Григорий Синаит



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ГРИГОРИЙ СИНАИТИскать в Источникеpravenc.ru
... патриархом К-польским (BHG, N 722; впервые издано И. В. Помяловским по рукописи Моск. Синод. б-ки) Помяловский. 1894, далее: Житие (; новейшее критическое изд. - Байер. 2006; см. также: Соколов. 1904; Balfour. 1982; Яцимирский. 1908; Γόνης. 1980. Σ. 29-68; L ä greid. 1981; Podskalsky. 2000. P. 250-251, 298-299) . Это произведение дает особенно много информации о годах молодости Г. С., в первую очередь об афонском периоде жизни. Вместе с тем, возможно по причине отсутствия сведений из первых рук, свт. Каллист слишком лаконичен в рассказе о последнем этапе жизни учителя и даже не упоминает об обстоятельствах его смерти. В слав. версии Жития (50-е гг. XIV в. ; см. : Сырку. 1909; критическое изд. - Δεληκάρη. 2004) анонимный переводчик, личность к-рого вызвала много споров ( Γόνης. 1980. Σ. 32-40 ) и к-рый был скорее всего болг. монахом из мон-ря в Парории, сделал в заключительной части (в греч. подлиннике весьма краткой) вставку, где рассказал о последнем периоде жизни и смерти Г. С., основываясь на собственных воспоминаниях. О длительном периоде пребывания Г. С. в Парории и в ее мон-рях свт. Каллист сообщает в Житии прп. Феодосия Тырновского, ученика Г. С., - др. агиографическом ... текст полностью ...
ГРИГОРИЙ СИНАИТ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... патриархом К-польским (BHG, N 722; впервые издано И. В. Помяловским по рукописи Моск. Синод. б-ки) Помяловский. 1894, далее: Житие (; новейшее критическое изд. - Байер. 2006; см. также: Соколов. 1904; Balfour. 1982; Яцимирский. 1908; Γόνης. 1980. Σ. 29-68; L ä greid. 1981; Podskalsky. 2000. P. 250-251, 298-299) . Это произведение дает особенно много информации о годах молодости Г. С., в первую очередь об афонском периоде жизни. Вместе с тем, возможно по причине отсутствия сведений из первых рук, свт. Каллист слишком лаконичен в рассказе о последнем этапе жизни учителя и даже не упоминает об обстоятельствах его смерти. В слав. версии Жития (50-е гг. XIV в. ; см. : Сырку. 1909; критическое изд. - Δεληκάρη. 2004) анонимный переводчик, личность к-рого вызвала много споров ( Γόνης. 1980. Σ. 32-40 ) и к-рый был скорее всего болг. монахом из мон-ря в Парории, сделал в заключительной части (в греч. подлиннике весьма краткой) вставку, где рассказал о последнем периоде жизни и смерти Г. С., основываясь на собственных воспоминаниях. О длительном периоде пребывания Г. С. в Парории и в ее мон-рях свт. Каллист сообщает в Житии прп. Феодосия Тырновского, ученика Г. С., - др. агиографическом ... текст полностью ...
«Приводить человека нужно только туда, где его ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... ХХ века – это история насаждения идолов страха, подлости, нетерпимости, неуважения друг к другу, и даже страшные потрясения их не уничтожили. Чтобы восстановить подлинную веру, эти идолы должны быть сокрушены. В наше время христианин, последовательно отстаивающий свою позицию, выглядит человеком, который несет не добро, а зло, разделение. – Есть древняя святоотеческая максима: в главном – согласие, во второстепенном – терпение, и во всем – любовь. Есть принципиальные для нашего вероучения положения, которыми мы не можем поступиться, но их, на самом деле, немного. Как сказал преподобный Григорий Синаит: «Чисто исповедовать Троицу в Боге и двоицу во Христе – в этом я вижу предел Православия». Вот это главное. Все остальное требует, прежде всего, внимания. Настоящий христианский миссионер рассматривает любой вопрос с разных сторон и не упирается в формулы, а видит, в первую очередь, человека – образ Божий – и пытается выяснить, что стоит за его словами. Увы, мы привыкли произносить какие-то заученные фразы, где-то нами вычитанные или услышанные, мы часто навешиваем ярлыки. Например, скажет кто-нибудь: «Экуменизм». И мы уже как будто все поняли и осудили. А что в каждом ... текст полностью ...
Святость – это не безгрешность и не совершенство ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Главное – не приобрести, а отказаться – от всего, что мешает дарам Святого Духа в нас проявиться В Евангелии есть притча о человеке, который находит драгоценную жемчужину и всё продает для того, чтобы приобрести участок земли, где она сокрыта ( см. : Мф. 13: 44 ) . Эта жемчужина и есть благодать Святаго Духа, а этот образ отказа от всего ради приобретения одного, но самого ценного, есть образ той жизни, которая приводит человека к раскрытию дара благодати. Так что основным делом является не приобрести, а отказаться – от всего, что мешает дарам Святого Духа в нас проявиться. Преподобный Григорий Синаит, говоря об этом, приводит другую аналогию: он уподобляет дар Святого Духа драгоценному камню, погребенному под кучей хлама. Драгоценный камень этот не повреждается, а во всей своей красоте пребывает внутри нас, но, чтобы он воссиял под солнцем, нужно денно и нощно на протяжении всей жизни разбирать этот хлам, которым завалена наша душа, хлам, состоящий из страстных желаний, греховных привычек, нераскаянных заблуждений. То есть можно сказать, что, когда человек вступает в борьбу со страстями, он становится на путь, ведущий к святости. Здесь нужно сразу сделать оговорку. ... текст полностью ...
Об Афоне: Старцы 2Искать в Источникеazbyka.ru
... вдыхаем, ею же и выдыхаем. Воздух идет в легкие, там много-много пузыриков, вдыхаем кислород, магнит и электричество. Все это идет в эти пузырьки. Когда расширяются легкие, тогда наполняются эти пузырьки. Когда легкие сжимаются, тогда эти пузырьки выливаются и обновляется кровь. Мы не в сердце дышим, а в легкие только. И из легких опять по гортани в ноздри выдыхаем. - Но при этом ведь важно, чтобы внимание шло в направлении сердца, а не желудка. А то от этого происходит плотская раздражительность. В " Добротолюбии " в одном месте говорится о том, что от труда молитвы плечи должны болеть. Григорий Синаит говорит, что молитва обязательно " с болезнью " должна быть. И грудь должна болеть, и плечи. А если не будет этой " болезни " , то и молитвы неправильные. - Это что, физически должно болеть? Чувствительность некая появляется в груди и в плечах от труда молитвенного. Когда посидишь так часа два, будет болеть. - Вы говорили о внимательной молитве лежа. А можно ли молиться лежа перед сном, с целью заснуть? Это хорошо, если с молитвой засыпать. - Но если приведешь себя в собранное, внимательное состояние, то и не заснешь... А все-таки заснешь! Да, хорошо так засыпать с ... текст полностью ...
Лекция №1 27.11.2011 | Храм Владимирской иконы ...Искать в Источникеchurch.ua
... и поклонившись врагам-демонам» (Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. — М., 1884. — С. 237) . Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) , рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это есть знак прелести». «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное» (Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464) . Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого… Приемлющий то… легко прельщается… Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть,.. но паче похваляет его, как мудрого» (Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим Там же. — С. 224) . Как прав был тот помещик (об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов) , который, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» ... текст полностью ...
Святость – это не безгрешность и не совершенство ...Искать в Источникеprihod.ru
... – не приобрести, а отказаться – от всего, что мешает дарам Святого Духа в нас проявиться. В Евангелии есть притча о человеке, который находит драгоценную жемчужину и всё продает для того, чтобы приобрести участок земли, где она сокрыта ( см. : Мф. 13: 44 ) . Эта жемчужина и есть благодать Святаго Духа, а этот образ отказа от всего ради приобретения одного, но самого ценного, есть образ той жизни, которая приводит человека к раскрытию дара благодати. Так что основным делом является не приобрести, а отказаться – от всего, что мешает дарам Святого Духа в нас проявиться. Преподобный Григорий Синаит, говоря об этом, приводит другую аналогию: он уподобляет дар Святого Духа драгоценному камню, погребенному под кучей хлама. Драгоценный камень этот не повреждается, а во всей своей красоте пребывает внутри нас, но, чтобы он воссиял под солнцем, нужно денно и нощно на протяжении всей жизни разбирать этот хлам, которым завалена наша душа, хлам, состоящий из страстных желаний, греховных привычек, нераскаянных заблуждений. То есть можно сказать, что, когда человек вступает в борьбу со страстями, он становится на путь, ведущий к святости. Цель жизни – стать святым? Здесь нужно ... текст полностью ...
Архимандрит Исаия Симонопетритис. Краткий обзор ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... этап процесса, завершенного святителем Григорием Паламой на горе Афон, и очень быстро распространившегося во всем православном мире – от Фессалоник и Константинополя через Балканы до Крайнего Севера Руси. Исихазм был первым подлинно стихийным движением межправославного единства, основанным на внутренней духовности, в тот момент истории, когда дни Византийской империи были уже сочтены. «Царство Небесное внутри вас» – эта фраза из Евангелия была ключевой, и она также содержала богословие нетварного света, передаваемого человеку в умной молитве. Два участника исихастского движения – Григорий Синаит и Филофей Коккинос, ставший позже Вселенским патриархом, – провели много лет на Синае, а затем на горе Афон, в монастырях Константинополя и в других духовных православных центрах, совмещая послушания общежительной монашеской жизни и личное делание, что до этого возможно было только на Синае. Поражение мамлюков в 1517 году вызвало новые перемены в положении Синая, но, с другой стороны, вся бывшая Восточная Римская империя уже находилась под властью Османской империи. И хотя это не сильно повлияло на духовную жизнь монахов, тем не менее авторитет монастыря, благодаря ... текст полностью ...
Почему Православие есть истинная вера / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... врагам-демонам " (Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. – М., 1884. – С. 237) . Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) , рассуждая о тех, кто на молитве " воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых " , прямо говорит, что " это есть знак прелести " . " На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное " (Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464) . Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: " Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть,.. но паче похваляет его, как мудрого " (Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим Там же. – С. 224) . Как прав был тот помещик (об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов) , который, увидев в руках своей дочери католическую книжку " Подражание Иисусу ... текст полностью ...
Беседа о молитве 2Искать в Источникеazbyka.ru
... – мы вспоминаем о своих согрешениях и каемся в них. Мы также признаем свою онтологическую греховность, поверхностность, неполноту. Теперь вернемся к тому, о чем уже упоминалось в начале работы, когда речь шла о трех образах молитвы. Святые отцы, оставившие нам наставления об Иисусовой молитве, не устают повторять принципиальную для нашего восхождения мысль – Иисусова молитва не является единственной формой высшей молитвы. Это очень глубокий, удобный, отточенный многовековым использованием, но не единственный вариант умной молитвы, более того – вариант, не в любой ситуации пригодный. Св. Григорий Синаит, в главах о молитве и безмолвии, недвусмысленно утверждает: «Иисусова молитва или непрестанное призывание Господа Иисуса и непрестанная память о Боге – по сути одно и то же»28 (. Святитель Феофан Затворник советует, когда ум устает произносить слова молитвы, молиться без слов: «Это и будет собственно молитва, слово же есть только выражение ее... и оно всегда слабее молитвы пред Богом»29) . Митрополит Сурожский Антоний рассказывает, как к нему пришла как-то старушка и пожаловалась, что много лет занимается Иисусовой молитвой, а результата нет – Бога она не чувствует. ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Григорий Синаит
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"