Св. Григорий Палама, митр. Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и действиях Божиих Источник Аз предъиду пред Тобою славою Моею. Невозможеши видети лица моего; не бо узрит человек лице мое и жив будет. ( Исх.33:13–23 ) «Аще очистиши прилежанием жития сотворшуюся на сердце твоем скверну, паки возсияет ти Боговидная доброта». (св. Григорий Нисский . Добротолюб. ч. 2 стр. 87.) «Возсияй ми Богоначалие Трисолнечное сиянми Твоих Богодетельных озарений, еже паче ума Богоначальная твоея светлости». (Октоих Троичн. Канон, гл. 1, песн. 4, троп 1.) «Палама доказывал свое мнение не умозаключениями и геометрическими выводами (ибо он и не мог того, что выше нас, доказывать тем, что у нас), но мнениями св. мужей и ученнейших богословов. Он пространно говорил, что свет, воссиявший на Фаворе ученикам, есть слава Божия, и величие, и свет Божества, и Божество, и природный и вечный свет Божий». Иоанн Кантакузен. Canmacuz. Vol. 1, pag. 552. Святой Григорий Палама, митрополит Солунский Святой Григорий Палама есть один из великих подвижников благочестия Христианского, учителей и ревностных защитников Греческой церкви в борьбе ее с папизмом за православие и свою самостоятельность. Но его высокие подвиги монашеские, его непоколебимая ревность по православию против Западной церкви, не уступающая ревности Фотия и Михаила Келуллария, многочисленные, во многих отношениях полезные для богослова творения этого отца Церкви доселе, к сожалению, не пользуются полной известностью и у просвещенных сынов православной Церкви. Ни один, можно сказать, поборник Веры и благочестия православной Греческой церкви вообще не испытал столько клевет и не справедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святой Григорий Палама . Не только современные ему западные, но и восточные историки и богословы старались затмить высоту подвигов этого святого мужа, находить в его творениях много ересей, как следствие отделения Восточной Церкви от единства с Западной 1 . И в новейшее время, даже в некоторых общеупотребительных сочинениях нашего отечества, св. Григорий Палама и его сообщники называются сектой, под именем Паламитов и Исихастов, получившей начало свое будто еще в XI-м веке 2 . Само собой разумеется, что такие взгляды историков и богословов, особенно западных, на деяния и учение св. Паламы не только касаются его одного, но в его лице оскорбляют православие всей Восточной Церкви (14-го века), которого он был тогда главным защитником.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Глава VIII. Социальное учение Паламы, границы монашества Святой Григорий Палама жил как монах, как истинный монах-исихаст, с самого детства до своей славной кончины. Мы показали, что он был великим подвижником Святой Горы, и сегодня мы встречаем таких подвижников в «уделе Пресвятой Богородицы». Святитель был очень хорошо знаком с внутренней бранью, бесовскими кознями, тонкими страстями, существующими в падшем человеке, а также способами их исцеления. Только человек, имеющий внутренний опыт духовной брани, знает эти тонкие действия, которые происходят во внутреннем мире, знает, как энергии, общие для души и тела, действуют противоестественно, естественно и вышеестественно. И все это является очень важным для уяснения социального учения Паламы как одного из направлений монашеской жизни. Поэтому при чтении этой главы следует принимать во внимание все, что было сказано ранее. В настоящей главе мы попытаемся рассмотреть социальное учение святого Григория, а также другие связанные с этим учением темы. Во-первых, мы покажем, что святой Григорий обращал внимание на все актуальные вопросы своего времени. Обычно Григория Паламу представляют как великого богослова, который учил о различии между сущностью и энергией в Боге, об умной молитве, о возвращении ума в сердце. Но, кроме того, он решал и социальные проблемы, особенно во время своего служения на Фессалоникийской кафедре. При чтении его гомилий мы убеждаемся, что Григорий Палама не избегал вопросов, волновавших его паству, но он делал это на основании церковного учения. Наконец, мы увидим, что святой Григорий Палама говорил об этих предметах как богослов и исихаст-святогорец. Во-вторых, мы рассмотрим отношения святого Григория с солунскими зилотами, которые не хотели принимать его в качестве своего епископа сразу после избрания святого на Фессалоникийскую кафедру. И конечно, мы также рассмотрим, что представляло собой движение зилотов в Фессалониках в тот период. В-третьих, мы обратим внимание на то, что во всех своих действиях, и особенно в период гражданской войны, которая велась в то время, святой Григорий действовал как подлинный исихаст. Воздерживаясь от участия в политических конфликтах, Григорий Палама действовал как великий отец Церкви, всегда стремясь к примирению враждующих сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Скачать epub pdf Два Григория Ключевую роль в византийском мистическом богословии XIV века играют два Григория: св. Григорий Синаит (1255–1346) и св. Григорий Палама (1295–1346) 1 . Любопытно, что нигде в источниках нет сведений о том, что они встречались, несмотря на то, что одно время оба проживали на Афоне. В течение этого времени они держались одной и той же монашеской и духовной традиции, но впоследствии их пути разошлись. Григорий Палама оказался вовлечённым в публичное противостояние с Варлаамом Калабрийцем и был вынужден – наверняка, против своего желания – защищать исихастскую практику молитвы от враждебных и непонимающих критиков. Напротив, Григорий Синаит предпочитал не ввязываться в споры о Божественном свете, бушевавшие в течение последних восьми лет его жизни. Он стремился не столько защитить исихазм от внешних нападок, сколько раскрыть его глубокий смысл тем, кто уже находился внутри исихазма. И если Палама последние десять лет своей деятельности был архиепископом Фессалоников, второго по величине города империи, то Григорий Синаит закончил свои дни в Парории, среди далёких фракийских гор, в местности, которую его ученик и биограф свт. Каллист назвал «самой глубиной безлюдной пустыни». Эта разница во внешнем образе жизни находит отражение и в трудах обоих святых. Св. Григорий Палама был апологетом и богословом исихазма, он стремился внедрить аскетическую и мистическую традицию исихастов в христианскую доктрину в целом, заложив тем самым твёрдое догматическое основание для монашеской молитвы. Его труды, пространные и сложные по стилю, полные отвлечённых доводов, отнюдь не всегда были понятны простым монахам. Напротив, св. Григорий Синаит по преимуществу выступал в роли наставника и практического руководителя. Его интересы лежали не столько в богословских обоснованиях исихазма, сколько в практике духовной жизни, и главной его задачей было разъяснить ученикам, что именно они должны делать, дать точные и подробные указания, как совершать молитву. Писал он значительно проще и непосредственнее, чем Палама, в силу чего его труды неизменно имели более широкое распространение. Жизнь и путешествия

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ii...

Закрыть itemscope itemtype="" > Апологет Православного Возрождения XIV века Святитель Григорий Палама 17.11.2022 951 Время на чтение 44 минут Фото: Икона св.Григория Паламы. XV век Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)– происходил, как и Григорий Синаит, с земель Малой Азии. Но в отличие от Синаита его юность была связана с Константинополем, где при императорском дворе Палама получил образование. Оба его учителя, и светский, и религиозный, приобщили юношу к практике безмолвной молитвы и привили ему вкус к созерцательному уединению. Он родился в 1296 году в Константинополе в аристократической семье. Его отец – Константин Палама, родом из отдаленных районов Малой Азии, был сенатором и членом императорского двора Андроника II Палеолога. Император Андроник II особенно ценил Григория Паламу и потому поручил воспитание своего внука и преемника Андроника III. Духовной жизни он обучался вначале от отца и монахов, с которыми общался. Среди них был и бывший святогорец Феолипт Филадельфийский, посвятивший его в чистую молитву. Свт. Феолипт родился в г. Никее Вифинской около 1250 г. Он получил прекрасное образование, но рано потеряв своих родителей, ушел на Афон и стал жить безмолвной жизнью. Его встреча с исихастом Никифором оказала на него самое глубокое влияние, как и на св. Афанасия Константинопольского . Одно время свт. Феолипт жил в монастыре Эсфигмен. Его посещение Константинополя и опровержение им религиозных воззрений, выстроенных на политических расчетах, императора Михаила V Палеолога в конечном итоге привело к его заключению в темницу. После освобождения из заключения он возвратился в Филадельфию, а впоследствии проводимая им подвижническая жизнь сделала его духовных отцом для всего города . Деятельность Феолипта носит ярко политический характер и направлена на созидание и возрождение единства православной Церкви: «Собственная мысль святого епископа Филадельфийского характеризуется сакраментализмом и ощущением ответственности христианина за историческую судьбу Церкви; эти черты отличают его от многих духовных писателей Востока, совершенно не интересовавшихся, как кажется, ничем, что не относилось бы непосредственно к внутреннему совершенствованию монаха.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/17/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Избранные творения В состав тома включены: Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы; Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания; Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина; Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению; Письмо своей Церкви; Святогорский томос. СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ Содержание Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина. Диспут с хионами. Десятословие по Христианскому Законоположению. Письмо своей Церкви. Святогорский томос. Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы 1341, 1347 и 1351 годах были проведены в Константинополе три Поместных Собора, чтобы судить об обвинениях против исихастов (безмолвников) и в особенности против Иисусовой молитвы. Чтобы защитить исихастов от нападений на эту не только монашескую, но и общеправославную молитву, Соборы провозгласили ряд определений о духовной жизни, о божественных энергиях и благодати, и об обожении человека. В 1351 году святый Григорий Палама предложил отцам Собора свое вероисповедание, которое было «читано перед святым и божественным собранием, чтобы все могли его слышать» и было «всеми утверждено и засчитано как совершенно православное во всем». Несмотря на то, что авторитет этого вероисповедания не находится на одном уровне с авторитетом Никео–Константинопольского Символа веры, который остается на все времена неизменимым выражением Православной Веры, текст Паламы не только важный документ в защите исихастов: его вероисповедание выражает с большой точностью и в определенной форме церковное учение об основных вопросах, не только старых, но и тех новых, которые возникли первый раз на Соборе. Троическое богословие Палама выразил с большим могуществом и строго по церковному преданию. Можно сказать то же самое о его различении между Божественной Сущностью, которая «превыше всякого имени, явления и причастия», и, с другой стороны, Божественными энергиями, «которыми Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками» (см. Вероисповедание). Богословская тема, которую Палама здесь развивает, точно следует учению свв. Василия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина. За исключением нескольких пунктов, Вероисповедание не является плодом полемики с латинянами. Противник Паламы на Соборах, калабрийский философ Варлаам, был скорее представитель византийского гуманизма, чем латинского влияния, несмотря на то, что он был в своей юности напитан итальянским Renaissance.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Содержание Предисловие Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии I. Св. Григорий Палама как мистик и исихаст (вступительная общая характеристика) II. Св. Григорий Палама при свете научно-литературных данных о жизни его и учении III. Жизнь и труды св. Григория Паламы до собора 1341 г. IV. Исихия, сущность ее и оценка св. Григорием Паламой и Варлаамом V. Учение св. Григория Паламы о сущности и действиях Божества и воззрения Варлаама по тому же вопросу VI. Жизнь и деяния св. Григория Паламы от собора 1341 г. до его кончины (†1360 г.) VII. Творения св. Григория Паламы – догматические и полемические VIII. Творения св. Григория Паламы – нравоучительного содержания IX. Творения св. Григория естественнонаучного содержания, гомилетического характера и иные X. Критические замечания Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела I II Приложение. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX     Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего... и Духом Владычним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пс.50:8, 10–14     Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела Вступительная статья А. В. Маркидонова Имя и труды выдающегося русского историка Церкви и канонического права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Ивана Ивановича Соколова (1865–1939) уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том сочинений вошли одни из лучших его византологических работ по истории поздней Византии – этюды о свт. Григории Паламе , Никофире Влеммиде и императоре Исааке II Ангеле. Все эти исследования позволяют нам новыми глазами посмотреть на многие знакомые явления и имена византийской истории – судьбы афонских монахов-исихастов XIV в. во главе со свт. Григорием Паламой , место исихии в православной восточной аскетической практике, необычайная судьба монаха, ученого и богослова Никифора Влеммида, взаимоотношения Церкви и государства в церковной политике императора Исаака II Ангела и многое другое. В качестве приложения помещена статья об афонском монашестве в его прошлом и настоящем (до нач. XX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Григорий Палама Григорий Палама          Святитель Григорий Палама               Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием.       Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий Палама , едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. исихия - покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

http://isihazm.ru/1/?id=572

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Сто пятьдесят глав… «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы». Одно из центральных произведений Паламы, стоящее в одном ряду с «Триадами», систематически излагающее мировоззрение святителя: триадология, различие и тождество сущности и энергии в Боге, сотериалогия, антропология и космология. СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА СТО ПЯТЬДЕСЯТ ГЛАВ Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма г. Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.   Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ)   © А. И. Сидоров — вступительная статья, перевод, примечания. © Издательство " Текст "  — оформление.   Редакция просит молитв о попечителе проекта рабе Божием Игоре со чадами и домочадцами. Издание осуществлено при содействии Духовно–просветительского центра «Абхазский благовестник» при храме Преображения Господня г. Сухума.   Библиотека Свято–Ильинского Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы   Содержание Предисловие От переводчика 5 Часть первая Божественное Домостроительство творения и спасения 14 Часть вторая Опровержение учения Варлаама и Акиндина 122   Нумерация страниц (начало каждой страницы) приводится в фигурных скобках. Предисловие СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА И ЕГО «ГЛАВЫ» Поздневизантийский исихазм, в изучение которого русские православные богословы и ученые внесли, наверное, самый весомый и значительный вклад  , — явление весьма многоликое и неоднозначное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Глава V. Монашество Святой Григорий Палама был истинным афонским монахом, который многие годы подвизался на Святой Горе. Его жизнь, по словам святого Филофея, напоминает житие великих древних аскетов. Святитель постоянно обращался к теме монашеского жития. Например, в гомилиях, адресованных как монашествующим, так и мирянам, он часто говорит о монашеской жизни. В настоящей главе мы рассмотрим учение фессалоникийского пастыря о монашестве, обращая особое внимание на пророческое, апостольское и мученическое служение монахов, и подкрепим наши утверждения выдержками из гомилий святого Григория. Прежде всего мы расскажем о зарождении монашества. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, многие люди имеют об этом ложные представления. Монашество как пророческое, апостольское и мученическое служение Бытует мнение, что монашество возникло лишь в IV веке, что это достаточно позднее явление, которое нарушило простоту Евангелия. На этом основании протестанты исключили монашество из своей церковной жизни. На самом деле монашество существовало с самого начала основания Церкви. А в IV веке получил распространение особый вид подвижничества – отшельничество ( ναχωρηητισμς). В Священном Писании жизнь праведников описывается как монашеская жизнь. Жизнь Адама и Евы в раю до грехопадения была, по существу, ангельской, или монашеской. Святитель Иоанн Златоуст называет жизнь Адама и Евы ангельской. Преподобный Иоанн Дамаскин учит, что в первом чувственном раю Адам и Ева имели опыт даже умопостигаемого рая, что они жили в состоянии просвещения ума и обожения. И преподобный Никита Стифат придерживается этого мнения. По общему мнению святых отцов, рай был благословенным местом, в котором Адам и Ева жили в богообщении, имея просвещенный ум и обладая даром боговидения. И святой Григорий Палама сравнивает монашескую жизнь с жизнью Адама и Евы в раю. Святые обители, т, е. места рая, не лишены древа познания добра и зла; не отсутствует и злой руководитель, диавол, готовый совлечь монаха на грех , как он склонил к греху Адама и Еву 146 . Поэтому святитель советовал монахам быть крайне бдительными, чтобы не впасть в грех, подобно Адаму и Еве, которые вняли коварному совету лукавого, хотя они еще и не знали страстей, но были бесстрастны и обитали в месте, чистом от страстей. В связи с этим Палама рекомендует монахам избегать общения с людьми, приверженными миру 147 . Монашество – это жизнь в раю до грехопадения, и, несомненно, Адам и Ева были первыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Святой Григорий Палама родился в 1296 голу в Константинополе в семье благочестивого сановника императорского двора 2 . Его отец предавался посреди своих служебных занятий непрестанной внутренней молитве, так называемой «молитве Иисусовой», до такой степени, что ему случалось иногда не быть в состоянии следить за ходом дел в Сенате, членом которого он был, и не знать, что ответить на вопрос императора 3 . Тем не менее, как заботливый отец, он постарался дать своему сыну блестящее образование и предназначал его для государственной службы. Последний, однако, по обучении аристотелевской философии, составлявшей первую ступень высшего византийского образования, отказался продолжать дальше свое учение и начать изучение философии Платона, рассматриваемой в ту эпоху как венец всякого философского образования. Исключительно одаренный по природе к такого рода научным работам и способный уже в семнадцатилетнем возрасте препираться с философами о самых трудных вопросах 4 , Палама не дал себя, однако, прельстить мирской мудростью. Он покинул столицу, едва достигнув двадцати однолетнего возраста, и отбыл в сопровождении двух своих братьев на Афон. Палама сохранил в течение всей своей жизни это отталкивание от «внешней» философии одновременно с некоторою склонностью к метафизическим тонкостям. Для него философское знание полно заблуждений, противоречиво в себе и не способно просветить нас и подлинно соединить с Богом. Это не мешало Паламе пользоваться с большим искусством философскими аргументами в своей богословской полемике против тех из своих противников, которые опирались на философию. Для св. Григория Паламы , однако, существовала одна только истинная мудрость, которая происходит от Духа Святого, открываемая во Христе, Премудрости Божией, во всем Его искупительном деле, Воплощении и Кресте в особенности. Поэтому существует только один источник премудрости, единственный и несравнимый, – Священное Писание . Однако, чтобы постичь его во всей его духовной глубине, недостаточно одного его изучения, нужно быть просвещенным Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010