Григорием Паламой

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Учение о нетварном Фаворском Свете : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... называется Светом, но не по существу, а по энергии " . Поэтому все, написанное нами в предыдущей главе о сущности и энергии и их взаимном отношении к Богу, применимо и к Божественному Свету, Такова, вкратце, философско-богословская постановка вопроса о несозданном Свете у Паламы. Мистически, он касается той же темы, когда описывает высшие духовные состояния, во время которых достигшие их " смешиваются неизреченно со Светом превышающим ум и чувство " . Следует подчеркнуть, что учение о Фаворском Свете (как бы нам ни истолковывать это выражение) не является чем-то новым, впервые открытым св. Григорием Паламой. В Священном Писании и Ветхого, и Нового Завета есть много мест, где говорится о Божественном Свете. Выражениями об этом Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви. Такую же картину можно проследить и на всем протяжении патристической и аскетической письменности Восточной церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения) , так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его. В последнем значении - мистического состояния - аскетические писатели православной традиции часто ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Потаённый Пластов : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... служб. «Венчание» ( 1960-е ) , «Свадьба в старой Прислонихе» (1968) – память о собственном венчании в Германовском храме Симбирска и об уже к моменту создания картины окончательно разрушенной церкви [2, 127]. Естественным подспорьем служила изученность рукой, глазом пластики и обличья русских людей в их «трудах и днях». Но вот сам образ церковного служения доносился в мастерскую как свеча в пасхальную ночь. Основа большинства церковных композиций – образ света. Света не только наблюдённого, «свечного», но света, одолевающего мрак (вспоминается определение «фаворского света» Св. Григорием Паламой – «сверхсветлая тьма») . В какой-то мере церковные композиции А. А. Пластова являются чистым воплощением «идей», живших в душе лишь одного художника – ведь никто из талантливых современников не обращался к ним напрямую в 1940-50-е годы. А. А. Пластов оставался последним звеном, соединяющим церковные сюжеты в дореволюционном искусстве с современной нам тематикой, возродившейся в конце 60-х – начале 70-х, вернее, принятой, как теперь очевидно, из холодеющих рук уходившего великого художника. Обратим внимание на холст «Рисующий у окна. (Портрет сына) » (1945) , напрямую вроде ... далее ...
Размышления о судьбе православной патрологии : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... пусть даже он блестяще владеет греческим или латинским языками, и, кроме того, языками новыми. Он может изучать их, как изучают произведения Гомера, Платона или неоплатоников. Патролог же — это в первую очередь тот, кто стремится в синергии с благодатью Божией преобразить себя, стараясь жить по образцу святых отцов. Он не может не быть человеком внецерковным или «околоцерковным», и поэтому для него само собой разумеется, что такие писатели, как, например, Варлаам или Акиндин, какими бы они, на первый взгляд, талантливыми не были, не могут быть поставлены на один уровень со святителем Григорием Паламой. Только исследователям, стоящим вне Православной Церкви, может представляться, что оппоненты святителя — первоклассные мыслители, а он — «троечник», который лишь повторяет «святоотеческие азы». Таких исследователей я не могу назвать патрологами. Вследствие всего вышесказанного я глубоко убежден в том, что сугубая «филологизация» (или «философизация») патрологии является просто попыткой ее «расцерковления». Иногда студенты задают вопрос: «Ну, как же, Алексей Иванович! Надо же все-таки изучать языки». Я им отвечаю: «Кому вы это говорите? Да, конечно, изучайте, старайтесь! » ... далее ...
Майстер Экхарт — Григорий Палама: продолжение ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... не прибавил к ним и вторую? — Потому что хотел выделить ее в особую реальность, субстанциализированное действие, описываемое с помощью отглагольных и адъективных существительных [27]. c (Но субстантивация — только видимый признак, лишь внешний симптом глубинных процессов. Обладая, в отличие от абстрактных и туманных построений, визуальной конкретностью документа, она удобна для анализа, но всей проблемы отнюдь не исчерпывает. Впрочем, уже она определенно свидетельствует, что креационная схема, предложенная Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении православной веры») III, 15 (, заполняется Григорием Паламой инородным ей эманационным содержанием. К краткой конкретизации этого содержания я теперь и хочу приступить.) Надо сказать, что в моем «Ответе на рецензию» отца Диодора я предложил два анализа, осуществленных с разных сторон, паламитского понятия «энергия». В первом, основанном на гл. 21 трактата «Против Григоры» II [28], мною было указано, что «энергия», по Паламе, не есть ни сущность, ни акциденция, но созерцается и пребывает в «ином», т. е. в сущности, хотя и не как акциденция, но «природным образом». — Во втором анализе, сделанном на основе «Ста пятидесяти глав» (113, ... далее ...
Римский примат в византийском богословии ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... [2] IX в. и послание Антиохийского патриарха Петра к патриарху Аквилейскому [3] XI в.) и достигла апогея к XIV в. Последним автором, который окончательно сгруппировал старые и сформулировал новые возражения идеи римского примата был, как это ни странно, византийский еретик Варлаам Калабрийский. В свой ранний период деятельности он выступал в качестве официального представителя византийского двора на переговорах с папой и поэтому создал серию антипапских произведений, многие из которых были посвящены критике римского примата [4]. Как известно, затем Варлаам вступил в полемику со свт. Григорием Паламой, был осужден, уехал на Запад, перешел в католичество и даже стал епископом итальянского Джераче. Однако его антилатинским творениям была уготована другая судьба – они продолжали внимательно читаться и переписываться, несмотря на осуждение самого автора. Конечно, многие византийские авторы писали против римского примата и после Варлаама – св. Нил Кавасила, Матфей Ангел Панарет, Макарий Анкирский, св. Симеон Солунский, Геннадий Схоларий, но их сочинения сильно зависят от аргументов, сгруппированных Варлаамом, и не несут в себе практически ничего нового в плане ... далее ...
Учение прп. Никодима Святогорца о плодах умного ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... что диавол отнюдь не желает, чтобы люди узнали и повеpили, что он обретается в сеpдце и оттyда ополчается на них, но хочет, чтобы они полагали, бyдто он ополчается на них извне… чтобы, узнав об этом, они не начали вести с ним брать посpедством сеpдечного памятования Иисyса Хpиста… Поэтому я показал козни диавола, чтобы yзнали о них люди и ополчились на него при помощи сеpдечной молитвы. Смотpи об этом и во введении и в конце Добpотолюбия») ΕΣ. 179–181 (.) Таким образом, прп. Никодим полагает, что следует традиции, заложенной великими исихастами XIV в., прп. Григорием Синаитом и свт. Григорием Паламой. Тем не менее, следует заметить, что нигде, ни в сочинениях самого Григория Синаита, ни в его знаменитом Житии, написанном свт. Каллистом I, патриархом Константинопольским, нет указаний на то, что преподобный преподавал умное делание (даже умное делание вообще, не говоря уже о «художественных приемах»!) мирянам; все его сочинения подразумевают монашескую аудиторию, а недавно опубликованные «Главы о четырех священноначалиях» (к слову, со средних веков известные всему славяноязычному монашеству в переводе на церковнославянский язык, выполненном еще в среде учеников ... далее ...
О богословском персонализме протоиерея Иоанна ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... мысль Мейендорфа ясна - его персонализм однозначно состоит в том, что ипостась в реальном божественном бытии является источником и причиной сущности. И это неверно. 3. Согласиться с Димитракопулосом в чем-то одном не значит, что с ним надо согласиться во всем. С его оценкой богословия Паламы в целом я не согласен (и мы с ним многократно это обсуждали лично) . Однако его критика взглядов Мейендорфа является обычным истрико-философским анализом, не влияющим на наше отношение к тому или иному богословскому вопросу, и я считаю, что это качественная критика. Более подробно об использовании Григорием Паламой аристотелевских категорий можно прочесть в другой книге Димитракопулоса " Августин и Григорий Палама. Проблемы аристотелевских категорий и тринитарной психо-теологии " , Афины, 1997 (на греч.) . 4. Насчет неоплатонизма Вы меня насмешили. Обычно меня считали борцом с неоплатонизмом (что тоже неверно) . Чтобы знать мою точку зрения на средневековый неоплатонизм, можете ознакомиться с главой " Средневековье без неоплатонизма " , в статье по этой ссылке (она там под номером 6) : Ответить Зинковский Мефодий, иеромонах 2. 03. 2012 в 23: 44 Спасибо, о. Диодор! 1. Вы пишите: ... далее ...
Дальнейшие разъяснения о проблемах интерпретации ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... источников (Плотин, Прокл, Дамаский) . Но, с другой стороны, невозможно также классифицировать того или иного средневекового автора как неоплатоника, опираясь на то, что он читал неоплатонические тексты, поскольку практически всегда эти авторы использовали свои источники исключительно в своих собственных целях. Что касается параллелей между Западной и Восточной традициями, то они имеют смысл только тогда, когда обнаруживаются реальные - подтверждаемые источниками - контакты двух традиций. В качестве примеров философских контактов (со стороны Византии) можно привести следующие: случаи с Григорием Паламой, который читал Августина в переводе Максима Плануда, или случай с византийскими томистами, такими как братья Кидонисы, и др., которые читали, переводили и изучали Фому Аквинского. То же самое, с точки зрения М. Трицио, актуально и при сравнении мистического опыта (в том числе Паламы и Экхарта) : при отсутствии каких-либо текстологических свидетельств, на основе которых можно было бы выстраивать определенную концепцию их отношений, такое сравнение становится непосильной задачей... Со своей стороны добавлю, что такой подход не означает, что невозможны какие-либо ... далее ...
Византийская философия: понятие, аксиоматика, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... предметом философского мышления не сущность, субстанцию или бытие само по себе, а их действительность, их действия и движения, и в этом смысле – их существование, именно посредством которого и может познаваться и его сущность. Этот особый нюанс центральной метафизической проблематики я считаю специфическим вкладом философской культуры Византии. В рамках этой парадигмы также может быть распознано многообразие программ. Однако все они неизменно связаны с учением об энергиях. На нем базируются и некоторые из наиболее сложных дебатов, как, например, в случае спора Григория Акиндина с Григорием Паламой и паламитами его времени. В отличие от Варлаама Калабрийского и действовавших действительно чуть позже византийских томистов, Акиндин не отрицал присутствие нетварных и вечных сущностных энергий Бога вне Божественности и в творении. Он и сам являлся практикующим исихастом, хотя и отрицал психосоматическую технику, выработанную Григорием Синаитом и его последователями. Акиндин утверждал, что мы не в состоянии различать тварные и нетварные Божественные энергии в пространстве-времени мира, поскольку они присутствуют в своем взаимодействии, т. е. в своей синергии. Его ... далее ...
От «возвращения к отцам» к необходимости ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... сокровищ подлинной мысли отцов, богатого литургического опыта и мистического богословия, а духовно истощенный Запад был лишен всего этого и в итоге довольствовался схоластикой, пиетизмом, богословским рационализмом и легализмом. В результате молодое поколение православных богословов приучилось не только использовать интерпретационную схему «православный Восток против еретического Запада», но также стало обычным делом самодовольно противопоставлять лучший извод христианства, то есть православие (с отцами-каппадокийцами, Максимом Исповедником, так называемым «мистическим богословием», св. Григорием Паламой, русским богословием диаспоры и т. д.) изводу похуже, то есть Западу (с его схоластическим богословием, Фомой Аквинским, священной инквизицией, богословием легализма и пиетизма и т. д.) . Именно так современный Запад представляют себе во многих православных странах. Несмотря на существенное продвижение в патристике, богословии поместных Церквей и евхаристической экклезиологии, на Запад по-прежнему смотрят сквозь эти искажающие линзы – для удобства и простоты или, проще говоря, из-за невежества. Такой интеллектуальный климат способствовал тому, чтобы лишить молодое ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Григорием Паламой
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера