Статистика Григорий (Круг), инок Григорий (Круг Георгий Иванович; 23.12.1907, С.-Петербург - 12.06.1969, Ле-Мениль-Сен-Дени, близ Парижа), худож., иконописец. Отец - швед, протестант; мать - русская (родом из Мурома), в девичестве Суздальцева, православная; воспитывался в вере отца. После принятия в 1921 г. эстон. гражданства семья поселилась в Нарве, где в 1926 г. он окончил рус. гимназию. В гимназические годы брал уроки акварельной живописи у Н. В. Семёнова, в 1926-1928 гг. учился у проф. Г. Г. Рейндорфа (класс графики Промышленно-художественной школы в Таллине) и окончил курс в числе лучших - 2 офорта были приобретены с дипломной выставки Народным музеем Тарту. Заинтересовавшись в 17 лет религ. вопросами, примкнул к РСХД в Эстонии, в 19-летнем возрасте под влиянием встреч в Псково-Печерском мон-ре с прот. Львом Липеровским принял Православие. С этого времени Круг стал проявлять интерес к совр. иконописанию, сохранявшемуся в живой традиции в правосл. и старообрядческих общинах Прибалтики. В 1928 г. для совершенствования в технике масляной живописи поступил в частную художественную школу Тарту, в стенах к-рой создал серию портретов местных жителей. Унаследовавший от матери, воспитанницы Московской консерватории, абсолютный слух, Круг занимался классической музыкой (пресса отмечала исполнение им на рояле концертов И.-С. Баха). В 1931 г. переехал в Париж и под рук. Н. Д. Милиоти продолжал заниматься живописью в группе недавних студентов закрывшейся к тому времени из-за финансовых трудностей Русской художественной академии (Academie Russe de Peinture). Здесь произошло его знакомство с Л. А. Успенским, дружбу с к-рым Круг сохранил до конца своих дней. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 гг. участвовал в руководимых К. А. Сомовым летних рисовальных штудиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). Сблизился с художниками-авангардистами Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым и работал в их мастерской. В эти годы отмечается напряженное переживание Кругом правосл. богослужения, строгое соблюдение постов, частое причащение - по существу монашеский строй жизни и верность Русской патриаршей Церкви, гонимой и преследуемой на родине.

http://lib.cerkov.ru/authors/282

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Источник Книга 4, Поучение 9 Книга 4, Поучение 11 Месяц сентябрь Скачать epub pdf Оригинал: pdf 128 Мб Четвертый день. Поуч. 4-е. Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая купина». (Как мы должны чествовать Матерь Божию?) I. К числу наименований, какими св. церковь чествует Пресвятую Богородицу, относится наименование: Купина неопалимая. Так оно встречается в церковных песнопениях (Канон акафиста, песнь 6-я, троп. 4). Есть также особый праздник образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина. На сем образе она издревле изображается окруженною огненным сиянием. Помянутый праздник совершается (4 сентября) в день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Это, без сомнения, потому, что Моисей сподобился видения, имевшего прообразовательное отношение к наименованию Богородицы Неопалимою купиною. Близ горы Синая, в пустыне, Моисей, когда пас стадо своего тестя, увидел купину, т.е. терновый куст, в котором явился ему Сам Господь в огненном пламени. Купина горела, но не сгорала. Это чудо предызображало тайну воплощения Сына Божия. Сей тайне послужила Дева Мария. Она восприяла в чрево Свое огнь Божества, и как купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева Мария сохранила не только жизнь Свою, но и девство, пребыв невредимою от вселившегося в Нее Божества. II. Наименование Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное в вероучительном отношении, научает нас вместе тому, как мы должны чествовать Ее. Мы чествуем Ее многочисленными песнопениями, празднествами, посвящением Ей храмов, похвальными наименованиями. Каждый из сих способов чествования представляет свои особенности. Указание на одну из таких особенностей мы увидим в наименовании Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнем в повествование Моисея о явлении Бога в купине, служащей прообразом Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый день. Поуч. 1-е. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский. (При каких условиях милостыня не бывает угодна Богу?). I. Св. Григорий Двоеслов , папа Римский, память коего совершается ныне, происходивший из знатного и благочестивого римского семейства, рано оставил мирскую жизнь и знатную должность губернатора и вступил в основанный им монастырь св. Андрея Первозваннаго. Раздав все имение на бедных и на монастыри, св. Григорий проводил жизнь в крайней нищете, и подвизался в воздержании и молитве. Избранный в епископы Рима, он долго отказывался от епископского сана и скрывался в потаенных местах. Когда убежище его было открыто, он покорился избранию и принял сан святителя римского. Полный смирения и пламенной любви к Богу и ближнему, Григорий тяготился высоким саном, но ревностно исполнял возложенные на него обязанности: употреблял все свои доходы на помощь бедным, твердым словом пастыря усмирял врагов, нападавших на Италию, посылал проповедников Христовой веры в отдаленные страны, напр. Августина послал в Англию, писал толкования на свящ. Писание, в беседах излагал жизнь и чудеса италийских святых; за эти беседы он прозван собеседником, Диалогом или Двоесловом. Ему принадлежит изложение на письме чина литургии Преждеосвященной, которая доселе совершалась по устному преданию. О его милосердии передается следующий рассказ: подвизаясь в обители св. Андрея, св. Григорий отдал шесть золотых монет одному человеку, который, спустя некоторое время, подвергшись страшной буре на море, лишился всего своего богатства и снова пришел к Григорию просить помощи. Григорий, не имея с собою денег, отдал ему серебряное блюдо. Впоследствии, уже занимая папский престол, св. Григорий велел однажды приготовить у себя обед для двенадцати бедных странников. Но во время трапезы он, к крайнему своему удивлению, заметил, что за столом сидят не двенадцать а тринадцать человек. После обеда св. Григорий, отпустив всех, подошел к тому, которого он прежде видел, чтобы спросить его имя. Оказалось, что это был ангел хранитель его, который, некогда явившись ему в образе нищаго, испытывал его милосердие и, с тех пор, находился при нем неотлучно, охраняя его жизнь. Св. Григорий пал на колени и благодарил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XXIX. Царь Феодор Борисович Тяжелы были последние дни царя Бориса Феодоровича Годунова. Таинственный призрак вырос в непобедимого соперника, стоявшего уже в пределах Московского государства и день ото дня, угрожавшего Борису отнятием престола. В государстве всюду началось шатание. Народ нельзя было удержать в повиновении воеводам. Южная и западная украйны с каждым днём всё более и более увеличивали собой число сторонников Лжедимитрия. Даже и те, которые оставались ещё верными царю Борису, не обещали самоотверженной преданности: плоть и кровь народа ещё принадлежали Борису, но душа народа ускользала от него. Тревоги, заботы, волнения в конец подорвали здоровье царя, хотя никто не смел думать о столь близкой развязке. Один из современников Бориса весьма тонко отметил эту душевную надорванность, эти постоянные страхи, как главнейшую причину кончины Бориса. Муки совести тяжелее страданий телесных... „Борис, – говорит он, – прегордый пред малым и царствуяй нами, ужаснувся того (самозванца) стремления, с высоты престола царствия низвержеся; прикладне, яко комар льва не дошед порази. Не той бо, но совесть ему своя сего низложи, ведый вся, яже о себе некогда». Тяжесть положения царя Бориса ещё более увеличивалась тем одиночеством, в котором он оказался среди московского боярства. Разорвав все связи с тем придворным кругом, к которому сам принадлежал, Борис удалил всех своих прежних друзей. Его круг ограничивался роднёй: несколькими ветвями Годуновского рода и родом Сабуровых и Вельяминовых, шедших от одного с Годуновыми корня. Несчастие было в том, что в этой многочисленной родне мало было талантливых людей. В конце царствования Борис, очень скупо возводивший в думные чины, стал отличать братьев Басмановых и возлагал особые надежды на Петра Феодоровича Басманова. Других лиц при царе Борисе не было, круг правительственных лиц ограничивался этими. Уже с 1602 года царь Борис стал прихварывать, но он был в таком возрасте, что нельзя ещё было ждать неизбежно скорой развязки и нельзя было к ней исподволь приготовиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Двадцать пятый день. Поучение 5-ое. Рождество Христово. (Уроки из евангельского события: а) величие Родившегося от Девы; б) как нам достойно сретить Его?). I. Приветствую вас, возлюбленные братия, с неизреченным даром любви и милосердия Божия к нам грешным – с явлением Сына Божия на земле, сшедшего с небес по всеблагой воле Бога-Отца нашего ради спасения, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Христос родился – славьте; Христос пришел с небес – встречайте; Христос на земле – возноситеся. Так, Христос на земле, а вы от земли возноситесь мыслями и сердцами своими на небеса; ибо Христос за нами пришел, чтобы с земли возвести нас на небеса, в вечные обители райския. «Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет» (Акаф. Бож. Мат. Конд. 8), говорит нам святая мать наша – церковь . Веселием воспойте, людие, Рождество Спаса Христа. Но чтобы радость наша была возвышеннее, яснее и тверже, размыслим, братия, о величии Родившегося от Девы и к этому прибавим и то, как нам достойно встретить Его. II. а) Итак, кто же этот Младенец, Которого держит на пречистых руках Своих Пресвятая Дева Мария? Это Бог, Сам Сущий, приведший все из небытия в бытие, Который державою Своею содержит всю тварь и промыслом Своим строит мир. Это – высочайший Художник, Который, создав всю тварь видимую из четырех стихий, составил годовой круг из четырех времен года: весны, лета, осени и зимы. Это Творец и Бог духов и всякой плоти; Его трепещут умные все ангельские силы; Его поет солнце; Его славит луна; Ему присутствуют звезды; Его слушает свет; Его трепещут бездны и водныя, и воздушныя, и бездны адовы; Ему работают все источники водные. Он распростер небо; Он основал землю; Он оградил море песком; Он украсил землю цветами; Он произращает все хлебные злаки и все плоды земные; Он разлил для дыхания тварей воздух; Он образует младенцев в утробах матерей; Он – Питатель всякой твари! Ему служат ангельские силы; Ему поклоняются архангельские лики; от страха неприступной славы Его, многоочитые херувимы и шестокрыльные серафимы, стоящие и облетающие около престола Его, покрывают лица свои... Сей-то Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный пришел ныне к нам на землю, приняв зрак раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека и стал совершенно подобен нам, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Встречаем и постимся? 31.12.2019 860 Время на чтение 7 минут Новый год во время поста — эта тема неизменно возникает в православных СМИ в конце декабря, хотя, казалось бы, основные полемические вопросы по этому поводу уже давно выяснены. Каждый год — и слава Богу — кто-то начинает ощущать себя христианином в такой мере, что задумывается: как же теперь быть со всем этим, привычным с детства — елкой, новогодним застольем, чувством праздника и предвкушением новизны — в своей новой, церковной жизни? Как отнестись к этому празднованию разумно? Мы задали вопросы, связанные с новогодней темой, священнослужителям Саратовской епархии. Почему Православная Церковь не может отмечать Рождество 25 декабря, как Католическая? Ведь так было бы логично: Христос родился, и мы вслед за тем отмечаем начало нового года от Рождества Христова. Отвечает священник Николай Протасов, настоятель Свято-Никольского храма р.п. Базарный Карабулак: — До 1917 года в Российской империи использовался юлианский календарь, и круг церковных праздников остался привязанным к нему и после того, как большевики перевели страну на григорианский календарь — летоисчисление «по новому стилю». То есть 7 января — то же 25 декабря, но по юлианскому календарю. Сдвинуть весь богослужебный круг на 13 дней теоретически возможно, но практически — маловероятно, так как это внесет сумятицу в определение даты Пасхи и других подвижных праздников церковного года. Помимо того, сохранение верности традициям и установлениям церковным является важным для избежания возможных расколов и нестроений, к которым может привести поспешное решение данного вопроса. Помимо Русской Православной Церкви Рождество Христово по юлианскому календарю отмечают Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церковь. Почему в новогоднюю ночь в некоторых храмах совершаются службы? Это ведь не церковный праздник. Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова: — Для совершения таких служб есть несколько причин. Во-первых, если мы как христиане испрашиваем в утренних молитвах благословения на каждый день, тем более важно попросить помощи Божией в наступающем новом году. Для этого существует даже специальный чин, совершаемый в храмах 31 декабря или 1 января,— молебное пение на новый год.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/31/vstrec...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) В третий том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850-1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с июля по сентябрь (включительно). Поучения в данном труде приводятся в честь того святого, который или наиболее прославляется Церковью (в церковных службах), или наиболее чествуется православными христианами, или же в честь того, который более известен церковной истории и составителям житий святых и посему может своей жизнью быть образцом благочестия или учителем той или другой христианской добродетели. Сравнительно небольшие по объему и доступные и убедительные по изложению проповеди можно рекомендовать любому православному христианину с целью указания, как правильно построить свою жизнь по евангельским заповедям. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Месяц июль Первый день Свв. бессребреники Косма и Дамиан (О подражании им) Сегодня св. Церковь празднует память св. бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 году. Они были родные братья и были воспитаны в христианском благочестии. Изучив врачебное искусство, они, при помощи благодати Божией, исцеляли всякие болезни. Помогая людям, они врачевали и животных. Добрые целители не брали ни с кого платы и награды за исцеление и потому прозваны были безмездными врачами или бессребрениками. Они требовали от исцеляемых только одного, – чтобы они веровали в Господа Иисуса Христа. Исцеляя больных в самом Риме и в окрестных городах, они многих обращали ко Христу. Подавая исцеление недужным, они помогали также бедным из своих имений, оставшихся им после родителей, питали голодных, одевали нагих, делали и другие дела милосердия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) Во второй том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850—1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с апреля по июнь (включительно). Они знакомят православных христиан с подвигами святых, указывают, чем руководился святой в своей жизни, какими украшался добродетелями, как восставал, при помощи Божией, от падений, как боролся с искушениями, как достиг Царствия Божия, и в чем мы можем и должны подражать ему. Эта книга предназначена для душеполезного чтения на каждый день для каждого христианина. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Месяц апрель Первый день Поучение 1-е. Преп. Мария Египетская (Уроки из ее жизни) I. B молодости своей преп. Мария Египетская, память коей празднуется ныне, была весьма красива; но увы, эта райская красота довела ее в нашем греховном мире до края погибели. Будучи соблазнена одним молодым человеком, пятнадцати лет она потеряла драгоценное сокровище женщины – целомудрие – и пала в грех нецеломудрия. Чем дальше, тем глубже она погружалась в плотскую нечистоту. Так прожила она 17 лет!.. Находясь однажды при море, она увидела корабль, плывший в Иерусалим к празднику Воздвижения животворящего Креста Господня. Увидевши на корабле много молодых людей, она тотчас возжелала завлечь их в свои сети. Она упросила принять ее на корабль. И, о ужас! Невзирая на то, что корабль плыл в такое святое место, как Иерусалим, с Голгофой и гробом Господним, и к такому честному празднику, как Воздвижение Креста Господня, Мария совершала на корабле с молодыми людьми такие срамные дела, что надобно удивляться, как это море не расступилось и не поглотило корабль… Но какой грех может превзойти долготерпение и человеколюбие Божие! Из какого греха не силен Бог исторгнуть человека, если, несмотря на всю гнусность его, в глубине сердца его все-таки теплится еще искра умиления, доброты, любви!.. И Бог исторг Марию из ее греховной скверны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) В четвертый том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850-1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с октября по декабрь (включительно). Жизнь святых, несомненно, дает возможность в поучениях преподать все главнейшие истины догматические и нравственные, знание которых, по правилам Церкви, обязательно для каждого христианина. И такое изложение догматико-нравственного учения Православной Церкви дано в поучениях без всякой искусственной натяжки, как прямой и естественный вывод из истории праздников и жизни святых. Данные проповеди адресованы каждому православному христианину для подражания жизни и добродетелям святых, ибо каждая добродетель, даже взятая в отдельности, есть та тропинка, которая приводит нас на путь, ведущий в Царство Небесное. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Месяц октябрь Первый день Поучение 1-е. Покров Пресвятой Богородицы (К чему должна побуждать нас та истина, что Пресвятая Матерь Божия есть славная Заступница и Ходатаица наша пред Богом?) I. Hыhe мы, братия, празднуем «Покров Пресвятые Богородицы». Начало этого празднества, без сомнения, известно вам. Некогда сарацины, народ сильный и воинственный, вторглись в греческую империю и угрожали самой столице ее. Цареградские жители, устрашенные близкою опасностью и видевшие свое бессилие отразить супостатов, обратились к Богу с молитвами о помощи, и Господь явил им ее. Однажды, когда совершалось всенощное бдение во влахернском храме Пресвятой Богородицы, блаженный Андрей и святой ученик его Епифаний удостоились чудного видения. Им представился свод храма отверстым и они увидели в воздухе, что Матерь Божия с сонмом пророков, апостолов и других святых, коленопреклоненно молится Богу о христианском мире и осеняет его честным Своим омофором. Это видение исполнило цареградских жителей радостью, одушевило их воинов мужеством и сопровождалось победой над сарацинами. В память такого события и для всегдашнего напоминания христианам о покровительстве им Матери Божией, св. Церковь установила ежегодно праздновать в настоящий день честный покров Ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Темой для исследования на симпозиуме Православное Богословское Общество избрало святоотеческое учение об искуплении, памятуя о том, что оно входило в круг научных и богословских интересов о. Георгия Флоровского, выдающегося христианского ученого XX века В Принстонском Университете (США) прошел первый симпозиум по патристике, организованный Православным Христианским Богословским Обществом имени о. Георгия Флоровского, сообщает официальный сайт Православной Церкви в Америке . Темой для исследования на симпозиуме Общество избрало святоотеческое учение об искуплении, памятуя о том, что оно входило в круг научных и богословских интересов о. Георгия Флоровского, выдающегося христианского ученого XX века. По богословской терминологии, «искупление» относится к тому, что совершил Христос для примирения Бога и человечества. Этот вопрос вызывает разногласия в западном системном богословии, и в нем существуют разные противоречащие друг другу теории, которые пытаются дать объяснение тому, как Х ристос спасает человечество от правого суда Божия. Особое значение придается Его страданиям и крестной смерти. Подобные теории не встречаются в творениях отцов Церкви. Но, как писал Флоровский, «искупительная смерть – высший смысл Воплощения». Итак, что Православная Церковь понимает под искуплением, если судить по тому, что мы находим у отцов Древней Церкви? Для исследования этого вопроса и собрались около 170 студентов, ученых, священнослужителей и интересующихся людей. Прозвучали выступления восьми известных православных богословов. В ходе дискуссий участники вынесли следующие суждения: Во-первых, у отцов Церкви нет одной отдельной теории искупления: они, скорее, рассматривают спасительное деяние Христа в составе органического целого вместе с Воплощением, Распятием, Воскресением, Вознесением и ниспосланием Духа апостолам, которым было дано начало Церкви. Наше искупление не обусловлено чем-то одним из них. Во-вторых, при том, что вышесказанное истинно, смерть Христа на кресте до сих пор остается сердцевиной православного богословия. Как говорит Григорий Богослов, «Мы нуждались в Боге воплощенном, в Боге, преданном смерти, чтобы иметь возможность жить» (Слово 45-е, 28). Это дает нам понимание того, сколь большое место занимает тема крестной смерти в рамках более широкого «божественного домостроительства» спасения. В своей работе «Агнец Божий» Флоровский говорит об этом так: «Смерть преодолевается не просто явлением Жизни в смертном теле, но, скорее, добровольной смертью Жизни Воплощенной. Слово воплотилось ради телесной смерти, и св. Афанасий подчеркивает: «Тело Он принял ради принятия смерти», и спасение стало возможным только через Его смерть».

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-bogoslovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010