святитель Григорий ПаламаПосмотреть ещё из источникаazbyka.ru
... венная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, постольку, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете ни как-либо ещё, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды. Не желая мириться с таким положением вещей, отец Григорий написал против учения Варлаама ряд ответных сочинений. В этих работах он доказал правоту созерцателей Божественного света и разоблачил еретика. В 1341 году по данному поводу в Константинополе состоялся Собор. Григорий Палама, присутствовавший на Соборе, раскрыл и обосновал свою точку зрения. Его учение было признано верным, а учение Варлаама осуждено (хотя сам он не был анафематствован) . Вскоре в Константинополе состоялось ещё одно Соборное заседание, на котором присутствовал Григорий Акиндин. Поначалу он участвовал в разгоревшихся спорах как примиритель, но затем принял сторону Варлаама. На Соборе же он находился в качестве обвиняемого. Несмотря на его сопротивление и заявление о насилии над совестью, он был осужден. После названных событий отец Григорий какое-то время оставался в столице. Это б ... текст полностью ...
В Хабаровской семинарии состоялась конференция, ...Посмотреть ещё из источникаbogoslov.ru
... ертвы Господа Иисуса Христа. Преподаватели богословской кафедры семинарии и студенты третьего курса выступили с докладами на следующие темы: Библейско-богословский смысл терминов «заслуга», «удовлетворение», «умилостивление». Докладчик: П. В. Герасимов, зав. кафедрой Богословия. Православное и правовое понимание таинства Искупления: причины и следствия. Докладчик: Дидур А. , студент III курса ХДС. Правовые отношения человека и Бога в контексте догмата Искупления. Докладчик: В. Е. Колесов, преподаватель ХДС. Догмат Искупления в поздневизантийском богословии: прп. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама, прп. Николай Кавасила. Докладчик: иеромонах Никанор (Лепешев) . О страхе Божием. Докладчик: А. Е. Мельников, преподаватель ХДС. Это уже вторая конференция подобного формата, прошедшая в духовной школе Хабаровска. По заявлению организаторов, «проведение таких конференций станет регулярным, поскольку они помогают духовно обогатить и студентов, и преподавателей». Сайт ХДС Другие новости раздела Догматическое богословие 12. 10. 16 12: 40 Нравственное доказательство бытия Бога. Цикл «Защита веры». Беседа 8-я 7. 09. 16 09: 58 Онтологическое доказательство бытия Бога. Цикл «Защи ... текст полностью ...
Воскресла или не умирала? / Православие.RuПосмотреть ещё из источникаpravoslavie.ru
... , но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле, оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса» [34]. Воскресение и вознесение Божией Матери подразумевает абсолютное отсутствие где-либо на земле мощей пречистой плоти Ее; об этом пишет архиепископ Сергий (Спасский) : «Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери, это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам, (и только) пояс Богоматери, святые одежды Ея открыты для чествования миру христианскому» [35]. А святитель Григорий Палама указывает на то, что даже оставленные во гробе погребальные одежды Богородицы, которые нашли святые апостолы, были доказательством реальности Ее воскресения [36]. «Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область» Эту мысль о «быстром переходе» тела Богородицы из гроба на небо также поддерживает святитель Филарет Московский: «Богоносная душа Твоя отходит прямо к Богу» [37] (ср. : «Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область» [38]) . Событие воскресения Матери Божией является тайной, и поэтому неко ... текст полностью ...
Митрополит Иларион совершил вечерню Великого ...Посмотреть ещё из источникаmospat.ru
... и Кресте Господнем Пресвятая Богородица. Но через Свое присутствие у Креста, через сострадание Своему Сыну, через соумирание вместе с Ним, Она вошла в тайну Искупления. И когда мы думаем о том, какие плоды принесла для всего человеческого рода смерть Бога на Кресте, то понимаем, что не состоялся бы этот искупительный подвиг, если бы не было Пресвятой Богородицы, если бы Сын Божий не принял от Нее человеческую плоть. И весь Его человеческий путь – от начала и до конца – Пресвятая Богородица прошла вместе с Ним. И когда Он Воскрес, Она была среди Его учеников, и первая, как считает святитель Григорий Палама, узрела Воскресшего Спасителя. И потом, как мы знаем из церковного Предания, Она разделила с апостолами их труды и так же проповедовала Христа Воскресшего. С тех пор Пресвятая Богородица в сознании Церкви, в сознании миллионов христиан стоит рядом со Своим Божественным Сыном. И всякий раз, когда мы собираемся на богослужение и когда восхваляем Господа нашего Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего, мы вспоминаем также и о подвиге Пресвятой Богородицы. И сегодня, предстоя Кресту Христову, стоя перед Живоносным гробом Господним, перед Плащаницей, на которой изображен Господь ... текст полностью ...
РАДОСТИЮ ДРУГ ДРУГА ОБЫМЕМ! | Радонеж.РуПосмотреть ещё из источникаradonezh.ru
... ременем поста именно потому, что нужно успеть пережить все это: сродниться с мыслями великих Отцов и учителей Церкви, подвижников и праведников, которые, будучи подобными нам во всем, некогда шли по этому же пути и удостоились святости. Их самоотверженный подвиг во имя Христово был увенчан в конце жизни подлинным Пасхальным воскресением, прехождением «от земли к Небеси». Победа Христова над смертью и грехом отобразилась, как в зеркале, в их житии: они распяли в себе ветхого человека и победили смерть греха в бренном теле. Еще будучи на земле, они были «Ангелами во плоти»: «безмолвствующий» Григорий Палама, узревший невещественный Свет, «удивившая ангелов» Мария Египетская, возносившаяся от земли во время молитвы и преходящая Иордан, как по суху, Божественный Иоанн Лествичник, не только открывший нам «степени восхождения» к Богу, но и прошедший их опытно и достигший «неистощимого богатства». Но как же быть, если пост подходит к концу, а ты, как говорится, еще и не начинал поститься? Ни на что не хватает сил, суматоха жизни, работа захватывают тебя целиком, нет времени не только на духовное, но и на то, чтобы просто задуматься над своей жизнью. Куда и зачем ты идешь? Во имя ч ... текст полностью ...
Что мы знаем о празднике Крещения Господня? ...Посмотреть ещё из источникаpravmir.ru
... было нужно — люди просто приходили слушать его проповеди; это было первое крещение во имя Святой Троицы, просто это не было сформулировано из-за недостаточно разработанной терминологии; это было крещение покаяния. 9. Чем отличается вода, освященная в Крещенский сочельник, от воды, освященной в сам день праздника? первая — крещенская, вторая — богоявленская; первая — богоявленская, вторая — крещенская; ничем не отличается; в первый день освящается малым чином освящения воды, во второй — великим. 10. Кто из Отцов Церкви одним из первых сообщает о благодатных свойствах богоявленской воды? свт. Григорий Палама; свт. Иоанн Златоуст; прп. Сергий Радонежский; Отцы Церкви об этом не сообщают — это устное предание Церкви, никакими источниками не подтверждаемое. 11. В каких церквах различаются праздники Крещения и Богоявления? в Католической; в Армянской апостольской; в Православных Церквах, живущих по новому стилю; ни в каких. 12. Как Бог назван в кондаке праздника? Любовь Правда Свет Крестящий и Крещаемый Loading… Подготовили Мария Сеньчукова и Светлана Охрименко Теги: викторина, Крещение Господне – 19 января в 2016 году Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, ... текст полностью ...
Архиепископ Артемий прочитал лекцию о Великом ...Посмотреть ещё из источникаpravoslavie.by
... а. Великий пост длится шесть недель, плюс Страстная седмица. «Церковь заблаговременно подготавливает человека к постному деланию. Рекомендует отказываться от мясной и молочной пищи постепенно, а не сразу, ни с того, ни с сего. Так человек постепенно очищал свой организм, чтобы в пост начать строгую жизнь, чтобы научиться владеть самим собой», - подчеркнул Владыка Артемий. Первая Неделя поста - Торжество православия: это день, когда Святая Церковь празднует установление иконопочитания в 842 г. и победы над ересями. Вторая Неделя Великого поста - вспоминается великий богословов святитель Григорий Палама (XIV в.) , который учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким Христос сиял на Фаворе. Третья Неделя Великого поста - Крестопоклонная: из алтаря на центр храма износится святой Крест и предлагается для поклонения верным. Крест напоминает о страданиях Спасителя и укрепляет постящихся к продолжению подвига поста; крест напоминает о смерти Господней и воодушевляет на продолжение жизни после смерти. 4-я седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда - Преполовение Святой Четыредесятницы; от сего дня до Великой Сред ... текст полностью ...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! (комментарий в свете веры) — ...Посмотреть ещё из источникаsedmitza.ru
... ия. Начало воссоздания и обновления было положено в день Великой Субботы, однако очевидное, осязаемое начало пакибытия открылось в день Воскресения. Поэтому и мы, хотя и чтим субботу «как день нашего воссоздания», более почитаем воскресный день. Субботство в православном Предании имеет еще и другое значение. Оно является успокоением человека, утихомириванием, так называемым священным безмолвием (исихией) во всей полноте этого смысла. Апостол Павел, упомянув, что субботство остается обязательным для народа Божия, указывает: «итак, постараемся войти в покой оный…» ( Евр. 4, 11 ) . Святой Григорий Палама говорит, что когда человек удалит от своего ума всякий помысел и когда посредством настойчивости и непрестанной молитвы ум возвратится в сердце, тогда он погрузится в божественное упокоение, то есть в Боговидение, в созерцание Бога. Этот покой, это безмолвие не есть бездействие, как можно было бы подумать, но великое делание. Как Бог, Который хотя и почил в седьмой день, все равно продолжал управлять миром, так и человек, пребывая в состоянии духовного созерцания, творит величайшее дело - соединяется с Богом, а затем любит то, что любит и Бог. Поэтому можно сказать, что всякий ... текст полностью ...
2-я неделя Великого поста. Память святителя ...Посмотреть ещё из источникаst-vera.moseparh.ru
... вятого. Если человек отказывается от этого природного, естественного родства с Богом, то он подвергает себя смерти, теряет свою человечность. Ипостась Логоса принимает на себя человеческую природу, умирает, а затем воскресает из мертвых. Хотя человеку открыто и нравственное учение, но достигнуть его человеческими силами невозможно. Спасение дается нам лишь через причастие Христу. Но что это за причастие? Причастие чему? Божественной природе? Или чему-то иному? Некоторые, отвечая на этот вопрос, утверждали, что человек действительно причащается Божественной природе, Божественной сущности. Св. Григорий Палама отвечал, что мы причащаемся особым Божественным энергиям. Лишь три Ипостаси Божества участвуют в Божественной сущности. Ни одна тварь, по определению, не в состоянии войти в сущность Божества, иначе она перестала бы быть тварью. Следовательно, обожение подразумевает благодать, или энергию Божества. Энергия – видимое проявление всякой природы. Нет предметов, не обладающих энергией; напротив, при отсутствии энергии перестает существовать и сам предмет. Природа Спасителя – Божественна, Его энергии божественны и нетварны. На Фаворской горе нетварный Свет Божества пронзает человече ... текст полностью ...
Второе пришествие апокрифов.Посмотреть ещё из источникаsueverie.net
... ло и быть не могло, ибо правили Стамбулом султаны, отношение которых к православным было далеко не столь идиллическим, как его описывает составитель жития (Российской Империи постоянно приходилось вступать в войны с Турцией ради облегчения положения православных подданных Турецкой империи) . От правителя тогдашнего Царьграда Феодосий мог получить назначение разве что на пост придворного имама, но никак не на место священника при царском дворе. Много открытий в церковной истории содержит и такой пассаж: “В середине IX века на это место (Афон) пришли три патриарха: Каллист, Григорий Синаит и Григорий Палама, удалившиеся с занимаемых ими патриарших престолов в уединение” [36]. Все три упоминаемых подвижника жили на полтысячелетия позже — в XIV веке. Из них только свт. Каллист был патриархом (свт. Григорий Палама — архиепископ Фессалоник, а прп. Григорий Синаит был монахом) [37] … Так что не все рассказы даже об истинных подвижниках истинны. Культ о. Иоанна Кронштадтского у секты “иоаннитов” — самый яркий аргумент в пользу этого суждения [38]. И можно представить себе, как выглядело бы житие кронштадтского пастыря, написанное иоаннитами. Не все то, что описывается в житийных ... текст полностью ...
Постоянная ссылка: Григорий Палама

1 | 2 | 3 > Последняя