Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕТРОФОНИЯ [Греч. μετροφωνα, от μετρ φωνς - «считаю (музыкальные) ступени»], термин визант. муз. теории. В широком смысле М. может называться любое учебное пособие, направленное на изучение знаков нотации , обозначающих разные интервалы, а также освоение интервального содержания мелоса песнопения. Так, тот способ овладения нотацией, к-рый предлагается в руководствах типа Протопападики, является М., хотя этот термин в них не указан. В этом учебном разделе каждый знак нотации подписан номером, расшифровывающим его интервальное значение: его отсутствие - унисон, α - секунда, β - терция, γ - кварта и т. д. В обучении следовало не только исполнять знаки согласно их значениям, но и пропевать их с заполнением скачкообразных движений, т. е. с поступенным «измерением» тех интервальных шагов, к-рые содержит скачок (см., напр., ркп. РНБ. Греч. 495, 2-я пол. XIII в.). В т. н. дидактических песнопениях М. может иметь неск. значений. Во-первых, под М. может подразумеваться пропевание мелодических строк песнопения с заполнением всех скачков поступенным движением. За этим этапом освоения песнопения, как правило, следует исполнение его методом параллаги , т. е. с пропеванием каждой ступени в виде многосложной апихимы («ананес», «неанес» и далее; см.: Ath. Bibl. Nat. 2458. Fol. 5, 1336 г.). Во-вторых, в певческих рукописях встречаются такие упражнения-М., когда предлагается исполнение восходящих и нисходящих мотивов внутри одной интервальной схемы по всем гласам (см.: Ath. Iver. 973. Fol. 15v, нач. XV в.). Такой способ изучения того, каким образом различные интервальные последовательности обрабатываются в песнопениях, в дальнейшем был продолжен в дидактическом сочинении Григория Буниса Алиата «Метод составления параллаги метрофонии и мелоса, всеполезнейшего» (Μθοδος τς συνθσεως τς παραλλαγς μετροφωνας τε κα μλους πνυ φλιμως), в котором приведены многочисленные варианты мелодического движения вверх и вниз по ступеням и со скачками: «Так поднимаешься, так спускаешься» (Νε, οτως ον νβαινε, οτως κα κατβαινε) 4-го плагального гласа (Ath. Karakal. 237, 2-я пол. XVII в.; Ath. Iver. 951, 2-я пол. XVII в.; 998, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Ath. Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.; Ath. Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Ath. Cutl. 397, сер. XVIII в.; 449, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Iver. 983, 1762 г.). Этот памятник важен для понимания того, как развивался мелизматический стиль в византийском певческом искусстве.

http://pravenc.ru/text/2563090.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ НОВЫЙ КУКУЗЕЛЬ Иоасаф Новый Кукузель [греч. Ιωσαφ νος Κουκουζλης], мон., греч. мелург. Согласно свидетельствам источников, расцвет творческой деятельности И. Н. К. приходится на нач. XVII в., когда он жил на Афоне. Биографические сведения о нем известны гл. обр. из ремарок к его муз. произведениям. Наиболее часто встречающиеся в источниках песнопения И. Н. К.- это херувимская песнь литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» на 2-й плагальный (6-й) глас, а также ряд кратим и ихим по гласам (обычно от 6 до 9 кратим с названиями или без), обозначенных как «уменьшенные и переложенные» (σμικρυθντα κα παραλλαγντα) И. Н. К. (это произведения: Иоанна Клады - одно, украшенное Прасином, на 1-й глас и другое на глас βαρς; иером. Гавриила из монастыря Ксанфопулов , украшенное патриархом К-польским Феофаном Карикисом, на 2-й глас; Мануила Хрисафа на 1-й и на 1-й плагальный гласы; Григория Буниса Алиата на 2-й плагальный глас). С именем И. Н. К. связаны подобны по гласам (в ркп. Ath. Laur. Κ. 164. Fol. 233: «...распето господином Иоасафом новым Кукузелем»), а также «воскресные стихиры святого Иоанна Дамаскина, поющиеся по гласам во Святую и Великую Неделю Пасхи, во всю Пятидесятницу и в воскресные дни…» (см. Матиматарий Стихираря, т. 8, составленный хартофилаксом Хурмузием Гиамалисом - Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 734. Fol. 61-86v: «…распето (μελισθντα) Иоасафом новым Кукузелем»). Именование этого мелурга в рукописной традиции «новым Кукузелем» свидетельствует о его одаренности в области пения и составления песнопений и является единственным случаем, когда имя маистора прп. Иоанна Кукузеля употребляется для характеристики таланта др. мелурга. Весьма важным, хотя и мало распространенным произведением И. Н. К. является полная муз. версия Ирмология, 2-я по времени в истории данной греч. певч. книги. Историческое и эстетическое достоинство этого произведения особенно значительно и состоит в «небольшом» (κατ μικρν, как это охарактеризовано в источниках) украшении сложившегося к тому времени мелоса Ирмология (см., напр., ркп.

http://pravenc.ru/text/578126.html

Поскольку время составления 1-й редакции Жития неизвестно, достоверность изложенных в ней сведений может быть поставлена под сомнение. В житийном повествовании отсутствуют сведения о времени жизни И. К. и его певческой деятельности в К-поле, агиограф не называет имен игумена Великой Лавры и императора - покровителя святого. Для выяснения достоверности агиографического предания Уильямс использовал разрозненные упоминания об И. К. в певч. рукописях, содержащие дополнительные сведения. В колофоне Ирмология 1302 г. автором этого сборника песнопений назван «Иоанн Пападопул по прозвищу Кукузель» (РНБ. Греч. 121. Л. 148 об.). В 2 колофонах Ирмология 1309 г. (Sinait. gr. 1256. Fol. 183-183v), выполненного дочерью «святогорца и каллиграфа Феодора» Ириной, содержится фраза «руки Иоанна Пападопула Кукузеля». По мнению исследователей, сохранившаяся рукопись является списком автографа И. К. Патроним Пападопул может свидетельствовать о том, что отец И. К. был священником. Указание на его должность - «маистор» - впервые появляется в сборнике 1332 г. (Sinait. gr. 1257) и повторяется в близкой по времени Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2358). На основании этих сведений исследователи полагают, что к 30-м гг. XIV в. И. К. был известным музыкантом и учителем пения. На миниатюре из Пападики Ath. Cutl. 457 (2-я пол. XIV в.) И. К. и Ксен Коронис представлены как ученики Иоанна Глики ; в некоторых рукописях Глика назван «протопсалтом Святой Софии» (напр., Sinait. gr. 1252, сер. XV в.), что, вероятно, подтверждает факт обучения И. К. в К-поле. Ряд исследователей полагают, что И. К. умер до 1341 г., поскольку в ремарке писца Стихираря, датируемого этим годом (Athen. Bibl. Nat. 884), отмечено, что книга скопирована с автографа «древнего Кукузеля» (το πλαι Κουκουζλου). В 1437 г. имя И. К. упоминается в пространном колофоне Григория Буниса Алиата ; из этого текста следует, что И. К. жил позже Михаила Ананеота и Иоанна Глики: «Песнопения написаны... Михаилом Анеотом, а украшены... Иоанном Гликой. Позже они написаны и маистором Иоанном Кукузелем, сокращены и уточнены...» (Sinait. gr. 1262. Fol. 1). Более точную последовательность византийских мелургов приводит Мануил Хрисаф (сер. XV в.) в трактате «О теории искусства пения...», где И. К. занимает место после Ананеота, Глики и Никифора Ифика (Ath. Iver. 1120, 1458 г.; изд.: Manuel Chrysaphes. 1985. P. 44). В колофоне рукописи, выполненной Хрисафом, И. К. назван «блистательнейшим маистором благочестивого и царского клира» (Ath. Iver. 975. Fol. 212v, сер. XV в.). На основании указаний певческих рукописей учениками И. К. считаются Димитрий Докиан (см. «Введение в музыку» Кирилла Мармаринского , XVIII в.- БАН. РАИК. 63. Л. 63 об.; изд.: Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 788) и Георгий Контопетрис ( Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127).

http://pravenc.ru/text/471332.html

Мелос Д. чаще всего не имеет надписания автора. В рукописях фиксируются 2 ряда визант. прокимнов, отражающие 2 певч. традиции: анонимную, обиходную, и фессалоникийскую. Это подтверждается содержанием подзаголовков рукописей, напр.: «Прокимны всей седмицы: В неделю вечера: [глас] 1: Се ныне благословите Господа» (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 86v, 1453 г.) и «Прокимны вечерни всей седмицы и эти фессалоникийские: В неделю вечера: глас 1: Се ныне благословите Господа» (Idem. Fol. 59v). Кроме того, здесь зафиксированы Д. «Господь воцарися в лепоту облечеся» Фардивукиса и Мануила Хрисафа и «Величит душа Моя Господа» «честных иеромонахов Марка и Гавриила» (Idem. Fol. 28v). Воскресный прокимен утрени дается обычно без подписи и, как следует из анализа мелодики, представляет краткий певч. стиль. В нач. XIX в. хартофилакс Хурмузий перевел в нотацию нового метода прокимны всей седмицы с указанием: «Прокимны всей седмицы, называемые дохи, весьма сложные» (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 703. Fol. 410v, 1818 г.). В поствизант. период ряд Д. в калофоническом стиле сочинили 2 святогорских монаха Феодул и Даниил (1-я пол. XVIII в.). Тенденцию к сокращению продолжительности службы отражают мелодические версии прокимнов Великого поста и Господских праздников, написанные в кратком певч. стиле Петром Пелопоннесским и немного позднее протопсалтом Григорием . К прокимнам принадлежат и т. н. эпифонимы (πιφωνματα), которые представляют собой фразу из стиха прокимна, повторяющуюся 4 или 5 раз почти с идентичным мелосом. Эпифонимы - украшенный мелос больших Д.- предназначены для пения на праздничных вечернях и утренях, последованиях Господских праздников или воскресений («Облечеся Господь в силу», «Воскресни Господи, Боже мой» и др.); это сочинения сложной структуры: с развитыми ихимами, кратимами , анаграмматизмами , вставками слова λϒε, мелодическими скачками, сменами гласов. Эпифонимы выделены в рукописях красными чернилами, что указывает на исполнение одним певчим. В рукописной традиции сохранились эпифонимы прп. Иоанна Кукузеля , Ксена Корониса , Григория Буниса Алиата (см. также: Στθης. Αναϒραμματισμο κα μαθματα. Σ. 79, 92-93, 104, 136).

http://pravenc.ru/text/180371.html

Анастасиматарий-Анфология письма доместика Космы Македонца. 1687 г. (Cod. Pantel. 919. Fol. 1) При рассмотрении афонского муз. творчества можно выделить 4 наиболее важных аспекта: 1. Вклад святогорских дидаскалов в теорию певч. искусства: на Св. Горе сохранилось не только множество списков «Протеории пападического искусства», различающихся между собой, но и мн. др. известные теоретические сочинения визант. и поствизант. периодов. Среди них - труды по теории церковного пения, а именно «методы расстановки знаков» (α μθοδοι τν θσεων τν σημαδων) святогорцев прп. Иоанна Кукузеля и Григория Буниса Алиата. В сер. XVIII в. певч. теорией занимался Феодул Энит. 2. На протяжении т. н. переходного периода в истории визант. нотации (1670-1814) мн. афонские дидаскалы занимались созданием аналитической записи сочинений предшествовавших им по времени мелургов. После введения аналитической нотации нового метода (1-я пол. XIX в.) над ее «истолкованием» (ζγησης) трудились гл. обр. святогорские дидаскалы: Феофан Пантократорин, Матфей Ватопедский, Иоасаф Дионисиат, Николай, Никифор и Косма Дохиариты. 3. Запись народных песен, являющаяся первым письменным свидетельством греч. внецерковной музыки. Только в афонских муз. рукописях благодаря образованным афонским монахам сохранились уникальные примеры народных песен, зафиксированные визант. нотацией. Рукопись Iver. 1189 (1562 г.) содержит древнейшую запись мелизматически распетой песни. 13 песен, найденных в рукописи Iver. 1203 (ок. 1700 г.), и 3 песни из рукописи Xeropot. 262 (нач. XVII в.) служат надежным основанием для изучения греч. народной песенной традиции. Кодекс Vatop. 1428 Никифора Кантуниари («архимандрита Антиохийского престола»), датированный 1815 г., является наиболее полным собранием внецерковных, в основном городских, песен разного рода. 4. Традиция создания жанровых певч. книг с творениями афонских мелургов: «согласно стилю Святой Горы» составлены Ирмологий Иоасафа Ватопедского (кон. XVI в.), Ирмологий и Стихирарь доместика Космы Македонца (2-я пол. XVII в.), Доксастарий стихир на стиховне (Δοξαστταριον τν ποστχων) Матфея Ватопедского и Прологарий (Προλογριον) Иоасафа Дионисиата (1-я пол. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Рукописи собственно синайского происхождения составляют малую часть собрания. Ряд рукописей являются весьма ценными для изучения истории византийской нотации . Так, в кодексах Sinait. gr. 8, 217 (XI в.) содержатся таблицы визант. экфонетических знаков . Триодь (Sinait. gr. 754) и Стихирарь (Sinait. gr. 1218), датируемые 1177 г. согласно периодизации О. Странка , были созданы на границе 1-го и 2-го периодов истории визант. нотации (ранневизантийская и средневизантийская; см.: Strunk O. Specimina notationum antiquiorum. Copenhagen, 1966. Pars suppletoria. P. 7-8. (MMB; 7); Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 47-59). Кодекс Sinait. gr. 1764 (до 1558) является единственным сохранившимся списком трактата Иеронима Трагодиста «О необходимости греческих букв». Мн. рукописи принадлежат перу известных мелургов. Для визант. периода это Ирмологий (Sinait. gr. 1256), к-рый, если судить по подписи, является автографом прп. Иоанна Кукузеля , и Кондакарь (Sinait. gr. 1262, 1437 г.) Григория Буниса Алиата . Наиболее значимые рукописи собрания, относящиеся к поствизант. периоду, выполнены свящ. Иоанном Плусиадином (Матиматарии - Sinait. gr. 1234, 1251, кон. XV в.), Димитрием Иоанну (Sinait. gr. 1297, 1655 г.), Германом , митр. Нов. Патр (Стихирарь и Анастасиматарий Хрисафа Нового - Sinait. gr. 1505, ок. 1675 г.), иером. Космой Македонцем (Пападики - Sinait. gr. 1469, 1689 г.), Петром Берекетом (Sinait. gr. 1449, нач. XVIII в.), Евангелином Ваиноглу Скопелитом (Sinait. gr. 1486, 1721 г.), Димитрием Лотом Хиосским (Пападики - Sinait. gr. 1441, 1802 г.). Интерес представляет также надписанная именем Иоанна Плусиадина мелодическая версия Акафиста Пресв. Богородице, содержащаяся в рукописи Sinait. gr. 1575 (XVIII в.). Группа рукописей XVI-XVII вв. (Sinait. gr. 1445, 1451, 1452, 1548) отражает певч. традицию о-ва Крит. В кодексе Sinait. gr. 1477 (ок. 1700-1720) помещено большое количество визант. и поствизант. песнопений в нотолинейной «квадратной» киевской нотации , что позволяет уточнить совр. интерпретации визант.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Диоген с войском, собравшимся к нему после освобождения его из плена, с греками, вместе с ним освобожденными, в сопровождении султанских послов, двинулся от Манцикерта на запад, по направлению к Византии. Проходя через фему Колонию, он должен был перенести грустный, особенно при тогдашних обстоятельствах, факт измены одного из приближенных военачальников, проедра Павла, который, узнав об указах, разосланных Евдокией, оставил Диогена и бежал в столицу. Пройдя Колонию, Диоген вступил в фему Армениак. Когда он находился в городе Амасии, 859 получено было известие, что Михаил, избранный императором, выслал против него войско под начальством своего двоюродного брата, Константина Дуки, младшего сына кесаря Иоанна. Диоген продвинулся еще несколько по дороге из Амасии к Константинополю, дошел до крепости Докии 860 и расположился в ней лагерем. Здесь его нашел протопроедр Константин Дука, который и раскинул свой лагерь около Докии. Скоро силы обоих противников получили подкрепление: к Диогену прибыло много норманнов, а также из его родины, Каппадокии, много стратиотов под предводительством проедра Феодора Алиата; в свою очередь, на помощь Константину прибыл отправленный Диогеном в ссылку за возмущение и теперь возвращенный и обласканный Михаилом норманн Криспин со значительным отрядом норманнов. После нескольких нерешительных стычек Диоген постановил перейти с войском в Каппадокию, но при выходе из Докии произошла более решительная битва, главным образом между Криспином с одной и Алиатом с другой стороны. Войско Алиата было обращено в бегство, сам он взят в плен и ослеплен. Огорченный Диоген отправился с остатками армии в Каппадокию, засел в крепости Тиропии и стал принимать меры к увеличению своих военных сил. Скоро явилась к нему подмога. Армянин Качатур, которого Диоген сделал катепаном Антиохии, явился к нему с войском и деньгами. Так как наступала зима, то Качатур рекомендовал Диогену отправиться на квартиры в более безопасное место, а именно в Киликию, со всех сторон огражденную горами Тавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

После изгнания из Константинополя трех бывших вселенских судей этот институт не погиб и не прекратил здесь своего существования, как он продолжал свою деятельность и в провинциальных городах. В столице лишь были избраны новые лица для замены трех выбывших кафолических судей, которые вместе с Николаем Матарангом и исполняли важное и ответственное назначение. О последующей деятельности вселенских судей известны немногие сведения. Так, в феврале 1340 г. патриарх Иоанн XIV Калека и Св. синод в составе преосв. архиереев Фессалоники, Писидии, Диррахия, Дидимотиха, Мадит, Эноса, Херсона и Варны рассматривали спор монахов обители Богородицы, называемой Плинария, с неким Калостратиотом из-за аренды земельного участка, принадлежавшего монастырю, причем церковный суд постановил решение в пользу монастыря. Но любопытно то, что вселенский судья Николай Матаранг присутствовал в Св. синоде и совместно с патриархом и архиереями производил суд по делу. 689 В 1345 г. вселенским судьей состоял и митрополит Филадельфии и пречестный, экзарх всей Лидии, кир Макарий. 690 В мае 1348 г. патриарх Исидор и Св. синод рассматривали спорное дело о приданом некоего Алиата, раньше восходившее на решение вселенских судей, причем ответчик уклонился от суда последних и дело перешло на суд патриарший. 691 Летом 1354 г. патриарх Каллист и Св. синод рассматривали жалобу иеромонаха Марка, кафигумена Константинопольского монастыря св. Иоанна Предтечи, принесенную на двух иеромонахов и одного монаха этой обители, которые оскорбляли своего игумена и клеветали на него. Вместе с патриархом суд производили Филадельфийский митрополит Макарий, который, как достоверно известно, 692 состоял вселенским судьей, Меленикский митрополит Митрофан, два родственника царя Иоанна V Палеолога – вселенский судья Мануил Ангел и другой, неизвестный по имени, а в заседании суда присутствовали и другие многие архонты, почтенные и уважаемые монахи обители Предтечи и иных монастырей. Патриарх и другие участники суда точно расследовали показания трех обвиняемых, признали их клеветниками и совершенно чуждыми истины и постановили лишить двух иеромонахов священства, а монаха признали недостойным возведения в священную степень, согласно требованию священных канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

386) 1359 . Уже Κ. К. Косцюшко-Валюжинич заметил, что, судя по повороту головы, лев «служил украшением ворот или общественного здания» 1360 . Здесь же во время раскопок около куртины в 1907 г. была обнаружена бронзовая литая ручка диаметром 7,0 см в виде головы льва, которая, вероятно, относилась к интерьеру здания (см.: рис. 67). Рис. 385. Колонны на входе во двор претория. Раскопки 1910 г. Следует обратить внимание, что фемный преторий, совпадай он со всей «цитаделью», понимался бы как часть укреплений города-кастрона, однако в надписи Алиата речь идет особо о возобновлении двери претория, который, таким образом, не воспринимался писавшим как ораничная часть городских укреплений, а, напротив, противопоставлялся городу-крепости с его воротами («...возобновлены и прочие [ворота] кастра» – enekainisthesan kai ai loipai to kastro) 1361 . Ilo мнению H. Икономидеса, за найм именно этой резиденции стратига полагалось кастрону Херсону получать из казны два литра пакта – «договорных денег», о которых упоминал Константин Багрянородный 1362 . Впрочем, на эти деньги (144 номисмы) можно было бы арендовать не только преторий или территорию «цитадели» (чуть меньше 0,5 га, около 4–6 модиев), но гораздо больше, если исходить из цен, принятых в случае таких платежей (от 1 до 10 номисм за модий земли) 1363 . На то, что здания комплекса претория и базиликальный храм, в котором И. А. Антонова видела гарнизонную, военную церковь , близки по времени сооружения, указывает один уровень цокольного ряда, находки однотипной керамики и зависимость архитектурно-планировочного решения 1364 . Этому наблюдению не противоречат находки при зачистках среди камней кладки базилики фрагментов белоглиняной поливной посуды, черепиц с рельефной меткой в виде орла и двух монет Василия I в западной стене 1365 . Вместе с тем, под полом храма во время доследований, проведенных P. X. Лепером в 1910 г., оказались обнаружены «монеты Романа и Константина с Василием», а в южной стороне храма – монета Романа и Константина, то есть X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Armstrong, R. Pope and С. H. van Schooneveld. The Hague; Paris, 1975. P. 225). Либивый – худой, ослабленный, изнуренный. 296 ...якоже апостоли рекоша: «Лучше бо есть тысящекратно умрети, нежели единожды грехом раздражити Бога». – Это своеобразная «псевдоцитата», которая передает общий смысл апостольских изречений, но не является точным высказыванием. Поэтому ее и предваряет обобщенная отсылка «якоже апостоли рекоша». 302 Не слышасте ли, яко Нерон Римский не можаше во всем царствии своем спокойствия обрести? Такожде и Крез Мидский, и Кир Персидский, и Александр Македонский. – Макарий устами Михаила приводит в качестве примера исторических деятелей, прославившихся своим «беспокойством», многочисленными войнами. Нерон Римский – римский император (54–68 гт.), последний представитель династии Августа, известный своей развращенностью, тиранством, злонравием, оргиями. В результате своего «беспокойного» царствия был покииут всеми, бежал из Рима и покончил жизнь самоубийством. Много воевали друг с другом Крез Мидский, сын Алиата, последний лидийский царь из династии Марменидов (560–546 гг. до Р. X.), и Кир Персидский, или Кир Старший (599–530 гг. до Р. X.), основатель Древнеперсидского царства. Среди источников, из которых русским авторам и читателям могли быть известны эти деятели, – хронографические памятники, «Летописец Еллинский и Римский», о Кире также рассказывают некоторые библейские книги, например 2Пар.36:1 Езд. и др., а о прославленном полководце Александре Македонском, или Александре Великом (356–323 гг. до Р. X ). еще и «Александрия» (см. наст. изд., т. 8). 306 Град Тятяков – город на Северном Кавказе; разные варианты текста Жития Михаила Тверского дают разные вариации названия города: Тютяков, Тетяков, Тютякоков. 308 Железные врата – по мнению В. А. Кучкина, Дарьяльский перевал. Возможны другие варианты – см. т. 6. коммент. 312 ...в день Введения в храм пресвятыя Богородицы... – Праздник Введения во храм пресвятой Богородицы, из числа двунадесятых, отмечается 21 ноября (4 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002