§ 165. Св. Епифаний Кипрский; жизнь его. «По иноческому житию, пишет Созомен , весьма знаменит был Епифаний и у палестинцев, и у египтян, и у киприотов, у которых и избран был править епископией в главном городе всего острова» 886 . Местом рождения Епифаниева был Палестинский Елевферопольский округ, – родители его иудеи 887 . По смерти отца, ученый иудей взял его к себе для воспитания; а по его смерти Епифаний, познакомясь с пустынником Лукианом, оставил богатое наследство, доставшееся после воспитателя, крестился и вступил в жизнь подвижническую; чтобы видеть образцы благочестия пустынного, отправился в Египет; здесь он слушал наставления в вере: но едва не был обманут гностиками; освободясь от сетей их Епифаний объявил местным епископам о тайнах секты 888 и на 20 году возвратился в свое отечество 889 . Слава Илариона, дивного палестинского пустынника, начала привлекать к нему учеников еще с 323 г. 890 ; к Великому Илариону пришел и Епифаний и после того в продолжении нескольких лет Епифаний столько усвоил образ подвижнических действий Илариона, что на всю жизнь остался подражателем его; когда слава Илариона стала привлекать слишком многих к нему: Иларион в 364 году удалился сперва в Египет, а потом в Кипр. Блаженный Епифаний отошел тогда в безлюдную и безводную пустыню (Панадрион), в округ Елевферопольский; здесь толпа хищных арабов едва не лишила жизни строгого отшельника: но внезапное исцеление начальника ее обратила детей пустыни в кротких подвижников веры. Епифаний был с проповедью о вере огнепоклонникам Зороастра, хотя без значительного успеха 891 . Строгий ревнитель Православия отделялся от общения с Елевферопольским епископом Евтихием, переходившим по слабости на сторону ариан 892 и с любовью принимал гонимых исповедников св. истины 893 . Тяготясь славою тайно удалился он из своей пустыни сперва в пустыни Египта, потом в Кипр, где слушал наставления известного тогда аввы Григория 894 . Около 367 г., на 60 году своей жизни, принужден был, согласно с предсказанием св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Григорий Кипрский. Творения «Св. Григорий был единственным богословом, искавшим и после триумфа православной реакции реальный выход из спора глухих, в который в XIII в. превратился спор между греками и латинянами об исхождении Святого Духа. Вместо простого повторения формулировок св. Фотия о вечном исхождении Духа от одного Отца и Его временном ниспослании через Сына, св. Григорий понял необходимость выразить постоянное отношение, в котором стоят друг к другу Сын и Дух в качестве Божественных ипостасей, и заговорил о вечном явлении Духа Сыном» — писал о значении Григория Кипрского Мейендорф. В собрание творений Григория Кипрского вошли: «Автобиография» (главный источник сведений о жизни Григория Кипрского), «самая сильная апология против нападок на его свиток», «Святейшего патриарха Григория (Кипрского) самая сильная апология против нападок на его свиток» (общий ответ Гргория Кипрского на критику его богословских трудов), ряд писем. Письма Родина автора этой книги  островъ Кипръ; родители и деды его и целый рядъ предковъ принадлежали къ числу первыхъ по богатству и знатности рода, пока варварамъ итальянцамъ не удалось поработитъ себе тамошнихъ грековъ; после же подпавши общей участи вместе со всеми другими, они стали считаться и почитаться лицами средняго не относили ихъ къ числу бедныхъ, рядовыхъ (πολλος) и не знатныхъ, но не причисляли и къ зажиточнымъ и нарочито богатымъ. Итакъ онъ родился на этомъ острове и первоначальнымъ его занимались родители до техъ поръ, пока не пришло время учиться у грамматистовъ; когда же открылась потребность въ ихъ (грамматистовъ) науки, — а она открылась въ очень раннемъ возрасте, онъ родился съ душой очень къ наукамъ, и было бы не справедливо не познакомить его съ ними, — онъ былъ отправленъ для дальнейшаго въ городъ Каллиникисы, издавна людьми, знавшими гораздо больше элементарныхъ учителей (ξαρχς παιδευτς), хотя на самомъ деле тамъ не оказалось ни одного такого. По расказамъ стариковъ, шелъ уже шестидесятый годъ съ техъ поръ, какъ островъ подпалъ подъ власть иноязычныхъ  , и во все это время не явилось ни одного человека, который произвелъ бы что нибудь выходящее изъ ряда обыкновенныхъ жалкихъ букварей: былъ ли кто изъ такихъ ученыхъ (σον) раньше этого времени они (старики) не знали и расказать не могли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

М.В. Бибиков Данные писем Григория Кипрского , византийского патриарха с 1283 по 1289 гг., его отношения с теми или иными из адресатов, отраженные в переписке, многочисленные высказывания и наблюдения, встречающиеся в ней, дают возможность рассматривать эпистолографическое наследие Григория Кипрского как источник для изучения историко-культурных и социо-психологических условий византийской жизни второй половины XIII в. 1 Эти письма становятся как бы зеркалом общества, в котором отразилась и жизнь двора, и мир высших государственных людей и вместе с тем проблемы, связанные с другими слоями общества, литературная жизнь, деятельность известных духовных лиц, их борьба. Кроме того, всякое литературное наследие (а таковым является и корпус писем исследуемого автора) интересно и с других точек зрения 2 . Обилие авторских высказываний, выражение мнений по тем или иным вопросам общественной и духовной жизни, сам выбор тех фактов, которые упоминаются в посланиях, дают богатый материал для изучения мировоззрения Григория Кипрского – его социальных взглядов, этических принципов, его интеллектуальных интересов и духовных запросов. Письма Григория – это и отражение событий общественно-политической и экономической жизни византийского общества, и выражение вкусов и воззрений самого автора, и памятники литературного жанра, отвечающие его принципам. Бедственное положение государства и личная бедность – темы постоянных рассуждений эпистолографа. Патриарх активно вмешивается в житейские дела своих современников. Так, Григорий Кипрский оказался посредником в ходатайстве братьев аркадца Дионисия перед василевсом. Их просьба – освободить от налогов их землю (181. 9–15). В это время Пелопоннес только-только присоединялся к владениям восстанавливающейся Византийской империи. В письмах Григория содержатся сообщения и о спекуляциях императорской челяди. Люди, следящие за царским скотом и пасущие его на территории от Галлиполи до горы Ганос, получив большое количество хлеба, продают его на рынке по более высоким ценам, чем купили (132. 58–70). Помогают им в этих операциях служащие императорской кухни (132. 71–74). Они не ограничиваются этим. По рассказам Григория, когда василевс остановился в пути около Лампсака, они отправились на Киос, Триглею, Элегмы и там забирали у населения птицу, свиней и другой скот (132. 76–82). Это письмо, по-видимому, написано около января 1285 г. (так датируется письмо Из другого письма, написанного в это время, мы узнаем о наступившем голоде в Адрамиттии (134. 8–10). Теперь становятся более понятными условия спекуляции хлебом придворной челяди 3 . Григорий сообщает о том, что наступивший голод был весьма силен (134. 39–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

Был двадцатый день декабря, когда мы прибыли в царствующий град, встретивши здесь почетный прием. До этих пор дело шло хорошо; но затем сколько вдруг постигло нас напастей, ужасов и треволнений! А все от того, что многие были ошеломлены граматой, составленной Векком и названной им энцикликой, граматой, которую он прислал в огромном количестве списков для раздачи всем, если можно. Город разделился на два лагеря: одни готовы защищать его; по мнению же других, он сам должен защищаться в своей дерзости. Эти последние находят, что в то время, как все наслаждается глубокой тишиной, не хочет жить спокойно человек, причинивший столько зла и душам и телам, а напротив отваживается на новые дерзости, созывает судбища и судей и взывает о мщении: между тем как ему в пору было бы прятаться под землей, а не отваживаться смотреть в лицо людям. Притом, на самом-то деле не о судбище он хлопочет и не к нему взывает, а под прикрытием его очевидно пытается произвесть смуты в церкви, – ему мало горя, что она и то уж много из-за него страдала, как это всякому известно, – он пытается продлить в ней (поднятую им же самим) бурю. А что действительно он об этом помышляет, это можно видеть и из самой граматы, им сюда присланной. Как же после этого не оказать ему справедливости – не поместить его поближе к столице, не предоставить ему свободы действий и не снабдить его лучшими материальными средствами 2 , чем какими он пользовался до сих пор! Всеконечно он сделает из всего этого такое же употребление на пользу общую, какое делал прежде. Как все это на меня действует, легко поймет всякий, кто меня знает. Что же касается безпокойств, причиняемых нечестивыми сонмищами врагов церкви, возстающих на нее с другой стороны ( τρωθεν) 3 городу, а чрез него и мне, глубоко сокрушающемуся, как и следует, об их последователях (большею частью из простонародья), то у меня нет сил писать и сообщать об этом Вашему Царскому благочестию, частию от скорби, частию за невозможностью исчислить все, совершаемые ими плутни ( πονηρευμτων).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

Был двадцатый день декабря, когда мы прибыли в царствующий град, встретивши здесь почетный прием. До этих пор дело шло хорошо; но затем сколько вдруг постигло нас напастей, ужасов и треволнени! А все от того, что многие были ошеломлены грамотой, составленной Векком и названной им энцикликой, грамотой, которую он прислал в огромном количестве списков для раздачи всем, если можно. Город разделился на два лагеря: одни готовы защищать его; по мнению же других, он сам должен защищаться в своей дерзости. Эти последние находят, что в то время, как все наслаждается глубокой тишиной, не хочет жить спокойно человек, причинивший столько зла и душам и телам, а напротив отваживается на новые дерзости, созывает судбища и судей и взывает о мщении: между тем как ему в пору было бы прятаться под землей, а не отваживаться смотреть в лицо людям. Притом, на самом-то деле не о судбище он хлопочет и не к нему взывает, а под прикрытием его очевидно пытается произвесть смуты в церкви, – ему мало горя, что она и то уж много из-за него страдала, как это всякому известно, – он пытается продлить в ней (поднятую им же самим) бурю. А что действительно он об этом помышляет, это можно видеть и из самой грамоты, им сюда присланной. Как же после этого не оказать ему справедливости – не поместить его поближе к столице, не предоставить ему свободы действий и не снабдить его лучшими материальными средствами 2 , чем какими он пользовался до сих пор! Всеконечно он сделает из всего этого такое же употребление на пользу общую, какое делал прежде. Как все это на меня действует, легко поймет всякий, кто меня знает. Что же касается беспокойств, причиняемых нечестивыми сонмищами врагов церкви, восстающих на нее с другой стороны ( τρωθεν) 3 городу, а чрез него и мне, глубоко сокрушающемуся, как и следует, об их последователях (большею частью из простонародья), то у меня нет сил писать и сообщать об этом Вашему Царскому благочестию, частью от скорби, частью за невозможностью исчислить все, совершаемые ими плутни ( πονηρευρτων).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ПАХИМЕР Георгий Пахимер [греч. Γεργιος Παχυμρης] (1242, Никея - ок. 1310), визант. философ, историк, ученый. Занимал высокие гос. и церковно-адм. должности (был протэкдиком и дикеофилаком). Г. П. принадлежал к поколению учеников Георгия Акрополита и в творчестве испытал его сильное влияние. После 1261 г. переехал в К-поль, где получил прекрасное образование, включавшее помимо философии и риторики физику и математику. Он обратился к рассказу о событиях, современником к-рых был, создав, подобно Акрополиту, памятник отчасти мемуарного, отчасти историографического жанра. Основное и самое объемное соч. «История» (Συγγραφικα στοραι) в 13 кн., охватившее период с 1260 до 1308 г., написано Г. П. как продолжение «Хроники» Георгия Акрополита. Оно дает представление о правлении первых 2 императоров из династии Палеологов (повествование о последних годах правления Ласкарисов носит характер предыстории, необходимой для пояснения последующих событий). Творчество Г. П. не исчерпывается историографическим трудом: важное место в истории визант. культуры занимают его философские, риторические и юридические сочинения. Принадлежность Г. П. к числу клира К-польского Патриархата объясняет интерес его как историка к церковно-политическим и догматическим спорам, прежде всего к греко-лат. полемике по вопросу об унии Вост. и Зап. Церквей. Г. П. являлся ревнителем идей эллинского патриотизма и был враждебно настроен к католич. Западу. Историческая ситуация того времени, когда над Византией нависла опасность внешнеполитических утрат, а внутри гос-ва на различных уровнях шли дискуссии и возникали распри, не располагала к сдержанному, отстраненному фактологическому, пусть и субъективно организованному, описанию. В «Истории» в начале повествования Г. П. выдвигает тезис о бедственном состоянии гос-ва, превращении исторического процесса в «смуту событий» (I 14.14-15; II 12.5-6; II 257.17 - 258.1). Это выражение становится лейтмотивом всего произведения. Ощущение надвигавшейся беды, дестабилизации общественной системы, тревоги за будущее у Г. П. сродни оценкам этого же времени у его современника и соученика - буд. К-польского патриарха Григория II Кипрского . Т. о., это отмеченное в «Истории» состояние напряженности социально-психологической атмосферы в гос-ве было отражением реальной ситуации, а не субъективными рефлексиями историка.

http://pravenc.ru/text/164419.html

Моисей Освобождение Евреев от египетского рабства В продолжении шестидесяти лет по смерти Иосифа сыны Израилевы до чрезвычайности размножились. Между тем восстал в Египте новый царь, который не считал себя обязанным помнить заслуги Иосифа. Напротив, этот Фараон изъявил опасение, чтобы Израильский народ, который стал уже многочисленным и сильным, в случае войны, не соединился с неприятелями Египта и не сделался независимым; поэтому и решился воспрепятствовать размножению Израильтян, и для Евреев наступили тяжёлые дни египетского рабства 479 . Однако же, в целях Божественного Промысла, это было необходимо. Бог допустил египетское рабство, «чтобы, так много потерпев, (Евреи) возненавидели не только Египтян, а и богов их» 480 . – Но, с течением времени, угнетаемые Израильтяне стали несколько осваиваться с неблагоприятными для них внешними условиями, стали невольно присматриваться к обычаям своих притеснителей и даже многое из них перенимать в своей собственной жизни. «Египтяне обоготворяли видимую тварь, и Израильтяне, прожив с ними долгое время, причастны стали того же нечестия» 481 . То же стало замечаться и в моральном отношении. По словам Св. Епифания Кипрского , египетское рабство начинало производить в Евреях нравственную огрубелость 482 . Таким образом, вместо пользы, египетское иго стало приносить Евреям уже явный вред. Посему «оному народу непременно надлежало быть преселённым из Египта, дабы у него не произошло какого-либо (ещё большего) общения в худых качествах погрешительной жизни Египтян» 483 . И «поскольку приближалось к концу исполнение четырёхсот лет 484 , то» Бог воздвигает Моисея и «Моисей приходит к братьям своим испытать, не может ли его рукою совершено быть (при помощи Божией) избавление Евреев» 485 . Моисей родился в то время, когда был в силе указ Фараона о том, чтобы бросать в реку всякого еврейского младенца мужеского пола. Желая сохранить жизнь своему сыну, родители Моисея положили дитя в ковчежец и опустили в реку; здесь нашла его царевна и взяла себе на воспитание 486 . «Собственная её воля непроизвольно привела её к реке, чтобы извлечь из неё того, кто назначен был за потопленных в реке младенцев отмстить потоплением в море. Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь Фараонова рассудила со своими рабынями, что египетские боги неплодству её уготовали в реке сына; и она убедилась в той мысли, что сим освободится от поношения; получит великое утешение, и для отца её будет преемник престола» 487 . «По чему же узнала дочь Фараона, что младенец был еврейский? Сие показывало обрезание. Из сего видно, что Египтяне в то время ещё не обрезывались: впоследствии же, соревнуя Евреям, приняли закон обрезания» 488 . «Так в реке увидел свет, кто брошен был в реку, чтобы лишиться там света» 489 . По учению Св. Григория Нисского , Моисей, спасённый водой, знаменовал спасение от воды, т.е. таинство крещения 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Изучение пневматологии Григория Кипрского в работах русских патрологов и богословов Синодального периода Настоящая статья является продолжением ряда публикаций, посвященных изучению пневматологии патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, а также рецепции учения этого богослова в Православной Церкви. Читателю предлагается рассмотрение научных трудов, посвященных полностью или частично богословию Григория Кипрского в русскоязычной научной среде Синодального периода. В результате рассмотрения публикаций данной исторической эпохи отмечены самые важные для изучения богословской системы Григория Кипрского работы. Статья Ранее автором настоящей статьи был подготовлен ряд материалов, посвященных изучению богословской системы патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского в том числе и в соавторстве с другим исследователем Указанные публикации были посвящены учению Григория Кипрского об исхождении Святого Духа и рецепции этого учения в Православной Церкви. В настоящей работе мы рассмотрим научные труды, посвященные полностью или частично пневматологии Григория Кипрского в русскоязычной научной среде в Синодальный период. Мы не будем рассматривать те работы, где деятельность патриарха лишь упоминается или характеризуется очень коротко, но обратим внимание на публикации, где автор достаточно подробно или в очень важном контексте рассматривает богословие патриарха.

http://bogoslov.ru/article/6170113

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Рецепция учения Григория Кипрского в Православной Церкви в 1290-1723 гг.: дополнительные замечания В работе продолжено рассмотрение рецепции догматической системы патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, начатое ранее, и представлен ряд научных публикаций, показывающих позитивное отношение некоторых богословов XIII-XVII вв. к учению патриарха Григория. Статья Ранее на портале «Богослов.Ru» был опубликован ряд материалов, посвященных изучению пневматологии патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, одного из активных участников полемики 80-х гг. XIII в. об исхождении Святого Духа В одной из указанных публикаций рассматривался вопрос о рецепции богословской системы патриарха Григория, включая его учение о воссиянии Святого Духа через Сына, в Православной Церкви в 1290-1723 гг. (основные теологические тезисы патриарха представлены в работе В настоящей работе мы продолжим обсуждение проблемы рецепции пневматологии Григория Кипрского, рассматривая события и источники, принадлежащие указанному временному промежутку. Как уже говорилось в публикации построение пневматологической системы Григория Кипрского и ее обсуждение с участием современников патриарха происходило на фоне арсенитского кризиса. В это же публикации мы обратили внимание на ряд работ, связанных с изучением деятельности патриарха Григория II в связи с обстоятельствами, вызванными арсенитским расколом 22-24].

http://bogoslov.ru/article/6169648

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Основные идеи богословской полемики патриарха Григория Кипрского против сторонников унии и оппонентов учения о «воссиянии» Святого Духа через Сына В статье рассматривается пневматологическая концепция патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского, изложенная в сочинении «Самая сильная апология против нападок на его свиток», которое было направлено против сторонников Лионской унии 1274 г., а также против критиков из числа противников унии, отвергавших итоговый документ Влахернского Собора 1285 г. – «Изложение свитка веры против Векка». Автор статьи рассматривает основные тезисы полемики патриарха с оппонентами, особенности методологии построения догматических концепций, а также его ответы на критику по отдельным деталям учения об исхождении Святого Духа. Статья Ранее был опубликован ряд материалов автора настоящей публикации затрагивавших вопрос о различиях между православием и католичеством в учении об исхождении Святого Духа. Часть материалов по этому вопросу представляет собой обзор истории споров об исхождении Святого Духа В последней публикации было рассмотрено учение патриарха Константинопольского Григория II Кипрского об исхождении Святого Духа, изложенное в документе под названием «Изложение свитка веры против Векка» («Святейшего и вселенского патриарха Кир Григория Кипрского, на которого некоторые нападали, и было (это изложение) им сильным ответом») с. 344-366], который далее, как и в публикации мы будем называть Томосом 1285 г. Данный документ вызвал жаркие споры среди византийских богословов последней четверти XIII в. Некоторые иерархи Церкви и богословы подвергли Томос 1285 г. критике. При этом продолжалась критика богословской концепции патриарха со стороны сторонников унии. Патриарх вынужден был вступить в полемику со всеми своими оппонентами, и на свет появилось его новое сочинение – «Самая сильная апология против нападок на его свиток» c. 545-570]. В настоящей работе мы рассмотрим положения доктрины патриарха, изложенные в этом сочинении. 

http://bogoslov.ru/article/6023804

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010