ЦВ 6 (403) март 2009 /  30 марта 2009 г. Концепция проекта Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» 1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности. Разработка проекта федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» обусловлена необходимостью установления единого порядка передачи из государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, религиозным организациям. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (пункт 3 статьи 21, пункт 2 статьи 22), а также Федеральный закон от 25 июня 2002 г. 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 56) предоставляют религиозным организациям право на бесплатное получение в собственность или предоставление в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Опыт применения указанных норм выявил необходимость законодательно установить следующие важные аспекты реализации прав религиозных организаций: 1) определение понятия имущества религиозного назначения (предположительно в объеме, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»); 2) особенности распоряжения объектами, неразрывно связанными (по территориальному, архитектурному, функциональному и иным признакам) с объектами религиозного назначения, подлежащими передаче;

http://e-vestnik.ru/church/kontseptsiya_...

8 июня 2012 г. инокиня Ксения (Чернега) В настоящее время законом установлены определенные требования к документам, которые должны представить религиозные организации при подаче заявлений о передаче им имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или муниципальной собственности. Перечень и порядок выдачи таких документов устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 года 325 " О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи " (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года 209), согласно которому к заявлению религиозной организации о передаче в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2010 года 327-ФЗ, должны быть приложены следующие документы: 1. Копия устава религиозной организации. 2. Документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества. 3. Копия устава руководящего органа (центра) религиозной организации. 4. Квитанция об отправке либо копия расписки в получении копии заявления в адрес государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо третьего лица, если на момент подачи заявления соответствующее имущество принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо третьим лицам на ином праве. 5. Проект охранного обязательства пользователя, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).

http://e-vestnik.ru/church/realizatsiya_...

XIII. Церковно-имущественное право ВСЕ ИМУЩЕСТВА, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РОССИИ ЦЕРКОВНЫХ Ю РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ, ОБЪЯВЛЯЮТСЯ НАРОДНЫМ ДОСТОЯНИЕМ. ЗДАНИЯ И ПРЕДМЕТЫ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ОТДАЮТСЯ ПО ОСОБЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯМ МЕСТНОЙ ИЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БЕСПЛАТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ. Все указанные в § 1 Инструкции НКЮ от 24/VIII 1918 г. общества, а именно: а) церкви: православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская, и исповедания: иудейское, магометанское, буддийско-ламаитское. б) все иные религиозные общества, образовавшиеся для отправления какого-либо культа, как до, так и после издания декрета «Об отделении церкви от государства, а также: в) все общества, которые ограничивают круг своих сочленов исключительно лицами одного вероисповедания и, хотя бы под видом благотворительных, просветительных и иных целей, преследуют цели оказагиозному культу (в виде содержания служителей культа, каких-либо учреждений и т. п.), лишаются, согласно декрету «Об отделении церкви от государства, прав юридического лица. Отдельным членам этих обществ предоставляется устраивать только складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей. (Инструкция НКЮ 1918 г., § 2). А. Порядок передачи имущества, предназначенного для соверше­ния религиозных обрядов 1) Имущества, которые ко времени издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» находились в ведении ведомства православного исповедания и других вероисповедных учреждений и обществ, согласно декрету, переходят в непосредственное заведование местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях (Там же §4). 2) Местный Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов обязывает представителей бывших ведомств или, лиц соответствующего вероисповедания, в чьем фактическом обладании находится храм и прочее богослужебное имущество, представить в трех экземплярах инвентарную опись имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей. По этой описи Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов принимает имущество от представителей соответствующего религиозного культа и вместе с описью передает его в бесплатное пользование всем тем местным жителям соответствующей религии, которые желают взять в пользование имущество; второй экземпляр описи с распискою на нем получателей Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов хранит у себя, а третий пересылает в Народный Комиссариат Просвещения. (Там же § 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В связи с политическими событиями и государственным устройством нам приходилось касаться в предшествующих главах и церковной сферы, указывать роль, принадлежавшую de facto и de jure Церкви и православному духовенству в гражданских вопросах. Так, отмечено участие Константинопольских патриархов и лиц высшего духовенства в династических переворотах, значение духовных лиц как членов высшего государственного учреждения – синклита; социально-общественное положение духовенства не только как духовного сословия, но и как сословия властельского, несшего государственные тягости и платившего подати, значение монастырей как харистикий, и духовного суда в применении не только к духовным, ной к светским лицам, и пр. Теснейший союз государства и Церкви составляет характеристическую особенность церковногосударственных отношений в Византии. Развитие церковных учреждений и церковного управления совершалось параллельно и в соответствии с развитием политических учреждений и государственного управления, государственная власть принимала деятельное участие в церковных вопросах, вторгаясь в область церковного хозяйства и присваивая себе право назначения на церковные должности и устранения от этих должностей; в свою очередь, духовные лица принимали деятельное участие в гражданских делах, не только косвенное, путем нравственного влияния на народную массу, но и прямое, в качестве руководителей внешней и внутренней политики, а также непосредственных участников в важнейших политических предприятиях и общественных движениях. Взаимодействие государства и Церкви было полное: влияние государства обнаруживалось начиная с патриарха, продолжая митрополитами, епископами, клириками и оканчивая монахами, в свою очередь лица разных степеней церковной иерархии, как белое, так и монашествующее духовенство, пользовались влиянием в государстве, занимали места первых министров, разные мирские должности в центральном и областном управлении, выступали на сцену как руководители партий, государственные послы и посредники между враждующими сторонами. Способ обнаружения влияния как с той, так и с другой стороны во многих случаях шел вразрез с каноническими правилами, неканоничность его сознавалась и высказывалась современниками, тем не менее факт продолжал существовать, к нему привыкли и с ним мирились, протест заявляем был только тогда, когда нужно было прикрыть ширмой законности личные или сословные интересы, – если и были в наш период попытки привести факты в согласие с церковным правом, то они касались только некоторых сторон церковной дисциплины и некоторых вкравшихся в церковную жизнь злоупотреблений, не затрагивали положения вещей в их корне и не несли никаких существенных изменений в фактическом строе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

17 декабря 2012 г. 13:51 12-14 декабря состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Ставропольскую митрополию Регионом, имеющим огромное значение для жизни всего российского государства, назвал Святейший Патриарх Кирилл Северный Кавказ. Ключевыми темами встреч и выступлений Предстоятеля Русской Церкви во время визита в Ставропольскую митрополию стали вопросы и проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений, воспитания подрастающего поколения в духе традиционных ценностей. Главная цель — сохранение преемственности народной жизни 12 декабря начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Ставропольскую митрополию. В краткой беседе с журналистами в аэропорту Ставрополя Святейший Патриарх сообщил, что посещает Северный Кавказ впервые после избрания на Патриарший престол, подчеркнув при этом огромное значение региона для жизни всего многонационального российского государства. Предстоятель Русской Церкви также поделился впечатлениями от ежегодного Послания, с которым Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию. " В нынешнем Послании акцент был сделан на самое главное — на человека, на человеческую личность, на формирование духовного, культурного, нравственного облика россиянина, на воспитание наших людей в духе патриотизма, верности своему Отечеству. На мой взгляд, это стратегический взгляд в будущее " , - сказал Патриарх Кирилл. Вечером того же дня Святейший Патриарх принял участие в пленарном заседании Ставропольского форума Всемирного русского народного собора, которое состоялось во Дворце культуры и спорта Ставрополя. Обратившись к собравшимся, Предстоятель Русской Церкви выразил удовлетворение тем, что давно запланированный визит на Ставрополье, связанный с участием Патриарха в ряде важных мероприятий, начался именно с форума Всемирного русского народного собора. В ходе дальнейшего выступления Святейший Патриарх Кирилл поделился своими размышлениями о прошлом и настоящем Северного Кавказа и путях достижения мира и благополучия в этом многонациональном регионе.

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_kiri...

III. Накануне свободы I. Накануне амнистии Первым актом нового строя, в который вступает Россия, должна явиться полная амнистия всех пострадавших в борьбе со старым режимом. Вся страна единодушно требует, чтобы пленники в период долголетней гражданской войны были освобождены, и партия «народной свободы», которая должна занять главенствующее место в первую сессию Государственной Думы, отвечая этому народному требованию, в первую очередь вносит соответствующий законопроект амнистии. Однако в этом проекте амнистии, выработанном В.Д. Набоковым, заключается одно существенное упущение. Распространяя акт освобождения на всех понесших кару за свои политические убеждения, он вовсе не затрагивает лиц, потерпевших за свои религиозные убеждения. Между тем религиозная амнистия неминуемо связывается с амнистией политической: преследование так называемых религиозных преступлений в эпоху господства бюрократии являлось всегда наиболее вопиющим нарушением основных прав русских граждан, так как вся действовавшая до сих пор законодательная система, ограждающая принцип неприкосновенности официального вероисповедания, была построена на началах, идущих в разрез с элементарным представлением о веротерпимости и свободе совести. Ни одно культурное законодательство Запада не берется квалифицировать преступность тех деяний, которые так точно регламентирует наш архаический, отличающийся средневековой нетерпимостью уголовный кодекс. С «переменой» правительственных взглядов на свободу совести и последовавшим затем официальным провозглашением в России веротерпимости неминуемо должно было, конечно, последовать освобождение тех, кто был ограничен в своих правах и нередко десятилетиями томился в тюрьме за деяния, законом признанные теперь ненаказуемыми. На этих реабилитированных «преступников», которые при сколько-нибудь нормальных условиях не могли по существу подлежать какому-либо воздействию со стороны государственной власти, а тем более уже уголовной каре, распространилась, как мы уже видели, объявленная 25 июня прошлого года правительственная амнистия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

IV. Религиозные церемонии и обряды (иконы, общественные молебны, дни отдыха и т. д.) ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ НЕ СОПРОВОЖДАЮТСЯ НИКАКИМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБРЯДАМИ ИЛИ ЦЕРЕМОНИЯМИ. О религиозных церемониях и обрядах. 1. В государственных и в иных публично-правовых общественных помещениях безусловно не допускается: а) совершение религиозных обрядов и церемоний (молебнов,, панихид и проч.). б) помещение каких-либо религиозных изображений (икон, картин, статуй религиозного характера и проч.). (Инструкция НКЮ 18 г., § 29). 2. Местная советская власть принимает все меры к устранению указанных в предшествующих статьях и противоречащих декрету о свободе совести явлений. Примечание: Устранение религиозных изображений, имеющих художественное или историческое значение, и их дальнейшее назначение производится с ведома Народного Комиссариата. Просвещения. (Инструкция § 30). Иконы в частных магазинах. 3. V-ый Отдел Наркомюста разъяснил Тульскому Губернскому Прокурору на его запрос от 8/IX – с. г. по вопросу о том, допустимо ли нахождение икон в частных магазинах, что, «согласно § 29 Инструкции об отделении церкви от государства должны быть удалены иконы из общественных мест, к коим, несомненно, относятся и магазины, хотя бы принадлежащие частным лицам» (25/IX – 1922 г., 562). 4. По вопросу о помещении икон и проч. предметов культа в зданиях, предназначенных для посещения их посторонней широкой публики, V-ый Отдел: разъясняет, что согласно декрета об отделении церкви от государства помещение предметов культа недопустимо в государственных и иных публично-правовых общественных помещениях. При советском строе понятие публично-правовых общественных помещений, конечно, не может быть определяемо по случайному признаку юридического собственника, в буржуазном смысле этого слова, того или иного находящегося в публичном пользовании помещения. Так, столовые, рестораны, пивные, магазины, заводы, мастерские, в виду нэпа могут быть в данный момент узко юридически числиться в собственности отдельных (граждан, но прилагать к ним старые уже изжитые нормы строгого института частной собственности невозможно, иначе создается недопустимый дуализм в правах и обязанностях граждан в зависимости не от существа дела (публичное для нужд общественного пользования помещение), а только по тому, что в данный момент государство переуступило частному лицу ту или иную общественно-полезную функцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

XII. Юридическое положение церковных учреждений НИКАКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩЕСТВА НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ВЛАДЕТЬ СОБСТВЕННОСТЬЮ. ПРАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОНИ НЕ ИМЕЮТ. 1) Всякое принуждение при взимании в пользу церковных или религиозных обществ, а равно осуществление над ними административных, судебных или иных публично-правовых функций или прав юридических лиц карается – принудительными работами на срок до шести месяцев с ликвидацией вышеуказанных организаций и с конфискацией имущества организации. (Ст. 123 Уголовн. Код.). 2) Религиозные объединения, как таковые, правами юридического лица не пользуются. В виду сего удостоверения, мандаты и т. д., выдаваемые религиозными объединениями, как таковыми, не имеют юридической силы в советских учреждениях. Выдаваться религиозными объединениями они могут исключительно по делам религиозного характера. По точному смыслу декрета об отделении церкви от государства, – мандаты и удостоверения, выдаваемые религиозными группами и объединениями, как таковыми, не имеют юридической силы в области хозяйственной, промышленной, торговой, транспортной и т. п. Все подобные удостоверения и бумаги могут выдаваться религиозными лицами и организациями исключительно по делам культа и имеют только религиозное значение. Религиозные группы и объединения могут пользоваться печатями, штемпелями и бланками исключительно по религиозным делам, при чем самая печать не должна иметь каких-либо эмблем низвергнутого народом самодержавия (орлов, корон и т. п.). Православные и католические епископы и священники, еврейские раввины, магометанские муллы, сектантские пресвитеры, проповедники, диаконы, на предмет частных бумаг и записок по исключительно религиозным делам равным образом могут пользоваться своими именными печатями. (Цир. НКЮ и НКВД 15/VIII 1921 г. п. 5–6). 3) Религиозные организации, согласно декрета СНК об отделении церкви от государства не имеют права владеть собственностью и прав юридического лица не имеют. Поэтому религиозные организации, в частности бывшие консистории, ныне переименованные в епархиальные советы, управления, правления, генеральные консистории и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Андреев В.Н. - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента Санкт-Петербургского института машиностроения; Алексий Мороз - священник, кандидат педагогических наук, писатель, руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение»; Беляков А.П. - председатель Совета Собора православной интеллигенции; Грунтовский А.В. - писатель, главный редактор журнала «Русская земля»; Гусакова В.О. - кандидат искусствоведения, руководитель курса культурологии в СПб Ракетно-артиллерийском кадетском корпусе; Дверницкий Б.Г. - кандидат геолого-минералогических наук, главный редактор журнала «Русское самосознание»; Казин А.Л. - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой искусствознания СПбГУКиТ, член Союза писателей и Союза кинематографистов России; Коняев Н.М. - секретарь Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга, член Совета Всемирного Русского Народного Собора; Кугай А.И. -доктор философских наук, профессор Северо-Западной академии государственной службы; Лебедев С.В. - доктор философских наук, профессор Высшей школы народных искусств; Манько Ю.В. - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социальных наук СПбГУТД; Ребров А.Б. - главный редактор журнала «Родная Ладога»; Семенов В.Е. - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, зам. председателя исполнительного Совета Собора православной интеллигенции; Сергуненков Б.Б. - президент Научно-производственной фирмы «ВАПА», председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Правления Александро Невского Братства; Федорова Т.Н. - старший научный сотрудник НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, ученый секретарь Совета Собора православной интеллигенции; Фурсей Г.Н. - доктор физико-математических наук, академик РАЕН, вице-президент РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР ; Швечиков А.Н. - доктор философских наук, профессор, директор Межвузовского центра религиоведения, сопредседатель Совета Собора православной интеллигенции.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/10/...

Ближайший ответ на поставленный вопрос усматривают обыкновенно в исторических обстоятельствах, сопровождавших установление догмата об иконопочитании. Торжеству иконопочитания предшествовало целое движение, известное в истории под именем иконоборчества. Иконоборчество же возникло в Византии из многих сложных, как церковных, так политических причин, причем догматический вопрос о правоверности иконопочитания был употреблен только, как орудие для достижения иных целей. Возникло иконоборство из характерно-византийской борьбы светской власти против духовной, особенно же против монашества, и из стремления приспособиться к духу и взглядам, возникшего тогда и крепко усилившегося, исламизма. Противодействие иконопочитанию, замечавшееся у отдельных лиц и ранее, к VIII в. являлось не только неправильным религиозным мнением, но и политическим знаменем, около которого группировалась значительная партия влиятельных и высокопоставленных в государстве лиц, нередко с самим императором во главе. Эта партия, которую по ее идеалам следует назвать светской, начала свой поход, против церковности и церковного направления, гонением на св. иконы. Иконоборцы держались того воззрения, что государство может властно вмешиваться в дела Церкви; это воззрение они хотели возвести в принцип. Император Лев Исаврянин прямо провозгласил правило: я царь и первосвященник 1 . Он первый начал борьбу против иконопочитания. В силу лже-соборного постановления и распоряжения Константина Копронима, преемника Льва, об уничтожении икон, священные изображения исчезли на стенах храмов, а вместо того стены покрылись изображениями природы, так намываемыми пейзажами и орнаментами. Вместе с уничтожением в храмах священных изображений упразднялись иноческие обители, имущества их отбирались, монастырские здания обращались в общественные склады и т. п.; ношение монашеской одежды возбранялось, в монастырях истреблялись даже библиотеки. Напротив того, иконоборцы поощряли светскую науку и светское, даже просто языческое, искусство и не дозволяя икон, строили храмы и дворцы, украшенные живописью светского содержания. Искусство в византийском государстве прямо возвращалось к языческим преданиям так называемой античной эпохи. – Из всего этого ясно можно видеть, что иконоборство тесно связывалось с уничтожением всего строя православной Церкви. Отсюда обратно победа иконопочитания была не торжеством только частной истины над частным заблуждением, а торжеством православия вообще, победой православно-церковных начал и идеалов. Естественно было Церкви открыто засвидетельствовать свою внутреннюю мощь, свою духовную силу. Это она и сделала в публичном торжественном праздновании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010