Григорием Нисским

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Святой Григорий Чудотворец...Искать в ИсточникеИсточник
... форме он при большой полноте заключающегося в нем триадологического учения, является кратким и точным, в высшей степени соразмерным в своих частях и законченным в целом. Самый тон его весьма торжественный и отражает в себе то чисто пророческое прозрение в тайну Св. Троицы, каким запечатлено все содержание этого замечательного символа: автор его как бы в экстатическом состоянии созерцает неисследимые глубины божественной жизни и созерцаемое непосредственно выражает в словах символа. Символ св. Григория сохранился прежде всего в списках похвального слова о жизни св. Григория, составленного Григорием Нисским, а также и отдельно в многочисленных греческих рукописях с надписанием: Έκθεσις τής πίστεως κατά άποκάλοψιν Γρηγορίου επισκόπου Νεοκαισαρίας, или ή θεία μυσταγωγία του άγίου Γρηγορίου του θαυματουργού и т. п., — в позднейших произведениях цитуется под coкращенным названием Άποκάλυψις Γρηγορϊου; затем, в двух латинских переводах, в сирийском [335], славянском. Текст символа св. Григория в общем устанавливается довольно твердо. Мы даем его в греческом оригинале с параллельным русским переводом, в двух латинских переводах и в славянском [336]. Εις θεός, πατήρ λόγου ζώντος, ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Представления о природе языка в арианских спорах ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... понимание природы языка одного из величайших учителей Церкви, и не только из-за того, что она являет собой фрагмент, позволяющий более отчетливо представлять картину развития понимания языка в историко-философском контексте, но и, в частности, вследствие того, что она была задействована в спорах об именах Божиих между С. В. Троицким и иеромонахом о. Антонием (Булатовичем) в начале прошлого века, но продолжающихся и сейчас. Как известно, в качестве аргументации против позиции представителей имяславия С. В. Троицкий опирался в первую очередь на полемические утверждения, высказанные свт. Григорием Нисским против учения Евномия [1]; в свою очередь, о. Антоний (Булатович) и солидарный с ним С. Булгаков, также указывали в качестве подтверждения своей позиции на определенные моменты учения о языке свт. Григория Нисского, высказанные в его полемике с Евномием [2]. Тем не менее, антиевномианская полемика свт. Василия Великого также обсуждалась обоими сторонами, да и понимание природы языка свт. Григорием во многом представляет собой развитие взглядов свт. Василия... Не касаясь здесь весьма сложных и запутанных вопросов, связанных со спорами вокруг имяславия, в данной статье ... далее ...
Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... - и, сказав так, полагаем, что указали причину 908. {40а} Движение по намерению определяется (в отличие от движения по природе) своей целевой причиной, каковой является истинное или кажущееся благо. {41} Здесь у св. Максима двучленная схема ( бытие-присноблагобытие ) ; ниже - более подробная, трехчленная: бытие - благобытие - приснобытие 909. Тот факт, что, полемизируя с оригенистами в этой главе Трудностей, св. Максим не только не оспаривает учение о всеобщем спасении, но и сам характеризует судьбу человека в вечности тольку как благую, не означает, как показал Шервуд, что вслед за св. Григорием Нисским и Евагрием он разделяет это учение Оригена. Далее, в 65-й главе св. Максим говорит и о движении, заканчивающемся присным событием 910. {41а} Целевой причиной движения в контексте двучленной схемы является благобытие. Какой причиной является бытие, зависит от значения предлога έξ («от из») . Чуть ниже «началом» движения назван Бог и сказано, что движение - « έξ Него». Если речь идет о движении из Бога, то такое движение тождественно приходу в бытие 911 и, таким образом, бытие является целевой причиной его. Но поскольку выше ( у схолл. {17}-{18} ) св. Максим показывает, что ... далее ...
Византийское богословие. Исторические тенденции и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... богословие в той форме, которая господствовала над византийской мыслью, было вполне разработано еще в IV в. в писаниях каппадокийских отцов против Евномия. Отвергая мнение Евномия, считавшего, что человеческий разум в силах постичь Саму Сущность Бога, отцы-каппадокийцы утверждали абсолютную трансцендентность Бога и отрицали всякую возможность отождествить с Ним какое бы то ни было человеческое понятие. Говоря, что Бог не есть, богослов в самом деле произносит Истину, ибо никакое слово и никакая мысль не могут объять то, что Бог есть. Поэтому восхождение души человека к Богу и описано Григорием Нисским как процесс исключения, который, однако, никогда по-настоящему не достигает какого-то положительного завершения. [Душа] восходит вновь и проходит в духе через умопостижимый и сверхкосмический мир…; она проходит чрез собрание небесных созданий, оглядываясь, есть ли средь них Возлюбленный. В своем поиске она проходит через весь ангельский мир и, не находя Единственного, она ищет Его среди блаженных, с которыми она встречается, говоря себе: «Может, кто-то из них постиг Единственного, Кого я люблю? » Но они в молчании слышат вопрос души, и безмолвием своим дают понять, что Тот ... далее ...
Св. Григорий Нисский как моралист: ...Искать в Источникеazbyka.ru
... св. Григорием невинной природе человека: это – нравственная «чистота» (καθαρότης) . Καθαρότης, очевидно, выражает в существе дела совершенно ту же мысль, как и ἀπάθεια; вся разница между этими выражениями состоит лишь в том, что в первом мысль высказывается в положительной форме, а во втором – в отрицательной, т. е. если первое показывает, что первосозданная природа человека была в нормальном состоянии, то второе свидетельствует, что она была чужда тех ненормальностей, какие составляют принадлежность извращенной грехом природы человеческой. Конечно, и эти две черты, указываемые Григорием Нисским, имеют для нас важное значение, потому что они обрисовывают невинное состояние человека в отношении к состоянию человека падшего. Однако они все–таки еще далеко недостаточно характеризуют первосозданную природу человека, потому что оставляют совершенно открытым вопрос: в чем же именно состояло это нормальное нравственное состояние невинной природы человеческой? Хотя ни ἀπάθεια, ни καθαρότης, не дают надлежащего ответа на данный вопрос, тем не менее в творениях Григория Нисского мы находим довольно определенное решение и этого вопроса: не ограничиваясь отрицательной ... далее ...
Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – и, сказав так, полагаем, что указали причину 908. {40а} Движение по намерению определяется (в отличие от движения по природе) своей целевой причиной, каковой является истинное или кажущееся благо. {41} Здесь у св. Максима двучленная схема ( бытие-присноблагобытие ) ; ниже – более подробная, трехчленная: бытие – благобытие – приснобытие 909. Тот факт, что, полемизируя с оригенистами в этой главе Трудностей, св. Максим не только не оспаривает учение о всеобщем спасении, но и сам характеризует судьбу человека в вечности тольку как благую, не означает, как показал Шервуд, что вслед за св. Григорием Нисским и Евагрием он разделяет это учение Оригена. Далее, в 65-й главе св. Максим говорит и о движении, заканчивающемся присным событием 910. {41а} Целевой причиной движения в контексте двучленной схемы является благобытие. Какой причиной является бытие, зависит от значения предлога έξ («от из») . Чуть ниже «началом» движения назван Бог и сказано, что движение – « έξ Него». Если речь идет о движении из Бога, то такое движение тождественно приходу в бытие 911 и, таким образом, бытие является целевой причиной его. Но поскольку выше ( у схолл. {17}-{18} ) св. Максим показывает, что ... далее ...
Григорий Нисский. Создание канона, Глава 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... антропологии формируется теория дихотомии, двусоставности человеческого естества, природа которого определяется, так же, как и у языческих неоплатоников, парой оппозиционных понятий: «дух» и «плоть». Теория дихотомии имеет два варианта: в ней говорится о «предсуществовании душ» (неоплатоники, Ориген) , либо о «предсуществовании тел» (Климент Александрийский) ; понятие «перихорезис» (смешение, срастворение чувственного-ноэтического) отнесено Оригеном к личности Христа, но отнюдь не переносится на человека, сотворенного по Его образу и подобию. Учение о перихорезисе переносится Григорием Нисским в антропологию, на ее основе возникает учение об одновременном возникновении души и тела (главы XXVIII, XXIX) , а также учение о том, что ум как богоподобие человека несозерцаем, а также и о том, он не сосредоточен в одном каком-либо органе. Дихотомия Григория Нисского соотнесена с космологией. Он, подобно античным авторам, называет человека «микрокосмом», но говорит о том, что лишь богоподобием определяется истинное достоинство человека. Богоподобие человека раскрывается через ряд понятий: ум или разумевательное начало, словесная природа человека, царственность, ... далее ...
Пути русского богословия, VI. Философское ...Искать в Источникеazbyka.ru
... математики в Академии. Еше в студенческие годы они организовали в Академии общество “Ученые беседы, ” где занимались и переводами. Уже в эти годы студенты в Академии интересовались новейшими немецкими системами, – “философствовали, спорили, помогали друг другу в понимании Кантова учения, трудились над переводом технических слов его языка и разбирали системы его учеников. ” В молодости Делицын переводил с латинского и с немецкого, – Энеиду стихами, Аналлы Тацита, кое-что из Гете и Шиллера; впоследствии он вполне сосредоточился на переводе греческих отцов, всего больше поработал он над Григорием Нисским... Именно в эти годы учился в Московской академии Н. И. Надеждин (1804 – 1856) впоследствии профессор Московского университета, основатель и редактор “Телескопа... ” В сходных чертах рассказывает и Ростиславов о Петербургской академии, во времена Иннокентия Борисова, бывшего здесь инспектором в 1824–1830 годах. “Пусть обучавшиеся в то время в Академии припомнят те горячие и оживленные споры о философских, богословских и прочих предметах, которые тогда происходили у студентов и между собою в комнатах, и с наставниками в классах. От запальчивости, от горячности антагонистов ... далее ...
Влияние восточного богословия на западное в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... близости к Нему. Но удаление человеческой природы от Бога нельзя, конечно, понимать в чувственно-пространственном смысле; оно выразилось лишь в утрате ею первоначального подобия ее Богу. Утрата же подобия Богу не была уничтожением самого образа Божия, лежащего в основе конституции духовной природы человека, но состояла в том, что к образу Божию присоединилось лишь нечто чуждое образу, как бы помрачающее и закрывающее его, именно, присоединилось материальное тело с животной организацией. Чистая и неизменяемая по своей сущности природа покрылась как бы проказою, по употребляемому св. Григорием Нисским сравнению, и сделалась причастной текучести материального бытия 866. Соответственно этому, возвращение человеческой природы в ее прежнее состояние подобия божественной природе должно быть определено прежде всего, с отрицательной стороны, как очищение ее от того, что не может быть признано свойственным ей, как образу Божию (purgatio) . А так как присоединение низшей материальной стороны к духовной природе человека в эмпирическом состоянии последнего является лишь выражением внутреннего разделения самой этой природы, которое было в свою очередь следствием отпадения человека ... далее ...
Григорий Нисский. Создание канона, Глава 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сам по себе не является «злым» началом, он без-образен (не он, а ум непосредственно сообщается с Богом и затем последовательно и в определенной пропорции передает богоподобие и вещественному составу, в котором он, ум, пребывает несозерцаемо и повсеместно) . говорят о его «прельщении юности»: он, будучи чтецом в храме, оставляет это поприще и отправляется преподавать искусство риторики в языческом училище. Историки литературы указывают на влияние, которое оказал свт. Григорий Нисский на литературу восточного и западного средневековья своим аллегоризмом (J. Danielou. Le sumbole de la caverne chez de Gregoire de Nysse. — «Jahrb. F. Antike und Christentum», Erg. — Bd. 1, 1964. С. Аверинцев. Византийская литература IV–VII вв. — История Византии. В 3-х т. Т. I. — М., 1967) Историки святоотеческой письменности связывают с его именем появление апофатических формул, что требует уточнения (Архим. Киприан) Керн (Золотой век Свято-Отеческой письменности. — М., 1995) . Апофатические определения впервые используются Григорием Нисским по отношению к Божественной Сущности (Архим. Софроний) Сахаров () , но в философии прямым его предшественником в использовании апофатезы был ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Григорием Нисским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера