Византийская иконописная традиция Византийская мозаика и фреска IV-VII веков Расцвет храмоздательства в IV-VII веках стал причиной мощного всплеска христианского изобразительного искусства. Стены величественных храмов, создававшихся по всей империи, украшались фресками и мозаиками. Кроме того, в храмах стали появляться отдельные иконы, написанные на доске. Иконографический канон сложился далеко не сразу. Об этом свидетельствует, в частности, послание святого Нила Подвижника, ученика Иоанна Златоуста , к Олимпиодору епарху (ок. 400). Последний намеревался в создаваемом им мученическом храме «поставить иконы и изобразить различные охотничьи и рыболовные сцены». Но святой Нил, назвав это «ребячеством», советовал «изобразить в алтаре на восточной стороне храма один только крест, ибо через один спасительный крест спасается род человеческий». Что же касается восточной и западной стен, то святой Нил дает такое указание: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу». Отсюда следует, что стены храмов украшались как декоративной живописью, не имевшей специально религиозного смысла, так и изображениями святого креста и сценами из Библии . Наиболее полное представление о христианском монументальном изобразительном искусстве V-VI веков дают мозаики Равенны. Этот город в силу своего уникального геополитического положения стал выдающимся центром христианского изобразительного искусства. С 402 по 476 год Равенна была столицей Западной империи, с 493 по 540 год она находилась в руках остготов, а в 540 году была захвачена византийцами. Помимо латинян, здесь проживали греки, сирийцы, армяне, представители других народностей. В строительстве и украшении равеннских храмов принимали участие византийские императоры, римские папы и готские вожди. Мозаики Равенны отличаются богатством колорита: в них преобладают яркие, сочные тона – зеленый, синий, голубой, золотой, коричневый, красный, белый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТСКИЕ МУЧЕНИКИ († ок. 375) (пам. 26 марта), пострадавшие в Придунайской Готии. В синаксарном Житии Г. м. объединены события, происшедшие в течение неск. лет в правление императоров Валентиниана I (364–375), Валента (364–378) и Грациана (375–383). Гот. правитель Унгерих, начав гонения на христиан, сжег церковь с 308 верующими. Из них в синаксарях упоминаются 26 мучеников: пресвитеры Вафусий и Верк с 2 сыновьями и 2 дочерьми, мон. Арпила, миряне Авив (Авип), Конст, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл (или Филг), мученицы Анна, Алла, Лариса (Вариса), Моико, Мамика, Уирко ( Вирко), Анимаиса (Анимаида). В Житии также говорится, что по приказу Унгериха в огонь был брошен христианин, к-рого схватили на дороге к храму, куда он шел с приношениями. Мощи мучеников собирала супруга др. гот. правителя по имени Гаафа (иногда она ошибочно именуется Аллой), к-рая была правосл. христианкой. Она передала правление своему сыну Аримерию и вместе с дочерью Дуклидой и пресвитерами поселилась «в стране Римской» (возможно, имеется в виду совр. Румыния). Впосл. она призвала к себе сына и возвратилась с ним в Готию, где была забита насмерть камнями вместе с неким Агафоном (по одному из синаксарей, вместе с мирянином Уеллой). Мощи мучеников она передала Дуклиде, к-рая подарила их часть для освящения храма в г. Кизик, где мирно скончалась спустя неск. лет. По др. версии, мощи были привезены в Кизик самой Гаафой (между 383 и 392). Унгерих в др. источниках не упоминается, возможно, это был один из вождей (judices), правивших в Готии до начала избрания королей. Исидор Севильский называет первым королем дунайских готов Атанариха, о к-ром известно, что он был гонителем христиан, в результате чего Унгериха предположительно отождествляют с Атанарихом (Historia de regibus gothorum, 6–7//PL. 83. Col. 1060). Блж. Иероним Стридонский приблизительно датирует гонение Атанариха 1-м годом 287-й Олимпиады, т. е. 369 г. по Р. Х. (PL. 27. Col. 695). С этим согласуются сведения Сократа Схоластика, объяснявшего гонения Атанариха успешной проповедью еп. Вульфилы в правление имп. Валента ( Socr. Schol. Hist. eccl. 4. 33). Исидор Севильский пишет о мн. замученных и изгнанных из Готии христианах при Атанарихе, что стало причиной выступления против него Фритигерна, получившего поддержку имп. Валента. С победой Фритигерна Исидор связывает принятие готами арианства, хотя до этого мн. готы были православными (Historia regum gothorum. 7).

http://pravenc.ru/text/394975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННА, ПИННА И РИММА Мученики Инна, Пинна и Римма. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 337) Мученики Инна, Пинна и Римма. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 337) [греч. Ινν (Ιν), Πιν (Πινν), Ρημ (Ριμ)] (ок. сер. IV в.), мученики Готские (пам. 20 янв., 20 июня). Первоначальный текст Мученичества (вероятно, 2-й пол. IV в.) не сохранился; в рукописи XI в. (Paris. gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в визант. стишных синаксарях кон. X - XIII в. (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. gr. 1617; Ambros. B. 104). Согласно эпитоме, И., П. и Р. происходили «из северной варварской страны» и были учениками ап. Андрея Первозванного . Они успешно проповедовали и мн. язычников обратили ко Христу. Узнав об этом, правитель уговорами и угрозами пытался убедить И., П. и Р. поклониться идолам, но они отказались. Была суровая зима, и реку сковало льдом. Правитель приказал вбить посреди реки колья и привязать к ним мучеников. Колья постепенно уходили под лед, и, когда вода достигла шей мучеников, они предали души Богу. Христиане похоронили их останки. Спустя 7 лет еп. Годда перенес мощи И., П. и Р. в порт Алиск. В заглавии эпитомы указано, что И., П. и Р. пострадали в Готии (в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) употреблено архаичное название - Скифия). Христианство среди готов стало активно распространяться только с IV в., а ок. сер. IV в. у этих племен за Дунаем происходила борьба между язычниками и христианами, сопровождавшаяся массовым гонением на последних (ср.: Lenski N. The Gothic Civil War and the Date of the Gothic Conversion//GRBS. 1995. Vol. 36. N 1. P. 51-89). Т. о., указание на связь И., П. и Р. с ап. Андреем, по всей видимости, является анахронизмом. Проф. Е. Е. Голубинский предположил, что И., П. и Р. пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, к-рый находился на месте совр. Алушты.

http://pravenc.ru/text/389611.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРПИЛА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 3 , С. 382 опубликовано: 12 ноября 2008г. АРПИЛА прмч. Готский (пам. 26 марта) - см. в ст. «Готские мученики» . Рубрики: Агиография Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Преподобномученики Русской Православной Церкви Арпила, преподобномученик Готский (пам. 26 марта) - см. Готские мученики См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/76170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новые электронные версии статей 10 апреля 2024 г. ПИННА (пам. 20 янв., 20 июня) - см. в ст. Инна, Пинна и Римма (ок. сер. IV в.), мученики Готские 9 апреля 2024 г. ПИМЕН прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские 3 апреля 2024 г. ПЕШНОШСКИЙ (ПЕСНОШСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - см. Мефодиев Пешношский (Песношский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь 1 апреля 2024 г. ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ церковная структура Сербской Православной Церкви - см. в ст. Сербская Православная Церковь ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) ПЕТР ДАМАСКИН (XII в.), правосл. подвижник, автор корпуса аскетических сочинений, ошибочно отождествляемый со сщмч.Петром II, еп. Дамаска ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами ПЕТР АРГОССКИЙ [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) ПЕТР III МОНГ патриарх Александрийский (лето - 4 сент. 477, дек. 482 - 29 или 31 окт. 489/90), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР V (IV) патриарх Александрийский (80-90-е гг. VII в.), православный, участник VI Вселенского (680-681) и Трулльского (Пято-Шестого; 691-692) Соборов в К-поле ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) 25 марта 2024 г. ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?; †27.11.1744), архиеп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/new.html

   5. В эру 369 (­ AD 331) на двадцать шестом году императора Константина Готы вторглись в земли Сарматов и пошли на Римлян с огромной армией. Благодаря превосходящим силам, они уничтожили людей и разграбили землю. Константин лично выстроил войска против них и после жестокой схватки, нанес Готам поражение, оттеснив их за Дунай. Константин демонстрировал свою доблесть против разных народов, но более всего он известен своей победой над Готами. Римляне, с одобрения сената, наградили его публичными овациями, ибо он разгромил многие народы и вернул захваченные земли империи.    6. В эру 407 (­ AD 369) на пятом году императора Валента, Атанарих стал первым, кто принял власть над Готами, он правил тринадцать лет. Он начал жестокое преследование верующих, противопоставив себя Готам, являвшимся Христианами. Многие из последних стали мучениками, поскольку не согласились приносить жертвы идолам. Остальных Атанарих убивать побоялся, ибо их было очень много. Окончив преследование, он позволил им, или точнее заставил их, покинуть королевство и уйти на Римские территории.    7. В эру 415 (­ AD 377) на тринадцатом году императора Валента, Готы в Истрии разделились между Атанарихом и Фритигерном, устроив взаимную резню. Атанарих взял верх над Фритигерном с помощью императора Валента. В ответ на помощь, Атанарих отправил послов к императору, с дарами и просьбой дать учителей, способных наставлять в Христианской вере. Валент, тем временем, отошел от истинной Католической веры и был охвачен заблуждением Арианской ереси. Поэтому он послал священников еретиков, имевших дурные убеждения, добавив Готов к исповедующим ошибочную доктрину. Этим ядовитым посевом он отравил замечательных людей, которые еще долгие годы предерживались ошибочных взглядов, искренне веря в их истинность.    8. Затем их епископ Ульфила придумал Готские буквы и перевел Старый и Новый Заветы на их язык. Поскольку Готы имели буквы и закон, они создали церкви собственного толка, придерживаясь в соответсвии с Арием, следующей доктрины о делимости. Они веровали, что Сын имел меньшее значение, чем Отец, и следовал за Ним. Они придерживались мнения, что Святой Дух не был Господом и не происходил от сущности Отца, но был сотворен Сыном, и был предназначен для службы и подчинения обоим. Они утверждали, что была одна иностась и одна сущность Отца, другая была Сыном, и наконец еще одна — Святым Духом, таким образом они не почитали единого Бога и Господа, в соответствии со священным писанием, а имели трех разных богов. Они установили это злобное богохульство на долгие времена и придерживались его на протяжении правления королей в течение 213 лет. В конце концов, думая о спасении, они отбросили заблуждения и благодаря милости Христа соеденились с Католической верой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святитель Леандр умер в Севилье в 596 году. Св. Леандру принадлежит авторство чина испанской литургии, которые позднее был скорректирован св.Исидором Севильским и известен под названием Мозарабского чина. Святой Леандр написал два небольших сочинения «Против ариан», «Похвала и триумф Церкви» (ныне утраченные) и дошедшее до нас сочинение «Наставления девам и о презрении к миру». Святитель Леандр Севильский мирно предал свой дух Господу, оставив нам образец ревностного жития во имя Божие, деятельной любви и служения в деле обращения заблудших братьев. Память святителю Леандру Севильскому празднуется вместе с памятью святому мученику Ерменингельду в соответствии с Полным православным месяцесловом Востока 1 ноября по старому – 14 ноября по новому стилю. Тропарь святителю Леандру Севильскому Злосмрадие арианское победивший И народы готские и свевские ко Христу приведший, Православие утвердивший , Целомудрие утверждавший и девство в чистоте соблюдший,     Крест трудов и болезней до конца претерпевший , Твердый Православия исповедниче Святителю отче Леандре, Моли Милостивого Христа Бога нашего и Заступницу усердную Спастися душам нашим. Тропарь составлен прихожанином одного из испанских приходов Русской Православной Церкви Мощи святителя Леандра покоятся в Королевской часовне Кафедрального собора Севильи Адрес: La Catedral de Sevilla Plaza Virgen de los Reyes 41001 Sevilla , Spain +34 95 421.49.71 Capilla Real.    При составлении жития использованы следующие материалы: 1)  Орландис Х. Хроника III Толедского Собора. 2)  Бартолом К., Кихано О.Р. Проповедь в визиготской Испании: Св.Леандр и торжество Православия. 3) Javier Gonzaga . La antigua Iglesia espanola y los Concilios de Toledo. 4) Домингес У. Леандр Севильский и борьба с арианством. 5)  Бакли Г. Св. Леандр Севильский. 6) Житие святых мучениц Хусты и Руфины. 7) О. Эндрю Филлипс.  «Святые Испании» (Saints of spain)// http://www.orthodoxengland.org.uk 8) Житие святого мученика Ерменингельда, царевича Готфскаго, составленное святителем Димитрием Ростовским.

http://pravoslavie.ru/1842.html

Фульдская летопись (Фульдские анналы) – Annales Fuldenses sive annales regni Francorum orientalis/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. Шафенбургская хроника (анналы Ламперта Херсфельдского) – Lampertus, monachus Hersfeldensis. Opera/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1894. Эйнхард – Einhardus. Vita Karoli Magni/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1911. Экумений – Oecumenius. Opera omnia/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1864. Т. 118–119. Glagolita Clozianus (Клоцев сборник) – Dostdl A. Clozianus. Praha, 1959. Notitiae episcopatuum – Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Вселенские святые, подвизавшиеся или скончавшиеся на территории будущей российской империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси 628 I век Св. апостол Андрей Первозванный († 62, память 30 ноября) – проповедник Евангелия в Крыму, Закавказье и по Днепру («на горах Киевских»), в будущих пределах Новгородских, на о. Валааме. Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался. Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде. Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64–68 гг., где и скончался мученически. Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44–50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении. Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66–69 гг., где был распят на кресте. II век Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики свв. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались. Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января). III век Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая). Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля). IV век Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Весьма возможно, что от пленных Готы узнали о христианстве еще в пору самых ранних вторжений в Империю – до вступления на престол Валериана, так как в Мизии и во Фракии, куда направлены были эти вторжения, существовало уже и тогда несколько христианских общин 102 . Но никогда, как мы знаем, готские набеги не были так часты и так удачливы, как в правление лишь только упомянутого злосчастного государя и его сына Галлиена. О христианах, насильственно переведенных тогда в Готию из Азии, передают многие свидетели и между ними первый св. Григорий, архиепископ Неокессарийский, в том каноническом Послании, которое составлено и завещано им Вселенской Церкви. Правила послания рисуют ужас смятения Понтийских жителей при опустошительных нашествиях «Ворад и Готфов», а также описывают некоторые нравственные беспорядки в жизни тамошних христиан, как следствие постигшего их бедствия 103 . Число пленных, взятых из среды верных, Неокессарийский святитель представляет очень большим и между прочим решает вопросы: можно ли считать за осквернение то, что несчастные в плену вынуждены употреблять одну и туже с варварами пищу, как равно обвинять женщин, которые там же в плену насилием и принуждением лишены были целомудрия? Конечно, ответы последовали в отрицательном смысле 104 . О христианах около того же времени, перешедших в руки Готов из провинции Каппадокии, говорит св. Василий Великий сначала в письме к папе Дамасу и затем в переписке с предстоятелем Фессалоникийской церкви Асхолием. В письме к папе великий святитель припоминает Римского епископа Дионисия (259–270 гг.) который в бедственное время после скифского разорения отнесся к христианской каппадокийской общине со всею полнотой христиански-братского участия. Он утешал бедствовавших своими посланиями и сверх того отправил от себя нарочитых лиц, вручив им денежные суммы для выкупа братий из неволи 105 . Переписка св. Василия с архипастырем Фессалоникийским была вызвана тем обстоятельством, что, препровождая в Кессарию мощи готского мученика Саввы, Асхолий в своем послании нашел нужным при этом случае напомнить Каппадокийцам, что страна, где замучен Савва, первым насаждением в ней христианства обязана трудам между прочим и их соотечественников (плененных), из которых особенною ревностью в подвигах проповедания отличался некий Евтихий. В ответ на полученное послание св. Василий Великий писал: «ты возвеличил наше отечество за то, что оно доставило варварам семена благочестия. Воспоминанием о давнем былом ты нас обрадовал, но опечалил обличением настоящего. Да, не стало уже ныне подобных Евтихию по добродетели! Мы не только далеки от того, чтобы укрощать варваров, но и тех, которые смирились, по множеству грехов наших, способны возвратить к прежней свирепости» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Готы появились на территории Римской империи, восточные части которой они особенно опустошали между 256 и 363 г., нападая на провинции Понт, Каппадокию, Вифинию, Асию и другие . В Ι Вселенском Соборе принимал участие готский епископ Феофил , управлявший епархией Готия, находившейся в Таврическом Херсонесе (совр. Севастополь) или на Дунае (Gothia danubiana) . Несмотря на избиение готских солдат в Константинополе 11/12 июля 400 г. и их сожжение внутри церкви готов , готские общины оставались, в том числе, и на территории трёх диоцезов и за их пределами , а именно: известно, что значительно позднее, в VIII–IX вв., на территории северо-западной Малой Азии существовал район Gothograikia . В таком случае готы, если они поселились здесь с IV–V вв. или даже позднее, относились к Асийскому диоцезу — одному из трёх составивших юрисдикцию Вселенского Патриарха. Свт. Иоанн Златоуст, по своему собственному признанию, посылал в Готию епископа . Также известно, что изначально, около 273 г., император Аврелиан уступил готам Дакию , которая граничила и отчасти пересекалась с Фракийским диоцезом. Но несмотря на ассимиляцию готы воспринимались (согласно описаниям конца IV – начала V в. именно как варвары ) и как язычники, и как православные христиане . На Халкидонском Соборе особо чтили память св. Евфимии, которая претерпела мучение от некоего Варвара, кто, очевидно, был антихристианским гонителем, возможно готом . После Халкидонского Собора были арианствующие епископы, например епископ Девтерий. «Девтерий, епископ ариан, когда был в Городе (то есть Константинополе), крестил одного именуемого Варваром и осмелился поступить вне преданий Христа и сказал: “Крещается Варвар во имя Отца через Сына в Святом Духе”, и тотчас засох баптистерий. А Варвар, испугавшись, убежал и провозгласил о случившемся» . Значит, готы-ариане тоже продолжали иметь силу в Византии. В северной Дакии в IV в. селилось северное германское племя гепидов, близкое готам. Гепиды жили на левом берегу Дуная, то есть за пределами непосредственной территории Византийской империи, но и по Дунаю города Сирмиум и Сингидун (современный Белград) достаточно долго принадлежали им при их войне в союзе с византийцами против остготов .

http://bogoslov.ru/article/6170934

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010