В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам. Однако, по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария. Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Емессы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь. По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита эмесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память ее 9 ноября), написанного св. Симеоном Метафрастом. По сказанию первого, честная глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в Емессу в новосозданную церковь в честь св. Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков. Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда преставился свт. Иоанн Златоуст.   Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи Третье обретение главы Иоанна Предтечи После утверждения православия на константинопольском соборе 842 года честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы св. Иоанна Крестителя.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь. Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы. Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы. Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

http://pravoslavie.ru/1635.html

Из обыкновенного рассказа гида я никогда бы не узнал о том, что, например, Пантеон — это вовсе не Пантеон, а храм святой Геновефы Парижской, построенный по обету Людовиком XV, на месте древней церкви, где находились мощи покровительницы города на Сене и гробницы первых христианских короля и королевы Галлии. Гора Монмартр (гора Мучеников) называется так потому, что на ней пострадал святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Лютеции (Парижа), вместе со своими спутниками. Для меня было открытием, что во Франции хранятся Терновый Венец и Туника Спасителя, гвоздь от Распятия, частицы Креста Господня, часть одеяния Пресвятой Богородицы, мощи святой Марии Магдалины, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святой царицы Елены и многие другие древние христианские святыни, каждая из которых заслуживает отдельного исследования. Наконец, я узнал, что в городе Амьен к северу от Парижа, в кафедральном соборе со времен крестовых походов хранится честная глава святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Именно об этой святыне и пойдет речь в моей статье. Из церковной истории нам известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, а 25 мая (7 июня) — третье обретение. Святитель Димитрий Ростовский, опираясь на Священное Предание и труды ранних церковных историков, приводит множество сведений о честных мощах великого Предтечи под соответствующими датами в Четьях-Минеях. После усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада надругалась над ней и не позволила предать ее погребению вместе с телом святого. Вместо этого Иродиада закопала ее в своем дворце в «бесчестном месте» 1 . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Упоминаемая евангелистом (Лк. 8, 3) Иоанна, жена Хузы, приставника царя Ирода, знала, где Иродиада закопала честную главу. Она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте. Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни имп. Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь. В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля (9.111) Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин,— в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая (7.У1).

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pror...

Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В 2013 году, когда будет праздноваться 1000-летие Лядовского монастыря, он может появиться возрожденным в полной своей красе. В честь Ватопедской иконы Божьей матери в Лядовский обители в 2009 году был построен и освящен храм на третьем этаже братского корпуса. Престольные праздники Лядовского обители: 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 10 ноября - Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей 3 февраля - Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение» 23 июля - Преподобного Антония Печерского Убранство храмов в монастыре, иконостасы, киоты, иконы изготавливаются из долговечного материала - камня и смальты. Братия монастыря, строители, каменотесы и иконописцы освоили искусство резьбы по камню и мозаику. Источник: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви Комплекс расположен на скальной террасе 90-метровой горы, возвышающейся над Днестром. К нему ведет каменистая крутая тропинка. В первой половине XVIII в. в гротах находился василианский монастырь, упраздненный в 1745 г. Ансамбль памятника состоит из трех пещерных церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы и Антония Печерского. Церкви Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы размещены в двух смежных гротах (теперь значительно разрушены) со сложной в плане конфигурацией и соединены проходом. В 1848 г. к церкви Иоанна Предтечи был пристроен придел, верхний ярус которого служил колокольней. На небольшом расстоциии от этих церквей расположен грот-церковь Антония Печерского (1894 г.). «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г., т. 2. Церковь монастыря пещерная. В церкви Иоанна Предтечи была икона «Обретение главы Иоанна Предтечи» - не старше 16-17 в.в. (Широцкий К. «На развалинах Бакоты». - Литературно-научный вестник, 1912 г., 1, с. 79).

http://sobory.ru/article/?object=23607

И в жизни, и в смерти святой Иоанн Предтеча остается для всех христиан пророком и учителем духовной жизни. Своей безупречной жизнью он показал нам, как бороться с грехом вплоть до смерти, не только из почитания справедливости и ради соблюдения Закона Божия, но и ради того, чтобы возрастать в добродетели и чистоте сердца. Поэтому всякий разум, очищенный созерцанием Закона Божия, подобно святому Иоанну Предтече, готовит путь Господу в исполненной раскаяния душе, чтобы открыть ей познание спасения (ср.: Лк. 1: 76) . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 11 сентября 2012 г.  Он был сыном Ирода Великого и четвертовластником Галилеи и Переи с 4 г. до P. X. по 39 г. по P. X., то есть именно к нему Пилат отправил Иисуса (см.: Лк. 13: 31). Добиваясь под давлением Иродиады царского титула, он отправился в Рим, но был обвинен в предательстве и казнен в Лионе.  Этот Филипп – не четвертовластник в Итурее и Трахонитиде, упоминаемый в Евангелии (см.: Лк. 3: 1), но другой сын Ирода Великого, единокровный брат Ирода Антипы.  Она была дочерью Иродиады от первого брака и впоследствии вышла замуж за тетрарха Филиппа, своего двоюродного дедушку. Ее имя не упоминается в Евангелии, однако оно известно из «Иудейских древностей» историка Иосифа Флавия (18. 5. 2–4).  Блж. Иероним пишет, что Иродиада набросилась на отрубленную голову и пронзила язык св. Иоанна ножом.  Празднуются три обретения главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе – 24 февраля, третье – 25 мая. Тело св. Иоанна было сожжено во времена Юлиана Отступника, но некоторая часть его мощей была взята из огня и передана свт. Афанасию в Александрию. Оттуда частицы мощей разошлись по всему христианскому миру. Десница Предтечи почитается в монастыре Дионисиат на Афоне, а его левая рука хранится в древнем дворце турецких султанов в Константинополе (Топкапы).

http://pravoslavie.ru/55998.html

26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. 22 червня 2007 р. 09:05 22 июня — день памяти праведного Алексия Мечева, московского старца и чудотворца [Стаття] Святой праведный Алексий Мечев был прославлен для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. В 2001 году многотысячным крестным ходом мощи святого Алексия были перенесены из моковского Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках, где служил настоятелем праведный старец. 17 червня 2007 р. 14:03 17 июня — празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским [Стаття] Среди святых, которые прославились на Вологодской земле, были князья, люди образованные и простолюдины, люди из далекого прошлого и наши старшие современники. Но всех их объединяло одно — любовь к Православию и любовь к своей Родине, к своей малой Отчизне. 6 червня 2007 р. 18:40 7 июня — третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Воля Божия состоит в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости. 25 травня 2007 р. 15:59 Братья Лихуды — основатели Славяно-греко-латинской академии [Стаття] Братья Иоанникий и Софроний Лихуды — греческие деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой Русской духовной академии. 11 травня 2007 р. 19:51 12 мая память святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших [Стаття] Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива. По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

На последние две церкви имеются храмозданные грамоты. В грамоте на временную Владимирскую церковь, данной в 1754 году Платоном, Епископом Владимирским и Яропольским, говорится о пожаре, бывшем в Панове 1740 году, что в этом пожаре погибла их первая деревянная церковь в честь Владимирской Божьей Матери, — что эта первая церковь в Панове существовала из давних лет, и что жители села Панова были тогда крепостными крестьянами Генерала Ивана Васильевича Гурьева. Предтеченский храм построения 1759 года существовал в Панове более ста лет, именно до 18 Апреля 1876 года, но уже с 1862 года он начал угрожать падением и разрушением, что побудило Пановцев тогда же принять меры к поддержанию падающего храма: они положили с 1862 года откладывать на поправку церкви деньги с арендных мирских статей — мельницы, питейного дома и части полей и в тоже время обратились с просьбой к Епархиальному начальству о выдаче сборной книги на поправку церкви. Просьба была удовлетворена. Арендные статьи дали за год до 200 рублей, а сборная книга за тот же год дала втрое более.  Видя существенную пользу от сборной книги Пановцы по истечении годичного срока просят Епархиальное начальство о выдаче им другой, затем на следующий год третьей сборной книги и т. д. по порядку годов. В течение 18 лет сбора по книге получено 9694 руб. 48 коп. Сборщиками были села Панова-Осанова крестьяне Филипп Иванов Казаков и Павел Денисов Шилов, — люди трезвые и честные. Они производили сбор не только по Нижегородской епархии, но и по другим пограничным епархиям, испрашивая на это позволения и разрешения тамошнего епархиального начальства. Тысячные суммы, приносимые сборщиками на поправку старой церкви, навели Пановцев на мысль: построить на эти деньги новый храм, а зданию старой церкви дать другое назначение. В Январе 1866 года они обратились к Епархиальному начальству с прошением о разрешении им строить новую церковь двупрестольную: главный храм в прежнее наименование св. Иоанна Предтечи, а трапезный придельный во имя св. Николая Чудотворца. Разрешение и благословение дано тогда же с правом продолжать сбор с книгой уже на сооружение нового храма во имя Крестителя Господня Иоанна.

http://sobory.ru/article/?object=52668

В 1897 году Вознесенский храм был назван главным храмом города. Вот что сообщали об этом клировые ведомости 1901 года: «Построен в 1888 году на месте сгоревшей деревянной церкви старанием комитета под председательством Преосвященства преосвященного Георгия, Епископа Забайкальского и Нерчинского, изложенной в 1897 году на годовом отчете благочинного указано: считать главным храмом Вознесенский собор, а другие приписным к нему. Зданием каменной одноэтажный с таковою же колокольней. В нем при престоле: главный в имя Вознесения Господня, освящен 19 сентября 1888 года, в приделах с южной стороны во имя Третьего обретения главы Иоанна Предтечи, освящен 17 сентября 1895 года с северной стороны во имя Святителя Иннокентия Иркутского чудотворца, освящен 18 сентября 1895. Утварью и богослужебными книгами пользуется из приписной Покровской церкви». В 1893 г. в приходе 2888 душ обоего пола. Жалованье священника 160 руб. в год. Руги от крестьян 20 пудов. Земли сенокосной на весь причт 55 десятин. При соборе была Вознесенско – Троицкая церковно-приходская школа. В начале ХХ века вокруг храма была выстроена каменная ограда с деревянными решетками. После революции, в 20 годах. Храм был упразднен и использовался различными организациями. За это время были утрачены деревянные глухие главки и покрытия кровель. Собор закрыт постановлением Президиума ЦИК БМАССР за от 16 апреля 1935 г. Вновь православный приход зарегистрирован 19 марта 1996 г. Собор передан в пользование Православной Церкви приказом Министерства культуры РБ за 110 от 14 мая 1999 г. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Источник информации:  Улан-Удэнская и Бурятская епархия Официальный сайт Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

http://sobory.ru/article/?object=14365

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010