> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Григорий Палама

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Святитель Григорий Палама: редкий для традиции ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Святитель Григорий Палама: редкий для традиции случай Диакон Павел Сержантов Православная духовная традиция необычайно богата. Многие подвижники оставили после себя наставления и описания своего опыта. Или опыта своих наставников, предшественников. Сотни и сотни томов написали… Одному человеку за всю жизнь эту духовную библиотеку не прочитать. Эти тома о христианском подвижничестве оставили отнюдь не графоманы. И потому писания подвижников почти всегда «вынужденные». Автора попросили что-то объяснить, вот он и отписал. Его ответ прочли, приняли к сведению, сохранили. И библиотека православной духовной литературы пополнилась еще одной «единицей хранения». Поскольку цели у авторов были практические – помочь адресату, то в основном писания подвижников говорят о начальных ступенях духовного восхождения. Ведь их адресаты были именно новоначальные подвижники. Однако из этого общего правила есть исключение. И какое исключение! Знаменитые «Триады» святителя Григория Паламы. В этой книге святителя толкуется высокий опыт духовной жизни. Почему именно высокий? Опять вынужденно. На высокий опыт афонских безмолвников обрушился с резкой критикой один образованный монах. Святитель ... далее ...
«Столп Церкви»: протоиерей Ф.А. Голубинский и его ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... если бы к нему на предмет цензурного одобрения доставили перевод «Ритора Мануила о Марке Эфесском и Флорентийском соборе», где черным по белому сказано о необходимости подтвердить «предметы нашего неизменного богословия, извращенные ими (латинянами) в противность православным догматам. Это: что Дух Святой исходит и от Сына и что в Боге тождественны сущность и действие (τò περι την θείαν ουσίαν και ενέργειαν ταυτον) »?.. [59] О Паламе Голубинский был осведомлен достаточно, но в деликатную дискуссию относительно его идей он вступает в другой лекции. «В XIV веке архиепископ Фессалоникский Григорий Палама говорил, что свет, явившийся на Фаворе, не есть свет сотворенный, а есть ενέργεια Θεότητος — действо Божества, как будто уделение от вечного неприступного света, в котором обитает Божество. Мы не смеем отвергать сего объяснения, потому что из Евангельской Истории известно, что сей свет сиял от Божества, сокрывавшегося в человечестве Сына Божия, а не был собран из воздуха материального мира. Но вместе с сим должны признать и то, что сей свет совершенно был отличен от света солнечного или другого какого-нибудь. Ибо известный нам свет (например, солнечный) подлежит ... далее ...
святитель Григорий ПаламаИскать в Источникеazbyka.ru
... тот период времени между осиротевшим Григорием и Андроником III, будущим императором, завязались дружественные отношения, настолько близкие, насколько допускали правила субординации. Впоследствии Андроник неоднократно оказывал ему помощь и содействие. Согласно социальному статусу, Григорий получил прекрасное образование. Имея возможность учиться в императорском университете, он овладел такими дисциплинами как грамматика, риторика, физика, логика. Учитывая положение в обществе, в котором находился Григорий, перед ним могла открыться завидная карьера, но он предпочел светскому благополучию духовную жизнь. Когда именно он всерьёз задумался о монашестве, сказать трудно. Известно лишь, что во время обучения он имел общение со святогорскими монахами. Это общение сказалось на нём самым положительным образом: он изменил отношение к жизни, перестроил модель поведения. Ангельский образ По разным оценкам, к возрасту 18–20 лет Григорий, решив отложиться от светских соблазнов и связать свою жизнь с аскетическим подвигом, отправился на Афон. При этом он отказался от имущества, унаследованного от отца, и убедил свою мать и других членов семьи, а также некоторых слуг оставить ничего не ... далее ...
Недогматично о догматичном : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... сущность и ипостась т. е общее и особое бытие исповедуют Троицу как одно бытие и онтологическую особость Отца Сына и Духа не понимают. Ответить Олег Анисимов, Москва 25. 02. 2017 в 14: 19 Дорогой Александр! Между высказывание пр. Иоанна Дамаскина и моим полное смысловое тождество. Вам же рекомендую прочитать указанные выше работы, чтобы не позориться. А ту богословскую ахинею, которую вы пытаетесь приписать мне, не подтвердив ни одной цитатой, предлагаю вам выписывать на листок бумаги, складывать в отдельный ящик и периодически сжигать так, чтобы никто не видел. Ответить Смотрим. 1 (св. Григорий Палама 16 омилия " божественному сиянию и Адам был причастником до преступления, как подлинной одеждой славою одетый, не был он наг и не был неблагообразен, но намного прекрасней был, насколько можно так сказать, тех, кто ныне одеждами, золотом и камнями блистающими украшены " ©. 2) св. Кирилл Александрийский. Толкования на евангелие от Иоанна εἰ καὶ σάρκα φησὶ γεγενῆσθαι τὸν Λόγον ὁ Εὐαγγελιστὴς, ἀλλ οὐ ταῖς τῆς σαρκὸς ἀσθενείαις αὐτὸν νενικῆσθαι διισχυρίζεται, οὐδὲ τῆς ἀρχαιοτάτης ἰσχύος τε καὶ δόξης ἀποπεσεῖν, ἐπειδήπερ τὸ ἀσθενὲς ἡμῶν καὶ ἀδο ξότατον περιεβάλετο σῶμα. Cyrillus ... далее ...
Святитель Григорий Палама и его учение - ...Искать в Источникеfoma.ru
... святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца. . Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя – монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии) . Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ( 1 Фес 5, 16-18 ) . Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание ... далее ...
Дальнейшие разъяснения о проблемах интерпретации ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... послужить в нем «разменной монетой» [32], М. Реутину было бы лучше просто благоразумно устраниться от каких-либо комментариев к содержанию понятия «православный». Ведь это никак не послужит к умалению ценности его исторических трудов. 5. Метафоры эманации и христианское богословие Небольшой экскурс требуется для выяснения вопроса о принципиальной уместности использования теории эманации в качестве общего фундамента для сближения неоплатонической традиции языческих авторов (Ямвлиха, Прокла, Дамаския) и традиции восточных христианских богословов (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Григорий Палама) , использовавших язык и образы неоплатонизма, а также его отдельные философские концепты. Эта тема сама по себе обширна и заслуживает целой диссертации. Я не буду вдаваться в подробности и анализировать тексты (это невозможно в рамках данной статьи) , а изложу лишь некоторые замечания на основе выводов некоторых ученых, в частности, С. Герша, который посвятил отдельное исследование истории и эволюции Дионисиевой традиции в христианском богословии [33]. Очевидно, что вопрос о причастности к неоплатонизму Григория Паламы может предполагаться исключительно в той мере, в какой ... далее ...
Григорий Палама о настоящей смерти и истинной ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Григорий Палама о настоящей смерти и истинной жизни Святитель Григорий (Палама) И у души есть смерть, хотя она бессмертна по естеству. Так и возлюбленный Богослов говорит: «есть грех к смерти: и есть грех не к смерти» ( Ин. 5: 16. 17 ) , разумея здесь, конечно, смерть души, и великий Павел говорит: «сего мiра печаль смерть содевает» ( 2 Кор. 7: 10 ) , конечно смерть души. Господь мертвыми назвал живых по духу мiра сего суетного, когда одному из учеников Своих, просившему пойти погрести отца своего не дал на то позволения, но повелел за Собою следовать, оставив мертвым погребать своих мертвецов. Мертвыми назвал Господь тех еще живущих, конечно, как умерших душой. Ибо как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, и когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: «в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертью умрешь» ( Быт. 2: 17 ) . Ибо тогда умерла душа его, чрез преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девяти сот тридцати лет. Но смерть, прибывшая чрез преступление, не душу только сделала непотребной и ... далее ...
Ответ на рецензию монаха Диодора (Ларионова) «О ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... b: единое как ничто; II, 142 b - 155 e: единое как нечто; IV, 157 b - 159 b: иное как нечто; V, 159 b - 160 b: иное как ничто. Экхарт был связан с платоновским «Парменидом» через комментарий Прокла, латинский перевод и комментарий Уильяма де Мёрбеке (до 1286 г. ; ср. IX, 165 e - 166 с: «Если нет единого, то ничего нет», ἓν εἰ μὴ ἔστιν, οὐδέν ἐστιν [51]; у Экхарта: «Если нет Бога, то нет ничего») Si deus non est, nihil est [52] (. И если из-за смерти де Мёрбеке довел свой перевод лишь до конца первой гипотезы) 142 b (, то в своем комментарии коснулся всех прочих гипотез.) Но при чем здесь Григорий Палама? - Дело в том, что в некоторых отрывках «Ста пятидесяти глав» он толкует сущность Бога как нечто взятое само по себе, безотносительно иного, а энергии Бога - как нечто, взятое относительно иного. «Господствование есть нетварная энергия Бога, - пишет святитель в гл. 125, - отличающаяся от сущности как нечто, сказываемое по отношению к иному, что не является самим Богом» (τὸ δὲ κυριεύειν ἄκτιστός ἐστιν ἐνέργεια θεοῦ, διαφέρουσα τῆς οὐσίας, ὡς πρὸς ἕτερόν τι λεγομένη, ὅπερ αὐτὸς οὐκ ἔστιν) [53]. «Ведь то, что соотносится с иным, не есть сущность, а то, что само по себе, не ... далее ...
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... святителя Григория Паламы Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати. Житие святителя Григория Паламы Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога ( 1282-1328 ) . Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля) , принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении ... далее ...
Экзегетическая аргументация свт. Иоанна Златоуста ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... [евангелист] нигде не употребляет имя сущности (οὐσίας μὲν οὐδαμοῦ τίθησιν ὄνομα) , ведь не возможно сказать, чем когда-либо является по сущности Бог, он везде показывает нам Его по энергиям (ἀπὸ τῶν ἐνεργειῶν δηλοῖ) » [58]. Итак, рассмотрение толкований некоторых греческих отцов и церковных писателей на ветхозаветные стихи Иоил. 3, 1, Пс. 44, 3 и на новозаветный Ин. 1, 16 в контексте паламитских споров подтверждает то, что учение свт. Григория Паламы о сущности и энергиях может рассматриваться достаточно органичным продолжением и развитием учения свт. Иоанна Златоуста. [1] Св. Григорий Палама. Письмо Дамиану 2, 3 (ΓΠΣ. Т. II) . [4] Ι, 38: 47-48. [5] Гомилии, не вошедшие в данное собрание, не учитываются. [6] Exp. in Ps. 44, 3 PG 55, 186: 25-34. Цитируется с сокращениямми и добавлениями в Письме свт. Григория Паламы «К законохранителю Симеону» 10. В частности, цитата заканчивается словами свт. Григория, которых нет у Златоуста: «И когда говорится о кратком, малом и тому подобном, о нетварной энергии и так, а не о сущности говорится». [7] Следует отметить и то, что в критическом издании П. Христу источники установлены достаточно произвольно, одна и таже трудная ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Григорий Палама
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера