А.В. Попов Поучение в праздник Рождества Христова Кто, братие, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто св. Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук.2:14 ). Этим церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости. И в самом деле, от самого грехопадения прародителей наших вплоть до пришествия Христова не было на земле истинного мира: человек не имел мира ни с Богом, ни с людьми, ни с самим собою. Своим грехом человек прервал мир с Богом, ибо кое общение правды Божией с неправдою человеческою, света с тьмою? Люди падшие в очах Божиих были чада гнева, сыны противления ( Ефес.2:2–3 ); жертвы и приношения их Господь не восхотел и всесожжений о гресе не благоволил; невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи ( Евр.10:4–5 ). Не имея мира с Богом, люди не имели мира и между собою. Это не были братья, дети одного отца; это были враги, все свои помыслы направлявшие к тому, чтобы господствовать друг над другом: одно царство покоряло другое, и один народ угнетал другой; повсюду были брани и слышания бранем, под тяжестью коих стоном стонала окровавленная земля. А раз не было у людей мира ни с Богом, ни между собою, то не могло быть мира и в их душе: совесть немолчно обличала падшего человека за отступление от закона: несть мира в костех моих от лица грех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах; озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего ( Пс.37:4,5,7,9 ), так взывал Псалмопевец. Лучшие язычники также чувствовали отсутствие в душе своей мира и, не имея сил водворить его там, впадали в глубокую тоску и отчаяние. Но вот является в мир давно жданный и желанный Князь мира и мира его несть предела ( Ис.9:6–7 ). Христос умиротворяет всяческая: Он примиряет людей с Богом; научает, что все они братья, дети одного Отца небесного и посему должны любить друг друга; вносит также в душу человека мир и радость. Посему ангелы при самом рождении Его уже воспевают мир на земли и в человецех благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Глава I. Общее учение о Боге Творце мира При изложении общего учения о Боге, как Творце, надлежит раскрыть учение откровения и церкви: о Виновнике мира вообще, о способе, времени и последовательности происхождения мира, а так же о его цели и сравнительном совершенстве 20 . § 3. Бог есть Первопричина или Виновник мира Мир, как совокупность всего бытия конечного, существующего в пространстве и времени, имеет причину своего бытия в Боге, а не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно или случайно. Бог создал все существующее вне Его – небо и землю все на небе и все на земле, видимое и невидимое, т. е. и мир чистых духов. Так научают нас откровение и церковь мыслить о Виновнике вселенной. Самые первые слова Писания таковы: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Псалмопевец говорит: Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ; сн. 88:12). Апостолы о Сыне Божием учат: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им создано все, что на небесах и что на земле ( Кол.1:16 ; сн. Деян.14:15 ). Церковью исповедание веры «во единого Бога... Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым» с самого начала поставлялось и поставляется ныне, как необходимое условие для вступления в число ее членов и принадлежности к ней. Истина о Боге, как единственном Виновнике или Первопричине мира, с необходимостью признается и естественным разумом человека, не озаренным светом откровения. Она с необходимостью вытекает из самого понятия о Боге, как существе неограниченном и самобытном, И потому все, допускающие бытие Божества, признают, что мир произошел от Бога. Она проповедуется всеми и религиозными и философскими (исключение-материализм с его учением о самообразовании мира из вечной материи) учениями. Она содержится языческими религиями даже народов диких, в которых именно боги представляются образователями мира, художниками его, хотя и не творцами. Тоже в дуалистической философии. По учению ее от вечности существуют два начала: Бог и самосущая материя. Бог вносит в материю жизнь и деятельность, прилагает к ней Свою созидающую и всеустрояющую силу, и образовываете из материи прекрасный мир, подобно тому, как искусный ваятель из каменной массы высекает прекрасную статую (уч. Анаксагора-Зенона, Платона. Аристотеля, Сенеки и др., а также персидской религии Зороастра). Таким образом и в дуализме отчасти признается Бог виновником мира. Во всех видах пантеизма Бог признается виновником или первопричиною мира не только как устроенного целого, но и как бытия вообще. При этом мир рассматривается то как истечение (эманация) из сущности Божества (у алекс. гностиков), то как саморазвитие Божества, постепенно переходящее от низших форм жизни к высшим (у Гегеля), то как временное проявление в разнообразных формах единой, вечной и абсолютной субстанции или чисто абстрактного бытия (у элеатов, Спинозы и отчасти в браминстве) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Царствование последнего антихриста должно предшествовать кончине мира и второму Христову на землю пришествию. Господь И. Христос не только не указал времени этих последних событий, но прямо сказал, что о дни и часе том никтоже весть ( Матф. 24.36 ), и на вопрос учеников, когда будет кончина веку, отвечал притчами, в которых указал только некоторые общие признаки (напр. появление лжехристов, великия войны, тажкия скорби, проповедание евангелия по всей вселенной. Матф. гл. 24 и 25). Если неизвестна таким образом кончина мира, то и время явления последнего врага Христовой церкви – антихриста также неизвестно. Между тем, с самых первых веков христианства человеческое чувство стремилось к тому, чтобы приподнять завесу будущего, определить время наступления последних событий мира и церкви. Явились мнения о времени кончины мира и наступления Христова царства славы. В 20-й главе Апокалипсиса сказано, что сатана связан на тысячу лет; отсюда стали заключать, что последние времена наступят по истечении тысячи лет от рождества Христова. Наряду с этим мнением существовало другое, – что кончина мира последует, спустя 7 тысяч лет от сотворения мира. Основанием такого мнения служило то, что мир сотворен в шесть дней, в 7-й день Бог почил от всех дел Своих: эти семь дней, думали, и указывают на семитысячелетнее существование мира. В первые три века христианства эти мнения соединялись с хилиазмом, т. е. с учением о скором наступлении тысячелетнего царства Христова на земле, после чего уже должны последовать кончина мира, воскресение мертвых и всеобщий суд. К этому тысячелетнему земному царству прилагали и апокалипсическую тысячу лет в седьмой день творения. Когда же хилиазм в IV в. пал, то прежния вычисления стали уже прямо относить к последним судьбам мира и церкви. К этим вычислениям присоединилось еще мнение о том, что Рим будет существовать до конца мира, что римская власть есть удерживающее явление антихриста (2 посл, к Солун. гл. 2, ст. 7) 20 , – который придет на безначальство и восхитит власть римского царства (св. Златоуст, Кирилл иерусалимский в 15 оглас. слове). Отсюда выходило, что, когда окончится существование римского царства, тогда и придет антихрист и последует кончина мира; а отсюда – и то, что Рим будет существовать вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕАЦИОНИЗМ [От лат. creatio - творение], религиозно-философское учение, основывающееся на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом. Термин «креационизм» возник в XIX в. в ходе полемики методистов и баптистов юга США с атеистами и агностиками, отрицавшими божественное происхождение мира. История К., если его понимать шире - как учение о происхождении мира через действие высших сил, неразрывна с историей религии : учение о творении мира является существенной частью большинства религ. систем. Однако строгое следование учению о творении предполагает происхождение мира от трансцендентной причины и веру в личного всемогущего Творца. Именно в авраамистических религиях - иудаизме, христианстве, исламе - появляется учение о том, что творение и Творец не совечны, что творение мира происходит из ничего (ex nihilo), что Бог провиденциально заботится о сотворенном мире. В силу строгого определения К. деизм , пантеизм , нетеистические религиозно-философские учения не могут быть классифицированы как креационистские. Промежуточное положение занимает панентеизм , согласно к-рому Бог через творение мира различным образом проявляет Себя, одновременно трансцендентен и имманентен миру - имманентен Своими действиями, трансцендентен сущностью. Отличие христ. К. от его интерпретаций в философии и нехрист. религ. доктринах состоит в догмате об участии всех Лиц Св. Троицы в сотворении мира из ничего. Второй член Никео-Константинопольского Символа веры особо подчеркивает действие Сына при творении: «Им же вся быша». Сщмч. Ириней Лионский говорит об этом так: «Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в этом мире, невидимо же содержит все сотворенное и внедрен во всем создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того Он видимо пришел к своим, и стал плотию, и простерся на древе, чтобы все восстановить в Себе» ( Iren. Adv. haer. V 18. 3).

http://pravenc.ru/text/2458993.html

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Избранные главы о творении мира и человека Возникновение мира вообще Несказанно таинственный и совершенный в Своем Божественном бытии, Трисолнечный Господь является Таковым и в свойстве Творца мира, вследствие чего догмат о Боге как Творце источает неизреченную Божественную таинственность и относится к священным тайнам христианской веры. Из этой тайны Бог нам открыл столько, сколько нам необходимо для духовного совершенствования и спасения, а остальное сокрыто в неисследимых глубинах Премудрости Божией, в неприступном свете Трисолнечного Божества, где своей чудесной сущностью пребывают чудеса Божественных совершенств. Свои невидимые и всегда несказанно таинственные совершенства Троичный Господь нам частично открыл в сотворений видимого и невидимого мира, что Богочеловеческая мудрость Церкви кратко выразила первым членом Символа веры: «Верую во единаго Бога, ... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Такой своей верой в Троичного Бога как Творца всего видимого и невидимого Церковь, в действительности, исповедала Богооткровенную истину о том, что мир является делом воли, премудрости и силы Божией. Это же значит, что мир не сам от себя произошел, не возник случайно и не существует от вечности. Таким учением Церкви ясно разделяется и различается Творец от твари, Бог от мира, да и само понятие о сотворении логически предполагает на одной стороне творящее Существо, а на другой — творимую тварь. Один по естеству, Триипостасный Бог является Одним-Единственным Творцом одного-единственного мира, составляющего одно целое и состоящего из духовных, вещественных и духовно-вещественных существ. По учению Святого Откровения, все, что Бог сотворил из ничего, призвал из небытия в бытие, составляет то, что называется миром (греч. «космос»). В более узком смысле под миром понимается земля, а в самом узком — род человеческий. 1. Святое Откровение Троичного Божества начинается истиной о Боге как Едином Творце мира: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). На этой начальной и первой истине основывается все Откровение Ветхого и Нового Заветов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3460...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 66 Два великие миротворца составляют настоящее торжество. Один восстановил мир в Церкви Христовой, усмирив и обуздав возмутителя ее, ересеначальника Ария: это – Святитель и Чудотворец Николай. Другого царствование ознаменовал Господь прекращением так называемой унии, разделявшей более двух веков единокровное и единоверное русское семейство, и возвращением более двух миллионов людей в обятия Вселенской православной Церкви: это царствование тезоименитого Благочестивейшего Государя Николая Павловича. Миротворцы суть сынове Божии, потому что Бог наш есть Бог мира ( Евр. 13:20 ). И здесь – на земле Он особенно благоволит к миротворцам, даруя им силу и крепость обуздывать нарушителей мира Божия, и там – на небеси обещает преимущественное достоинство, славу и честь. Побеждающему, говорит Господь Иисус, дам сести на престоле Моем, якоже Аз победил и седох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр. 3:21 ). Тем не менее достойны названия сынов Божиих и те, которым даруется мир Божий, потому что удостаиваются дара Божия. Тем не менее блаженны они, что благо мира одно из благ царствия Божия. Царствие Божие несть брашно и питие, но правда и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Великий Святитель и Чудотворец Николай не престает и ныне испрашивать на небе благословение мира Христовой Церкви. Не престает соименный ему Благочестивейший Монарх наш утверждать и распространять благо мира в народе, Ему Богом врученном. Останемся ли мы, сынове Церкви и отечества, без благоговейного внимания к их благотворным действиям? – Не должны ли содействовать благим споспешникам и наставникам мира общественного делами правды? Не должны ли быть сами миротворцами? – Размыслим в честь настоящего торжества. Так! – Не одни Цари и Пастыри Церкви должны быть нашими миротворцами, но и каждый обязан быть таковым в себе самом. Не брань ли, не война ли жизнь человека на земле? Если война, то мира нет в войне. И подлинно, кто из нас имеет его в сем мире? Царь Пророк, согбенный под бременем брани своего духа с своею плотию, взывал: несть мира в костех моих от лица грех моих ( Пс. 37:4 ). А Павел слышал и видел глазами сию брань: вижду ин закон воюющ во удех моих противу закона ума моего, говорит он ( Рим. 7:23 ). Если сии святые Божии человецы нуждались во внутреннем мире: то мы ли дерзнем похвалиться миром? – Разум спорит и не согласуется с верою; а вера обличает мудрование разума. Мысли восстают против желаний, а желания противятся мыслям. Что же сказать о злых наклонностях и страстях? О! они не дают покоя ни днем, ни ночью тому, кто подчинил себя их власти и действию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Марина Журинская: Не любите мира? Чтение на каждый день поста 29 ноября, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста», – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Сказано в Писании : «Не любите мира, ни того, что в мире». Из этого производят массу каких-то следствий, которые хочется назвать человеконенавистническими. А нужно подумать, так ли на самом деле это или нет. Не сказано одной вещи при этом: «Не любите Божьего мира», потому что мы не должны забывать, что мир создан Господом, Который увидел, что это хорошо, и даже хорошо весьма. Так стоит ли нам не любить этот мир, который «Господня земля и исполнение ея, Вселенная и все, живущие в ней», как сказано в псалме? Конечно, нет! Божий мир прекрасен, и люди, Божьи дети, наполняют этот мир, и Господь не отменил того, что Он сказал: «Плодитесь, размножайтесь, заполняйте Землю и живите!», — это же совершенно не отменено. В каком же смысле «не любите мира»? А немножко в другом. Речь идет о том мире, у которого лукавый князь мира сего… «Не любите мира» значит — не любите то, что внесено в этот мир порчей первородного греха. В очень многих вещах, в очень многих случаях дьявол диктует свои правила для людей. И это понятно, потому что у него нет другого выхода. Он ничто. Он пуст. У него нет сил, у него нет средств, у него ничего нет. Единственное, что он может делать — это пленять людей и действовать через них, действовать человеческим языком, человеческими руками, человеческим сознанием. Вот этого мира — действительно — любить нельзя. Склоняться перед теми правилами, которые привнес в мир сатана, — нельзя. Поэтому всякие слова типа «знаете, так уж повелось, не нами это началось, не нами это кончится», может быть, в какой-то степени, так оно и есть, но очень хочется сказать, что это все на самом деле — большая ложь. Мы не должны спускаться до нисхождения к сатане, до потворства сатане.

http://pravmir.ru/ne-lyubite-mira/

Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом В отношении к твари Бог является Творцом, Промыслителем, Спасителем и Судией Несказанно таинственный и совершенный в Своем Божественном бытии, Трисолнечный Господь таков и в свойстве Творца мира, вследствие чего догмат о Боге как Творце источает неизреченную Божественную таинственность и относится к священным тайнам христианской веры. Из этой тайны Бог открыл нам столько, сколько нам необходимо [знать] для духовного совершенствования и спасения, а прочее сокрыто в неисследимых глубинах Божией премудрости, в неприступном свете Трисолнечного Божества, где своей удивительной сущностью обитают чудеса Божественных совершенств. Свои незримые и всегда неизреченно таинственные совершенства Троичный Господь отчасти открыл нам в сотворении видимого и невидимого Мира, что богочеловеческая мудрость Церкви кратко выразила первым членом Символа веры : «Верую во Единаго Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Такой верой в Троичного Бога как Творца всего видимого и невидимого Церковь , собственно, исповедала богооткровенную истину о том, что мир есть дело Божией воли, премудрости и силы. Кроме того, это значит, что мир не произошел сам от себя, не возник случайно и не существует от вечности. В таком учении Церкви ясно разделяются и различаются Творец и тварь, Бог и мир. Да и самое понятие о сотворении логически предполагает, с одной стороны, творящее Существо, а с другой – создаваемую тварь. Единый по естеству, Триипостасный Бог – один-единственный Творец одного-единственного мира, составляющего единое целое и состоящего из духовных, телесных и духовновещественных существ. По учению Святого Откровения, всё сотворенное Богом из ничего, призванное из небытия в бытие и составляет то, что называется миром (греч. «космос», σμος). Под миром принято также понимать землю, а в более узком смысле – человеческий род. 1. Святое Откровение Троичного Божества начинается истиной о Боге как едином Творце мира: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). На этой первой и начальной истине основывается всё Откровение Ветхого и Нового Завета. В начале всего и прежде начала всего стоит Бог, без Которого, вне Которого и вопреки Которому ничто не могло войти в существование, в бытие, в жизнь: Вся (πντα) «Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин.1:3 ). «Сотворивый всяческая есть Бог " ( Евр.3:4 ; ср.: Иов.12:9 ; Деян.4:24, 14:15, 17:24 ; Неем.9:6 ; Откр.10:6, 14:7 ), «яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая» ( Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XIX. Космология Сотворение мира – не истина философского порядка, а один из пунктов нашей веры. В.Н. Лосский §41 Творение мира из ничего – «ex nihilo» Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной бытия мира. В книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). В других текстах Священного Писания это утверждение неоднократно повторяется: «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них» ( Исх. 20:11 ); «сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» ( Деян. 14:15 ); «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём» ( Деян. 17:24 ); «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 ); «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём» ( Откр. 10:5–6 ). Эта истина, исповедуемая всеми христианами, что также зафиксировано в Символе веры , по выражению В. Н. Лосского , «подводит нас к тайне столь же бездонной, как и тайна бытия Божественного» 263 , поскольку, «чтобы допустить вне Бога и рядом с Ним что–то другое и от Него отличное, какой–то совершенно новый сюжет, также необходим «бросок» нашей веры» 264 . Учение о творении как переходе от абсолютного «ничто» к бытию неизвестно вне библейского повествования о происхождении мира. В античных космогониях мир появляется уже из чего–то, что ему предшествовало: будь то бесформенная материя, которую, созерцая вечные идеи, упорядочил Демиург 265 , или эманация Божественного 266 , в результате чего видимый мир носит характеристики какого–то изначального несовершенства, недостатка; либо есть концепции, рассматривающие возникновение мира с сугубо материалистической позиции 267 . Христианское учение о творении мира из ничего (ex nihilo) подчеркивает, что Бог не только создал видимый мир во всём многообразии форм (creatio secundo), но также сотворил первоматерию (creatio prima). Таким образом, Бог – Творец всего: и вещества, и формы. Свт. Василий Великий пишет: «Бог прежде, чем существовало что–либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие не сущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010