Сведения о путешествии Николая Александровича содержатся в книге М.М.Денисьевского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества, Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича, с подробностями злодейского покушения 29 апреля в городе Оцу» (СПб., 1891), а также в замечательном трёхтомном труде князя Э.Э.Ухтомского «Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890 – 1891)» (СПб., 1897). «Восточный дневник» Цесаревича впервые был частично представлен в 1923 году в Берлине («Дневники Императора Николая II. 1890 – 1906 гг.». Книгоиздательство «Слово». Берлин, 1923. С. 39 – 40). В советском издании дневников Императора Николая II (М.: Орбита, 1991. – 736 с.) восточное путешествие даже не упоминается. Вот почему огромный научный и публичный интерес представляет издание полного текста Восточного дневника Цесаревича, предпринятого А.Ю.Хвалиным, давно и прочно укоренившемся в царской теме (Андрей Хвалин. Восточный дневник Цесаревича. Собственноручные дневниковые записи Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича о путешествии на Восток в 1890 – 1891 годах с примечаниями и комментариями. М.: КРУГЪ, 2020. 560 с.). Проделана громадная архивная работа в ГАРФ, к публикации подготовлены не только дневники Цесаревича, но и масса иного исторического материала в виде приложений. Тема взята достаточно широко: дневники представлены, начиная с 1889 г., т. е. с периода подготовки к путешествию. Текст дневников снабжен примечаниями и комментариями. Центральный исторический момент поездки отражен в следующих строках дневника: «19 мая. Воскресение… Приехавши на будущую станцию Муравьев-Амурский, вылез из вагона и после краткого молебствия поставил краеугольный камень на этом конечном пункте великой Сибирской железной дороги – событие, действительно, великой важности» (С. 225). Восточный дневник Цесаревича, представленный в полноте, раскрывает, хотя далеко не в полной мере, характер, наклонности, интересы молодого Наследника Престола. Это вполне частный дневник со всей пестротой внешних впечатлений и внутренних переживаний: от погоды до высказывания мнений и суждений о людях и событиях. Последнего немного, гораздо более фиксации фактов. В этом смысле чтение дневника будет интересно скорее специалистам, нежели широкому кругу читателей.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/11/dn...

Согласно письму великого князя Гедимина к Папе римскому, в 1323 году на месте церкви Святого Николая Мирликийского Чудотворца уже существовал монастырь старейшего на территории Беларуси ордена францисканцев. В 1434 году строится деревянный храм этого ордена на пожертвования княгини Елены Радзивилл (урождённая Пшездецкая). Место было выбрано не случайно - именно тут издавна располагалась рыночная площадь, куда каждый день приходили горожане, часто бывали здесь купцы и другие важные особы. В 1780 году на месте ветхого деревянного храма строится каменный костёл св. Антония при том же монастыре францисканцев. Православным храм стал в 1846 году (монастырь не действовал уже с 1831 г.). Костёл закрыли в 1839 году, а потом, как и большинство католических храмов Беларуси, переоборудовали в православную церковь Святого Николая - покровителя российского императора Николая I. После пожара 1852 года храм переоборудовали, барочный фронтон был заменён на колокольню, куда ведут две винтовые лестницы. Кроме звонницы, изменения коснулись и треугольной формы щипцового аттика главного фасада, которая была заменена на трёхлопастную арочную форму. Над притвором, где находился вход на звонницу с тремя колоколами, были расположены хоры. Благодаря благотворительному участию цесаревичей Николая и Александра, в церкви появилась икона Св. Николая и дарохранительница. Так, на образе Св. Николая Мирликийского в серебряной ризе была надпись: " В оную соборную церковь во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского, от Его Императорского высочества Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича 6 дня декабря 1863 года " . Тогда же на престоле была размещена суженная к верху серебряно-позолоченная дарохранительница с четырьмя гранями и четырьмя ярусами. На ней была надпись: " Вклад Благоверного Государя наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича в соборный храм города Новогрудка на вечное поминовение за упокой души... 12 августа 1865 года " . К соборному Никольскому храму в то время относились приписные новогрудские Борисоглебская и деревянная Воскресенская церкви. Принадлежали храму 78 десятин пахотной, сенокосной и выгонной земли. Прихожан в 1864 году насчитывалось 4050 человек: 2035 мужчин и 2015 женщин. В 1902 году в приходе числилось уже 5600 человек. После Октябрьской революции, гражданской войны и воссоединения в 1939 году Западной Белоруссии с БССР, Новогрудок вошёл в состав Пинско-Новогрудской епархии. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистких захватчиков Новогрудская епархия вошла в состав Минской епархии. Новогрудская епархия была возрождена в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Кафедральным Никольский собор стал в том же году, когда была возрождена Новогрудская епархия.

http://sobory.ru/article/?object=09619

В Хабаровском Кадетском Корпусе Владимир Александрович стал впервые писать стихи, как отметил поэт в дневнике - «приблизительно с третьего класса». Сначала он самостоятельно составлял сборник, куда записывал военно - патриотические песни и стихи. Но однажды одолжил его отцу и сборник пропал: «С горя я и стал писать сам». Первое время товарищи высмеивали его, говорили, что он переписывает стихи из старинных календарей, но уже в 1906 - 1907 гг. он печатал свои стихи в кадетском журнале, в 1908 году - попал в настоящую газету. В русско - японской войне Владимир Александрович участвовал в качестве добровольца с конца июня до середины августа 1905 года. В начале лета 1905 года из Ставки пришло разрешение на выезд в район военных действий. Владимир Александрович отправился в Уссурийский казачий полк, где служил отец. В 1908 году, закончив курс Хабаровского Кадетского Корпуса вице - унтер офицером, поступил в Михайловское Артиллерийское училище, но через год, решив стать кавалеристом, перешел в Николаевское Кавалерийское Училище, из которого был выпущен в 1911 году хорунжим в Уссурийский Казачий Дивизион. Много страниц дневника Владимира Александровича посвящено учебе в Николаевском Кавалерийском Училище, в котором царили боевой дух и военная дисциплина. Офицер императорской кавалерии Владимир Литтауэр в своих мемуарах «Русские гусары», в главе «Николаевское кавалерийское училище» пишет, что однажды «Император во время посещения школы зашел на урок русской литературы, задал юнкерам несколько вопросов, а затем в течение получаса читал наизусть отрывки из произведений русских классиков…» Владимир Александрович отмечает в дневнике, что часто спорил со студентами, которые «считали своим долгом быть революционерами. Это было какое -то ненормальное явление. Они задавали мне самые ехидные вопросы о Государе, о том, буду ли я их усмирять и т.д. В их глазах я был черносотенец и враг народа…» Курсанты Николаевской кавалерийской школы раз в году охраняли Зимний Дворец, резиденцию Царя. Из дневника В. Петрушевского: «Пришлось мне побывать несколько раз в караулах в Зимнем Дворце, где видел я Великого Князя Димитрия Павловича, еще молодого офицера и командующего войсками Петербургского военного округа, грозу кавалерии и офицеров, Великого Князя Николая Николаевича. Хотя последнего я видел часто на смотрах и маневрах. Кажется, весной 1911 года приезжал к нам в училище Государь Император Николай Александрович, а 9 мая, в день училищного праздника, всегда бывал Великий Князь Константин Константинович, он удивительно запоминал имена - узнав мою фамилию в 1910 году, он через год без ошибки назвал меня…»

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/29/...

Но в этот же день сто лет тому назад, в ночь с 12 на 13 июня, произошло убийство Великого Князя Михаила Александровича. Это то будущее, которого, к сожалению, мы лишились. Император Николай II не отрекался от власти, а передал ее своему брату Михаилу Александровичу. Конечно, есть ряд вопросов, но принцип самодержавия таков: не человек для закона, а закон для человека. Государь имеет право творчески подходить к закону. Нам до конца не понять, что совершил Николай Александрович, но в любом случае он передал власть своему брату. Однако Михаил Александрович отложил восприятие власти – в своем манифесте он подчеркнул, что не отказывается от власти. Видимо, ему была нужна передышка для умиротворения народа, чтобы восшествие на престол произошло не в столь драматических обстоятельствах. Народная поддержка не была осуществлена отнюдь не по вине народа, а по вине людей, захвативших власть. В ночь с 12 на 13 июня сто лет тому назад Великий Князь Михаил Александрович был расстрелян вблизи Перми. Удивительно, что раньше Николая II. Для большевиков Михаил Александрович был большим врагом, поскольку имел законное основание на престол. Великий Князь был нашим будущим – будущим России. Столетие убийства Михаила Александровича – это столетие перекройки России и русской Голгофы, когда законное монархическое правление в России было физически уничтожено. 12 июня сочетает три имени – Александр Невский, Петр I и Великий Князь Михаил Александрович. Эти три героя соединили наше великое прошлое и оборванное будущее. Хотя 12 июня было выбрано для празднования День России исторически случайно, но в этом видится глубокий смысл и надежда на то, что мы сможет от этой точки отсчета связать нашу историю воедино. Никто не предлагает перечеркнуть, выкинуть и забыть советскую эпоху – это часть нашей истории. Но можно ли представить Россию без Царя? Президент страны недавно заявил: Россия может быть суверенной, либо никакой. Мы должны согласиться, что Россия может быть суверенной с Царем во главе или не быть вовсе. Этот вопрос рано или поздно будет решен. Тогда все взоры будут обращены к этому дню, к личности Михаила Александровича, к его манифесту, который остался неисполненным и в котором заложены юридические основания для восстановления преемственности Царской власти и восстановления монархии в России.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/12/ru...

На торжество была привезена Чудотворная мироточивая икона Царя Николая. На освящениии присутствовало много молящихся: сотрудники республиканской прокуратуры, военнослужащие, простые верующие люди, почитающие подвиг Святой Царской Семьи. По словам Поклонской, в часовне размещены очень редкие иконы ручной работы. В том числе, подаренные ею самой и прихожанами. Вечером того же дня в рабочем кабинете Императора Николая Второго состоялась церемония передачи в дар Музею Ливадийского Дворца части предметов из письменного набора, ранее принадлежавших Императору Николаю Второму, и в Его царствование находившиеся в Ливадийском Дворце - любимой южной резиденции Императорской Семьи. В дар Музею Ливадийского Дворца была передана часть предметов из письменного прибора из кабинета Его Императорского Величества Императора Николая Второго Александровича из Ливадийского дворца из 5 предметов: Бронзовая статуэтка Готфрида, бронзовая статуэтка Лоэнгрина, льва на подставке, марочницы и колокольчика. Они займут свое законное место на письменном столе в рабочем кабинете Николая Александровича на втором этаже дворца, где они и были ранее. Перед Чудотворной мироточивой Иконой Царя Николая была прочитана молитва. Затем начальник ВПМ зачитал сопроводительное письмо от настоятеля Московского храма Вознесения Господня на Гороховом поле протоиерея Василия Голованова: «Я, протоиерей Василий Иванович Голованов, настоятель храма Вознесения Господня на Гороховом поле гор. Москвы , настоящим препровождаю через доверенных лиц: из Москвы через Игоря Евгеньевича Смыкова, в Крыму через Наталью Владимировну Поклонскую, депутата Государственной Думы Российской Федерации, часть письменного прибора из Царского кабинета Ливадийского Дворца из 5 предметов: бронзовая статуэтка Готфрида, бронзовая статуэтка Лоэнгрина, льва на подставке, марочницы и колокольчика, хранившихся до 2000 года на московской квартире у благочестивой старушки, которая в день моего рождения 14 января через священника Московского протоиерея Алексия Александровича Дубровского передала мне лично в храм.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/27/ch...

Во исполнение рекомендации Священного Синода в Новосибирске было решено возвести памятник Государю Императору Николаю II. По инициативе новосибирцев был создан оргкомитет и объявлен сбор средств на строительство памятника. «И вот сегодня, - сказал Владыка Тихон, - в этот воскресный день, когда мы празднуем малую Пасху, Государь Император стоит перед нами, воскресший из исторического небытия, положив руку на плечо Наследника. Это символ передачи власти и веры новому поколению России. Он как бы говорит собравшейся сегодня на Крестный ход молодежи: «Идите вперед, но храните Державу нашу Российскую, храните Веру Православную, с нами Бог!» Владыка сердечно поблагодарил жертвователей, скульптора Олега Владимировича Песоцкого и всех, потрудившихся над созданием замечательного памятника. «Выбор места для памятника не случаен, - сообщил журналистам настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. - Собор строился на средства Кабинета Его Величества как храм-памятник Царю Миротворцу Александру III - отцу Государя Императора Николая II. Государь Император Николай II лично пожертвовал 7,5 тысяч рублей на соборный иконостас. Супруга Царя Миротворца Александра III Мария Феодоровна также была жертвователем храма. В частности, она прислала в собор священническое облачение, сшитое из парчи, которая покрывала катафалк рано ушедшего из жизни младшего брата святого Николая II Великого князя Георгия Александровича. Наконец, вы можете видеть: за спиной Государя Императора Николая Александровича стоит арка с крестом. Это символ Голгофы!» Священник также напомнил, что город Новосибирск раньше назывался Ново-Николаевском в честь святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя святого Царя Николая II. Протоиерей Александр Новопашин открыто исповедует монархические взгляды. Он хорошо знаком с последним православным царем - Царем Болгарским Симеоном II, находится с ним в теплых отношениях. «Я сегодня же сообщу Его Величеству радостную весть, - сказал отец Александр. - Государь Император Николай II - не чужой для семьи Его Величества. Ведь отец Царя Болгарского Симеона II - Царь Борис III - крестник святого Царя Николая II».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/17/et...

В опубликованных профессором В.Л. Поповым данных судебно-стоматологической экспертизы (В.Л. Попов Идентификация останков царской семьи Романовых (Судебно-стоматологические и судебно-баллистические исследования)/Международные медицинские обзоры. – СПб.: Avalanche, 1994. – 60 с., илл.) утверждается, что в черепе 4 выявлена прижизненная утрата (удаление) зубов 46 и 38 на нижней челюсти за 2–3 месяца до момента наступления смерти человека, которому этот череп принадлежал. В экспертном заключении, выполненном по результатам дополнительной судебно-стоматологической экспертизы (экспертизы по материалам дела), специалистами Московского медицинского стоматологического института им. Н.А. Семашко в период с 02.12.1997 по 15.01.1998 под председательством профессора Г.А. Пашиняна , также указывается, что в черепе 4 зубы 46 и 38 на нижней челюсти были удалены в период от 2 до 3 месяцев до наступления смерти человека, которому принадлежал исследуемый череп. Имеются ли какие-либо прямые или косвенные сведения в исторических источниках о том, что в апреле или мае 1918 года какие-либо стоматологи посещали Императора Николая Александровича или кто-то иной мог удалить ему зубы, или какие-либо сведения о том, что зубы 46 и 38 были удалены в этот период у Императора Николая Александровича? Вопрос 4: Можно ли утверждать с учетом предыдущего «Заключения специалистов» от 23 ноября 2017 года (URL: http://mosvedi.ru/article/21000.html), в котором экспертами В.Н. Трезубовым и В.Л. Поповым высказано суждение о дентофобии государя Императора Николая Александровича, а также на основе опубликованных В.Л. Поповым и Г.А. Пашиняном сведений о наличии одной амальгамной пломбы из белого металла на зубе 47 и одной цементной пломбы на зубе 44 черепа 4 и удаленных зубах 46 и 38 у черепа 4, что данный череп мог принадлежать государю Императору Николаю Александровичу? Вопрос 5: В результатах судебно-стоматологической экспертизы, опубликованных профессором В.Л. Поповым (см. выше) указано, что при исследовании черепа 2, относимого экспертами к останкам лейб-медика Е.С. Боткина, выявлена прижизненная утрата (удаление) зубов 44 и 36 на нижней челюсти за 1½–2 месяца до момента наступления смерти и зуба 38 за 2–3 месяца до момента наступления смерти человека, которому этот череп принадлежал.

http://pravoslavie.ru/112133.html

Св. Церковь, братие, прославляя ныне св. Николая, дает краткую, но чрезвычайно яркую и всестороннюю его характеристику. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю...» – взывает она к святителю Божию и этими словами определяет, за что она так ублажает св. Николая. Правило веры... Действительно, как не назвать св. Николая правилом веры, когда мы знаем, что его ревность о вере, его твердость, непоколебимость в вере не имела границ. За веру он готов был жизнь свою положить! Он не мог снести хулы нечестивого Ария на Христа Спасителя и заградил нечестивые, хульные уста! Он, даже по смерти, ревнуя о славе Божией, не захотел почивать своими мощами среди неверных и, явившись во сне благочестивому пресвитеру града Бар, повелел перенести свои мощи из страны неверных к христианам, в то время еще православным. За свою ревность о вере он и на иконах изображается иногда с мечом в одной руке и храмом – в другой, как ревностный страж и хранитель веры и Церкви. Таков св. Николай, как идеал в области религиозной жизни! Образ кротости... Так определяет св. Церковь отношение св. Николая к ближним. Действительно, как точнее определить эти отношения, как не образом кротости! Нам нет нужды говорить о безграничной самоотверженной любви св. Николая к людям. Эта любовь источала и источает реки чудес от него и при жизни, и по смерти, и от св. мощей его, и от св. чудотворных икон его, коих он не лишил и наш св. град и сей св. храм! Дивный чудотворец, как прежде, так и теперь и во сне, и наяву, и на суше, и на море является призывающим его и спасает там, где бессильна всякая земная помощь. Но все эти дела любви святителя Божия к людям, сверх всего, всегда бывают окрашены чрезвычайной кротостью, снисходительностью. Движимый именно этой кротостью любви, святитель Божий три раза ночью идет к дому обедневшего богача, готового отдать своих дочерей на служение пороку, и каждый раз тайком помогает ему, чтобы явной милостыней не устыдить его, не оскорбить естественного чувства гордости этого недавнего богача. Эта кротость подвигает святителя на помощь даже иноверцам, хотя и чтущим его, но, по немощи своего духа, находящимся вне Церкви Христовой. Этою же кротостью, несомненно, объясняется и то, что св. мощи Николая Чудотворца почивают ныне во граде и даже во храме инославном. Да, кроток, снисходителен св. Николай к немощам человеческим, но он строг к явному злу, к упорному пороку! Мы знаем, как строг он был к одному царю за неправедное заключение в темницу невинных. Мы знаем, как грозен он был, когда вырвал меч из руки палача, уже занесенной над невинной жертвой судии неправедного. Мы уже говорили, каким гневом воспылало его сердце против нечестивого, хульного Ария. Кротость святителя Божия далека была от безразличия, равнодушия к судьбам истины и правды, от непротивления злу. Таков св. Николай, как идеал жизни общественной!

http://pravoslavie.ru/50469.html

С древнейших времен, с IX столетия Святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как Небесный Покровитель Верховной Власти, Державного Могущества. Киевский Князь Аскольд, убитый дружинниками Новгородского Князя Олега в 6390 году от Сотворения мира, в Святом Крещении носил имя Николай. Вскоре после мученической кончины Князя Аскольда-Николая на его могиле был возведен один из самых ранних на Руси из известных храмов, посвященных Святителю Николаю. Живший во второй половине XI - начале XII веков Князь Святослав Давидович в 6614 году от Адама принял в Киево-Печерском Успенском монастыре иноческий постриг с именем Николай. Он ныне чтится в Православной Церкви как Преподобный Князь Николай Святоша Киево-Печерский. Правда, с той поры на протяжении почти семи веков имя «Николай» в Княжеских и Царских Родах не встречается до той поры, пока в конце XVIII столетия будущий Государь Император Павел Петрович не нарек именем Николай своего второго сына, который нам известен как Император Николай I Павлович. Благодаря этому в XIX столетии имя Святителя Николая Чудотворца становится одним из самых популярных в Русской Императорской Фамилии. Так Государь Николай Павлович нарекает одного из своих сыновей. Великий Князь Николай Николаевич Старший стал выдающимся русским полководцем, наиболее прославившимся во время последней Русско-Турецкой Войны. Николаем называет своего Первенца и будущий Государь Александр Николаевич Освободитель. Великий Князь Цесаревич Николай Александрович был Наследником Престола, но умер в молодости от инфекционного менингита. Великий Князь Николай Николаевич Старший также дал своему старшему сыну имя Николай. Великий Князь Николай Николаевич Младший был Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России в 1914-1915 годах. Но более всех в Августейшей Династии Романовых духовно прославился Святой Благоверный Царь Николай II Александрович. Сын Императора Николая I Великий Князь Михаил Николаевич также одного из своих сыновей называет Николаем. Великий Князь Николай Михайлович, расстрелянный большевиками в начале 1919 года в Петропавловской крепости, был известным русским историком.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/09/...

Сам образ Николая II располагает к себе. Мы видим молодого государя (до 1898 года Николай Александрович относился, говоря современным языком, к молодому поколению России) на иконе, в кинематографических и фотографических отрывках того времени. Молодость государя - значимый фактор в его деятельности. Россия при последнем государе находилась на взлете. Показатели 1913 года были впечатляющими. Демографическая ситуация в России была лучшей в мире. По результатам своих исследований «размножения людского» Д.И.Менделеев оценил, что численность Государства Российского следовало ожидать: - к 1950 году - 280 млн.; - к 2000 году - 590 млн. Известно, что во время первой Всеобщей переписи населения Российской империи в январе 1897 года Николай II, отвечая на вопрос " занятие, ремесло, промысел, должность или служба " ответил просто: " Хозяин земли Русской " . В данном признании государя кроется его глубинная самоидентификация «своего», «личного», «родного» с Русской Землею, с Россией. Безусловно, Николай II отражал в себе, в своем жизненном пути ту настоящую, исконную русскость, которая и выделяет русского человека в мире «общих», «общечеловеческих», ценностей. По мнению автора настоящий статьи, русский человек - самодостаточен, великодушен, смешлив и ироничен по жизни; он, как бы, спящий, удовлетворенный тем состоянием, в котором пребывает; однолюб; религиозен и безбоязнен, но богобоязнен; готовый простить, но с развитым чувством справедливости и совестливости; хозяин своей земли - сокрушитель хамства, бахвальства, наглости и распущенности. Русский человек - всегда спокоен, снисходителен к немощам других, но критичен к себе. Русский человек - гениален по своей природе, его гений в исключительной русскости, в доброте душевной, в любви к ближнему, в праведном гневе против врагов Истины. Гений Николая Александровича заключался в его спокойствии, в его миролюбии, в сопричастности миру вышнему. Сергей Нилус, православный писатель-мистик, пользующийся уважением великой княгини Елизаветы Федоровны и прочимый ею на должность царского духовника, с 1900 года пишет книги, рассчитанные на чтение в императорском семействе, вспоминает свои впечатления от живого образа Николая II. «О, этот взгляд! Вовек не забыть мне его! 5-го мая 1904 года Государь Николай Александрович - проездом через Мценск - по направлению к Орлу, Курску и другим городам юга России, в которых он благословлял войска на поход против Японии, и принимал на платформе Мценского вокзала депутацию Мценского дворянства. В составе депутации был и я. Тут я имел радость, более того, восторг, видеть глаза Государя. Передать их выражение ни словами, ни кистью невозможно».

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/04/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010