Григория Нисского

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
Богословские школы древней Церкви (II-III вв.) - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... обнаружились среди вас» ( 1Кор. 11: 19 ) сбылись на них. Действительно, если внимательно посмотреть на историю, то нетрудно заметить, что именно в трудные для Церкви времена, во времена богословских нападок на Православие и споров на сцену выходили искусные мужи веры и знания. Так II-ой век – век борьбы и победы над гностицизмом, дал нам Иустина, Мильтиада, Иринея, Агриппу Кастора, Климента Александрийского, Модеста, Аполлония, Родона, Тертуллиана, Ипполита, Оригена и др 73. А IV век – век страшных христологических ересей, дал нам Великих Афанасия и Василия, Григория Богослова, Григория Нисского, Илария Пиктавийского и др. Свт. Иларий, крупнейший богослов Запада недвусмысленно говорит, что «вследствие заблуждения еретиков…мы принуждены делать то, чего следовало бы избегать: восходить на недосягаемые вершины, говорить о предметах неизреченных, пускаться в недозволенные пути! » 74. Истина, на которую посягали хулители, пытаясь ее очернить, затуманить, подстрекаемые демонами и своим надмением, только более засияла, заблистала светом божественным, родив сынов Истины. Не то, чтобы Истина рождалась в этих спорах, или выстраивалась на аргументах приводимых Отцами Церкви ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Теория распада вселенной и вера отцов, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в себе истину, как минимум, не противоречащую Откровению» 44. Богословие каппадокийцев 45 В плеяде каппадокийцев, взошедшей на небе богословской мысли, с исторической точки зрения, центральной звездой является свт. Василий Великий. Каппадокия сделалась центром нового движения, сгруппировала около себя все выдающиеся силы 46, дала церкви и христианству целую триаду знаменитейших деятелей и богословов в лице прежде всего Василия Великого, затем его друга Григория Назианзина (Назианз – место рождения Григория лежал в северо-восточной части Каппадокии по направлению к Галатии) и Григория Нисского, брата Василия Великого (Нисса, где он епископствовал, принадлежала тоже к Каппадокии) 47. Напомним, что центральным пунктом, около которого вращалась терминологическая работа каппадокийцев, являлся вопрос о разграничении понятий ουσ ί α (сущность) и υπ ό στασις (ипостась) . В виду важности этого вопроса и той спутанности, какая наблюдается в современных научных исследованиях о нем, мы остановимся на нем подробнее и рассмотрим отдельно, как понимали каппадокийцы υπ ό στασις и что они разумели под термином ουσ ί α. Мы уже видели, что в научном употреблении и у старшего ... далее ...
Лекции по истории Греко-Восточной Церкви, Том 2 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на его «Ἔ κθεσις », и это обстоятельство дало последнему повод составить новые трактаты: « Περὶ τῆς ἐκπορεύσεως τοῦ ἀγίου Πνεύματος " и " Ἀπολόγια πρὸς τὴν κατὰ τοῦ τόμου μέμψιν ἰσχυβοτάτη » («Самая сильная апология против нападок на его Символ») . 430 Из этих творений Григорий, сосредоточиваясь на вопросе об исхождении Св. Духа, отвергает латинский догмат Filioque и не соглашается с формулой Векка «чрез Сына и от Сына», признавая её несогласной с учением св. отцов. Писатель приводит многочисленные выдержки из творений Дионисия [Ареопагита], Василия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других, при посредстве которых доказывает православное учение об исхождении Св. Духа только от Отца. 431 Вообще, сочинения Григория Кипрского являются весьма важными в истории полемики по вопросу о Filioque, так как они имели в виду униональное движение, возникшее в Византии в XIII в. и разделившее византийских богословов на две партии – православную, во главе с Григорием, и латино-мыслящую, во главе с Иоанном Векком. Оба эти писателя отличались обширной богословской эрудицией и ... далее ...
Текстология славянской Библии, Глава 3 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – 82, 86–87, 93, 96, 101, 105–106, 111, 122–123, 126, 129) . Следует иметь в виду, что часть приведенных здесь примеров может быть оценена иначе. Нередко описатели Синодального собрания при оценке древних переводов принимали в качестве эталона чтения синодального издания Библии, признавая его непреложный авторитет. Замечено также, что в отдельных случаях ошибки славянского перевода основаны на неверном восприятии греческого слова на слух, приходится допускать, что текст оригинала переводчик не видел, но слышал. Ср. такого рода ошибки в толковом переводе Песни песней, в составе толкований Григория Нисского: αἰδώς «стыд» переведено сладъко ­­ ἡδύς; ἐρύθημα «румянец» переведено благочислие ­­ εὐρυθμία; ὥ ρας (род. падеж) «красоты» переведено видиши ­­ ὥ ρ ᾷ ς; τ ῃ ( артикль жен. рода, дат. падеж ) переведено живо ­­ ζ ῇ и т. п. ( Алексеев 1988, с. 172 ) . На сходные случаи слуховых ошибок из других областей славянского мира указывают Hansack ( 1975, р. 21 ) , Thomson ( 1978, р. 116–117 ) . Впрочем, за такими случаями может стоять просто плохое знание грамматики, выученной не в ходе обиходного освоения языка, а с учителем. Так в толковании на Иак. 5греч. εἱς τοσαύτην ἀγ ... далее ...
Текстология славянской Библии, Глава 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... следующий вид: дъждь отиде и иде в себе. Обычный греческий текст ἐπορεύθη ἑαυτῷ не дает объяснения для предлога в славянском переводе, между тем он находит себе обоснование в том греческом тексте Песни, которым пользовался Филон: ἀπῆλθεν ἑαυτῷ и который мог быть прочтен ἀπῆλθε ἐν ἑαυτῷ. Сам текст Св. Писания подвержен в толковых переводах влиянию толкований и может менять свой облик в зависимости от них. Так, стих 1этого же толкового перевода Песни включает в свой состав упоминание о коне: выя твоя яко фарь [варианты других списков фареви, фараонови] в монисте, что связано с толкованиями Григория Нисского на это место: доброта коневи възвышати шию в образе круга гордящася, монисту бо память являеть. Стих 1истечение брата моего не соответствует греч. ἀπόδεσμος «узел, пучок», но объясним из толкования Филона: абие въспоминаеть, кръвь и воду, истекъшюю в страсть от ребра исоусова. Стих 5дверем заключеном, отверзох аз брату моему самостоятельно вводит два первых слова, отсутствующих в греческом тексте Песни. Переводчик заимствует их из толкований Филона на стих 5глас брата моего ударяеть въ двьри, в толковании к которому говорится, что двери это Воскресение: яве иесть в ... далее ...
Учение преподобного Феодора Студита о почитании ...Искать в Источникеazbyka.ru
... этим чувство своей любви к образу лица иконы» ( Вопросы Антиоху, в. 39 ) . – «Свидетельство Григория Богослова. Возвышаясь над нею, находился на иконе Полемон. Увидев икону, которая внушала благоговение, она (женщина) тотчас удалилась, побежденная зрелищем, устыдившись изображенного Полемона, как живого» (Из ямбических стихотворений, 18) . – «Свидетельство Златоуста. Я полюбил и вылитое из воска изображение, как исполненное благочестия. Ибо я видел на иконе ангела, прогоняющего толпы варваров... » (Из первой беседы на разл. места В[етхого] и Н[ового] Завета) ... – «Свидетельство Григория Нисского. Часто видел я живописное изображение страдания (Исаака, приносимого в жертву) и никогда не проходил без слез... » (Слово о Божестве Сына и Духа) . – «Свидетельство святого Кирилла. Я видел на ценной живописи борющуюся на арене девушку, и я без слез не мог смотреть на это зрелище». – «Свидетельство Отцов шестого святого собора: ... «Определяем: отныне образ Агнца, вземлющего грех мира, Христа Бога нашего, представлять и на иконах по человеческому виду, вместо древнего агнца " " (Правило 82) 26. – «Вот слова Отцов, собравшихся в Антиохии: Не как иного по виду (почитаем на ... далее ...
Золотой век святоотеческой письменности, Глава 3 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... указание на отношение Его к Отцу. Троица, по учению св. Василия, конечно, есть конкретное единство, «монас», но нельзя не признать и того, что Отец, Сын и Святой Дух ставятся у него конкретнее, чем у Афанасия 102. Какое же выражение св. Василий предпочитает для определения того, кто же это: Отец, Сын и Дух? В то время приходилось выбирать, как более удачное, или «Ипостась», или «лицо» (persona, προσωπον) . Первое выражение было больше по смыслу греческого языка, чем второе. Правда, св. Ипполит пользовался выражением «лицо» в применении к Святой Троице («Contra Noetum») . Со времени св. Григория Нисского оно займет свое законное место в богословском языке Востока. Но св. Василий его явно избегает. Προσωπον для него означает «форма» 103 или, чаще, «лицо» в смысле «лик», «физиономия» 104. Оно употребимо в этом случае, как «пасть на лицо», «говорить лицом к лицу» и под. «Лицо» же в смысле «Ипостаси» вообще, или «Ипостаси Святой Троицы», мы находим сравнительно редко 105. Для богословского слуха св. Василия оно имело какой-то савеллианский привкус, смысл чего-то случайного. Посему он предпочитает «Ипостась» 106. Иногда он говорит вместо «лицо» или «Ипостась» для обозначения, ... далее ...
Труды по патрологии. Том I. Святые отцы II-IV ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ) . Светлость ангелов небесных получена ими независимо от трудов по приобретению знаний и не за заслуги по их делам, а от Бога славы. Поэтому они не нуждаются ни в чем для своего существования, получив в самой своей природе все необходимое для вечного существования 1864. Число их очень велико. Если Господь говорит о Добром Пастыре, который оставляет девяносто девять овец и идет отыскивать одну заблудшую, то под девяноста девятью сохранившимися овцами разумеет ангелов несогрешивших, а под одной заблудшей – все человечество, согрешившее в одном Адаме 1865. Так как такая мысль встречается у Григория Нисского, так много заимствовавшего у Оригена, то естественно предположить, что и Иларий обязан ею александрийскому учителю. Служа спасению людей, ангелы руководят молитвой верующих и приносят ежедневно молитвы спасенных Христом к Богу 1866. Точно так же и злые духи ни в чем не нуждаются для своего существования. Господь сравнивает их с птицами небесными, которые не сеют, не собирают в житницы, но которых питает Отец Небесный, так как демоны без труда снискания и собирания для себя пропитания получают от власти вечного Совета все необходимое для жизни 1867. Учение о человеке ... далее ...
Восточные отцы IV века, Часть 6 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... общее есть только понятие, под которым стоят индивиды. Однако, у каппадокийцев резче выражен затушеванный у Аристотеля мотив субстанциального единства, единство материального принципа, так же недоведомого (ибо бескачественного) , как и у Аристотеля. Но если у Аристотеля эта бескачественность есть проявление бедности, то для Каппадокийцев в отношении к Божеству она означает полноту, сверхкачественность, – не смутность, но высшее совмещение уже не распадающегося на отдельные качества. Это единство «подлежащего» предполагается различением ипостасей... Отсюда резкий реализм (или онтологизм) у Григория Нисского. Ему приходилось отвечать на резко поставленный вопрос: почему не три Бога, раз три ипостаси. Ведь Петр, Иаков, Иоанн – три человека. Может показаться, что Григорий отвечает на это недоумение слишком много, – ибо он отвечает, что строго говоря и о людях нельзя сказать: три. Не стирает ли он при этом различия между Божественным и тварным естеством, равно подводя и то, и другое под понятие субстанциального единства? И к тому же не есть ли его ответ только словесный обход трудности, только оговорка... Григорий отвечает так: Строго говоря неточно и противоречиво сказать: три ... далее ...
Вопросы и недоумения - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 45 На самом деле, как известно, этот метод восходит к Филону Александрийскому и александрийской школе толкования Писания, разработавшей его еще до христианской эры. Среди христианских же авторов от Филона его воспринял Климент Александрийский, так что, строго говоря, этот метод не является достоянием исключительно «оригенистов», которые) в первую очередь сам Ориген, а также Дидим Слепец и Евагрий (, впрочем, пользовались им особенно широко и систематически. Другим учителем прп. Максима в этом подходе был, сам много взявший у Оригена, св. Григорий Нисский. 46 Надо сказать, что у св. Григория Нисского, как известно, действительно встречаются пассажи, которые легко понять в смысле распространения спасительной миссии Христа на диавола. Например, в Большом огласительном слове говорится, что Христос тем, что совершил на земле, человека освободил от порока и «уврачевал даже самого изобретателя зла») Greg. Nyss. or. catech. mag. 26: 84 (. 47 См. подробнее наш перевод посвященного этой проблематике места в исследовании Поликарпа Шервуда) Максим Исповедник 2007а, с. 476–495; выводы, основанные на анализе соответствующих пассажей в Qu. dub., см. особенно прим. 262 на с. 495, ... далее ...
  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Григория Нисского
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера