Григорием Нисским

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
святитель Григорий НисскийИскать в Источникеazbyka.ru
... на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины. По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью. Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий. Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала ... далее ...
Творения преподобного Максима Исповедника. Книга ...Искать в Источникеazbyka.ru
... глубоко чуждое языческой философии и религии греков, в корне отличало от них христианское вероучение. См. : Crouzel Н. La passion de limpassible. Un essai apolo- getique et polemique du IIIe siede L’homme devant Dieu. Melanges offert au P. H. de Lubac. P., 1963, p. 269–279. 760 Термин????????? , часто встречающийся в творениях преп. Максима, здесь предполагает, что Бог как бы заключает в Себе мир сущих, ограничивает или «описует» его. Интересно отметить, что выше преп. Максим употребляет тот же термин и в отношении «логосов» сущих. 761 В данном случае преп. Максим во многом следует за св. Григорием Нисским, который говорит, что человек как образ Божий исполнен всякого блага, присущего Первообразу (ибо Бог есть всякое благо) , в том числе ему свойственно быть свободным и самовластным. См. : Творения святаго Григория Нисского, ч. 1, с. 140–141. 762 Наречие? ???? можно понимать как в смысле «простоты» – одной из катафатических характеристик Бога, – так и в смысле «не делая различия». Что касается первого, то учение о «простоте» Бога было характерно для многих отцов Церкви, и, в частности, сам преп. Максим в «Амбигва» говорит, что Бог никогда не выходит из Собственной ... далее ...
23 января – день памяти Григория Нисского - ...Искать в Источникеfoma.ru
... земляки Григорий Нисский вместе со своим старшим братом Василием Великим и близким другом Григорием Богословом (или Григорием Назианзином) принадлежал к плеяде знаменитых Великих Каппадокийцев (Каппадокия – область Малой Азии, входившая в Восточную Римскую империю, ныне принадлежит Турции) . Все они были, как мы бы сейчас сказали, «земляки». А. В. Карташев писал, что « их родина Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование». Эти Отцы Церкви во второй половине IV века после Рождества Христова, опираясь на опыт античной философии, в строго православном духе разработали догмат о Святой Троице и утвердили его на Втором Вселенском Соборе (381 год) . Тогда Римская империя буквально сотрясалась спорами с арианами и другими еретиками, и дискуссии о Боге, Лицах Троицы и Их взаимоотношениях, о соотношении двух природ в Христе были столь распространены и повсеместны, что буквально выплеснулись на улицы и площади городов. Православные всех классов общества и состояний, всех степеней образования пустились в ... далее ...
Григорий Нисский. Создание канона, Глава 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «концепция «христианской философии-любомудрия» как любви к Божественной Мудрости – Христу»: здесь под «философией» понимается высшее призвание Промысла Божьего в соединении с благодатной помощью свыше, жизнь философа (φιλοσοφειν) – это путь избранника, она сродни монашеству. Такая философия является не только учением, доктриной, но и созерцанием; общественная жизнь служит для представителя «любомудрия» проверкой добродетели 99. В. М. Лурье обращает внимание читателя на Первое послание апостола Павла к римлянам как новозаветный источник учения о трех ступенях богопознания, обозначенных Григорием Нисским в трактате «Об устроении человека»: «Достойно уразумел Божие творение только один – сам воистину созданный по Богу и в образ Сотворившего преобразивший душу Василий, общий наш отец и учитель, который своим созерцанием сделал удобопонятным для многих высокое устройство вселенной и устроенный истинной премудростью Божией мир сделал ведомым для тех, кто его (св. Василия) знанием приводится к созерцанию» 100. По поводу приведенного выше высказывания Лурье замечает: «В этой фразе отражена известная «теория познания»: рациональное познание мира (συνεσις – «знание») , которым ... далее ...
[Обзор книги:] Ладлоу Моруэнна. Григорий Нисский: ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... [Обзор книги: ] Ладлоу Моруэнна. Григорий Нисский: древность и (пост) модерн. (Ludlow, Morwenna. Gregory of Nyssa, Ancient and) Post (modern. OUP. 2007. 336 pp. ISBN-13: 978-0-19-928076-6) [ Мыслитель IV века св. Григорий Нисский на протяжении последних пятидесяти лет был предметом огромного разнообразия интерпретаций со стороны историков, богословов и философов. Это исследование посвящено анализу недавних прочтений св. Григория Нисского, и ставит вопрос о том, что они могут сказать в отношении модернистских и постмодернистских ... далее ...
История древней церкви. Том 1 – Луи Дюшен, Глава ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сообщниками их преступлений, забывая, по выражению епископа-патриота, свое звание понтийцев и христиан. Эти малоутешительные подробности заставляют думать, что столь быстро достигнутая Григорием христианизация страны не была вполне прочной. Об этом святом епископе сохранилась в народе глубокая память. Его чудеса приобрели широкую славу и заслужили ему прозвание Великого и Чудотворца. Неокесарийская церковь еще в IV веке держалась его символа веры, который он получил в откровении по молитве Марии, Матери Божией, от евангелиста Иоанна; по крайней мере так гласит предание, записанное Григорием Нисским, панегиристом Чудотворца. Судя по тексту, неокесарийский символ веры скорее отзывается влиянием Оригена. Во всяком случае видно, что, несмотря на свои чудеса и пастырские обязанности, Григорий не переставал быть на высоте философского образования, полученного им от великого александрийца. Некоторые труды, не без основания приписываемые ему, кроме ужо упомянутых, свидетельствуют о том, что он интересовался отвлеченными вопросами 559. 2. Антиохия С начала II века Сирия разделялась на три провинции: собственную Сирию на севере, Палестинскую Сирию, бывшее царство Ирода, и, ... далее ...
Для чего убили Григория Распутина? / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Владимир Василик 30 (17) декабря исполняется 100 лет со дня убийства Григория Распутина. Сама его личность и обстоятельства этого события до сих пор являются предметом споров и обсуждения. В этом году исполняется 100 лет со дня убийства Григория Ефимовича Распутина, но и поныне о его личности не утихают споры. Для одних он – «святой чорт, распутник, хлыст, злой гений слабого царя, знамение погибшего царства». Для других – невинно оклеветанный, святой старец, мученик, ближний друг Царской Семьи. Видимо, настала пора отвлечься от споров и sine ira et cura – «без гнева и пристрастия» – исследовать феномен Распутина, опираясь на достоверные источники. Но при этом следует помнить слова известного историка А. С. Лаппо-Данилевского об источнике как продукте психологической деятельности, зеркале чужой одушевленности. И прежде всего, надлежит не забывать знаменитое декартовское «Все подвергай сомнению», в особенности многочисленные мифы о Распутине и Царской Семье. Первый миф – о слабом, безвольном Царе, подкаблучнике Царицы-немки, терпевшем в своем дому развратного мужика по внушению экзальтированной супруги. Не нужно особо распространяться о том, как эта сплетня сработала в ... далее ...
Учение бл. Августина о познании души - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... знак понятий. Бл. Августин, обсуждая настоящий вопрос, движется в той же плоскости. Но он сосредоточивает свое внимание исключительно на доказательстве того положения, что слова ничему не учат. Искусственное происхождение языка при этом само собою предполагается, и бл. Августин говорит о нем, как об истине, не требующей доказательств. По своему существу его учение очень близко подлинному мнению Платона, точно формулированному Аристотелем, но в то же время носит на себе и следы влияния стоицизма. Обращает на себя внимание почти полное совпадение во всем существенном между бл. Августином и Григорием Нисским. Непосредственного влияния со стороны знаменитого восточного писателя здесь быть не могло, во-первых, потому, что бл. Августин недостаточно знал греческий язык и вообще не обнаруживает непосредственного знакомства с восточной церковной литературой. Во-вторых, независимость бл. Августина от 12-й книги Contra Еunomium Григория Нисского устанавливается хронологией. Год издания этого сочинения неизвестен, но во всяком случае его появление в свет нужно отнести приблизительно ко времени между 379 и 383 годами. Но бл. Августин по занимающему нас вопросу успел высказаться в ... далее ...
Почему не стоит сомневаться в Церкви? / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Роман Савчук Жизнь святителя Афанасия Великого была нелегкой. Однако ее значение для Вселенского Православия не ограничивается лишь исповедническим подвигом Александрийского Патриарха. В житии именно этого святого на примере конкретных исторических обстоятельств слова Христа о непоколебимости Церкви даже перед вратами ада ( см. : Мф. 16: 18 ) приобретают ясные очертания беспрекословной истины. И это очень важно. Ведь не секрет, что в определенные моменты истории сторонний наблюдатель может найти слишком много аргументов для критики как церковного устройства, так и ее способности оставаться «столпом и утверждением Истины» вопреки действиям конкретных личностей. Вопрос актуален всегда: где доказательства того, что Церковь действительно управляется Духом Святым? Обратимся к фактам из жизни святителя Афанасия Великого. 9 июня 328 года в возрасте 28 лет святой был единодушно избран на Александрийскую кафедру. Однако его бескомпромиссная позиция в борьбе с арианской ересью сильно раздражала приверженцев этого учения, которые после поражения на І Вселенском Соборе все же сумели со временем приобрести значительное влияние в Римской империи. Они начали целую кампанию против ... далее ...
Жития святых. Июнь - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... . Своим происхождением школа обязана антиохийскому пресвитеру Лукиану и его современнику Дорофею, жившим в III в. Из нее вышли впоследствии Иоанн Златоуст, Феодор, епископ Мопсуетский, Феодорит Кирский и другие. Несторий также принадлежал к этой школе, но он трезво-рассудочные начала ее довел до крайних пределов и, в стремлении приблизить тайну воплощения к нашему пониманию, впал в ересь. [28] Название Пречистой Девы Марии Богородицею, подвергнутое Анастасием и Несторием нападению, употреблялось в предшествующем веке Евсевием Кесарийским, Афанасием Великим, Григорием Великим, Григорием Нисским и другими; оно не означало того, что Пресв. Дева сообщила божественную природу Спасителю, но утверждало только единение Божества и человечества в одном лице, «потому что Сын Божий принял на себя не личность человека, но только естество человека». [29] Между прочим, списки проповедей Нестория обращались среди египетских монахов, и многие из них вследствие этого перестали называть Пресвятую Деву Богородицею. [30] Александрийский епископ Александр видел во сне явившегося Господа, на Котором была разодранная одежда. Когда он спросил явившегося: «Господи, кто разодрал Твою ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Постоянная ссылка на эту страницу: Григорием Нисским
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера