К сказанному следует добавить, что до 1917 года Руссик находился и под значительным протекторатом Российской Империи (монархии и Церкви). Это воспринималось как норма, монастырь был богат и многолюден, не говоря уже о том, что также многолюдны были и его многочисленные скиты и кельи. Кроме собственных владений, расположенных на землях Руссика, русские строили скиты и кельи на территории других Афонских Монастырей. Список их достаточно обширен. Это два скита: ·        Андреевский (на территории Ватопедского монастыря); ·        Ильинский (на территории Ватопедского монастыря).    И шестьдесят шесть келий, которые все русскими покинуты и ныне частично стоят в руинах, частично сгорели, частично заселены монахами других монастырей: На земле Хиландарского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт.Иоанна Богослова, Свт. Иоанна Предтечи, Благовещенская, Трех святителей, Св. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-я), Святой Троицы (2-я), Свт. Николая, Рождества Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Петра и Онуфрия, Положения пояса Богородицы, Святой Троицы, Свт. Николая, Свт. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, Св. Иоанна Предтечи,Трех Святителей, Апостола Андрея Первозванного, Мученика Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения, Архистратига Михаила. На земле монастыря Григориат: Благовещения. На земле монастыря Филофей: Св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Свт. Николая, Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Кутлумуш: Великомученицы Варвары, Свт. Николая Чудотворца, Свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: Св. Артемия, Св. Георгия (Кераши), Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Богослова (2-я), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Прп. Макария, Св. великомученика Георгия, Свт. Иннокентия, Рождества Пресвятой Богородицы.

http://bogoslov.ru/article/3767838

С именем пророков известны вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы(2Пет.1,21). Апостолами называются святые ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении на земле Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. При имени одного из последних в месяцеслове всегда добавлено: единого от 70-ти. Те святые люди, кои подобно апостолам много подъяли подвигов и труда для распространения Христовой веры в той или иной стране, как, например, у нас святые князь Владимир и княгиня Ольга, именуются равноапостольными. Наименование святителей усвоено в нашем месяцеслове священноначальникам, епископам, первосвятителям Православной Церкви Христовой. Гражданский год начинается памятью " иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской " . 13/26 ноября совершается память Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, 25 января/7 февраля - память святителя Григория Богослова, архиепископа того же града. 30 января/12 февраля празднуется память всех поименованных трех святителей вместе. Святители, равно как и другие святые более позднего времени, в отличие от святителей первых шести веков Христовой Церкви, именуются в месяцесловах новыми. 26 марта/8 апреля совершается память святого Василия Нового. 16/29 января совершается память святого священномученика Дамаскина Нового, пострадавшего от турок в 1771 г. в г. Систове, в Болгарии. 18 апреля/1 мая совершается память святого мученика Иоанна Нового, также пострадавшего от турок в Царьграде в 1526 году. В " Последовании ко святому причащению " наряду с молитвами святых Василия Великого, Иоанна Златоустого и Иоанна Дамаскина, существует молитва и святого Симеона, Нового Богослова. Св. мученики, восприявшие небесные венцы за свою мученическую кончину о Господе, разделяются на великомучеников и великомучениц, священномучеников, преподобномучеников и преподобномучениц и исповедников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

В это же время (17 и 19 августа) в горсовет поступают заявления от 2 членов церковного совета о выходе из его состава из-за невозможности больше нести обязательства, возложенные на общество. 10 октября того же года горсовет просит облисполком расторгнуть договор с верующими на пользование храмом, сам храм ликвидировать, передав горсовету для использования на хозяйственные нужды военведа, т.к. община распалась, налоги и сборы за 1938 г. не уплачены, ключи от здания сданы горсовету, церковь не используется с июля 1937 г. и находится в бесхозном состоянии. На следующий день президиум Ивановского облисполкома утвердил данное постановление. ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 858. Л. 1-6; Призыв. 1938. 198. 28 августа. Ершов А.Л. Закрытие храмов во Владимире в конце 1930-х годов//Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 6/Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2012. С. 51–53. Церковь во имя св. Николая чудотворца, что в Галее, известная в народе больше под именем «Николы-мокрого», находится в южной части г. Владимира за чертою валов, окружающих город. Время первоначального основания церкви на этом месте с точностью неизвестно, но уже в начале XVII ст. она существовала, как это можно видеть из патриарших книг 1628 г.: «церковь великого чудотворца Николы за осыпью в Галее…» По писцовым книгам 1653-54 гг. при церкви Николая чудотворца священником был Иван Иванов, в приходе было 66 дворов. Она же упоминается в писцовых книгах 1656 г. В конце XVII ст. здесь выстроена была теплая церковь и в 1697 г. освящена во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По переписным данным 1703 г. при Никольской церкви значится: два священника Димитрий и Иоанн, приходских дворов 44; в 1710 г. при церкви священник Иван Дмитриев, а в 1715 г. Иван и Яков Дмитриевы. В 1732 г. апреля 27 «г. Владимира посадский человек Иван Григорьевич Павлыгин подал прошение в Владимирское духовное правление, в коем просил разрешить ему вместо обветшавших деревянных церквей во имя Николая чудотворца и при ней теплой во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построить от своего иждивения настоящую каменную церковь во имя того же св. Николая и при ней по правую сторону теплую церковь во имя оных же трех святителей каменную». Мая 22 того же года просимое разрешение было дано.

http://sobory.ru/article/?object=01845

Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет> . Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана. В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей — древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев — князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».

http://sobory.ru/article/?object=34810

Писания догматические, нравственные и аскетические, обращенные преимущественно к инокам: 1) Творения святого Дионисия Ареопагита с толкованиями на них святого Максима Исповедника в списке XV в. по переводу, сделанному в 1371 г. афонским иноком Исаиею; 2) Слова против ариан святого Афанасия Александрийского в списке XV в. по переводу епископа Болгарского Константина (X в.); 3) Пандекты Антиоха в списке конца XIV или начала XV в. ; 4) Лествица святого Иоанна Лествичника во многих списках XIII, XIV и XV в. ; 5) Поучения аввы Дорофея в четырех списках XIV и XV в.; 6) Поучения святого Ефрема Сирина в трех списках: конца XIII, XIV и начала XV в.; 7) Поучения Исаака Сирина в списках 1381, 1416, 1431 г. и вообще XV в. с прибавлениями из Петра Дамаскина, Максима Исповедника и др. ; 8) Диоптра Филиппа Пустынника в списке 1388 г. и в четырех списках XV в.; 9) Постнические Слова святого Василия Великого XV в. ; 10) Поучения преподобного Феодора Студита в списках XIV и XV в.; 11) Подвижнические главы преподобного Максима Исповедника, Феодора Эдесского и Нила — конца XIV или начала XV в. ; 12) святого Нила об «Осми помыслех» в списке 1419 г.; 13) Творения Симеона, Нового Богослова, и Петра Дамаскина — XV в. и 14) «Словеса различна» святого Григория Синаита — XV в. Церковные поучения, Слова, беседы : 1) Огласительные поучения святого Кирилла Иерусалимского XIII в. ; 2) 16 Слов святого Григория Богослова с толкованием Никиты Ираклийского, в трех списках XIV в. и в двух XV в.; 3) Маргарит святого Иоанна Златоустого — начала XV в.; 4) Беседы на евангельские чтения святого Григория Двоеслова — XIV в. ; 5) Собрание поучений на воскресные и праздничные дни из святого Златоуста и других отцов, в списке XV в. Это собрание сделано Константинопольским патриархом Филофеем и переведено на славянский язык в 1343 или, вероятнее, в 1407 г. ; 6) сборник Слов, от недели мытаря и фарисея до недели всех святых, из святого Златоуста, Феофила Александрийского, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Григория Богослова, Афанасия Александрийского и других, в списке XV в.; 7) еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV–XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей — Феодосия Печерского, Кирилла Туровского и некоторых безымянных .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд; на боковых трилистниках – по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых – тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также кратко – имена сорока угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в Кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честнаго и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; святого Андрея Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобного Алексия – человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священномученика Антипы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Колязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

Икона мозаичной работы, относящаяся к XIII-XIV вв, находится в правом киоте монастырского собора.     Предание 1 версия   В 1545 году ее вытащили из моря рыбаки в присутствии патриарха Иеремии. Как икона оказалась в море, точно не известно, существует несколько преданий. Согласно одному из них, этот образ был брошен в море ранее 830 года иконоборцами.      Предание2 версия По преданию, эту икону забрали пираты во время набега, но попали в бурю около монастыря и потонули.... Затем икону выловили рыбаки - во лбу Николы торчала устрица. До сих пор во лбу осталась большая дыра, поэтому икону назвали  Никола Устричный, а вскоре и сам монастырь получил это название...- www.isihazm.ru.   Так или иначе, долгое время эта икона находилась в море и уцелела, только к лику приросла большая перламутровая раковина - от нее осталась глубокая, как бы кровавая, язвина, до зрачка левого глаза. Из одной половины раковины патриарх Иеремия сделал блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой половины панагию. Этой панагией патриарх Иеремия II благословил российского патриарха Иова.   См: Никола Устричный     Подробее:   частица Животворящего Креста, частицы мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, архидиакона Стефана, 40 севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи и других.     Еще подробнее:   Кроме небольшой части Животворящего Древа Креста Господня, хранятся мощи: рука св. праматери Анны, часть с кожею и плотью от руки св. Василия Великого, правая рука священномуч. Елевферия, части от локтей св. Иоанна Златоустого, св. Григория Богослова и св. архидиакона Стефана, части св. муч. четыредесяти и святых безсребренников Космы и Дамиана, рёбра святых мучеников Карпа и Папилы и св. Иоасафа царевича Индийского, часть от руки св. Феодора Стратилата, часть св. Амвросия Медиоланского, миро св. Димитрия Солонского, миро св. Николая Чудотворца, часть челюсти с тремя зубами св. Иоанна Предтечи, смешение персти, костей и крови мученников в Никодимии сожённых и часть св. Трифона.

http://isihazm.ru/1/?id=514

Трёхсвятительская церковь стала не только одной из лучших в Харькове, но по праву признана архитектурным памятником Украины.  kharkov.vbelous.net Церковь Трех святителей на Заиковке (улица 1-й Конной Армии). Спроектировал эту церковь М.И. Ловцов в 1907 году. Проект был задуман в стиле Владимиро-Суздальских и Московских храмов XVI-XVII веков, но с принципиально новой схемой. В начале строительства М.И. Ловцов скончался. Его дело продолжил В.Н. Покровский. Церковь возведена в честь Вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконостас был изготовлен в Италии. Расписывал храм ученик И. Репина — О. Соколов. Приличные вложения в строительство храма были внесены купцом Г.О. Гольдбергом и его женой, поэтому эту церковь иногда называют «Гольберовской». В конце 1914 года храм был обустроен и освящен. В настоящее время это действующая церковь по ул. Конной Армии. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Этот храм получил своё имя в честь трёх отцов православной церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Такое название не случайно, ведь у одного из инициаторов возведения храма, Григория Гольдберга, было два брата – Иван и Василий. Несколько позже харьковчане дали святыне второе название — Гольдберговский храм, в честь этих самых братьев, вложивших свои силы и средства в его возведение. Проект храма был разработан зодчим М.И. Ловцовым. Фундамент заложили в январе 1906 года. Но, к сожалению, руководитель проекта был тяжело болен, и в 1907 году руководство строительными работами было передано архитектору В.Н. Покровскому. Новый архитектор очень ответственно отнёсся к строительству храма, и на протяжении восьми лет работы лично разрабатывал рабочие чертежи и наблюдал за продвижением возведения. Также Покровский разработал чертежи уникального иконостаса, который потом изготавливался в Италии. Над храмовой росписью работал петербургский живописец А.Я. Соколов, который работал над внутренним оформлением на протяжении двух лет. Благодаря слаженной работе, интерьеры Трёхсвятительского храма считаются уникальными и вызывают восхищение. Строительство Гольдберовской церкви было завершено спустя 8 лет, к концу 1914 года.

http://sobory.ru/article/?object=03889

При чтении я стараюсь вдумываться в каждый стих, в каждую фразу, даже в отдельныя слова и выражения. И тогда, при таком внимательном отношении к святой книге, как бы приподнимается такое богатство мыслей, богатство основоположений для проповедей, что никакому проповеднику не исчерпать этой глубины Божией» (Беседы с духовенством в Сарапуле в 1904 г.). Читая дневник о. Иоанна, можем заметить, что все книги Священного Писания представлены в дневнике выдержками, но так, что вы нигде не почувствуете нарочитато подбора текста, нет нагруженности текстами, необычайно естественно здесь слияние элемента личного с божественным. Обычный прием у о. Иоанна – заключать свою личную мысль изречением Слова Божия, замыкать им свою запись так, как слово «аминь» утверждает слова молитвы или совершительныя слова таинства. Другой составной частью было чтение святых Отцев. «Прочитав Библию с Евангелием и многия творения Златоуста и других древних Отцев, а также русского Златоустого Филарета Московского и других церковных витий, я почувствовал особое влечение к званию священника и стал просить Господа, чтобы Он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец Его»... (Речь в день 25-летия священнослужения). О. Иоанн редко в своем дневнике называет св. Отцев, и нужно быть хоть несколько знакомым с их писаниями, чтобы почувствовать силу их влияния на склад мыслей о. Иоанна и на самую форму их выражения в дневнике, в частности, влияния св. Златоуста, св. Василия Великого , св. Григория Богослова и писаний подвижнических. В часто применяемой собеседовательной форме записей чувствуется дух Златоуста, в разсуждениях о Пресвятой Троице – св. Григория Богослова , в полноте мысли, выраженой богатством синонимов и эпитетов – св. Василия. Знаем, наконец, как высоко ценил о. Иоанн весь состав богослужебных книг. Он сам говорит: «Каноны на утрени я всегда читаю сам. Какое багатство содержится здесь, какое глубокое содержание, какие чудные примеры горячей веры в Бога, терпения в скорбях, верности долгу в самых лютых мучениях предлагает нам здесь Церковь ежедневно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Архитектурные работы Ивана Мичурина в Златоустовском монастыре и Москва середины XVIII столетия»   16.30 - КОФЕ-БРЕЙК   7. Священник Сергий Чураков, клирик храма святых Космы и Дамиана на Маросейке, руководитель Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря, Москва. «Архимандрит Григорий – настоятель и летописец Московского Златоустовского монастыря»   8.Калиновский Владимир Витальевич, доцент кафедры музеологии Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург. «Служение архимандрита Евгения (Экштейна) в Таврической епархии»   9.Пятилетова Ирина Викторовна, журналист, писатель, автор книг по истории Русской Православной Церкви, Дмитров. «Преемственность. Настоятели Борисоглебского монастыря в Дмитрове и Златоустовского монастыря в Москве»   10.Сингх Созонт Сукхдевович, исторический факультет ПСТГУ, 4 курс, Москва. «Служение морского духовенства на примере деятельности иеромонаха Авеля (Иванова), участника Восточного путешествия цесаревича Николая Александровича»   13 февраля Изучение наследия святителя Иоанна Златоуста   9.00 – Молебен водосвятный святителю Иоанну Златоусту с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Знамение».   10.30 – Регистрация участников   11.00 – Начало работы конференции   Доклады   1.Диакон Петр Пахомов, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане, историк Афона, Москва. «Молитва и служение Отечеству. Две русские келлии во имя святителя Иоанна Златоуста на Афоне»   2.Священник Максим Плякин, секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, Саратов. «Испанская икона Божией Матери в келлии святителя Иоанна Златоуста на Афоне и в селе Корнеевка»   3.Маханько Мария Александровна, старший редактор редакции церковного искусства и археологии Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», кандидат искусствоведения, Москва. «Первые образы святителя Иоанна Златоуста на Руси»   4.Касаткин Владислав Геннадьвич, Воронежская духовная семинария, 2 курс пастырского

http://bogoslov.ru/event/5691504

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010