святитель Григорий Киевский (Цамблак) (1364/5–1419/20) святитель Григорий Киевский (Цамблак) Первый митрополит Киевский Западнорусской митрополии Константинопольского патриархата, дипломат, писатель, проповедник, агиограф, гимнограф, представитель тырновской книжной школы. Биография Время рождения Григория точно не известно, предполагают, что он родился в 1364 г. Вообще русская духовная литература о Григорий Цамблаке далеко не разработана и вопрос об его жизни и литературной деятельности не только не разрешен, но в некоторых случаях еще больше запутан. Но не только в России, даже в Румынии, несмотря на то, что с именем Григорий там связаны немаловажные моменты истории этого народа, местные источники также сбивчивы и очень многие явления жизни Григория основаны только на предположениях. По русским летописям Цамблак был родом болгарин, по румынским же источникам, как это пытается доказать епископ Мельхиседек, румын. Такая разноголосица происходит от различного объяснения слов: сам и влах, т. е. чистый, истый влах и семи-влах, т.е. «полувлах». Во всяком случае Гр. принадлежал к знатному роду, представители которого были известны в XIV в. под прозвищем Цамблаков, Семивлахов и пр. Первоначальное свое образование Григорий получил в Тернове у патриархия Евфимия; здесь же предполагают и было место рождения его. Дальнейшее воспитание Григория получил в Константинополе и очевидно учился хорошо, т.к. его дядя, митрополит Киприан, предсказывал ему известное будущее. Здесь же он докончил свое образование и, очевидно, посетил Афон, о пребывании на котором можно судить по его четвертому слову: «аз вем горы Афоньския». В 1401 г. Григорий был послан Константинопольским патриархом в Молдавию на должность учителя и «пресвитера великой церкви Молдавской, то есть, соборной в Сучаве» (тогдашняя столица княжества). Затем был в Сербии игуменом Пантократовой обители в Дечах и еще игуменом какой-то Плинаирской обители, неизвестно где находящейся. Проф. Шевырев полагает, что Цамблак выражался символически, когда говорил об обители Плинаирской (несущей в воздухе); другие же исследователи относят это игуменство Григория ко времени пребывания его в России.

http://azbyka.ru/otechnik/903

отв. ред. Д. С. Лихачев Григорий Цамблак, митрополит Григорий Цамблак (ок. 1365–1419?) – митрополит, болгарский писатель, видный представитель Тырновской книжной школы, культурный, общественный и церковный деятель Болгарии, Молдавии, Сербии и России. Родился и учился в Тырново, в круге патриарха Евфимия, принадлежал к высшей придворной аристократии. Представители фамилии Цамблаков занимали государственные посты в Византии, Болгарии (в Синодике царя Бориса есть славословие Цамблаку, великому примикюру), Молдавии. Некоторые ученые считают достоверным родство Г. Ц. с митрополитом всея Руси Киприаном. В «Похвальном слове митрополиту Киприану» («Григория мниха и прозвитера, игумена обители Плинаирьскыа, надгробное иже во святых по истине Киприану, архиепископу Росийскому» – единственный список XVI в. ГИМ, Синод. собр., 235/384) Г. Ц. назвал его братом своего отца. Жизнь Г. Ц., как и жизнь всех балканских писателей этого трагического периода истории (турецкая экспансия на Балканах), очень богата событиями, частыми переездами; не все сведения о его жизни достоверны. В 1379 г. он был еще в Тырнове и участвовал в торжественной встрече митрополита Киприана на его пути в Константинополь. Время и место пострижения Г. Ц. неизвестны. Остается гипотезой присутствие Г. Ц. при осаде турками и падении г. Тырново (1393 г.), хотя в «Похвальном слове патриарху Евфимию» об этом и последовавших событиях написано с большой художественной убедительностью. Скорее всего эти тяжелые годы Г. Ц. пережил в Византии – в Константинополе или на Афоне, – может быть, состоял при патриархии. Для такого предположения есть основание – грамота 1401 г. византийского патриарха Матфея молдавскому правителю Александру, в которой патриарх так характеризует Г. Ц.: «честнейший в иеромонахах и духовный отец кир Григорий, келейный инок патриарха». К этому периоду жизни Г. Ц. относятся его первые произведения: анонимное «Слово похвальное великомученику Георгию» (1397 г.) и, может быть, «Сказание о перенесении мощей преподобной Параскевы из Тырнова в Видин и в Сербию», которое в рукописях встречается чаще всего как дополнение к Житию Параскевы, написанному болгарским патриархом Евфимием.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Григорий Цамблак Григорий Цамблак , митроп. Киевский и Литовский ум. 1419. Родом был болгарин, из города Тернова, из боярской фамилии Цамлаков (Самвлахов, Семивлахов). Образование получил под руководством патриарха Терновского Евфимия. Был пресвитером великой (соборной) церкви Молдаво-Влахийской, затем был игуменом Дечанского Пантократорова монастыря в Сербии, наконец, игуменом греческого монастыря Плинаирского, около Константинополя. Митрополит Московский Киприан (ум. 1406 г.), родной дядя Г., вызвал последнего в Москву, но Г. на дороге, в Литве, получил весть о смерти Киприана и отложил свое намерение ехать в Москву. В Литве Г., как человек выдающийся по образованно, успел приобрести расположение великого князя Литовского Витовта, который в 1414 г. избрал Г. в митрополита православных Лятовских епархий и послал его посвящаться в Константинополь. Епископы литовские со своей стороны написали патриарху Константинопольскому Евфимию грамоты с жалобами на управлявшего тогда обеими половинами русской церкви, Московскою и Киевскою, митрополита Фотия и с просьбою отделить западные епархии от митрополии Московской и поставить для них особого митрополита. Особенно хлопотал об этом разделении сам великий князь Литовский Витовт, для которого было не желательно тяготение православного литовского населения к единоверной Москве. Когда Фотий узнал о случившемся в Литве, он немедленно с поспешностью отправил своих послов в Константинополь; послы пришли ранее Г. и успели настолько вооружить патриарха против кандидата на Литовскую митрополию, что патриарх не только оставил без удовлетворения просьбу Витовта и литовских епископов, но еще извергнул самого Г. из священного сана и предал его отлучению. Однако, когда Г. вернулся в Литву, Витовт собрал литовских епископов и заставил их посвятить Г. в сан митрополита. Но прежде посвящения Витовт, по убеждению епископов, в 1415 г. в марте еще раз обратился в Константинополь с просьбою о поставлении особого митрополита для Литвы и назначил крайним сроком для ответа – день Успения Богородицы, затем продлил этот срок до 14 ноября и, когда ответа не получил, 15 ноября 1415 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

38. 1415 г. ноября 15. Соборная грамота литовских епископов об избрании и поставлении на киевскую митрополию Григория Цамблака Ср. примечание над текстом предыдущего Старшие издания – в Никоновской Летописи, т. V, стр. 59–64, и в Древ. Росс . Библиотеке, т. XIV, стр. 122–128. Приводит разночтения этих изданий, как сделано в «Актах», мы считаем излишним на том основании, что предлагаемый текст имеет все признаки подлинности, к числу которых относится, между прочим, свидетельство, находящееся в грамоте митрополита Фотия 39); напротив списки, изданные в Летописи и Библиотеке, искажены позднейшими вставками (см. Акт. Зад. Росс., т. I, стр. 34, примеч. 14). Таков же точно список в Толстовском сборнике XVI в. Импер. Пуб. Библиот., отд. XVII, 50, л. 95. Всяк дар совершен 1578 , свыше исходяй от Отца светом, достиже и до нас смиренных, егоже мы держащеся, ныне тем даром многой нашей издалече скорби, еже о церкви нашей матери, утешение обретохом, сицевым образом последовавшим вещам. Мы смиренные епископы русских стран и братья друг ко другу по Духу Святому, Феодосие архиепископ полоцкий, Исакие черниговский, Дионисие луцкий, Герасим володимерский, Геласей перемышльский, Савастиян смоленский, Харитон холмский, Евфимие туровский, понеже видехом презираему от митрополита Фотия церковь киевскую, яже глава есть всей Руси, и стадо Христово небрегомо и к погибели готово, скорбяхом о том и в печали бехом, имуще убо пастыря именем, делом же не имуще: ниже бо хотяше седеть у церкви, данной ему от Бога, и править людьми Божьими, якоже достоит митрополиту, но точию приходы церковные сбирая и живяше инде, и старые устроения и честь киевской церкви на ино место полагаше. И тако нам скорбящим о церкви и о людях Божьих, подвиже милостивый Бог сердце великого князя Александра, зовомого Витовта, литовского и многих русских земель господаря; и того убо митрополита Φοтия изгна, посла же в Царьград, к царю и патриарху, просяще дать ему митрополита, хотящего быть людям Божьим на спасение, достойна, и тоя церкви на утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331, Тырново (?) - между 1402 и 1409?, Бачковский мон-рь), свт. (пам. 20 янв.), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель. Жизнь Источником сведений о жизни Е. является Похвальное слово, к-рое составил его ученик митр. Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 гг., с целью инициировать его канонизацию ( Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168). В молодом возрасте Е. стал послушником, а затем монахом Килифаревского мон-ря, основанного ок. 1350 г. прп. Феодосием Тырновским . Через нек-рое время прп. Феодосий передал Е. руководство обителью. В нач. 60-х гг. XIV в. мон-рь разорили турки, и Феодосий вместе с Е. и неск. учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан ) уехал в К-поль и поселился в обители во имя св. Маманта, издавна связанной со слав. землями. После смерти прп. Феодосия (1363) Е. жил в Студийском мон-ре в К-поле, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болг. мон-ря Зограф. Ок. 1370 г. как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом К-польским Филофеем Коккином , Е. был подвергнут краткому заточению на о-ве Лемнос. Вероятно, в 1371 г. вернулся в Болгарию и возглавил мон-рь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром правосл. духовной и книжной деятельности в Центр. и Юго-Вост. Европе, здесь переводились с греч. на слав. язык библейские, литургические и др. книги. Ученики Е., по словам митр. Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», т. к. распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Вел. Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Е. помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан, митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) , игум. Тисманского мон-ря прп. Никодим Румынский и др.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы. Основным источником сведений о его жизни и творчестве служат краткие выходные записи в переписанных им книгах: писец сообщает имя (иногда с указанием монашеского сана) и, как правило, дату. Из 3 источников - Помянника молдав. мон-ря Бистрица ( Bogdan D. Pomelnicul de la Bistria. Bucur., 1941) и выходных записей Г. в Бодлианском Евангелии 1429 г. ( Cleminson R. A Union Catalogue of Cyrillic Manuscripts in British and Irish Collections. L., 1988. P. 244) и в Евангелии 1436 г. (Бухарест, Музей искусств Румынии, 4 - см.: Паскаль. 1989. 4. С. 30) - известны монашеское имя Паисий и прозвище его отца Урик. Национальная принадлежность Г. и его мирское имя неизвестны; не исключено, что он происходил из болг. эмигрантов, осевших в Молдавском княжестве после тур. завоевания их родной страны, на тесную связь с ними указывают его книгописная выучка и орфографические нормы. В нач. XX в. А. И. Яцимирский выдвинул гипотезу, согласно к-рой Г.- схимническое имя митр. Киевского и Литовского Григория Цамблака , якобы не умершего в 1419 г. в Киеве, а оставившего митрополичью кафедру и удалившегося в Молдавию, где он занялся активной книгописной деятельностью и распространением лит. наследия тырновской книжной школы. Эта версия не получила признания в историко-филологической науке, а с обнаружением рукописи, подписанной Г. 1412-1413 гг. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1694), еще до поставления Цамблака на кафедру, ее несостоятельность стала очевидной (критику гипотезы см.: Turdeanu E. Gregorie Camblak: faux arguments d " une biographie//RES. 1946. Vol. 22. P. 46-81; Thomson Fr. J. The False Identification of Gregory Tsamblack with Gabriel Uric: The Full Extent of Alexander Yatsimirsky " s Fraud Exposed//Slavica Gandensia. Gent, 1996. Vol. 23. P. 117-169).

http://pravenc.ru/text/161279.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы " Собор Ростовских святых " . Кон. XIX - нач. XX века. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов Свт. Григорий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы " Собор Ростовских святых " , 1838 год. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов 24 июня 1408 года в Ростове случился пожар, во время которого обрушились своды каменного Успенского собора (сохранились стены «по комары» и алтарь), " иных церквии погоре 14, и людии много истопе " . В декабре 1408 года бедствия Ростовской земли усугубил набег ордынского отряда из войска эмира Едигея. Еп. Григорий вместе с князем и др. жителями бежал из города. Захватив Ростов, ордынцы сожгли его, сгорели многие храмы, уцелел лишь ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь , ограждаемый, как пишет летописец, " молитвою святыа Богородици " . 1 октября 1410 года еп. Григорий освятил восстановленный на его средства (к 26 сентября) Успенский собор . Владычный летописец особо отметил, что " людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь " . В 1411 году в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, " выше первых " . 6 октября 1411 года на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия еп. Григорий освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 1520-х годов, еп. Григорий отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского) . 22 марта 1416 года участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Северной и Северо-Восточной Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

http://drevo-info.ru/articles/13677986.h...

Скачать epub pdf Григорий Самблак Григорий Самблак, Митрополит Киевский, по иным Летописям именуется Замблак, Цамблак, Зимблак, Симблак, Цемивлак и Семивлак. Летописи наши производят род его из Болгар, и он, до пришествия своего в Киев, был Игуменом Молдавской Обители, именуемой Пандократора, а потом Дечской в Сербии. Избрание и возведение его на Киевскую Митрополию составляет важную эпоху в Российской Церковной Истории, а потому, для объяснения сей эпохи, не бесполезно будет упомянуть здесь о предшествовавших ей обстоятельствах и причинах. По нашествии на Россию Татар, когда Киев со всею Областью своею в 1240 году занят и разорен Батыем, то убиен был там и Митрополит Иосиф; а с тех пор 10 лет не было Киевского и всея России Митрополита. В 1250 году посвящен был Константинопольским Патриархом в Митрополита Киеву Кирилл, но он, нашедши Паству свою всю опустошенною от Татар и видя продолжение частых набегов, переселился во Владимир на Клязму, в который еще в прошлом столетии перенесли свою Столицу и Российские Великие Князья. Кириллов преемник Митрополит Максим жил также во Владимире; а сего преемник Митрополит Петр перенес Престол свой в Москву; в Киеве же со времен Кирилла, управляли делами Иерархическими Митрополичьи Наместники. Таким образом оставленные и Великими Князьями и Митрополитами Заднепровские Области подвержены были по всем частям расстройству и беззащитному почти разорению. При сих обстоятельствах с 1319 года сперва Гедимин, Великий Князь Литовский, завладел многими Русскими Княжествами Заднепровскими и отторг от России Волынию, Подолию, Полесье и другие области. Вместе с ними отошли под Литовское владение и Епархии сих Княжеств. Но Гедимин, будучи тогда со всею Литвою еще в язычестве, не препятствовал власти Всероссийского Митрополита над тамошними Церквами. Дети сего Великого Князя были уже Христиане. Из них второй сын и преемник его Престола, Олгерд, женат был на Тверской Княжне 32 , которая обратила его в Греко-Российское исповедание. Митрополиты Всероссийские временно езжали в Киев и далее за Днепр обозревать свои Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365, Тырново, Болгария ? - зима 1419/20, Киев), митр. Киевский Западнорусской митрополии , дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы. Источники для изучения биографии Г., за исключением последних 5 лет жизни, скудны и ограничиваются сочинениями Г. (критический разбор свидетельств о Г. см.: Thomson. 1998). Г. происходил из разветвленного валашского по своим корням знатного рода, представители к-рого играли заметную роль в истории Византии, Болгарии и Сербии. В Болгарии семейство Цамблаков известно с 1-й пол. XIV в., в источниках встречаются упоминания его представителей (в частности, в Борила царя синодике содержится славословие Цамблаку, вел. примикирию царя Иоанна Александра ), однако степень их родства с Г. остается невыясненной. В исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. Г. порой ошибочно называли сербом (обзор мнений см.: Дончева-Панайотова. 2004. С. 55-56), это связано с его реальным или гипотетическим родством с митр. Киприаном (см. ниже), к-рый в рус. источниках XVI в. (проложное Житие и высказывания прп. Максима Грека , замечания Нила (Курлятева) ) также необоснованно именуется сербом. Рус. летописи устойчиво называют Г. болгарином. Род. Г., вероятнее всего, в Тырнове, столице Второго Болгарского царства. Дата его рождения устанавливается приблизительно на основании свидетельства написанного им Слова надгробного митр. Киприану, где автор сообщает, что во время посещения Киприаном Тырнова (1379) он «отроческыи еще носяща возраст» (обзор мнений см.: Спасова. 1998; Thomson. 1998. Р. 9-12). Имя Г. до пострига неизвестно, гипотеза А. И. Яцимирского (1904), что его звали в миру Гавриилом, базировалась на предположительном отождествлении Г. с молдав. книгописцем Гавриилом (Уриком) и на допущении, что при пострижении в схиму Г. вернулся к крестильному имени; в наст.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

отв. ред. Д. С. Лихачев Рай Рай – несколько литературных памятников Древней Руси, по происхождению и содержанию никак не связанных друг с другом. Рай I – древнерусский календарный сборник уставных чтений. Календарь Р. охватывает часть триодного цикла: от недели мытаря и фарисея до страстной недели включительно – пространная редакция Р.; с 3–4-й недели поста до страстной недели включительно – сокращенная редакция Р. Примером пространной редакции может служить сборник 1512 г. Древлехранилища ИРЛИ, колл. Величко, 1; сокращенной редакции – сборники 2-й пол. XVI в.: ГПБ, Соф. собр., 1273; ГИМ, собр. Уварова, 539; Единоверч. собр., 28. Тематику сборника Р. определили евангельские и ветхозаветные сюжеты, использованные Иоанном Златоустом и другими византийскими и славянскими писателями в дидактических и торжественных словах. Кроме статей, непосредственно связанных с библейскими текстами, в Р. вошли и другие сочинения, наставляющие, как надо готовиться к посту и Пасхе, декларирующие христианские добродетели, а также сочинения, в которых с назидательными целями вспоминаются события церковной истории («о избиении в болгарех христиан», Мучение Феодора Тирона и др.). Слова и поучения, составившие древнерусские Р., принадлежат широко известным византийским, южнославянским, древнерусским авторам, таким как Андрей Критский , Афанасий Александрийский , Григорий Антиохийский , Ефрем Сирии, Епифаний Кипрский , Иоанн Дамаскин , Иоанн Златоуст , Никифор Каллист, Феодор Студит , Климент Охридский, Кирилл Туровский , Григорий Цамблак и др. По календарной приуроченности, тематике и дидактической направленности сочинений Р. сближается с триодным Торжественником и постным Златоустом. С первым типом сборника Р. роднит еще и жанровая природа большинства статей – произведений эпидейктического рода красноречия. Отличительной особенностью Р., кроме собственно календарных признаков, может служить и необыкновенно большая насыщенность сборника словами на страстную неделю: так, например, в упомянутых выше списках Р.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010