Коллектив авторов Е. В. Белякова. Русская рукописная традиция скитского устава 434 В XIV в. в истории православия начался новый этап, связанный с общим подъемом православного монашества и ростом его влияния на византийскую культуру. Это был период наиболее тесного сотрудничества греческого и славянского монашества, обусловленный политическим и культурным подъемом славянских государств. Исследователи уже отмечали, что только в этот период славяне активно переводили и усваивали новые, современные им греческие тексты 435 . Произведения Григория Паламы , Григория Синаита , патриарха Филофея, патриарха Каллиста и др. получили широкое распространение в славянской традиции. Для истории славян особое значение имела деятельность святого Григория Синаита (t 1346 г.), подвизавшегося как на Афоне, так и в Парории (современная Странджа планина) 436 . Среди его учеников был и Феодосий Тырновский, болгарский патриарх. Произведения Григория Синаита были переведены на славянский, как полагает А. Э. Тахиаос, еще при жизни преподобного 437 . Однако рукописная традиция сочинений Григория Синаита , как греческая 438 , так и славянская остается не исследованной. Не определен и круг памятников, который подвергся новой переработке и редактированию в связи с исихастским движением. Несмотря на интерес исследователей к этому движению, оно до сих пор не рассматривалось исследователями на уровне рукописной традиции, что отмечал уже А. Э. Тахиаос 439 . Болгарские исследователи связывают перевод произведений Григория Синаита с деятельностью Феодосия Тырновского, И. Богданов называет даже дату перевода сочинения ГригорияГригория Синаита главы с краегранесием зело полезны, их же краегранесие ес(ть) сие словес различна, о заповедех. о веле- ниих прещениих и о обетованиих еще ж и о помыслех») – 1355 г., но без указания источника 440 . Вместе с сочинениями Григория Синаита в XIV в. в славянской книжности появляется Азбучно-Иерусалимский патерик – сборник, содержащий краткие статьи о палестинских монахах 441 . Греческий протограф этого памятника не установлен, хотя и известны близкие по составу греческие сборники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Дела и власть Святейшего Синода Круг дел Синода по духовному регламенту. – Дела веры, образование и просвещение, управление церковным строем. – Церковные имущества и церковный суд. – Постепенное отграничивание предметов, подлежащих ведению Синода, и вмешательство светских властей. – Отграничение предметов, подлежащих решению Синода. – Власть Синода. I Круг дел, подлежавших Святейшему Синоду, в духовном регламенте определен в следующих чертах. Все дела, подлежащие Синоду, регламент разделяет на «общие», т. е. касающиеся всех членов Церкви, и «собственные», т. е. относящиеся к отдельным классам членов Церкви: дела епископов, дела пресвитеров, диаконов и прочего клира, дела монашеские, дела образовательно-просветительные (школа и проповедь), наконец, дела мирян, поскольку миряне «участны суть наставления духовнаго» 1407 . Определяя «общие» дела Синода, духовный регламент возлагает на Синод наблюдение за тем, чтобы среди всех членов Православной Церкви все «делалось правильно по закону христианскому», чтобы ничего не было противного этому «закону» и чтобы не было «скудости в наставлении, подобающем всякому христианину» 1408 . Относительно дел «собственных» регламент замечает, что Синод для того, чтобы выполнять свою задачу, должен знать, в чем состоят обязанности в частности каждого члена Церкви, т. е. епископов, пресвитеров с прочими церковнослужителями, монашествующих, учителей, проповедников, учащихся, наконец, мирских лиц в той степени, в которой и они «наставления духовнаго участники» 1409 . И затем в духовном регламенте довольно много строк посвящено делам епископов, делам образовательным и просветительным и обязанностям мирян в отношении к Церкви 1410 . А дела клира церковного и чина монашеского подробно изложены несколько позднее, в «прибавлении» к духовному регламенту 1411 . После всего этого, как пример или отрывочный набросок, без всякой претензии дать полный свод подлежащих Святейшему Синоду дел, в духовном регламенте указаны, так сказать, поименно «некоторыя» дела, входящие в круг действования Синода. При перечислении этих примерных дел духовный регламент имел в виду, во-первых, обозначить в общих чертах все роды дел, подлежащих Синоду, и, во-вторых, отметить те единичные дела, которые были выдвинуты назревшими потребностями времени и требовали к себе исключительного внимания в данный момент. Указав, что Синоду подлежат дела веры, руководство просвещением, управление церковным строем, церковный суд в пределах, принадлежавших патриарху, и наблюдение за правильным употреблением церковного достояния 1412 , регламент обращается к таким единичным и случайным делам, как пересмотр «акафистов, иных служб и молебнов», сочиненных «в недавнее время» и распространенных по Малороссии, уничтожение суеверного малороссийского обычая «пятницы», составление «трех небольших книжек» вероучительных наставлений народу, и т. п. 1413

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Аполлон Григорьев Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) – поэт, критик. В 1838–1842 годах учился в Московском университете вместе с А.А. Фетом, который почти весь студенческий период жил во флигеле дома Григорьевых на Малой Полянке. «Связующим нас интересом оказалась поэзия», – вспоминал Фет. Тогда же Аполлон Григорьев, Фет и еще один их сокурсник Яков Полонский (так, по словам Аполлона Григорьева, образовывались связи «на жизнь и смерть») опубликовали свои первые стихи в «Москвитянине», издателем которого был их университетский профессор истории М.П. Погодин. Круг замкнется, если добавить, что лекции по литературе в университете читал С.П. Шевырев, ведущий критик и идеолог «Москвитянина». В 1850-е годы Аполлон Григорьев вновь сближается с «Москвитянином», возглавив вместе с А.Н. Островским его «молодую редакцию». В москвитянский период 1850–1856 годов появились его наиболее яркие критические статьи. При всем неприятии западников он не принадлежал, по его признанию, ни к какому «приходу», имевшему «партийный оттенок». Называл свою критику органической, защищая в искусстве «мысль сердечную», а не «мысль головную». В начале 1860-х годов выразил идеи почвеничества, ставшие программой журналов «Время» и «Эпоха» братьев Достоевских. Для композитора А.И. Дюбюка, близкого к кругу «молодой редакции», написал тексты двух цыганских романсов, и сам был подвержен «гитарной страсти». В рассказе Фета «Кактус» описан приезд Аполлона Григорьева в московский хор Ивана Васильева и исполнение им цыганских романсов. Стихотворение «Цыганская венгерка» самого Аполлона Григорьева, созданое на основе «таборной» цыганской песни, в свою очередь тоже стало популярнейшим романсом. Но цыганская тема – далеко не единственная в его поэзии. В 40-е годы он, выходец из духовной семьи, пережил глубочайший духовный кризис, о котором писал в воспоминаниях: «Отчего ж это, бывало, в пору ранней молодости и нетронутой свежести всех физических сил и стремлений, в какое-нибудь яркое и дразнящее и зовущее весеннее утро, под звон московских колоколов на святой – сидишь весь углубленный в чтение того или другого из безумных искателей и показывателей абсолютного хвоста... сидишь, и голова пылает, и сердце бьется – не от вторгающихся в раскрытое окно с ванильно-наркотическим воздухом призывов весны и жизни... а от тех громадных миров, связанных целостью, которые строит органическая мысль, или тяжело, мучительно роешься в возникших сомнениях, способных разбить все здание старых душевных и нравственных верований... О! эти муки и боли души – как они были отвратительно сладки! О! эти безсонные ночи, в которые с рыданием падалось на колена с жаждою молиться и мгновенно же анализом подрывалась способность к молитве, – ночи умственных беснований вплоть до рассвета и звона заутрень...»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Какие тайны скрывает мировая элита: «Валютой является живой ребёнок» «Тайные пружины политики». 12.01.2023 881 Время на чтение 6 минут Источник: СТВ Авторская журналистика в программе Новости «24 часа» на СТВ. Григорий Азаренок и его «Тайные пружины политики». Григорий Азар е нок, СТВ: Какие же вы смешные и нелепые! Схватились за этого принца Гарри. Мировой бомонд возмущен – наркотики, фашизм, содомия. Да это скучные мелочи, банальности, о которых не знать просто стыдно. Ложь не есть правда, а истина всегда одна, меня зовут Григорий Азаренок, это «Тайные пружины политики», здравствуйте! На самом же деле тайны мировой элиты страшнее, гораздо страшнее. Миром правят бал откровенные сатанисты, убийцы, кровавые упыри. И это не для светского скандальчика. Это для апокалипсиса. Начнем по порядку. Вот что говорил в середине прошлого века генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли: некоторые типы человечества должны быть исключены из важнейших сфер управления – христианизированные астеники, чересчур рьяные фанатики, напуганные сверхстрогой моралью. А кто же должен встать у штурвала? Вам показывает Голливуд. Из глубин адского моря выплывают его главные хозяева – подонки со дна. Не смехотворные мемуары принца, а глубинные православные тексты нужно читать нам для понимания происходящего. И лучший специалист по теме мировой элиты – русский писатель Юрий Юрьевич Воробьевский. Григорий Азар е нок: Юрий Юрьевич, здравствуйте! Скажите, не показались вам банальными мемуары принца, которые так широко сейчас обсуждают? О мемуарах принца Гарри Юрий Воробьевский, писатель : Конечно, все это детские шутки – все, что описано. Может быть, конечно, даже одна из целей – не просто не дать заработать бедному принцу на этом бестселлере, но и просто таким фоном детских шалостей прикрыть серьезные вещи. Вообще, на самом деле в западных странах давно уже существует такой международный общественный трибунал, порядка 400 очень крупных экспертов – криминалисты, медики и так далее – они занимаются темой, которая условно названа общество «Девятого круга» Данте. Круг ада, который наиболее приближен к самому Сатане. Так вот существует такая достаточно убедительная информация о том, что это общество… Оно, конечно, не формализовано, входят крупнейшие элитарии мира, включая представителей британской королевской семьи.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/12/kakie_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Месть врага рода человеческого 5. Епископ Гермоген и иеромонах Илиодор 27.05.2013 1325 Время на чтение 31 минут 5. Епископ Гермоген (Долганов) и иеромонах Илиодор (Труфанов) (годы 1911-1912). Рассказ о епископе Гермогене и иеромонахе Илиодоре весьма поучителен. Это рассказ о погибели через гордыню и о спасении через покаяние. Это рассказ об опасности ложного и погибельного пути противления Божественным силам, кои изобильно являются в сосудах избранных - человеках Божьих, праведных подвижниках. На сих угодников Божиих указует Божий перст, как на свидетелей Божественной правды, как на носителей Божественной благодати. На сей ложный путь противления стали епископ Гермоген и иеромонах Илиодор, как и епископ Феофан, по наваждению дьявольскому да по злому навету. Все они хорошо знали друг друга. Их объединяли общие интересы в сфере богословских и церковных вопросов, миссионерства, проповеди. В свой круг они приняли и Григория Распутина. Так сложилась между ними дружба. Это случилось вскоре после появления странника Григория Распутина в С-Петербурге, т. е. примерно в 1903-1904 гг. Отношения между старцем Григорием с одной стороны и епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором с другой многие годы (вплоть до 1910 года) были самыми наилучшими, и ничто не предвещало каких-либо осложнений. Обратимся к рассказу епископа Гермогена о «благополучном» периоде его взаимоотношений с Григорием Распутиным-Новым (из показаний на допросе в Ч.С.К., 1917 г.): «С Григорием Распутиным я познакомился в городе Петрограде в кон­це 1908 года, как-то осенью, в то время, когда я присутствовал в Святей­шем Синоде. Познакомил меня с ним исправляющий должность инспек­тора Петроградской духовной академии архимандрит, впоследствии епископ Феофан. Последний, знакомя меня с Григорием Распутиным, отозвался о нем в самых восторженных выражениях, как о выдающемся подвижнике. С архимандритом Феофаном я находился в самых дружес­ких отношениях, и рекомендация, данная им Распутину, вполне располо­жила меня к последнему.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/28/...

Переход от идеи к действительности, опосредствованный грехом, сопровождался для человека настолько существенными изменениями и осложнениями его природы, что настоящее состояние людей падших являлось в представлений св. Григория, как совершенно особая, отличная от первоначальной и будущей, форма бытия. Тело и душа, – эти две необходимые части нынешней человеческой природы, – были, правда, и у человека идеального. Но по своим основным свойствам они были тогда не таковы, какими являются теперь. Тело чуждо было всех низших, животных отправлений, даже всяких грубо–материальных качеств, и представляло чистый орган духа, всецело проникнутый свойствами этого последнего; богоподобная душа имела только две силы, – ум (силу теоретического познания) и свободную волю (силу практической деятельности): целый идеальный человек, очевидно, далеко не похож был на нас, теперешних людей. – С таким резким разграничением первобытного состояния человека от настоящего, по отношению к этому последнему, в антропологии еп. Нисского возникал новый ряд вопросов, направленных к уяснению его особенностей, – к изучению устройства и отправлений эмпирической нашей природы в ее отличии от природы идеальной. – С тем вместе существенно и менялся общий характер и самый метод антропологических исследований. В представлениях о человеке идеальном точкой отправления и опорой для св. Григория служило цер-ковно–библейское учение о невинном состоянии наших прародителей. Как ни своеобразно понимал он это учение и как ни много уклонялся от него под влиянием оригеновой философии, во всяком случае интересы религиозно–догматические стояли здесь для него на первом плане и направляли самый ход его антропологии. С переходом к учению об эмпирической природе человека эти интересы переставали быть определяющим началом. Библия не давала нужных сведений по вопросам психологии или физиологии, и для религии эти вопросы не имели существенной важности. Христианский антрополог должен был обратиться за разъяснением их к науке светской. Естественная философия и науки эмпирические, действительно, руководят св. Григория в этом отделе его антропологии. На  чисто научной почве возникает круг вопросов подлежащих здесь расследованию: на ней же происходит и разрешение их. И прежде всего, внимание св. отца сосредоточилось здесь на решении общего философского вопроса – о связи и взаимоотношении двух противоположных субстанций, входящих в состав человека, – духовной и телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Мм. Гг.! Первую лекцию позвольте мне посвятить не книге и науке, не спорам ученых и свидетельствам авторитетов, а вам и себе, имеющим «делать» саму науку. Я так бы и хотел озаглавить свою первую лекцию: посвящение. Этим названием обозначают иногда возведение в ту или другую иерархическую степень и церковную должность. Но, я не соединяю с своим термином такого значения. Смысл, в котором я употребляю слово «посвящение», скорее близок к тому, в котором его берут влюбленные поэты. Предметом моего «посвящения» будет круг тех лекций, которые вы услышите от меня, как преподавателя Догматического Богословия. Кому же, спрашивается, «посвящается» этот «предмет?» – Вам, конечно, прежде всего. Вам, т. е. третьему и четвертому курсам Московской Духовной Академии. Но не вам одним, а всей Академии, по крайней мере, в идее или лучше, в лице двух ее курсов. Этим я отнюдь не хочу сказать, что меня должна слушать «вся Академия», а лишь то, что я должен работать на целую Академию, не считаясь с тем, посещает ли меня «вся Академия» или один курс, два курса или два человека. Наконец, круг моих лекций «посвящается» всякому верующему и мыслящему человеку. То, что будет читаться здесь, в аудитории, должно быть слышимо во всех уголках христианского образованного мира. Этого требует достоинство не лектора, а школы и – с чем также, полагаю, согласитесь вы – важность занимаемой мной кафедры. Подобно сыном Кореевым, я могу воспеть: услышите сия вси языцы, внушите вси живущий по вселенной… 2 , воскликнут вкупе с Исаией: слыши небо и внуши земле… 3 , сказать вместе с Григорием Богословом : внимайте народы, племена, языки, люди всякого рода, всякого возраста… внимайте мне все небесные силы… 4 Я сказал: «всякому верующему и мыслящему человеку». Не просто верующему, но и мыслящему в то же время человеку. Для полного успеха, в занятиях Догматическим Богословием не достаточно, как одной веры, так и чистой мысли. Недостаточно веры, потому что верующему, но не мыслящему слушателю довольно срама, где он может учиться догматам Церкви. Зачем ему – Академия? Ему нужен амвон, а не кафедра, проповедник, а не профессор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март)  В первый том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных известным церковным писателем и проповедником, протоиереем Григорием Дьяченко (1850—1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с января по март (включительно). В них представлена назидательность жизни празднуемого святого и изложены важнейшие уроки, представляемые историей того или иного праздника или празднуемого Церковью общественного события. Эта книга дает превосходный материал для душеполезного чтения на каждый день для православного христианина — для чтения, которое указывает, с какими мыслями и чувствованиями, приличными ежедневным церковным службам, нужно проводить каждый день. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Предисловие ко второму изданию Предлагаемая книга, состоящая из двух томов, составлялась постепенно в продолжение многих лет и является в настоящее время в печати вторым значительно дополненным и пересмотренным изданием в виду назревшей и определившейся потребности наших дней иметь возможно полное пособие для постоянной и по возможности живой, наглядной, краткой, простой, назидательной, но в то же время содержательной, стоящей на высоте своего назначения, церковной проповеди . В частности, издаваемый труд имеет несколько назначений: во-первых, служит готовым и самым полным собранием поучений, удобных для произнесения с церковной кафедры в том виде, как они напечатаны, на каждый день года применительно к жизни прославляемых в церковных песнопениях и чтениях святых и праздникам, особенно на всенощных бдениях и заутренях, во-вторых, – пособием для живой церковной проповеди, понимаемой не в строгом смысле «живого» церковного слова, «импровизации», а в смысле устного произношения готового поучения, приноровленного к такому произношению, в-третьих, – пособием для составления слов, поучений, бесед, речей и т. п. подвидов церковной проповеди, в-четвертых, – пособием для ведения внебогослужебных собеседований с народом, в-пятых, – книгой для назидательного чтения на каждый «день христианина». Скажем о каждом назначении нашей книги в частности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

А.А. Половцов Геннади, Григорий Николаевич Геннади , Григорий Николаевич, известный библиограф и библиофил; родился 18 марта 1826 года в С.-Петербурге. Предки его были греки. Дед, Александр Геннади, переселившись в Россию, служил при дворе Императрицы Екатерины II. Он числился в списках Семеновского полка и одно время заведовал мехами, привозившимися в Кабинет. Любопытно, что покупщики прозвали эти меха «геннадиевыми», из чего будто бы сделали наконец «енотовые». В 1810 г. Александр Геннади получил диплом на дворянское Российской Империи достоинство и герб. Отец, Николай Александрович, служил переводчиком в канцелярии Министерства Иностранных Дел. В 1820-х годах он вышел в отставку, в чине коллежского советника, после чего жил преимущественно в Москве, где владел домом в Колпачном переулке. Женат он был на урожденной Плеске. Последняя жила, отдельно от мужа, в Лебяжьем переулке. Детство свое Г. провел в отцовском имении, селе Юшине (Смоленской губ., Сычевского уезда). Начальное образование он получил в Сычевском уездном училище, а затем воспитывался в Москве, в известном образцовом пансионе Чермака. Отсюда он поступил в Московский университет, на юридический факультет, но скоро перешел в Петербургский университет, где в ноябре 1847 г. окончил курс со степенью действительного студента с чином губернского секретаря; в июне 1851 г. Г. поступил на службу в С.-Петербургскую палату государственных имуществ канцеляристом, но уже осенью того же года покинул эту должность, будучи назначен (22 ноября) почетным смотрителем Сычевского уездного училища. С 21 мая 1861 г. до 10 декабря 1863 г. он служил мировым посредником 2-го участка Сычевского уезда, занимая в то же время с 27 октября 1861 г. должность директора Сычевского отделения тюремного комитета. Впоследствии он работал в земстве в качестве гласного. Дослужившись до чина надворного советника, Г. вышел в отставку. Когда умер отец, Г. сделался обладателем весьма крупного состояния (между прочим 10000 десятин в Смоленской губ. и почти такого же числа в Ярославской губ.) и женился на фрейлине, княжне Елизавете Александровне Куракиной. После женитьбы он поселился в С.-Петербурге, в собственном доме на углу Надеждинской улицы и Ковенского переулка (рядом со зданием Государственного Коннозаводства), но затем покинул Россию и жил то в Берлине, то в Дрездене, посещая, впрочем, довольно часто Москву и Петербург, где у него был большой круг друзей и знакомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

О поэзии Св. Григория Богослова 1 Поэтическое наследие св. Григория Богослова до сих пор продолжает оставаться недостаточно изученным. Оно так и не было ни разу издано в соответствии с современным уровнем патристических исследований. Большая часть поэтических текстов, приведенных в последней компьютерной версии TLG 5, дана по греческой патрологии Ж.-П. Миня, в свою очередь основанной на бенедиктинском издании А.Б. Кайо (A.B. Caillau) 2 . И только отдельные стихотворения или циклы стихотворений удостоились критических изданий 3 . При этом число рукописей, относящихся только к византийскому периоду, исчисляется сотнями. Блаженный Иероним считал св. Григория автором более чем 30 000 стихотворных строк 4 . Хотя две трети стихотворных произведений святителя утрачены, тем не менее объем сохранившегося корпуса значителен и насчитывает свыше 400 произведений. Большинство стихотворений было написано в арианзском уединении, где святитель находился в последние годы своей жизни (383–390 гг.). По свидетельству самого св. Григория, он обратился к поэтическому творчеству, отчасти ища утешения в изящной словесности, которую любил в течение всей своей жизни, отчасти соревнуясь с теми авторами, сочинения которых всегда считались достоянием языческой культуры, а также ради опровержения еретиков и наставления собственной паствы 5 . Поэзия святителя Григория продолжает античную традицию в тех поэтических жанрах, которые хорошо были известны ему со школьной скамьи. Он пишет квантитативным стихом, используя гекзаметры, элегические дистихи, ямбы, ямбические триметры и пентаметры. При этом в его стихах нельзя обнаружить какого-либо сирийского влияния, которое явственно прослеживается не только у св. Ефрема, но и у св. Романа Сладкопевца , и даже у св. Мефодия Олимпийского 6 . В целом можно отметить, что в своей поэзии св. Григорий попытался собрать воедино и описать в стихотворной форме все аспекты христианской жизни. Уже при беглом сопоставлении содержания стихов с другими творениями святителя видно, что в них полностью отражен круг его богословских интересов. Выражаясь в стихах своих гораздо более сжато и образно по сравнению с прозой, св. Григорий изложил учение о непостижимости Бога, Его святом Отцовстве, о Христе-Логосе и, в то же время, – Жертве, Первосвященнике и Пастыре, и о неоспоримости Божественной природы Святого Духа. Возможно, одной из целей святителя было добиться того, чтобы его стихотворения можно было заучивать наизусть и декламировать в качестве противовеса весьма распространившимся в то время гимнам ариан и аполлинаристов 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010