Господи воззвах



  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Раннехристианская и византийская экзегетика, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Предваряет Страстную Седмицу Лазарева Суббота. Господь воскрешает Четверодневного Лазаря во образ Своего Воскресения: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носящее, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» (тропарь Лазаревой Субботы и Недели Ваий) . Вторая тема звучит в Неделю Ваий – это тема Креста: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше крест Твой, глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» (стихира на «Господи воззвах») . Мы видим, как в этих двух песнопениях разрушается историчность повествования, и как гимнограф, и все молящиеся в храме из года в года, из века в век переживают здесь и сейчас эти события I века по Р. Х. : «и мы... вопием», «нас собра, и вси... глаголем». Это непосредственное участие гимнографа, всех верующих и даже всей вселенной (природы, небесных светил, душ живых и умерших) в происходящем будет в полной мере свойственно всем песнопениям Страстной Седмицы. Гимнографическое наполнение служб первых трёх дней Страстной Седмицы определяют богослужебные чтения. Это ... далее ...
Введение во храм Пресвятой Богородицы, Служба ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Служба Введению во храм пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Каждая из двух групп стихир, принадлежа, несомненно, разным авторам, заключает свой законченный круг мыслей. В первой группе 1-я стихира «Днесь вернии», исходя из общего значения события, как приведения пресв. Девы ко Господу, сравнивает Ее со скинией и ковчегом завета и занимается исключительно отношением Ее к Богу, для Которого Она явилась жилищем (Из людей упоминается здесь Захария, но именно как святитель Божий) . 2-я стихира «Днесь храм», исходя из факта введения пресв. Девы именно во храм, сравнивает Ее уже с храмом и определяет Ея положение среди людей и отношение к ней людей, сначала только наиболее близких к ней (родителей и сверстниц) ; и об отношении пресв. Девы к Богу здесь говорится с людской точки зрения: Она в заключение стихиры именуется Материю Божией, а в предыдущей стихире – жилищем Божиим. 3-я стихира «Ты пророков» рисует значение пресв. Девы для всего в совокупности человечества. Вторая группа стихир более первой занимается самым событием, выясняя Его многостороннее значение как для человечества, так и в отношении к Богу. 1-я стихира из этой группы «Во святых святая» не ... далее ...
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯИскать в Источникеazbyka.ru
... 168. Совершение данной Литургии в других случаях, например ради погребения или поминовения усопших, будет недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой. Именно потому, что Литургия Преждеосвященных Даров не может быть заупокойной, в ее чинопоследовании не предусматривается произнесение заупокойной ектении и присоединение каких-либо заупокойных песнопений (за исключением стихиры на вечерне на «Господи, воззвах» в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц, поскольку в субботы этих седмиц совершается поминовение усопших) . Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 6 февраля) . 137 В 2018 году богослужение вторника и среды 1-й седмицы имеет ряд особенностей, вызванных совершением в этот день службы двум святым. Поскольку первая седмица поста в структуре «Богослужебных указаний» является образцом для вседневных служб св. Четыредесятницы, при описании утрени ... далее ...
За жизнь мира, Часть 3 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нас вместе вернуться, прежде всего, к началу творения и к благодарению о нем. Это первая тема вечерни. Однако сам этот возврат к началу раскрывает нам меру отпадения человека от Бога, меру того зла, в котором по слову Апостола «мир лежит», всю бездонную печаль греха. Отсюда вторая тема, или, лучше, второй опыт вечерни. После благодарности и славословия, наш грех и раскаяние в нем. Тушатся в храме огни. Закрываются царские врата. Предстоятель снимает верхнее облачение. Нагой, страждущий, грехом смертельно раненый, человек плачет за воротами рая и из своего изгнания он обращается к Богу: «Господи, воззвах к Тебе... Из глубины воззвах к Тебе, Господи... » И этот псалом отчаяния и раскаяния воспеваем мы не только от себя и о себе, а от лица всего мира и от всех людей. Мы совершаем ходатайство о мире, заповеданное нам. Это призвание Церкви – молиться о мире и ходатайствовать о нем, часто ослабевает в Церкви, как если бы спасал Христос от мира, а не мир, как если бы единственной заботой Церкви была забота о «пастве». Нет, мы должны помнить, что и забота о пастве состоит в том, чтобы «поступали мы в мире сем как Христос» (и, это значит, не считали эгоистически Церковь служащей ... далее ...
3 июня 1976 - Православный Церковный календарьИскать в Источникеazbyka.ru
... Христа на небо, во славу Отца Своего. Этот путь, окончившийся восшествием Его ко Отцу ( Ин. 20: 17 ) и восприятием небесной славы, которую Он имел по Божеству Своему прежде бытия мира ( Ин. 17: 5 ) , предначинался Его страданиями. Восшедший превыше всех небес... ► Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева) . Возлюбленные мои слушатели! Не знаю, как назвать нынешний праздник Вознесения Господня: радостным ли праздником, или плачевным? Назвал бы его радостным праздником, но вот я вижу святых апостолов плачущими и сетующими, о чем свидетельствует и церковь, воспевая в стихирах на «Господи, воззвах» следующее: «Господи, апостоли яко видеша Тя на облацех возносима... Проповедь святителя Филарета Московского. А мне удивительным кажется то, что вы, светоносные мужи, вопрошаете сих мужей Галилейских, для чего смотрят они на небо. Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено их сокровище, куда взята их надежда и радость, где жизнь их сокрылась? Если бы теперь смотрели... ► Проповедь протоиерея Родиона Путятина. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на Небо... ( Мк. 16: 19 ) . Вы, слушатели-христиане, по смерти своей желаете ли на Небо, ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том II. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 2-й кафизме ) . Как видим, очень сильно оттеняется эта мысль о страхе, о неприступности. Еще более останавливаемся на ней потому, что преображение связывается с другими славными и страшными моментами: ВОСКРЕСЕНИЕМ, ВОЗНЕСЕНИЕМ И ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ. С другой стороны, Господь преображением хотел показать славу воскресения, последующего за Его страданиями. Поэтому поет Церковь: – Прежде Креста Твоего, Господи, Ты преобразился пред учениками, да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих; посему и обнаружил последующую славу, показати хотя (желая) Воскресения светлость (стихира на «Господи, воззвах») . Предуказывается и на вознесение: да увериши славное строение Твое, Христе Боже, яко Сый прежде век, и Тойже на облаце восхождение (вознесение) положивый, на Фаворе неизреченно просиял еси ( тропарь 4-й песни 1-го канона ) . Чтобы немного приблизить к пониманию это ощущение «страха неприступности» приблизившегося Бога, дерзну припомнить одно переживание из моей такой маленькой, такой новоначальной жизни. …Это было в первые месяцы пламенного юного монашества… (Увы, где оно?!) Тогда еще горячо молилось… И вот однажды на вечерней молитве душа так раскрылась навстречу ... далее ...
Византийская литургия: историко-литургическое ...Искать в Источникеazbyka.ru
... службе? Известно, что во многих храмах богомольцы по окончании вечернего богослужения целуют многие иконы. Также непонятно, почему устав указывает в понедельник выходить из церкви «со всяким безмолвием», т. е. с абсолютным молчанием, и, идучи в келию или на работу, не разговаривать друг с другом. Оба указания относятся к Четыредесятнице, и потому они оказались «вкрапленными» в киноварный текст богослужений. Во всей житийной палестинской письменности днем возвращения отшельников в свои монастыри указывается Суббота ваий, или, что то же, Лазарева. В пятницу Недели ваий первая стихира на «Господи, воззвах» начинается словами: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу». Этими же словами начинается стихира, следующая за славником на «Господи, воззвах». Что. же касается начала периода Четыредесятницы, то эта дата подвергалась перестановке. Самая ранняя дата встречается в житии преп. Евфимия. Евфимий, будучи пресвитером Мелитинской церкви (Мелитина – главный город Второй Армении) , «во дни Святой Четыредесятницы удалялся в гору близ города… Эту пустыню он любил (?) от дня святых Богоявлений до праздника Пасхи, подражая любомудрию Илии и Иоанна» 808. Но находя, что забота о ... далее ...
Письма из Сарова - читать, скачать - митрополит ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Вчера в 6 часов вечера началось торжественное всенощное бдение. В собор Успенский впускали особенно как-то строго... Отсюда в дверях страшная теснота и давка. И я, хотя назначен был в служение, едва-едва попал внутрь собора... К самому началу богослужения изволили пожаловать Их Величества и Особы Царской Фамилии. Собор был наполнен лицами Государевой свиты, дворянством, земскими начальниками, старшинами, хоругвеносцами, приезжей интеллигенцией, духовенством... Чудное пение митрополичьего хора действительно способно было приподнимать еще выше и без того уже приподнятое настроение. На «Господи воззвах» пели уже стихиры Преподобному по изданной пока не для продажи службе ему. Некоторые из стихир здесь же в Сарове, были положены на ноты регентом И. Я. Терновым... Но вот приблизилось время выхода на литию... При пении литийных стихир двинулась из Успенского собора в церковь Зосимы и Савватия процессия. Впереди несли фонари и хоругви, далее шли парами певчие и белое духовенство, за ними оо. архимандриты. Процессию заключали преосвященные Владыки. За ними изволили следовать Их Величества и Их Высочества, а также лица Государевой свиты. С колокольни все время раздается чудный ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том I. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на утрене и оканчивается Трисвятым: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас». Если же славословие не поется, но читается, оно оканчивается молением: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». В основе великого славословия лежит песнь, воспетая ангелами при Рождестве Христовом ( Лк. 2: 14 ) . Стихира (греч. «многостишие») – священное песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большей частью предваряемых стихами из Священного Писания. По различию стихов Писания, предваряющих стихиры, они бывают трех видов: «стихиры на «Господи, воззвах», которые поются на вечерне после 140-го псалма («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя») ; 2 (стихиры стиховны, или на стиховне, предваряемые стихами из разных книг Священною Писания соответственно воспоминанию дня или памяти святого; поются в конце вечерни и в конце утрени, когда нет великого праздника; 3) стихиры на хвалитех, или хвалитны, то есть те, которым предшествуют стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150-го, где часто встречается слово «хвалите»; поются в конце утрени. Страстная седмица (церковнослав. страсть – страдание) – посвящена воспоминанию ... далее ...
Успение Пресвятой Богородицы, Раздел 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Служба Успению Пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Как начальные песнопения службы, эти стихиры изображают самую суть события, полагая ее в том, что успение Богородицы, как носительницы жизни ( 1-я « О дивное чудо » ) , как престола Божия ( 2-я « Дивны твоя тайны » ) , могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо, почему событие ( 3-я « Твое славят успение » ) – и в этом его основное значение – вызвало прославление и радость о себе ангелов и людей со всем чиноначалием тех и других. Заключительная стихира « Богоначальным мановением » дает картину события в самых основных, но наиболее поразительных чертах по его видимой, но преимущественно невидимой стороне (участие ангелов в погребении наряду с апостолами) , заканчиваясь молитвою к Усопшей о непрестанном сохранении и спасении нового Ее народа. Столь исчерпывающее прославление события дает одна эта – первая лишь – группа праздничных песен. Самогласны, глас 1 О ди́вное чýдо: Истóчник Жи́зни во грóбе полага́ется, и лéствица к небеси́ гроб быва́ет: весели́ся, Гефсима́ние, Богорóдичен святы́й дóме. Возопиéм, вéрнии, Гаврии́ла имýще чинонача́льника: Благода́тная, ра́дуйся, с Тобóю ... далее ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Постоянная ссылка на эту страницу: Господи воззвах
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"