Григория Паламы

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Учение святителя Григория Паламы о двойственном ...Искать в Источникеpravmir.ru
... на главную страницу журнала «Альфа и Омега» Известный богослов и философ XIV века Варлаам из Калабрии во время своего пребывания в Византии принял горячее участие в обсуждении двух важнейших вопросов: об исхождении Святого Духа и о монашеской исихии. В первом вопросе он выступал как противник римо-католической точки зрения, во втором — как противник исихастов. В обоих случаях он применял гностические критерии, приравнивая философию к богословию, что вызвало резкий отпор со стороны святителя Григория Паламы. Аргументация Паламы в этой полемике опиралась на целый ряд позиций, среди которых видное место занимает его учение о двойственном знании. В этом учении различимы три аспекта: противопоставление философии и богословия; различение внутри богословия двух путей познания Бога и, наконец, установление отличия богословия от видения Бога, или теопсии. I. Философия и богословие Первое противопоставление есть результат конфликта между христианством и греческой философией и ведет свое начало от апостольских времен. Этот конфликт то и дело обострялся, а в эпоху Возрождения стал главным фактором интеллектуальной жизни. Чем больше расширяли свою деятельность гуманисты, тем ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Как же Бог творил мир? О роли логосов, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... университете, он сделался советником императора. В это время возобновились попытки объединить восточное и западное христианство. Варлаам начал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквями. Апофатическое («отрицающее») богословие выражает сущность Бога путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых Ему и, таким образом, познает Бога через понимание того, чем Он не является. Без ознакомления с исихастскими спорами мы рискуем не понять всей важности трудов Григория Паламы для формулирования православного учения о творении мира Богом и Его общении с ним, поэтому ниже изложена суть этого эпохального многолетнего диспута, вскрывшего глубокое различие между православным и римо-католическим богословием по вопросу возможности непосредственного общения человека с Богом. В конце XIII века, в то время, когда в Европе прорастали ростки Ренессанса [XV], в Византии получило распространение монашеское движение под названием « исихазм» ( греч. “исихия” – тишина, молчание ) . Исихастами называли монахов, ведущих созерцательный образ жизни – вся их жизнь ... далее ...
Церковь празднует память святителя Григория ...Искать в Источникеpravmir.ru
... марта. ПРАВМИР. Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Труды святителя Григория богословская и философская база для объяснения такого феномена, как христианская святость. Значение этого святого для православного богословия невозможно переоценить. Житие Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти своего отца, сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало находиться под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша жил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи — Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. ... далее ...
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ IIИскать в Источникеpravenc.ru
... в Риме. Артемис создал росписи и иконы для 55 церквей в Г., в т. ч. для ц. св. Василия на ул. Мецову в Афинах ( 1934-1955 ) . Хотя последние годы его творчества совпали с возрождением неовизант. стиля, он усвоил лишь отдельные его элементы ( напр., золотой фон ) . К эпигонам назарейцев причисляют Н. Кессанлиса ( 1859-1931 ) и Ф. Малукиса ( 1887-1960 ) . Кессанлис известен картиной «Смерть Григория V», созданной по заказу К-польского патриарха Иоакима III, и росписями кафедральных соборов во имя свт. Афанасия Великого в Митилини на Лесбосе ( 1900-1901 ) и во имя свт. Григория Паламы в Фессалонике (1912) . Малукисом выполнены фрески в ряде храмов на Лесбосе и в Египте, в ц. сщмч. Елевферия в афинском р-не Като-Патисия (1936) , иконы для ц. Св. Софии в р-не Нео-Психико (1937) в Афинах. Н. Гизис ( 1842-1901 ) , получивший образование в Академии художеств в Мюнхене и затем ставший ее профессором, в последние годы жизни отошел от академического реализма и создал ряд картин на религ. темы в духе символизма ( «Матерь Божия», «Се Жених грядет» и др. ) . В работах К. Парфениса ( 1878-1967 ) , учившегося в Вене и Париже, «нашли себе место приемы и мотивы ... далее ...
Антропология св. Григория ПаламыИскать в ИсточникеИсточник
... Григорий Палама (1296 – 1359 гг.) – византийский аристократ, в 20 лет ушедший в монахи, выполнявший роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества. Варлаамитская ересь, угрожала самому сердцу веры – общению человека с Богом, соединению с ним, обожению. Паламе блестяще удалось показать как возможно познание Бога, которое не уничтожает Тайны, как возможно реальное, личное общение с Ним. Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях — главная тема святителя. Но «Антропология св. Григория Палымы» нечто большее чем просто разбор паламитского учения о человеке. Керн проделал огромную работу по выявлению антропологии Древней Церкви. «Антропология св. Григория Паламы» делиться на два раздела: историческую (общая характеристика эпохи Паламы, философия, мистика и богословие эпохи, внимательное рассмотрение церковной антропологии: ап. Павел, апологеты, александрийцы, тринитарные) Афанасий, Каппадокийцы, Златоуст, Немессий (и ... далее ...
Житие и труды св. Григория ПаламыИскать в Источникеsobor.by
... Григорий Палама, как явствует из трудов большинства исследователей его жизни, родился в 1296 году в Константинополе. Для большей определенности примем указываемый Иоанном Мейендорфом 1296 год, хотя абсолютно точных данных история для нас не сохранила, да это и не имеет принципиальной важности, так как все источники — древние и новые — указывают на последнее десятилетие 13 века. Св. Григорий происходил из благородного и добродетельного рода. Его отец Константин занимал при дворе императора Андроника II Палеолога одну из высших должностей, и когда приблизилась его кончина, принял монашество с именем Констанций. Он скончался в 1308 году. Его старший сын получил покровителя (в качестве опекуна) самого императора, предназначившего своего воспитанника к государственной службе. Григорий Палама таким образом получил очень основательное, можно сказать, даже блестящее по тому времени образование в науках: грамматике, риторике, физике, логике и т. д. Это был прекрасный фундамент для его дальнейших занятий, т. к. он усвоил знания современной ему науки, опиравшейся на Аристотеля. Об истинном благочестии семьи, в которой родился и воспитывался будущий защитник Православия, ... далее ...
Учение о нетварном Фаворском Свете : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... способностью человека, Он есть источник и первообраз истинной красоты и, как Таковой, открывается миру в нетленном сиянии Своей Божественной славы. " Неприступным Светом, непостижимым излиянием Божественного сияния " называет Фаворский Свет Собор 1352 года. И это созерцание несозданного Божественного Света в качестве " истинной и вожделенной красоты " представляется нам одним из наиболее глубоких и ценных прозрений св. Григория Паламы в тайны Божества в Его отношении к миру. В заключение нашего весьма краткого, - по необходимости, - изложения аскетико-гносеологического учения св. Григория Паламы хотелось бы отметить следующие его особенности. Прежде всего важно указать на то значение, которое он придает участию всего, целостного человека в деле познания Бога и единения с Ним. В области аскетической эта мысль выражается в учении о соучастии тела в духовной жизни, о его способности к просветлению и единению с Божеством в едином молитвенном делании, охватывающем собою всего человека. Гносеологически Палама противополагает одностороннее интеллектуальное знание, несостоятельное в деле познания Бога, сверх-рациональному ведению, свойственному человеку, всецело ... далее ...
Двойственность познания по учению святителя ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... анкета поиск ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПОЗНАНИЯ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ Свт. Григорий Палама Во время своего пребывания в Византии Варлаам Калабриец, известный теолог и философ XIV века, принимал активное участие в спорах по двум очень важным вопросам, а именно: об исхождении Св. Духа и об исихии монахов. По первому вопросу он выступил против взгляда Римо-католической Церкви (на исхождение Св. Духа) , а по второму вопросу - против исихастов. Так как в обоих случаях он использовал гностические критерии, уравнивая философию с богословием, то его высказывания вызвали резкий протест со стороны Григория Паламы. В этом споре доводы Паламы включали ряд двояких различений, из которых особенно выделялось учение о двойственности познания. В этом учении можно выделить три аспекта: отличие философии от богословия, различие в самом богословии - двух путей познания Бога, и, наконец, различие между богословием и видением Бога, или theoptia. 1. Философия и богословие Отличие философии от богословия появилось в результате возникшего в апостольские времена острого конфликта между христианским учением и греческой философией. Время от времени этот конфликт возникал вновь, и на ... далее ...
«Столп Церкви»: протоиерей Ф.А. Голубинский и его ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... богословской риторики внезапно прерывает решительное, без экивоков, рассуждение о действиях Божиих: «Спрашивают: по сущности ли Бог вездеприсущ, или только по некоторым своим действиям? Если с утонченностию различать вездеприсутствие по сущности и по действиям, то следовало отделить в Боге действие от сущности, представить себе, что могут быть у Него такие действия, где нет сущности, и потому сущность Божия подчинилась ограничениям пространства; вездеприсущими были бы одни только действия. Но в Боге не может быть таких отделений; где действия Его, там и Он сам своею сущностию». [58] Имя Григория Паламы здесь не упомянуто, но рассуждение метит прямо в него, а «прообразовательно» — и во Вл. Лосского и других идеологов паламизма позднейших времен. И возразить на него по большому счету нечего... Но невольно возникает вопрос: как бы поступил Федор Александрович, если бы к нему на предмет цензурного одобрения доставили перевод «Ритора Мануила о Марке Эфесском и Флорентийском соборе», где черным по белому сказано о необходимости подтвердить «предметы нашего неизменного богословия, извращенные ими (латинянами) в противность православным догматам. Это: что Дух Святой исходит и от ... далее ...
Аскетическое и богословское учение св. Григория ...Искать в Источникеpravmir.ru
... о возможности богопознания и о путях его занимает сравнительно значительное место в творениях св. Григория Паламы. Нужно, однако, сразу отметить, что исходной точкой всего его учения является утверждаемая им полная непостижимость Бога для разума и невыразимость Его в слове. Эта мысль о непостижимости Бога для разума связана у св. Григория Паламы со всем его учением о природе Божества, но мы сейчас ограничимся одной лишь гносеологической стороной вопроса. Нового, однако, в этом утверждении рациональной непостижимости Божества нет ничего, и св. Григорий Палама стоит здесь на почве столь свойственного восточному Православию апофатического богословия, продолжая богословскую традицию св. Григория Нисского и Дионисия Ареопагита. Вместе с ними он любит подчеркивать полную невыразимость Бога в каком бы то ни было имени и Его совершенную неопределимость. Так, назвав Бога " бездной благости " , он сейчас же поправляет себя и говорит: " Вернее же, и бездну эту объемлющий как превосходящий всякое именуемое имя и мыслимую вещь " . Поэтому подлинное познание Бога не может быть достигнуто ни на пути изучения видимого тварного мира, ни посредством интеллектуальной ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Григория Паламы
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера