Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Ф. Лефевр, архиеп. Тюльский. Фотография. 1980 г. [Франц. Lefebvre] Марсель Франсуа (29.11.1905, Туркуэн, Франция - 25.03.1991, Мартиньи-Виль, Швейцария), архиеп. Тюльский, основатель наиболее массового движения в совр. католич. традиционализме , критик реформ в Римско-католической Церкви после Ватиканского II Собора . В 1988 г. за совершение т. н. незаконных епископских рукоположений Л. был отлучен от Церкви. Род. в семье владельца текстильной фабрики. Родители Л. были глубоко религ. людьми, семья ежедневно посещала мессы; впосл. 5 из 8 детей выбрали церковное служение: помимо Л. священником конгрегации Св. Духа стал его старший брат Рене, сестра Жанна - монахиней об-ва св. Марии Исправительницы, Бернадетта (Мария Габриела) - монахиней конгрегации Св. Духа, Кристиана (Мария Кристиана) - монахиней ордена босых кармелиток. В 1913-1923 гг. Л. воспитывался в коллеже Святейшего Сердца в Туркуэне; окончив его, поступил в папскую Французскую семинарию в Риме, посещал занятия в папском Григорианском университете , где в мае 1925 г. получил степень д-ра философии. Во время обучения в Григорианском ун-те, в 1926 и 1927 гг., Л. призывался на военные сборы во Францию. 25 мая 1929 г. в Латеранской базилике генеральный викарий Рима кард. Базилио Помпили рукоположил Л. во диакона, после чего он был направлен в еп-ство Лилль. 21 сент. того же года Лилльский еп. Ашиль Льенар рукоположил его во пресвитера. Вернувшись в Рим, Л. завершил учебу в Григорианском ун-те; 2 июля 1930 г. он получил степень д-ра теологии. По примеру старшего брата пресв. Рене Лефевра, вступившего в монашескую конгрегацию Св. Духа, к-рая занималась миссионерством во франц. колониях в Африке, Л. выразил желание стать миссионером, но по окончании учебы был обязан отслужить год в Лилльском еп-стве. Еп. А. Льенар назначил его 2-м викарием на приход Пресв. Девы Марии Лурдской в Ломе, промышленном пригороде Лилля; там Л. занимался катехизацией молодежи.

http://pravenc.ru/text/2463617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕОС Альварес [испан. Mateos Álvarez] Хуан Хосе (15.01.1917, Сеута - 23.09.2003, Малага), иезуит, католич. литургист и библеист. Род. в семье испан. офицера Хуана Хосе Матеоса, проходившего военную службу в Сев. Африке, и его супруги Марии Альварес. По окончании средней школы изучал медицину в ун-тах Мадрида и Гранады, однако был вынужден прервать занятия во время гражданской войны (1936-1939). 1 февр. 1940 г. поступил в новициат ордена иезуитов в г. Кадис (Андалусия). В 1942 г. принес простые обеты и начал изучение гуманитарных наук в г. Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария (1942-1944), с 1943 г. исполняя обязанности инспектора курса. Получив философское образование в коллегии Нуэстра-Сеньора-дель-Рекуэрдо в Мадриде (1944-1947), где он был также регентом хора, М. приступил к прохождению 2-летней педагогической практики в Ин-те Массимилиано Массимо в Риме. Затем в течение 4 лет изучал богословие в папском Григорианском университете . 18 марта 1951 г. рус. католич. архиепископ восточного обряда Александр Евреинов рукоположил М. во пресвитера. За неск. лет до этого предполагалось, что М. будет осуществлять свое служение в Румынии, однако еще в 1948 г. коммунистические власти юридически ликвидировали Румынскую греко-католическую Церковь. В связи с этим 1952-1953 гг. М. провел в Париже, где занимался изучением текстов суточного круга византийского богослужения . После прохождения терциата в Австрийской пров. Об-ва Иисуса М. вернулся в Рим (1954) и приступил к подготовке докторской диссертации в Восточном папском институте . В 1956-1958 гг. жил в Ираке, где изучал литургические рукописи Сирийской яковитской Церкви . М. установил, что практику богослужения, принятую в Тикрите, центре мафрианата этой Церкви (см. ст. Мафриан ), следует рассматривать в качестве особого обряда. 2 февр. 1957 г. принес торжественные обеты. 13 июня 1959 г. защитил диссертацию, посвященную ночной и утренней службам Халдейской католической Церкви (см. ст. Восточно-Сирийский обряд ), с оценкой «summa cum laude» и получил должность профессора вост. литургики в Восточном папском ин-те. Кроме того, М. преподавал в др. папских ун-тах: Григорианском и Урбанианском, а также в папском литургическом ин-те св. Ансельма. В качестве приглашенного преподавателя читал курсы в ун-те Леопольдвиля (ныне Киншаса, Демократическая Республика Конго) (1962), в Ин-те восточнохристианских исследований им. папы Иоанна XXIII при Фордемском католическом ун-те в Нью-Йорке (1965, 1967), в Бостонском колледже (1967, 1968), в Ун-те Сан-Франциско (1969), в семинариях Маланкарской Церкви и Сиро-Малабарской католической Церкви в Коттаяме (шт. Керала, Индия) (1969), в Восточно-азиатском ин-те для священников в Маниле (1969, 1971, 1973, 1975, 1976). В 1964-1972 гг. исполнял обязанности главного редактора ж. «Orientalia Christiana Periodica».

http://pravenc.ru/text/2562574.html

Пресвитер Константин Симон: «Русский дом» в Риме Я надеюсь на добрые отношения между православными и католиками. 9 июня, 2014 Я надеюсь на добрые отношения между православными и католиками. Архиепископ Петергофский Амвросий совершил чин присоединения к Православной Церкви католического священника Константина Симона — настоятеля «русского дома». История Руссикума, легендарного «русского дома» в Риме – удивительное свидетельство действия промысла Божия. Основанный в начале XX столетия для иностранцев, которых Ватикан готовил к миссии в России, сегодня он стал домом для русских студентов. Они живут здесь, получают специальное литургическое и церковно-правовое образование в Папском Восточном институте и, возвращаясь к себе на Родину, вносят свой вклад в развитие отечественной богословской науки. Большинство учащихся из России курирует пресвитер Константин Симон, член Общества Иисуса, профессор истории, автор недавно вышедшей в свет монографии «Pro Russia: Руссикум и католическая работа для России». С отцом Константином мы беседуем о прошлом и настоящем «русского дома» в Риме. Биография: Константин Симон родился в 1955 году в США (Нью-Джерси). Имеет венгерские и малороссийские корни. Среди предков– православные, кальвинисты и католики. Обучался в Папском Григорианском университете и Папском Восточном институте в Риме и там получил докторскую степень в 1982 году за работу «Русинская эмиграция в США в ранний период (1884 – 1894 гг.)». Затем  повышал квалификацию в области балканской филологии и славистики с углубленным изучением албанского языка и албанской культуры в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. С 1994 году ординарный профессор по славянской и русской истории в Папском Восточном институте. Член Южно-Бельгийской провинции общества Иисуса. Служил советником в Папском совете по христианскому единству и в Экуменической Папской комиссии по подготовке торжеств встречи «Второго тысячелетия». Много путешествовал по Балканскому полуострову и по России. Свободно владеет английским, русским, французским, немецким и итальянским языками, читает на четырнадцати языках. Автор нескольких монографий по русской и балканской церковной истории, а также первого тома из серии, посвященной русскому католическому движению.

http://pravmir.ru/presviter-konstantin-s...

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах Источник Содержание От издательства От автора Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Характеристика источников §3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение §2. Катакомбное движение §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     редакционная коллегия тома: кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (Университет Западного Онтарио, Канада) профессор Вильям ван дер БЕРКЕН (Теологический факультет Утрехтского Университета, Голландия) профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУ НОВ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова) Илья Владимирович СОЛОВЬЕВ (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

БАЛЬТАЗАР, ХАНС УРС ФОН (Balthasar, Hans Urs von) (1905-1988), швейцарский католический теолог, церковный деятель, издатель. Родился в Люцерне 12 августа 1905 в благочестивой католической семье. С детства интересовался литературой и музыкой. Среднее образование получил в бенедиктинской (Энгельберг) и иезуитской (Фельдкирх, Австрия) гимназиях. Изучал германистику и философию в университетах Цюриха, Берлина и Вены. Познакомился с немецким теологом Романо Гуардини (1885-1968). В университетские годы подверг себя 30-дневным духовных упражнениям св. Игнатия Лойолы и принял решение после окончания учения вступить в Общество Иисуса (орден иезуитов). В Цюрихе с отличием (summa cum laude) защитил докторскую диссертацию на тему История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе (1928). В 1929 стал послушником ордена иезуитов и через два года, завершив послушничество, приступил к изучению философии (в высшей философской школе иезуитов «Берхманнсколлег» в Пуллахе под Мюнхеном). В эти годы (1931-1933) поддерживал плодотворное для него общение с немецким философом и теологом Эрихом Пршиварой (1889-1972). В 1933-1937 изучал теологию на иезуитском теологическом факультете в Лионе (Лион-Фурвьер), где большую роль сыграло для него знакомство с французским теологом Анри де Любаком (1896-1991), переросшее в дружеские отношения. В 1936 в Мюнхене был возведен кардиналом Фаульхабером в священнический сан. Поработав некоторое время в редакции журнала «Голоса времени» («Stimmen der Zeit»), стал священником для студентов в Базеле (1940), отклонив предложение стать профессором теологии и основать институт экуменической теологии в Григорианском университете в Ватикане. В эти годы познакомился с Карлом Бартом и Адриенной фон Шпайр (ум. 1967, базельский врач, Бальтазар обратил ее в католичество и стал ее духовником, а после смерти публиковал ее труды). В 1945 совместно с А.фон Шпайр основал «Сообщество св. Иоанна» («Johannesgemeinschaft»), нецерковную организацию, что позднее привело к конфликту с орденским начальством и к выходу Бальтазара из Общества Иисуса (1950).

http://bogoslov.ru/person/217652

Закрыть itemscope itemtype="" > Гаванским фарватером: католический «десант» в Троице-Сергиевой Лавре 03.05.2019 2071 Время на чтение 5 минут По информации пресс-службы Ватикана, с 29 апреля по 3 мая Россию посещает делегация из примерно сотни клириков римо-католической епархии Рима, в числе которых викарный кардинал Анджело Де Донатис и профессор Папской коллегии «Руссикум» и Папского Григорианского университета священник Джермано Марани. Цель визита, организованного паломнической службой Opera Romana Pellegrinaggi , - «консолидация священнического братства» и «знакомство с русской православной духовностью». В программе - общение с российскими католиками и встреча с самим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Троице-Сергиевой Лавре. Комментарий православного публициста Александра Вознесенского: « Митрополит Иларион Алфеев и патриарх Кирилл все эти 5 лет не замечают роли РКЦ в деле агрессии против Православия на Украине . Потом привозятся мощи святителя Николая с католическими священниками (как будто в Москве и в других городах России нет частички мощей этого святителя). (...) И теперь Ватикан на Пасху сообщил, что в Россию с 29 апреля по 3 мая отправляется 100 священников РКЦ, которые посетят Москву и другие города РФ. (...) Если дело дошло у вас до того, что Ватикан уже сотни священников отправляет в Россию для встречи с патриархом в святыне Православия - Троице-Сергиевой Лавре, то что же вы об этом не пишете? (...) Если бы не официальный сайт Ватикана, может никто бы и не узнал. (...) Возможно, если бы во главе Церкви стояли люди подобные владыке Онуфрию, то и не было бы многих бед в церковной среде. Но вы же все воспитанники предателя веры Никодима Ротова поэтому так трепетно храните его память и развиваете начатое им дело сотрудничества с католиками. (...) Межправославная тема уже пошла на спад, а вот флирт с католиками набирает оборотов, что не может не обращать на себя внимание. (...) Для меня договоренность, в рамках которой Ватикан присылает сотню своих клириков в сердце Православия - ТСЛ для встречи с патриархом - это красная черта, хотя вам может и кажется, что это дело обыденное ».

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/3/gavans...

Закрыть itemscope itemtype="" > Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории Календарная реформа Папы Григория знаменовала отпадение католиков от полноты Православия 13.01.2023 2432 Время на чтение 8 минут Фото: slide-share.ru В период новогодне-рождественских праздников между Рождеством Христовым по Григорианскому календарю и Новым годом по Юлианскому календарю, традиционно возникают разговоры и споры вокруг календаря. Так произошло и на сей раз – снова было приковано внимание к календарной проблеме. Высказывались и пожелания, чтобы Российское государство вернулось на юлианский календарь. К сожалению, в дискуссиях нередко звучит немало поверхностных суждений, свидетельствующих о непонимании их участниками календарной проблемы. Поэтому для начала есть смысл немного разобраться в этой теме, провести исторический ликбез. Григорианский календарь был введён в Европе (в Римо-католической церкви) в 1582 году Папой Григорием XIII (уроженец Болоньи, в миру Уго Бонкомпаньи был Папой с 1572 по 1585 гг.), поэтому календарь и именуется Григорианским. Понтифик был известен еще и тем, что повелел отслужить благодарственный молебен после резни гугенотов в Париже. Словом, человек он был готовый пуститься во все тяжкие, решительный и бескомпромиссный. Разговоры о календарной реформе в Римской церкви поднимались и раньше. Уже в начале XVI века католики были готовы перейти на новый календарь. В 1514 году папа Римский Лев X (в миру Джованни Медичи, который был Понтификом с 1513 по 1521 гг., т.е. в разгар религиозного кризиса и зарождения лютеровского протеста) пригласил знаменитого астронома Николая Коперника, чьё имя гремело в европейской науке, принять участие в подготовке календарной реформы. Надо отдать должное Копернику – он вежливо отказался участвовать в этом деле, поэтому не замарал своё имя участием в сомнительном предприятии. Разработчиком Григорианского календаря стал немецкий математик и астроном, как и положено иезуит, Христофор Клавиус (1538-1612). Надо заметить, что провозглашённая Папой Григорием календарная реформа вызвала протесты не только в Православных Церквях, но даже Парижский и Венский университеты, которые в те времена были весьма авторитетными центрами науки, отвергли календарную реформу папы Григория и иезуита Клавиуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/13/gr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла PASCENDI DOMINICI GREGIS Энциклика папы Римского Пия Х (1903-1914) с осуждением католич. модернизма ; подписана папой 8 сент., опубликована 16 сент. 1907 г. (ASS. 1907. Vol. 40. P. 593-650). Энциклике предшествовал декрет верховной Конгрегации рим. и вселенской инквизиции (впосл. верховная Конгрегация Sanctum Officium) «Lamentabili sane exitu» от 3 июля 1907 г. (Ibid. P. 470-478; рус. пер.: Покров: Альм. рос. католиков. М., 1999. Вып. 3. С. 7-13) с осуждением 65 положений, характерных для модернизма. Поскольку в декрете давался лишь перечень заблуждений, энциклика имела более широкие цели: представить развернутый анализ теологического модернизма, определенного как «клоака всех ересей» (omnium haereseon conlectum esse - ASS. 1907. Vol. 40. P. 632), и наметить пути борьбы с ним. По поручению кард. Р. Мерри дель Валя , основного вдохновителя антимодернистской политики папы Пия Х, черновой проект, содержавший основную доктринальную часть буд. энциклики, подготовил французский пресв. Жозеф Лемью (1860-1923), занимавший в Риме с 1894 г. пост генерального прокуратора конгрегации облатов Пресвятой и Непорочной Девы Марии (Congregatio Missionariorum Oblatorum Sanctissimae et Immaculatae Virginis Mariae). Вторую часть, посвященную дисциплинарным вопросам борьбы с модернизмом, подготовил кард. Хосе де Каласанс Вивес-и-Туто (1854-1913), исповедник папы Римского Пия Х. В работе над текстом энциклики приняли участие капуцин пресв. Блез Арман де Сабадель (1850-1914; монашеское имя Пий из Лангоня), советник Конгрегации инквизиции и др. дикастерий Римской курии, иезуит пресв. Луи Бийо (1846-1931; в 1911 возведен в кардинальское достоинство), проф. догматического богословия папского Григорианского университета , и Умберто Бениньи (1862-1934), субсекретарь Конгрегации чрезвычайных церковных дел. Окончательный вариант лат. текста энциклики составил еп. Винченцо Сарди (1855-1920), секретарь папских бреве к правителям.

http://pravenc.ru/text/2579728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАВЕЛ I (17.10.1912, Форно-ди-Канале, ныне Канале-д " Агордо, обл. Венето, Италия - 28.09.1978, Рим; до избрания папой - Альбино Лучани), папа Римский (с 26 авг. 1978). Род. в семье рабочего. Его отец придерживался социалистических взглядов, но мать была ревностной католичкой, во многом благодаря ее влиянию сын избрал священническое служение. С окт. 1918 г. учился в начальной школе в Форно-ди-Канале, по окончании к-рой 1 окт. 1923 г. поступил в начальную ДС в г. Фельтре. С окт. 1928 г. продолжил учебу в высшей ДС в г. Беллуно, по окончании к-рой 7 июля 1935 г. был рукоположен во пресвитера и 9 июля назначен викарием прихода в Форно-ди-Канале. 18 дек. того же года переведен на должность викария прихода в г. Агордо и назначен преподавателем религ. дисциплин в местном техническом уч-ще для шахтеров. В июле 1937 г. назначен вице-ректором высшей ДС в г. Беллуно, где с окт. того же года он преподавал догматическое и нравственное богословие, каноническое право и религ. искусство. 23 нояб. 1946 г., по окончании заочного обучения в Григорианском университете , Лучани защитил диссертацию «L " origine dell " anima umana secondo Antonio Rosmini» (Происхождение души человека согласно учению Антонио Розмини), за к-рую 27 февр. 1947 г. ему была присвоена степень д-ра теологии. С нояб. 1947 г. совмещал преподавание в ДС с адм. деятельностью на посту канцлера курии еп-ства Беллуно-Фельтре. 16 дек. 1947 г. папа Римский Пий XII пожаловал Лучани титул тайного папского камергера. 2 февр. 1948 г. назначен генеральным провикарием еп-ства Беллуно-Фельтре, а также секретарем диоцезального синода и директором центра катехизации. В дек. 1949 г. опубликовал составленное им руководство по катехизации «Catechetica in briciole» (Катехизис по крупицам), получившее большую популярность в Италии. 6 февр. 1954 г. стал генеральным викарием еп-ства, 30 июня 1956 г.- каноником кафедрального собора Сан-Мартино в Беллуно.

http://pravenc.ru/text/471413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТЫ И ФАКУЛЬТЕТЫ ПАПСКИЕ высшие учебные и исследовательские заведения Римско-католической Церкви, находящиеся в непосредственном ведении Папского престола и от его имени присваивающие степени бакалавра, лиценциата, магистра и доктора по различным специальностям. Наряду с университетами папскими и университетами католическими , а также др. высшими католич. учебными заведениями И. и ф. п. руководствуются нормами, изложенными в конституции папы Римского Иоанна Павла II «Sapientia Christiana» (1979), и принимают на обучение клириков (монашествующих и секулярных) и мирян (мужчин и женщин). Большинство И. и ф. п. являются самостоятельными учреждениями, нек-рые из них как автономные структуры входят в состав папских ун-тов. Наиболее значимые И. и ф. п., представляющие собой крупные учебные и исследовательские заведения университетского уровня, располагаются в Риме (итал. Atenei Romani): Восточный папский институт и Папский библейский институт (входят в состав папского Григорианского университета ), Папский ин-т исследований брака и семьи «Иоанн Павел II» (входит в состав папского Латеранского ун-та), Папский ин-т св. Ансельма, Папский ин-т «Царица апостолов», Папский высший ин-т лат. языка (в качестве автономного фак-та входит в состав папского Салезианского ун-та), Папский ин-т церковной музыки, Папский ин-т христианской археологии, Папский теологический фак-т «Сан Бонавентура», Папский теологический фак-т и Папский ин-т духовности «Терезианум», Папский теологический фак-т «Марианум», Папский ин-т арабистики и исследований ислама, Папский фак-т педагогических наук «Ауксилиум». Папским статусом также наделены нек-рые высшие ин-ты церковных исследований (Instituzioni Superiori di Studi Ecclesiastici), в т. ч. папский Амвросианский ин-т церковной музыки в Милане, Папский ин-т средневековых исследований в Торонто (Канада), Папская теологическая академия в Кракове (Польша), Папский ин-т теологии и философии в Алуве (Алвае, шт. Керала, Индия), Папский атенеум философии и теологии «Дхармарам Видья Кшетрам» и Папский ин-т св. Петра в Бангалоре (шт. Карнатака, Индия), Папский вост. ин-т религ. исследований «Паурастья Видьяпитхам» в Коттаяме (шт. Керала, Индия), Папский ин-т философии и религии «Джняна Дипа Видьяпитх» в Пуне (шт. Махараштра, Индия), Папский теологический фак-т Сардинии (Кальяри, Италия), Папский теологический фак-т Непорочного Зачатия в Вашингтоне (США), Папский теологический фак-т в Варшаве, Папский теологический фак-т во Вроцлаве (Польша) и Папский теологический фак-т «Ведабхакти» в Джокьякарте (Индонезия). Папский институт исследований брака и семьи «Иоанн Павел II»

http://pravenc.ru/text/468827.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010