1. Св. Григорий Нисский был младшим братом великого Василия. О молодости св. Григория почти ничего не известно. Предположительно можно его рождение отнести к 332 году. Учился Григорий, по-видимому, только на родине, — вероятно в Кесарии. Сам он называл брата Василия своим учителем и с особым благоговением говорил о нем впоследствии, равняя его с апостолами и пророками, — только по времени он после апостолов... Впрочем, по его собственному признанию, он " не много жил в сообществе брата и лишь настолько был наставлен его божественным языком, насколько то было нужно, чтобы понимать невежество непосвященных в тайны красноречия " Иными словами, он учился у Василия только риторике. Кроме брата в числе своих наставников Григорий называет сестру Макрину, и ей также посвящает благодарные воспоминания. Во всяком случае в родительском доме св. Григорий был окружен атмосферой аскетической и вместе высококультурной. Но о подробностях его образовательнаго пути трудно сказать что-нибудь определенное. В молодости он пережил философские искушения. И уже принявший звание чтеца, зачисленный в клир, он делается учителем красноречия, увлекается изучением языческой литературы. Это вызвало смущение. " Что с собой сделалось, мудрый муж? — писал ему с дружеским укором св. Григорий Богослов, — не хвалят твоей бесславной славы, твоего по немногу уклонения к худшему и этого честолюбия, которое, по слову Еврипида, злее демонов... За что прогневался ты сам на себя, бросил священные, полныяе  сладкой воды книги, которыя некогда читал народу...,... а взял в руки книги, полные соленой воды, которую пить нельзя, и захотел более называться ритором, а не христианином " Св. Григорий призывал его опомниться, оправдаться перед Богом и пред верными, пред алтарями, пред таинствами, от которых удалился... Григорий Нисский несомненно прошел чрез какие-то умственные соблазны. К этому же времени, вероятно, относятся его усиленные занятия внешней философией и затем изучение Оригена. Ориген во всяком случае оказал на Григория исключительно сильное влияние. Во многом св. Григорий навсегда остался оригенистом. Кроме Оригена оказали на Григория влияние Филон и Феогност. Отчасти этот оригенизм был умерен влиянием св. Василия. Вряд ли случайно, что именно к Григорию обращено письмо св. Василия о троической терминологии. В нем чувствуется опасение, что и Григорий может впасть в неправыя неправые мысли. Соблазн внешней мудрости у Григория прошел. Впоследствии он резко говорил о ее безсилиибессилии, — она " все время томится муками рождения и никогда не разрешается живым младенцем " Но эллином он остался навсегда, — под влиянием именно Оригена.

http://sedmitza.ru/lib/text/538110/

Введение. Цель сочинения. - Путь к раю. - Изображение и олицетворение добродетели. - Агнос - символ девства. - Маркелла - старшая и первая между девам Лица, разговаривающие: Еввул и Григора Лица вводные: Арета, Маркелла, Феофила, Фалия, Феопатра, Фаллуса, Агафа, Прокилла, Фекла, Тисиана, Домнина Еввул. Очень благовременно пришла ты, Григора; я недавно искал тебя, желая узнать, какие были речи о девстве в обществе Маркеллы и прочих дев, собравшихся тогда на пиршество. Они, говорят, так великолепно и сильно рассуждали между собою, что не опустили ничего, необходимо относящегося к этому предмету. И так, если ты пришла для чего-нибудь другого, то отложи это до другого времени, а теперь не поленись рассказать по порядку все, о чем мы просим тебя. Григора. Кажется, я обманулась в своей надежде, так как кто-то другой уже наперед рассказал о том, о чем ты спрашиваешь. Я думала, что ты еще ничего не слыхал о происходившем, и очень восхищалась и утешалась тем, что первая расскажу тебе. Потому я и поспешила скорее придти сюда к вам, опасаясь этого самого, чтобы кто-нибудь другой не предупредил меня. Еввул. Успокойся, блаженная; мы ничего обстоятельно не узнали о происходившем. Говоривший не мог объяснить ничего более, кроме того, что происходили разговоры, а какие и как, он не мог отвечать на вопросы. Григора. И так, если за этим я пришла сюда, хотите ли вы слышать обо всем сказанном с самого начала, или мне иное опустить, а припомнить только то, что найду достойным вспоминания. Еввул. Нет, Григора, расскажи нам с самого начала, и о собрании, где оно происходило, и о яствах приготовленных, и о себе самой, как ты возливала вино, а они " …кубки приемля златые, чествовали друг друга, на великое небо взирая " Григора. Ты всегда искусен в беседах и очень любознателен, так что просто всех превосходишь. Еввул. Не время теперь, Григора, спорить с тобою об этом; о чем просим тебя, о том расскажи нам, как происходило с самого начала, и не иначе. Григора. Постараюсь. Но наперед ты сам ответь мне: знаешь ли ты дочь Философии - Арету?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Л.Карфикова «Об устроении человека» Трактат Об устроении человека (Περ κατασκευς νθρπου), в котором Григорий наиболее подробно разработал свои антропологические представления, пользовался популярностью не только на христианском Востоке, но был четырежды переведен и на латынь (между VI и XVI вв. 515 ). Черпая из стоических источников (Посидоний 516 ), из библейских толкований 517 , вдохновленных Филоном и Оригеном , и из сведений античной медицины (Гален 518 ), Григорий создал вполне самостоятельный антропологический трактат, который очевидно заслуживает отдельного рассмотрения, хотя нашу тему он затрагивает лишь частично. Григорий представляет свое сочинение как дополнение к Шестодневу 519 Василия Великого , где недостает 520 рассказа о человеке, созданном в последнюю очередь. Как пасхальный дар это произведение посвящено брату Петру 521 . Исходный вопрос, которым задается мыслитель, это несоответствие между изначальным состоянием человека, отвечавшим Божию замыслу, и тем убожеством, в котором мы пребываем ныне 522 . Царское достоинство человека Чтобы пояснить, каково положение человека в мире, Григорий сначала должен рассказать о том, как выглядит сам этот мир. По мнению святителя, «небесный свод кругом объял собою Вселенную» 523 , а в середине его «нашли себе место тела тяжелые и стремящиеся вниз» 524 , т.е. земля и вода. Главная пара противоположностей – «небо и земля» ( Быт. 1:1 ) – соединены принципами покоя и движения 525 : небо вращается вокруг земли, как вокруг незыблемой оси. Одно движется, при этом оставаясь неизменным, второе изменяется, при этом не покидая своего места. Покой и движение, таким образом, присутствуют в обоих и соединяют все созданное как бы одним дыханием 526 : «тварь (...) сама с собою согласна [букв. совоздыхает]». Кроме уз покоя и движения, небо и земля соединены еще двумя промежуточными звеньями – воздухом и водой. Воздух подражает вечной подвижности и невесомости огненной стихии (т.е. эфира), но не является текущим и непрестанно рассеивающимся (сам по себе), т.е. не лишен и сродства с твердым. Он представляет собой что-то вроде границы, сочетающей и разделяющей противоположности 527 . Подобными функциями наделена и вода или влага 528 , тяжесть которой роднит ее с землей, а подвижность – с легкими стихиями: огнем и воздухом. Она также соединяет 529 противоположности, сочетая их в себе 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

День трех Св. вселенских святителей. 30-го января Каждый из трех вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя, что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приемы при вкушении пищи; и все это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую, и даже в великую честь, если кому случалось или близким быт к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что либо им сказанное или сделанное. 199 Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, еп. кесарийского в удалении Василия – мужа по жизни и красноречию и славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. 200 В своем месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сам себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во первых ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потому то, что чрез переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами». 201

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скачать epub pdf Неизвестный автор Два друга. Василий Великий и Григорий Богослов 186 Христианская религия в лице Константина Великого взошла на престол кесарей и сделалась господствующей в Римской империи, а потому и в Афинах. Но афиняне еще не забывали шумных празднеств прежнего своего язычества; идолопоклонство и побежденное еще продолжало воспламенять воображение их различными воспоминаниями. Оно напоминало им о славе их героев, поэтов, ораторов и философов книгами и памятниками, изящными произведениями наук и искусств, языческими обычаями и нравами. В Афинах в это время учились и обращали особенное на себя внимание два каппадокийца – Василий из Кесарии и Григорий из Назианза. Решившись обогатить себя сокровищами мирской мудрости, они посещали школы Кесарии, Александрии, Византии и наконец пришли в Афины. Здесь они сблизились и сделались друзьями. При всей своей любви к мирским наукам, в городе просвещеннейшем и развращеннейшем они чуждались всякого светского развлечения; их узнавали по важной и скромной поступи, отличали от сверстников и называли «двумя христианами»; между тем их любили, им удивлялись, их уважали. Василия почитали как старца в юношеском теле: человеческая философия не имела для него непостижимостей, но он был проникнут высшей, неземной философией, и его ожидало служение апостольское. На Григория смотрели как на поэта, исполненного силы и приятности, но он готовился петь величие Нового Завета и проповедовать тайны Откровенного богословия. Тогда же и в Афинах же отличался юный грек, под философской одеждой скрывавший порфиру кесарей: то был Юлиан, внук Константина Великого , одаренный счастливейшими способностями, но развращенный до крайнего сумасбродства платониками того времени. Сохраняя наружность христианина, он тайно предан был язычеству, а введенный в Елевсинские таинства 187 , дал обещание восстановить языческую религию на место христианской. Но каппадокийским юношам пришло, наконец, время оставить Афины и возвратиться в отечество. Друзья и учителя не хотели разлучиться с ними и просили их остаться. «Город видит в вас будущих своих ораторов, – говорили им. – Он предназначает вам венки и торжественные колесницы, на вашей стороне будет мнение всего народа». Василий не поколебался, но, приметив, что убеждения друзей и наставников колеблют его друга и он слабо им противится, сказал Григорию: «Оставайся, если хочешь, но я с тобой оставляю половину самого себя». Выговорив это, он исторгся из объятий дружбы и поплыл к берегам Азии – в свою Кесарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Каким будет кино завтра? (Телепрограмма, 11.02.06) (комментарий в зеркале СМИ) Ирина Купченко «Сниматься в телефильме «Земное и небесное» – большая честь и большая радость…» Григорий Заславский. Интервью с Ириной Купченко, 2004г. Григорий Заславский: – В минувшее воскресенье, насколько я знаю, на канале " Россия " закончился документальный сериал, посвященный истории Русской Православной Церкви, сериал, который называется " Земное и небесное " . Ведущими в этом сериале, если можно в данном случае употребить это слово, были одни из лучших актеров России: Алексей Петренко, Вы, и еще несколько человек. Расскажите, как Вы пришли в этот проект? Ирина Купченко: – Я пришла, как приходят актеры в любой проект – их приглашают. Мы сами не выбираем проекты, к сожалению. Мне позвонили и предложили быть ведущей одной из серий, самой последней. Причем, это было довольно скоропалительно – буквально через несколько дней начались съемки. Долго утверждали именно женскую кандидатуру, в смысле того, чтобы женщина вообще была ведущей в этом сериале. Для меня вопроса не было. Я не читала сценарий, прежде чем согласиться. Григорий Заславский: – То есть вы сначала согласились, а потом уже увидели, что вам придется рассказывать? Ирина Купченко: – Да, потом я уже прочитала сценарий. Потому что в любом случае, я считала, что для меня это и честь большая, и большая радость. Я считаю, что это очень важно. Ведь история государства едина: из нее нельзя вычленить ни историю Церкви, любой Церкви, ни историю культуры. Я до этого времени на моей памяти такого многосерийного, последовательного, подробного фильма не было. Григорий Заславский – Я помню, в одной из серий большого сериала о Великой Отечественной войне был очень большой фрагмент об участии Русской Православной Церкви в этой войне. А здесь, в вашем сериале, чуть ли не целой серией становится рассказ истории, когда государственная власть, в данном случае Сталин, начинает обращаться к священноначалию Русской Православной Церкви, когда кого-то из духовенства освобождают из заключения.

http://sedmitza.ru/text/404631.html

I. Характеристика св. Григория Двоеслова Св. Григорий Двоеслов представляет из себя типическую личность. Его широкая и сильная душа совмещала в себе больше родовых черт и элементов, чем сколько уделяла природа другим дюжинным людям; по самой широте своей натуры, он больше мог усвоить те материалы, какие перерабатывало его время, и сильнее других выражать тот дух, какой носился тогда над единицами живущего поколения. Когда бы он ни жил, по свойству своего даровитого духа, он был бы на верху своего общества, и был бы доверенным и представительным лицом его. Человек с волею и стремлением к деятельности, при других обстоятельствах он нес бы бремя гражданского управления. Но в то время, как он жил, лучшие силы уклонялись от общественно-политической деятельности и посвящали себя на служение церкви и аскетической добродетели, и этот путь избрал для себя, по влиянию времени и по указанию Промыслителя, св. Григорий. Глава I. Годы воспитания и первоначального служения св. Григория Древнейший, современный Григорию Великому , историк, сообщивший первое о нем свидетельство, Григорий Турский , говорит о нем, что он, происходя от важного сенаторского рода, от юности посвящен был Богу... и в науках грамматических, диалектических и риторических так был сведущ, что в городе считался выше всех по их знанию 48 . От Григория Турского это свидетельство перешло к другим историкам, – Павлу Варнефриду и Сен-Мартэ 49 . Мы должны принимать это свидетельство со значительным ограничением. Преданность Григория Богу или набожность могли быть и были у него от юности, но он не получил широкого классического образования, как можно бы заключать из прямого смысла слов Григория Турского  и других историков, на него опирающихся. Успехи в школе, в изучении наук грамматических, диалектических и риторических, не сопровождались у него значительными результатами. Мы не видим у него в течение его литературной довольно продолжительной деятельности ни любви к классической учености, ни знания её. В то время, когда воспитывался он, школы в Риме были очень ограниченного размера, и в них не процветало то знание, какое могли получать отцы III и IV века, на востоке в особенности, и с каким являются в V веке писатели южной Галлии. По упомянутым наукам сообщались в них самые элементарные знания в тех пределах, какие указаны в руководственных сочинениях Кассиодора 50 , и какие имели эти науки, входившие в состав trivium, в епископских и монастырских школах в предсхоластический период 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

А.А. Половцов Гамалея, Григорий Михайлович Гамалея, Григорий Михайлович, полковник Лубенский и генеральный есаул, один из заметнейших людей Малороссии второй половины XVII века; по своему происхождению Г. принадлежал Подолии, откуда вышел в Левобережье при Богдане Хмельницком и довольно быстро занял видное положение в войске; отец его еще в 1649 году был записан в казацкий реестр Черкасской полковой сотни, а затем был и Черкасским полковником (1662). По позднейшему преданию, не подтвержденному, впрочем, документами, уже Богдан Хмельницкий посылал его в Турецкому султану в Царьград, где его будто бы за громадный рост и прозвали Гамалеей («что, по уверению знающих турецкий язык, значит великого возрастом»). Григорий Г. впервые появляется в 1659 г., когда был послан от гетмана Выговского к Турецкому султану. Вскоре способности Г. выдвинули его из среды прочих казаков настолько, что он занял уряд Пирятинского сотничества (1663), а затем получил от гетмана Брюховецкого Лубенское полковничество (1664). С этого момента Г. принимает самое деятельное участие во всех почти военных действиях того времени, являясь одним из главных приверженцев Брюховецкого. Весной 1664 года Г. послан был гетманом на правый берег Днепра к городу Черкасам, жители коего держались польской стороны и признавали гетманом Тетерю и не желали подчиниться Брюховецкому; Г. сжег свой родной город и затем подверг такой же участи еще несколько городков и селений, не желавших подчиниться власти левобережного гетмана. Однако, в конце этого года Г. потерпел неудачу: вместе с отрядом воеводы Косагова он был осажден Чарнецким в местечке Медвине (ныне Каневского уезда Киевской губернии) и принужден был выдерживать осаду, отбиваясь от польских приступов в продолжение целых четырех недель. Весною следующего 1665 г. Г. одержал весьма важную для Брюховецкого победу в Корсуне. Отправленный сюда гетманом и воеводой Протасьевым с отрядом всего лишь в полторы тысячи человек из великороссиян и малороссиян, Г. в ночь с 3 на 4 апреля внезапно напал на стражу, охранявшую город, и взял его, избив при этом около 700 человек поляков и державших их сторону казаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Патриарх Григорий VI (1867–1871 г.) вступил на вселенский престол с мыслью о необходимости пересмотра Общих канонизмов, которые, он признавал не соответствующими древним постановлениям греко-восточной церкви и вековым ее прономиям, утвержденным султаном Магометом II и его преемниками. Уже в письме своем на имя членов избирательного собрания, прочитанном в заседании 12 февраля 1867 года, патриарх Григорий прямо заявил, что пересмотр новых административных уставов церкви константинопольской он считает существенной задачей патриаршего служения, и в виду этого и согласился занять вселенский престол. «Издревле установленное, писал патриарх, должно всегда оставаться в уважении, а нововведения уже осуждены опытом и последствиями». Депутаты избирательного собрания, явившиеся к Григорию с приглашением вторично стать во главе церкви, в свою очередь, засвидетельствовали о полной солидарности с воззрениями патриарха и этим безусловно склонили его взять в свои сильные руки кормило церковного управления. Равным образом и после оглашения упомянутого письма патриарха, избирательное собрание во всем своем составе постановило, что клир и народ константинопольской церкви вполне разделяют мнение его святейшества о необходимости возможно скорого пересмотра Общих канонизмов, дабы восстановить церковно-административный строй в согласии с священными канонами и обеспечить древнюю автономию церкви, и признают Григория VI вполне компетентным для осуществления предстоящей реформы 2 . Далее, в речи, произнесенной на первой аудиенции у султана Абдул Азиса, патриарх в числе задач своей предстоящей деятельности наметил и восстановление древнего величия церкви. Об этом он говорил и великому визирю Аали-паше, когда явился с официальным к нему визитом 3 . Наконец, в приветственной речи, сказанной в патриаршем храме, после торжественного акта интронизации, патриарх Григорий, в числе неблагоприятных условий современного состояния церкви константинопольской, отметил и перемену в церковном управлений, несогласную с древними установлениями, которые немало и расшатались под влиянием административных нововведений; отсюда, патриарх признавал существенную свою обязанность в восстановлении древних устоев церкви в первоначальном их значении и объеме 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

Святителя Григория Двоеслова, Папы Римскаго ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше: Святительства одеян одеждою, треблаженне,/вшел еси во святая святых,/хвалу Владыце твоему/усердно, всемудре, чистыми устнами возсылая, якоже Ангел,/и, просвещаемь богодетельными светлостьми,/люди верная наставил еси/Богословию веры, Григорие Богосветле,/яко Рима Божественный пастырь,/яко Церкве учитель,/яко таинник Божия благодати. Господу прилепляяся выну, иерарше,/и Божественному Углю чисте соединяемь,/священнодейственник Литургии был еси,/Преждесвященных Честных Даров,/люди, преподобне, верныя,/во дни поста теми освящая/и изымая сих козней сопротивнаго,/ко ограде Небесней добре вел еси,/столп огнен являяся/сиянием благочестия/и Божественных учений озареньми,/отче Богоносе Григорие. Непорочно соблюл еси/святительства помазание святое,/священне Григорие,/и того дарования, яко таланты,/возрастил еси благодатию Христовою/в любви, и кротости,/и теплоте веры,/в щедротах же и молениих,/и во всех, имиже благоугождается/Единый славы Господь,/отонудуже, Богоглаголиве,/благочестно упасл еси/словесное Христово стадо/на пажити спасительней. Яко солнце, ныне возсия/Божественная память твоя/мира концем, всечестне,/верных всех тайными сияньми/радостно озаряющи,/юже, собравшеся, почитаем/священными псалмы и песньми,/просяще тя Христу молитися/о воспевающих тебе, Богославне. Слава, глас 3: Прияв от Христа, Григорие,/кормило Римския Церкве,/корабль ея управил еси/во спасительное пристанище/и спасл еси ю от вражиих обуреваний/учением Богомудрых словес твоих,/святителю великоимените,/дерзновение убо имея,/молися прилежно ко Господу/о мире мира и спасении душ наших. И ныне, Богородичен. На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Веры Православныя поборника,/благочестия учителя,/ветхаго Рима архипастыря,/святителей украшение,/христиан утешителя,/нищих помощника и питателя,/недугующих врача,/восхвалим днесь достославнаго Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010