Грех есть как делание запрещенного, так и уклонение от повеленного Грех есть как тое, что законом Божиим запрещенное делается, так и тое, что законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать, но грешно и бедствующему, напр. утопающему в воде и проч., руку помощи не подавать. Ибо Бог в законе Своем повелел как уклоняться от зла, так и творить благое: «уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ); и как сказал: «не укради», так повелел: «просящему у тебе дай» ( Мф. 5, 42 ). Откуду казнь от Бога определена не токмо за злыя дела, но и за оставление добрых дел, якоже написано: «всякое древо, не творящее плода добра, посекается и в огнь вметается» ( Лк. 3, 9 ); и во огнь вечный отсылает Господь не сотворших дел милости, как читаем у Матфея святаго в главе 25-й, где образ суда Христова представляется. Сего ради как зло делать, так и добра не делать грех есть. Как бо творение зла, так и оставление добра противу закона Божия бывает запрещающаго зло и повелевающаго добро (2:125). Люди иногда почитают грехом то, в чем его нет, и наоборот (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ , 896). Грешник один из всего творения не покоряется Богу Един грешник высочайшей Его власти не хощет покорятися, яко не хощет слушати Его и святых Его повелений творити. Бог глаголет всякому: «уклонися от зла, и твори благое» ( Пс. 33, 15 ); но грешник безчувственный не внимает тому, но противно тому творит, уклоняется добра и творит злое, и так безстыдно и беззаконно презирает страшную Его власть (3:340). Грешник бесконечного Бога не почитает Грешник пред безконечным Его величеством не смиряется, и так не отдает величеству Его почитания, но паче презирает Его, – что есть страшная диавольская гордыня. Не смиряется же, яко не исполняет Его святых заповедей. Всякое бо преслушание, и от того грех, от гордыни происходит. Якоже бо смирение покорно и послушливо, тако гордость есть корень непослушания (3:340). Грешник почитает себя более Бога Грешник когда тое почитание, честь, славу и любовь, которую должен Богу, яко Создателю, Искупителю и Промыслителю своему, отдавать, к себе обращает: тогда почитает себе паче Бога, Котораго должен паче всего, паче себе самого и воли своей, паче всего создания, паче отца и матери, и всего, что кроме Бога есть, почитать; и так на том месте, на котором должен Бога иметь и почитать, себе как идола поставляет и боготворит. Тогда же сие бывает, когда он волю свою воле Божией предлагает и предпочитает; что Бог хощет того, он не делает, и что Бог повелевает, того он не исполняет; и так презревши волю Божию, своей воле последует; и так самовольно делается как верховный господин и неподвластный Богу, – что есть богомерзкое отступство от Бога, и самого себя боготворение (3:343).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Чрезвычайно редки иконы с клеймами сказания об образе. На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина, с избранными иконами Божией Матери», 1-й пол. XIX в. из собрания Ф. Р. Комарова история иконы иллюстрируется в клеймах 6-8 (см.: Большая рус. икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова. М., 2014. С. 110-113): грешный человек, отправляясь на беззаконие, молится перед иконой Божией Матери; раскаявшись, он падает ниц, умоляя о прощении; получив прощение, припадает устами к язвам Спасителя. Композиция 3 клейм повторяет друг друга, меняется лишь поза «беззаконного человека» и нек-рые детали (напр., в последнем клейме правая рука Божией Матери лежит на его склоненной спине). Более подробно история образа проиллюстрирована на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость, с 12 клеймами сказания», 2-й пол. XIX в. из собрания В. М. Федотова (Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 166-167. Кат. 67; Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 276-277. Кат. 109). В клеймах образа, сопровождаемых подробными надписями на полях, помещены сцены: 1. «Человек некий беззаконник имел правило повседневное к Пресв. Богородице молиться…»; 2. Собираясь на «скверное беззаконие», грешник обратился к Пресв. Богородице с «обычным молением»; 3. Грешник в ужасе увидел «образ движущийся»; 4. Возрыдав, грешник обратился к Божией Матери: «Помилуй мя, о Мати Милосердная» - и получил ответ: «Матерь Милосердная мя нарицаете, скорби иже Мя исполняете и горести делы своими»; 5. Грешник воззвал к Богородице: «Умоли о мне Сына Твоего и Творца моего»; 6. Пресв. Богородица начала молить Сына о помиловании грешника и получила отказ; 7. Богородица повторно обратилась с мольбой к Сыну и повторно получила отказ; 8. Богородица в 3-й раз обратилась к Сыну и вновь получила отказ; 9. Богородица посадила Младенца и хотела припасть к Его ногам, но Он остановил Ее; 10. Христос помиловал грешника из почтения к Своей Матери; 11. Грешник, обрадованный, коснулся устами пречистых язв Спасителя; 12. По окончании видения грешник начал «плакати и рыдати», припав к образу Пресв. Богородицы. Как и на иконе из собрания Комарова, большинство клейм здесь отличаются лишь позой грешника (стоящий, коленопреклоненный, павший ниц, припадающий к иконе; в клейме 4 он, рыдая, прижимает к лицу белый плат), однако есть и др. различия. Лик Богородицы в разных клеймах обращен то к Младенцу, то к молящемуся человеку. В клейме 9 Младенец показан стоящим, а Богородица - повернувшейся к Нему в молении; в клейме 11 изображена трогательная сцена общения человека со Св. Семейством: грешник припадает к протянутым ему рукам Младенца, в то время как Пресв. Богородица кладет руку на его склоненную спину. Чтобы избежать монотонности при композиционном повторе клейм, иконописец варьирует цвет и детали интерьера в клеймах.

http://pravenc.ru/text/2565180.html

10) Бог, как святой и праведный, что ни делает, свято и праведно делает. Поэтому никого ничем не обидит. 11) Когда не дает нам добра или отнимает от нас добро, то наша вина есть, а не Его. 12) Бог на всяком месте существенно есть, и никаким местом не заключается, и всякое наше дело и помышление видит, и всякое слово слышит. Поэтому все, что ни делается или мыслится, или говорится, доброе или злое, согласное или противное закону Божию, – все пред лицом Его святым делается. 13) До тех пор грешник не находится в истинном покаянии, но пребывает в нераскаянном житии, пока он не боится, не почитает Бога, не имеет к Нему благодарности, любви, веры, надежды и прочее. § 436. Печаль ради Бога и истинное сожаление может при помощи Божией родиться от рассуждения и размышления, когда человек возвратится в себя и рассуждать будет о своем ничтожестве и Божием величестве, которое грехами оскорблял. 1) От рассуждения о высочайшей власти Божией, которой грешник не покоряется. Бог есть самоверховнейший Властелин и Владетель над всеми тварями, видимыми и невидимыми, в числе которых и всякий грешник заключается, и власти Его всякое колено небесных и земных и преисподних преклоняется (Ис. 45:23; Рим. 14:11; Флп. 2:10). Ангелы святые со всяким усердием и послушанием волю Его исполняют; святые люди велению Его со усердием, страхом и любовью повинуются; демоны страшные власти Его трепещут, и вся тварь одушевленная, как-то: скоты, звери, птицы, рыбы и все движущееся, и бездушное, как-то: солнце, луна, звезды, огонь, и прочее – творит слово Его (Пс. 148:8), и все служит Ему (Пс. 118:91). Но один только грешник высочайшей Его власти не хочет покоряться, ибо не хочет слушать Его и святых Его повелений творить. Бог говорит всякому: Уклоняйся от зла, и делай добро (Пс. 33:15), но грешник бесчувственный не внимает тому, а противное тому творит, уклоняется от добра и творит злое, и так бесстыдно и беззаконно презирает страшную Его власть. 2) От рассуждения Божия величества, перед которым несмысленный грешник не хочет смириться. Бог наш есть Бог вечный, безначальный, бесконечный, живой, бессмертный, и величество Его бесконечно и неописано, так что перед Ним весь свет как ничто есть, как видим в Писании Святом. Если же весь мир, небо и земля и все народы, как ничто, пред Богом, то тем более ты один, или я, который против всего мира, как одна только капля против океана. Но грешник пред бесконечным Его величеством не смиряется, и так не воздает величеству Его почитания, но, напротив, презирает Его, – что есть страшная дьявольская гордыня. Не смиряется же, ибо не слушает Его; не слушает же, ибо не исполняет Его святых заповедей. Всякое преслушание, и от того грех, от гордыни происходит. Как смирение покорно и послушливо, так гордость есть корень непослушания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Один очень богатый человек в Египте, оставшись без родителей, подружился с развратниками и стал таким же развратником. Друзья и знакомые его, которые любили и уважали родителей этого человека, жалели о его погибели. И, чтобы его спасти, умолили одного благочестивого старца Иоанна, чтобы постарался того человека отвратить от неправедного пути. Духовник, чтобы спасти погибающую душу этого человека, исполнил их просьбы. Когда старец увидел погибающего грешника, то горько заплакал и тяжко вздохнул, показав этим, насколько сожалеет о его погибели. Такой поступок старца страшно тронул грешника. Пораженный грешник сказал: «Отче! Могут ли грешники покаяться?» Старец отвечал: «Могут, и великая радость бывает на Небе, когда грешник покается». Развратник сказал: «Пусть на мне будет воля Господня!», – и продолжил: – «Отче! Поведи меня за собой и определи место, где знаешь, для моего покаяния». Старец повел грешника, и в пути ночь застала их в пустыне. Старец определил место, где грешник должен был спать и сказал: «Спи здесь, укрытый благодатию Божией». Осенив его крестным знамением, старец, после обычной молитвы, отошел немного подальше, чтобы лечь и поспать. Около полуночи он пробудился и увидел сияющий путь от земли на небо, по которому Ангелы душу грешника несли в Царствие Небесное. Он, изумленный этим чудом, приблизился, и увидел, что грешник умер. Старец помолился Богу и, во время молитвы, услышал голос с Неба: «Приемлю всесердечное покаяние грешника!» («Училище Благочестия». Петроград, 1893, с. 347). Некий грешник спрашивал старца Сысоя: «Отче! Впал я в грех, что мне делать, чтобы спастись?» Старец отвечал: «Чадо, восстань и покайся, и будешь спасен». – «Отче! Я восстал, но снова пал», – говорит грешник. «Опять восстань», – отвечал старец. «Отче! Скажи мне, доколе мне падать и вставать?» – «До конца жизни твоей», – отвечал старец. На вопрос грешницы Таисии, как нужно молиться Богу, чтобы простил ей грехи, святой Пафнутий отвечал так: “Ты недостойна поглядеть на Небо, но гляди на Восток и говори: «Боже, Который меня создал, смилуйся надо мной и помилуй меня». Так грешница была помилована” («Православное исповедание христианской веры» А. Свирелина . Петроград, 1893, с. 117).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Грех – неповиновение Богу Люди такие, которые безстрашно закон Божий нарушают, и повиновения Ему не показуют, и так Его не почитают, тяжко согрешают: и СОВЕСТЬ бо самая, естественный закон, Бога убеждает почитать, и за непочитание человека обличает, и казнью грозит: и таковые и «исповедают Бога ведети, но делами отмещутся Его» ( Тит. 1, 16 ). Бога от сердца признавать, и Его бояться разуму естественному противно. Самое бо имя Его воспоминаемое, когда человек хотя мало знает и понимает, что есть Бог, в страх и трепет привести его сильно (5:62–63). Грех есть плод НЕПОСЛУШАНИЯ Богу ГРЕХ бо не иное что есть, как беззаконие или противление закону Божию, по описанию Апостола: «грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3,4 ): т. е.: что Бог в законе Своем повелевает, того человек не делает, и так противится закону Божию, беззаконие совершает. Тако праотец Адам, не послушав заповеди Божией и от заповеданнаго древа вкусив, «согрешил» ( Быт. 3, 6 ). И тако «единем человеком грех в мир вниде» ( Рим. 5, 12 ). Тако и ныне, когда не слушает человек Бога, и заповеди Его святыя нарушает, согрешает противу величества Божия (3:68). Грех есть нарушение заповедей Божиих и противление Его воле Паки грех есть нарушение святаго, праведнаго и вечнаго закона Божия, который на тое от Бога дан нам, дабы его цело и со всякою опасностию хранили мы, якоже глаголет к Богу Псаломник: «Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело» ( Пс. 118, 4 ). Но грешник безстрашно дерзает нарушать тое, что должно быть нерушимо во веки. Паки грех есть сопротивление святой и благой воле Божией. Бог бо хощет, чтобы мы уклонялися от зла и творили благое; но окаянный грешник противно тому делает: уклоняется от добра, и творит злое, и так противится Божией воле (3:288; 1:3). Грешник отвергает ЗАПОВЕДИ Божии Святое Писание страшно глаголет о беззаконнующих. «Грешнику рече Бог: ты отвергл еси словеса Моя вспять» ( Пс. 49, 16 и 17): то есть словеса Моя, которыя должен ты пред собою иметь, памятовать, любить, почитать, яко словеса уст Моих, и по правилу их житие свое исправлять и провождать, ты, грешник, взял себе отвергл, и не смотришь на них. Вот что грешник делает: словеса Божия «взад себе» повергает, которыя должен «пред собою иметь» и на них как в зеркало смотреть, и пороки свои очищать! (5:337–338).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Кто знает, что злое пагубно, и не перестает делать оное, тот не прощен будет по смерти, потому что служил греху. На суде нет покаяния, потому что дело судьи не прощать, но произносить суд о поступках» (3, 206). В суммарном виде вбирает в себя учение об «утешительном покаянии» глубоко назидательный «диалог» Преподобного с покаянием. «Предстало в духе моем (видел я), – говорит он, – утешительное покаяние» и как бы на ухо сказало: «Если печалишься ты, как грешник, – бесполезна твоя печаль. К чему печалиться тебе, грешник?» – «Да, – отвечал я, – жгут и мучают меня и скорбь, и плач бесполезный; при виде множества грехов моих впадаю в безнадежность». – «Выслушай, грешник, – нашептывая в уши, сказало мне покаяние, – выслушай спасительное слово, совет, который подаст тебе жизнь. Будь внимателен, покажу тебе, как должно тебе скорбеть; и скорбь твоя будет полезна тебе, и плач твой сделается спасительным для тебя. Не впадай в отчаяние, не предавайся совершенной недеятельности, не печалься безутешно, смотря на свои вины, и не отлагай попечения о своем спасении. Господь твой милостив и благосерд, желает тебя видеть у дверей Своих... Если доселе ходил ты во грехах, то удержись от неправд, ударяй в дверь Его, и Он не оставит тебя вне... Если видишь множество тайных грехов своих, – это не должно делать тебя беспечным о своем спасении, потому что Господь твой может очистить тебя и убелить твою черноту. Если грех и глубоко проник в тебя, как краска в волну, то, по написанному у пророка ( Ис. 1,18 ), Господь убелит тебя, как снег. Оставь только, грешник, беззакония свои, приди в сокрушение о грехах, сделанных прежде, и Он примет тебя милостиво... В этом, – сказало покаяние, – я тебе порукой; поступи по слову моему, грешник и оскверненный, и благий Господь примет и, подобно мне, объимет тебя с любовью... Поэтому для твоей же пользы советую тебе, грешник: пока еще ты в этом мире, приходи ко мне, и будешь жив» (5,51–53). Преподобный представляет и образ покаяния в лице ниневитян после их обличения пророком Ионой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

О грешники! Почти потеряли мы спасение из–за Адама и все наше блаженство, но Христос, Сын Божий, благоволением небесного Своего Отца, вернул нам его! Сами же рассудим, грешники, не кровь ли Христа, ради нашего спасения пролитая, и все его страдания взывают к нам? И покаемся и так не лишимся вечного спасения. Без покаяния же нет спасения никому; однако грешник окаянный об этом не думает. Бог человеколюбивый, столь чудную о нем проявил заботу, чтобы покаялся, и так спасся, но грешник об этом не думает. Христос Сын Божий в Евангелие представляет свое пришествие в мир ради него: ради него переносит добровольное истощение, нищету, глубокое смирение, свои труды, болезни, скорби, печали, страдания и смерть крестную, и говорит ему: «Человек, все это ради тебя и твоего ради спасения принял я и претерпел, ты же не думаешь о своем спасении! Не думаешь, и не хочешь каяться и, от грехов отрекаясь, кровью моей пользоваться и оживляться!» Но грешник, хотя и слышит в Евангелии жалостный и пресладкий голос этот Иисусов, однако об этом не заботится. Христос обещает грехов его и беззаконий его не поминать ему, когда обращается к нему, но грешник об этом не думает. Христос призывает его к себе и обещает ему покой, но грешник не заботится об этом: остается неисправимым, как и был; нарушает Закон, как и нарушал; творит злые дела, как и творил; любит тьму, как и любил; ненавидит свет, как и ненавидел. И поэтому не идет к свету и остается с диаволом, князем тьмы! О несчастный грешник, проснись и очнись! Разве же не та самая кровь Христова, ради тебя пролитая, о возмездии к тебе взывает. Послушай, что Пророк Божий в лице Божием поет тебе: «обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твоя» ( Пс. 49:21 ), то есть, все твои дела, слова, мысли, замыслы и начинания злые следом за гобой пойдут и на всемирном суде Христовом явятся и получишь за них то, что заслужил. Не хочешь сейчас с пользой для себя каяться и так благодатью Христовой спастись, потом будешь каяться, но поздно и бесполезно будет. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ), стоящий над всеми Бог, благословенный во веки! О смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Но, как и таковым удивляться сему? Как недоумевать о том, что Фараон, видя жестокие наказания, продолжал дерзновенное упорство и ожесточение свое? Как судить сынам отца своего, когда они сами во всем подобны ему? Как говорить грешникам, что худ был Фараон и недостоин милости Господней? Все грешники таковы, каков был Фараон. Всякий невежественный грешник не только толикое число оскорблений наносит Величеству Божию, толикое число преступлений делает против Воли Божией, какое сделал Фараон, но и еще гораздо большее. Грубый грешник через всю жизнь свою так оскорбляет и прогневляет Господа Бога своего, прогневляет Его, также чувствуя звание Его к Себе, чувствуя звание или через глас видимой натуры, через творение Его, или через глас Божественного Слова Его, или через внутренний глас собственной совести своей, прогневляет Его, часто ощущая и сами биения или наказания Его, наказания в бедах, огорчениях и болезнях состоящие. Грубый грешник, ныне несколько почувствовав звание Божие, от зла отвращается, и как бы оное оставляет, но заутра паки к тому же злу возвращается; ныне несколько ощутив жестокое биение Господне, кается и помиловать просит, и как бы в добре пребывать желает, часто и обещается оставить и гордыню свою, и злобу свою, и неправды свои, и зверство свое, и пьянство свое, и блуд свой, и другие пороки свои; но вместо того, как скоро услышит от служителя Христова, что грехи его по благодати Божией прощаются ему, яко кающемуся, тотчас паки те же самые грехи вновь творить начинает, и так непостоянно целую свою жизнь препровождает. Грубый грешник ныне на предложение Господне освободить внутреннего своего человека, бессмертного духа от уз и пленения из рабства греховного, и отпустить в землю обетованную для истинного Богослужения, и для приобретения спасения, соглашается; а заутра паки от намерения своего отказывается, отказывается, почитая даже и ненужным таковое духовное упражнение, и долгое время уже после того говорить о сем не предпринимает. Тако всякий грешник поступает и сим весьма живо Фараона изображает! Как прежде Фараон представлял в лице своем всякого упорного грешника: так ныне всякий грешник, яко предшественника своего, изображает Фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Хотя исповедание грехов существенно в покаянии, однако оно не единственное условие прощения грехов: есть ещё и другие требования, которые должны быть выполнены кающимся, а именно: к своему исповеданию грешник должен присоединить усердную молитву 3035 прежде всего о том, чтобы Бог научил его Своим оправданиям, чтобы кающемуся не согрешать уже потом, 3036 затем пост и слёзы, 3037 которые, подобно реке, омывают грехи, вину, 3038 совесть 3039  и очищают душу, 3040 а, главное, грешник должен проявить искренность своего чувства в добрых делах 3041 и, особенно, в милосердии. 3042 Но и это ещё не всё. Зная, что своим непослушанием он бесконечно оскорбил Бога, кающийся грешник, как преступник, должен воспитать в себе готовность и даже желание подвергнуться божественному наказанию за свои грехи и чрез это избежать наказаний за гробом. «Кто приносит покаяние, тот должен приуготовить себя к наказанию, чтобы он был наказан здесь и не соблюдался к вечным наказаниям; он не должен выжидать времени, но сам поспешает навстречу божественному гневу», 3043 ибо «наказание виновных есть некоторое разрешение грехов». 3044 Когда кающийся удовлетворит предъявляемым ему условиям покаяния, тогда ему подаётся прощение грехов. Однако, нельзя представить себе дела так, что грешник своим искренним покаянием и своими добрыми делами заслуживает себе прощение грехов, – нет, прощение, как и оправдание, даётся человеку не по заслугам, а по вере его (ex fide 3045 ): своими же добрыми делами грешник только делает себя достойным прощения, он только обосновывает свою надежду на получение прощения по милости Божией 3046 и в силу крестных страданий Спасителя. 3047 Отсюда и всё покаяние, – не только прощение, 3048 но даже и самое исповедание грехов, 3049 – по учению св. отца, есть дело благодати Божией 3050 и, именно, благодати Св. Духа. 3051 Чтобы понять смысл последних слов св. отца, нужно иметь ввиду, что св. Амвросий в христианском покаянии различает обычно два элемента: в собственном смысле покаяние, проповеданное Иоанном Крестителем, и затем благодать отпущения грехов (gratia, quae in remissione peccatorum est 3052 ). «Чрез Иоанна покаяние, – говорит он, – чрез Христа благодать. Эту даёт Господь, а то провозвещает в некотором роде раб. Ту и это хранит церковь , так, чтобы и благодать соблюдалась, и покаяние не отметалось. ибо благодать есть дар щедродателя, а покаяние – врачующее средство для согрешающего». 3053 Эти два элемента, из которых покаяние предшествует, а благодать последует, настолько тесно связаны между собой, что не может быть ни покаяния без благодати, ни благодати без покаяния. 3054

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что грешник при священном получении тела Христа не совершает греха. В самом деле, достоинство Христа, находящегося в виде таинства, не больше [того достоинства, каким Христос обладает] в присущем Ему виде. Но грешники, касавшиеся Христа в присущем Ему виде, не совершали греха, более того, им отпускались их грехи, в связи с чем читаем [в Писании] о женщине, «которая была грешница» ( Лк. 7, 37 ), и еще сказано, что «которые прикасались» к краю одежды Его, «исцелялись» ( Мф. 14, 36 ). Следовательно, получающие тело Христа не только не грешат, но, пожалуй, еще и спасаются. Возражение 2. Далее, это таинство, подобно другим, является духовным лекарством. Затем, лекарство дается больным ради их исцеления, согласно сказанному [в Писании]: «Не здоровые имеют нужду во враче» ( Мф. 9, 12 ). Но духовно больными или ослабшими являются грешники. Следовательно, они могут получать это таинство без греха. Возражение 3. Далее, это таинство суть один из наших наибольших даров, поскольку оно содержит Христа. Затем, по словам Августина, наибольшими дарами являются те, «которым никто не может пользоваться дурно» 194 . Но грешат именно тогда, когда чем-то пользуются дурно. Следовательно, никто из получающих это таинство грешников не грешит. Возражение 4. Далее, это таинство воспринимается не только вкусом и осязанием, но и зрением. Поэтому если бы грешник согрешал при получении таинства, то, похоже, он согрешал бы и при его созерцании, что явно не соответствует истине, поскольку Церковь выставляет это таинство для всеобщего обозрения и поклонения. Следовательно, грешник, вкушая это таинство, не грешит. Возражение 5. Кроме того, иногда грешник не сознает своего греха. Однако такой, похоже, получая тело Христа, не грешит, иначе грешил бы всякий, кто его получает, поскольку подвергал бы себя опасности, согласно сказанному апостолом: «Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» ( 1Кор. 4, 4 ). Следовательно, получающий это таинство грешник представляется невиновным в грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010