П.П. Петрушевский А. Иудея 1. Иерусалим и его окрестности I. Благоговейное отношение к Иерусалиму в Ветхом и Новом заветах. Иерусалим в течение целого ряда веков, в Ветхом и Новом заветах, постоянно привлекал к себе благочестивые взоры чтителей Бога истинного, право верующих в Него. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого ( Мф.5:35 ), град святый... – вот общий отзыв о нем из времен древнейших. На нем почивали самые высокие и отраднейшие чаяния людей в ветхом завете: «Возвожу очи мои к горам, откуда приидет помощь моя», взывает страждущий Израиль. «Возрадовался я, – говорит псалмопевец, – когда сказали мне: пойдем в дом Господень. Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, – Иерусалим, устроенный как го род, слитый в одно, куда восходят колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: мир тебе! Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе» ( Пс.120; 121:1–9 ). Не то же ли самое и ныне совершается, во времена новозаветные, в которые прейде сень законная, благодати пришедшей (Догмат. 2 гл.)? Не с тем ли или, вернее, не с большим ли благоговением взирают благочестивые сыны новозаветной Церкви на сей град чудес, колыбель веры, мать св. Божиих Церквей? Не с таким ли или, лучше, не с далеко ли высшим благодатным умилением и духовным восторгом притекают сюда со всего мира поклонники, чтобы поклониться тем святыням, которых в ветхом завете еще не было? Вот как описывает благоговейный восторг христианских поклонников, при первом лицезрении святого града, наш соотечественник, инок-паломник. На так называемой Поклонной горе (на дороге от Яффы к Иерусалиму) вдруг открывается сразу вид на св. город. «С давних времен существует обыкновение слезать на этой горе с коней и идти во св. град пешком. Здесь, при виде св. града, различно выражаются общие и частные чувства. Караван восточных христиан, в составе коего всегда бывает довольно женщин, при въезде на эту гору испускает пронзительный крик: «Эль кодс, эль кодс» (священный город); караван пришельцев дальнего Севера, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга восемнадцатая Говорит о распространении земного града совместно с градом небесным от времени Авраама и до конца мира, и приводит предсказания о Христе как сивилл, так особенно священных пророков, писавших с основания римского царства. Глава I. О том, что было сказано в предыдущих семнадцати книгах, доведенных до времени Спасителя Я обещал написать о начале, распространении и неизбежном конце двух градов, из которых один – град Божий, а другой – град настоящего века, где странствует теперь и град Божий, насколько он принадлежит к человеческому роду. Но прежде, насколько мне помогла благодать Христова, я опроверг противников града Божия, которые Создателю его, Христу, предпочитают своих богов и с пагубной для себя злобой ненавидят христиан. Это я сделал в первых десяти книгах. Что же касается того тройственного обещания, о котором я только что упомянул, то начало обоих градов изложено мною в следующих за десятью четырех книгах. Потом в еще одной, пятнадцатой книге настоящего сочинения, говорится об их распространении от первого человека до потопа; и затем, как в истории, так и в нашем сочинении, оба града продолжают идти совместно вплоть до Авраама. Но начиная с патриарха Авраама до времени царей Израильских, – на чем мы закончили шестнадцатую книгу, – и от этого времени до пришествия во плоти самого Спасителя, на чем заканчивается книга семнадцатая, мое сочинение повествует о распространении одного только града Божия, хотя в настоящем веке этот град не жил обособленно, но оба они, как и с самого начала, всегда вместе в зависимости от успехов того или другого в делах человеческих сообщали временам различный характер. Это я сделал для того, чтобы с первого момента, как обетования Божий начали быть более ясными, и до самого рождения от Девы Того, в Ком должно было исполниться обетованное, судьбы града Божия, не переплетаясь с противоположными судьбами другого града, обрисовывались отчетливей; хотя до откровения Нового завета он ходил не в свете, а в тени. Теперь я считаю нужным сделать то, что опустил, – коснусь и судеб другого града со времени Авраама настолько, чтобы читатели сами могли оба их между собою сравнить. Глава II. О царях и эпохах земного града, с которыми совпадают хронологические даты о жизни святых, начиная с рождения Авраама

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Град или храм»? – к вопросу о ключевых понятиях экклесиологических концепций блаженного Августина и святителя Филарета Московского Источник Статья подготовлена в рамках проекта « Блаженный Августин Гиппонский в философско-богословском и культурном диалоге традиций Востока и Запада» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ. Аннотация. Сочинения блаженного Августина , в частности De civitate Dei, становятся известны русскому читателю в конце XVIII столетия, а уже в первой четверти XIX столетия возникает экклесиологическая концепция святителя Филарета Московского , в основание которой, как и у блаженного Августина , ложится прочтение Ветхого Завета как пророчества не только о Христе, но и о Церкви. При этом если для блаженного Августина ключевым понятием его экклесиологии становится представление о граде Божием, то для святителя Филарета в центре экклесиологических рассуждений оказывается понятие храма. В связи с этим возникают, по меньшей мере, три вопроса. Что общего у обоих авторов в подходе к ветхозаветным текстам и чем эти подходы различны? Можно ли говорить о том, что святитель Филарет испытал влияние блаженного Августина, или его концепция явилась независимой? Как соотносятся между собой «экклесиология града» и «экклесиология храма»? Проведенный анализ экклесиологической терминологии обоих авторов показывает, что для первого из них важнейшей ветхозаветной Книгой становится Псалтирь как Книга, в которой предстает перед нами totus Christus – Глава Церкви в неразрывной связи со Своим телом, – а второй акцентирует внимание прежде всего на исторических Книгах Ветхого Завета. Можно предполагать, что, выстраивая свою экклесиологию, святитель ведет диалог с отцом Западной Церкви, настаивая на том, что храм, как мистический дом Божий, не менее важен для новозаветной Церкви, чем для ветхозаветной. Наконец, если «экклесиология града» исходит из эсхатологической реальности, то «экклесиология храма» подчеркивает связь этой реальности с историческим бытием Церкви. Ключевые слова: Град Божий, град земной, храм, экклесиология, блж.Августин, свт.Филарет, Священная история.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Слово 1-е в неделю Цветоносную Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна (Зах. 9: 9). Вход Господень в Иерусалим. Середина XVI в. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Государственный Русский музей Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли, на неже никто же николи же от человек вседе (Лк. 19: 30), чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест. Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне (Лк. 19: 38). По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря (Ин. 19: 5). Что бы значило вшествие Господа во Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых Отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. Согрешиша, – говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся, – согрешиша! не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? (Втор.

http://pravoslavie.ru/4155.html

Паломнические путешествия на Святую землю Подготовка текста и комментарии И.В. Федоровой «Путевые записки» подпоручика Ильи Сысоева Путевыя записки во святый в град Божий Иерусалим и в окрестности онаго Новгородской губернии города Старой Русе из военных подпорутчика Илья Степанов сын Сысоев и онаго ж уезда крестьянина Петра Хостова в 1817-м и 1818-м годах Быв порываем ревностию и любопытством, решился в 1817 года предпринять путешествие во святый град Иерусалим н, получив пашпарты в С.-Петербурге, итак, призвав в помощь имя Божие, отправились 1-го майя вышеназначеннаго года с крестянииом Петром Хостовым Старорускаго уезда, деревни Марфина 1041 в богоспасаемый град Москву, во обитель преподобному Нилы, столбна чудотворцу. 1042 И чрез города Осташков, Таржок, Тверь, Дмитриев, обитель преподобнаго Мефодия, называема Пестовшина, 1043 и обитель ходков 1044 Троицы, лавру Сергия Радонежскаго, 1045 в столичный град Москву. Из онаго в Подолько, Серпухов, Таруся, Калуга, Перемышль, Козельско, Волхов, Орел, Кромна, Дмитрев, Глухов, обитель Петра и Павла (построен преподобным чудотворцем Димитрием Ростовским ), 1046 Софроновская пустынь, 1047 Путивль, Конотопа, Батурин, Нежин, Козелск, Киев, Васильков, Белая Церковь , Умань, Богопил, где при устье реки Синюхи переправились чрез Буг. 1048 Прибыли потом в славной город портовой Одессу июля 27-го дня в дом 1-й гилдии купца Лариона Федоровича Портнова, 1049 которой по доброму своему к путешествующим во святыя места расположению принимает в свой дом, в особенно в саду его, упокойвает квартерою всех приходящих к нему безденежно. 3-го августа. Прописали свои пашпорты у господина генерал-губернатора графа Ланжерона и разных орденов кавалера 1050 в канцелярии и в таможной. По том, приискивая себе судна, 14-го августа, нашед корабль 1051 а турецкой со пшеницею в готовности к пути, условились с хозяином сего корабля довести нас до Констинополя по зговорной цене (по червонцу галанскому 1052 с человека взяв с нас довести), до коего полагают от Дебы 700 верст, ибо тогда не было кораблей безденежно вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Имена и названия Церкви Виноградник: Воспойте о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него; и наполнится плодами вселенная ( Ис.27:2–3 ). Гора дома Господня: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:1–2 ). Гора святая: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходить непорочно ( Пс.14:1–2 ). Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его ( Пс.47:2 ). Гора Сион: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века ( Мих.4:6–7 ). И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе ( Откр.14:1 ). Град Божий: Славное возвещается о тебе, град Божий ( Пс.86:3 ). Вы приступили ко граду Бога живого ( Евр.12:22 ). Дом Божий: Всякий дом устрояется кем-либо, а устроивши, все есть Бог. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование твердо сохраним до конца ( Евр.3:4,6 ). Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр.10:21–22 ). Дщерь Царя Господа ( Пс.44:10–16 ) 29 . Жилище святое Всевышнего: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его ( Пс.45:5–6 ). Наследие Божие: Спаси народ Твой и благослови наследие Твое, паси их и возвышай вовеки ( Пс.27:9 ). Пасите Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим ( 1Петр.5:2 ). Невеста-жена Агнца: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца ( Откр.21:9 ). И слышал я как бы голос многочисленного народа, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон есть праведность святых ( Откр.19:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иерусалим Иерусалим – сердце Палестины, центр политической и религиозной жизни иудейского народа. Вся «страна Израиля» была святою, ибо она только одна могла приносить Богу первые плоды, или же первородных, или «постоянные» хлебы предложения. Но окруженные стенами города этой земли были еще священнее, чем она сама. Ни один прокаженный не пропускался в них, а тело, вынесенное для погребения из города, не могло уже быть принесено обратно. Иерусалим же – «святой град» по преимуществу, ибо в нем находились великие святыни: гора со всеми священными зданиями, и храм – в священнейшем месте ее. А в этом священном месте было еще более страшное по своей святости место – именно Святое Святых, где некогда был Ковчег Завета со скрижалями заповедей Божиих и другими священными предметами, где пребывала Шехина видимо. Храм был венцом религиозной системы, славою и утешением Израиля: как растения к солнцу, так и сердца евреев влеклись к храму; в своих синагогах и молитвенных домах, рассеянных по всей земле, они во время каждой службы обращали свои взоры ко храму. Иерусалим и храм были предметом постоянной и пламенной любви евреев. На реках вавилонских, повесив на прибрежных вербах свои органы, евреи плакали, вспоминая о Сионе, и в слезах восклицали: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя» ( Пс. 136, 5 ). Со всех концов вселенной, где бы ни жили иудеи, всегда раздавался тот же вопль, который вырвался из груди изгнанников при источниках Иордана. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ( Пс. 41, 1–4 ). Та же самая горячая любовь к Иерусалиму выражается и теперь в безумной надежде, высказываемой в Таргуме (на Песн. песн. VIII, 1), на то, что тела праведных иудеев, умерших на чужой стороне, проложат себе путь под землею к Масличной горе, и воскреснут из мертвых именно там. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого, когда прешла сень законная, сделался «Материю Церквей» (воскр. стих. 8 гл.), прообразом Иерусалима небесного, «Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь совершилась великая искупительная жертва за род человеческий: смерть, воскресение, вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Св. Духа на Апостолов, которые, облеченные силою свыше, «изшедше проповедаша всюду, даже до последних земли» благовествование спасения нашего ( Мрк. 16, 20 . Деян. 1. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Псалом 47 Псалом, песни сынов Кореовых, вторыя субботы. С Евр.: «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых». Слов: «вторыя субботы» нет в Еврейском, в Компл. изд. LXX, у Златоуста и других, но есть в Римском издании LXX, у св. Афанасия, бл. Феодорита, и неизвестно, почему они внесены сюда. Может быть, под второю субботою разумеется вторый день седмицы 307 , или день праздничный, в который надлежало петь этот псалом. Случай написания сего псалма также неизвестен. Некоторые разумеют победы Давида над врагами, другие – Иосафата, Ахаза, Езекии. Отцы вообще разумеют победу Церкви христианской над врагами, а св. Златоуст, кроме сего, возвращение Иудеев из плена Вавилонского. «Иудеи, – говорит сей отец, – возвратившись из земли Вавилонской, получив опять отеческую землю и избежав многих войн, в благодарность за все эти блага воспевают Виновнику их сию песнь». 2 . Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его. Здесь под градом Божиим разумеется Иерусалим, «по особенной близости его к Богу и потому, что все чудеса были совершены здесь», говорит св. Златоуст. «Горою же здесь называет Церковь , по высоте догматов о Боге» (Св. Афан.). 3 . Благокоренным 308 радованием всея земли, горы Сионския, ребра Северова, град Царя великого. С Евр.: «Прекрасная возвышенность, радость всей земли – гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя». «Благокоренный значит – незыблемо основанный, так что пребудет неподвижным и непоколебимым», говорит бл. Феодорит. Св. Златоуст читает: «благоукореняя (вместо благокоренным), т.е. хорошо укрепляя град Божий на радость и веселие всей вселенной. То же выразил, говорит сей отец, и другой переводчик: «предопределенным просвещением всей земли», т.е. соделал его (град Божий) просвещением и утехою всей вселенной». Ребра Северова – то же, что гора Сион, как северная часть города; или по Афанасию, – то же, что северная сторона. Ребро в Св. Писании означает бок, страну. Т.е. велик и хвален Господь в Иерусалиме, на горе святой, благоукореняющий гору Сион, или храм Свой на северной стороне, это жилище великого небесного Царя, на радость всей земли. Так как с северной стороны воздвигались войны на Иудеев, то, по мнению св. Златоуста, пророк, упоминая о сей стране, желал выразить: «Ты сделал Палестину непобедимою с той стороны, откуда она постоянно терпела нападения ( Иер. 1:14 ; Иоил. 2:20 )... никто уже не боится северной страны мира... но все радуются, Ты укоренил ее в радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 86 Сыном Кореовым, псалом песни. С Евр.: «Сынов Кореевых. Псалом. Песнь». «И сей псалом, – говорит св. Афан., – воспевают опять сыны Кореевы о Церкви, проповедуя в оном призвание язычников, а также, что в Церкви воссияет Единородный по домостроительству воплощения». То же почти и бл. Феодорит. Другие толковники относят ко временам после Вавилонского плена, и видят здесь изображение таинственного Иерусалима или Церкви Христовой, и призвание язычников. 2 . Основания его на горах святых. Т.е. по св. Афан., «основания народа, призванного чрез веру. Разумеет же, что народ из язычников наздан на основании Апостолов и пророков». «Основание благочестия, – говорит бл. Феод., – Божеств. наставления, а горы святые, на которых водружены сии основания, – Апостолы нашего Спасителя ( Еф. 2:20 )». Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. «Вратами Сионскими, – говорит св. Афан., – называет предварительное и первоначальное учение Церкви, а селениями Иаковлевыми – подзаконное служение. Посему, говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного». По бл. Феод. – под Сионом здесь разумеется небесный Иерусалим. Евр. 12:22 . «И не погрешит, – говорит он, – кто вратами сего града назовет сущие на земли церкви; потому что ими можно войти в град». С Евр.: «Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова». В буквальном смысле разумеется под Сионом Иерусалимский храм, а под вратами – самый Иерусалим. Т.е. любит Господь храм, построенный на святых, т.е. нарочито отделенных, избранных горах: Сионе и Мориа, любит врата сего храма, т.е. Иерусалим, более всех жилищ Еврейского народа. См. Пс. 77:68, 9:15 . 3 . Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий. «Град есть Церковь , – говорит св. Афан., – что же преславное изглаголано о ней, кроме того, что в ней вселится Единородный по сказанному: зде вселюся, яко изволих и? ( Пс. 131:14 )». С Евр.: «Славное возвещается о тебе, град Божий», т.е. пророки говорили великое и необычайное о Церкви Божией, о спасении мира Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Источник Скачать epub pdf «Преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий», – так возвещал нам движимый Духом Святым пророк и царь Давид. Воистину так явлен был подлинный Град Великого Царя, о Котором сложено было столь много прекрасных слов и гимнов. Кто же есть сей Град? Мне представляется, что Божественный Давид говорит здесь явственно и несомненно о Той воистину избранной и возвышающейся не только над самыми высокими домами, но и над высочайшими горами и вершинами земли. Ибо всех их превышает своими великими Божественными добродетелями и превосходит чистотой Пречистая и Пренепорочная Богородица. В Ней поселился Царь царствующих и Господь господствующих, и, как еще лучше можно сказать словами святого Апостола, в Ней поселилась «вся полнота Божества телесно». Дева Богородица есть воистину преславный Град Божий. Она есть мысленный Сион. Именно о Ней, я думаю, пророчески говорил Давид. И не будет далеко от действительности назвать Ее также и Храмом преславного Града. Ибо если сохраняются в памяти многих и надолго те имена, которые высечены на могильных плитах, и если и по сей день высятся колонны и памятники в честь людей, даже имена которых мы не имеем права произнести, хоть слава их пребывает среди непорочнейших, что сказать нам о прославленной Богом и Всепетой Дщери, Всечистой и Всенепорочной Богородице? Ибо если Она стала Одушевленным Градом Царя Христа, то по праву и пресвятой храм, который мы освящаем сегодня в праздник Положения Честного Пояса Ее, есть и называется прославленным Богом градом. Градом, что не записывает имена подданных своих, находящихся в повелении не у смертного и земного царя, но у Царя Небесного, приводящего их к вечной жизни и дарящего всем, следующим за Ним, Царствие Свое. Честные и благочестивые слушатели мои, когда вы слышите о сегодняшнем празднике Освящения, да приходят вам на ум новые постройки и здания, которые недавно закончили возводить, но да приходит и духовное освящение, при котором наш внутренний человек скидывает старые и рваные одежды греха, облачается в новые ризы благочестия и живет новой жизнью Христовой. Именно этому радуется и Всенепорочная Богородица. Стяжав необходимые добродетели и начав жить новую в Боге жизнь, насладимся же и мы в чистоте чистым праздником Чистой и Непорочной. И, как бы к Ней Самой, да придем мы к всечестному храму Ее, приведя в порядок все помыслы и поступки наши и обратив их все к лучшему. Да не совершим мы чего-либо недостойного дней освящения, как гласит Писание, ни в поступи нашей, ни в смехе нашем, и даже украшение одежд наших пусть не будут неподобающим. И о чем я говорю? Не только это, но и сами мысли наши да приведем мы в порядок. И всему этому да предшествует милосердие, ибо именно им ублажается и успокаивается Бог , дабы отпраздновать нам сегодня обновленными и телом и душой день освящения Храма Пренепорочной и по плоти Матери Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010