прот. Владимир Сорокин Часть IV. 1895–1911. Инициативный епархиальный наблюдатель В тот год, когда Н.К. Чуков окончил курс Духовной академии, в деятельности церковно-приходских школ России намечались важные перемены. Церковно-приходские школы фактически существовали на Руси со времени ее Крещения в 988 году, но единая в масштабе всей Российской империи система таких школ стала складываться только после опубликования Высочайше утвержденных 13 июня 1884 года. «Правил о церковно-приходских школах». При этом в духовное ведомство были переданы так называемые школы грамоты – народные школы низшего типа. До 1884 года церковные школы развивались в каждой епархии независимо, и их состояние определялось, главным образом, ревностью к народному просвещению правящего архиерея. В течение первых 10 лет существования церковно-приходских школ по новому «Положению» их организация осуществлялась одними местными средствами. Но к 1895 году правительство начинает проявлять большую заботу о совершенствовании церковно-школьного дела, значительно увеличивая денежные субсидии. Отпускаемые государством средства создавали благоприятную возможность для развития всей системы начального образования, что предполагало в перспективе распространение всеобщего школьного обучения. Для претворения этих добрых намерений в жизнь требовались энтузиасты-труженики. В 1895 году в Петрозаводске обсуждался вопрос о целесообразности открытия в епархии должности наблюдателя церковно-приходских школ. Вопрос был разрешен положительно, и в качестве кандидата на нее был намечен выпускник Духовной академии Николай Чуков, чей интерес и любовь к педагогике были давно известны и епископу Павлу, и ректору семинарии протоиерею Петру Щеглову, и смотрителю Духовного училища Д. И. Любецкому. Владыка обещал представить его Святейшему Синоду на утверждение. Предстояло живое дело, интересная работа, к тому же в педагогической области, к которой он имел тяготение. Льстило и положение – заведовать школами целой губернии. Материальная сторона по тому времени тоже была весьма завидной в духовном ведомстве: 2 000 рублей в год в то время как преподаватель семинарии получал всего 900 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопросы христианского единства в деятельности Петербургской – Ленинградской Духовной школы (1809−1984) Источник Предисловие Приступая к обзору экуменической деятельности С.-Петербургской – Ленинградской Духовной Академии, отметившей в 1984 году свое 175-летие, необходимо сразу сказать, что в силу исторических причин она заняла лидирующее положение на этом поприще. Каждая из четырех существовавших в России Духовных Академий – Киевская, Московская, Санкт-Петербургская и Казанская – имела единую задачу – подготовку высокообразованных пастырей, сеющих слово Божие на ниве духовного просвещения. Но в то же время каждая из этих духовных школ имела свои отличия, обусловленные различными обстоятельствами. Киевская Духовная Академия стояла на страже интересов Православия против западных религиозных течений. Московская Духовная Академия сосредоточила свою деятельность на разработке внутренних церковных богословских вопросов, возникавших в связи с общим ходом духовного просвещения в России, а Казанская Духовная Академия выдвинула на первый план своей деятельности миссионерские задачи в отношении нехристианских народов азиатской части России. Санкт-Петербургской Духовной Академии (далее – СПбДА), основанной в столице Российской империи, городе, имевшем наиболее тесные связи с европейскими странами, было предназначено стать основной посредницей между отечественным и западным богословием, устанавливать научные связи с богословскими кругами Запада, и именно ее профессорам и питомцам было определено формировать основы православных экуменических традиций. Ранее, вплоть до конца XVIII столетия, близкое соприкосновение с инославными христианами, жившими в России, имела Киевская Академия, и в этой духовной школе осуществлялось углубленное изучение инославных вероисповедных систем. Но к началу XIX столетия знаменитая Киевская Академия, ранее, в период вероисповедной конфронтации, игравшая огромную просветительную роль на западе России, претерпела такой упадок, что временно была даже преобразована в семинарию (1816 г.) 1 . Вполне естественно, что при таких обстоятельствах ведущая роль в становлении экуменических традиций перешла к основанной к этому времени СПбДА. Глава 1. Становление экуменических традиций

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Очерк деятельности православного карельского братства св. Великомученика Георгия в Олонецкой губернии Источник Содержание Исторические сведения о Карелии Географическое положение и экономический быт Карелии Религиозно-нравственное состояние карел Просветительное дело в Карелии Переход к вопросу о панфинской опасности в Карелии Агитационная деятельность руководителей панфинского движения и финляндской периодической печати Организационная деятельность руководителей панфинского движения в Финляндии Союз беломорских карел Характер и результаты деятельности других финско-лютеранских организаций Оживление деятельности православного духовенства финляндского Русской Карелии под влиянием панфинской опасности Характеристика деятельности гражданской власти Задачи, организация и открытие Православного Карельского Братства Отношение к Православному Карельскому Братству духовенства, администрации и общества Деятельность Православного Карельского Братства Братские съезды и выработанные на них мероприятия против панфинской пропаганды Значение братских съездов Результаты деятельности Православного Карельского Братства в области просветительной Миссионерская деятельность Православного Карельского Братства Заключение     С объявлением в России начал гражданской свободы в 1905 году. Финляндцы националисты с их широкими сепаратическими притязаниями, исходя из племенного родства с ними карел, стали открыто заявлять об особенных исключительных правах Финляндии не только на северо-западную – Финляндскую, но и Русскую Архангельскую н Олонецкую Карелию. Образовавшееся на этой почве национальное движение в Финляндии, задавшись целью порвать естественную – основанную на единстве веры и культуры связь Карелии с Россией, проявилось на первых порах в попытках протестантско-финской пропаганды среди православных карел. Появились в обращении воззвания, напоминания карелам о племенном родстве их с финнами и побуждающая к единению, а одновременно с сим в разных местах Карелии появились и финляндские миссионеры-проповедники. Таким образом, на северо- западной окраине; России – искони православной Карелии – возник вопрос о панфниско-лютеранской опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Скачать epub pdf (К 125-летию со дня его рождения) 14 (1) июня 1945 г. исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого историка России Сергея Михайловича Соловьева . Его монументальный труд – «История России с древнейших времен» – занимает одно из самых первых мест среди исследований о жизни нашей родины, нашего народа. Но, помимо своего специального – в сфере науки – значения, личность С. М. Соловьева замечательна и вообще как большого общественного деятеля и верного сына родины и как человека большой моральной высоты и религиозной настроенности. Вся жизнь и ученая деятельность С. М. Соловьева , действительно, были замечательным явлением по своей содержательности, по всецелой проникновенности высокой идеей, по определенности своего направления. Как на всякого большого деятеля, на С. М. Соловьева были и есть разные взгляды, но все должны одинаково признать, что это был прежде всего – человек труда, убежденный, вдохновенный, идейный. «Если фактами в жизни ученого являются его труды», – говорит его биограф, – «а событиями – его мысли, то в истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева» 1 . Это был воистину избранник Божий, и Господь наделил его полными десятью талантами, из которых он ни одного не зарыл, а все возрастил и преумножил. В С. М. Соловьеве проявилось редко удающееся совмещение в одном лице качеств, которым и удивлялись, и которые дали возможность так полно проявить ему себя, – это основательная научная подготовка, широта исторического взгляда, любовь и способность к непрерывной умственной работе, уменье беречь время, сила воли и, наконец, запас физических сил 2 . Но ко всему этому он сам совершенно определенно и с ясным сознанием ставил себе идеал жизни – строгое исполнение- долга, и всю жизнь неуклонно ему следовал. Когда в тяжелое время жизни Московского Университета его стали просить принять на себя обязанности ректора, он, подумав, ответил: Принимаю, потому что трудно» 3 . Он не боялся работы. «Великая русская земля требует и работы великой», говорил он, и в течение всей своей жизни служил этой высокой идее 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть I. К 140-летию со дня рождения Митрополит Григорий (Чуков) был одним из активнейших и выдающихся церковных и общественных деятелей ХХ века. Именно его трудами было налажено дело образования и просвещения жителей Олонецкой губернии, открыты многочисленные школы, преобразована Олонецкая Духовная семинария, организовано издание большой православной газеты «Олонецкая неделя», также он внес ощутимый вклад в борьбу с угрожающей панфинско-лютеранской пропагандой в Карелии. Данная статья, основанная на воспоминаниях и дневниках священника Николая Чукова, освещает деятельность митрополита Григория еще в сане протоиерея и знакомит читателя со многими аспектами церковной и общественной жизни российской окраины и столицы начала XX века. Статья И Он поставил одних Апостолами, других пророками и Евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф.4,11).   Детство и годы учебы   Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (1945 - 1955, †1955) (Николай Кириллович Чуков) родился 1(14) февраля 1870 г. в Петрозаводске Олонецкой губернии. Петрозаводск был основан в 1703 году Петром Великим в 451 версте от Санкт-Петербурга как Петровская Слобода вокруг сталелитейного завода. В 1777 г. Слобода была преобразована в город, который с 1782 г. стал центром губернии. «Открытие тех мест, в коих находится ныне губернский город Петрозаводск, произошло следующим образом: офицер, как говорят, гвардейский капитан (имя неизвестно), посланный для отыскания олончан, бежавших из новонабранного войска Государя Петра I, проходил дремучими лесами до Онеги. При устье реки Лососинки он нашел одну мукомольную мельницу: кругом была пустыня и места необитаемые. Но воды, наполненные рыбами, и леса с множеством дичи и зверей, а более слух о богатых рудах, побудили его проникнуть до Машеозера, вверх по течению Лососинки. После сего другие посланные и личное посещение самого Государя дали этой стране совершенно иной вид. При Петре I построен город, Петрозаводск, учреждены чугуноплавильные заводы, найдена марциальная, целительная вода. Вся страна открыта, снабжена столбовыми дорогами и населена людьми русскими, причем большая часть мастеровых переведена из города Липецка. Сими водами пользовался и подолгу на оных живал вечной памяти император Петр I»

http://bogoslov.ru/article/592451

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года " - Л. К. Александрова-Чукова   Постановление «О религиозных объединениях» и положение духовенства и верующих к концу 1930-х гг.  8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях» , означавшее ужесточение вероисповедного курса Советского государства и вступившее в действие наряду с декретом 1918 г. Этим постановлением «деятельность духовенства ограничивалась только обычным богослужением, обычной проповедью, и общением с прихожанами на почве требоисправления» . Любые объединения верующих – братства, кружки, общества и собрания – немедленно привлекали внимание ОГПУ и аналогичных местных органов. Настоятель Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, член временного епархиального совета, магистр богословия протоиерей Н. К. Чуков писал: «28 апреля/10 мая г. ]. По поводу нового положения о религиозных объединениях митрополит предлагает создать комиссию из представителей ГПУ и Административного отдела, чтобы проштудировать положение и уяснить детали и некоторые неясности, после чего приступить к осуществлению этого “Положения” в жизни епархии» . В 1930 г. протоиерей Н. К. Чуков и ряд священнослужителей и профессоров в Москве и Ленинграде подверглись аресту по Академическому делу . Это был удар по гуманитарному отделению Академии наук, а в процессе непосредственного «осуществления» ОГПУ постановления «О религиозных объединениях», первый удар пришелся по монашеству, которое после закрытия монастырей, еще с 1918 г., создавало так называемые религиозные организации в виде «коммун» и домашних монастырей. 18 февраля 1932 г. в Ленинграде были арестованы: 40 монахов из Александро-Невской лавры, 12 — из Старо-Афонского подворья, 25 —из Сергиевой пустыни, 5 — из Киевского , 16 — из Леушинского подворий, 10 валаамских монахов, 90 монахинь из Новодевичьего монастыря , а также 12 монахов Федоровского собора и 8 — из «Киновии», отделения Александро-Невской лавры за Большой Охтой.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ (ЧУКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru митрополит Григорий (Чуков) Награды камилавка (6 мая 1899) крест наперсный от Святейшего Синода выдаваемый (6 мая 1904) орден св. Анны III степени (6 мая 1910) митра крест на клобук (в связи с 50-летием служения Церкви, 14 июля 1943) предношение за богослужением Св. Креста ( " патриаршая честь " , 1948) ношение двух панагий (14 февраля 1950) Труды Статьи и очерки исторического, педагогического и церковного практического содержания с 1893 по 1918 гг. Ежегодные печатные отчеты. О состоянии и деятельности церковно-приходских школ Олонецкой епархии с 1896-1910 гг. Около 550 с. Практические наставления пастырям по предмету спасительного действования на раскольников. Киев, 1880. " Начало христианства в Олонецком крае " . Петрозаводск, 1893, с. 61. " Народное образование в Олонецкой губернии к началу XX столетия " . Памятная книжка Олонецкой губ. 1900. " Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии за 25 лет (1884-1909 г.). Петрозаводск, 1910, 40 с. " Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь " . Изложение в отношении к глаголемому старообрядцу. Церк. печ. Москва, 1898. Дополнительный план введения всеобщного обучения в Олонецкой губ. с пояснительной запиской к нему. (Доклад Олонецкому Губерн. Земскому собранию 1899 г.).Рукопись. " Труды Губ. Земской Комиссии " . Вып. 1. Петрозаводск, 1905, с. 17-41. " Панфинская пропаганда среди карел Архангельской и Олонецкой губ. и необходимые меры борьбы с ней " . Доклад Олонецкой Губ. Земскому Собранию 1907. " Труды Губ. Земской Комиссии по выработке плана введения всеобщего обучения в Олонецкой губ. " . Вып. 4-й., Петрозаводск, 1907. Руководство по Закону Божию для школ с карельским населением. Выборг, 1908. Очерк деятельности Православного Карельского братства в Олонецкой губ. Петрозаводск, 1910, 62 с.

http://drevo-info.ru/articles/13741.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Григорий (Чуков), митрополит Профессиональные интересы: Гомилетика, Пастырское богословие, Миссия Церкви, Социальное служение, История Церкви, Духовное образование и религиозное воспитание Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Митрополит Григорий (в миру Николай Кириллович Чуков) родился 1 февраля 1870 г. в г. Петрозаводск Олонецкой губернии в семье крестьян. Начальное образование получил в частной школе, с 1878 г. продолжил учебу в Петрозаводской гимназии, с 11 лет прислуживал в алтаре Успенской церкви при детском приюте, затем в Петропавловском соборе Петрозаводска, где также исполнял послушание иподиакона при Олонецком и Петрозаводском еп. Палладии (Пьянкове) и его преемнике еп. Павле (Доброхотове). В авг. 1884 г. по благословению еп. Павла оставил учебу в гимназии и перешел во 2-й класс Олонецкой ДС, по окончании которой (1889) назначен надзирателем за учениками и экономом при общежитии Петрозаводского ДУ. В 1891 г. поступил в СПбДА, где совмещал учебу с обязанностями заведующего читальней и участием в работе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви», организовавшего беседы с рабочими на заводах и фабриках С.-Петербурга. В 1895 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за сочинение «Образ Мессии по таргуму Иоанафана, сына Узиелова» и правом получения степени магистра без нового устного испытания. 8 сентября 1895 г. по представлению еп. Павла и при поддержке бывшего ректора СПбДА архиеп.

http://bogoslov.ru/person/482393

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 4 (1). Изъятие церковных ценностей в Казанском кафедральном соборе: дневник настоятеля Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции. Статья Церковь накануне серьезных тяжелых переживаний, а мы - испыта­ний, может быть, исповедничества... Прот.Н.Чуков. Дневник. 6/19 мая 1922 г. К 1920 году Петроградское духовенство смогло восстановить более или менее терпимые условия церковной жизни, нарушенные двумя революциями. Церковь научилась жить без помощи государства. В условиях полного разрушения системы высшего, среднего и низшего духовного образования и отделения школы от Церкви, Закон Божий преподавался детям в кружках при храмах, а в Александро-Невской лавре было открыто пастырское училище. 70 городских приходов объединилось в «Общество православных приходов Петрограда и его губернии». Это была достаточно большая организация, в правление которой входило 200 человек – по три человека от прихода.

http://bogoslov.ru/text/1225427.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 2 Воспоминания, дневник, документы, речи и статьи. 1917-1923 гг. 06.05.2010 958 Время на чтение 68 минут Часть 1 16 апреля 1920 г. - день открытия Петроградского Богословского института. С этого дня прошло 90 лет. Автор Л.К. Александрова-Чукова посвящает статью, в которой пишет об основании и тяжелых годах существования этого учебного заведения, памяти всех учивших и учившихся. Борьба прот. Н. Чукова за духовно-учебные заведения Олонецкой епархии Официальный отдел первого номера Олонецких Епархиальных Ведомостей за 1917 год открывал указ Его Императорского Величества Самодержца Российского, присланный из Святейшего Правительствующего Синода на имя преосвященного Иоанникия: «...предоставить епархиальным преосвященным благословить приходское духовенство в проповедях и частных беседах внушать жителям о необходимости братских, полных христианской любви отношений к пострадавшим от войны беженцам, поручив... архипастырскому попечению Преосвященных устройство тех из них, кои принадлежат к церковному Мужское население страны находилось либо на передовой, либо в госпиталях, либо на заработках. При возросшей дороговизне продуктов вдовы с трудом могли прокормить своих осиротевших детей, и при существовавшей напряженности недовольство беженцами, которыми после отступления 1915 года наполнились все губернии России, местами грозило погромами. «В феврале 1917 г. произошла революция. К нам, в Петрозаводск, известие об отречении Государя пришло только 4 марта. С поздним вечерним поездом приехали из Петрограда матросы, обезоружили полицию, объявили о свержении царизма, устроили в театре митинг, на котором, кажется, был избран временный совет управления. Впоследствии был избран Комиссаром Временного Правительства Иерон. Феликс. Кучевский. В Петрозаводске не было пролетариата в собственном и строгом смысле слова: подавляющее число рабочих Александровского сталелитейного завода были мещане города, почти все имевшие свою оседлость, домики, огороды и т.п. Настроения революционного здесь особенно не чувствовалось. Наоборот, в первые дни, скорее, чувствовалась растерянность. Даже и потом, после октябрьской революции, происшедшей в Петрограде, у нас все шло по-старому, и только 5-го января 1918 г. вся власть перешла к Совету рабочих и красноармейских депутатов» - писал прот.Н.Чуков в IV части «Мои

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010