, церковной жизни и светском быте посещенных им стран», — как справедливо сказано в аннотации, действительно представляет особый интерес для вдумчивого русского читателя. Автор «Странствования...» — Василий Григорович-Барский , личность не обыкновенная — неутомимый «пешеходец», проведший в па ломничестве почти четверть века. Он — уроженец Киева, студент Львовской Иезуитской Академии, из которой был изгнан, как православный выходец «из стран Киевских» и противник «кафо  лической римской церкви» — в апреле 1724 г. отправился из Польши в свое паломничество через Рим на Восток, которое за вершил в 1746 г. в Константинополе. В своих путешествиях он часто менял свое «прозвание»: назы вался иногда Барским, по родному городу своих предков; иногда по фамилии Беляевых, по-гречески — Плакою, по-латыни — Албовым; и по родине — Киевским. Во всех своих странствиях, начиная от Киева до последнего своего прибывания на Афоне, Василий Григорович-Барский постоянно вел об стоятельные записи своего путешествия:   «За утра же ... сидехом в дому и писахом книги путничества своего». История публикации текста «Путешествия...» также примечательна. По возвращении на родину Василий Григорович-Барский хотел пере  смотреть и исправить свои путевые записки, разложить по мес  там рисунки (он не только описывал увиденное, но и зарисовывал виды, планы и фасады примечательных мест и построек — ри  сунков и чертежей набралось около 150), но не смог: помешала скоропостижная кончина.

http://isihazm.ru/?id=721

По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского (версия для печати)/Православие.Ru По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского Православие.Ru , 23 января 2004 г. Кто он, Василий Барский? Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Он называл себя московитом, гражданином Киева. Свой жизненный путь он начал в Киеве, в многодетной семье малограмотного торговца. Семья жила в районе знаменитого Киево-Печерского монастыря. Покоренный красотой православия, светом веры, совсем юным поступил в Киевскую Духовную Академию. Из-за болезни ног не окончил полный курс, однако изучил славянские языки, Закон Божий и латинский язык. Продолжил образование в Львове, где выздоровел. Благодарный Господу за исцеление, решил отправиться в паломничество по Святым местам. Много путешествовал (1723-1747), можно сказать, что всю жизнь провел в пути. Много работал над собой. Из бедного странника превратился в известного педагога, исследователя и писателя. Барский четыре раза побывал на Кипре. В то время там было более 60 монастырей. Он посетил более 50, оставил потомкам их описание и чудесные зарисовки. Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Монах и путешественник Василий Григорович-Барский Идея пройти дорогами Барского родилась сама собой во время чтения его книги. Так красочно описывал Барский Кипр XVIII века, его природу, с такой симпатией жителей страны в тяжкую годину иноземного ига, что появилось неодолимое желание оказаться в тех же местах, увидеть древние храмы и монастыри, встретиться с потомками киприотов, которые гостеприимно встречали русского гостя, делились с ним хлебом, предоставляли кров. Выставка " 2000 митрополии Морфу " В глубине времен, скрытой от нас почти тремя столетиями, идет киевлянин Василий Барский по кипрской земле. Он держит путь на Север Кипра. Увы, не дано нам пройти дорогами Северного Кипра (книга окончена до открытия в апреле 2003 года границы, разделяющей свободный, греческий, и оккупированный, турецкий, Кипр - прим.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Василий (Григорович-Барский) Русский паломник-пешеходец Василий Киевский (Григорович-Барский)  Много было на Руси святой странников. Но такого еще не было! Сын небогатого купца Григория Григоровича, жившего на Подоле, Василий с детства отличался неукротимой любознательностью и неизбывной мечтой повидать дальние страны. Отец, владевший грамотой, дал ему начатки знаний, которые считал вполне достаточными для всей последующей жизни.    Но жадный до учения и упорный в своих устремлениях хлопец решил поступить в Киево-Могилянскую академию, а решив, добился протекции ее префекта, Феофана Прокоповича, по которой зачислен был в бурсу. Здесь он изучил славянские языки, латынь и Закон Божий, и дошел до класса риторики. Но…  К несчастью, подкачало здоровье. Незаживающая язва на ноге, причинявшая долгие страдания, стала причиной отбытия юноши во Львов, славившийся традициями искусного врачевания. Впрочем, помимо медицины его интересовали ученые люди этого славного града. Выбрав момент, когда батька был в отъезде по своим торговым делам, Василий Барский умолил мать отпустить его, и отправился в путь, но в дороге посыльный от вернувшегося родителя нагнал беглеца, передав повеление возвратиться домой. Отпрыск, однако, не свернул с выбранного пути, а написал письмо отцу, прося прощения и сообщая, что идет во Львов, а может, и далее. Двигался болезный пешком, сопровождаемый товарищем своим Иустином Леницким. Шли они, шли себе, и после многих невзгод прибыли, наконец, благополучно во Львов, где действительно вылечился болезный. Казалось бы, что еще надо?!        Тем не менее, вместо того, чтобы вернуться в Киев, Василий Барский и Иустин поступили в класс риторики Львовской иезуитской академии: хитрецы выдали себя за братьев из польского города Бара (а предки Григоровича как раз и были родом из Бара волынского). Однако обман вскоре был обнаружен, и псевдополяки оказались изгнанными их стен учебного заведения.  Не долго огорчаясь, неунывающие приятели составили новый план: совершить паломничество в Рим (вообще-то, на ту пору излеченного больше интересовал итальянский город Бар, или Бари – как близнец родовым местам). Так вот и начались многолетние странствия пешеходца Василия Григоровича-Барского, который за время путешествий приобрел и другие псевдонимы (Василий Киевский, Плака Альбов). 

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=12...

Киев. Кирилловский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Одним из лучших творений знаменитого украинского архитектора Ивана Григоровича-Барского считается колокольня киевского Кирилловского монастыря. О ней вспоминает и сам архитектор в... эпитафии, которую он написал сам на себя. Серьезно заболев, Григорович-Барский составил проект собственной эпитафии с хронологическими показаниями своих архитектурных творений, первой из которых была Благовещенская церковь-колокольня Кирилловского монастыря. Кстати, в эпитафии он указал и дату своей возможной смерти - май 1785 г.; но смерть отступила, и автору суждено было прожить до 10 сентября 1791 г. Это сооружение, которое мы можем наблюдать только в картинках, было примером архитектурного новаторства. Ее оригинальность и новизна для Киева была в сочетании надвратной церкви с колокольней. Колокольня, построенная в XVIII веке, органично вписалась в монастырский ансамбль XII века и стала его доминантой. Григорович-Барский изменил и внешний вид монастыря, построив въездные ворота, каменную стену, и достроил в Кирилловской церкви волнистого фронтона, украсил их барочной лепниной, то есть придал ансамблю черты украинского барокко. Как указывали многочисленные исследователи, Кирилловская колокольня была построена в 1760 г. Дворянство мещанина На шиферной доске, хранящейся в нартексе Кирилловской церкви, есть надпись, что храм построен во имя благовещения Пресвятой Богородицы содержанием игумена Троицкого и Кирилловского Феофана Желтовского в 1760 г., а " делал мастер... мещанин... Иван Григорьевич " . Действительно, Иван Григорович-Барский имел именно такой социальный статус, поскольку родился в 1713 г. в семье лавочника и старосты Успенского городского собора Григория Барского. И только в 1787 году Киевский магистрат по просьбе архитектора соответствующими документами признал его благородство. До получения дворянства он называл себя " мещанином - каменным делам мастером " .

http://sobory.ru/article/?object=42918

Афон/ПЭ. Афон/Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т.4. С. 103–181. Великая стража. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария: В 3 кн./Авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). – М.; Изд-во Моск. Патриархии, 2001. – Кн. 1–3. Вразумление. Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения. – 3-е изд. – М.: И.Ефимов, 1881. – 47 с. Вышний покров. Вышний покров над Афоном, или сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и других святых: с 34 литогр. изображениями чудотвор. икон. – 2-е изд., испр., доп. – M., 1864. – 134, III с.: ил. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский… Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по Лавре. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Имп. О-во истории и древностей России при ИМУ, 1909. – VI, 424 с.: ил., 20 л. ил. Горский А. В. Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. – Репр. воспр. изд. 1910 г. (Москва). – [Сергиев Посад]: Св.Троицкая Сергиева лавра, 1996. – 160 с. Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия… Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия Григоровича­Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное: В 2 ч. – 2-е изд. – СПб.: Имп. Акад. Наук, 1785. – Ч. 1–2. Дмитриевский А. А. Палестинское общество. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Ист. записка, сост. по поручению Совета О-ва. – СПб.: В.Ф. Киршбаум, 1907. – VIII, 332 с., 14 л. портр. Дневник студента. Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон. – Киев: Г.Т. Корчак-Новицкий, 1886. – 194 с. Женская Оптина. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ [Греч. Μελτιος] (2-я пол. XVII в., Энос, Вост. Фракия (ныне Энез, Турция) - после марта 1737), патриарх Иерусалимский (ок. нач. февр. 1731 - март 1737). Вступление М. на Патриаршество ознаменовало конец 200-летней гегемонии в Иерусалимском Патриархате пелопоннесских кланов, из к-рых выдвигались патриархи и их ближайшее окружение. Эта перегруппировка сил в Святогробском братстве , монашеской корпорации Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ), сопровождалась внутренними конфликтами. Так, известно обращение 1714 г. палестинских святогробцев к патриарху Хрисанфу Нотаре , пребывавшему большей частью в К-поле или в Дунайских княжествах, с протестом против стремления патриарха ставить на архиерейские кафедры настоятелей молдовалашских метохов Св. Гроба в обход братии, к-рая ценой больших усилий удерживала св. места в Палестине. Протест увенчался успехом ( Соколов. 1906. С. 21-22). Возможно, возвышение М. было связано с этими изменениями в высшей иерархии ИПЦ. С 1698 г. М. был одним из эпитропов (наместников) Иерусалимского патриарха на Св. земле сначала при Досифее II Нотаре , затем при Хрисанфе Нотаре. Последний заранее готовил его себе в преемники, возведя в сан митрополита Кесарии Палестинской (эта кафедра традиционно предназначалась наследнику патриарха). Дата этого поставления неизвестна, но можно предположить, что оно произошло не позже лета 1725 г., когда Хрисанф в последний раз посещал Палестину. Паломник В. Г. Григорович-Барский , находившийся на Св. земле осенью 1726 - весной 1727 г., много раз упоминает митрополита - патриаршего эпитропа, не называя его имени: описывает его богослужения, рукоположение им в Великий пост 1727 г. архиепископов Лиддского и Газского, обряд получения Благодатного огня накануне Пасхи 2 апр. 1727 г. ( Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока. СПб., 1885. Ч. 1. С. 309, 371, 379, 380, 388-390). В условиях усиления влияния Фанара на ближневост.

http://pravenc.ru/text/2629635.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновитель русского монашества 7. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 23.09.2022 780 Время на чтение 11 минут   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6          Петровские реформы в области религии, упразднение  Патриаршества, секуляризация церковного  имущества, ускорили исход монахов из России.  Те, кто особенно желал строгой монашеской жизни, шли в Молдавию, в Мерлополянский скит, где их принимал, без преувеличения сказать, великий Паисий Величковский.           На Святую Гору он ушел в 1746 году.  В 1757 году  основал скит пророка Илии, Ильинский, для «братии молдавского и словенского языка».  Для прославления преподобного Паисия хватило бы уже и того, что,  вернувшись в Россию, он возобновил в ней монашескую жизнь, но надо перечислить и его труды, хотя бы основные. Ведь именно он перевел на русский «Добротолюбие», сочинения Исаака Сирина, «Огласительные слова» Феодора Студита, сочинения Григория Паламы, Максима Исповедника, Варсонофия, сборник «Восторгнутые класы», то есть колосья, собранные с нивы Господней,  в который входили  тексты Иоанна Златоустаго, Мелетия, Фотия, Марка, Зосимы, Феогноста…      Годы, в которые прибыл на Афон преподобный Паисий, были печальны для  Святой Горы. Примерно в это  время  посещает Афон уже упомянутый Василий  Григорович-Барский. Он указывает на причину упадка монашеской жизни – это притеснение  от турок. Честно сказать,  и не только. Притеснение русских было и от греков. Славянкое племя на Афоне тиранилось и одноверцами. Наши соотечественники, пишет Барский,  вынуждены были «семо и овамо по горам скитаться, и от труда рук своих зело нуждно и прискорбно питаться, от всех презираемы. Лиси язвины имут, и птицы гнезда своя, россы же не имут, где главы приклонити на столь прекрасном, уединенном и иноческому житию весьма приличном месте».       Широко известно житие святого Паисия. Не мыслящий спасения души и монашеской жизни без  наставника, старца-духовника, он был лишен этого, и спасался с помощью святоотеческих книг. Молва о его святой жизни  не могла укрыться. К нему притекали отовсюду. Почти в отчаянии он взывал к инокам, что он и сам чает наставничества, но число их все увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/23/...

VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке Непосредственно после древних мозаик Равенны и Рима мы решаемся поставить, в числе древнейших мозаик греческого Востока и наряду с росписью церкви св. Димитрия в Солуни, Кипрскую мозаику, открытую и изданную Я. И. Смирновым близ Ларнаки, в деревне Кити, в храме Панагии «Ангелозданной» ( Παναγα γγελτιστος ), в 1895 году 157 . Не довольствуясь эскизными фотографическими снимками замечательного памятника, Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи заказал в 1907 году художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики, приобретенную впоследствии Русским Археологическим Институтом в Константинополе, ныне издавшим эту копию в красках 158 . Тем не менее, в виду открывшегося научного разногласия в определении времени этого памятника и явной недостаточности расследований, приходится некоторые вопросы пересмотреть снова и в заключение вновь пожелать дополнительного освещения некоторых данных на месте. Так, затруднение в определении времени памятника представляет само здание церкви – благодаря пристройкам и позднейшей переделке главного корпуса и двух абсид (южная была снесена). Я. И. Смирнов, осмотрев храм на месте, пришел к заключению, что хотя храм Панагии византийского типа X–XI в., он, однако, не древнее владычества франков или лузиньянов (1192–1302), но «при виде восточной части церкви снаружи, поражают непомерно малые размеры абсиды, которые совсем не соответствуют величине церкви». «Это, по мнению Я. И. Смирнова, объясняется тем, что ныне существующая церковь пристроена к значительно древнейшей, чем она сама, абсиде». «Причиной этому была конечно, лишь древняя мозаика, сохранившаяся в конхе ее». Григорович Барский свидетельствует, что он видел «вне града Ларна», «в веси Ките храм лепотен, иже бяше прежде престол архиерейский, тамо и чудотворный образ Богородицы, каменцами от мусий насажден и от Арапа некогда ударен, кровь источити повествуется» 159 . Греки доныне дорожат абсидами старых церквей, имеющими «синфронон» или архиерейское сопрестолие, и, расширяя церкви, сохраняют древнюю абсиду, хотя она мала для служения. Тем более естественно думать, что в этом особенном положении повлияла мозаика, со времени падения Византии ставшая на Востоке недоступной редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

К.А. Панченко Глава III. География и демография Окрест же гори Харана многи пусты грады же и веси... во многих же паки обретаются малочисленни населницы от Аравов, инде пятдесят домов, инде тридесят, инде меньше, инде десять и пять, в инних же местах един точию дом жителствующих обретается. В. Григорович-Барский, 1728 год. Климат и природа. Историческая демография: критика источников. Два мегаполиса: христианский демографический взрыв. Горный Ливан: христианская резервация. Плато Каламун: исчезающая резервация. Бекаа и Центральная Сирия. Северо-западное побережье. Окраины Антиохийского патриархата: север и юг. Административная структура Антиохийской церкви. Святой град. Вифлеем и округа: главный христианский анклав Палестины. Заиорданье: натиск Пустыни. Галилея. Христианские общины побережья: взлеты и падения. Епархии Иерусалимской церкви. Демографическая динамика и внутренние миграции. Многие исследователи склонны рассматривать Христианский Восток преимущественно в ракурсе филологии и теологии, через призму литературных текстов. Ученые редко задаются проблемами материальной жизни ближневосточных христиан, не ставят такие вопросы, как: сколько лет жили эти люди, чем они болели и как лечились? Сколько раз в день они ели и что ели? Сколько детей было в их семьях? Была ли у них любовь в привычном нам понимании этого слова? Как они одевались? Была ли мебель у них в домах или принято было сидеть на циновках, и если так, то с какого века? Нам всё еще трудно понять, что Христианский Восток – это почти такая же полноценная цивилизация, как мусульманская или византийская. И поэтому она заслуживает изучения в таких же ракурсах, как и прочие культурно-исторические миры, включая материальную культуру, взаимодействие с природной средой, экономику, динамику социальных связей и демографические тенденции. Мы не сможем адекватно воспринять историю Православного Востока без учета его природно-географического фона и демографических показателей, в частности, без ответа на вопрос: сколько было христиан в османской Сирии и какой процент они составляли в общей массе населения? Климат и природа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Панченко Глава V. Монастыри и монашество В трапезе чтения не чтут, разве при гостях, понеже суть вси прости и не разумеют не токмо книжного писания, но многи суть, иже греческаго простаго языка не умеют, кроме турецкаго; сии суть от Анатолии, все по турецкому беседуют, аще же и греческие книги в церкви чтут, но не разумеют, тако бо токмо изучаются чтения ради церковнаго, да христианская вера не исчезает; прочии же, аще и знают по греческу... то суть или глухи, или слепи, или зело стари, таковых бо там патриарх оставляет жити, де не много глаголюще, пребывают в молчании. Григорович-Барский В. 1726 год. Вехи истории ближневосточного монашества. Монастыри Иерусалима: вырождение? Монастыри Иерусалима: сколько их было? Лавра св. Саввы. Крестный монастырь. Прочие палестинские обители: хроника агонии. Святогробское братство: структура и устав. Моральный облик святогробцев. Кадровые резервы и центры силы в Братстве. Сирийские монастыри: источники. Сайданайская обитель. Другие обители Внутренней Сирии. Дейр аль-Баламанд. Горные монастыри над Бейрутом. Триполийская группа. Хаматура. Рас Баальбек и монастырь св. Георгия Хумейр. Прочие горные монастыри. Монастыри Антиохийского патриархата: ритмы развития. Сирийское монашество как социальная группа. Вехи истории ближневосточного монашества Монастыри играли выдающуюся роль в истории Христианской цивилизации, настолько огромную, что здесь мы не беремся анализировать все ее аспекты. Монашеское движение было каналом выхода религиозной энергии, переполнявшей в те или иные эпохи различные области христианской ойкумены; это был способ ухода от жестокого мира для людей с тонкой психикой; в рамках монашеской аскезы реализовывался мистический путь Богопознания. Мы оставим в стороне все эти сюжеты, мало доступные понятийному аппарату позитивистской науки. Но наряду со всем прочим, монастыри играли важную социальную, экономическую и культурную роль. Они были центрами экономического производства и хозяйственного освоения земель, особенно в пограничных и редко заселенных областях. Экономические ресурсы и моральный авторитет подчас позволяли монастырям активно участвовать в политике, выступать в роли посредника или покровителя в отношении различных социальных групп. В годы смут или в районах, слабо контролируемых государственной властью, монастыри брали на себя многие функции этой власти. Культурное творчество в Средневековье тоже, в значительной степени, концентрировалось в стенах монастырей, особенно в периоды упадка городов, альтернативных очагов культурного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010