Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Перейдет ли в единоверие Гребенщиковская община? (комментарий в цифрах и фактах) Старообрядческая церковь в местечке Королевщина, Латвия Окончательно оформился раскол среди беспоповцев Латвии Согласно сообщению " Благовест-инфо " , собрание членов Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) прошло 14 июля 2002 г. в двух раздельных группах. Часть староверов во главе с духовным наставником общины Иоанном Миролюбовым собралась в самом храме. Его оппоненты, возглавляемые председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Павлом Максимовым, не были допущены в храм и провели собрание возле храма. По словам Павла Максимова, за воротами Гребенщиковской старообрядческой церкви на набережной Даугавы остались пятнадцать духовных наставников со всей Латвии. В их числе - председатель Духовной комиссии старообрядческой церкви Федор Бехчанов, а также духовные наставники Латгалии Василий Быстров, Андрей Бурдин, Харлампий Данилов, Алексей Каратаев, Иоаким Кудряшов, Тимофей Кудряшов, Тихон Осипов, Михаил Полгин, Никанор Зубков, Виктор Николаев, Петр Петров, Василий Волков и Иоанн Жилко. Именно эти наставники подписали в начале 2002 г. заявление об изгнании «предателя веры Миролюбова». «Нас было около трехсот человек, - сообщил Павел Максимов. - Мы явились к 8 утра на молебен. Но вооруженные люди категорически отказывались нас пускать на территорию храма. Причем они не допускали на богослужение не только нас, но и часть своих прихожан». По его словам, это беспрецедентный случай за всю 350-летнюю историю старообрядческой церкви. На собрании, которое прошло буквально «под стенами храма», оппоненты Иоанна Миролюбова пришли к выводу, что именно он является виновником нынешней ситуации. По их мнению, Миролюбов «выполняет решения Синода Русской Православной Церкви», а это сотрудничество противоречит канонам старообрядческой церкви. В качестве примера Павел Максимов привел «тайный визит на богослужение единоверческого священноинока Петра (Васильева)».

http://sedmitza.ru/text/394711.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Жизнь Иоанна Заволоко 28.02.2014 418 Время на чтение 12 минут О Иване Никифоровиче Заволоко я впервые услышал в Пушкинс ком Доме на берегу Невы. Его там знали все, особенно в отделе древних рукописных и старопечатных книг, и говорили с уважением и восхищением как о талантливом этнографе, знатоке древней русской культуры и собирателе древних рукописей и книг, которые он безвозмездно передавал в Древлехранилище Пушкинского Дома. Сам я с ним познакомился в 70-х годах в Риге, где он имел на ул.Межотес небольшой домик. Лет ему было на восьмой десяток, но выглядел он - богатырь богатырём, такой вот дед Гостомысл или Микула Селянинович. Зубы у него были все целые, русые волосы крупными кудрями падали на уши и лоб, лицо чистое, румяное и чудная окладистая борода. Он смотрел на мир добрым всепрощающим взглядом и, что редко бывает среди людей, не жаловался и никого не осуждал. Но вот беда: левая нога у него отсутствовала. Её ампутировал хирург в далёком таёжном лагере. Иван Никифорович родился вместе с новым XX веком в старообрядческой семье донских казаков, которые ещё при царе Алексее Михайловиче переселились в Герцогство Курляндское, где ещё раньше обосновались старообрядцы Поморского согласия. Со временем там образовалась крепкая старообрядческая Гребенщиковская община с большим храмом без алтаря, училищем, больницей и богадельней для стариков и инвалидов. Все эти учреждения занимали целый квартал, где кучно поселились старообрядцы, рослые, с породистыми русскими лицами, свято блюдущие древние православные традиции, сохраняющие иконы старого письма и другие предметы церковной культуры. Особенно они берегли переплетённые в кожу, с литыми медными застёжками, дониконовские рукописные древлепечатные книги. Книги потемнели от времени и дыма, были закапаны воском, но их блюли паче зеницы ока. С малолетства Ваню водили в моленную. Помещение было громадное, разделённое деревянной, в рост человека, перегородкой, сплошь увешанной иконами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В 1695 бывший дьяк Данила Викулин основал на реке Выге первое общежительство (общину). Через четыре года к общине присоединились братья Андрей и Семён Денисовы, ставшие впоследствии главными идеологами согласия. От своих последователей поморцы требуют полного разрыва с Русской Православной Церковью и переходящих к ним из Православия обязательно перекрещивают. Таинства поморцы делят на " нужно-потребные " (крещение, покаяние и причащение), абсолютно необходимые, по их мнению, для спасения, и " потребные " (все остальные), без которых, как они считают, спасение возможно. Совершают таинства миряне. Первоначально поморцы отвергали брак, но затем различные их группы стали относиться к браку по-разному. На крестах поморцы, в отличие от некоторых других старообрядцев и последователей Русской Православной Церкви, обязательно помещают надпись " Ц.С.И.Х.С.Б. " (Царь Славы Исус Христос Сын Божий). Литургии у поморцев, как и у других беспоповцев, нет. Однако у них имеются богослужения, которые совершаются в часовнях и проводятся наставниками (в народе их нередко называют попами или отцами, хотя они и не имеют священного сана). Уходя из часовни после богослужения, поморцы говорят друг другу: " Простите Христа ради " . На это отвечают: " Бог простит " . После 1988 поморцы образовали 3 отдельных республиканских центра: в Литве (Высший старообрядческий совет в Вильнюсе), Латвии (Гребенщиковская община в Риге) и России (Российский совет древлеправославной поморской церкви в Москве; ему подчиняются и поморские общины Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Киргизии). Общая численность поморцев, по их данным, составляет приблизительно 1, 4 млн. чел. Большинство их живёт в России (в Томской, Тюменской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Саратовской областях и Удмуртии). За пределами России поморцев много в Литве, они расселены также в Белоруссии, Латвии, на Украине, в Молдавии, Казахстане, Киргизии и в Польше. Среди поморцев резко преобладают русские. Споры по некоторым вопросам (прежде всего по вопросу об отношении к браку) привели к возникновению различных подразделений внутри Поморского согласия. Появились группы брачных поморцев, или " новожёнов " (венчающихся в православных храмах), небрачных (не вступающих в брак) и полубрачных, которые считают, что, хотя каждый должен стремиться к безбрачию, вступившим в брак без благословения общество - не судья.

http://sedmitza.ru/text/394702.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Перейдет ли в единоверие Гребенщиковская община? (комментарий в аспекте культуры) Рижская Гребенщиковская община Рижская старообрядческая Гребенщиковская община (РГСО) Находится в Риге по ул. Краста 73. Основана в 1760 году, когда видный старообрядческий наставник Феодор Саманский построил первую общественную моленную при одновременно основанной богодельне. К богодельне со временем присоединились школа, больница, сиротские дома и. т. д. Поначалу храм общины был деревянным. В 1812 году при приближении французской армии были сожжены предместья Риги, в т.ч. и Московский форштадт, где располагалась община. Сгорела и моленная. После пожара на месте деревянных построек возводится большое каменное строение " Рижской Богоугодной больницы и храма Рожества Христова и Пречистыя Его Матере Успения " . Ядро общины составили мужской монастырь с соборной моленной и богадельня. В 1823 году община официально получила наименование Гребенщиковской - по имени одного из жертвователей – митавского (елгавского) купца Алексея Петровича Гребенщикова. Как и все старообрядцы в XIX веке, община страдала от гонений, закрытия школы, богаделеен, попыток закрыть храм (все это вновь повторится в сер. ХХ века), но продолжала хранить традиции и накапливать реликвии в виде икон и древних книг. В 1886 году рижские старообрядцы решили провести капитальную перестройку двухэтажного здания богодельни и молитвенного дома, а также построить новый корпус для призреваемых женщин на 220 человек. Тогда же над зданием моленной был надстроен 4-ый этаж. Так молитвенный дом обрел свой нынешний вид. Рижская Гребенщиковская соборная моленная – крупнейший в мире поморский храм. Он обладает 6-ярусным иконостасом, почти полностью скрытым под серебряными окладами икон. Соборная моленная с просторными хорами вмещает одновременно 4–5 тысяч человек.

http://sedmitza.ru/text/394708.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рижскую старообрядческую общину восьмой год раздирают расколы (Сергей ПАВЛОВ, " Час " , Латвия) 12.06.2002 Самая большая в мире старообрядческая община, которая долгие годы была оплотом русской культуры в Латвии, живет в состоянии войны. И не только о вере идет спор. В основе конфликта, как всегда, материальные интересы. Тайное причащение В «Час» пришло письмо из Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ЦС ДПЦЛ), в котором наставник Гребенщиковской общины Иван Миролюбов обвиняется в принятии православия: «В начале апреля прихожане Рижской Гребенщиковской общины случайно обнаружили, что в помещениях РГСО на ул. Маскавас, 91, московский никонианский священник Петр и наставник Гребенщиковской общины Иван Миролюбов провели тайное миропомазание и причащение примерно 40 членов и прихожан общины. А между тем причащение и миропомазание - обряды православной церкви, которых нет у старообрядцев. И совершившие их староверы автоматически переходят в другое вероисповедание». Письмо подписано председателем Центрального совета Алексеем Каратаевым и председателем духовной комиссии Центрального совета Федором Бехчановым. Руководитель Управления по делам религий Ринголдс Балодис направил руководству Гребенщиковской общины письмо с просьбой объяснить происходящее. Как ответил Иван Миролюбов, на Маскавас, 91, проходило экуменическое (совместное) богослужение староверов и православных. И никаких таинств. «Часу» удалось связаться с московским единоверческим священником о. Петром (в миру - Михаил Васильев), который, подумав, опроверг информацию о проведении православных таинств. Староверские миллионы Из-за чего же сыр-бор? Что делят верующие? Гребенщиковская община является самой крупной из всех известных общин староверов в мире. И не самой бедной. Ей принадлежит более 80 гектаров земли в Пурвциемсе, в Латгальском предместье, около десятка домов и построек. Правда, большая их часть - невзрачные домишки в Московском форштадте, но имеются и вполне серьезные объекты, как, например, на Маскавас, 116.

http://sedmitza.ru/text/429133.html

[  назад  ] Древлеправославная Поморская Церковь Латвии Краткая история церкви Согласно " Дягутскому летописцу " первая старообрядческая община на территории современной Латвии была создана еще в 1660 году в Лигинишках, и в 1667 ею был построен храм. В Латгалии (на тот момент входившей в состав Речи Посполитой) общины староверов начали массово создаваться с конца 17-го века. В 1760 году был основан молитвенный дом в Риге, положивший начало Гребенщиковской старообрядческой общине (ставшей крупнейшей и центральной общиной латвийских старообрядцев). Практически все старообрядческие общины в регионе были федосеевскими . Некоторые источники указывают на то, что федосеевцы Риги приняли браки в 1827 году, также браки принял и Варковский Собор в 1831 году. После принятия брака федосеевцвами Латвии они сформировали отдельные согласие - " рижские федосеевцы " , признавашее брак и имеющие общие черты с поморским брачным согласием, но сохранили некоторые особенности богослужения московских федосеевцев. После некоторого переходного периода (во второй половине XIX века), рижские федосеевцы окончательно превратились в поморцев. Процесс перехода федосеевцев в брачные поморцы завершился в 1964 году, когда Резекненская кладбищенская община стала поморской . Согласно первой переписи населения 1897 года в латышских губерниях проживало 65,5 тысяч староверов. В 1920 году на 1-м Вселатвийском съезде старообрядцев Латвии был избран " Центральный Комитет по делам Старообрядцев Латвии " (в который входило равное количество представителей как поморцев , так и федосеевцев ). 22 марта 1922 г. состоялся первый съезд наставников и начетчиков, на котором была создана Духовная комиссия. В 1925 году в Латвийской Республике было более 89 тысяч староверов (при этом более тысячи из них в качестве своей национальности указали " латыш " ). В результате конкуренции между различными группами внутри старообрядчества в мае 1929 создан второй централизованный орган " Совет старообрядческих соборов и съездов в Латвии " (считающийся более " левым " ), в котором зарегистрировались 33 общины. После государственного переворота 1934 года оба централизованных ограна были упразднены. По переписи 1935 года, староверы составляли 5,49 % населения Латвии (более 107 тысяч человек, из них 2,7 тысячи - латышскоязычных и 4 тысячи белорусов) (в Латгалии 13,85 % или 78,5 тысяч человек), действовало 87 общин.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-st...

Рига: Гребенщиковская община задолжала самоуправлению большую сумму. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Рига: Гребенщиковская община задолжала самоуправлению большую сумму 03.06.2010 12:23 Версия для печати Рига, 3 июня, Благовест-инфо. Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (РГСО) задолжала Рижской думе по налогам 33 812 латов (более 67 000 долларов). Как известно, на сегодняшний день РГСО является одним из крупнейших собственников земли в столице Латвии, а имущество общины, по неофициальным данным, оценивается в несколько десятков миллионов долларов. По словам директора финансового департамента Рижской думы Андриса Коношонокса, трудности с налогами возникают из-за экономической ситуации, поскольку физические и юридические лица не в состоянии платить.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рижская Гребенщиковская старообрядческая община остается самым крупным землевладельцем в Латвии. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Рижская Гребенщиковская старообрядческая община остается самым крупным землевладельцем в Латвии 06.02.2006 14:04 Версия для печати Рига , 6 февраля . По заключению исследователей компании «Baltic Screen», Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (РГСО) по-прежнему остается одним из самых крупных землевладельцев в Латвии. В собственности РГСО находится 85,1 га земли, кадастровая стоимость которой на сегодняшний день составляет 5,25 млн латов (примерно 10,5 млн долларов). По информации экспертов, рижские староверы являются собственниками обширных земельных участков в черте Риги. Часть земель сдается в аренду, где в последние три года возводится эксклюзивное жилье. Земли старообрядцев в Латвии приобрели привлекательность в глазах застройщиков и перекупщиков в последние годы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Латвия: в числе крупнейших землевладельцев остаются Православная Церковь и старообрядческая община. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Латвия: в числе крупнейших землевладельцев остаются Православная Церковь и старообрядческая община 10.11.2010 08:49 Версия для печати Рига, 9 ноября, Благовест-инфо. В Латвии опубликован список крупнейших рижских землевладельцев физических и юридических лиц. Как отмечает Baltic Screen (авторы исследования), в последнее время изменился состав крупнейших земледельцев: многие известные собственники рейтинг покинули, их место заняли другие. Традиционно в список крупнейших рижских землевладельцев (по кадастровой стоимости) в категории юридические лица попала Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, владеющая 841 349, 2 кв.м земли, общая стоимость которой оценивается в 24 128 741 лат (около 50 млн. долларов). В списке крупнейших рижских землевладельцев РГСО, как и годом ранее, занимает третью позицию.   

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Латвии подведут итоги конкурса работ о старообрядчестве им. И. Заволоко. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Латвии подведут итоги конкурса работ о старообрядчестве им. И. Заволоко 17.09.2013 16:04 Версия для печати Рига, 17 сентября. 22 сентября в Резекненской Кладбищенской старообрядческой общине состоится торжественное мероприятие, на котором будут подведены итоги второго конкурса научно-исследовательских работ о староверии на соискание премии имени Ивана Никифоровича Заволоко. Организаторами конкурса являются крупнейшие старообрядческие общины страны—Резекненская Кладбищенская старообрядческая община, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, Даугавпилсская Первая Новостроенская старообрядческая община, Старообрядческое общество Латвии, Центр исследования национальных культур и религий. Второй год подряд конкурс поддерживает Резекненская городская дума. Конкурс проводится в двух группах: первая – учащиеся 10-12 классов, вторая—студенты, молодые исследователи, учащиеся духовного училища.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010