Вопрос о местоположении земного рая, служившего местопребыванием первой человеческой четы до грехопадения, принадлежит к числу труднейших вопросов библейской географии. История этого вопроса замечательна как по значительному количеству учёных сил, принимавших участие в решении проблемы, так и по необыкновенному разнообразию результатов, достигнутых исследователями. Это разнообразие ближайшим образом объясняется неясностью – при настоящем состоянии точных сведений по географии древнего мира – некоторых географических указаний, сделанных в тексте библейского повествования о земном рае. Необходимо выписать это повествование, для того чтобы яснее видеть, в каких пунктах оно неясно и могло более или менее затруднять толкователей. В книге Бытия 2:8–15 читается: И насадил Господь Бог рай в Эдеме (букв. с евр. в Эдене) на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Эдема (евр. Эдена) выходила река для орошения рая; и потом (букв. с евр. и оттуда) разделялась на четыре реки: Имя одной Фисон (евр. Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; И золото той земли хорошее·, там бдолах и камень оникс (евр. гашшогам). Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. Из рек, которые, по этому повествованию, вытекали из рая, составляя подразделения одного течения, самая известная и не допускающая колебаний относительно её местонахождения есть «четвёртая река Евфрат», западная из двух больших рек, между которыми находится Месопотамия. Относительно третьей реки могло бы возникать недоумение только по поводу названия её в евр. тексте именем Хиддекель. Но, с одной стороны, есть очевидно тоже, что ассир. Идиклат – форма, правда, в доселе известных памятниках вавилонско-ассирийского клинообразного письма только однажды встречающаяся, но зато не оставляющая сомнения, что она относится к той же реке, которая гораздо чаще называется сокращённым Диклат; последнее же название от древних вавилонян и ассириян перешло в позднейшее халдейское наречие: Диглат, в сирский язык: Дэклат, в арабский: Диджлат. С другой стороны, по древне-персидски та же река называлась Тигра (в Бундэгеш – Даград), от какового названия, очевидно, произошло уже греч. Τγρης или Τγρις (стр. 170 и сл.). Чтобы установить тожественность Τγρις и Диклат-Диглат, необходимо только прибавить, что буквы «р» и «л» заменяются иногда одна другою как в арийских, так и в семитских языках: ср. греч. σιγηρς=σιγηλς, κρβανος=κλβανος; евр. = , = ( Ис. 13:22 ).  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 13 Евр.13:1 .  Братолюбие между вами да пребывает. «Братолюбие да пребывает». Состав сего слова выражает усиление любви, ибо Апостол из слов «любовь» и «брат» сложил одно слово. Евр.13:2 .  Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. «Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы». Патриарх Авраам, приступив, как к людям, обрел Ангелов и Владыку Ангелов. Так и блаженный Лот принял Ангелов, как людей, но приял благословение, как от ангелов. Евр.13:3 .  Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. «Поминайте юзники, аки с ними связани: озлобляемым, аки и сами суще в теле». Сострадательностию и приличным служением имейте общение с терпящими это за благочестие. Евр.13:4 .  Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. «Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог». Одно законно, а другое крайне беззаконно. И одно узаконил Бог в начале, ибо сказал: «Сотворим ему помощника по нему» ( Быт. 2, 18 ), и, создав, привел, сочетал и дал брачное благословение, говоря: «Раститеся и множитеся, и наполните землю» ( Быт. 1, 28 ). А прелюбодеяние и блуд ввел невоздержный помысл. Евр.13:5 .  Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. «Не сребролюбцы нравом». Не приобретение собственности воспретил Апостол, но любовь к имуществу, потому что от нее рождается любостяжательность. «Доволни сущими». Никто да не старается приумножать имение, ибо похвально довольствоваться тем, что имеешь у себя. Апостол же представляет и достаточное ручательство в том, чему учит. «Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити». Не лжив Обетовавший; с верою примем обетование. Сие и присовокупил Апостол. Евр.13:6 .  Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Яко дерзающым нам глаголати: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» ( Пс. 117, 6 )? По необходимости и сие наставление приложил Апостол, чтобы, возводя взор к Богу, смело смотрели на гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 9 Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное. «Имеяше убо первая скиния оправдания службы». Так назвал Апостол заповеди, поколику исполнение их почиталось служением Божиим. Так говорит и блаженный Давид: «оправданием Твоим научи мя» ( Пс. 118, 124 ), и Сам Законодатель: «сия... суды и оправдания, елика глагола Господь сыном Израилевым» ( Втор. 4, 45 ). Но Апостол прежде всего рассуждает о скинии. «Святое же людское» ( κοσμικv). Так назвал скинию, представляющую образ всего мира. Ибо среднею завесою разделялась на две части, и одна часть называлась Святое, а другая – Святое Святых. И Святое уподоблялось житию на земли, а Святое Святых – пребыванию на небесах. Самая же завеса заменяла собою твердь. Ибо Божественное Писание научило нас, что два неба, из которых первое создал Бог с землею, а второе сотворил во второй день, сказав: «Да будет твердь посреде воды» ( Быт. 1, 6 ), и потом присовокупило: «И нарече Бог твердь небо» ( Быт. 1, 8 ). Так и блаженный Давид говорит: «Небо небесе Господеви» ( Пс. 113, 24 ). Это небо для нас – кровля дома, а для невидимых сил заменяет нижний помост. Посему как оно отделяет дольнее от горнего, так завеса, распростертая посреди скинии, отделяла от Святого Святое Святых. Евр.9:2 .  Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. «Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая». Слово για (святая) должно читать с острым ударением на третьем от конца слоге, а это дает нам знать, что здесь подразумевается другое еще имя. Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых. Евр.9:4 .  Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. Евр.9:5 .  А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. «По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых», «злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета» «превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь [очистилище]: о нихже не леть ныне глаголати подробну».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

СКОРБИ Скорби есть проявление ЛЮБВИ БОЖИЕЙ Бог и в сем великую к нам являет любовь и милость, что наказует нас: «Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» ( Евр. 12, 6 ; 1Кор. 11, 32 )... Тех любит Господь, которых предает в толикая страдания? Воистину любит! Какий отец детей своих не наказует? И когда наказует, не любит их? Никак: для того и наказует, что любит; наказует их, но им наследие готовит. Тако и Бог наказует нас, но вечнаго живота и царствия наследие готовит нам. Наказаны Пророки, наказаны Апостоли, наказаны мученики, наказаны и вси святии; но были возлюбленная Божия чада, и ныне в дому небеснаго своего Отца водворяются, и в веки веков восхвалят Его. Кто бы не пожелал с ними тамо быть, с теми, которые так наказаны зде? Наказует нас Бог на пользу нашу, «да причастимся святыни Его» ( Евр. 12, 10 ) (4:352–353). Когда хотя и наказует нас, но как отец чада своя: казнит и милует, поражает и исцеляет, оскорбляет и увеселяет, уязвляет и врачует; все же сие делает от единыя ЛЮБВИ, дабы мы могли исправиться, и тако спастися вечно (1:88). Скорби есть знамение милосердия Божия Наказание, чрез беды и напасти бываемое, есть знамение Божия милосердия к нам. «Егоже бо любит Господь, наказует», Апостол глаголет (2:294). Временное наказание – милость Божия, чтобы вечного избежать Двоякое наказание Божие – вечное и временное. Вечное наказание готовится людям нечестивым, беззаконнующим и нераскаянным грешникам. Сего они никак не избегнут, как себе не ласкают. «Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их» ( Пс. 10, 6 ). Временное наказание претерпевают благочестивыя люди, богобоящиися и тщащиися заповеди Божия сохранять; и сие наказание Божие есть отеческое, милостивое и от любви происходящее. Тако бо писано есть: «егоже любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» и проч. ( Евр. 12, 6 ). Тако Господь человеколюбивый наказует зде человеколюбие рабов Своих верных, да тамо их помилует, по словеси апостольскому: «судими, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» ( 1Кор. 11, 32 ). Биет, яко отец, чад Своих и исправляет, да подаст им наследие вечнаго живота, и самые бо благочестивые люди не без греха (1:232).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Наказание «Любит ли, – скажут, – Господь тех, которых предает на такие страдания?» Воистину любит! Какой отец детей своих не наказывает, и когда наказывает, не любит их? Никакой. Потому и наказывает, что любит, наказывает их, но им наследство готовит. Так и Бог наказывает нас, но вечной жизни и Царствия наследие готовит нам. Наказаны пророки, наказаны апостолы, наказаны мученики, наказаны и все святые; но были они возлюбленными Божиими чадами, и ныне в доме Небесного своего Отца водворяются, и во веки веков восхваляют Его. Кто бы не пожелал с ними там быть, с теми, которые так наказаны здесь? Наказывает нас Бог на пользу нашу, что бы нам иметь участие в святости Его ( Евр. 12, 10 ). Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи ( Пс. 93, 12 ). Итак, великую любовь являет нам Господь, когда наказывает нас. Кого любить нам, как не Его, и как за Отеческое Его наказание Его не благодарить? Человек, если бы увидел ты славу тех, которые здесь наказание от руки Господней приняли, без сомнения, всякое наказание Божие облобызал бы и желал бы более страдания, чем благоденствия. Истинно Божие слово: кого любит Господь, наказывает ( Евр. 12, 6 ). Когда человек более развращается и погибает, как не тогда, когда в благополучии живет? Бог преблагой, наказывая нас, до того нас не допускает. Верное сердце во всяком искушении и бедствии к Богу бежит и у Него помощи и защиты просит, с прочими верными вопия к Нему: Господи, Ты был нам прибежищем в род и род ( Пс. 89, 2 ); и еще: Ты мое прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окру живших меня ( Пс. 31, 7 ). И хотя от Отца Небесного наказание принимает, однако не отступает от Него; как благо принимает все, что от благого Бога посылается, помня утешительное слово, которое Он сынам Своим говорит: Сын мой! не пренебрегай наказанием Господним, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же вся кого сына, которого принимает ( Евр. 12, 5–6 ). Хотя и казнит Бог, но не так, как грехи наши заслужили, а с милостью великой. На эту милость уповая, царь Давид, когда предложены были ему от Бога три казни, то есть: или три года голоду быть на земле его, или три месяца бегать ему перед врагами своими, или три дня мору быть в земле его, – и из этих трех одну он должен был избрать, сказал пророку, объявившему это: да впаду в руки Господни, ибо весьма многи щедроты Его ( 2Цар. 24, 14 ). Этими щедротами преклоняемый, Он, хотя и наказывает, но вместе с тем и милует, опечаливает, но и утешает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Победа над смертью Учение о Спасителе по Посланию апостола Павла к Евреям 09.04.2008 516 Время на чтение 15 минут Вершиной человеческих страданий является смерть. Неоспоримо величие смерти - пред лицом смерти все меняется, умаляется, блекнет, умолкает. Она часто является последним критерием истинности и значимости всякого человеческого дела. Никто на земле не может избежать смерти. В свой час она подведет итог всем трудам и стремлениям человеческим и прекратит плен суеты. " Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы " (Еккл. 9:2). В новосотворенном мире не было смерти, она была неизвестна никакому естеству. Господь не сотворил но предусмотрел ее возможность. Подтверждением этому служит то, что еще прежде грехопадения Господь предупредил Адама о возможной смерти: " в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт.2:17). По грехопадении Господь, в числе прочих мер, изгнал прародителей из Рая, чтобы отлучить их от дерева жизни (Быт. 3:22). Адам потерял царское достоинство, осквернился ложью и страхом, разлучился со своим небесным Отцом. В душу поверженного Адама вошла и воссела на царство смерть. " Ибо тогда умерла душа его, - говорит святой Григорий Палама, - через преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девятисот тридцати лет. Но смерть, прибывшая через преступление, не душу только сделала непотребною и человека подклятвенным, а и тело, соделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти " Власть смерти глубоко проникла в сердце человека, связала крепкими узами его добрые движения души, предала его душу в порабощение плоти. Во все века смерть была ужасом и горем человечества и часто считалась позором и несчастьем. Смертью наказано человечество за отступление от Бога. Смертью наказывались многие преступления ветхозаветного закона (Евр. 10:28). Смерть безраздельно властвовала на земле до Христа, страх смерти превосходил все и держал человека в рабстве греху. Но более всего не хочет смерти Своему творению Бог, и во свидетельство этого Сам с клятвою сказал: " Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был " (Иезек. З3:11). Не потерпел Господь видеть мучения рода человеческого, но послал Сына Своего, чтобы Он вступил в схватку со смертью, и, одержав победу, спас и избавил погибших возлюбленных чад Своих, которые " от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству " (Евр. 2:15). Распятый на кресте теми, кого пришел спасти, несокрушимым терпением даже до смерти, Он сокрушил " имеющего державу смерти, то есть диавола " (Евр. 2:14). Богопротивник называется здесь имеющим державу смерти, потому что он есть виновник греха, смерть же есть следствие греха.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/09/...

Глава 1 1. Надписание книги. 2–7. Суд Господа над Самарией. 8–9. Скорбь пророка. 10–16. Бедствие Иудеи. Мих.1:1 .  Слово Го­с­по­дне, которое было к Михею Морасфитину во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме. Ст. 1 является надписанием книги. См. введение. В надписании комментаторы обращают внимание на то, что пророк называет Самарию прежде Иерусалима; это объясняется тем, что пророк говорит о суде над народом Божиим, а этому суду прежде подверглась Самария. – Которое открыто ему. с евр. точнее – «Которое он видел» (ascher chazah); у LXX πρ ν εδε, – сокращенный оборот вместо πρ τοτων, εδε, с слав.: «о них же виде». Мих.1:2 .  Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Го­с­по­дь Бог свидетелем про­тив вас, Го­с­по­дь из святаго храма Своего! Пророк обращается с речью ко всем народам и к земле. Из дальнейшего видно, что пророк говорит о народах и о земле, против которой выступает свидетелем Бог , т. е. не о языческих народах (Новак), а о народе и земле Израиля. – «Господь из святаго храма Своего»: библейские писатели нередко называют храмом Божиим небо ( Пс 11.4, 17.7, 17.9 ; Авв 2.20 ); как видно из ст. 4-го, Михей под храмом Господа разумеет небесное жилище Бога. У LXX в ст. 2-м вместо евр. слушайте все народы, χοσατε λαι λγους, слав. «слышите людие вси ( πντες, только в некоторых изданиях в рукописях LXX) словеса»; последнее, вероятно, возникло из евр. kullam (народы все), прочитанного как millim речи. Выражение, все что наполняет ее, LXX передают перифрастически и понимают о людях; отсюда в слав. «земле и вси, иже на ней». Вместо слова «свидетелем» (cd) у LXX отвлеченно ες μαρτυριον, слав. «в послушествование», во свидетельство. Мих.1:3 .  Ибо вот, Го­с­по­дь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, – В ст. 3–4-м пророк изображает снисшествие Господа для суда над Самарией. Союз «ибо» указывает на то, что ст. 3-й служит пояснением предшествующего, именно слов ст. 2-го «да будет Господь Бог свидетелем против вас». Наречие «вот» указывает на близость суда Божия. – «От места Своего» – т. е. с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11. Библейские тексты об искуплении человечества Искупление человечества а) Богом определено совершить чрез Богочеловека: «Христос искупил нас от клятвы закона... дабы благословение Авраамово чрез Него распространилось на язычников» ( Гал. 3:13, 14 ). – «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» ( Гал. 4:4, 5 ). – «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5, 6 ). б) предсказано: " прийдет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» ( Ис. 59:20 ). – «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо я искупил тебя. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли... Так говорит Господь, искупивший тебя» ( Ис. 44:22–24 ). в) совершено кровию Христа: «Сын человеческий... пришел... отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ; Мк. 10:25 ). – «Христос... Своею Кровию... приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:11, 12 ). Искупление избавляет нас: а) от всякой неправды: «Иисус Христос дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» ( Тит. 2:14 ). б) от власти смерти и ада: «дорога цена искупления души... Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» ( Пс. 48:9, 16 ) – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ). в) от врагов духовных: «избавил нас Господь от врагов наших, ибо вовек милость Его» ( Пс. 135:24 ). – «Спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей» ( Иер. 15:21 ). – «Спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» ( Лк. 1:71 ). г) от настоящего лукавого века: " Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» ( Гал. 1:4 ). Искупление доставляет нам: а) оправдание: «все согрешили... получая оправдание даром, по благодати Божией, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» ( Рим. 3:23–25 ). – «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел» ( Евр. 9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Книга Ионы, состоящая из четырех глав, представляет повествование о посольстве пророка с проповедью покаяния в ассирийский город Ниневию. Содержание этого повествования следующее. Гл. 1 . Получив повеление идти в Ниневию, Иона решил бежать от лица Господа в Фарсис, далекий город Испании. Бл. Феодорит так объясняет этот недостойный, по-видимому, истинного пророка поступок: «пророк решился на бегство, хотя, как пророк и знал, что Бог всяческих присущ повсюду, и ни одно место не лишено Его промышления, – однако же предполагал, что являет Он свое присутствие в одном только Иерусалиме. Причиною бегства сего были и не леность, и не страх; напротив того, знал он, какие источники милосердия изливая, правит всем повелевший ему проповедовать; известно ему также было, что если ниневитяне прибегнут к покаянию, то несомненно, сподобятся Божия человеколюбия, а посему почел неприличным и пророчеству оказаться ложным, и ему, вместо пророка, наименоваться лжецом (Твор. бл. Феодорита IV, Москва 1857, стр. 398 – 399). Господь наказанием вразумляет пророка. Великая буря, поднявшаяся на море и грозившая гибелью кораблю, на котором хотел бежать пророк, побудила корабельщиков бросить жребий, дабы узнать, кто причиной бедствия. Жребий пал на Иону, и пророк был брошен в море для умилостивления разгневанного Бога. Гл. 2 . Но Господь повелел большой рыбе (греч. κτος и евр. dach hadol означает вообще большую рыбу, – может быть, из породы акул) поглотить пророка, и во чреве рыбы Иона пробыл три дня и три ночи. Прозревая в поглощении рыбой проявление божественной милости и свое чудесное спасение, Иона обратился к Господу с молитвою благодарения, и по истечении трех дней был извергнут на сушу. Гл. 3 описывает второе путешествие Ионы в Ниневию и плоды его проповеди в языческом городе. Здесь сообщается, что ниневитяне, по слову пророка, объявили пост, облеклись во вретище и обратились от злого пути своего. Тогда Бог , увидев дела их, «пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведеть на них, и не навел». Гл. 4 . Огорченный и раздраженный этим проявлением божественного милосердия к язычникам, Иона стал молить себе смерти. И Господь опять вразумляет пророка чудом. Господь произрастил клещевину (евр. kikojon, сл. тыкву, рус. синод. растение), которая, поднявшись над головой пророка, защищала его своими листьями от палящих лучей солнца и доставляла ему успокоение. Но на другой же день, при появлении утренней зари, Господь повелел червю подточить растение, и оно засохло, лишив пророка благодатной тени. Иона снова возроптал на Иегову и стал просить у него смерти. И вот, в ответ на это огорчение, Господь разъясняет пророку свой образ действий в отношении Ниневии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010