Немыченков Владимир Иванович. Обзор мусульманских представлений о посмертной участи воинов, погибших на поле боя. 24.04.2023 10:31:40 Священноначалие Русской Православной Церкви придает особое значение взаимодействию с мусульманской уммой как в нашей стране, так и за ее пределами. Свидетельством этого является учреждение в 2018 г. Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром в качестве консультативного и научно-экспертного постоянно действующего органа «в структуре Московского Патриархата, работа которого направлена на взаимодействие и диалог Русской Православной Церкви с мусульманским миром по социальным, культурным, научным, богословским и иным вопросам» . Положение об Экспертном совете утверждено на заседании Священного Синода 23–24 сентября 2021 г.  Председателем Совета является доктор канонического права, кандидат богословия, доцент кафедры исламоведения Казанской православной духовной семинарии иеромонах Григорий (Матрусов) . В настоящее время Россия вступила в очередную эпоху больших войн за свое существование. Российская армия по преимуществу состоит из православных военнослужащих (по крещению или по этнокультурной принадлежности), однако значительную часть составляют и воины-мусульмане. Очевидно, что как те, так и другие имеют свою религиозную мотивацию относительно своей посмертной участи в случае гибели в сражении. В последнее время в православной среде дискутируемой является тема святости погибших воинов . Наиболее известный исторический прецедент таких споров связан с неудавшейся попыткой византийского императора Никифора Фоки (963–969) принудить Церковь канонизировать в качестве мучеников всех павших в сражениях стратиотов . В Византии, боровшейся с арабами-мусульманами, политические и военные деятели Ромейской империи, а также богословы были вынуждены сформулировать христианское учение о войне в противовес мусульманскому учению о  джихаде  и  воинах-шахидах . В свое время Игорь Петровский сделал подробный исторический обзор отношения Церкви к воинскому служению , в котором, однако, тема посмертной участи погибших воинов специально не исследовалась.

http://radonezh.ru/2023/04/24/nemychenko...

Двадцать второй день. Св. мученик Маврикий и другие с ним пострадавшие 70 воинов. (О необходимости терпения). I. Истощилась изобретательность мучителей над св. муч. Маврикием и другими, память коих совершается ныне, – напрасно перепробованы были все роды мучений для отклонения мучеников от Христа. Но вот один из царских советников предложил следующее: «неподалеку есть болотное место, в котором множество всякого рода насекомых, туда можно отвести мучеников и, намазав тела их медом, привязать к деревьямъ”. Император Максимиан весьма обрадовался этому сатанинскому совету и приказал привести его в исполнение. Св. мученики десять суток терпели ужасные мучения от насекомых, от жару и жажды, и все мирно предали дух свой Богу. II. Св. муч. Маврикий и 70 воинов, пострадавших с ним за Христа, поражают нас дивным терпением: десять суток ужасных мучений, закончившихся медленною смертию, и ни одного слова ропота, ни одного проявления нетерпения. Да будет ныне наше слово о необходимости христ. терпения, без которого невозможно спастись. Кто же не пожелает спасения? И может ли быть человек, который бы действительно не желал его? Если некоторые люди живут и поступают так, как бы они не желали себе спасения: то это или потому, что прельщаемые и ослепляемые страстями они безрассудно почитают возможным без опасности отложить исполнение сего желания до будущего времени; или потому, что по множеству грехов и беззаконий, ими содеянных, отчаяваются в своем спасении; а если бы в них возбудилась надежда спасения, то возбудилось бы и желание. За желанием спасения и сознанием возможности его естественно следует помышление о средствах достигнуть его. Высшее начало нашего спасения есть благодать Господа нашего I. Христа, как свидетельствует Его возлюбленный ученик: яко Отец посла Сына Спасителя миру ( 1Uoah. IV, 14 ). А соответствующия сему началу средства со стороны человека суть вера, действующая любовию, и употребления таинств церкви, по реченному Самим Господом: иже веру имет и крестится, спасен будет ( Mapk. XVI, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Афонский цветник Афон – святая обитель, удел Пресвятой Богородицы, место подвижнической жизни монахов – «живых мертвецов, земных ангелов и небесных человеков, ангельскому житию подражателей, воинов Царя Небесного» (Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле инока Парфения. Ч. 4. М., 1855). Издревле православные христиане стремились на Афон, чтобы научиться молитве, жизни с Богом и по Богу. Как писал иеросхимонах Сергий в «Письмах Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской»: «Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, в которой расплавляются сердца афонских «медведей» и, как золото в горниле, очищаются от всякой мирской… суеты, они бы, конечно, воскликнули с Давидом: «Что ми есть на небеси и что восхотех от Бога на земли? Боже! Ты Бог сердца моего, Ты часть моя, Боже, вовек!» В этой книге мы имеем возможность научиться от самих афонских подвижников тому, как надлежит проводить жизнь благочестиво. Святые насельники, преподобные и святители, имена которых перечислены в Афонском Патерике, от времени становления Афона как центра православного монашества, от эпохи исихазма – деятельности прп. Никифора Уединенника, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы – и доныне, оставили нам огромное духовное наследие – свидетельство непреходящей славы и непрерывного заступничества афонских святых за род людской. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Афонский цветник Предисловие Афон – святая обитель, удел Пресвятой Богородицы, место подвижнической жизни монахов – «живых мертвецов, земных ангелов и небесных человеков, ангельскому житию подражателей, воинов Царя Небесного» («Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле инока Парфения», Ч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

53. Примеры охранения людей Ангелами I. Ангелы охраняют людей от разных опасностей, грозящих их жизни. 1 . Когда преп. Кирилл строил Белозерский монастырь, все соседние жители, удивляясь успеху постройки, считали Кирилла великим богачом. При такой молве один корыстолюбивый помещик собрал всех своих слуг и отправился в ночь ограбить Кирилла и монастырь. Подойдя к ограде, злоумышленники видят, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями. Разбойники до самого утра ждали, что воины эти уснут, но не дождались; так и отправились домой. На вторую ночь злоумышленники заметили еще более воинов, – опять без успеха возвратились. Когда наступило утро, помещик послал слугу в монастырь узнать, какой полк стоит в монастыре, и долго ли пробудет он здесь? Посланный, возвратясь, донес помещику, что больше недели ни одного и богомольца не было в монастыре, не только что войска. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют Ангелы Божии и раскаялся в своем намерении (Чет.-Мин. 9 июля). 2 . «Св. авва Антоний, – повествуется об отце иночествующих, – пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тму помыслов, и взывал к Богу: Господи! я хочу спастися, а помыслы не дают мне. Что мне делать в моей скорби? Как спастися? И вскоре потом Антоний, встав, вышел из келии; и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился, – после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: «И ты делай так и спасешься, т. е. труд сменяй молитвою и молитву трудом – трудись и молись!» Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасался» («Сказ. о подв., св. и блаж. отц.» стр. 3). 3 . Они наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна. К преподобному Паисию пришел некоторый инок, имея нужду побеседовать с ним. Нашедши его спящим, он увидел стоявшего перед ним святого Ангела-Хранителя в образе прекрасного юноши, и с удивлением сказал: «Поистине Бог хранит любящих Его». Он не осмелился приступить к спящему старцу ради присутствия ангельского и, воздав благодарение Богу, удалился. Подобным образом видимы были Ангелы Божии, с веерами в руках над почившим Петром, епископом Севастийским, братом святого Василия Великого . Эти посланники небесные имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Св ныне ублажаемая мученица Анастасия римлянка была воспитанница благочестивой женщины Софии, начальницы общества святых жен, основанного в виде женской обители недалеко от Рима. Сияя красотою и добродетелями, Анастасия, воспитанная Софиею, отвергла знатных женихов и, будучи 20-ти лет, решилась посвятить себя Богу. Когда о ее красоте и благочестии узнал правитель Рима Пров, он велел привести ее к себе. Святыя жены, увидев римских воинов, в страхе разбежались, но София удержала Анастасию, говоря ей: «дитя мое, не бойся: настало время твоего подвига». Потом София, узнав от воинов, зачем они пришли, попросила у них два часа времени, «чтобы нарядит девицу», и они стали ждать, думая, что она будет украшать дочь богатыми нарядами. София позвала свою дочь в церковь и стала увещевать ее: «ныне пришло тебе время, говорила она, явить любовь твою к Господу. Страданиями ты должна доказать, что достойна Жениха твоего. Не слушай льстивых слов, не прельщайся богатством и славой. Иди с веселием в чертог небесного Жениха и украшайся одеждою, обагренною в крови, как одеждою брачною. Помни мои попечения и молитвы о тебе. Я молилась, чтобы тебе соединиться с Господом. Не щади твоей красоты, не бойся мучений и смерти. Господь будет с тобою и облегчит твои муки». Анастасия ответила: «я готова положить жизнь за Господа. Я пойду к мучителю и исповедаю пред ним свою веру. Не бойся за меня, а молись Богу, чтобы Он меня не оставил». Слуги, узнав, что она «не одевается в богатые наряды, а молится Богу», взяли ее и, заковав в цепи, повели к правителю. На вопрос правителя, какого она рода, какой веры и как зовут ее, святая ответила: «я дочь римского гражданина, воспитана в благочестии христианском; имя мое Анастасия. Оно значит «воскресение». – Господь воскресит меня, чтобы сказать тебе правду и одолеть сатану, который внушает тебе злое». «Не раздражай меня, сказал правитель, я не желаю твоей гибели; но послушай: зачем ты прельстилась учением христианским? Ты губишь молодость твою, лишая себя наслаждений, которые боги даровали нам. Поклонись богам и выбери себе мужа из знатного и богатого рода; живи с нами в радости и почестях». Анастасия, подняв глаза на правителя, спокойно сказала ему: «Жених мой есть Господь I. Христос. Я желала бы не только один раз, но, если возможно, сто раз принять смерть за имя Его». Когда святую подвергли бичеваниям, она прославляла Бога пением псалмов: «Господь прибежище мое и заступник мой, не отступи от Мене», воспела она. Один, бывший в толпе, христианин, по имени Кирилл, подал воды изнемогающей мученице и был наказан смертию. Мучения святой Анастасии были так жестоки, что даже народ, привыкший к таким зрелищам, с ужасом стал укорять правителя. Тогда изувеченное тело мученицы было обезглавлено и брошено за городом. София, узнав об этом, взяла его – и похоронила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шестнадцатый день. Св. муч. Лонгин. (О честности). I. Ныне празднуется память св. Лонгина сотника. Лонгин, язычник, по повелению Пилата был приставлен, как сотник, с подчиненными ему воинами к отправлению службы во время страданий I. Христа. И был он так поражен необычайным событием, происходившим на его глазах, что хотя и не имел до тех пор никакого понятия ни о священном писании, ни о пророчествах о Христе, но внезапно уразумел истину, и от всей души уверовал в Божество Спасителя... (как свидетельствуют о нем евангелисты Матфей: XXVII, 54, Марк: XV, 39 и Лука: XXIII, 47): «Сотник же и те, которые с ним сторожили Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». «Сотник же, видя происходившее, прославил Бога и сказал: истинно, Человек этот был праведник». Предание церковное к этому свидетельству прибавляет, что Лонгин был и в числе стражей, приставленных ко гробу Спасителя, и быв свидетелем чудесного воскресения Христова, окончательно вместе с двумя другими воинами уверовал во I. Христа, пришел к Пилату и архиереям и рассказал им обо всем. Когда же они предложили ему золото, чтобы он утаил виденное им и воинами воскресение Христа и чтобы рассказывал всем, что ученики Христовы украли тело Его в то время, как уснули стерегущие Его, то Лонгин отвергнул их предложение и, напротив того, как самовидец, свидетельствовал народу о воскресении Христовом и называл Его истинным Богом. За это он подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Христа, которые стали изыскивать причину погубить его, но, не находя за ним вины, не решались на то, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Тогда Лонгин, уклоняясь от злобы преследователей, оставил свой воинский сан и, приняв крещение от апостолов, удалился в свое отечество – Каппадокию и там повсюду засвидетельствовал об истине воскресения Христова. Слух об этом дошел до иудейских начальников, и архиереи со старцами умолили Пилата оклеветать Лонгина перед императором Тиверием в возмущении народа. Таким образом они достигли того, что проповеднику Христа был подписан смертный приговор. Посланные в Каппадокию воины обезглавили Лонгина и двух воинов, друзей его; голову же его, в доказательство его смерти, принесли в Иерусалим, где Пилат и иудеи велели выбросить ее за городом, в место, где были свалены всякие нечистоты. Через некоторое время она была, однакоже, извлечена оттуда чудным образом в прославление угодника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Совместная декларация глав Русской Православной Церкви и Армянской Апостолькой церкви 19 марта, 2010. Редакция " Правмира " В условиях глобализации мы призываем наших священнослужителей умножить труды по распространению христианской веры и ценностей, утверждаемых на ее основании. В ответ на рост в современном мире новых религиозных течений считаем необходимым осуществлять совместные усилия, нацеленные на предотвращение вредоносной и деструктивной деятельности различных сект и псевдорелигиозных организаций. 18 марта 2010 года в тронном зале главной резиденции Первопрестольного Святого Эчмиадзина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II подписали совместную декларацию. Совместная декларация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II Первопрестольный Святой Эчмиадзин, 18 марта 2010 года Возносим благодарение Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, даровавшему нам возможность с 16 по 18 марта 2010 года, в дни Великого Поста, когда весь христианский мир готовится к Святому Празднику Пасхи, встретиться в Первопрестольном Святом Эчмиадзине. Мы поклонились мощам святого равноапостольного Григория Просветителя, покровителя Армянской Апостольской Церкви, почитаемого в лике святых и Русской Православной Церковью. Мы почтили память русских воинов, павших в 1827 году при защите христианской веры и святынь Армянской Апостольской Церкви на подступах к Святому Эчмиадзину. Мы помянули жертв Геноцида армян 1915-1923 годов. Мы посетили русский православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. Патриарх Кирилл и члены делегации Русской Православной Церкви присутствовали за богослужением в Кафедральном соборе святого Григория Просветителя в Ереване, построенном к 1700-летию обращения Армении в христианство. Католикос Гарегин II вручил Патриарху Кириллу высшую награду Армянской Апостольской Церкви — орден Святого Григория Просветителя. В присутствии Католикоса всех армян Гарегина II Патриарх Кирилл совершил закладку строящегося в Ереване русского православного храма, посвященного Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Предстоятели двух Церквей посетили Ереванский государственный университет, передали Патриаршие благословения студентам, представителям интеллигенции и общественности Армении. Там же состоялась презентация перевода двух книг Патриарха Кирилла на армянский язык — «Свобода и ответственность, в поисках гармонии», «Слово пастыря». Ереванский государственный университет вручил Патриарху Кириллу звание почетного доктора ЕГУ.

http://pravmir.ru/sovmestnaya-deklaraciy...

XXIII. Первый крестовый поход 1 Патриарх Симеон Григорий VII, основатель владычества папского, простиравший честолюбивый взор свой на все престолы Запада и Востока, чтобы подчинить их единой кафедре Рима, уже жаждал освободить гроб Господень силою оружия и, по словам его, душа его была прискорбна даже до смерти, поскольку не мог сего исполнить. Посланники императора греческого Михаила Дуки, после бедственного поражения Романа Диогена, предстали в Рим умолять папу о защите против сильного Малек-шаха и возраставшей силы Сельджукидов. Но, хотя Григорий и писал ему в ответной грамоте, что пятьдесят тысяч воинов, под его личным предводительством, готовы выступить на помощь христианам восточным; хотя и возбуждал, окружными посланиями, властителей Европы к освобождению Св. мест, и посылал туда на покаяние великих преступников, однако голос мощного папы остался без деятельного отголоска, посреди долголетней борьбы его с императором римским Генрихом IV; он только посеял семена, в свое время произрастившие плод. Виктор III, его преемник, действуя в его духе, звал также Запад к освобождению Востока и мог только подвигнуть поморские города Италии вооружить свои флоты для бесполезных высадок на берега Сирии. Дело сие предстояло Папе Урбану II, которого мощное слово двинуло все народы Запада к Востоку, и тогда началась новая воинственная эпоха для Иерусалима, изменившая на два столетия лице всей Палестины и доныне оставившая глубокие следы свои на Востоке. Новая стихия западная, племя франков, примешалась к стихии арабской и турецкой, уже заглушавшей первобытную образованную стихию мира греческого, который столь благодатно процвел в обновленной христианством Св. земле. В течение двух веков непрестанные кровопролития франков и турков миллионами трупов усеяли все пути Сирии, и хотя от сего страшного столкновения Запада с Востоком возникло впоследствии просвещение в Европе, немного пользы принесло оно бедствующей Палестине, над которою еще более отяготилось иго магометанское, по удалении франков; а между тем истребилось постепенно сокровище обителей пустынных, под превозмогавшим влиянием первосвященников западных, и остатки учености духовной, которою славились еще лавры Св. Саввы и Феодосия, Евфимия и Харитония, под игом арабским исчезли совершенно, когда, после бурного прилива и отлива волн западных, осталась только одна горькая пена столетнего их владычества в Св. граде и двухвекового в Св. земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наследники убийц Распутина? Сергей Астахов о намерении дирекции музея-заповедника «Царское Село» снести поклонный крест в Александровском парке 07.10.2016 1639 Время на чтение 6 минут На днях СМИ растиражировали «сенсационное» сообщение: «Таинственная “могила Распутина” в Царском Селе может быть демонтирована». В действительности речь идет не о могиле, а о памятном кресте, установленном на том месте, где в 1916 году у северной стены строящегося храма преподобного Серафима Саровского состоялось захоронение тела Григория Распутина. Как сообщает «Петербургский дневник», директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова заявила, что поклонный православный крест в Александровском парке Царского Села установлен неофициально и без согласования с администрацией музея: «Юридически это самовольное сооружение, и конечно, с ним нужно будет что-то решать». «Более того, мы спрашивали и у священников, курирующих нашу территорию, — отметила Ольга Таратынова, — с ними это также никто не обсуждал». По ее словам, само захоронение Распутина находилось, вероятнее всего, в другом месте — на территории бывших земель фрейлины Анны Вырубовой, которую сегодня занимает Царскосельский Аграрный университет. «Мы знаем приблизительные координаты настоящего места временного захоронения — это за оградой парка, и всем, кто интересуется, называем их», — заверила директор музея. В этом году отмечаются две юбилейные даты, значимые для православной общественности, — столетие со дня закладки храма преподобного Серафима Саровского в Александровском парке Царского Села и столетие убиения царского друга Григория Ефимовича Распутина. Даты приходятся на ноябрь и декабрь 2016 года. 18 (5 ст.ст.) ноября 1916 года на окраине Александровского парка состоялась закладка небольшого деревянного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Этот храм строился на средства Анны Александровны Вырубовой и на пожертвования Царской Семьи. Церковь возводилась при Серафимовском лазарете-убежище, который обустроила А.А.Вырубова для раненых русских воинов Первой мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/07/na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (25.01.1880, с. Н. Плуталово Зарайского у. Рязанской губ.- 8.01.1938, Казань), сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), прот. Окончил Рязанскую ДС (1901), СПбДА (1905), канд. богословия. В нояб. 1905 г. назначен помощником инспектора Казанской ДС. С сент. 1906 г. библиотекарь ученической б-ки, исполнял обязанности казначея попечительства о бедных воспитанниках при семинарии, преподавал нем. язык. В 1907-1908 гг. делопроизводитель при Казанской ДС и член правления попечительства о бедных воспитанниках. С марта 1909 г. преподаватель по кафедре истории Церкви Вятской ДС, читал курсы истории и обличения рус. раскола, историю зап. вероисповеданий. В авг. 1909 г. назначен преподавателем рус. словесности и лит-ры на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии. 26 сент. 1909 г., после смерти своего тестя, прот. Иоанна Шишова, определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице С.-Петербурга. 21 окт. 1909 г. рукоположен во иерея. В марте 1911 г. переведен в храм Происхождения честных древ Креста Господня и иконы Божией Матери «Тихвинская» (Спасо-Бочаринская ц.). С нояб. 1912 г. служил 3-м священником в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская ц.) на Шпалерной ул. В сент. 1916 г. определен законоучителем в Ливальский приют ведомства учреждений имп. Марии. В 1916-1917 гг. окормлял больных и раненых воинов, находившихся на излечении в лазарете бывш. Императорских фарфорового и стекольного заводов. В февр. 1917 г. назначен членом Духовной комиссии по удовлетворению религиозно-нравственных нужд рус. военнопленных. В мае 1917 г. Епархиальным собором избран членом Епархиального миссионерского совета и членом правления Петроградской ДС. Проводил беседы в полицейских домах Петрограда и как известный городской священник проповедовал в Казанском соборе.

http://pravenc.ru/text/166579.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010